Умер Леонард Коэн

«Он будет жить вечно»: о прощальном альбоме Леонарда Коэна, его текстах и голосе

Известный во всем мире канадский композитор Леонард Коэн умер в возрасте 82 лет, о чем сообщили на его его официальной странице в Facebook. Незадолго до этого он издал свой четырнадцатый альбом You Want It Darker, который мгновенно получил самую высокую оценку критиков. О музыке Коэна, его текстах, женщинах и аллюзиях с Бобом Диланом – в материале сетевого издания m24.ru.

«До наступления темноты»

Певец любви и смерти, Леонард Коэн по логике вещей должен был давно уйти в иные измерения – не буквально, упаси Бог, но ментально уж точно. Недаром в 1990-е он пять лет провел в дзенском центре неподалеку от Лос-Анджелеса, где стал буддийским монахом. Впрочем, в 2000 году он спустился с горы Сан-Антонио, где этот центр находится, чтобы записать, возможно, свой прощальный альбом и затем вернуться к тишине и покою, но судьба решила иначе: Келли Линч, менеджер и близкий друг Коэна и его семьи, как выяснилось, много лет запускала руку в его пенсионные накопления, в результате чего писатель, поэт и бард потерял примерно пять миллионов долларов. Черновики к альбому были обработаны и вышли в свет под бесхитростным названием Ten New Songs (и оказались достаточно законченными), а Коэн выпустил еще три студийных альбома (плюс три концертных и альбом песен для его соавтора и бэк-вокалистки Анжани Томас) и с 2008 по 2013 год активно гастролировал. Побывал он и в Москве – Кремль восторженно ахнул не только знакомым песням, исполненным безукоризненно, но и изяществу и артистизму старого джентльмена песни, с невероятной галантностью становившегося на одно колено после почти что трехчасового концерта. В декабре 2013 года Коэн отправил последний поцелуй публике после концерта в новозеландском Окленде и смолк вплоть до нынешней осени. До того, как вышел в свет альбом You Want It Darker.

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

Песни и женщины

Как принято считать, запел Коэн достаточно случайно. К 1967 году он был автором четырех сборников стихов и двух романов. Они были в той или иной степени замечены и высоко оценены критиками, но материального успеха не приносили. Тогда Леонард, в студенческой юности любивший петь под гитару, отправился в США, чтобы попробовать себя в качестве фолк-певца, на которых в те годы был большой спрос. Его песня «Сюзанна», которая и по сей день является лидером по части перепевок, стала хитом в исполнении тогдашней звезды Джуди Коллинз – она-то и вытащила Леонарда на сцену, сунув ему в руки гитару (во всяком случае так гласит популярная легенда). Так или иначе, он выступил на нескольких фолк-фестивалях, после чего его заметил великий искатель талантов Джон Хэммонд-старший (давший, в частности, старт карьерам Билли Холидэй, Каунта Бейси, Боба Дилана и Брюса Спрингстина) и заключил с ним контракт, результатом которого стал первый альбом.

Видео: youTube/пользователь: Jan Hammer

Канадский еврей с проникновенным взглядом, Коэн пел о любви и о смерти, как уже было сказано выше, и вторая обходила его стороной, в то время как первая была постоянной спутницей. Вернее сказать, она персонализировалась в героинях его романов, имена которых становились названиями песен или, наоборот, имена из названий воплощались в живых женщинах. Так было, к примеру, с Марианной Илен (So Long, Marianne) и Сюзанной Вердаль (Suzanne), так было с другими, чьи имена не упоминались (в том числе Джони Митчелл и Джанис Джоплин – это к ней он обращается в песне Chelsea Hotel Nо.2), но всякий, слушая песни Коэна, может почувствовать, что за той или иной строкой стоит конкретная женщина. Что же до смерти, то с ней у Коэна свои непростые отношения: мне кажется, за одну только строчку из песни Take This Waltz («плечо, на котором так любит поплакаться Смерть») можно получить право жить вечно.

Видео: youTube/пользователь: rberezin1

Да, женщины любили Коэна, и он отвечал им взаимностью, которая оборачивалась еще и невероятно трепетным отношением даже к бывшим. Некогда Леонард бросил фразу: «Я никогда не обсуждаю своих портных и женщин», – броско, немножко на публику, но зато честно. И женщины никогда не бросали своего кавалера (именно так он значился на обложке альбома Death A Lady’s Man, буквально похороненного продюсированием грядущего убийцы, автора технологии «стены звука» Фила Спектора). Женщины Коэна – не только те, кто дарил ему сердце, среди них его бэк-вокалистки, соавторы, продюсеры – Шэрон Робинсон, Дженнифер Уорнз, Анжани Томас, Перла Баталья, Леанна Унгар.

Тембры и слова

Леанна Унгар, кстати, появившись в роли продюсера альбома Recent Songs, фактически придумала Коэну его фирменный голос последних тридцати с лишним лет – тот самый нижайшего тембра баритон на грани шепота (на более ранних записях голос Леонарда звучит иначе, чуть выше). Но слова, которым этот голос придавал убедительности, были и раньше, даже до песен. Стихи Коэна – это отнюдь не тексты его песен: если поискать и найти изданный на русском сборник «Цветы для Гитлера», за 12 лет ставший библиографической редкостью, легко в этом убедиться. Вот, к примеру:

Я не верю радиостанциям
России и Америки
но мне нравится музыка и
мрачные европейские голоса, объявляющие джаз
Я не верю опиуму или деньгам
хоть их и трудно достать
и за них карают долгими сроками
Я не верю любви
посреди своего рабства я
не верю
(из стихотворения «Стиль»)

Кстати говоря, и оба романа – «Любимая игра» и «Прекрасные неудачники» (в честь последнего, к слову, юный Крис Ри в свое время назвал свою первую группу) – тоже не исполнялись. Впрочем, до тех пор, пока Коэн не стал тем, кем он стал, эти книги, непросто придуманные и причудливо написанные, кроме спецов-филологов и читать-то никто не хотел. Сам Коэн пронзительно и самоиронично писал о последнем в предисловии к китайскому изданию: «Этот роман был написан за столом посреди скал, сорняков и маргариток, что росли возле моего дома на острове Гидра. Тогда стояло очень жаркое лето, а я ходил с непокрытой головой. Поэтому то, что вы держите в руках, скорее, результат солнечного удара, нежели книга».

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

Когда б вы знали, из какого сора

Неисповедимы пути, которыми ходят известность и популярность. До 1994 года песни Леонарда Коэна были все же достоянием достаточно узкого круга меломанов и любителей изящной словесности. Но вышел в свет фильм «Прирожденные убийцы», снятый по сценарию Квентина Тарантино Оливером Стоуном, и в нем прозвучала песня Коэна The Future с одноименного альбома, вышедшего за пару лет до того, и мир буквально сошел с ума по Леонарду. Широкие массы с энтузиазмом стали постигать его дискографию, рок-группы стали делать кавер-версии его песен, ненофиты стали погружаться в смыслы и, как полагается, делать из них свои выводы. Это не хорошо и не плохо, но это как минимум объясняет совершенно необъяснимые цены на его концерт в Кремле (впрочем, там всегда необъяснимое ценообразование), хотя легче от этого не становится. Но главное, именно после того фильма Коэн стал полноценной частью культурного кода человечества (это обычное дело, с Игги Попом тоже самое произошло после «Аризонской мечты»). Пиратские тиражи CD c альбомом The Future превзошли все мыслимые пределы – он красовался в каждом ларьке в пределах Садового кольца, да и за его пределами. Культуртрегерство – штука двусмысленная, если происходит сознательно, но как стихийная сила неумолимо. С Коэном, кстати говоря, эта история повторилась второй раз как гротеск: прозвучавшая в саундтреке к мультфильму про Шрека Hallelujah, спетая даже не автором, а Джоном Кейлом, породила новую истерию и внедрила песню-исповедь, песню-откровение в репертуар шоу типа «Голос». Но хотя бы за то, что песня Waiting For The Miracle прозвучала и была услышана, Оливеру Стоуну и Квентину Тарантино большое человеческое спасибо.

Читайте также  Фильм Круглосуточные тусовщики: история звукозаписывающего лейбла Factory Records

Видео: youTube/пользователь: Bine P

«Ты хочешь, чтобы стало темнее»

Но пора вернуться в нынешний день. Уже в сентябре все знали о грядущем альбоме: меломаны в соцсетях шептали друг другу о том, что «Коэн написал музыкальное завещание». Великий старик подлил масла в огонь: в середине октября в The New York Times появилась большая статья-профайл Дэвида Ремника, в которой автор привел услышанные им из уст Коэна слова: «Я готов умереть. Надеюсь, что это будет не слишком неуютно». Впрочем, неделю спустя бард успокоил занервничавшую было общественность (все-таки 82 года!) во время публичного предварительного прослушивания альбома: «Я тут недавно сказал, что готов умереть. Но, думаю, я преувеличивал. Вечно я все драматизирую. Вообще-то я намерен жить вечно». Общественность выдохнула: она не готова терять еще одного гуру. В рок-н-ролле, к которому волей-неволей мистер Коэн имеет отношение, их и так немного было, а осталось и того меньше.

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

При всем при том, слушая новый альбом, спродюсированный сыном Коэна Адамом, невозможно отделаться от мысли, что Леонард подводит очень и очень серьезные итоги. Первое впечатление: он куда мощнее и серьезнее, чем как минимум два предыдущих – Dear Heather и Popular Problems. Он традиционно лаконичен и при этом разнообразен, что называется, кропотлив в изготовлении. Нарратив на фоне колышущихся звуковых волн, редкие вкрапления гитар, неяркая скрипка, которая не тянет на себя одеяло, как некогда в так любимой российским композитором Матецким песне Dance Me To The End Of Love, немного оркестра и хор Монреальской синагоги, той самой, в которую ходили родители Коэна. Второе впечатление: Коэн получил новое, невесть какое по счету дыхание. Третье: это какой-то новый, незнакомый Коэн. Он глубже самого себя и без того не самого поверхностного автора, чище, концентрированнее. И слова – они все так же парадоксальны и неожиданны, даже больше того: образы сложнее, метафоры прихотливее. Но темы остались те же: любовь, смерть и жизнь. Сексуальность осталась за кадром в силу логических причин, лишь слабый отголосок ее можно услышать в строке «несчастный зверь наконец-то приручен». Если вспомнить слова Пушкина о покое и воле как альтернативе счастья, то You Want It Darker – это буквально концентрированный Пушкин.

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

Вместо эпилога

. Когда-то писатель Луи Де Берньер достаточно иронично описал Коэна в «Мандолине капитана Корелли»: «На остров прибыл печальный канадский поэт – он специализировался на стихах о попытках самоубийства и метафизических похоронных плачах». Нынешнего Коэна в это остроумное лекало никак не втиснешь. Он больше любых лекал. Он свешивает руку с сигаретой с обложки нового альбома (в виниловой версии это выглядит особенно эффектно) и, кажется, вот-вот стряхнет пепел прямо на стол, где лежит пластинка. Да нет, какое завещание. Так, временная передышка. Он будет жить вечно.

Умер Леонард Коэн

Канадскому певцу было 82 года

В Лос-Анджелесе в возрасте 82 лет скончался поэт и композитор Леонард Коэн, вдохновивший несколько поколений авторов песен во всем мире.

Певец Леонард Коэн

Фото: Eloy Alonso/File Photo , Reuters

Леонард Коэн родился в Монреале. Мать, чья семья приехала в Канаду из Литвы, и отец, фабрикант с польскими корнями, любили рассуждать о родстве с коэнами, священнослужителями из рода первосвященника Аарона. Натан Коэн шил и продавал одежду, его сбережения позволили Леонарду получить образование в местной Herzliah High School. Считается, что первое стихотворение Коэна было эпитафией отцу — правда, его мало кто видел. Мальчик зашил рукопись в отцовский галстук и закопал в саду.

Жизнь дарила молодому Коэну сюжеты, для изложения которых поэтическая форма подходила лучше всего. Студент-испанец, у которого Коэн начал было брать уроки игры на гитаре, неожиданно покончил с собой. Больше Коэн музыке не учился. В университете он увлеченно изучал Уолта Уитмена, взахлеб читал Генри Миллера и Федерико Гарсиа Лорку и водил дружбу с поэтом-марксистом Ирвингом Лейтоном. Леонард Коэн стал писать о Монреале, городе, где «французы чувствуют себя меньшинством, потому что Квебек — меньшинство в Канаде, англичане чувствуют себя меньшинством, потому что они меньшинство в Квебеке, а евреи чувствуют себя меньшинством, потому что они везде меньшинство».

Первый сборник Леонарда Коэна «Сравним мифологии» вышел в 1956 году в университетской поэтической серии. Ровесники в США уже заслушивались записями Элвиса Пресли, а Леонард Коэн жить не торопился, хоть и был старше поколения богов рок-н-ролла. На протяжении пяти лет Коэн работал на семейной фабрике, учился в юридической школе и готовил поэтическую компиляцию «Солонка земли». В этот же период Коэн написал роман «Бал прокаженных», который не выпущен до сих пор. Коэн поехал в Нью-Йорк, где ему хватило трех недель, чтобы побывать на литературных чтениях, которые устраивал Джек Керуак, послушать джаз, а также понять что это не его место. Коэн вернулся в Монреаль с желанием познакомить соотечественников с новой американской модой, хотя к битникам он так и не примкнул, для рок-н-ролла был слишком изящным и не разделял любовь Боба Дилана к фолку, так как не верил в «правоту народа».

Вероятно, только самые стойкие авторы некрологов смогут избежать сравнения Леонарда Коэна с Бобом Диланом. Коэн вспоминал, как они с Диланом обсуждали песню «Hallelujah», вероятно, самую известную в репертуаре канадца. «Он (Дилан.— “Ъ” ) спросил меня, сколько времени ушло на ее написание. Я сказал: “Практически два года”. Когда я спросил его, сколько у него ушло времени на “I And I”, он сказал: “Практически 15 минут”… Самое смешное в том, что я соврал. На самом деле на “Hallelujah” ушло почти пять лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять».

В начале 1960-х Леонард Коэн получил грант Канадского совета по искусствам, который собирался потратить в Тель-Авиве. По дороге решил задержаться в Лондоне, но быстро устал от недружелюбного климата и решил поехать в Грецию. В итоге на семь лет Леонард Коэн осел на острове Идра. Там из-под его пера вышли автобиографический роман «Любимая игра», сборник стихов «Цветы для Гитлера» и книга «Прекрасные неудачники», после которой газета Boston Globe написала: «У Джеймса Джойса теперь канадское гражданство». В Великобритании вовсю гремела битломания, Боб Дилан уже считался живым классиком, а Леонард Коэн все еще был уверен, что его предназначение — писать стихи и прозу. Но книги продавались плохо, и Коэну ничего не оставалось, как поехать в Нью-Йорк и попытаться зарабатывать музыкой. Игра на гитаре — единственное ремесло, которым он владел, кроме литературного. И он точно не хотел возвращаться в Монреаль торговать одеждой.

Как прошел концерт Леонарда Коэна в Кремле в 2010 году

В Нью-Йорке Коэн продал несколько песен фолк-певице Джуди Коллинз. Одна из них, «Suzanne», стала хитом, и Коэн немедленно оказался нужен всем. По рекомендации продюсера Джона Хэммонда, ранее открывшего Боба Дилана, Коэн подписал контракт с рекорд-компанией Columbia. Дебютный альбом «Songs Of Leonard Cohen» (1968) занял в Америке 83-е место, в Британии — 13-е. В первую очередь Коэн преуспел как автор: он продавал песни Джо Кокеру, Дженнифер Уорнс и братьям Невилл, а выступлений на публике боялся.

В первое турне он отправился в 1970 году. Практически всю революционную эпоху 1960-х он пересидел на острове и в мастерской Энди Уорхола. До середины 1970-х Леонард Коэн не выходил за рамки бардовской музыкальной формы. В 1977 году продюсер Фил Спектор решил расцветить песни Коэна при помощи своей фирменной студийной палитры, но альбом «Death Of A Ladies Man» провалился. Коэн продолжал записывать альбомы в своей минималистичной меланхоличной манере, собирая в них длинные композиции с простым аккомпанементом, тяготевшим к кабаре.

Читайте также  Новый альбом Лиама Гэллахера получил название

В 1984 году в альбоме «Various Positions» вышла одна из самых известных в России песен Коэна — «Dance Me To The End Of Love». Кабацкий минор, приторно-горькая скрипка, голос мужика, учившего жизнь не по учебникам, женский бэк-вокал и весь нарочито европейский антураж — все это теперь читается на подсознательном уровне как прообраз «русского шансона». Используя приемы низкого жанра, Коэн с его уникальным тембром создал поп-песню, которая оказалась глубже самых смелых музыкальных экспериментов.

И в этом же альбоме появилась «Hallelujah», самая известная песня Леонарда Коэна, ставшая поводом для кавер-версий и длинных искусствоведческих трудов. Бард, сторонившийся поп-индустрии, написал песню, которую на протяжении 30 лет исполняли все: от Джона Кейла, Джеффа Бакли и Руфуса Уэйнрайта до многочисленных участников разнообразных шоу. Вся она целиком стала тем самым упомянутым в тексте «секретным аккордом», способным объединять людей не хуже «Imagine» Леннона.

В 1980-е Леонард Коэн увлекся буддизмом и свел гастроли к минимуму. Он продолжал выпускать альбомы, постепенно добавляя в аранжировки синтезаторы, а в тексты — саркастичные наблюдения и пессимистичные пророчества. В 1988 году в альбоме «I`m Your Man» вышла знаменитая песня «First We Take Manhattan», написанная, как принято считать, под впечатлением от терактов RAF в Западном Берлине. В начале 1990-х в фильме Оливера Стоуна по сценарию Квентина Тарантино «Прирожденные убийцы» прозвучали сразу три песни Коэна из альбома «The Future», и этот фильм, популярный в отечественных видеосалонах, стал настоящим прорывом музыканта к нашей аудитории. До этого его знали только меломаны. Говоря об альбоме, Коэн отмечал, что он «единственный человек, которому падение Берлинской стены не внушило оптимизма, единственный, для кого объединение Германии стало обещанием новой волны насилия».

Вторую половину 1990-х Леонард Коэн провел в дзен-буддистском центре в Калифорнии, сменив имя и приняв обет молчания. В новом веке он вернулся в музыку — оказалось, годы отшельничества никак не повлияли на его дар. Новые альбомы были полны блестящих мелодий и стихов. В 2005 году Коэн обнаружил, что его бывший менеджер Келли Линч незаконно присвоила его доходы на сумму $5 млн, а также авторские отчисления. Коэн выиграл дело против Линч, однако не смог добиться возмещения убытков и в конце концов в возрасте 74 лет решился на беспрецедентное мировое турне, которое продолжалось с 2008 по 2010 год. В рамках этого турне он дал единственный концерт в России — в Государственном Кремлевском дворце. В отличие от Дэвида Боуи, который приехал в 1996 году к явно не подготовленной публике, Коэн был как нельзя кстати — в Кремле на его концерте была настоящая давка.

После турне Леонард Коэн окончательно завязал с гастролями, но в последние пять лет жизни успел записать три великолепных альбома, последний из которых «You Want It Darker» вышел за две недели до его смерти. В первой же песне пелось: «Я готов, Господи». Однако он тут же заявил на пресс-конференции: «Я немного преувеличил. Всегда слишком драматизирую ситуацию. На самом деле я намерен жить вечно».

Не стало Леонарда Коэна

11 ноября 2016 10:25

Когда месяц назад Нобелевскую премию по литературе получил Боб Дилан, звучали голоса недовольных: «А почему тогда не Коэн?» Канадский певец действительно прославился в том числе текстами своих песен — и, разумеется, это была настоящая поэзия. И он тоже оказал колоссальное влияние на других музыкантов по всему свету. Свои версии самой известной его песни, Hallelujah, записали более 200 исполнителей. Курт Кобейн мечтал о «леонард-коэновской загробной жизни», в которой он сможет вздыхать вечно. (Коэн потом страшно жалел, что не смог пообщаться с Кобейном — он был уверен, что отговорил бы того от самоубийства).

Как и Боб Дилан, Коэн появился на свет в семье евреев, выходцев из Российской империи, а именно Польши. Он родился в Монреале в 1934 году — и, как Дилан, увлекся музыкой еще в юности. Ничуть не меньше, чем гитара, его интересовала поэзия — стихи Уолта Уитмена, Уильяма Батлера Йетса и Федерико Гарсиа Лорки (много позже, когда у него родится дочь, он назовет ее Лоркой). В 20 лет он опубликовал свои первые стихотворения, в 22 уже выпустил книгу. Небольшое наследство позволяло ему сосредоточиться на поэзии; он на какое-то время переехал на греческий остров Идра, где снимал квартиру за несколько долларов в месяц, потом купил там дом за полторы тысячи. Как многие молодые люди в 60-е, экспериментировал с меняющими сознание веществами, быстро в них разочаровался («Я думал, что увижу Бога. Все, с чем я столкнулся — с тяжелым отходняком»). Выпускал сборник за сборником («Коробка пряностей земли», «Цветы для Гитлера», «Паразиты небес»), сочинял романы. Встретил в Греции норвежку Марианну Илен, в которую всерьез влюбился и любил до конца жизни, несмотря на то, что ее со временем сменили другие женщины.

(Марианна умерла в 2016-м, на несколько месяцев раньше, чем Коэн. Узнав от общего знакомого, что ей осталось всего несколько дней, он написал ей письмо: «Марианна, вот и настало время, когда мы по-настоящему стары, и наши тела разваливаются, и, думаю, вскоре я последую за тобой. Знай: я так близко к тебе, что если ты протянешь руку, коснешься моей. И ты знаешь, что я всегда любил тебя за твою красоту и твой ум, но не буду больше об этом — ты и так знаешь об этом все. Сейчас я хочу просто пожелать тебе очень славного путешествия. До свидания, старый друг. Бесконечная любовь; увидимся по дороге»).

Многие стихотворения, написанные в молодости, потом стали основой для его песен. Первый диск вышел в Штатах в 1967 году, назывался незамысловато — «Песни Леонарда Коэна» — и мгновенно привлек внимание к автору. Через несколько лет режиссер Роберт Олтмен использовал его песни в своем «антивестерне» «МакКейб и миссис Миллер» — они вошли как влитые, хотя писались вовсе не для кино. Альбом следовал за альбомом, тур за туром.

Leonard Cohen — Dance Me to the End of Love

В 80-е и 90-е вышли знаменитые альбомы Various Positions (где прозвучали суперхиты Dance Me To The End Of Love и Hallelujah — правда, Hallelujah по-настоящему стала популярна позже, когда начали появляться кавер-версии), I’m Your Man и The Future. Заглавная песня из последнего альбома c рефреном «Я видел будущее — это убийство» прозвучала в фильме Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». В том же 1994 году, когда вышел фильм, Коэн прекратил записываться, а чуть позже стал буддистским монахом (он говорил, что буддизм помог ему справиться с депрессией, мучившей его долгие годы и отчетливо ощущавшейся во многих его песнях; при этом он настаивал, что не ищет новой религии, а «вполне счастлив со старой, иудаизмом». Христа он при этом называл «возможно, самым замечательным парнем, которого видела Земля»).

Leonard Cohen — The Future

Вернулся он в начале 2000-х, и популярность его в новом веке ничуть не уменьшилась, скорее наоборот: теперь его боготворили люди, годившиеся ему во внуки. В 2008-м Коэн отправился в триумфальный мировой тур (и, кстати, выступил в его рамках в Государственном Кремлевском дворце). В 2012-м альбом 78-летнего Коэна соперничал за первые места в чартах с альбомом Ланы Дель Рей.

Последний диск, You Want It Darker, вышел 21 октября этого года и тоже занял первые места во многих европейских странах. А меньше чем через три недели, 7 ноября, Коэн умер (сообщили об этом только 10 ноября). Непосредственная причина смерти пока не разглашается. Его сын Адам сообщил журналистам из «Роллинг стоун»: «Мой отец мирно ушел в своем лос-анджелесском доме, зная, что завершил запись альбома, который считал одним из самых значительных своих произведений».

Читайте также  Брайан Джонсон написал книгу воспоминаний The Lives Of Brian

Leonard Cohen — First We Take Manhattan

Коэн говорил, что писалось ему всегда трудно: «Я не хочу ныть, но. черт! Это ужасная работа. Я очень дисциплинированный, я могу сесть и начать работать, но справиться со словами очень тяжело. В сердце тяжело, в голове тяжело, и это превращает тебя в помешанного. Ты еще не осознал этого, но уже корчишься на ковре в одних трусах, мучительно пытаясь подобрать рифму к слову «апельсин». Это ужасная, жестокая работа. Но я не жалуюсь». Сейчас миллионы людей на всей планете знают эти стихи наизусть; и они никогда, конечно, не забудут хриплый коэновский баритон и его грандиозную, пронзительную меланхолию.

Leonard Cohen — Hallelujah

Well I’ve heard there was a secret chord

That David played and it pleased the Lord

But you don’t really care for music, do you?

Well it goes like this:

The fourth, the fifth, the minor fall and the major lift

The baffled king composing Hallelujah

Well your faith was strong but you needed proof

You saw her bathing on the roof

Her beauty and the moonlight overthrew ya

She tied you to her kitchen chair

And she broke your throne and she cut your hair

And from your lips she drew the Hallelujah

But baby I’ve been here before

I’ve seen this room and I’ve walked this floor

You know, I used to live alone before I knew ya

And I’ve seen your flag on the marble arch

And love is not a victory march

It’s a cold and it’s a broken Hallelujah

Well there was a time when you let me know

What’s really going on below

But now you never show that to me do ya

But remember when I moved in you

And the holy dove was moving too

And every breath we drew was Hallelujah

Maybe there’s a God above

But all I’ve ever learned from love

Was how to shoot somebody who outdrew ya

And it’s not a cry that you hear at night

It’s not somebody who’s seen the light

It’s a cold and it’s a broken Hallelujah

«Аллилуйя» — Ирина Богушевская, 2015

Не так давно «Аллилуйю» включила в своей репертуар певица Ирина Богушевская; приводим текст в ее переводе.

Знал царь Давид секретный лад,

Господь его был слышать рад

И тот секрет теперь понять могу я,

Он брал минор, чтоб падать ниц,

Взлетал в мажоре выше птиц,

Блаженный царь, поющий «Аллилуйя».

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

Она купалась под луной

Нагая, и с минуты той

Ты стал, безумец, бредить поцелуем.

Она в обмен за ночь любви

все тайны украдет твои,

Но с губ твоих сорвется: «Аллилуйя!»

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя

Она предаст, она солжет

И власть и жизнь твою сожжет

Хоть ты и пел: «Навек тебя люблю я».

И общим был ваш каждый вдох,

И плоть и кровь, и ты знал. что Бог

Был с вами в каждом вдохе, Аллилуйя.

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

Боже, все пошло не так,

И каждый поднял черный флаг,

И начал бой, поправ любовь святую.

Ведь, если целый мир — больной,

Любовь становится войной,

И шлет проклятья вместо «Аллилуйя».

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

Своих любимых не щадим,

Мы лжем, мы предаем, мы мстим,

И никого та чаша не минует,

Но, пусть вся жизнь и тлен и дым,

Я перед Господом моим

Ни слова не скажу, лишь «Аллилуйя».

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Умер Леонард Коэн — самый загадочный музыкант эпохи

Автор фото, Getty Images

Леонард Коэн умер в возрасте 82 лет

Его называли «крестным отцом мрака» и «первосвященником пафоса». Умер один из самых загадочных певцов и композиторов своего времени Леонард Коэн, творческое наследие которого занимает совершенно особое место в истории популярной музыки.

Его хриплый, низкий голос и полные мрачной глубины философские тексты песен завораживали поклонников в течение многих десятилетий.

Леонард Коэн родился 21 сентября 1934 года в Монреале, в зажиточном районе Уэстмаунт.

Его отец Натан Коэн, имевший польские корни, и его мать-эмигрантка из Литвы, владели известным в городе магазином одежды.

Когда Коэну было 9 лет, его отец умер, оставив достаточно средств, чтобы тот в будущем смог осуществить свои литературные амбиции.

Маленький Леонард Коэн ходил в частную еврейскую школу, где научился играть на гитаре и сформировал фолк-группу под названием Buckskin Boys. «Гитары нравятся девочкам», — объяснил он.

В 1951 году он поступил в университет Макгилла, где изучал английскую литературу.

В студенческие годы Леонард Коэн начал заниматься литературой, опубликовал несколько сборников поэзии и два романа.

Автор фото, Getty Images

Греческий остров Гидра вдохновил Коэна на написание его первого романа

В конце 60-х годов началась музыкальная карьера Коэна.

Его первый песенный альбом 1967 года под названием «Songs of Leonard Cohen» оказался не слишком успешным с коммерческой точки зрения, однако стал культовым среди поклонников фолк-музыки.

Песня Suzanne в исполнении Джуди Коллинз стала одним из первых хитов авторства Коэна, впоследствии ее включали в свой репертуар многие известные артисты.

В течение следующих семи лет Леонард Коэн записал еще три альбома и отправился на гастроли по США, Канаде и Европе.

Автор фото, REDFERNS

Леонард Коэн на концерте на острове Уайт в Британии в 1970 году

В 1973 году, во время Войны Судного дня Коэн приехал в Израиль для прохождения военной службы в качестве добровольца. Командование направило Коэна выступать перед военнослужащими танковой дивизии.

В конце 70-х и начале 80-х годов интерес к творчеству Коэна угас, однако он снова стал популярным в середине 80-х после выхода альбома Various Positions.

Композиция Hallelujah с этого альбома считается одной из наиболее часто перепеваемых песен Коэна. Ее исполняли Джефф Бакли, Бон Джови, Боно, Ванесса Паради и многие другие певцы.

На протяжении многих лет творческим партнером Коэна была Шэрон Робинсон, выросшая из скромной роли бэк-вокалистки в полноценного соавтора.

Именно ее перу принадлежат такие популярные коэновские мелодии, как Everybody Knows и Waiting for the Miracle.

На вышедшем в 2001 году альбоме Ten New Songs Робинсон указана автором всех записанных песен.

В 2006 году 73-летний Коэн был вынужден вновь начать гастролировать, чтобы поправить свое финансовое положение, когда узнал, что его бывшая помощница и в прошлом любовница Келли Линч присвоила себе 5 млн долларов его сбережений.

Она так и не вернула ему ни цента, и это несмотря на то, что он выиграл дело против нее, а суд постановил выплатить ему компенсацию.

Спустя два года он отправился в грандиозное гастрольное турне, которое длилось 18 месяцев.

Многие посетители Гластонбери в 2008 году покупали билеты именно на Коэна, ставшего хедлайнером фестиваля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: