Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Ритмы на барабанах

Барабанная установка – это не просто часть ритм-секции, скомбинировав которую с бас гитарой, можно получить насыщенный звук для настоящих гурманов. Игра на барабанах – это то, чему можно научиться, не выходя из дома. Естественно, для этого необходимо иметь барабанную установку, а также желание самостоятельно заниматься и терпение. Хорошо потрудившись, вскоре можно будет удивить друзей и близких своими музыкальными умениями.

  1. Из чего состоит барабанная установка?
  2. Ритмический рисунок 1-1
  3. Ритмический рисунок 1-2
  4. Ритмический рисунок 2-2
  5. Видео-урок “Ритмы на барабанах”

Из чего состоит барабанная установка?

Барабанная установка имеет несколько видов тарелок: тарелка hi hat (состоит из верхней и нижней тарелок), тарелка crash, тарелка ride. Каждая из тарелок предназначена для извлечения различных по высоте и характеру звуков. Кроме того, существует несколько видов барабанов, которые есть в наличии практически в каждой барабанной установке – Snare, малый Tom, средний Tom, напольный Tom, бочка. Также барабанная установка имеет кардан, на котором играют двумя ногами. Используя различные тарелки, барабаны и кардан музыканты исполняются разные ритмические рисунки.

Ритмический рисунок 1-1

Для того чтобы понять и выучить любой ритм, необходимо детально разобрать его структуру. Данный ритм играется четвертыми. Используйте hi hat и бочку для того, чтобы сыграть данный ритмический рисунок.

Ритмический рисунок 1-2

Данный ритм является усложненным вариантом предыдущего ритмического рисунка. Суть различия заключается в том, что в ритмическом рисунке № 1 бочка играется один раз, а во втором ритме бочка играется два раза.

Ритмический рисунок 2-2

Этот вариант ритма является наиболее сложным из трех представленных. На каждый удар после рабочего идет двойной удар бочкой. Необходимо запомнить, что бочка всегда играет двойные удары.

Видео-урок “Ритмы на барабанах”

Умение играть на барабанах – это прекрасное хобби, которое позднее может перерасти в настоящее призвание. Освоить игру на барабанах несложно, необходимо запастись терпением, а также много упражняться на барабанной установке, которая находится дома или на репетиционной базе. Данный видео урок описывает основные ритмические рисунки для роковой школы барабанов. Блюзовая или джазовая школа игры отличаются от представленной в уроке.

Партия ударных или как подобрать ритм к песне?

Как подобрать ритм для песни? Какая должна быть партия ударных? Как грамотно и правильно это сделать?

С такими вопросами сталкиваются начинающие барабанщики, когда им приходится придумывать партию барабанов . С такой задачей сталкивается любой барабанщик в группе, потому что своей игрой он должен подчеркнуть пульсацию произведения. Игра в группе подразумевает командную работу, когда один инструмент дополняет другой, а не «кто в лес, кто по дрова».

В этой статье я дам советы общего плана, а в конце её вы увидите фрагмент мастер-класса Сергея Навального и вам станет понятно, что к чему. В данном случае поговорка «лучше один раз увидеть» очень уместна. Итак:

Партия ударных или как подобрать ритм к песне?

При подборе партии ударных всегда нужно брать во внимание:

  • замысел автора произведения
  • жанр музыки
  • стиль произведения

Но даже, когда вам становится ясно, что вы будете — играть поп, рок, джаз или техно, нужно определиться с самим рисунком ритма, а значит, нужно вникнуть в метроритм песни , определить, где у неё сильные и слабые доли. Сначала вы подбираете основной ритмический рисунок.

Затем, когда основной рисунок подобран, можно приступать к украшениям основной партии. Безусловно, её нужно разнообразить и здесь принцип такой:

  • Барабаны должны подчеркивать ритм.
  • В тех местах произведения, где нет движения, нужно создать его с помощью брейков и небольших сбивок.
  • Нужно определиться с динамикой песни, определить, где кульминация.
  • Нужно определиться с формой песни, где вступление, где припев, где развитие темы, а где повторение.

Украшения и разнообразие партии барабанов (ударных) — это невозможно сделать, если не понимать структуру произведения. Поэтому, все больше и больше вникая в пьесу, у вас должно формироваться представление о своей партии.

Например, во вступлении вы играете по хай-хету, затем подключается бочка и барабан с основным ритмом. После третьего куплета идет кульминация, вам нужно будет дать больше звука. Здесь в ход пойдут тарелки.

Затем будет динамический спад, и вы вернетесь к основному ритму, в конце снова будет кач, и на всех парах «мы помчимся к всеобщему благоденствию2. То есть, в коде будет большая жирная точка, много звука и много сбивок.

Вот так у вас появляется общая картина динамического развития пьесы. Когда это есть, теперь вам придется поработать над выразительными средствами. Какую часть, как именно вы играете, каким приемом, каким ритмом, где делаются акценты и т.д.

В общем, объяснять на словах, как это все делается, достаточно трудно, поэтому предлагаю посмотреть кусочек из мастер-класса Сергея Наветного.

Хотите знать больше и играть лучше, рекомендую вам книгу
«ШПАРГАЛКА БАРАБАНЩИКА»
и прилагающийся к ней бонус «Секретное оружие современного барабанщика»

Сочинение и обработка хип-хоп ударных

Всем привет Друзья! Меня зовут ArtIss, я битмейкер и саунд продюсер. За свой долгий период музыкального творчества у меня накопился не большой опыт, который заключается в навыках работы и создания hip hop production, так как это именно тот жанр, с которого я начинал заниматься аранжировкой и работой со звуком в целом.

Я начну серию своих статей — туториалов с работы над ударными. Почему с них? Потому что на ряду с бас линией — это основа любой композиции не только в хип-хопе. Если ваши ударные не будут мощными и качающими, то трек никогда не получится отличным. Хорошие ударные – залог успешного production.

Поиск идеи

Музыкальная основа так сказать. Это не панацея, можно и не начинать работу с выстраивания партии ударных, я лишь предлагаю свои методы работы. В нашем примере за основу идеи взят гитарный фрагмент. Загружаем его В FL studio 10, На наш взгляд очень удобного секвенсора для создания хип-хоп битов. Вы же можете использовать любую удобную для вас рабочую станцию.


Рис. 1
Гитара сэмпл — скачать

Ритмическая основа

Выстраиваем темп проект 86bpm и cоставляем следующую партию из двух тактов ударных, основных на Бочке и рабочем барабане. Я советую составлять двух тактовые партии ударных, так как это классический вариант грува в хип-хопе. Именно два такта позволяют создать повторяющийся характер и не казаться в тоже время однообразным.


Рис. 2
Основа Ритм — скачать

Бочка и Снэйр

Наши Бочка и Снэйр звучат вяло и неинтересно, поэтому мы займемся наслоением ударных. Именно правильно подобранные по тембру ударные инструменты позволяют зазвучать целостно и мощно нашему биту.

Рис. 3
Наслоение ударных — скачать

Партия хэтов

Займемся партией хэтов! Это самое сложная часть. Так как любое человеческое ухо быcтро отличит ровный по квантизации и велосити ударные, поэтому запомните правило: не может быть 100% ровной по громкости партии хэтов. Также можете экспериментировать с привязкой. Попробуйте различные квантайз-шаблоны, которых хваетает в Flstudio
Мы создали две партии хэтов: одна партия играет шестнадцатыми пульсирующий ритм (рис. 4) Другая задает так называемое ощущение офф бит, которое задает кач (рис. 4(1)). Очень советую пользоваться нотами-призраками — это очень тихие ноты, которые придают нашем партиям ударных живое ощущения и в целом звучат более интересно.
Так же мы довавили на каждый второй снэйр тоже очень тихие ноты, в итоге получили вот такую партию ударных вместе с перкуссией.

Читайте также  Группа Пневмослон выпустила новый альбом

Рис 4(1) Перкуссия — скачать

Луп ударных

Но это не все. Наши ударные все рано звучат мене живо и интересно, и мы добавим луп ударных, но предварительно его отфильтруем: срежем весь низ до 600ГЦ. Для этого я пользовался стандартным Fruity EQ 2. Это прием очень любит RZA. Таким образом, мы добиваемся большей плотности, и в итоге наши ударные звучат более живо и интересно.

Компрессия ударных

Теперь добавим немного компресси на ударных. Бочке нужна большая атака, потому мы настраиваем компрессор с атакой около 20ms и коротким релизом. Также мы усилим эвалайзером в районе 120ГЦ для добавления мощи и 3КГЦ для добаления тела и убавим около 300 ГЦ — что бы убрать мутность. Снэйр мы тоже немного скомпресируем и уберем не много в районе 270 Гц и срежем все, что ниже 70 ГЦ (нам не нужен низ на рабочем барабане), а затем добавим середины около 1 кГЦ. В хэтах мы срежем все, что ниже 900Гц. После мы отправим в общую группу все инструменты ударных, скомпресируем немного и добавим немного высоких. В итоге наши ударные зазвучат вот так:

Аудио чоппинг и бас

Осталось только сделать аудио-чоппинг нашего гитарного лупа и сочинить бас-линию. Я использовал Trillogy, но вы можете пользоваться любым удобным для вас инструментом для создания басовой партии. И вот финальный результат
Трек — скачать

Если есть какие-либо вопросы — я с радостью на них отвечу в комментариях.

Аранжировка ударных инструментов на компьютере

П А В Е Л Ж И В А Й К И Н
(На основе статей для журнала «Звукорежиссер»)

Аранжировка на компьютере простых партий ударных инструментов (5-6 тембров, звучащих через один синтезатор или сэмплер) не содержит каких-то сложных элементов. Вы работаете с ними, как с любым другим инструментом – роялем, басом и т.д. Но в современной музыке (и академической, и популярной, и джазовой) ударным отводится большое место – обычно их больше десятка, и они исполняют сложные ритмические фигуры. Кроме того, для их озвучивания порой используется не один, а два, три и больше звуковых модулей. И тогда работа без специальных приемов и редакторов, предназначенных именно для ударных, становится сложной и утомительной.

Флейта и бубен – найдите пять отличий

Для начала вспомним, что дарные инструменты имеют ряд особенностей, которые выделяют их в ряду других музыкальных инструментов. Кратко перечислим их, поскольку эти особенности придется учитывать в будущей работе.

1. Почти все ударные инструменты не имеют фиксированной высоты звука – в музыкальном понимании.

Разумеется, многие из них можно подстроить в определенных рамках. Например, можно натянуть кожу барабана (повысить тон) или отпустить ее (понизить). Но настраивать их на определенную тональность, и тем более, следовать за изменением гармонической схемы нет необходимости. Литавры и некоторые другие ударные, у которых высота звучания имеет значение с точки зрения тональности, с точки зрения аранжировки вернее будет отнести к прочим звуковысотным инструментам, нежели к группе ударных. Здесь важнее музыкальная функция инструмента, а не приемы игры на нем.

2. Ударные инструменты практически во всех музыкальных стилях играют, используя определенные ритмические рисунки — шаблоны.

Причем, в каждом стиле имеется не очень большой набор таких рисунков. А в конкретной пьесе используется и вовсе только несколько из них. В меньшей степени это относится к классической музыке, но и там во многих случаях, ударными инструментами исполняются в основном повторяющиеся ритмические фигуры.

3. Длина звука после исполнения ноты у большинства ударных инструментов зависит от их конструкции, а не от исполнителя.

Конечно, можно закрыть хай-хэт, схватить рукой тарелку, положить ладонь на кожу барабана – но этим и ограничиваются возможности музыканта.

Учитывая первую особенность, большинство синтезаторов, звуковых модулей и звуковых карт устроены так, что на них можно играть одновременно звуками совершенно разных ударных инструментов – то есть каждой клавише соответствует свой ударный инструмент.

Запомним это и рассмотрим, как можно записывать партии для ударных инструментов (не нотами, а в студии на секвенсоре или магнитофоне).

Можно записывать “живые” ударные, используя традиционную технологию: барабанщик играет обычных ударных инструментах – а с микрофона на ленту или жесткий диск записывается его партия.

Можно записать партию барабанов MIDI-нотами в секвенсоре, а затем воспроизводить ее через звуковую карту или звуковой модуль. В данном контексте не зависит, как была записана эта партия – колотил ли обычный барабанщик по “блинам” (MIDI-контроллерам), наигрывал ли ее “клавишник” на подключенной MIDI-клавиатуре, или вообще все ноты были нарисованы мышкой в каком-нибудь MIDI-редакторе.

Запрограммировать партию ударных на специализированном синтезаторе-секвенсоре (в этом случае эту партию иногда вообще невозможно представить в нотном виде).

Использовать готовый “луп” — записанный заранее небольшой фрагмент партии ударных в соответствующем стиле. Такой фрагмент может быть и очень коротким (один такт), и достаточно длинным (целый квадрат).

Иногда используется сочетание двух или трех этих способов. Например, в качестве основного рисунка используется “луп”. Затем в некоторые такты вносят разнообразие наложив на “луп” брейки, записанные в MIDI-секвенсоре. И наконец, для “оживления” некоторые инструменты (особенно, какие-нибудь экзотические) записываются с микрофона.

Первый из приведенных выше методов записи ударных для компьютерной аранжировки не представляет интереса – здесь вся работа отведена обычным аранжировщику и исполнителю.

В третьем способе определяющую роль играет технология конкретного инструмента – какие-то общие рекомендации дать трудно.

А в четвертом методе аранжировка заменяется элементарным перебором различных “лупов” и вырезанием из них нужных фрагментов.

Поэтому в этой статье основное внимание будет уделено второму методу – записи ударных с помощью MIDI-секвенсора.

Дайте что ли карты в руки

Какой из множества распространенных секвенсоров будет применяться для аранжировки ударных, с точки зрения музыки значения не имеет – полученная MIDI-партия через любой секвенсор будет исполняться одинаково. Но с точки зрения удобства работы над ней, с точки зрения возможностей редактирования, больший интерес представляет собой программа Cubase, в которой ударные инструменты можно выделить в отдельный класс и редактировать специально предназначенным для них редактором Drum Editor.

Обычно MIDI-партии в программе Cubase записываются на MIDI-треки. В спецификации General MIDI для ударных выделен канал под номером 10. Но это не означает, что другие MIDI-каналы нельзя использовать для ударных инструментов – данное ограничение имеет смысл только тогда, когда вам необходимо, чтобы ваша аранжировка была совместима с любым синтезатором или звуковой картой, поддерживающими протокол GM.

Рис. 1

На Рис. 1 изображены все возможные виды треков в программе Cubase, а барабанный трек выделен. Любой MIDI-трек может быть преобразован в барабанный и на оборот, но преобразования эти делаются на основе специальной инструкции – карты ударных инструментов Drum Map. Что это такое и для чего она нужна?

Читайте также  Woodkid сдержал слово и выпустил сингл

Как уже отмечалось раньше в большинстве синтезаторов каждому тембру (инструменту) ударных соответствует своя клавиша на MIDI-клавиатуре, и соответственно – свой номер MIDI-ноты. Но у разных моделей синтезаторов одинаковым нотам могут соответствовать (и – увы! – соответствуют) разные инструменты. Поэтому при работе с обычным MIDI-редактором вы должны помнить, что у такого-то модуля си-бемоль первой октавы – это хэт, а ре-диез третьей – это конга.

Но если вы загрузите в Cubase карту Drum Map для соответствующего синтезатора или сэмплера, при открытии барабанного редактора вы увидите названия именно тех тембров, что были прописаны в вашем инструменте.

Рис. 2

Например, на Рис. 2 и 3 видна одна и та же партия ударных, с разными загруженными картами Drum Map для звуковых модулей семейства Alesis (2 – набор Dry Acoustic, 3 — набор New World). Такие карты для синтезаторов самых распространенных моделей поставляются в комплекте с программой Cubase.

Рис. 3

Вообще-то, любую партию любого MIDI-трека можно открыть в барабанном редакторе. На первый взгляд имеются только два отличия от вида этой партии в традиционном MIDI-редакторе типа Piano-Roll (Рис. 4). Во-первых, слева находятся названия барабанов, а не фортепианная клавиатура. А во-вторых, не зависимо от ее длины каждая нота обозначается небольшим ромбиком (цвет соответствует громкости ноты – параметру Velocity). Ну, первое – удобно и логично, а по поводу второго отличия уже отмечалось, что длина сыгранной в реальном времени ноты почти никогда не соответствует длине ее звучания. Если вы нажали ноту, соответствующую большому барабану, и удерживаете ее хоть целый такт – все равно услышите короткий удар.

Рис. 4

Вы можете создать свою собственную карту Drum Map или отредактировать уже существующую и сохранить ее под собственным именем. Мне, например, неудобно работать с барабанной партией, “стоящей на голове” – как в примерах 2 и 3, хотя я и использую Alesis. Кроме того, при работе со стандартным набором ударных – установка плюс обычные перкашн – бывает удобно разделить все инструменты на несколько групп: барабаны, “железо” и т.д. (рис. 5).

Рис. 5

Но основное преимущество использования Drum-треков вы получаете при работе со сложными барабанными партиями и несколькими различными звуковыми синтезаторами. В этом случае приходится одни звуки (скажем, малый барабан) играть через Alesis, другие (допустим, бочку) – через Akai и т.д. При этом соответствующие ноты должны играться по разным MIDI-каналам. Да еще хорошо бы при этом можно было быстро подставлять под соответствующие ноты разные варианты (один, второй, третий малый барабан и т.д.)!

В этом, пожалуй, и заключается основные преимущества работы с Drum-треками и Drum-редактором. Он позволяет это делать так, что вы почти не отвлекаетесь на переключение между разными синтезаторами и их тембрами, а целиком занимаетесь творческим поиском.

Дело в том, что в карте Drum Map каждому барабану соответствует не только собственное имя, но и несколько важных параметров (рис. 6). Например, в колонке I-Note стоит тот номер MIDI- ноты, под каким она была записана в секвенсоре. А в колонке O-Note может стоять другой – тот, который реально будет посылаться на соответствующий MIDI-порт (кстати, их на рис. 6 – пять разных). Поэтому вы имеете возможность редактировать барабанную партию в удобном и привычном для вас виде, а реально на каждый синтезатор будут посылаться те номера нот, на которые они запрограммированы.

Рис. 6

Деньги на “бочку” (то есть, предназначенные для покупки больщого барабана)

Ну, а теперь рассмотрим эти возможности на конкретном примере. Допустим, у нас имеется три условных синтезатора с превосходными звуками ударных. Ноты, которые соответствуют аналогичным ударным инструментам (для краткости были выбраны только “бочка”, малый, хэт и тарелки), у них естественно разные – как и различно количество однотипных тембров. Скажем у синтезатора 1 имеется шесть вариантов бочки, а у синтезатора 2 – только четыре (Табл. 1).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: