Вера Мусаелян дебютирует в спектакле о Викторе Цое

«Энергетика артистов зашкаливает»

Дмитрий Буткевич — о премьера спектакля «Живой»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, каким получился посвященный Виктору Цою спектакль в театре «Современник».

В выходные в театре «Современник» состоялась премьера спектакля «Живой» про Виктора Цоя. Как сказал во вступительном слове главный режиссер спектакля и всего театра «Современник» Виктор Рыжаков, полуторачасовое действие состоит из 21 эпизода, куда включены песни Цоя, отрывки воспоминаний о нем его семьи и друзей. Спектакль музыкальный (за эту часть отвечала Татьяна Бурель), в постановке принимали участие лучшие творцы театра — художник Николай Симонов, костюмер Алексей Лобанов, художник по свету Иван Виноградов.

Главное — конечно, актеры: все 19 человек — стажеры «Современника», частично пришедшие со знаменитого уже рыжаковского курса выпускников из «Июльансамбля». Они все мульти-инструменталисты в прямом смысле этого слова: поют, играют, постоянно меняясь музыкальными инструментами.

Энергетика артистов зашкаливает. С Цоем трудно, но у них получается. Мы коротко поговорили с Виктором после премьеры о том, что ребята не просто читали стихи и перепевали мелодии, хотя и это было бы приятно слушать. Они словно жили в его времени, в его музыкальном и словесном потоке, «в нашем смехе, в наших слезах и в пульсации вен».

К премьере было приурочено открытие выставки «Живой», которая заняла пространство основного фойе, боковые кулуары и верхнее арт-фойе основной сцены «Современника». Концепция, которую мы придумали с руководителем отдела развития театра Ольгой Топуновой, лежала на поверхности: молодые артисты перепевают Цоя, молодые художники должны интерпретировать его образ или его тексты. Взяли четыре ведущие в области современного искусства институции: Британская высшая школа дизайна, Школу Родченко, Институт современного искусства и, конечно, ГИТИС. Студенты-сценографы были призваны нами представить некое художественно-постановочное решение песен группы «Кино» согласно своим профессиональным склонностям.

Что получилось у Иры Бринкус, Алены Грек, Валиды Кажлаевой, Насти Миловой и Насти Плохих, вы сможете увидеть в арт-фойе театра до 13 апреля.

«Театр – территория свободы»: «Современник» представил смелый эксперимент в память о Викторе Цое

«У многих пора отпусков. Но, наверное, это самое время, когда пора спать. Предлагаем вам необычный формат нашего спектакля, когда мы хотели выйти за рамки привычного драматического действия и позволили себе такую роскошь – поиграть в музыкантов. Театр – территория свободы, поэтому вы можете подпевать, если вам хочется подпевать, вы можете танцевать, если вам хочется танцевать. Ни в коем случае не отключайте ваши мобильные телефоны. Если вы внимательно вслушаетесь в текст, то поймете всю драматичность нашей жизни…» – приветствует режиссер-постановщик Виктор Рыжаков зрителей.

В московском театре «Современник» решились на эксперимент – спектакль-концерт в память о Викторе Цое – «Живой». Режиссер-постановщик Виктор Рыжаков собрал 21 историю о музыканте и мастерски перемешал их песнями автора, но в оригинальной аранжировке. Краткие выдержки из биографии тесно переплетаются со стихами Цоя и создают рисунок спектакля. В постановке задействованы молодые артисты, играющие на различных музыкальных инструментах.

Виктор Цой не нуждается в представлении. Легенда, символ свободы и перемен. В этом спектакле хорошо чувствуется какой-то особый нерв и пульсация жизни, все полтора часа, что идет действие, неуемная энергия артистов тесно переплетается с памятью каждого сидящего в зале и образует в финале настоящий взрыв! И вот уже миллионы людей достают свои мобильные телефоны, включают фонарики и уже непонятно, то ли ты в театре, то ли ты на концерте, то ли где-то внутри себя – в воспоминаниях, растворенных в музыке. И пусть она звучит несколько иначе, чем у Цоя, но в этом и есть своя особая нота, цепляющая душу.

«Кажется, своей поэзией, всей своей жизнью Цой разгадал парадокс бесконечности, взломал матрицу и теперь может менять пространство и время так, как захочет. И все же он остается невыразим и не познаваем: его можно воспринимать, вслушиваться в его тексты, ловить их ритмы, но только не пытаться зафиксировать. Он так или иначе ускользнет». Попытки проникнуть в суть неповторимой поэзии Цоя дали импульс для рождения проекта «Живой» – драматического спектакля, герои которого говорят на языке музыки и поэзии», – утверждают авторы постановки.

Ко всему прочему, стоит отметить сценографию: длинный подиум не только занимает треть сцены, но и выходит в зрительный зал, что еще раз намекает на бесконечность пути Виктора Цоя, о выходе за рамки, о свободе, о которой музыкант пел и к которой стремился всю свою жизнь. И, конечно, стена – почти как на Арбате – на которую транслируется определенный видеоряд.

Но ни в коем случае не ждите такого же исполнения. Артисты намеренно уходят от привычной интонации музыканта: какие-то слова даже не пропевают, а произносят шепотом. Все это создает особую обстановку, но именно это и делает постановку настоящим спектаклем, а не просто рок-концертом. Авторы аранжировок Татьяна Бурель, Родион Аверьянов помимо привычных гитар и барабанов добавили саксофон, фортепиано, скрипку, виолончель и даже аккордеон.

Какие-то песни можно даже сразу не узнать – настолько необычно исполнение. Достаточно самобытно и особенно оригинально звучат женские голоса. Но самое главное – во всем этом исполнении чувствуются душа, любовь, энергия, жизнь и память! И сегодня «Живой» не только Цой, но и этот спектакль. Конечно, поскольку артисты – все же больше актеры, чем музыканты, не стоит требовать от них безукоризненного исполнения, но именно это придает всему происходящему большую эмоциональность. И как бы там ни было, такие эксперименты не просто имеют право на существование, но и проникают в душу и сердца, а значит, «Живой» – может и должен жить!

Солистка «АлоэВера» сыграет в спектакле про Виктора Цоя

Премьера кавер-драмы «Цой-мой [герой]» состоится 27 и 28 июня 2018 года в КЦ «Хитровка». Как рассказали агентству InterMedia представители культурного центра, это будет музыкальный документальный спектакль о жизни и творчестве Виктора Цоя, в который вошли как отрывки из интервью, писем и воспоминаний, так и песни лидера группы «Кино» в оригинальном прочтении музыкантов группы «АлоэВера». В спектакле «Цой-мой [герой]» солистка популярной рок-группы Вера Мусаелян впервые дебютирует на театральных подмостках в качестве актрисы.

В постановке также задействованы артисты «Театр.doc» и выпускники мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС). Вся музыка в спектакле прозвучит в живом исполнении.

Пресс-показ спектакля «Цой-мой [герой]» состоится в КЦ «Хитровка» 22 июня.

Справки и аккредитация: +7 (916) 813-3318 (Дарья Шахова).

Новости партнеров

«Зарядье» отменяет все концерты до конца локдауна и вводит QR-коды

МКЗ «Зарядье» прекращает проведение концертов и других мероприятий с 28 октября по 7 ноября 2021 года включительно. Такое решение было принято на основании указа Мэра Москвы №62-УМ от 21.10.2021г. «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020г.», сообщили агентству InterMedia в пресс-службе площадки.

Читайте также  Eric B. & Rakim

— Принятое решение об отмене культурных, спортивных и других массовых мероприятий, при посещении которых высок риск инфицирования зрителей – необходимая в данный момент мера, — говорит гендиректор МКЗ «Зарядье» Ольга Жукова. — Этот шаг позволит предотвратить несколько пиков заражений и снизить количество заболевающих ежедневно.

С 8 ноября 2021г. посещение концертов в «Зарядье» возможно только при наличии QR-кода с информацией о проведённой вакцинации, недавно перенесённом заболевании или отрицательном результате ПЦР-теста (срок действия – 72 часа), а также паспорта, данные в котором совпадают с данными, указанными в QR коде (ПЦР-тест с QR-кодом поступает на Госуслуги только в случае сдачи теста в лаборатории, подключенной к ЕМИАС). Для зрителей, не достигших возраста 18 лет, посещение зала «Зарядье» возможно только при наличии средств защиты органов дыхания (масок и/или респираторов).

— Мы все – сотрудники учреждений культуры – последние два года живём в режиме оперативного планирования, – отметила Ольга Жукова. — Ежедневно в концертном графике зала что-то меняется из-за болезни артистов, ограничений въезда и выезда музыкантов, красных зон и карантинов в европейских странах. Мы уверены, что принятые меры о нерабочих днях с 28 октября по 7 ноября снизят рост заболеваемости, а введение QR кодов при посещении концертных залов, театров и музеев позволит работать нам с большей загрузкой зала.

МДМ могут закрыть на три месяца за нарушение антиковидных мер

Столичный Роспотребнадзор выявил нарушения мер профилактики COVID-19 в Московском дворце молодежи (МДМ). Заведению грозит штраф или временное закрытие, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главного специалиста-эксперта столичного управления ведомства Шамиля Мустафаева.

— Специалистами Роспотребнадзора проведено обследование театра МДМ, в ходе которого установлены многочисленные нарушения антиковидных мер, — сказал Мустафаев.

Он добавил, что в театре обнаружили нарушения социальной дистанции, скопления людей, часть из которых была без масок, а также нарушения дезинфекции. По статье 6.3 КоАП РФ театру грозит штраф до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток по решению суда.

Живее всех живых. Цой на сцене и в плейлисте актеров театра «Современник»

Марина Лебедева. Любимые песни: «Я объявляю свой дом», «Просто хочешь ты знать», «Песня без слов».

Один мой знакомый, житель Петербурга времен 90-х и частый посетитель Ленинградского рок-клуба, говорил так: «Блин! Есть даже запах времени! Табак смешанный, портвейн на канале Грибоедова! Яркое солнце в голове и серость под ногами! Еще… Гипертрофированная свобода духа и мыслей! Взгляд в будущее. Страх у людей в глазах. Страх от неопределенности. Но: взгляд — прямо! Сквозь страх!» Я не жила в той стране, но у меня Цой — такой. Такое «Кино». «Кино» противоречий внешнего — внутреннему, «Кино» искренней веры в свободу.

Илья Лыков. Любимые песни: «Печаль», «Каждую ночь», «Сказка».

Его песни для меня — энергетик. Укол адреналина. Оголенный провод. Розетка, в которую хочется засунуть пальцы. Место для шага вперед. Его музыка не для отдыха, ее невозможно слушать, спокойно попивая кофе в мягком кресле. Клетчатый плед. После нее хочется действовать, творить, создавать, двигаться. ну точно не торчать на месте.

Странная сказка. Легенда. 28 лет. Ушел на пике. Главный Перестройщик. Наш Брюс Ли. Наш супергерой. Герой, не осознающий, что он — Супер. Не осознающий насколько велики, насколько «вертикальны» его произведения! Тексты Цоя как разговор с психотерапевтом. Возможно, у тебя все о’кей, НО. три, четыре трека и что-то да вскроется, откопается, вырвется. Живые тексты. Безвременные. Бессмертные. Вызывающие на самый сложный разговор — с самим собой. Год от года. Вот и «Бордерлайн» Земфиры тому подтверждение.

Полина Пахомова. Любимые песни: «Проснись», «Алюминиевые огурцы», «Мы хотим танцевать», «Нам с тобой», «Дождь для нас», «Место для шага вперед», «Стань птицей», «Ария мистера X», «Апрель», «Стук».

Как я услышала Цоя осознанно. Мне только исполнилось 17, это первый курс, общежитие, ВГИК, только матрас на полу и чайник чая. И сосед включил «Алюминиевые огурцы». Окно будто само распахнулось, и влетел такой, знаете, очень определенный воздух, еще теплый, но уже с оттенком зимы, пронизывающий чем-то неизвестным. До сих пор помню этот запах. И с тех пор для меня Цой — это матрас, институт и это окно, с верой во что-то бесконечно глубокое, новое и прекрасное.

Семен Шомин. Любимые песни: «Перемен», «Стук», «Закрой за мной дверь».

Не могу сказать, что много слушаю Цоя. Долго его слушать мне тяжело. Но он всегда возникает в нужный момент. Бартошевич в своей книге «Для кого написан Гамлет» пишет о том, что эта пьеса всегда поднимается со дна в нужный момент. Десятки постановок — и все неудачные. Не то время. А потом бац! — и «Гамлет» Лозинского, и «Гамлет» Любимова, и «Гамлет» Някрошюса. Приходит время «Гамлета». Вот с Цоем у меня какая-то такая же история. Всегда в нужный момент жизни. Сейчас он возник, поскольку в театре постановка. Пришлось прослушать очень много песен. И некоторые из них во мне завибрировали. Какие-то в очередной раз, какие-то впервые. Вот в наушниках снова: «И вдруг нам становится страшно что-то менять». Видимо, он сейчас мне необходим в жизни. Приходит время Цоя.

Варвара Шмыкова. Любимые песни: «Спокойная ночь», «Дерево», «Невеселая песня».

Я никогда не слушала целенаправленно Цоя, то есть я не была инициатором прослушивания песен: либо они возникали где-то в лагере, либо у друзей родителей, потому что мои родители тоже не сильно его слушали, либо за гитарой в каких-то компаниях. Потом его тексты продолжали каким-то образом жить. Они всегда находились внутри меня, и каким-то невероятным образом так совпало, что сейчас они настолько сильно резонируют с тем, что происходит в жизни моей и вокруг меня, что от этого и страшно, и страшно интересно.

Сергей Новосад. Любимые песни: «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Апрель», «Пачка сигарет», «Мы хотим танцевать», «Лето», «Звезда», «Красно-желтые дни », «Троллейбус».

Для меня музыка Цоя — это музыка определенного настроения и состояния. Я не сразу принял его для себя. Я знал, что есть такая фигура, как Цой, и что неплохо бы знать его, его музыку, не более. Но потом, со временем я как будто «почувствовал» его. Может, из-за того, что я взрослел, может, из-за того, что его музыка резонирует с нашим временем, не знаю. Здесь уместно слово «почувствовал», а не «понял». Мне кажется, что мало кто по-настоящему понимает музыку Цоя, можно только что-то почувствовать. И вот как мне показалось, я что-то почувствовал, что-то поймал. Что-то внутри. Это сложно описать словами. Он просто есть. Внутри меня. Теперь песни Цоя встречаются в моем плейлисте очень часто.

Читайте также  Саундтреки Дзё Хисаиси к мульфильмам Хаяо Миядзаки выпустят на виниле

Виталий Муратов. Любимые песни: «Группа крови », «Электричка», «Нам с тобой », «Апрель», «Перемен».

Впервые я услышал Цоя на старом радиоприемнике на кухне в своем поселке Малино. Это была «Группа крови», а из окна я видел огненный закат. Мне было лет 8–10. Что-то очень сильно зацепило меня в этой песне, какая-то боль того поколения в ней очень попала в меня, поколения моих родителей. Я ощутил безумную ностальгию по тому, чего в моей жизни не было.

Константин Мирошников. Любимые песни: «Завтра война», «Легенда», «Это не любовь».

Так получилось, что Цой со мной всю мою жизнь. Это уже как неотъемлемая часть меня, он живет во мне. И вот, знаете, бывает, что ты вырастаешь из какой-то музыки, из какого-то исполнителя, тебя вдруг перестает цеплять поэзия, перестает цеплять мелодия — у меня так обычно после каких-то перемен в жизни происходит. Но не было такого, чтобы я вдруг перестал слушать «Кино» — такого не было. Словам Цоя как-то удается отвечать на мои вопросы к жизни. И вопросы с каждым годом все сложнее и сложнее, а ответы проще и проще. Вообще, простота — вот, наверное, секрет Цоя. Но это другая простота. За этой простотой стоит что-то побольше.

Анатолий Кормановский. Любимые песни: «Спокойная ночь», «На кухне», «Мама, мы все тяжело больны», «Бездельник N1», «Пачка сигарет», «Стук», «Лето», «Перемен», «Печаль», «Следи за собой», «Закрой за мной дверь», «Звезда по имени солнце».

Примерно с седьмого класса я слушал исключительно рок. Тогда было модно делиться на субкультуры. Мое знакомство с группой «Кино», как и у многих, началось с песни «Звезда по имени Солнце», которую я услышал на диске моей мамы. Она слушает и любит эту группу до сих пор. В песнях Виктора Цоя я чувствую свободу, стремление к ней. Тексты кажутся очень простыми, и в этом магия. Ты сразу же понимаешь, сколько всего стоит за отдельно взятым словом, поэтому каждая песня — это отдельный фильм. И он только твой.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: