Трибьют-компиляция в честь The Velvet Underground выйдет в сентябре

Coldplay и BTS, трибьют The Velvet Underground, alt-J и Guns N’ Roses. Музыкальные релизы недели

Radiohead, Foster The People и Guns N’ Roses работают с ранее неизданным материалом, X Ambassadors попытались сделать из альбома аудиоспектакль, дебюту The Velvet Underground посвятили трибьют, а Coldplay с BTS организовали коллаб года. Рассказываем, что интересного произошло в мире музыки за неделю

Coldplay — My Universe ft. BTS

Музыкальный дайджест на этой неделе справедливо открыть самым громким релизом. К композиции есть немало вопросов, но коллаборация масштабная. Coldplay в представлении не нуждаются, а корейцы BTS и вовсе одна из самых популярнейших групп современности. Песня сопровождается историей, что вторые являются большими фанатами первых. Это подтверждается и на деле — BTS в прошлом даже отыгрывали на концертах песню Coldplay. My Universe станет частью грядущей пластинки британцев, которая выйдет уже 15 октября.

A Tribute to the Velvet Underground

Порой трибьютам не нужны круглые даты. Дебютный альбом The Velvet Underground, записанный совместно с немецкой певицей Nico, вышел в 1967 году. Несмотря на скромный коммерческий старт, пластинка, с бананом от Энди Уорхола на обложке, прошла через десятилетия и по праву считается одним из самых значимых релизов в истории рок-музыки. 24 сентября вышел трибьют, посвященный The Velvet Underground & Nico. Звездный состав записи отрабатывает еще и в качестве подтверждения, насколько влияние первой записи американцев отразилось на последующих поколениях. Сам трибьют, за некоторыми исключениями, получился хорошим, что отметили и музыкальные критики.

NAO — And Then Life Was Beautiful

Это третий альбом британской исполнительницы NAO. Внутри вас ждет 13 вариаций R&B, где есть глубина и разнообразие. And Then Life Was Beautiful выглядит интереснее ее прошлого релиза, но даже в отрыве от сравнений, с ним стоит ознакомиться.

Damon Albarn — Royal Morning Blue

Деймон Албарн продолжает сорить красотой в преддверии выхода своего сольного альбома. The Nearer The Fountain, More Pure The Stream Flows выйдет 12 ноября, но в открытом доступе уже четыре сингла с него. Композицию, как и в прошлых случаях, сопровождает лайв-видео с небольшим оркестром. Напомним, что этот альбом Албарн задумывал как пьесу, вдохновленную пейзажами Исландии , но в последствии помноженную на творчество в эпоху жесткого локдауна. Обещают что-то красивое и глубокое, что, в целом, и демонстрируется уже четвертым синглом.

Flamingdom — Passion-Girl

Это дебютный EP для проекта Flamingdom, за которым стоит совладелец киевского музыкального пространства ШООМ Вова Королев . «После болезненного разрыва отношений мне захотелось придать форму моим чувствам. Я выбрал музыку – привычный для меня способ коммуникации с этим большим сложным миром», — говорит о Passion-Girl сам музыкант. Его дебют получился откровенным, эмоциональным и довольно стильным.

Duran Duran — Tonight United

Duran Duran прервали свое шестилетние молчание только в мае, а уже выкатили четыре сингла с предстоящей пластинки. Она выйдет 22 октября и станет пятнадцатой полноформатной работой для группы.

alt-J — U&ME

Более актуальный пример группы, наконец-то прервавшей свое молчание. alt-J объявили, что закончили записывать свой новый альбом, а также выпустилипервый сингл. По словам фронтмена коллектива Гаса Ангер — Гамильтона , песня посвящена времени с близкими друзьями и умению наслаждаться жизнью в моменте. Режиссером клипа, снятого к песне, выступил его брат Проспер Ангер-Гамильтон .

M Сlis — Велик ft. Фреска

Известный российский инди-продюсер Андрей Рыжков отметился совместной песней с певицей Фреской. Это такая ностальгия по уходящему теплу и солнцу. Для M Сlis релиз стал первым за последние семь лет.

Guns N’ Roses — Hard Skool

Тренд на возвращение можно дополнить синглом от Guns N’ Roses. Он стал для них вторым с момента реюниона в 2016 году. Hard Skool была написана еще во время работы над Chinese Democracy. Первоначальная версия была слита в сеть в 2019 году, а уже в этом году они исполнили ее вживую во время тура Guns N’ Roses 2020.

DRIADA — Край

Московская певица Александра Гаврильчук , выступающая под псевдонимом DRIADA, выпустила новый клип. Это экранизация заглавной композиции с ее второго альбома, который вышел еще летом. Ролик дополняет танцевальную электронику с фольклорными мотивами.

Radiohead — If You Say the Word

Том Йорк с командой тоже выпустили видео — экранизацию главной новинки с грядущего переиздания альбомов Kid A и Amnesiac. Он выйдет 5 ноября, а пока смотрим артхаусный клип от режиссера Каспера Хэггстрема. Сам трек If You Say the Word написали в начале 2000-х годов. Помимо него, на Kid A Mnesia будет другой материал, который ранее нигде не публиковали.

Foster The People — Chin Music For The Unsuspecting Hero

Переизданием занимаются и парни из Foster The People. К 10-летию своей дебютной пластинки Torches они готовят обновленную запись, куда войдут неопубликованные треки, ремиксы и реворки. Один из них в виде сингла можно послушать уже сегодня.

X Ambassadors — The Beautiful Liar

X Ambassadors могли выпустить простой поп-альбом, но такой путь, видимо, показался им слишком простым. В результате перед нами концептуальная аудиокнига с театральными размышлениями о войне, обществе и любви, где треки порой прерывает голос рассказчика. По отдельности некоторые песни звучат отлично, а вот суммарно альбом выглядит немного конструкцией с искусственным концептом, созданным только ради того, чтобы выделиться среди других. При этом антураж и некоторая наигранность в подражании литературе 20-х не особо мешает. Если не придираться, это любопытный релиз, который один раз послушать можно точно.

P. PAT — Холод

Masterskaya Ивана Дорна представила EP саунд-продюсера P. PAT Александра Бакалдина , записанный при участии исполнительниц Dakooka, Palina, Panterrra и FavLav.

Портрет на нервной ноте

Вышел фильм о группе The Velvet Underground

Режиссер Тодд Хейнс снял фильм о легендарной группе The Velvet Underground. Борис Барабанов посмотрел его на Apple TV+, а заодно послушал вышедший почти одновременно с фильмом новый трибьют-альбом «I`ll Be Your Mirror», где песни The Velvet Underground исполняют лучшие американские музыканты сегодняшнего дня.

Следуя документальной правде, фильм все-таки передает и толику волшебства и радикализма, свойственных The Velvet Underground

Фото: Killer Films

Следуя документальной правде, фильм все-таки передает и толику волшебства и радикализма, свойственных The Velvet Underground

Фото: Killer Films

«The Velvet Underground» — первый документальный фильм именитого Тодда Хейнса («Вдали от рая», «Кэрол», «Темные воды»), однако воспринимается он как продолжение поиска, начатого в двух его игровых фильмах о музыкантах — «Бархатная золотая жила» (1998) и «Меня там нет» (2007). «Бархатная золотая жила» рассказывала об эпохе глэм-рока, а в центральных персонажах лишь штрихами были намечены образы Дэвида Боуи и Игги Попа. «Меня там нет», формально говоря, был байопиком Боба Дилана, но сыграли последнего шесть актеров, включая Кейт Бланшетт и юного темнокожего Маркуса Карла Франклина, а вместо сплошного сюжета было шесть историй, как реальных, так и взятых из песен. «Меня там нет» вспоминают как пример «хорошего байопика» каждый раз, когда нужно что-то противопоставить «Doors» или «Богемской рапсодии». Правдивый байопик невозможен, но рассказывать об артистах прошлого нужно, иначе их совсем забудут (да и бэк-каталоги перестанут продаваться).

Читайте также  Новый альбом Arcade Fire планируется на апрель 2017-го

В новом фильме «The Velvet Underground» Тодд Хейнс как раз очень аккуратно следует исторической правде, рассказывая в первую очередь историю двух основателей группы The Velvet Underground — Лу Рида и Джона Кейла.

Первый — убежденный рок-н-ролльщик, которого в юности родители заставили пройти курс электрошоковой терапии, чтобы избавить от бисексуальных наклонностей. До своего превращения в одного из главных новаторов рока он еще успел попеть в сладкой doo-wop-группе The Jades и поработать над песнями для поп-лейбла Pickwick Records. Иными словами, прежде чем рухнуть в пучину экспериментов «Фабрики» Энди Уорхола, Лу Рид освоил азы поп-ремесла и понимал, что любит публика и от чего нужно отталкиваться, делая новую музыку.

Валлийский альтист Джон Кейл, напротив, был абсолютным элитистом. Получив представления о классической музыке в Лондонском университете, а о современной — в Dream Syndicate Ла Монте Янга, он рассматривал музицирование исключительно как высокое искусство. Его могла интересовать китайская идея «музыки, звучащей веками» или какой-нибудь перформанс c разбиванием фортепиано топором, но точно не легкомысленный рок-н-ролл.

Энди Уорхол не просто стал продюсером новой группы, он фактически первым сообразил, что упаковка в поп-музыке значит не меньше, чем сами песни.

Отсюда — бесконечные фотосессии в «Фабрике», отсюда — легендарный банан на обложке дебютного альбома The Velvet Underground, отсюда даже и приглашение в группу немецкой актрисы Кристы Пэффген, которая получила известность благодаря появлению в «Сладкой жизни» Федерико Феллини и пела на сцене под псевдонимом Нико. Уорхол был очарован ею и понимал, что такой «белый айсберг» будет отлично смотреться на сцене на фоне затянутых в черную кожу рокеров. Но сама Нико считала, что ее недооценивают как певицу, и это одна из конфликтных точек в истории группы.

О хорошо известных событиях Тодд Хейнс рассказывает, используя полиэкран, который в первую очередь вызывает ассоциации с фильмом «Вудсток» 1970 года. Например, в одной части экрана бегут кадры нью-йоркских улиц 1960-х, а с другой на зрителя, почти не мигая, смотрит один из музыкантов группы. Эти видеопортреты, снятые Уорхолом, Тодд Хейнс закольцовывает в режиме «гифки», и сам нервный ритм происходящего на экране вступает в особую связь с песнями The Velvet Underground. Классические композиции группы нередко построены на повторяющихся элементах и монотонном ритме, что создает гипнотическое ощущение оцепенения и опасности.

Когда в одной части экрана повествование фокусируется на герое или на очередном «фабричном» хеппенинге, в другой уже появляется персонаж следующей главы.

Такая подача не всегда комфортна для зрительского восприятия, но метафора прозрачна: Нико, The Velvet Underground и Энди Уорхол умели видеть в настоящем знаки будущего. Не зря их называют провозвестниками панк-рока, прародителями дроуна и предтечами нойза.

Самое ценное в фильме — свидетельства участников событий. Многие интервью взяты из архивов, но здравствующие экс-участники The Velvet Underground Джон Кейл и Морин Такер дали интервью специально для фильма. А еще в кадре — огромное количество их единомышленников, включая здравствующих Ла Монте Янга и обворожительную, несмотря на возраст, Мэри Воронов. Давно ушедшие из жизни рассказчики перебивают живых, и это разговорное многоголосие рифмуется с шумом нью-йоркских улиц.

Тодд Хейнс одновременно рассказывает о рождении нового музыкального языка и сам ищет новый язык для документального кино и для историй о знаменитостях.

«Если бы не Энди Уорхол, The Velvet Underground не было бы»

Фильмы о прошлом — это попытка спастись от страшного настоящего, считает Тодд Хейнс. Лауреат фестивалей и номинант «Оскара», он прославился фильмами «Бархатная золотая жила», «Меня там нет», «Кэрол», а теперь снял свою первую документальную картину — историю группы The Velvet Underground для Apple. После премьеры фильма на Каннском кинофестивале режиссер поделился с «Известиями» секретами мастерства.

— Похоже, вы одержимы музыкой: существенная часть вашего творчества посвящена ей.

— Некоторые любят мороженое. Я — музыку. И это с самого раннего детства. Музыка течет по нашим артериям, с ее помощью мы запоминаем личные истории, она как бы размечает для нас время. Даже песни и исполнители, которых вы не слишком любите, тоже выполняют эту функцию.

Кадр из документального фильма про The Velvet Underground

Когда спустя какое-то время вы слышите ту же самую песню вновь — это как капсула времени, идеальная по своему воздействию. Он мгновенно перемещает вас в тот самый момент. Музыка связывает время и персональные истории.

Но меня также всегда интересовали способы рассказа. Как по разному изображены в фильмах те или иные жанры и биографии. Какое место занимает такое кино в нашей культуре. Эти мысли занимали меня, когда я делал фильмы о Карен Карпентер, Дэвиде Боуи и Бобе Дилане, и этот раз тоже не был исключением. Кстати, сейчас я работаю над картиной о Пегги Ли. Но когда мне сказали, что есть возможность сделать документальный фильм про The Velvet Underground, я не сомневался ни секунды.

— Какую капсулу времени запускает для вас эта группа?

— Пожалуй, начало моего обучения в колледже. Самое крутое в них было то, что ты понимал: такое никто и никогда бы не смог написать.

— В вашем фильме особое внимание уделяется отношениям Лу Рида с гитаристом Джоном Кейлом. Вы фокусируетесь на этом сочетании любви и ненависти даже больше, чем на Энди Уорхоле. Каково было в этом разбираться, учитывая, что люди уже давно умерли?

— Я бы начал с того, что делать этот фильм без участия Лу Рида было самым главным творческим и структурным испытанием. Конечно, мы использовали его архивные интервью, чтобы зритель слышал его голос. Фотографии, хронику и фильмы с его участием, чтобы можно было его увидеть. Кроме того, он оживает в воспоминаниях тех, кто смог рассказать об этом на камеру. И всё равно — его не было у нас в студии. И каждый раз при монтаже вставал вопрос: как сделать так, чтобы зритель почувствовал его?

Я показывал этот фильм фанатам Лу Рида, и они, конечно, бесились, что мы уделили слишком много внимания Джону Кейлу. Всем не угодишь, что я могу сказать. Но так мы восстановили историческую справедливость, отметив творческий вклад всех членов группы. И так мы добавили в фильм еще одну грань Лу Рида. Чтобы показать, что он и был там, и одновременно как бы отсутствовал, мы его видим в кадре не часто, только к финалу даем несколько кусков с ним и Энди Уорхолом. И снова показываем Кейла.

Да, их отношения — стержень фильма. Сначала это любовь и сотворчество, потом нечто более сложное: дележка территории, конфликты, расставание. Но всё это поддерживало огонь в творчестве. Не стало этих отношений — исчезла вскоре и группа.

Читайте также  Презентация нового альбома SunSay в Stereo Hall: когда прыгнул выше головы

— В ваших прежних фильмах о музыкантах на первый план выходили художественные образы, поэтика. Как вы в этой ленте искали баланс между поэзией, психологизмом и сторителлингом?

— Спасибо, очень приятно слышать! Да, большинство фильмов доносят до зрителя факты, открывают правду, проливают свет. Только эта «правда» в разных картинах своя. У нас был козырь — в нашем распоряжении имелось великолепное авангардное кино, которое делалось там, где творила группа The Velvet Underground. Вернее, всё это было частью единого целого.

В какой-то степени именно фильмы породили The Velvet Underground, а группа, в свою очередь, стала еще одним символом стирания границ между искусствами. Но при этом понятно же, что те великолепные ленты Энди Уорхола, Кеннета Энгера и Йонаса Мекаса сегодня мало кто смотрит. Так что мы сделали фильм еще и погружением в удивительный кинематограф — это определило его визуальный язык.

Да, у нас были фантастические интервью, которые мы записали. Но я хотел, чтобы зрителя вели за собой музыкальные и кинообразы, не слова. Чаще всего я использовал сплитскрин, простейший диптих, как у Энди Уорхола в «Девушках из Челси». И в своих шоу он часто совмещал несколько изображений, на какое-то время это стало модным. Оскаровский лауреат «Вудсток» весь построен на сплитскрине. Потом эта форма как-то исчезла и, наверное, зря, мне она кажется очень выразительной, таящей в себе множество интересных и неочевидных драматургических хитростей.

— В фильме заложен и политический месседж, связанный с убеждениями героев. Как бы вы его определили?

— Я бы сказал, что их политические взгляды — в антиполитичности. В эру протестов, антивоенных демонстраций и борьбы за гражданские права нью-йоркская культурная элита была демонстративно равнодушна к политической риторике. Но политика тут всё равно была. Просто другая. Я бы назвал ее фрейдистской политикой идентичности, пониманием того, что происходит в душе художника.

В фильме отражено, как довольно мрачные образы The Velvet Underground входили в контраст с движением хиппи — солнцем, цветами и любовью вместо войны. Они поначалу пугали людей. Но потом становилось ясно, что именно такая позиция подчеркивает хрупкость, уязвимость личности в отчуждающем её обществе. Мне этот подход кажется важным и сильным. Члены группы не были интеллектуалами, не читали Бодлера, не знали, что такое декаданс и авангард. Но эмоционально они всё это переживали — и щедро делились со всем миром.

Один из основателей и лидер рок-группы The Velvet Underground Лу Рид

— Как бы вы описали отношения Лу Рида и Энди Уорхола? Там тоже конфликт был, судя по всему.

— Думаю, отношения со временем претерпели значительные изменения. В фильме есть цитата Лу Рида, где он честно говорит, что если бы не Энди Уорхол, группы бы не было. Энди был продюсером, он позвал туда Нико. Он сделал так, чтобы группа стала событием для Нью-Йорка. Он оберегал их и помогал. Но всё это верно до какой-то степени. Потому что Уорхол не делал музыку, ее создавали они, эти ребята. И его авторитет, конечно, не мог их совсем не тяготить.

Но этот конфликт всё равно куда слабее, чем у Рида и Кейла. Риду всегда хотелось быть классической рок-звездой, а в рамках группы ему это сделать не удавалось. Поэтому он пошел на жертвы, начав с изгнания Кейла и постепенно уничтожив группу. На последней пластинке это очень чувствуется.

— Один из самых ярких героев ваших интервью — Джонатан Ричман, который стал музыкантом, благодаря The Velvet Underground. Он как будто говорит от имени всех фанатов — и заодно наглядно анализирует риффы группы.

— У нас были большие проблемы с видеоархивами выступлений. И Ричман нас буквально спас, потому что был лично знаком со всеми членами группы, они учили его играть на гитаре, и он как никто мог объяснить, почему они были великими художниками, какими они были людьми, каково их культурное значение. И он был там, жил с ними, он 80 раз был на их концертах, он как их маскот.

И он же символ невероятного благородства и терпения ребят из The Velvet Underground по отношению к несколько навязчивому подростку. Его интервью очень трогают, потому что наполнены благодарностью, открытостью, любовью. А его гитара — самостоятельный герой фильма.

Кадр из фильма «Темные воды»

— Все ваши фильмы — о ХХ веке, даже «Темные воды» начинают именно тогда. Почему XXI-й вам не интересен?

Да просто посмотрите вокруг! Наверное, я ищу убежища в прошлом. По-настоящему актуальным это стало при ковиде, я спасался тем, что запоем смотрел старые фильмы. Последние годы вообще были серьезным испытанием. Сначала Трамп, потом коронавирус. Мы серьезно задумались, контролируем ли мы хоть что-то на этой планете. Что делать с этой жуткой жарой, явным следствием глобального потепления? Времена сейчас совершенно безумные.

И я ищу где-то в прошлом ответы на вопросы об устройстве общества, ценностях, творческих задачах, культурной жизни —сегодня они как-то не очень хорошо представлены в поп-культуре. Ну да, может быть, я из-за этого пропускаю что-то важное, может быть, даже самое важное, готов это признать. Но для меня это способ как-то прорваться и выжить.

Тодд Хейнс — режиссер, сценарист, продюсер. Получил степень магистра искусств в Бард-колледже штата Нью-Йорк. Снял фильмы «Бархатная золотая жила», «Вдали от рая», «Меня там нет», «Кэрол», «Темные воды» и другие. Его «Милдред Пирс» стал первым в истории сериалом, который представил в своей программе Венецианский кинофестиваль. Победил на фестивале «Сандэнс» с фильмом «Отрава».

The Velvet Underground (Вельвет Андеграунд): Биография группы

The Velvet Underground — американский рок-коллектив из Соединённых Штатов Америки. Музыканты стояли у самих истоков альтернативной и экспериментальной рок-музыки.

Несмотря на значительный вклад в развитие рок-музыки, альбомы группы продавались не очень хорошо. Но те, кто покупал сборники, либо навеки становились поклонниками «коллектива, либо создавали собственный рок-коллектив.

The Velvet Underground (Вельвет Андеграунд): Биография группы

Музыкальные критики не отрицают того, что творчество коллектива стало поворотным моментом в истории рок-музыки. The Velvet Underground — один из первых коллективов, которые позволили себе дерзко экспериментировать в авангардном направлении.

Неоднозначный, оригинальный звук и жёсткие, реалистичные тексты Лу Рида очень повлияли на развитие панка, нойз-рока и альтернативного рока.

Презентация дебютного альбома очень повлияла на развитие постпанка. Эксперименты с фидбэком и нойзом на следующей пластинке — на нойз-рок и нойз-поп, в частности на коллектив Jesus and Mary Chain. А лиричность звучания третьего сборника из дискографии группы — на инди-рок и фолк-рок.

Всемирное признание, к сожалению, музыканты группы обрели уже после распада коллектива. В момент короткого существования группы их творчество не было востребовано. Песни продолжительное время проходили мимо меломанов, что подтолкнуло участников группы объявить о прекращении их деятельности.

Читайте также  Lindemann: релиз уже в мае!

История создания и состав группы

У истоков коллектива стоят два талантливых музыканта. Первый из них, Лу Рид, родившийся 2 марта 1942 года. В своё время он был участником групп, которые создавали треки в жанре гаражного рока. Кроме того, он писал композиции для одного крупного лейбла.

Второй участник, Джон Кейл, родился 9 марта 1942 года. Парень приехал в США из Уэльса для того, чтобы отдать себя, увы, не тяжёлой музыке, а классике.

The Velvet Underground (Вельвет Андеграунд): Биография группы

После встречи с Ридом в середине 1960-х годов выяснилось, что молодых людей объединяют общие музыкальные вкусы. Собственно, со знакомства молодых людей и началась маленькая история группы The Velvet Underground. Музыканты начали много репетировать и экспериментировать со звучанием.

Изначально дуэт выступал под названием The Primitives. Вскоре к Риду и Джону присоединились гитарист Стерлинг Моррисон и ударник Ангус Маклис. Ещё несколько раз изменялся творческий псевдоним коллектива, прежде чем ребята окончательно не утвердили название группы.

В середине 1960-х годов участники новой группы начали усердно репетировать. Композиции этого периода отличаются лёгкостью и мелодичностью. В 1965 году в квартире одного из музыкантов была записана первая песня. Дебютный трек предлагали прослушать знаменитому Мику Джаггеру, но он проигнорировал творчество группы The Velvet Underground.

Первым коллектив покинул Ангус. Музыкант ушёл из группы, как только ребятам заплатили за первое выступление. Маклис оказался принципиальным человеком. Он ушёл со словами о том, что творчество не продаётся.

Место Ангуса недолго пустовало. Его заняла девушка по имени Морин Такер, которая играла на том-томах и бас-бочке. Оригинальная перкуссионистка создавала ритм буквально на подручных средствах. Она гармонично вписалась в существующий стиль.

Музыка коллектива The Velvet Underground

Музыканты нового коллектива нашли поддержку в лице продюсера Энди Уорхола. Он подарил ребятам возможность записываться на профессиональной звукозаписывающей студии Verve Records.

The Velvet Underground (Вельвет Андеграунд): Биография группы

Вскоре продюсер пригласил в состав группы новую участницу — немку Нико. С ней музыканты выпустили дебютный альбом, который был в музыкальных магазинах уже в 1967 году. По сути, альбом выражал «новое слово» в рок-музыке. Несмотря на это, пластинку прохладно встретили поклонники, и она заняла последнюю позицию в топ-200 хит-парада Billboard.

После этого события Нико и Уорхол прекратили сотрудничество с группой The Velvet Underground. В 1967 году с менеджером Томом Уилсоном музыканты работали над сборником White Light / White Heat. Треки нового альбома отличались более мощным звучанием. В них не было даже намёка на лирику. Старания музыкантов сошли на нет. Эта пластинка оказалась ещё большим «провалом», чем предыдущая работа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: