Великие дирижеры всех времен

Знаменитые дирижеры

Хотя основным автором музыкального произведения является, конечно же, композитор, звучание написанной им музыки во многом зависит от опыта и интерпретации дирижера. Большинство дирижеров могут исполнять практически любую музыку, но многие с годами выбирают для себя творчество одного-двух композиторов. Динамика отношений между оркестром и дирижером часто вызывает напряженность и стрессы. Многие известные дирижеры обладали весьма непростыми характерами.

Сэр Томас Бичем

Сэр Томас Бичем родился 28 апреля 1879 года в Сент-Хеленс, графство Ланкашир. Семья была очень состоятельной — дед дирижера основал фармацевтическую компанию Beecham’s Pills. Томас учился в школе Росселл и собирался поехать в Германию, чтобы поступить в консерваторию. Но отец запретил мальчику думать о музыке и отправил его в колледж Уодхэм Оксфордского университета. Впрочем, в 1898 году, проучившись всего год, Бичем покинул университет. Он брал частные уроки музыки в Лондоне. Его можно считать дирижером-самоучкой. Впервые он принял участие в публичном концерте в октябре 1899 году, а в следующем месяце заменил Ганса Рихтера на концерте оркестра Халле.

Профессиональный дебют Бичема состоялся тремя годами позже в Лондоне. В 1906 году он основал Новый симфонический оркестр, который чаще исполнял современные сочинения, чем более знакомые и популярные. Через два год Бичем покинул НСО и в 1909 году основал симфонический оркестр Бичема. В том же году дирижер наконец помирился с отцом, с которым был в ссоре десять лет. Семейное состояние позволило ему осуществить целый ряд музыкальных планов, в том числе ставить оперы в Ковент-Гарден. Томас Бичем всегда был более авангарден, чем другие импресарио.

В 1920-е годы Бичем тесно сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, но из-за возникших разногласий ему пришлось уйти. Тогда он вместе с Малкольмом Сарджентом создал Лондонский филармонический оркестр. Новый оркестр дебютировал в октябре 1932 года — с большим успехом. В 1930-е годы оркестр сделал более трехсот записей и дал огромное множество концертов. В 1936 году оркестр отправился на гастроли в Германию — весьма противоречивый шаг! — и на одном из концертов присутствовал Адольф Гитлер.

С 1941 по 1944 год Бичем находился в Австралии, а затем в Северной Америке. С 1942 года он совместно с Бруно Вальтером занимал пост главного дирижера театра Метрополитен в Нью-Йорке. Вернувшись в Лондон, Бичем вновь возглавил Лондонский филармонический оркестр. Но за время его отсутствия оркестр превратился в самоуправляемый коллектив. Хотя концерты под руководством Бичема проходили с большим успехом, отношения были испорчены, и дирижер ушел. В 1946 году он основал Королевский филармонический оркестр. Кроме того, в конце 1940-х годов Бичем дирижировал в Глайндборне.

С Королевским филармоническим оркестром Бичем сотрудничал всю жизнь, участвовал в нескольких международных турне и давал множество концертов в Лондоне. Помимо записей и выступлений со своим оркестром Бичем дирижировал исполнением опер в Британии и за рубежом. Он считался одним из лучших исполнителей сочинений Фредерика Дилиуса и Рихарда Штрауса. Последний раз Бичем дирижировал оркестром 7 мая 1960 года в Портсмуте. Он умер 8 марта 1961 года.

Бернард хайтинк

Бернард Йохан Херман Хайтинк родился 4 марта 1929 года в Амстердаме. Этот голландский дирижер был одним из руководителей оркестра Концертгебау и во многом способствовал мировой славе этого коллектива. Хайтинк учился в амстердамской консерватории по классу скрипки, а в 1954 и 1955 годах проходил курсы дирижирования. В 1955 году он занял пост второго дирижера оркестра Нидерландского радио, а в ноябре 1956 года дебютировал с оркестром Концертгебау, заменив дирижера Карло Мариа Джулини. В сентябре 1959 года Бернард Хайтинк стал первым дирижером Концертгебау, а в 1961 году сменил Ойгена Йохума на посту главного дирижера. Единственным главным дирижером Концертгебау он стал двумя годами позже.

«У каждого дирижера есть свой срок годности — у меня тоже». Бернард Хайтинк в 2006 году отказался от должности музыкального руководителя Чикагского симфонического оркестра

Пост главного дирижера Концертгебау Хайтинк занимал до 1988 года. В это время он был также главным дирижером Лондонского филармонического оркестра (1967-1979) и музыкальным директором Глайндборнского оперного фестиваля (1978-1988). С 1987 по 2002 год Хайтинк работал музыкальным директором Королевского оперного театра в Лондоне, а с 2002 по 2004 год был главным дирижером дрезденской Штатскапеллы — этот пост он покинул за два года до истечения срока контракта из-за разногласий по вопросу о своем возможном преемнике. Различными оркестрами под руководством Хайтинка записаны произведения самых разных композиторов XIX-XX веков. С Лондонским симфоническим оркестром он записал все симфонии Бетховена и Брамса.

Герберт Фон Караян

Герберт Риттер фон Караян родился в австрийском городе Зальцбург 5 апреля 1908 года. Он был настоящим вундеркиндом — на рояле играл с самого раннего детства. С 1916 по 1926 год учился в зальцбургском Моцартеуме — университете музыки и драматического искусства. Там он впервые занялся дирижированием. Первой официальной должностью Караяна был пост капельмейстера городского театра немецкого города Ульм, который он занимал с 1929 по 1934 год. В 1933 году он впервые принимал участие в Зальцбургском фестивале. В том же году он вступил в нацистскую партию, что негативно повлияло на его карьеру в будущем. В 1934 году он впервые дирижировал Венским филармоническим оркестром и впоследствии часто был его приглашенным дирижером.

«Это, пожалуй, самый знаменитый дирижер мира и одна из самых мощных фигур классической музыки». Некролог из газеты New York Times, 1989

В 1935 году Караян стал самым молодым генеральным музыкальным директором Германии. Двумя годами позже он впервые дирижировал Берлинским филармоническим оркестром и руководил спектаклем в Берлинской государственной опере. В конце 1930-х годов он приобрел известность как лучший дирижер произведений Рихарда Вагнера — эта музыка пользовалась огромной популярностью у нацистской верхушки. В 1938 году Караян подписал договор со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon.

Записи Герберта фон Караяна били все рекорды продаваемости в области классической музыки. Он одним из первых понял перспективы записи на CD. В 1980 году он дирижировал «Альпийской симфонией» Рихарда Штрауса — первым классическим произведением, выпущенным в продажу на CD.

Из-за связей с нацистами после войны Караян подвергся «денацификации». В период оккупации Австрии союзными войсками (в том числе советскими) ему было запрещено дирижировать на родине. Запрет сохранялся до 1947 года. Однако карьера Караяна продолжала развиваться. В 1949 году он стал художественным руководителем венского Общества друзей музыки, работал в театре Ла Скала, выступал с Лондонским филармоническим оркестром и принимал участие в Байрейтском фестивале.

В 1955 году он занял пост музыкального директора Берлинского филармонического оркестра, с которым был связан до конца жизни. С 1957 по 1964 год он занимал пост художественного директора Венской государственной оперы, дирижировал Венским филармоническим оркестром и участвовал в Зальцбургском фестивале. Герберт фон Караян питал особую любовь к композиторам XIX — начала XX века: Малеру, Сибелиусу, Нильсену. Берлинский филармонический оркестр он покинул лишь за несколько месяцев до смерти. Герберт фон Караян умер 16 июля 1989 года.

Сэр Саймон Рэттл

Саймон Рэттл родился 19 января 1955 года в Ливерпуле. В 1971 году он поступил в Королевскую академию музыки. В 1974 году он победил на конкурсе дирижеров Джона Плейера и стал помощником дирижера Борнмутского симфонического оркестра. Через три года Рэттл занял такой же пост в Королевском филармоническом оркестре Ливерпуля, а в 1980 году стал главным дирижером и художественным советником симфонического оркестра Бирмингема. В 1990 году он занял пост музыкального директора оркестра Бирмингема. В 1994 году «за служение музыке» Саймон Рэттл был удостоен рыцарского титула. Под его руководством репутация оркестра Бирмингема значительно возросла. В 1999 году оркестр получил новый концертный зал — Симфони-холл. Больше всего Рэттла увлекает музыка мастеров конца XIX и начала XX века и, в особенности, творчество Малера. Именно с Шестой симфонии Малера в 1987 году зародилось сотрудничество Рэттла с Берлинским филармоническим оркестром.

Читайте также  Результаты премии BBC Music Awards 2016

В 2002 год Рэттл сменил Клаудио Аббадо на посту главного дирижера Берлинского филармонического оркестра и занимает этот пост и по сей день. Хотя критики не всегда в восторге от его интерпретаций, отношения его с оркестром «бурные. но никак не разрушительные», и контракт Рэттла продлили до 2018 года. Под его руководством Берлинский филармонический оркестр был реорганизован и получил большую независимость.

«Это была, пожалуй, лучшая новая трактовка «Реквиема», какую мне удалось слышать в последние годы». BBC Music Magazine о записи «Немецкого реквиема» Брамса под руководством Рэттла, 2007

Артуро Тосканини

Артуро Тосканини считают одним из величайших дирижеров XX века и одним из пионеров звукозаписи и радиотрансляций. Он родился 25 марта 1867 года в Парме. В консерватории он учился по классу виолончели. В 1886 году в составе оркестра оперной труппы Тосканини совершил турне по Южной Америке. Во время турне у труппы возникли проблемы с дирижером, и девятнадцатилетний виолончелист, обладавший почти фотографической памятью, занял его место. Не имея никакой дирижерской подготовки, он с блеском справился с этой задачей. Это турне определило весь его дальнейший жизненный путь.

Вернувшись в Италию, Тосканини продолжил играть на виолончели, но искал возможности продолжить карьеру дирижера. В 1896 году он дирижировал первым симфоническим концертом, а через два года стал дирижером миланского оперного театра Ла Скала и занимал этот пост до 1908 года. Репутация Тосканини росла, а с ней расширялись и возможности. В 1908-1915 годах он работал в нью-йоркском оперном театре Метрополитен, с 1926 по 1936 год возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр и стал первым иностранным дирижером на Байрейтском фестивале (1931-1932).

«Величайший дирижер мира!» Муссолини о Тосканини

Первые записи Тосканини были сделаны в начале 1920-х годов, когда он гастролировал в США с оркестром театра Ла Скала. Хотя первоначально идеи фашизма Тосканини привлекали, впоследствии он стал ярым противником Бенито Муссолини и в 1930-е годы был вынужден покинуть Италию. В изгнании он находился до 1946 года. В 1937 году Тосканини возглавил только что созданный симфонический оркестр NBC, и первая трансляция состоялась в декабре того же года. В следующем году он дирижировал мировой премьерой одного из самых своеобразных произведений американской музыки — «Адажио для струнных» Сэмюэла Барбера. Тосканини сотрудничал с оркестром NBS всю жизнь, за исключением периода с 1941 по 1944 год. Многие программы были записаны и неоднократно выпускались в эфир. Тосканини умер в Нью-Йорке 16 января 1957 года. К числу его дирижерских достижений относятся исполнения произведений Бетховена, Брамса, Дебюсси, Рихарда Штрауса и Вагнера, а также итальянских композиторов: Пуччини, Россини и Верди.

Самые знаменитые дирижеры мира: 10 лучших

Профессия дирижера относительно молодая. Раньше роли руководителя оркестра выполнял сам композитор, скрипач или музыкант, игравший на клавесине. В те времена дирижеры обходились без палочки. Потребность в руководителе оркестра возникла в конце 19 века, когда возросло количество музыкантов, и они физически не могли услышать друг друга. Основоположниками дирижирования как вида искусства стали Бетховен, Вагнер и Мендельсон. Сегодня число участников оркестра может достигать до 120 человек. Именно от дирижера зависит слаженность, звучание, общее впечатление от произведения.

Знаменитые дирижеры мирового масштаба

Лучшие дирижеры мира заслуженно удостоились этого звания, поскольку смогли дать новое звучание знакомым произведениям, они сумели «понять» композитора, представить особенности эпохи, в которой творил автор, выразить чувства гармонией звуков и затронуть каждого слушателя.

Дирижеру недостаточно стоять во главе оркестра, чтобы коллектив музыкантов сумел вовремя вступать в ноты. Руководитель не просто задает такт и ритм оперы. Он выступает дешифровщиком записи, обязуется как можно точнее передать настроение самого автора, смысл, которым творец хотел поделиться с аудиторией, попытаться понять и возродить «дух произведения». Именно эти качества делают дирижера гением. Список известных дирижеров мирового масштаба состоит из таких личностей.

Сэр Томас Бичем

Знаменитые дирижеры мира ассоциируются с именем Томаса Бичема. Он начал карьеру в 1909 году в Англии. За время работы провел концерты в Куинс-Холл в Лондоне, Кролль-опере в Берлине, в Ковент-Гарден в Лондоне, совершил турне по США. Под его началом был создан Новый симфонический оркестр (1906 г), Лондонский филармонический оркестр (1932 г), Королевский филармонический оркестр (1946 г).

Это неординарный человек, который оставил след в музыкальном искусстве, не имея дирижерского образования. Особый вклад Битчема в музыкальное искусство в том, что он сумел интерпретировать классические произведения, его дирижерская работа отличалась новаторским взглядом, он добивался чистоты звучания каждого музыкального произведения. Его сила воздействия на музыкантов заключалась в гипнотическом влиянии и возможностью одним жестом показать, чего он ожидает от каждого члена оркестра. Ни одно его движение не было отрепетировано заранее, сила экспрессии передавалась всем участникам коллектива.

Под управлением Томаса Бичема впервые было записано произведение в выполнении оперного оркестра на пластинку. Он популяризировал классическое искусство. За заслуги удостоен титула сэра в 1916 г.

Карло Мария Джулини

Итальянский дирижер, который считал своей целью оживить математику знаков на страницах нот в звучание музыки. Он прожил долгую жизнь (91 год), посвятил активной работе несколько десятилетий.

Карло Мария Джулини получил образование по классу скрипки. Дебют за дирижерским пультом произошел в 1944 году в освобожденном Риме. Наиболее заметные достижения состоялись во время работы в Ла Скала, где под его руководством поставили десятки опер и концертов. Карло Мария Джулини преуспел в дирижировании оперных и симфонических концертов. Наибольшую известность он получил как интерпретатор духовной и симфонической музыки 18-19 века.

Стиль его работы включает динамичность и лирическую теплоту, которым предшествовали долгие часы репетиций. Он контролировал каждый динамический отрывок концерта, не позволяя музыкантам выпадать из общего звучания.

Артуро Тосканини

Мировые дирижеры равнялись на стиль, трудоспособность итальянца Артуро Тосканини. Выходец из семьи портного с раннего детства подавал большие надежды как музыкант. Получал стипендию в Пармской Королевской музыкальной школе по классу фортепиано, виолончели, композиции.

Дирижер Тосканини «родился» случайно. Во время одного из концертов в Бразилии пришлось встать за пульт. Тогда Артуро Тосканини по памяти дирижировал «Аиду». Благодаря случаю мир получил одного из лучших дирижеров 19-20 веков. Артуро Тосканини дирижировал в 20 итальянских городах, 15 лет занимал должность дирижера в театре Ла Скала. С 1908 года работал в США в Метрополитен-опера, благодаря чему американское оперное искусство пережило период расцвета.

Великие дирижеры мира склонны к перфекционизму. Таким был и Артуро Тосканини. Несмотря на оглушительные овации после каждого концерта, он продолжал репетиции, пытался понять, «как написано» произведение автором, чтобы воспроизвести его так, как хотел бы сам композитор.

Вильгельм Фуртвенглер

Немецкий корифей дирижерского искусства, которому не посчастливилось работать в фашистской Германии, Вильгельм Фуртвенглер, по праву заслужил овации зрителей и хвалебные отзывы критиков.

Он родился в зажиточной аристократической семье, получил отличное образование, его карьера развивалась стремительно, и уже в молодом возрасте Вильгельм Фуртвенглер дирижирует в Берлинской государственной опере, затем в Берлинской филармонии, руководит Лейпцигским оркестром Гевандхаус. За период деятельности обрел мировую популярность. Он запомнился как интерпретатор классических немецких произведений.

Особенность стиля Фуртвенглера заключается в уникальной технике. Его движения казались иногда неуклюжими, не всегда отвечавшими ритму, словно человек полностью охвачен влиянием музыки и пребывает в своем мире. Но музыканты улавливали эмоции, посыл дирижера, и могли с легкостью воссоздать чувства через звучание.

Николаус Арнонкур

Великие дирижеры совершали революцию звука и понимания самого музыкального произведения. Именно эта заслуга принесла Николаусу Арнонкуру мировое признание. Он открыл новое направление, которое сегодня называют «аутентизм». Это значит понять главную идею, описанную в партитуре.

Николаус Арнонкур сделал настоящий прорыв в воспроизведении старинных произведений. Он пытался понять, как жил, в каких условиях творил композитор, для каких инструментов была написана партия. Для этого отыскивал старинные инструменты, и пробовал играть на них. Дирижер был уверен, что каждое произведение требует своего звучания.

Читайте также  Лидер Bon Iver Джастин Вернон говорит об НЛО

Признание дирижеру пришло в конце 20 века. Он был удостоен Премии Роберта Шумана, Премии Киото, Лейпцигской Баховской медали, и даже Гремми в 2001 году.

Клаудио Аббадо

Известные зарубежные дирижеры ассоциируются с именем Клаудио Аббадо. Итальянский дирижер, сын известного музыканта, учился в миланской консерватории, усовершенствовал технику в венской Академии музыки и сценического искусства.

Первое признание как дирижера пришло после победы на конкурсе Кусевицкого, а затем в Международном конкурсе начинающих дирижёров им. Д. Митропулоса в Нью-Йорке. В последствии Клаудио Аббадо-дирижер открыл двери лучших мировых театров и работал с Венским, Лондонским, Берлинским оркестрами.

Клаудио Аббадо дирижировал классические и современные произведения. Критики и слушатели отмечали, что под его руководством оркестр звучит как один музыкальный инструмент.

Леонард Бернстайн

Леонард Бернстайн не хотел быть кем-то одним: ему нравилось играть, писать музыку, дирижировать и преподавать. Все это он воплотил в жизнь, хотя его имя в первую очередь ассоциируется с самыми известными дирижерами мира. Леонард Бернстайн стал музыкантом случайно, прикоснувшись к фортепиано в десятилетнем возрасте. Так же случайно дирижировал первый концерт без единой репетиции, когда понадобилось заменить коллегу. Первый проведенный концерт в Нью-Йоркской филармонии имел ошеломляющий успех и хвалебные отзывы в газете «Таймс».

Бернстайн был первым американцем, который стоял за пультом сцены Ла Скала. В его стиле дирижирования преобладало стремление к динамичности, красочности, экспрессии. Его трактовки классических произведений могли вызывать споры, но никогда не оставляли слушателей равнодушными. Он окончил карьеру в 1990, вскоре после этого скончался от рака.

Карлос Клайбер

Дирижер Клайбер родился в Германии, но семья вынуждена была эмигрировать в Аргентину, опасаясь преследований фашистов. Он вернулся в Европу для получения образования. Его дебют состоялся в 1954 году в Постдаме. Карлос Клайбер работал в театрах Швейцарии и Германии. Под его руководством звучали оркестры в Венской государственной опере, Ковент-Гарден, Ла Скале, Метрополитен-опера.

Карлос Клайбер как дирижер нечасто вставал за пульт, но каждое его появление перед оркестром становилось настоящим музыкальным событием. Современники называли его «сенсацией музыкального явления своего времени», который умеет заглянуть в тайны партитуры. Он был требовательным к своей технике, его видение музыки было уникально, что позволяло захватывать все внимание публики. Маэстро знал, что он хочет услышать от музыкантов, и умел объяснить свое понимание произведения.
Английский журнал BBC Music Magazine в 2011 провел опрос, согласно которому Карлос Клайбер признан лучшим дирижером мира.

Бернард Хайтинк

Голландский дирижер Бернард Хайтинк учился игре на скрипке, а с 1954 года начал обучение дирижированию. Он сделал головокружительную карьеру: возглавлял Лондонский филармонический оркестр, Дрезденскую государственную капеллу, оперный театр Ковент-Гарден, Чикагский симфонический оркестр. Под руководством мастера звучали произведения Бетховена, Шестаковича, Чайковского, Малера. Он делал записи фортепианных концертов, дирижировал оперу и современные произведения.

Его мировое признание вполне заслуженное. Особенность таланта корифея в том, что под его руководством каждое произведение звучит естественно, легко, а стиль просто распознать во всех работах. Бернард Хайтинк вошел в список лучших мировых дирижеров всех времен по версии журнала BBC Music Magazine, а также удостоился многих наград, в том числе Грэмми и Музыкант Года (2007 год). Но главное признание — восторг публики.

Сценическая деятельность была завершена в 2019 году, когда дирижер отпраздновал 90-летний юбилей. Последний концерт состоялся на Люцернском фестивале в Швейцарии.

Сэр Саймон Рэттл

Британец Сэр Саймон Рэттл возглавляет списки лучших дирижеров современности. Он руководил Симфоническим оркестром Бирмингема, стоял за пультом Берлинской филармонии, был руководителем Лондонского симфонического оркестра. В 1987 году Рэттл-дирижер удостоился звания рыцаря-бакалавра. В 2010 году проведенного британским изданием BBC Music Magazine сэр Саймон Рэттл занял шестое место (из ста предложенных кандидатур) как выдающийся дирижер всех времен.

Наибольшую известность он получил за интерпретации произведений 19-20 века. Сэр Саймон Рэттл дирижировал разную музыку: современные произведения для фильмов и воспроизведения классики на старинных музыкальных инструментах.

На данный момент Сэр Саймон Рэттл является главным дирижером берлинской филармонии, а с 2023 года под его руководством будет выступать главный симфонический оркестр баварского радио. Дирижера по праву называют мастером художественного разнообразия. Благодаря харизме дирижера и его умению подойти к произведениям с новым взглядом, ему удастся искренне увлечь музыкой новое поколение слушателей.

От чего зависит известность дирижера

Самые известные дирижеры мира не ставили главной целью, достичь мировое признание. Они просто творили, упорно репетировали, восторгались самим процессом. Оказаться на вершине профессиональной популярности возможно, если в одном человеке соберутся такие качества как талант, склонность к обучению, настойчивость, терпеливость, труд и любовь к музыке.

Этой профессии невозможно обучиться полностью. Знаменитые дирижеры вырабатывают технику, ищут свой индивидуальный почерк на протяжении всей жизни, учатся понимать разные оркестры. Тогда при одном взмахе палочки рождается больше, чем мелодия — рождаются чувства.

Топ-10 самых известных дирижеров мира

История дирижёрского искусства знает много прославленных имен людей, поделившихся с публикой неповторимым авторским прочтением классических композиций. Каждый из них внёс колоссальный вклад в развитие мирового музыкального искусства, а некоторые стали знаменитыми уже при жизни.

Представляем вам 10 самых известных дирижёров мира.

10. Сэр Саймон Рэттл (Simon Rattle) (род.1955)


Сэр Саймон Рэттл завоевал мировую известность благодаря сотрудничеству с 1980 года с бирмингемским симфоническим оркестром.

Ему удалось превратить средний провинциальный музыкальный коллектив в оркестр, которому рукоплещут ценители классической музыки во всем мире.

Саймон Рэттл находится на 6-м месте в рейтинге топ-20 самых выдающихся дирижёров всех времён, кроме того он введён в Зал славы журнала Gramophone.

9. Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) (1908-1989)


Герберту фон Караяну выпала честь руководить большинством самых прославленных европейских оркестров.

Многие из его должностей дирижёра занимал одновременно в разных местах, только успевая добираться на своем спортивном самолете из одной части Европы в другую, чтобы не опоздать на репетицию, концерт или спектакль. Помимо этого, у Караяна был насыщенный гастрольный график.

Караян работал с Берлинским филармоническим оркестром на протяжении более трёх десятков лет и оставил в качестве творческого наследия одну из самых больших дискографий.

8. Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)


Этот прославленный дирижёр получил мировую известность по большей части как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки 18―19 ст., а также опер Верди и Моцарта.

Несмотря на то, что его оперная продукция с одной стороны не так значительна, он по сей день остается одним из крупнейших протагонистов музыкальной интерпретации прошлого столетия: стоит хотя бы вспомнить “Короткую жизнь” или “Итальянку в Алжире”.

Карло Мария Джулини много дирижировал произведений Верди, тяготел к русской музыке, восхищался композиторами XVIII века.

Интересы великого мастера были на редкость широки, его симфонический репертуар на самом деле неохватен, а его творческая биография длинна и наполнена громкими профессиональными достижениями.

7. Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) (1867-1957)


Большая эпоха в дирижерском искусстве названа именем этого великого дирижёра. Практически семьдесят лет он находился за пультом управления, показывая публике восхитительные интерпретации вечных музыкальных произведений. Со временем личность Артуро Тосканини стала символом глубокой преданности музыке.

Сложно сказать, в какой именно области дирижирования талант прославленного мастера проявился наиболее ярко. Его действительно магическая палочка рождала настоящие музыкальные шедевры как на лучших оперных сценах, так и на эстраде.

Репертуарные предпочтения великого дирижёра были на редкость обширными, особу страсть он испытывал к сочинениям Джузеппе Верди. В свои выступления на ряду с классическими произведениями он свободно добавлял и современную музыку. К примеру, в 1942 году он первым в США управлял оркестром, который исполнял легендарную “Ленинградскую” симфонию Шостаковича.

6. Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954)


Это, вероятно, один из величайших дирижёров первой половины XX столетия. Среди других прославленных гениев дирижерского искусства прошлого Вильгельм Фуртвенглер по праву должен занимать одно из первых мест.

Читайте также  Модный must have: рюкзак Radiohead из пластиковых бутылок

С его кончиной ушла из музыкального мира личность невероятного масштаба, артист, смыслом всего существования которого было умножение красоты и гармонии классической музыки.

Фуртвенглер владел уникальной и многим современникам не понятной техникой дирижирования. На сохранившихся видеозаписях видно, что во время выступления он совершает довольно странные и иногда неуклюжие движения, как будто он находился в своеобразном трансе.

Его жесты могут показаться несколько расходящимися представленным музыкальным ритмом. Однако несмотря на эту необычную методу управления оркестром, а может быть — благодаря ему, музыканты под его руководством действительно оказывались под гипнозом.

Его лучшие исполнения самые удачные выступления были наполнены глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и всплесками эмоциональных кульминаций, базирующихся на вполне логичной трактовке материала.

5. Евгений Мравинский (1903-1988)


Чаще всего дирижерами становятся музыканты зрелые, умудренные жизненным и профессиональным опытом. Однако же пример выдающегося советского дирижёра Евгения Мравинского, самого известного в России, опровергает это негласное правило – он встал за пульт управления оркестром очень рано, еще будучи студентом консерватории.

В процессе своей деятельности Мравинский предложил публике абсолютно новаторскую форму концертных выступлений — лекции-концерты. Перед началом исполнения он увлекательно рассказывал зрителям о тех сочинениях, которые собирался исполнить оркестр. Такие концерты собирали аншлаги.

Мравинский всегда подходил к исполнению музыкальной композиции не только как руководитель оркестра, но и как полноправный соавтор произведения.

Поэтому любая, даже знакомая каждому классическая музыка, в его исполнении приобретала совершенно особенное звучание. А все потому, что только он умел находить и в полной мере раскрывать те грани сочинения, которые как-то были незаметны другим дирижерам.

4. Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929)


Николауса Арнокура по прову можно назвать одной из ключевых персон музыкальной жизни Европы и всего мира. Этот великий дирижер является потомком одного из самых родовитых европейских аристократических фамилий.

Рыцари-крестоносцы и поэты, политики из рода Арнонкуров оказали значительное влияние на течение европейской истории, начиная с XIV века.

Арнонкур привык смотреть на свое искусство глобально. В число его самых значительных проектов, воплощенных им в сотрудничестве с известнейшими оркестрами мира, можно отнести цикл симфоний Бетховена, опер Монтеверди, кантат Баха.

Кроме того, Арнонкур является оригинальным интерпретатором Верди и Яначека.

3. Клаудио Аббадо (Claudio Abbado) (род.1933)


Клаудио Аббадо в своем творчестве обращается к композициям разных эпох и стилистических направленностей, в том числе к сочинениям композиторов 20 столетия, среди которых Шёнберг, Ноно Берио, Штокхаузен, Мандзони. Также Аббадо получил известность благодаря постановкам бессмертных опер Верди.

В дискографии итальянского мастера – полное собрание симфонических произведений Бетховена, Равеля, Чайковского и др.

Аббадо был награждён большим количеством наградам, среди которых Большой Крест Итальянской республики, Орден Почётного Легиона, Большой Крест “За заслуги” ФРГ и прочие.

2. Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (1918-1990)


Деятельность Леонарда Бернстайна изумляет своим разнообразием: он одареннейший композитор, известный миру как создатель мюзикла “Вестсайдская история”, успешный и самобытный музыкальный писатель и лектор, который мог найти общий язык с самыми разными слоями публики, музыкант и выдающийся педагог.

Выбрать музыку в качестве основного своего рода занятий Бернстайну было предначертано самой судьбой, и он настойчиво шел к своей цели, не обращая внимания на препятствия, иногда вполне значительные.

1. Карлос Клайбер (Carlos Kleiber) (1930-2004)


Этого знаменитого австрийского дирижёра по праву называют одним из самых сенсационных и захватывающих музыкальных явлений прошлого века. Его творческая биография сравнительно невелика и ограничивается немногими названиями.

Он практически не общался с поклонниками, критиками и прессой. Однако любое его выступление – это шедевр и редчайший образец в высшей степени художественной требовательности.

По итогам опроса, проведённого в 2010 году английским изданием «BBC Music Magazine», Карлос Клайбер занял 1-е место в перечне наиболее выдающихся дирижёров всех времён.

Великие дирижеры всех времен

Карлос Клайбер назван лучшим дирижером всех времён.
По результатам опроса, проведенного английским журналом BBC Music Magazine, Карлос Клайбер признан лучшим дирижером всех времён. Опрос проводился среди 100 ведущих дирижеров современности, таких как сэр Колин Дэвис, Густаво Дудамель, Валерий Гергиев, Марис Янсонс и других, чтобы выявить, кем из своих коллег они восхищаются больше остальных (кто для них является вдохновением). Карлос Клейбер, австрийский маэстро, который провел только 96 концертов и около 400 оперных спектаклей за свои 74 года, опередил Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо, которые заняли второе и третье места соответственно.

Сусанна Мялкки, финский дирижер французского Ensemble Intercontemporain и одна из участниц опроса, прокомментировала результаты: «Карлос Клайбер принес невероятную энергию в музыку. Да, у него было примерно в пять раз больше времени для репетиций, чем могут позволить себе современные дирижеры, но он это заслужил, потому что его видение музыки поразительно, он точно знает, чего хочет, и его внимание к мельчайшим деталям действительно вдохновляет.»

Джереми Фунт, заместитель главного редактора BBC Music Magazine, добавил: «Опрос 100 ведущих сегодняшних дирижеров об имени их кумира и источника вдохновения был увлекательным событием. И не в последнюю очередь из-за имени победителя — Карлоса Клайбера, который в течение всей своей жизни провёл меньше концертов, чем большинство из современных дирижеров за пару лет. Невероятное внимание Клайбера к деталям, явный энтузиазм в музыке и удивительный уровень исполнения никогда не подвергались сомнению. Возможно, «лучше меньше да лучше» и есть настоящий путь к истинному величию?».

Итак, 20 лучших дирижеров всех времен по результатам опроса BBC Music Magazine, проведённого в ноябре 2010 и опубликованного в марте 2011.

1. Карлос Клайбер (Carlos Kleiber) (1930-2004) Австрия
2. Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (1918-1990) США
3. Клаудио Аббадо (Claudio Abbado) (род.1933) Италия
4. Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)( (1908-1989) Австрия
5. Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929) Австрия
6. Сэр Саймон Рэттл (Simon Rattle) (род.1955) Великобритания
7. Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954) Германия
8. Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) (1867-1957) Италия
9. Пьер Булез (Pierre Boulez) (род. 1925) Франция
10. Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005) Италия
11. Джон Элиот Гардинер (John Eliot Gardiner) (род.1943) Великобритания
12. Джон Барбиролли (John Barbirolli) (1899-1970) Великобритания
13. Ференц Фричаи (Ferenc Fricsay) (1914-1963) Венгрия
14. Джордж Селл (George Szell) (1897-1970) Венгрия
15. Бернард Хайтинк (Bernard Haitink) (род.1929) Нидерланды
16. Пьер Монте (Pierre Monteux) (1875-1964) Франция
17. Евгений Мравинский (1903-1988) Россия (СССР)
18. Колин Дэвис (Colin Davis) (род.1927) Великобритания
19. Томас Бичем (Thomas Beecham) (1879-1961) Великобритания
20. Чарльз Маккерас (Charles Mackerras) (1925-2010) Австралия

Биографическая справка:
Карлос Клайбер (Carlos Kleiber), полное имя Карл Людвиг Клайбер — австрийский дирижёр. Родился 3 июля 1930 в Берлине, сын известного дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, в 1949-1950 гг. изучал химию в Цюрихе. Музыкальную карьеру начал в 1951 г. коррепетитором в Мюнхене. Дирижёрский дебют Клайбера состоялся в 1954 г. в Потсдаме. Потом он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968—1973 гг. работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и до 1988 г. оставался её приглашённым дирижёром. В 1973 г. впервые выступил в Венской Государственной опере. Выступал в Ла Скала, Ковент-Гарден (с 1974 г.) Метрополитен-Опера (с 1988 г.) и др. театрах; участвовал в Эдинбургском фестивале (c 1966 г.). Сотрудничал с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами. Последнее выступление дирижёра состоялось в 1999 г. Умер 13 июля 2004 в Словении.

Л.В.Бетховен. Симфония № 7 соч.92.
Королевский оркестр Концертгебау (Нидерланды). Дирижер Карлос Клайбер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: