В Казахстане снимают фильм о Викторе Цое

«Скоро кончится лето»: в Казахстане снимается фильм под арт-руководством Фёдора Бондарчука

Казахстано-российская картина «Скоро кончится лето», съёмки которой проходят сейчас в Караганде и Темиртау, рассказывает о жизни молодых людей, живущих в 1990-е.

Сюжет фильма сплетён из первой любви, уличных конфликтов и музыки той эпохи: Виктор Цой и «Аквариум» вперемешку с национальными казахскими мотивами и первыми хитами казахстанской поп-музыки.

Цой сейчас вообще находится в кинотренде. В 2018 году нашумел фильм «Лето» Кирилла Серебренникова, рассказывающий о молодом Викторе и ленинградской андеграундной рок-культуре начала 1980-х. А в 2020 году вышла лента «Цой» Алексея Учителя о поездке близких Виктора – жены, сына, группы «Кино», продюсера – в автобусе с телом погибшего музыканта.

Теперь и совместная казахстано-российская команда решила снять фильм о последнем лете Виктора Цоя, которое совпало с последним летом юности героев и последним летом перед распадом СССР.

Как рассказала одна из продюсеров фильма Еркежан Максут, изначально идея картины о молодёжи 90-х возникла в Казахстане (авторство идеи принадлежит Ардаку Касымбеку), а через несколько месяцев проектом заинтересовался Фёдор Бондарчук, который и стал художественным руководителем.

Генеральными продюсерами фильма выступают Ардак Касымбек, Еркежан Максут и Тамара Богданова (Россия), сооснователь компании Kinokult P.C. В режиссёрском кресле – Яна Скопина, россиянка родом из Казахстана, являющаяся также соавтором сценария (вместе с Родионом Голованем). Этим фильмом Яна дебютирует в полном метре. Алматинка, переехавшая в Москву, назвала кинорассказ об одном казахстанском лете позднесоветской эпохи «личной сердечной необходимостью». Оператором-постановщиком стала Даша Балановская, художником-постановщиком – Татьяна Азарова. Съёмки фильма, начавшиеся 15 июня, создатели планируют завершить 7 августа.

Кастинг проводился в прошлом году и продлился несколько месяцев, причём создатели фильма ставили себе целью найти новых талантливых актёров, неизвестных широкой публике. Всего было рассмотрено более 5 000 претендентов. В результате из всего состава только четверых героев играют профессиональные актёры. Среди них Ержан Тусупов, известный зрителю по мощным ролям в фильмах «Тренинг личностного роста» и «Оралман»; Ержан Нурымбет («Аманат», «Жат», «Талан»), Алтынай Ногербек («Дорога к матери», «Так сложились звёзды», «Композитор») и Ербол Семкулов, которого зритель мог видеть в фильме «Неделимое».

С российской стороны на главные роли утверждены два актёра. Это студент МГПУ Рамазан Ахмедов, который учится в мастерской Карэна Бадалова и представительница фэшн-индустрии, имя которой будет держаться в тайне до международной премьеры.

Ещё до выпуска фильм начал получать признание профессионального сообщества: на уровне проекта он был представлен на международном форуме «Роскино» и на Каннском кинорынке, а также победил на питчинге проектов министерства культуры РФ (там его представлял Бондарчук), заработав денежный приз на производство.

Поскольку картина уже получила удостоверение национального фильма в России, то создатели планируют широкий прокат в 2022 году в обеих странах.

Режиссер Рашид Нугманов рассказал, почему не снимает кино о Викторе Цое

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ — Режиссер фильмов «Игла» и «Йя-Хха» с участием лидера группы «Кино» Виктора Цоя рассказал, почему он никогда не будет снимать фильмы о Викторе Цое и каким музыкант был в жизни, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Представитель казахской новой волны в кино Рашид Нугманов получил широкую известность с выходом на экраны его фильмов «Игла» и «Йя-Хха», где главные роли сыграл лидер группы «Кино» («Йя-Хха» — дебют музыканта в кинематографе), кумир миллионов Виктор Цой. Мелькнув ярким метеором, музыкант скончался в возрасте 28 лет в 1990 году после автокатастрофы, а феномен его популярности, усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя, до сих пор волнует слушателей — место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства.

Не остаются в долгу и другие музыканты, а также режиссеры. К примеру, в казахстанский прокат вышел фильм российского режиссера Кирилла Серебренникова «Лето», мировая премьера которого состоялась на Каннском фестивале-2018. Фильм снят по мотивам воспоминаний Натальи Науменко — жены Майка Науменко, основателя группы «Зоопарк» и друга Виктора Цоя, кинолента повествует о раннем периоде творчества Виктора Цоя. События разворачиваются в 1981 году, показано становление Ленинградского рок-клуба, запись первого альбома Цоя, а также романтические чувства между Цоем и Натальей.

Рашид Нугманов считает, что создатели этой картины очень хорошо изучили его работы с самим Виктором Цоем в кадре, хотя за сотрудничеством авторы российской картины к казахстанцу не обращались.

«Очевидно, что Кирилл Серебренников изучал подробно мои фильмы «Йя-Хха» и «Игла», без них невозможно было бы воссоздать более или менее достоверно атмосферу тех лет, что он попытался сделать, и у него получилось. Ну а то, что по ходу дела заражается режиссерскими приемами, операторскими, это естественно и нормально, ничего в этом такого нет. По сюжету показаны ранние дни Цоя, и действительно, у него была некоторая нежность в отношениях с близкими людьми, хотя многие его называли заносчивым, снисходительным. На самом деле у Виктора был ограниченный круг общения, было мало людей, с которыми он общался откровенно, нежно, как показано в фильме. С остальными он мог быть резок, чего в «Лете» мы не увидели», — сказал Рашид Нугманов после предпоказа фильма «Лето» в Алматы.

По мнению казахстанского режиссера, Виктор Цой, сыгранный в работе Кирилла Серебренникова корейским актером Тео Ю, получился не таким, каким музыкант был в жизни.

«Но видно, что человек тоже изучал мои фильмы, чтобы передать манеру. По «Ассе», где тоже играл Виктор, этого не поймешь. Какие-то повадки, походку ему удалось схватить, перенять физически поведение, как по школе Станиславского, Тео Ю показал себя мастером физических действий», — пояснил Рашид Нугманов.

Короткометражный фильм Рашида Нугманова «Йя-Хха» был снят в 1986 году за пару недель, отображены котельная «Камчатка», ленинградский рок-клуб. Это бессюжетный, скорее документальный, неигровой фильм, главную роль в котором сыграл Виктор Цой.

Легендарный фильм «Игла» снимали в 1988 году в Алматы, Москве и на Аральском море. Премьера киноленты состоялась 16 сентября 1988 года в Алматы. Сам Виктор Цой часто бывал в Казахстане. Дед Виктора по отцу — Цой Сын Дюн, кореец из Казахстана, у которого было четыре сына.

«Виктор Цой полюбил Алматы очень сильно. До «Иглы» он никогда не был в Алматы. Его отец Роберт родился в Кызылорде, потом поехал учиться в Ленинград и там познакомился с будущей мамой Виктора Валентиной Васильевной, и Виктор родился в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). До 14 лет Виктор приезжал в Кызылорду»,- вспомнил режиссер.

Рашид Нугманов знал музыканта с 1985 года, но наотрез отказывается снять фильм о нем, хотя предложения продолжают поступать.

«Я все время отказываюсь, потому что это было бы то же самое, что снимать фильм о себе. Когда ты слишком хорошо знаешь человека, очень трудно про него что-либо делать. Кто-то будет его изображать, а ты видишь и знаешь, что это все не так, говоришь актеру, как надо изображать, и в какой-то момент ты все равно поймешь, что занимаешься фальшью. Преимущество Серебренникова в том, что он не знал лично Цоя и смотрел отстраненно. Чтобы сделать хорошее искусство, нужно быть достаточно отстраненным от того, что вы делаете, погружаться в себя, вытаскивать из себя что-то. Я бы не смог, потому что Виктор стоял бы перед глазами», — пояснил Рашид Нугманов.

Читайте также  Новая книга о ню-металле готовится к выходу

По его словам, сам Виктор Цой, когда снимался в фильмах, не играл на экране специально. К слову, фишкой режиссеров — представителей новой волны казахского кино была как раз максимальная естественность поведения людей, минимум грима, и все должно было быть натурально.

«У нас был особый стиль работы с Виктором. Я ему сразу сказал с первых дней нашей работы, что не надо ничему учиться, а нужно просто оставаться самим собой. Потому что учиться лицедейству надо 5-6 лет в системе Станиславского, но можно то же самое делать, не обучаясь ни одного дня. Цой был очень органичным, камера его любила, ему подчинялась, он ею владел, и я ему сказал, что он не должен стесняться, а наоборот, забыть все, что есть вокруг, оставаться самим собой, он был интересен. После «Йя-Хха» он снялся в фильме «Конец каникул» в Киеве, и они с Марианной (женой — прим.), посмотрев материал, запретили этот фильм. Потому что они его заставили кого-то играть. Параллельно было снято несколько песен группы «Кино», там Цой вышел нормально. А в драматургической части вот так», — говорит Рашид Нугманов.

Когда началась работа над «Иглой», Цой, по словам Нугманова, играл свободно.

«Он был в роли Моро самим собой и получился таким, как я ему назвал, смесью Джеймса Дина и Брюса Ли. Эти актеры тоже играли самих себя. А теперь представьте: я сейчас позову актера и скажу ему: «Представь себя Виктором, который представляет себя Брюсом Ли и Джеймсом Дином, и при этом всегда остается самим собой». Как ему это сыграть? Можно очень хорошо внешне передать, попросить актера почаще голову правее нагибать, как это делал Виктор, но в итоге это будет ложь», — заключил Рашид Нугманов.

Мировоззрение романтического героя песен «Кино» было созвучно настроениям молодых слушателей поколения 1980-х. Оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами, они считали, что творчество группы поднимает русский рок на новую ступень, ступень мужественной гражданской ответственности.

«Цитадель смерти» пугает продюсеров: Нугманов рассказал о судьбе фильма, в котором не снялся Виктор Цой 22 июня 2018, 13:06

  • Подписаться на канал новостей TengriNews:
  • Google News
  • Яндекс Новости
  • Email рассылка
  • Новости
  • Новости Казахстана
  • Новости мира

Рашид Нугманов. Фото ©РИА Новости

После успеха фильма «Игла» казахстанского режиссера Рашида Нугманова борец с наркомафией Моро должен был продолжить шествие по киноэкранам. Для Виктора Цоя были написаны новые сценарии, но гибель артиста не позволила этому сбыться.

Если постапокалиптический истерн «Дети солнца» («Дикий Восток») впоследствии был снят с другим актером, то «Цитадель смерти» так и не увидел свет. Однако Рашид Нугманов не оставляет планов по поводу этой картины, в которой, по его замыслу, Моро должен сыграть сын Виктора Цоя — Александр. Как рассказал казахстанский режиссер, загвоздка заключается в том, что продюсеров пугает сценарий, и пока не удается найти финансирование, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Персонаж Моро появился из неосуществленного проекта об алма-атинских стилягах первой половины 60-х «Король Брода». В процессе работы над сценарием Рашид Нугманов переключился на ленту «Игла» и перенес персонаж туда.

Но самым первым фильмом Нугманова и Цоя была короткометражка «Йя-Хха», в которой среди прочих также снялись Кинчев, Гребенщиков, Науменко. Познакомившись с Цоем, Нугманов предложил ему написать музыку к этой ленте и стать одним из действующих лиц. Буквально сразу он понял, что Цой идеально подходит на роль Моро.

«Йя-Хха» была завершена в 1986 году, и в этом же году группа «КИНО» полным составом снялась в дипломной работе Сергея Лысенко и Олега Смирнова. Основу фильма составили четыре клипа «КИНО», связанных между собой идущей сюжетной линией.

«Короткометражный фильм «Конец каникул», где Виктор снялся после «Йя-Ххи», ему активно не понравился, поскольку в игровых сценах, в отличие от музыкальных, ему приходилось лицедействовать, и они с Марианной после съемок запретили выпускать фильм. Он увидел свет только после его смерти», — рассказал Нугманов.

Идею фильма «Дети солнца» (не путать с экранизацией пьесы Максима Горького) предложил Виктор Цой. По сюжету, цирковая династия лилипутов, устав от нападок банды байкеров, обращается к Страннику, который вместе с командой наемников помогает им избавиться от угнетателей. В главных ролях должны были сняться Виктор Цой и остальные музыканты группы «Кино».

В 1991 году Рашид Нугманов принял предложение инвесторов снять картину «Дети солнца». Она вышла под названием «Дикий Восток». Как рассказал режиссер, многие из песен «Черного альбома» группы «Кино», писавшегося накануне съемок «Дети солнца», должны были появиться в фильме.

«Многие из этих песен выросли из того, что мы обсуждали вместе той весной и летом», — поделился Нугманов.

Сценарий к кибер-панк картине «Цитадель смерти» Рашид Нугманов писал совместно с культовым американским фантастом Уильямом Гибсоном. «Дети солнца» и «Цитадель смерти» должны были сниматься осенью 1990 года и год спустя соответственно.

«Виктор отклонял все актерские предложения, посыпавшиеся на него после выхода «Иглы»; его ответ был простой: мы работаем только с Рашидом», — вспоминает режиссер.

Буквально за считанные недели до начала съемок «Детей солнца» Виктор Цой разбился на трассе под Ригой. «Москвич», которым управлял лидер «КИНО», столкнулся с «Икарусом».

Рабочие наброски сценария «Цитадель смерти» делались в начале 1990 года. По сюжету, действие картины происходит в капиталистическом Ленинграде, отделившимся от охваченного гражданской войной СССР. Но никакой утопии. В городе идет жесткая война за «место под солнцем». Вооруженные банды по ночам делят районы, бизнес. Таковы предлагаемые обстоятельства для героя Моро, который пробирается в город и сразу оказывается вовлеченным в заговор, связанный с желанием захватить власть монархистом-диктатором.

Как рассказал Рашид Нугманов, несмотря на то, что сюжет фантастический, продюсеры участвовать в кино опасаются. Но режиссер не теряет настроя.

«У меня был план сделать этот фильм с Александром Цоем. Проблема сейчас заключается в финансировании. Действие происходит в параллельной реальности, где Петроград — единственный свободный город в России. Я говорил с несколькими возможными со-продюсерами и финансистами, всех сюжет пугает, даже если это фантастика, смесь кибербанка и стимпанка, не имеющая к реальной России никакого отношения. Возможно, сделаем комикс. Посмотрим», — поделился Рашид Нугманов.

Между тем совсем недавно на экраны вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето», в котором Виктора Цоя сыграл корейский актер Тео Ю. Рашид Нугманов положительно оценивает эту ленту, но остается верным своему принятому ранее решению о невозможности для себя снимать автобиографическую картину про лидера группы «КИНО». Будучи близко знакомым с Цоем, Нугманов не может пойти на то, чтобы его играл актер.

«Цой в фильме Серебренникова — разумеется, не Цой, а его образ в неком параллельном мире. Но построить этот мир режиссеру удалось, и персонаж в нем вполне органичен для поставленной задачи. Фильм теплый, романтичный, сделан с большой любовью к прототипам и времени. В этом отношении у меня никаких претензий нет. Рекомендую к просмотру. Но дело в том, что я слишком близко знал Виктора, чтобы работать с актером, имитирующим его. Все для меня будет неправда, ложь и лицедейство, даже если как профессионал я понимаю, что художественный замысел не обязан копировать жизнь. Серебренников не знал лично ни Майка, ни Цоя, мог позволить себе отстраниться и снимать свое представление о них. Ведь у меня нет этого представления, у меня есть знание и личный опыт работы с живыми Майком и Цоем, и я просто буду не в состоянии заменить реальную жизнь искусственной — на чисто эмоциональном уровне», — высказался Рашид Нугманов.

Читайте также  Адель станет педагогом в отпуске

21 июня 2018 года Виктору Цою исполнилось бы 56 лет. В этот день в Алматы Герой Моро из культового фильма Рашида Нугманова «Игла» — прообраз легенды русского рока Виктора Цоя — обрел реальность за пределами телеэкранов. В честь 30-летия со дня выхода кинокартины скульптура Моро была установлена на улице Тулебаева в Алматы, где снимались финальные кадры фильма.

Фильм «Лето» о Викторе Цое показали в Каннах. Серебренников доделывал его под домашним арестом

Режиссёр «Гоголь-центра», сидящий под домашним арестом, снял фильм о Викторе Цое. Почему «Лето» Кирилла Серебренникова заслуживает зрительского внимания?

Кирилл Серебренников снял фильм о музыкантах эпохи перемен и их стремлении к свободе, но в итоге сам сейчас несвободен – известного режиссёра и идеолога знаменитого «Гоголь-центра» в Москве арестовали, не разрешив доснять фильм. В итоге он завершал ленту дома и выкручивался из ситуации как мог: монтировал из того, что успел отснять, чтобы скрыть какие-то огрехи, и даже задействовал анимацию. Получилось неплохо – свежо, обаятельно и понятно всем, даже иностранцам, которые вряд ли слышали песни Цоя и наверняка не представляют масштабов фигуры лидера группы «Кино» для русской культуры.

Премьера фильма «Лето» получилась эмоциональной – у тех, кто имел отношение к съёмочному процессу, глаза были на мокром месте. Россияне пришли на первый показ картины в майках freekirill, а съёмочная группа вышла на красную дорожку с плакатом, где было написано его имя. По традиции в зале режиссёру оставили пустое кресло (фестивали не первый раз приглашают авторов, которым запрещено выезжать за границу). Директор кинофестиваля Тьерри Фремо написал и передал через МИД Франции письмо Владимиру Путину, для того чтобы он дал разрешение выехать Кириллу на фестиваль. Приём не сработал, автор так и остался под домашним арестом. Президент Российской Федерации ответил, что он бы и рад помочь, но не может – в России суды независимые.

Фильм «Лето» – это чёрно-белая картина, которая рассказывает о первых шагах Виктора Цоя на сцене. Лента охватывает тот период, когда Виктор только познакомился с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Натальей. Цой пока ещё не легенда и не кумир миллионов, поющий о том, что он ждёт перемен. Он скромный и тихий парень, который просто любит петь свои песни, не подражая никому. Несмотря на то, что картина «Лето» заявлена как фильм о Цое, на самом деле это скорее лента о Майке Науменко, «советском Бобе Дилане», человеке, который хоть и жил в СССР, но всегда стремился вырваться за его пределы. Он был большим фанатом западных групп и писал свои первые песни на английском языке. Есть ещё одна значимая фигура в фильме – супруга Науменко Наталья. Этот треугольник – Науменко, его жена и Цой позволяет превратить «Лето» в романтическую историю. Сделать это, судя по всему, было легко, ведь сценарий построен на воспоминаниях Натальи, она и консультировала съёмочную группу картины.

Первый выложенный в сеть эпизод «Лета» с саундтреком фильма разочаровал фанатов Цоя и Науменко, ведь он выглядел так, будто главные герои вовсе не рокеры, а завсегдатаи московских кофеен: любители латте, котиков и фотографий в Инстаграме. Борис Гребенщиков, посмотревший один из драфтов сценария, картину не одобрил, сказав, что вместо его друзей и коллег на экране дешёвые московские хипстеры, ориентированные только на секс и бабки. Ни секса, ни особых разговоров о деньгах в фильме нет. Но понять поклонников русского рока и фанатам Цоя можно – слишком большая и значимая фигура для культуры. Большинство ровесников Цоя живы и прекрасно его помнят. Если они и вживую никогда не видели Цоя, то прекрасно знают «Иглу» и в деталях помнят финал, который отснят на заснеженной алматинской «Тулебайке».

Впрочем, если не воспринимать историю как байопик, а принять фильм как некую фантазию, в которой есть место вольностям и шуткам (к примеру, в фильм введён специальный персонаж, что-то вроде совести русского рока, который появляется в определённый момент и начинает распекать рокеров то за одно, то за другое), то фильм производит большое впечатление. Видимо, зная, что экранизировать историю легенды русского рока будет непросто, Кирилл будто намеренно отстраняется от исторической правды и вводит в фильм несколько эпизодов с ремаркой «Этого не было». Эти эпизоды похожи на мюзикл – советские люди (причём выбраны самые ходовые архетипы советских граждан: мрачная и уставшая тётка из троллейбуса, злая кондукторша, гэбэшники, милиционеры) поют песни Игги Попа, Лу Рида, Talking Heads. Особенно иронично выглядит приглашение в одну из сцен, снятых в общественном транспорте, актёра Александра Баширова, снимавшегося ранее в «Игле». Эволюция героя – от «Иглы» до «Лета» веселит.

Несмотря на то, что фильм не о политике, а о музыкантах, в нём есть эпизоды, которые придают объём картине и рассказывают зрителю о той стране, в которой мы жили: вот одного из парней забрали в Афганистан, тут – чёрный рынок на Горбушке, где можно купить плакат, а здесь – советский художественный совет, в котором разбираются в идеологической пользе песен Цоя. «А песня «Восьмиклассница» против чего борется?» – спрашивает женщина из комиссии. «Против половой распущенности», – отвечают ей.

Фильм «Лето» получился очень музыкальным, песни Цоя и Науменко изящно переплетаются с творчеством Дэвида Боуи, Игги Попа, Лу Рида, Talking Heads и Mott the Hoople. Ну и потом – когда ещё подпоёшь в Каннах «Алюминиевым огурцам» и «Восьмикласснице»?

Что касается актёрских работ, то они вполне уместны, хотя, честно говоря, поверить в то, что музыкант группы «Звери» Роман Билык, который представляется обычно Ромой Зверем, – это Майк Науменко, было сложно. У Ромы своя собственная харизма, и чьи бы тексты он ни пел, в итоге всё равно получается творчество группы «Звери». Исполнитель роли Цоя, корейский актер Тео Ю, выдал свою интерпретацию кумира – он робкий, стеснительный юноша и не более. Он, похоже, и не стремился выдать того Цоя, которого мы знаем. Получается вполне удовлетворительно. Актриса Ирина Старшенбаум (известна по «Притяжению» Бондарчука) тоже успешно справляется с ролью.

Самая мощная сцена фильма – это, конечно же, финал, голос настоящего Цоя и его песня (без спойлеров). Скажем только одно – текст песен сейчас звучит как никогда актуально, оттого и драматично. Особо чувствительные зрители вышли с показа в слезах. Без оваций на пресс-показе не обошлось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: