Знаки сокращения нотной записи

Знаки сокращения нотной записи

Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания большого количества добавочных линий, усложняющих читку нот. Перенос на октаву вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.

б) знак повтрения — реприза — употребляется при повторени какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого, произведения, например народной песни.

Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная скобка. Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения: 1. и 2., что значит — первая вольта и вторая вольта, то есть для первого раза и второго раза.

в) Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть, являющаяся буквальным повторением первой части, не выписывается, то взамен этого в конце второй части пишут: Da capo al fine, что значит — с начала до слова конец, а конце первой части пишут слово — Fine (конец). Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тактом, с которого должно начаться повторение, ставят знак: (segno), а в конце второй части пишут: Dal segno al fine, что значит: от знака (сенио) до конца.

При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кода означает заключение).

1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак:

2. При повторении какой-либо мелодической вигуры в одном такте один или несколько раз ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей

3.Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:

4. Тремоло (tremolo) — быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков или созвучий — пишется следующим образом:

При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.

5. Для удвоения данного звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 — это значит, что данный звук следует удвоить в октаву. Например:

При сплошных удвоениях в октаву пишется: all’8va — удвоения вверх и all’8va bassa — удвоения вниз.

презентация «Знаки сокращения в нотном письме»
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Открывая любое музыкальное произведение, исполнитель видит нотный текст. Ему понятны все знаки — от нот, до знаков сокращения или мелизмов. Но начинающим музыкантам не всегда запоминаются сразу все знаки, поэтому я советую посмотреть данную презентацию. Пусть она будет, как школьная шпаргалка, только в этом случае-музыкальная!

Скачать:

Вложение Размер
znaki_sokrashcheniya_v_notnom_pisme.ppt 541 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ В НОТНОМ ПИСЬМЕ Подготовила Косарева Валерия Николаевна преподаватель теоретических дисциплин МАУ ДО «ДШИ им. С.В.Рахманинова» г.Старая Русса

ЗНАКИ СОКРАЩЁННОГО НОТНОГО ПИСЬМА – ЭТО ЗНАКИ, УПРОЩАЮЩИЕ НОТНУЮ ЗАПИСЬ ЗНАК ОКТАВЫ:

РЕПРИЗА (ОТ ФР. REPRISE – ПОВТОРЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ) – ПОВТОРЕНИЕ КАКОГО-ЛИБО РАЗДЕЛА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ОБОЗНАЧАЕТСЯ УСЛОВНЫМ ЗНАКОМ, КОТОРЫЙ СТАВИТСЯ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ РАЗДЕЛА. РЕПРИЗА:

ВОЛЬТА (ИТ. VOLTA – РАЗ) – ЗНАК, УКАЗЫВАЮЩИЙ НА ПОВТОРЕНИЕ ЧАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ДРУГИМ ОКОНЧАНИЕМ ВОЛЬТА: В МУЗЫКЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ РАЗДЕЛЫ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЛИШЬ ПОСЛЕДНИМИ ТАКТАМИ, ПОЭТОМУ ИХ ЧАСТО НЕ ЗАПИСЫВАТЬ ПОЛНОСТЬЮ, А ДЕЛАЮТ СОКРАЩЕНИЕ. ДЛЯ ЭТОГО ПРИМЕНЯЕТСЯ ВОЛЬТА В СОЧЕТАНИИ СО ЗНАКОМ РЕПРИЗЫ. ПРИ ПОВТОРЕНИИ РАЗДЕЛА ИСПОЛНИТЕЛЬ ДОЛЖЕН, ПРОПУСКАЯ ВОЛЬТУ №1, ПЕРЕЙТИ НА ВОЛЬТУ №2.

DA CAPO : читается как Da capo al Fine, что в переводе с итальянского значит «С начала до слова «Конец». В этом случае нужно вернуться на самое начало произведения и доиграть до слова “Fine”. Обычно это бывает, когда повторяется целая часть пьесы, и чтобы ее еще раз не выписывать, делают именно так. На музыкальном жаргоне такая форма музыкального произведения называется «Da capo». Встречаются случаи, когда нужно, повторив один отрезок, перейти на другой. Например, может встретиться надпись «Da capo al segno e Coda», что будет означать: «Сыграть с начала до сэньо и перейти на Коду». Кодой называют окончание произведения. Иногда это и довольно большой отрезок. Он обязательно будет отмечен словом «Coda».

СЭНЬО « » (ОТ ИТ. « segno » — ЗНАК) СТАВИТСЯ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПЬЕСУ НАДО ПОВТОРИТЬ, ПРОПУСКАЯ ОПРЕДЕЛЁННОЕ КОЛИЧЕСТВО ТАКТОВ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОВТОРЯЮТ ОТ ЗНАКА (dal segno ) ДО СЛЕДУЮЩЕГО ЗНАКА ИЛИ ( dal segno , сокращённо d.s. al Koda ) И ЗАТЕМ ПЕРЕХОДЯТ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ. РАССМОТРИМ НА ПРИМЕРЕ: ЗНАКИ : И

ПОВТОРЕНИЕ ТАКТА – ОБОЗНАЧАЕТСЯ В НОТНОМ ПИСЬМЕ В ВИДЕ КОСЫХ ПАЛОЧЕК.ПРИЧЕМ КОЛИЧЕСТВО ПАЛОЧЕК РАВНО КОЛИЧЕСТВУ ПОВТОРОВ ТАКТА ПОВТОРЕНИЕ ТАКТА:

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСЕХ ЗНАКОВ СОКРАЩЕНИЯ:

ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА

Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания большого количества добавочных линий, усложняющих чтение нот. Перенос на октаву вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.

б) знак повтрения — реприза — употребляется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого, произведения, например народной песни. Если по замыслу композитора это повторение должно исполняться без изменений, точно, как в первый раз, то автор не пишет весь нотный текст заново, а заменяет его знаком репризы.

Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, называется «вольта». Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения: 1. и 2., что значит — первая вольта и вторая вольта, то есть для первого раза и второго раза. Вольт может быть и больше — смотря, сколько вариантов окончания задумал автор.

в) Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть, являющаяся буквальным повторением первой части, не выписывается, то взамен этого в конце второй части пишут: Da capo al fine, что по-итальянски значит — с начала до слова конец, а конце первой части пишут слово — Fine (конец). Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тактом, с которого должно начаться повторение, ставят знак: (segno), а в конце второй части пишут: Dal segno al fine, что значит: от знака (сенио) до конца.

При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кода означает заключение).

1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак:

2. При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей

3.Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:

4. Тремоло (tremolo) — быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков или созвучий — пишется следующим образом:

При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.

5. Для удвоения данного звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 — это значит, что данный звук следует удвоить в октаву. Например:

При сплошных удвоениях в октаву пишется: all’8va — удвоения вверх и all’8va bassa — удвоения вниз.

Как мы и обещали, сейчас более детально и с возможными практическими советами разберем запись трех голосов на одном нотном стане (на примере припева русской народной песни «Утес». Послушайте, как эта запись звучит. Такую запись следует считать как бы тремя независимыми мелодиями, то есть, уметь представить себе, будто Вы в упор не видите никаких нот, кроме нужной Вам линии. Это часто бывает нужно для выучивания или анализа музыки. Или, скажем, Вам требуется разложить эту песню на три разных инструмента и расписать на разные листы бумаги. Или надо ее спеть хором — а Вам в хоре досталась одна из мелодий. Давайте попробуем это копнуть. Даже не столько ради этой песни, сколько для того, чтобы Вы прочувствовали, что можно приобрести при таком анализе, и узнали, как это нужно делать. Посмотрите еще раз на ноты. Если разобраться, какие штили к каким головкам относятся, то можно увидеть, что здесь на самом деле ДВЕ мелодии, но верхняя из них время от времени удваивается в терцию, а нижняя — совершенно самостоятельна. Однако, изредка все они сходятся в унисоне, что путает Ваш взгляд. (Унисон — означает «в один голос, слившись») Как выделить из этой «каши», скажем, верхний голос? Это самое легкое — верхний голос всегда лучше всего слышен, и Вы без затруднений можете его напеть. Вот и напойте — и при этом я бы попросил Вас называть не слова подтекстовки, а имена нот: «ля-ля-фаа-а, ми-до-рее-е. » (встречные знаки называть не нужно). Это занятие, собственно, и называется «сольфеджио» (то есть, пение с названием нот) — крайне полезная вещь. Такое упражнение резко усиливает у Вас в голове связь между написанными нотами и их звучанием.

Спели первое предложение. Видите, в нотах знаки вольты? Споем сразу вторую, для ускорения дела (пример). Как выделить второй голос? Ну, легко понять, что если голоса -три, а направления штилей — только два, то два голоса из трех вынуждены сливаться штилями — это и происходит с верхней парой голосов в нашем примере. Значит, петь нужно ноты, у которых штили — вверх, но из них — нижние головки. А пропев эту линию, давайте соединим ее во втором предложении песни с верхним голосом и послушаем, как они сочетаются (пример). Это занятие — пение одного голоса с сопровождением второго — еще более полезно, так как развивает чуство ансамбля, диалога в музыке. Если у Вас нет возможности практиковать свое пение или игру в ансамбле с партнером, то старайтесь почаще делать хотя бы так — петь мелодию и сопровождать ее (хотя бы одним пальцем, но другую мелодию) на фортепиано или синтезаторе. Вот Вам и координация, и умение охватить вниманием несколько направлений сразу (гармонический слух) и многие другие навыки. Ну, выделить нижний голос из нотной записи здесь нетрудно — это ноты со штилями — вниз. Тоже добросовестно их пропоем, и убедимся, насколько эта мелодия сильно отличается от главного, верхнего голоса — просто ничего общего, кроме ритмического рисунка. И, как и раньше, пропев первое предложение «соло», во втором — соединим наш голос с двумя остальными (пример). Еще полезнее для многоголосного слуха — писать музыкальные диктанты на материале подобных мелодий. Взять нотный листок, воспроизвести раз десять эту песню, не видя нот, и записать карандашом все три голоса со слуха. Это просто заставит Вас не поддаваться соблазну — слышать самый слышимый голос, заставит «вкапываться» ушами в губину музыкальной ткани. Великолепный тренинг, который разом заменит Вам десять часов пассивного чтения этого урока. Поверьте.

Вам может показаться, что такое тщательное «вылизывание» простой песни излишне, и так все видно в нотах. Хочу предостеречь Вас от поспешных выводов. Попробуйте один раз в жизни именно так, тщательно, разобраться и обязательно пропеть каждую линию своим собственным голосом. Уж я не знаю, какие реле и триггеры у Вас в мозгу при этом начинают работать, но эффект от этого «прожевывания» всегда очень сильный: у Вас как будто прорежется еще две пары ушей. Вы вдруг не просто услышите, Вы УСЛЫШИТЕ, как взаимопереплетаются разные извивы трех мелодий. Песня — вроде бы простая — вдруг приобретет (лично для Вас) трехмерность, объем, ее смысл углубится. Это — обычный результат тщательного пропевания. Если Вы станете ТАК подходить к любой услышанной Вами музыке, то поймете, что до сих пор Вы не слышали по-настоящему, а воспринимали музыку в виде единого комка или фона. Она станет для Вас многопластовым ювелирным изделием, станет захватывать дух. Сейчас Вы, наверно, понимаете, что я имею в виду, а когда попробуете — то ПОЧУВСТВУЕТЕ. А это, как Вы знаете, большая разница.

Знаки сокращения в музыке

1. Если необходимо повторить какую-либо часть музыкального произведения, то вместо двойного написания этой части используют знаки репризы. Реприза — это повторение, обозначается в нотной записи следующим образом:

Первые два такта повторяются два раза. Третий так повторяется три раза, о чем соответствует надпись «3х»

2. Следующий прием повторения — это Вольта. Она используется если необходимо повторить отрывок музыкального произведения с другим концом. Поясним знак сокращения вольты на примере:

Играются сначала два первых такта после чего играется снова первый так, перескок через второй и играет третий такт.

3. Сеньо и фонарь.

Сеньо (в переводе » сигнал», итал.) обозначается в нотной грамоте следующим образом , а фонарь вот так . При сокращении таким образом применяются два фонаря и два сеньо. Сокращение происходит следующим образом — мы «проходим» первый Сеньо, затем когда дойдем до второго Сеньо, то прыгаем опять вначало к первому Сеньо и начинаем играть опять с него. Теперь как мы дойдем до первого фонаря, то прыгаем ко второму фонарю.

4. Повторение такта. Обозначается в нотной грамоте в виде косых палочек. При этом количество косых палочек соответствует количеству тактов для повтора.

Картинка №1 Повтор одного предыдущего такта
Картинка №2 Повтор двух предыдущих тактов
Картинка №3 Повтор трёх предыдущих тактов

5. Повторение одного звука, интервала или аккорда. Здесь вам могут понадобиться знания об интервалах.

В нотной грамоте повторение одного звука обозначается как бы перечеркнутой нотой. При этом Если «перечеркнута» Нота длительностью в четверь, то она эквивалента двум восьмым. То есть мы делим ноту на количество косых палочек на ней.

6. Знаки арпеджиато (очень быстрый перебор аккорда)

Обозначается волнообразной чертой рядом с аккордом:

Пример использования всех знаков сокращения:

1 — играем и доходим до завершающего знака репризы (две точки после первой вольты)
2 — возвращаемся к первому знаку репризы
3 — играем репризу, но дойдя до первой вольты — перепрыгиваем на вторую
4 — игрыем до знака Сеньо2
5 — возвращаемся к Сеньо1
6 — играем до второго знака репризы
7 — возвращаемся к первому знаку репризы
8 — играем повтор, перескакивая знак вольты «1»
9 — играем до первого фоноря и перескакиваем на
10 — играем от второго фонаря дальше.

7. Знаки повышения и понижения на октаву. То есть, если необходимо играть на высоких ладах или же на очень низких , то чтобы при этом не задействовать много выносных линии для нот, целесобразно отрезок записывать на основных пяти полосках нотного стана, а в нужном месте ставить знак повышения на октаву. Приведем пример:

Третий так — это исходный блок нот. Второй такт — стоит знак повышения на октаву. Первый так — понижение на октаву. Можно заметить, что начальные ноты — третий так, уже сами изначально задействуют выносные линии, в основном так не делают, в прочем пример я думаю понятен.

Кстати, данный знак действует только на ноты — табулатуры при этом, как видно, остались без изменений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: