Жамки, АЦЦКИЙ ЦЫРК и другие истории

В чём секрет по-детски невинных и по-взрослому порочных большеглазых девочек японца Ёситомо Нары

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Однако его творчество также отражает всеобщую тревогу, лежащую в основе состояния человека, особенно в современном раздробленном мире, где внутри каждого из нас скрывается хрупкий и защищающийся внутренний ребёнок. Широкая популярность современного японского искусства Ёситомо сегодня свидетельствует о его эгалитарной природе, которая побуждает нас заглянуть внутрь себя и задуматься о врождённых слабостях, которые делают нас теми, кто мы есть.

Биография

Ёситомо родился в 1969 году и вырос в сельской общине недалеко от Хиросаки в Японии. Послевоенная Япония, в которой он рос, пыталась оправиться от экономического шока войны. Таким образом, родители Нары принадлежали к поколению, которое упорно трудилось над «оздоровлением» японской экономики. Это означало, что мальчика часто оставляли дома одного, и у него развилась чувствительная, одинокая личность, из-за чего он чувствовал себя более непринуждённо в общении с животными, чем с людьми.

Ёситомо также погрузился в современную культуру, читая японские комиксы манга, смотря американские мультфильмы, а также слушая рок и панк-музыку. Всё это и многое другое станет неотъемлемой частью его творчества. Ему особенно понравились обложки альбомов punk records, которые стали его первым знакомством с бунтарской природой современного искусства. «Там, где я вырос, не было музеев, — вспоминал он, — поэтому моё знакомство с искусством началось с обложек альбомов» .

Он с юных лет увлекался рисованием и скульптурой. Нара получил степень бакалавра изящных искусств в Университете изящных искусств и музыки префектуры Айти в Нагакуте, а два года спустя получил там степень магистра. В 1988 году он в течение шести лет учился в Академии искусств в Дюссельдорфе. Здесь будущий художник перенял экспрессионистский стиль живописи и влияние немецкого экспрессионизма, а также анархического духа панк-музыки. Время, проведённое в Германии, было омрачено одиночеством, повторявшим изоляцию его детства. Он вспоминал: «Я чувствовал холод и темноту города, совсем как в моём родном городе, и атмосфера там усилила мою склонность к уединению от внешнего мира» .

Этот ощутимый дискомфорт сыграл важную роль в том, чтобы помочь Наре найти свою фирменную эстетику как художника, научить его смотреть внутрь себя и принимать те части себя, которые в противном случае могли бы быть скрыты. «Я нашёл свой стиль только после того, как жил в одиночестве» , — объяснил он. Его искусство, возникшее после этого трудного периода, документировало молодых, так сильно похожих на детей, на которых повлияла японская кавайная культура привлекательности, стиль манги с огромными глазами и суперфлатное искусство Такаси Мураками. Но в это японское поп-царство Ёситомо также привнёс угрозы, нотки одиночества, беспокойства и саморефлексии, учитывая изолированную роль индивида в промышленно развитом мире.

Бессонная ночь

На картине Ёситомо «Бессонная ночь» (Кошка), 1999 года, покров тьмы опускается за этим любопытным ребёнком, который, кажется, превращается в вампирское существо ночи. Один в темноте, он или она одновременно невинны и угрожающи, намекая на врождённые сложности, лежащие в основе человеческого характера. Есть что-то тревожное и пугающее в столь невинном образе ребёнка, намекающее на тёмную, порочную сторону детства, которую иногда упускают из виду. Тем не менее, художник также призывает зрителя задуматься о детском духе, таящемся в нас, взрослых, который окрашен как хрупкостью, так и бунтарской злобой.

Нож за спиной

«Нож за спиной», 2000 года — одна из самых известных картин Ёситомо. Молодая девушка хмуро смотрит на зрителя, одна рука скрыта от глаз. Название подразумевает, что эта девушка прячет оружие за спиной с какой-то неизвестной целью, которая может быть мстительной или злонамеренной. Добавление этого намёка на насилие в образ молодой девушки вызывает некоторые сложные психологические проблемы, в частности, представление о том, что кто-то, по-видимому, невинный, наивный или бессильный, может иметь скрытые сильные стороны, глубоко внутри. Но Нара также предполагает, что за фасадом милости как у детей, так и у взрослых часто скрываются паранойя и страх, подчёркивая постоянное беспокойство и опасность современной жизни.

Звёздный остров

В гравюре «Звёздный остров», 2003 года, художник исследует абстрактный, мультяшный язык, с бестелесными головами различных персонажей, плавающими в звёздном голубом небе. Как и в его ранних современных японских произведениях искусства, кажущаяся простота работы скрывает большую сложность внутри. Персонажи плавают отдельно друг от друга в пустом пространстве, подобно людям, ищущим своё собственное место во всё более изолированном мире. Различные выразительные лица персонажей Нары усиливают это ощущение беспорядка, поскольку каждое существо реагирует на свои обстоятельства с очень индивидуальными реакциями, начиная от цинизма и восторга до глубокого, осмысленного самоанализа.

Глубже, чем лужа

«Глубже, чем лужа», 2004 года обладает странно притягательным качеством, когда голова ребёнка появляется из лужи сверкающей воды и осторожно смотрит на мир за её пределами. Нара создал эту картину в сотрудничестве со своим современником Хироси (Хироши) Сугито, как часть большой серии из тридцати пяти картин, вдохновлённых мюзиклом Метро-Голдвин-Майер 1939 года «Волшебник страны Оз». Похожий на Дороти персонаж выглядывает со сцены с тонкими мокрыми косичками. Оба художника привносят в изображение свои собственные фирменные стили – стилизованный мультяшный персонаж Нары сливается с мечтательными призматическими световыми эффектами Сугито. Это сочетание фигуры и обстановки создаёт сценарий, похожий на сон, где девушка парит между реальным и мистическим миром под, а иногда и над поверхностью воды. С одной стороны, эти врата между одним миром и другим отсылают к фантастическому эскапизму в истории «Волшебника страны Оз». Тем не менее, это также имеет более глубокое и универсальное значение, уравновешивая давление, направленное на то, чтобы связать реальный мир с более глубоким желанием раствориться в луже и исчезнуть.

Извините, что не смог нарисовать правый глаз

Рисунок Ёситомо «Извините, что не смог нарисовать правый глаз», 2005 года, демонстрирует растущую озабоченность художника огромными, отражающими глазами и их потенциалом для выражения сложных человеческих эмоций. Зазубренный крест, закрывающий один глаз этого ребёнка, намекает на насилие, боль и страдания, в то время как другой смотрит на зрителя в глубоком созерцании. Нара увеличивает врождённую уязвимость ребёнка, добавляя это предположение о травме. Но любопытно, что название работы имеет скрытый смысл, в котором художник признаёт свои собственные трудности и неудачи. При этом ребёнок становится символом самого Нары, этой уязвимой невинности, которая не может полностью соответствовать совершенству, и Ёситомо поощряет зрителей видеть и принимать эти качества в себе тоже.

Полуночный сюрприз

Картина «Полуночный сюрприз», 2017 года типична для его последней работы, которая обладает более глубоким, созерцательным качеством, чем его более ранние картины, вызванные силой проницательных, эмоционально сложных глаз и атмосферного цвета. Различные резкие жизненные события вызвали это изменение в стиле Нары, особенно Великое землетрясение в Восточной Японии в 2011 году и смерть его отца. В этом произведении современного японского искусства зритель глубоко погружается во внутренний мир этого загадочного персонажа, чьи стеклянные, проницательные глаза встречаются с прямым и непоколебимым взглядом смотрящего. В более ранних работах Нара наделял своих детей взрослыми эмоциями гнева и бунта, но в картинах, подобных этой, детям даются более взрослые качества саморефлексии и осознанности. Хотя молодая особа здесь менее сердита, в её образе всё ещё ощущается любопытная тревога, как будто она из последних сил пытается определить своё место в мире.

Читайте также  Black Eyed Peas и Marvel Comics выпустят графический роман о зомби

Наследие

Ёситомо Нара — один из ведущих современных японских художников, и его искусство достигает астрономических цен на международном арт-рынке. Эта широкая известность сделала его героем в современном японском мире искусства, и различные художники демонстрируют влияние его работ.

К ним относятся Марико Мори, которая аналогичным образом объединяет японскую поп-культуру с духовным и трансцендентным качеством, Тихо Аосима, которая объединяет японские традиции укиё-э с мрачно-сатирическими ссылками на современную жизнь, и Ая Такано, которая объединяет привлекательность каваи с эротическими образами взрослых. Стоит также упомянуть американку Инку Эссенхай, которая раскрывает влияние Нары смелыми, плоскими областями цвета, вдохновлёнными японскими мультфильмами, объединёнными со зловещими элементами сюрреалистического повествования.

В продолжение темы о японских художниках и их неординарном творчестве – подборка картин Такаси Мураками , которые одновременно пугают и восхищают своей адской смесью сюжетов и буйством цветов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Жамки «Аццкий цырк»

Исполнитель: Жамки, Название: «Аццкий цырк», Стиль: панк-рок, Год: 2015

Обложка диска. Предоставлено издателем

Понятие инфернального шапито успело стать трендом. Группа «НОМ» свой альбом «Семеро смертных» (о самых тяжелых грехах человечества) довольно точно окрестила «загробным цирком». Столичная дэнс-металлическая команда Mordor, поющая примерно о том же, свои концерты и альбомы выстраивает по принципу средневекового ярмарочного представления об аде.

На их фоне тульская разудалая банда «Жамки» кажется слишком уж легковесной и со своим «падонкафским» «Аццким цырком» годится лишь на разогрев. В основу альбома положен принцип каламбура. Вот есть, скажем, анекдот: «Моя жена в последнее время стала часто употреблять модное слово ГАДЖЕТЫ. Но как то необычно. по слогам». И «Жамки» радостно подхватывают идею, превращая эту игру слов в забавный дуэт с Блондинкой Ксю «Гад же ты».

Здесь есть хотя бы нехитрая интрига семейного скандала. А в «Я и бал» музыканты, увы, не идут дальше навязчивого повторения скабрезного фонетического казуса. «Запись дубля» должна порадовать ценителей книги Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному», которые наверняка найдут в песне много интересного материала для своих изысканий о сексуальных девиациях. Всем остальным останется лишь пожать плечами и брезгливо отвернуться. Еще невнятнее получился трек про рыбалку «Петр едет на осетр», который наверняка родился из какого-то местечкового прикола.

Лучшей песней альбома оказалась сатирическая «Брови», посвященная таджикским гастрабайтерам, приехавшим строить Москву. Неожиданным образом песня заставляет вспомнить рассказ замечательного современного писателя Михаила Елизарова «Маша», который сравнил населенный нацменами московский район Теплый стан с ТаджикиСтаном и КыргызСтаном.

Таким образом, «Жамкам» не стоит зацикливаться исключительно на пошлых каламбурах, ведь хорошая литература дает гораздо больше пищи для размышлений о природе «адского цирка». Недаром слово «жамки» (маленькие тульские прянички, сработанные из «отходов производства») встречается в произведениях Ивана Бунина и Леонида Андреева. Правда песне «Русские герои» «Жамки» не выдерживают сравнения с русскими классиками, сводя большую и неоднозначную тему к привычному вялому зубоскальству.

«Жамки» — «Аццкий цырк»

Название у группы довольно стрёмное, но при пристальном рассмотрении выясняется, что оно появилось не из мира гопников, а их мира диалектов. Коллектив происходит из Тулы и имеет непосредственное отношение к технологии производства знаменитых тульских пряников. Согласно свидетельству группы, «жамками» в регионе называли обрезанные края сырцовых пряников. Но они не выбрасывались, а «жамкались» то есть мялись в маленькие пряники без начинки. Ещё более глубокий смысл название команды приобретает, если иметь в виду, что участники «Жамок» ушли из других коллективов, чтобы образовать свой. Отжамкались, так сказать.

В альбоме «Аццкий цырк» девять песен, из них три записаны специально, чтобы блеснуть остроумием. Они называются барабанная дробь! «Гад же ты», «Я и бал» и «Запись дубля». Ужасно смешно, правда? Какая тонкая игра слов! Поистине блестящая находка юных тульских музыкантов. Ключевое слово тут «юных» ведь именно в этом возрасте не чувствуешь никакой неловкости, изобретая давно изобретённый велосипед. Нет, некоторые юноши в таких случаях неловкость всё-таки ощущают, но они, как правило, не занимаются панк-роком. «Жамки» занимаются, поэтому оригинальностью высказывания не заморачиваются совершенно. Для них важно только то, что в истории группы «Жамки» раньше песни «Запись дубля» не было, а раз такое словосочетание пришло в голову, из него надо сделать произведение. Этот подход, правда, начинает хромать в песне «Я и бал»: остроумной она получилась бы, если в тексте всё же как-то обыгрывались бы по смыслу эти три слова а не только их неприличное созвучие.

Подобные «качели» характерны для всего диска с недурными перспективными песнями в трек-листе соседствуют и откровенные глупости, и вторичные банальности. Понятно, что уши творцов, прущихся от названия «Я и бал», не в состоянии отличить хорошее от дурного. Впрочем, явный плюс в том, что самим «Жамкам» это явно по фигу; если бы они сильно парились относительно качества и оригинальности песен, то и на лонгплей бы треков не набрали.

Из того, что набрали, всем стоит послушать заглавную песню про шапито: тут есть и образцы неплохо чёрного юмора («а ещё прикольный номер, шпагу проглотил и помер», «мёртвые гимнасты склеивают ласты»), и отменный динамично-мелодичный припев. «Пётр едет на осётр» радует обилием неожиданных рифм, идиотизм которых искупается витальностью исполнения, а «Брови» представляют собой уморительный и жизненный рассказ о поездке провинциала в Москву на заработки. Оказывается, не поиском скабрезных созвучий единым живы «Жамки» но и обладают неплохим потенциалом сочинителей сюжетов. Посмотрим, как они будут использовать это в дальнейшем.

Жамки, АЦЦКИЙ ЦЫРК и другие истории

Жамки готовятся представить московской публике новый альбом АЦЦКИЙ ЦЫРК, к выходу которого парни готовились все лето. Пластинка на данный момент набирает обороты в Интернете, живо обсуждается слушателями, и это закономерный результат. Летом Жамки успели неоднократно выступить на разных фестивалях, и прирост новых поклонников не заставил себя долго ждать. Музыкальный портал пообщался с идейным вдохновителем группы Жамки Евгением Крючковым и узнал, как успевать везде и всюду, в чем смысл песни «Запись Дубля», и зачем ехать в Тулу.

ЕМ: Привет, Женя! Поздравляем тебя и парней с выходом новой пластинки. АЦЦКИЙ ЦЫРК – это бытовая сатира, или за вашими текстами кроется какой-то протест?

Евгений Крючков: Привет! Спасибо! лично у нас нет ни к кому протестов, все это наш юмор и ни чего более…

ЕМ: Где проходила запись альбома, и чем запомнились студийные сессии?

Евгений: Альбом писался на трех студиях, и было много всего. Например, когда ехали с Карелии, в процессе появилась песня про Петра. Трек «Запись Дубля», можно сказать, все и охарактеризовала, но в переносном смысле. Альбом по сути полу лайвовый: всё записано примерно с первого дубля и без сильного выравнивания.

Читайте также  Lumen на фестивале Нашествие 2017

ЕМ: Почему в качестве звездного гостя вы выбрали Ксению Сидорину? Вообще, с кем бы еще из отечественных рокеров вам хотелось поработать на студии?

Евгений: Появился текст, и он явно был дуэтным с девушкой. Мы долго думали, стоит ли вообще его делать, но как-то раз я записал демку и отправил Ксюше. Она сказала: «Прикольно!». И мы решили сделать этот трек совместно. Поработать на студии – это процесс личный у каждого артиста. Хотя в данном ансамбле мы группа молодая, но музыкального опыта, в том числе и студийного, у нас более пятнадцати лет. Соответственно было уже все (смеется).

ЕМ: У группы Жамки нетипичный звук для панк-рок группы. Чем вы руководствуетесь, находясь в поисках своего звучания?

Евгений: Да ни чем. Мы специально под какую-то гребенку не ровнялись и не собираемся. Что получается, то и делаем.

ЕМ: Если выбирать из песен на альбоме, какой из треков ближе всего каждому из вас?

Евгений: Это невозможно как то разграничить, в каждой песне есть частичка каждого, но мы не забываем, что это, прежде всего, прикол. Соответственно позитив и юмор – вот наша песня!

ЕМ: Расскажите, как вы формируете свой гастрольный график, и с какими проблемами приходилось сталкиваться?

Евгений: Ну, по сколько мы находимся в начале пути, трудностей всегда много, но мы готовы идти до конца, и у нас для этого есть заготовочки. От турового автобуса до точной логистики и командной работы с промоутерами. Бывали и форс мажоры: то автобус под Саратовом сломается, но фронтмен едет в новогодний тур с гипсом на правой руке (смеется).

ЕМ: АЦЦКИЙ ЦЫРК – очень образная песня. Планируете ли вы снимать клип на этот трек, учитывая, что тема хоррор-цирка сейчас крайне модная?

Евгений: Думали и думаем постоянно – от мультика до постановочного видео. Полагаю, к новому году созреем, и на портале Eatmusic презентуем.

ЕМ: Как уроженцев Тулы, не можем у вас не спросить: зачем стоит приезжать к вам в город?

Евгений: Можно посмотреть многое: два Музея оружия, «Ясная поляна», Музей самоваров, прогуляться по новой набережной, в Поленово побывать. Закупиться пряниками и жамками, да и выбрать гармонь с фабрики (улыбается).

ЕМ: У вас есть песня “Я и Бал”. Дайте житейский совет: как познакомиться прекрасной дамой, если ты таки попал на бал?

Евгений: Нужно быть уверенным в себе и не стесняться сделать первый шаг в ее сторону. Предварительно посмотрев шоу Сержа Горелого!

ЕМ: Что пожелаете вашим слушателям и нашим читателям?

Евгений: Слушайте не только проверенные временем нетленки, но и интересуйтесь новым, читайте развлекательные и познавательные источники. В мире много нового и интересного, и это не только новости политики!

Группа Жамки в сети:

Официальная группа ВКонтакте: vk.com/jamkiband

Встреча московского концерта 16 октября: vk.com/event102459840

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: