Упражнения на бас-гитаре для начинающих

Уроки игры на бас гитаре. Упражнения

В различных бас гитарных школах приводятся довольно большое количество разных упражнений. Они, безусловно, очень полезны, например, басовые линии из очень старых песен, которые Вы никогда не станете слушать. Мы будем исходить из принципа «необходимо и достаточно». Есть несколько упражнений, освоив которые, и включив голову, уже можно добиться достойного результата.

Как ни банально, гаммы. На первом этапе не нужно учить их все, достаточно четырех:

Однооктавная мажорная гамма

Однооктавная минорная гамма

Обратите внимание на закономерность — восьмая нота равна первой ноте гаммы, но на октаву выше. Поэтому всегда легко найти на грифе одинаковые ноты. Через лад, через струну. Это шаблон, благодаря которому можно построить гаммы от любой ноты, начав с соответствующего лада. С (до) мажор — третий лад третьей струны, А (ля) минор — пятый лад четвертой струны. Аппликатура каждой гаммы не меняется.

Хроматический минор и хроматический мажор

Это все полутона в одной позиции. Очевидно, хроматический минор включает в себя все минорные гаммы, мажорный все мажорные. Играете хроматический минор с необходимой тоники, мажор — смещаете позицию на один лад назад.

Старайтесь всегда играть гаммы и вверх и вниз. Строго соблюдайте правило, каждому ладу свой палец.

Упражнения для бас гитаристов

Упражнение «лесенка»

Упражнение «шагающий паук»

Упражнение «шагающий паук 2»

Будет неплохо проиграть упражнение до 12 го лада. Попробуйте то же самое через струну, на первой и третьей.

Упражнение «прогулка»

Прогулка — это любая законченная музыкальная фраза. Хороша она тем, что является основой любого рок-н-ролла. Например:

Очень хорошее упражнение для растяжки и раскоординации (независимости) пальцев.

Поставьте первый палец на пятый лад первой струны. Прижмите струну и не отпускайте. Приклейте его, привяжите, прибейте гвоздем… Играем на четырех ладах по такой схеме: первый, мизинец, второй, мизинец, третий, мизинец.

Перенесите первый палец на вторую струну. Остальные пальцы остаются на первой.

Попробуйте играть хроматические гаммы и лесенку, меняя последовательность пальцев. 1—3—2—4 или 2—3—1—4.

Не забывайте развивать обе руки одновременно. Четко и ровно пробивайте каждую ноту. Начинайте играть двумя пальцами. Чередуйте. Не играйте одним пальцем две ноты подряд. Используйте метроном.

Меняйте размер, пробуйте играть по две, по три каждой ноты. Всем удачи.

Виталий Мякотин © 2014 г.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

Упражнения на бас-гитаре для начинающих

Не спешите. В первую неделю делайте только первое упражнение. На следующей неделе, переходите ко второму. И так далее. Каждую новую неделю начинайте прорабатывать новое упражнение и повторяйте старые. Если Вы легко справляетесь с одним упражнением, можете увеличить их число, однако не делайте более четырех новых упражнений в неделю. Возврат к старым упражнением позволяет хорошо усвоить изучаемый материал.

Используйте метроном

Когда Вы выполняете упражнение, используйте метроном. Игра с метрономом способствует развитию чувства ритма. Постепенно у вас появятся «внутренние часы», которые позволят вам лучше ориентироваться в ритмических рисунках и играть более точно. Хорошо развитое чувство ритма просто необходимо басисту и барабанщику. Ошибки других музыкантов могут пройти незамеченными, если же сбиваются барабанщик и басист — песня разваливается.

Когда Вы практикуете гаммы и звукоряды, очень важно начинать с медленной скорости, постепенно наращивая темп. Ваши моторные навыки развиваются именно при медленной игре. Использование метронома не позволит вам увеличить темп в середине упражнения.

Играя в медленном темпе, лучше установить двойные удары. Таким образов вы будете играть новую ноту на каждый первый удар. При этом надо считать про себя: «раз-и-два-и-три-и-четыре-и. «

Прорабатывая новые упражнения, играйте сначала медленно. Когда освоитесь, немного увеличьте темп. Убедитесь, что можете сыграть упражнение правильно в заданном темпе. Играя с метрономом, Вы показываете мозгу, как должны двигаться пальцы. Позвольте ему правильно усвоить новую информацию, играя медленно.

I. Интервалы

Это упражнение покажет вам, как звучат интервалы и чем они отличаются от других. Итак, начнем с ноты C (До — третий лад струны A), играем вторую ступень (секунда) тональности С мажор (До мажор) — ноту D (Ре. Пятый лад струны A). Двигаемся дальше, играя только вторые ступени мажорных тональностей на струнах A и D. Затем играем третьи (терция) ступени, потом четвертые (кварта), пятые (квинта), шестые (секста), седьмые (септима), восьмые (октава). Нетрудно заметить, что вторым ступеням мажорной гаммы на грифе соответствуют два лада, третьим — четыре, четвертым — пять, пятым — семь, шестым — девять, седьмым — одиннадцать, восьмым — двенадцать.

II. Восходящие интервалы

Все звуки отстают друг от друга на определенные интервалы. Минимальный интервал называется полутоном. Ноты, получаемые при последовательной игре двух ладов, находятся на расстоянии полутона. Итак, будем играть последовательно три интервала (1-2-3), затем возвращаемся на один шаг и опять играем три интервала, но начиная со второго (2-3-4). Таким образом, будем двигаться по всему грифу:

1-2-3, 2-3-4, 3-4-5, 4-5-6, 5-6-7, 6-7-8, 7-8-9, .

То же самое можно проделать в обратную сторону:

. 9-8-7, 8-7-6, 7-6-5, 6-5-4, 5-4-3, 4-3-2, 3-2-1

Сыграйте не три, а четыре (пять, шесть) нот подряд. Упражнение следует выполнять на каждой струне.

III. Арпеджио

Арпеджио называется прием, когда на каждый момент времени звучит только одна нота. Сыграйте таким образом все ноты гаммы C мажор вверх и вниз по гамме.

Или то же самое, но на нескольких струнах:

IV. Хроматические гаммы

Первая часть этого упражнения — игра хроматической гаммы, начиная с первого лада первой струны. Вы должны научиться плавно менять позицию левой руки. Постарайтесь играть чисто, не создавая лишнего шума. Повторите это упражнения на каждой струне.

Еще одна вариация: играйте гамму начиная с открытой струны E.

Открытые струны можно использовать для перемещения руки вверх по грифу. Это очень полезно при игре восходящих и нисходящих партий. Играйте гамму E мажор, двигаясь вверх по струне E. Когда дойдете до ноты A, щипните открытую струну A. Во время звучания струны перенесите левую руку в новую позицию для игры A#. Играйте следующие четыре ноты, а когда дойдете до D, щипните открытую струну D и опять смените позицию левой руки, так, чтобы можно было сыграть D# на струне E. То же самое проделайте, когда дойдете до G.

Поскольку мы играем арпеджио, в данный момент времени должна звучать одна нота. Однако открытые струны звучат дольше. Вы должны глушить их. Для этого используйте среднюю часть пальцев левой руки.

9 способов улучшить свои навыки игры на бас-гитаре

Бас-гитаристы терпят множество насмешек за свою музыкальную карьеру – то мы в 6 струнах разобраться не можем, то у нас все ноты одинаково звучат, то еще что-то. Но сколько бы желчи на нас ни вылили, мы-то с вами знаем, что ни один коллектив без баса обойтись не сможет. Без гитары – запросто, без ударных – тоже не проблема, но без баса – нет.

Читайте также  Нобелевская пресс-конференция с Бобом Диланом не состоится

Уникальность бас гитары (и контрабаса) заключается в том, что она является связующим звеном между гармонией и ритмом или, другими словами, между мелодией и грувом. Находясь в золотой середине музыкального потока, бас выполняет сопровождающую функцию для всех инструментов. Например, крайне важно играть вместе с ударником, но при этом не долбить одну ноту всю дорогу, а в нужный момент сыграть красивую фразу, которая правильно подчеркнет мелодию композиции. Именно подобная комбинация является краеугольным камнем хорошей игры басиста в команде.

Если вы уже практикующий бас-гитарист или только собираетесь взять в руки “весло”, рекомендуем ознакомиться с приведенными ниже способами улучшения качества вашей игры.

1. Планируйте занятие

Не садитесь за инструмент просто так – вы потратите время зря. У вас должна быть четкая цель для каждого урока. Например, сегодня я учу арпеджио в разных позициях, завтра играю двухоктавные гаммы, а послезавтра играю под аккомпанемент. Создавайте себе планы на неделю, исправно занимайтесь каждый день, и уже через месяц ваши коллеги по бэнду приятно удивятся вашему прогрессу.

2. Играйте с метрономом

Как ни крути, а басист должен быть “чОтким и ровным”. Каждое занятие должно начинаться и заканчиваться под стук метронома. Начинайте разучивать упражнение или пьесу с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Помните, если вы можете сыграть медленно, то можете сыграть и быстро.

3. Найдите учителя

Запишитесь в музыкальную школу или пойдите к преподавателю – это мгновенно улучшит ваш рабочий процесс, и вы быстро выйдете на качественно новый уровень. Опытный преподаватель сумеет различить ваши сильные и слабые стороны, поможет, если вы застряли в освоении нового материала. Кроме того, подобные занятия привносят дополнительную мотивацию – неподготовленным на урок идти стыдно.

4. Сделайте из техники музыку

Конечно, гаммы – “наше все”, но разучивая очередной крутой прием, постарайтесь оживить упражнение, превратив его в музыку. Если вы осваиваете, например, слэп, используйте его в контексте мелодии или партии, которую вы хорошо знаете. Таким образом вы не просто овладеете теорией, а и сразу примените прием на практике.

5. Учите мелодию композиции

Конечно, проще овладеть непосредственно бас-партией, но для улучшения качества своего исполнения и, что немаловажно, мышления, необходимо уметь играть мелодию песни. Способ достаточно простой – возьмите любимую тему и постарайтесь “снять” ее мелодию. Не стоит от своих первых попыток ожидать идеального результата, поначалу достаточно малого. Изучение всех аспектов композиции даст вам полную картину музыки, которую вы играете и позволит взглянуть на свою игру с другой стороны.

6. Занимайтесь с радио

Бас-гитара дает уникальную возможность музыканту играть “на шару”. “На шару”, конечно, играть плохо, но иногда случаются ситуации, когда это необходимо. Например, вы выходите на кабацкую сцену, и из зала заказывают песню, которую из команды не знаете только вы. Не беда, на помощь приходит шара. Вам говорят аккорды, приблизительную структуру, и погнали. Причем тут радио? При том, что уже после нескольких занятий вы поймете, насколько похожа и однотипна современная рок и поп музыка по своей структуре. В ходе занятий “под радио” вы научитесь предугадывать развитие песни и составлять на ходу несложные, но эффективные партии.

7. Вычищайте свой звук

Все посторонние шумы и призвуки должны быть устранены на корню. Если в хоть в какой-то позиции на грифе вы слышите, как бьются струны об порожки лада – отрегулируйте высоту струн. Инструмент должен быть отстроен “от и до”. Также помните, что необходимо глушить открытые четвертую и третью струны, иначе характерного гула при игре не избежать.

8. Работайте над звукоизвлечением

Ваша игра должна быть плавной, без рывков и “корявчиков”. Если вы не можете сыграть партию без халтуры, упростите ее – она пока вам не по зубам, а сыграть сложно вы еще успеете. Работайте над улучшением техники левой руки, выполняйте упражнения на координацию. Если вы играете пальцами (правая рука), убедитесь, что ход у вас ровный. Это касается и медиатора.

9. Найдите свой стиль

Вторым Вутеном или Фли вы вряд ли станете. Да и кому это нужно, если есть оригинал? Конечно, использовать их приемы никто не запрещает, но гораздо круче отыскать свое “я” в игре на инструменте. Бас гитара очень молода, и всех ее возможностей и тонкостей музыканты пока не изучили. Впереди еще масса открытий и, возможно, именно вам предстоит отыскать кардинально новый подход к инструменту, как это в свое время сделал великий Жако Пасториус.

На этом все. Долговечных вам струн и симпатичных фанаток! До скорого!

Бас-гитара >Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист

Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.

Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.

Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.

Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.

20 правил игры на бас-гитаре

В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

1. Работайте на композицию

Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.

2. Научитесь «шагать»

Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили. Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее. Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.

Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.

Читайте также  Третий альбом Emigrate выходит в конце ноября

В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса. Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая. Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.

А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами. Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу. Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.

Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС. 3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”. Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

3. Играйте вместе с барабанщиком

В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое. Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками. Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).

Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.

Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.

4. Октавы и квинты

Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.

На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.

5. Звук в ваших руках

Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а ), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см. РИС. 5b ) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.)

Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: