Упражнения на развитие левой ноги при игре с хай-хэтом

Игра ногой на хай-хэте. автор Sean Reinert

Для большинства барабанщиков, играющих в стиле хард-рок и металл, вся «душа» грува в бас-барабане и малом. В джазе основную функцию несут хай-хэт и тарелка райд. Поэтому, если вы, подобно мне, практикуете грандиозное смешение стилей в экстравагантной манере (и даже более того), то вам известно, что нога, которая управляет хай-хэтом, – это жизненно важная часть тела!

А теперь вопрос: зачем я держу темп ногой на хай-хэте? На это имеется несколько причин. Во-первых, держать во время игры пульс на хай-хэте из четверых или восьмых способствует сохранению в груве более устойчивого ритмического ощущения, а также помогает другим музыкантам вести свои линии в музыке. Это, в общем-то, и есть главная функция барабанщика – держать темп. Пульс, выводимый на хай-хэте, также может дать слушателю «обрисовку» или «опорную точку» для правильного восприятия грува, если, к примеру, вы играете в нечетном размере или исполняете нечетные группировки нот внутри обычного размера. Соблюдение темпа на хай-хэте также полезно для того, чтобы «наполнить» ритм, если у вас нет перкуссиониста, но вам требуется дополнительное «орудие», чтобы «подхлестнуть» музыку.

Это в том случае, если вы хотите, чтобы бит четко чувствовался. Разумеется, вы также можете исполнять партию хай-хэта с различными синкопами, создавая тем самым непривычные ощущения.

Итак, в первой части данной статьи мы рассмотрим базовый пример того, как можно держать темп ногой на хай-хэте, подкрепляя бит ритмами из четвертей и восьмушек, а затем перейдем к небольшому примерчику, в котором будет показано, как обращаться с синкопированными паттернами, исполняемыми ногой на хай-хэте.

А сейчас коснемся вкратце некоторых основных примеров того, как можно «поднатаскать» ногу, которой вы играете на хай-хэте, и добиться лучшего баланса за установкой. Прежде всего – рис.1. Это базовые однотактовые грувы, которые вас следует проигрывать вновь и вновь, одновременно исполняя партию бас-барабана, представленную рис.2. который включает двенадцать тактов, содержащих фигуры четвертями, восьмыми и шестнадцатыми, которые исполняются на бас-барабане на фоне повторяющегося паттерна с рис.1, над которым вы в данный момент работаете.

Играйте каждый грув вместе с рисунком для бас-барабана из рис.2

Каждый такт следует отработать до автоматизма. И только потом сыграть все такты последовательно.

Теперь давайте бегло взглянем на смещение ритмического ощущения при игре ногой на хай-хэте. Мы можем использовать тот же рис.2, как в случае с первым примером, но сдвигая при этом ноты хай-хэта (см. рис. 3). Обратите внимание, как в результате смещается и ритмическая атмосфера грува, отчего иногда возникает ощущение «перекошенности». При грамотном использовании данная техника может послужить полезным методом для создания интересного грува.

Каждый грув совместите с бас-барабаном из рис.2. Это базовое упражнение на изоляцию каждой конечности. Для тех кто движется дальше, можно поменять местами партии. К примеру, партию бас-барабана с малым барабаном или хай-хэтом.

Есть и другие способы использования левой ноги. Например, я изучил одну технику, при которой я играю одновременно на хай-хэте и двойной педали, ведя левой ногой. Я устанавливаю хай-хэт во внутреннем пространстве двойной педали (см. фото), чтобы извлечь из расположения педали максимальную выгоду. Это позволяет мне исполнять восьмые ноты ногой на хай-хэте и в то же время добавлять двойные паттерны шестнадцатыми на бас-барабане. Если вы будете все делать правильно, то сможете добиться шикарного результата на хай-хэте, ударяя пяткой по педали как надо, чтобы она свободно «пела». Список примеров можно продолжать. Главное – используйте творческий подход и исследуйте свои возможности. И во что бы то ни стало получайте удовольствие!

Прилагаю два видеоматериала (Cynic — «Adam’s Murmur» и Cynic — «Evolutionary Sleeper») со своим исполнением, чтобы проиллюстрировать, каким образом я вплетаю в барабанную партию игру ногой на хай-хэте. Счастливо вам побарабанить!

Независимая игра двумя руками

Один из важнейших навыков игры на синтезаторе заключается в умении одновременно играть руками свои партии, независимо друг от друга.

  • правая рука должна играть свою партию независимо от игры левой руки
  • левая рука должна играть свою партию независимо от игры правой руки

Почему исходная задача делится на две? Разве недостаточно уметь свободно играть мелодию правой рукой под аккомпанемент левой руки? Нет. При игре аккомпанемента левая рука чаще работает в статичном и позиционном режиме (берёт аккорды, играет арпеджио и др.), а правая рука при исполнении мелодии работает в динамичном и подвижном режиме. По этой причине техника игры правой рукой растёт значительно быстрее, чем левой. Если левая рука привыкла играть только аккорды, то будет непросто заставить её сыграть даже просто рок-н-рольный “шагающий бас”.

Попробуем сыграть фрагмент песни “Маленькой ёлочке холодно зимой” под аккомпанемент левой руки, а затем правой, чтобы оценить возможности левой руки.

Упражнение 1. Обмен партиями.

При игре на синтезаторе клавиши могут нажиматься одновременно или последовательно. Рассмотрим каждый из этих случаев отдельно.

Одновременное нажатие клавиш

Для одновременного нажатия нескольких клавиш необходима синхронная работа пальцев одной руки друг с другом или пальцев двух рук друг с другом.

Первый случай возникает при игре гармонических интервалов и аккордов одной рукой. Полагаю, что в статичном режиме, когда смена интервалов или аккордов производится нечасто, например, один-два раза за такт, вы играете без труда. Проверим, смогут ли пальцы синхронно поработать в “динамичном” режиме при игре терций.

Упражнение 2. Синхронная игра терций правой рукой

Получилось повторить упражнение без ошибок в более или менее быстром темпе? Неплохо. Теперь посмотрим, что может изобразить левая рука в этом плане.

Упражнение 3. Синхронная игра терций левой рукой

Да, слабова-то. Сказалась длительная игра под автоаккомпанемент, в результате чего левая рука практически потеряла навык игры.

Попробуйте сыграть это упражнение левой рукой в течение 2-3 минут в умеренном темпе. Если пальцы руки развиты слабо с точки зрения техники игры, то они будут:

  • нажимать клавиши не одновременно
  • дёргаться вместе с соседними пальцами
  • неритмично производить смену интервалов

Если произойдёт быстрый разогрев мышц предплечья, а затем появятся болевые ощущения в них и кисти руки, то это значит, что пальцы работают неэффективно и прикладываются слишком большие усилия, в результате чего рука быстро устанет.

Игру терций одной рукой можно отнести к разряду “силовых упражнений” на развитие мышц и синхронную работу пальцев. Улучшить работу пальцев руки поможет метод “культуриста” — несколько подходов с передышкой, увеличение длительности повторов и скорости с каждым занятием. При этом надо следить, чтобы мышцы руки не перенапрягались. Если вы мало играли левой рукой, то поначалу будет казаться, что пальцы какие-то деревянные и чужие. Благодаря ежедневным упражнениям “деревянность” начнёт постепенно уходить, и пальцы начнут чувствовать клавиши.

Читайте также  Фильм Bodied можно посмотреть на ресурсе YouTube Red

В чём заключается смысл выполнения любого упражнения? В развитии навыка? Не только. Упражнение также является элементом самоконтроля. Важно учиться выявлять в ходе выполнения упражнения наиболее проблемные места для поиска новых упражнений для их решения, что в конечном счёте увеличивает эффективность занятий и повышает КПД нашей деятельности.

Если присмотреться к работе пальцев при выполнении упражнения 3, то можно заметить, что переход терций 5-3 -> 4-2 (мизинец-средний -> безымянный-указательный) работает хуже, чем переход (4-2 -> 3-1). Значит, нужно больше поработать над ним, увеличив число повторов для этого перехода.

Упражнение 4. Синхронная игра терций левой рукой (усложнённый вариант)

Для тех, кто без труда может выполнить упражнение 3 и 4 предлагаю фрагмент любопытного силового упражнения на растяжку пальцев, которое было подсмотрено в одном зарубежном видеокурсе.

Упражнение 5. Синхронная игра кварт-квинт

При игре аккордов левой рукой квинта берётся мизинцем и большим пальцем, что удобно и логично. А в упражнении 5 она играется мизинцем и средним пальцем, что неудобно и трудно. Но как раз в преодолении трудностей и заключается рост мастерства, которое, в конечном счёте, и приносит удовлетворение. Познание нового и преодоление развивает чувства, не давая жизни превратиться в серое и скучное существование.

Для наработки навыка независимой игры двумя руками можно отдельно поработать над двумя её составляющими – ритмической и гармонической.

Независимая игра ритмической составляющей

Независимость игры с точки зрения ритмической составляющей означит то, что пальцы рук могут играть одновременно и ритмично разные ритмические рисунки, например, правая рука равномерно играет четверти, а левая – триоли. Для развития такого навыка будем барабанить на синтезаторе. Сыграйте простой ритм восьмыми.

Упражнение 6. Игра восьмыми

Многие его играют в закрытой позиции “крестом”, когда руки перекрещиваются (левая сверху): средний палец левой руки – хай-хет, указательный палец правой руки – бочка, а безымянный палец правой руки – ведущий. Почему так? Потому что пальцы правой руки развиты намного лучше и на них можно нагрузить два ударных инструмента, а левая рука уж как-нибудь ровно сыграет за хай-хет.

Попробуйте сыграть этот ритм в открытой позиции: средний палец левой руки отвечает за бочку, большой палец левой руки играет на ведущем, а средний палец правой руки стучит на хай-хете.

В этом упражнении пальцы нажимают клавиши синхронно, что не вызывает трудностей. Сложности появятся тогда, когда пальцами левой руки нужно будет нажимать клавиши чаще пальцев правой руки. Пальцы левой руки не привыкли ”вкалывать” и сразу сыграть “как на кардане” левой рукой получится далеко не у каждого.

Упражнение 7. Игра восьмыми (усложнённый ритм)

В Интернете можно найти немало примеров партии ударных, которые можно “отбарабанить” на синтезаторе. Правая рука скучает? Тогда нагрузите на неё игру шестнадцатыми (указательный и средний палец) и открытый хай-хет (мизинец).

Упражнение 8. Игра шестнадцатыми

Если вы планируете делать аранжировки на синтезаторе, то такого плана упражнения очень помогут для “живой набивки” партии ударных.

Независимая игра гармонической составляющей

Наработка навыка независимой игры руками с точки зрения гармонической составляющей заключается в том, чтобы пальцы обеих рук играли свои партии независимо от сочетания играющих пальцев. С практикой игры на синтезаторе пальцы начинают привыкать к определённым сочетаниям, например, одновременно играют мизинцы пальцев рук или пальцы синхронно играют в одном направлении. Если встречается непривычное сочетание пальцев, то пальцы одной руки начинают дёргаться синхронно с пальцами другой руки или вместо одного пальца соседнюю клавишу нажимает соседний палец. Это часто получается при игре левой рукой более или менее сложной басовой линии. При помощи глаз и мозга исполнитель запоминает характерные относительные положения рук на клавиатуре. Если относительное положение рук или пальцев непривычно, то голова начинает напрягаться по этому поводу. Сравните игру в следующем примере. Сначала играем в октаву, затем в дециму.

Упражнение 9. Синхронная игра в октаву и дециму.

Если вы играли гаммы двумя руками, то игра в октаву не вызывает трудностей. А вот при игре в дециму кажется, что-то не так. Пальцы, вроде, играют синхронно, но какие-то непривычные ощущения. Если сыграть в терцдециму, то ощущения будут ещё непривычнее. При игре исполнитель использует визуальные ориентиры, в качестве которых выступают клавиши, нажимаемые в определенные моменты. Если встречается непривычное сочетание клавиш, то требуется время на анализ ситуации. После некоторого изучения и повторения непривычного оно постепенно становится привычным и понятным, что можно исполнить уже машинально.

С семечками разобрались, возьмёмся за орешки. Сначала разбирайте упражнения медленно, чтобы понять каждое движение пальцев, затем постепенно увеличивайте темп. В медленном темпе контроль осуществляется глазами и мозгом, в быстром темпе — ушами. Если не получается понять то, что должна играть левая рука, то поменяйте партии рук. Технически более развитая правая рука поможет понять, как это должно звучать.

Упражнение 10. Синхронная игра гаммы.

Первая последовательность из 4-х нот звучит логично, а при игре второй последовательности кажется, что логическое начало последовательности постоянно смещается. Так оно и есть. Предположим, что играются четверти, тогда при размере четыре четверти каждый такт будет начинаться с отличной от предыдущего такта ноты, хотя физически последовательность начинается с одной и той же ноты до. Смещение сильной доли вызывает дискомфорт, но сильно не влияет на игру пальцев, так как они работают синхронно, а партии обеих рук совпадают (они просто смещены на октаву).

Попробуем левой рукой играть циклично три ноты в одну сторону, а правой – пять нот в одну сторону.

Упражнение 11. Синхронная игра последовательностей разной длины (3 и 5 нот, 3 и 8 нот)

В этом упражнении партии двух рук не совпадают и их исполнение вызывает определённые сложности. Ещё больше усложним партию левой руки.

Упражнение 12. Синхронная игра двумя руками разных партий.

С непривычки пальцы будет ошибаться, но после тренировки обе руки научатся держать свои партии независимо друг от друга.

Монотонная игра упражнений может вызвать скуку, избежать которой помогает сочинение композиции с использованием этого упражнения. Например, возьмём упражнение 5 в качестве аккомпанемента к песне ”Маленькой ёлочке холодно зимой”.

Упражнение 13. Песня-упражнение ”Маленькой ёлочке холодно зимой”.

Достаточно эффективный подход к развитию навыка независимой игры заключается в обмене партиями рук. Разучили аккомпанемент левой рукой, а мелодию правой? Хорошо, теперь партию правой руки играет левая рука в своём регистре, а партию левой руки — правая. Сначала это кажется нереальным, но глаза боятся, а пальцы привыкают и играют.

Упражнения на развитие левой ноги при игре с хай-хэтом

  • Упражнения
    • Упражнения
    • Рудименты
  • Статьи
  • Видеошкола
  • Полезные советы
  • Минусовки
  • Ноты

Очень много барабанщиков,особенно начинающих,не используют “хай-хэт” на сто процентов. В основном играют с закрытым хай-хэтом а это в значительной мере сокращает ваши возможности и делает игру однообразной. Ниже поговорим о приемах, которые сделают вашу игру более красочной и разучим упражнения на развитие левой ноги при игре с хай-хэтом.

Читайте также  Стали известны подробности нового альбома Doro

Одинаковое количество времени играйте рудименты и упражнения ногами. Ниже, рис-1 и рис-2, эти упражнения подойдут и для бас-барабана.

Есть 4 основных приема игры на хай-хэте – “Chick”, “Sizzle”, “Splash” и “Crash”.

“Chick” – Это основной прием игры. Педаль полностью прижимается ногой. Сыграв по прижатому хэту таким приемом,звук будет коротким и плотным.

“Splash” – при таком исполнении барабанщику необходимо зажать педаль и резко ее бросить, сразу после того,как верхняя и нижняя тарелка коснутся друг друга.

“Sizzle” – в этом случае барабанщик прижимает педаль ногой не до конца, тарелки должны слегка касаться друг друга. Исполняя такой прием,звук получается продолжительный и шипящий.

“Crash” – исполняется пяткой, которая идет вверх по педали, исполнять нужно резко и достаточно сильно, отпускайте педаль сразу после нажатия.

Изучим практические упражнения:

Каждое упражнение следует играть в медленном темпе и под метроном. Левая нога играет хай-хет четвертями, а правая рука играет в малый барабан или по тарелке.

Затем исполняем рисунок на малом барабане, в хэте играем четвертные ноты. Далее играем с бочкой, старайтесь не играть бочку одновременно с хэтом.

Затем хай-хет на 2-ю и 4-ю долю.

Ниже показана техника “Heel-toe” – здесь мы играем пяткой 1-ю и 3-ю долю, носком 2-ю и 4-ю. Все необходимо играть синхронно.

Далее изучим 3/4-ой размер. Играем 2-ю и 3-ю долю.

Играя эти упражнения основное внимание уделяйте хай-хэту,играйте,создавая акценты на различные доли.

Играем на хай-хэте 8-е длительности Не торопитесь, вырабатывайте мышечную память.

Затем сыграем техникой “Heel-toe” 8-ми длительностями, но теперь пяткой будем играть 1,2,3,4, носок опускается на слабую долю.

Комбинируйте приемы друг с другом. И напоследок изучим еще одно упражнение на левую ногу.

Упражнения на развитие левой ноги при игре с хай-хэтом

Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Варфоломей » 25 Nov 2012 21:53

Re: Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Cor Leonis » 08 Dec 2012 20:35

Re: Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Andy Gone » 09 Dec 2012 17:59

играю и с опущенной пяткой, и с поднятой.

Re: Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Oranos » 09 Dec 2012 19:57

Re: Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Andy Gone » 09 Dec 2012 23:35

Использую тоже, но это больше для паттерна «сплеш-чик». Для ровного звука «чик» у меня лучше получается свивелом (когда пятка гуляет влево-вправо).

* сплеш (splash) — это когда ударяешь ногой по педали хета так, чтобы он закрылся и тут же открылся, создавая длинный дребезжащий звук.
** чик (chick) — это когда ударяешь ногой по педали хета так, чтобы он закрылся и щёлкнул.
*** свивел (swivel) — вихляние

Re: Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Варфоломей » 10 Dec 2012 15:20

Re: Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Варфоломей » 10 Dec 2012 15:26

Re: Правильное движение ноги на педали хай-хета при игре

Post by Варфоломей » 10 Dec 2012 15:29

Andy Gone wrote: Использую тоже, но это больше для паттерна «сплеш-чик». Для ровного звука «чик» у меня лучше получается свивелом (когда пятка гуляет влево-вправо).

* сплеш (splash) — это когда ударяешь ногой по педали хета так, чтобы он закрылся и тут же открылся, создавая длинный дребезжащий звук.
** чик (chick) — это когда ударяешь ногой по педали хета так, чтобы он закрылся и щёлкнул.
*** свивел (swivel) — вихляние

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: