Топ 10 лучших джазовых соло на гитаре

10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий

Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.

В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.

Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!

1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор

| iim7 | V7 | Imaj7 | %

Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.

Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.

Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C .

2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»

| Imaj 7 vim 7 | iim 7 V 7 | iiim 7 VI 7 | iim 7 V 7

| Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7

Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I’ve Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.

Список стандартов, которые используют данную прогрессию.

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

Cheek to Cheek George Van Eps

Mean to Me Barney Kessel

Isn’t It Romantic Tal Farlow

Long Ago and Far Away Earl Klugh

Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.

Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.

3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия

| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7

| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.

How High the Moon Joe Pass

Tune Up Wes Montgomery

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

One Note Sambe Charlie Byrd

Solar Pat Metheny

Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия — это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.

Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.

Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.

4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7

| Imaj 7 # I °7 | iim 7 # II °7 | iiim 7 VI 7

| Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7

Cherokee Tal Farlow

Have You Met Miss Jones Kenny Burrell

Joy Spring Joe Pass

But Beautiful Lenny Breau

Ain’t Misbehavin’ Django Reinhardt

Аккорд Dim7 используется для соединения аккордов Imaj7 и iim7, а также iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.

Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.

Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.

5. Прогрессия «Take the A Train»

| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | %

| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Take the ‘A’ Train George Benson

The Girl from Ipanema Charlie Byrd

Desafinado Charlie Byrd

Mood Indigo Kenny Burrell

Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.

Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.

Ниже приведены два примера данной прогрессии.

6. Прогрессия от I к IV

| Imaj 7 | ( iim 7 V 7) | IVmaj 7

| Cmaj 7 | Gm 7 C 7 | Fmaj 7

Satin Doll Tal Farlow

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

Have You Met Miss Jones Kenny Burrell

There Will Never Be Another You George Benson

Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.

Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.

7. Прогрессия от IV к iv

| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7

| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

All of Me George Benson

All the Things You Are Pat Metheny

There Will Never Be Another You George Benson

Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.

Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.

Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.

8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)

Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» — это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.

Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.

Читайте также  Всё, что нужно знать, про новый альбом Аврил Лавин

9. Минорная прогрессия ii V I

Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.

Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.

Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.

10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»

Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.

Как обычно, два примера.

Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.

Лучшие джазовые гитаристы мира

Лучшие джазовые гитаристы — это люди, которые оставили бесценный след в культуре, выраженный не только в музыкальных новшествах, но и в количестве талантливых последователей

В 1910-х годах на юге США зародилось уникальное музыкальное направление – джаз. С тех пор Музыканты сочиняют мелодии к фильмам и выступают с концертами. В этой статье мы рассказываем, кто они лучшие джазовые гитаристы. Люди, которые поспособствовали развитию жанра импровизации.

Лучшие джазовые гитаристы мира

Эл Ди Меола (Al Di Meola)

Эл Ди Меола родился в Нью-Джерси 22 июля 1954 года. Музыкант 14 раз признавался лучшим джазовым гитаристом мира. Альбомы музыканта 7 раз становились альбомами года.

Эл Ди Меола

Преподаватель Ди Меолы требовал изучать джаз, босса-нову и классику одновременно, тем самым повлияв на формирование у Альберта своей неповторимой техники. Помимо этого, секрет его успеха заключается в трудолюбии: будучи студентом, он упражнялся игре на гитаре от 8 до 10 часов в день.

Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt)

Джанго Рейнхардт родился 23 декабря 1910 года. Легендарный французский гитарист стал одним из основателей «цыганского джаза». Применив уникальный стиль игры на гитаре, он создал направление под названием «джаз-мануш».

Джанго Рейнхардт

В честь знаменитого музыканта назван фестиваль в Нью-Йорке. Музыку Джанго можно услышать в современных компьютерных играх, фильмах и спектаклях по всему миру. Умер музыкант умер в 43 года – 16 мая 1953 года.

Джо Пасс (Joe Pass)

Американец Джо Пасс родился 13 января 1929 года. Этот гитарист занимает одно из первых мест в рейтингах великих джазовых музыкантов. Влияние на развитие джазовой музыки Джо Пасс оказал, благодаря владению уникальным мастерством «шагающего» баса.

Джо Пасс

Играя на гитаре, Джо сочетал несколько мелодических линий, что приводило к непривычному звучанию музыки. Джо Пасс прожил жизнь длиною в 65 лет и умер 23 мая 1994 года.

Джон Маклафлин (John McLaughlin)

Британский гитарист-виртуоз Джон Маклафлин родился 4 января 1941 года. Джаз, фламенко, индийская и западная классическая музыка, фьюжн – все эти жанры с легкостью исполняет Джон, применяя уникальную технику игры на акустических и электрогитарах.

Джон Маклафлин

В 2003 году Маклафлин занял 49 место в списке «100 величайших гитаристов всех времен» по версии журнала Rolling Stone. Современные музыканты до сих пор говорят, что Джон за несколько периодов своей музыкальной карьеры полностью изменил представления об игре на гитаре.

Джон Скофилд (John Scofield)

Американец Джон Скофилд родился 26 декабря 1951 года. Музыкант владеет несколькими джазовыми стилями, включая своеобразную смесь бопа с фанком и блюза с кантри. Джон экспериментирует с фанк-грувом, соул-джазом и другими современными импровизационными направлениями.

Джон Скофилд

Ли Ритенаур (Lee Ritenour)

Американский гитарист и композитор Ли Ритенаур появился на свет 1 ноября 1953 года. Ритенаур – исполнитель широкого профиля: джаз, фанк, фьюжн, рок, бибоп. За время своей карьеры он записал 40 сольных и совместных альбомов. За скорость и чистоту звукоизвлечения получил прозвище «Капитан Пальцы».

Ли Ритенаур

Маркус Миллер (Marcus Miller)

Американский джазовый музыкант, композитор и продюсер Маркус Миллер родился 14 июня 1959 года. Обладатель многочисленных премий «Грэмми» как продюсер. В 2001 году выиграл он премию и за лучший современный джазовый альбом – четвертый сольник под названием «M²».

Маркус Миллер

Группа, с которой сейчас выступает гитарист, приняла участие в 11-ти крупных джазовых фестивалях Европы. Также музыку Маркуса можно услышать в современных фильмах.

Пэт Мэтини (Pat Metheny)

Американец Пэт Мэтини, родившийся 12 августа 1954 года, входит также входит в список – лучшие джазовые гитаристы. Более того он считается одним из самых талантливых джазовых музыкантов в мире. Группа, которую создал Пэт в 1976 году, стала широко популярна благодаря фирменному звучанию джаза.

Пэт Мэтини

Пэт Мэтини и клавишник Лайл Мэйс выработали «плотное» оркестровое звучание, соединяя классическую технику контрапункта, метрические вариации и элементы музыкальной драмы. Также в творчестве Пэта соединяются элементы этнической музыки разных народов, где особое место занимает южно-американское направление.

Стиви Рэй Воэн (Stevie Ray Vaughan)

Стиви Рэй Воэн родился в Америке 3 октября 1954. Гитарист-виртуоз и певец в 2003 году журналом Rolling Stone был награжден 7-м номером в списке ста величайших гитаристов. А журнал Classic Rock подарил ему 3-е место в рейтинге «100 самых крутых героев гитары» в 2007-м. Будучи семилетним ребенком, Стиви взял в руки гитару, а в 13 уже выступал с концертами в клубах. Музыкант ушел из жизни 27 августа 1990 года.

Стиви Рэй Вон

Уэс Монтгомери (Wes Montgomery)

Уэс Монтгомери родился 6 марта 1925 года в Индиане. Его творчество открыло новый путь в развитии инструментального джаза. Уэс никогда не применял медиатор и не играл перебором. Монтгомери создал свой знаменитый стиль, основанный на игре единогласным соло с использованием октавных интервалов и аккордов для украшения мелодии. Уэс Монтгомери умер в возрасте 45 лет – 15 июня 1968 года.

Уэс Монтгомери

Лучшие джазовые гитаристы – это те личности, без которых развитие джаза было бы не таким стремительным и ярким. Те люди, которые оставили бесценный след в культуре, выраженный не только в музыкальных новшествах, но и в количестве талантливых последователей. Предлагаем вам познакомиться с лучшими джазовыми саксофонистами современности.

100 Greatest Guitar Solos

Прислали коллеги ссылку, которую я просто не мог не опубликовать
Оказывается недавно редакция журнала Guitar World опубликовала сотню самых лучших гитарных соло (по мнению читателей, видимо… скорее всего американских :))

В этот список вошли только рок-композиции. Поэтому многие замечательные, например, джазовые соло сюда не попали…

Ну а теперь, собственно, лучшие гитарные соло:

1. Stairway to Heaven – Jimmy Page (Led Zeppelin)
2. Eruption – Eddie Van Halen (Van Halen)
3. Freebird – Collins/Rossington (Lynyrd Skynyrd)
4. Comfortably Numb – David Gilmour (Pink Floyd)
5. All Along the Watchtower – Jimi Hendrix (Jimi Hendrix Experience)
6. November Rain – Slash (Guns n’ Roses)
7. One – Kirk Hammet (Metallica)
8. Hotel California – Don Felder/Joe Walsh (The Eagles)
9. Crazy Train – Randy Rhoads (Ozzy Ozbourne)
10. Crossroads – Eric Clapton (Cream)

Читайте также  Голландский лютнист Йозеф ван Виссем выступил в Москве на сцене ЦДХ

11. Voodoo Chile (Slight Return) – Jimi Hendrix (Jimi Hendrix)
12. Johnny B. Goode – Chuck Berry (Chuck Berry)
13. Texas Flood – Stevie Ray Vaughan (Stevie Ray Vaughan)
14. Layla – Clapton/Allman (Derek and the Dominoes)
15. Floods – Dimebag Darrel (Pantera)
16. Heartbreaker – Jimmy Page (Led Zeppelin)
17. Cliffs of Dover – Eric Johnson (Eric Johnson)
18. Little Wing – Jimi Hendrix (Jimi Hendrix Experience)
19. Highway Star – Ritchie Blackmore (Deep Purple)
20. Bohemian Rhapsody – Brian May (Queen)

21. Time – David Gilmour (Pink Floyd)
22. Sultans of Swing – Mark Knopfler (Dire Straits)
23. Bulls on Parade – Tom Morello (Rage Against the Machine)
24. Fade to Black – Kirk Hammet (Metallica)
25. Aqualung – Martin Barre (Jethro Tull)
26. Smells Like Teen Spirit – Kurt Cobain (Nirvana)
27. Pride and Joy – Stevie Ray Vaughan (Stevie Ray Vaughan)
28. Mr. Crowley – Randy Rhoads (Ozzy Ozbourne)
29. For the Love of God – Steve Vai (Steve Vai)
30. Surfing With the Alien – Joe Satriani (Joe Satriani)

31. Stranglehold – Ted Nugent (Ted Nugent)
32. Machine Gun – Jimi Hendrix (Jimi Hendrix)
33. The Thrill is Gone – B.B. King (B.B. King)
34. Paranoid Android – Jonny Greenwood (Radiohead)
35. Cemetery Gates – Dimebag Darrel (Pantera)
36. Black Star – Yngwie Malmsteen (Yngwie Malmsteen)
37. Sweet Child O’ Mine – Slash (Guns n’ Roses)
38. Whole Lotta Love – Jimmy Page (Led Zeppelin)
39. Cortez the Killer – Neil Young (Neil Young)
40. Reelin’ In the Years – Elliot Randall (Steely Dan)

41. Brighton Rock – Brian May (band:Queen)
42. While My Guitar Gently Weeps – Eric Clapton (The Beatles)
43. Sharp Dressed Man – Billy Gibbons (ZZ Top)
44. Alive – Mike McCready (Pearl Jam)
45. Light My Fire – Robby Krieger (The Doors)
46. Hot For Teacher – Eddie Van Halen (Van Halen)
47. Jessica – Dickey Betts (The Allman Brothers)
48. Sympathy for the Devil – Keith Richards (The Rolling Stones)
49. Europa – Carlos Santana (Santana)
50. Shock Me – Ace Frehley (Kiss)

51. Master of Puppets – Kirk Hammet (Metallica)
52. Star Spangled Banner – Jimi Hendrix (Jimi Hendrix)
53. Since I’ve Been Loving You – Jimmy Page (Led Zeppelin)
54. Geek USA – Billy Corgan (Smashing Pumpkins)
55. Satch Boogie – Joe Satriani (Joe Satriani)
56. War Pigs – Tony Iommi (Black Sabbath)
57. Walk – Dimebag Darrel (Pantera)
58. Cocaine – Eric Clapton (Eric Clapton)
59. You Really Got Me – Dave Davies (The Kinks)
60. Zoot Allures – Frank Zappa (Frank Zappa)

61. No More Tears – Zakk Wylde (Ozzy Osbourne)
62. Money – David Gilmour (Pink Floyd)
63. Black Hole Sun – Kim Thayil (Soundgarden)
64. Little Red Corvette – Prince (Prince)
65. In Bloom – Kurt Cobain (Nirvana)
66. Blue Sky – Allman/Betts (The Allman Brothers)
67. Beat It – Eddie Van Halen (Michael Jackson)
68. Starship Trooper – Steve Howe (Yes)
69. And Your Bird Can Sing – George Harrison (The Beatles)
70. Purple Haze – Jimi Hendrix (The Jimi Hendrix Experience)

71. Maggot Brain – Eddie Hazel (Funkadelic)
72. Walk This Way – Joe Perry (Aeorosmith)
73. Stash – Trey Anastasio (Phish)
74. Lazy – Ritchie Blackmore (Deep Purple)
75. Won’t Get Fooled Again – Pete Townsend (The Who)
76. Cinnamon Girl – Neil Young (Neil Young and Crazy Horse)
77. Man in the Box – Jerry Cantrell (Alice in Chains)
78. Truckin’ – Jerry Garcia (The Grateful Dead)
79. Mean Street – Eddie Van Halen (Van Halen)
80. You Shook Me All Night Long – Angus Young (AC/DC)

81. Sweet Jane – Hunter/Wagner (The Velvet Underground)
82. 21st Century Schizoid Man – Robert Fripp (King Crimson)
83. Scuttle Buttin’ – Stevie Ray Vaughan (Stevie Ray Vaughan)
84. Santeria – Brad Nowell (Sublime)
85. Moonage Daydream – Mick Ronson (David Bowie)
86. Whipping Post – Allman/Betts (The Allman Brothers)
87. Cult of Personality – Vernon Reid (Living Color)
88. Kid Charlemagne – Larry Carlton (Steely Dan)
89. Killing in the Name – Tom Morello (Rage Against the Machine)
90. Let it Rain – Eric Clapton (Eric Clapton)

91. Heard It Thu Grapevine – John Fogerty ( CCR )
92. Stray Cat Strut – Brian Setzer (Stray Cats)
93. The End – Robbie Krieger (The Doors)
94. Working Man – Alex Lifeson (Rush)
95. Yellow Ledbetter – Mike McCready (Pearl Jam)
96. Honky Tonk Women – Keith Richards (The Rolling Stones)
97. Cherub Rock – Billy Corgan (Smashing Pumpkins)
98. Under a Glass Moon – John Petrucci (Dream Theater)
99. Cause We’ve Ended as Lovers – Jeff Beck (Jeff Beck)
100. Three Days – Dave Navarro (Jane’s Addiction)

Статистика

В сотне лучших соло принимали участие около 70 различных гитаристов, некоторые попали в этот список не один раз:

  • Jimi Hendrix — 6 раз
  • Eric Clapton — 5 раз
  • Jimmy Page и Eddie Van Halen по 4 раза
  • Stevie Ray Vaughan, Kirk Hammet, Dimebag Darrel, David Gilmour попали в список трижды

В этот список попали 2 различных песни из следующих альбомов:

  • Nevermind (Nirvana)
  • Surfing With the Alien (Joe Satriani)
  • Electric Ladyland (Jimi Hendrix Experience)
  • Texas Flood (Stevie Ray Vaughan)
  • Dark Side of the Moon (Pink Floyd)
  • Siamese Dream (Smashing Pumpkins)
  • Led Zeppelin II (Led Zeppelin)
  • Machine Head (Deep Purple)

Друзья, понятно, что все эти рейтинги составляют довольно предвзято, поэтому может попробовать создать свой рейтинг?

10 величайших гитарных соло

Соло – чистый полет фантазии гитариста, наилучшим образом демонстрирующий его талант в сжатых рамках песенного формата. Представляем подборку из 10 самых эпичных соло всех времен, заставивших миллионы людей играть на «воздушной гитаре» и тянуть вверх «козы» и зажигалки.

Chuck Berry — Johnny B. Goode

Перед маэстро Чаком Берри остается только снять шляпу – замешанное на традициях блюза и джаза, но сыгранное энергично и грязно, соло из «Johnny B. Goode» на долгие годы определило само понятие гитарного соло и задало его «золотой стандарт». Такие группы, как например AC/DC, практически всю свою карьеру построили на имитации этой энергетики. Недаром именно эту песню играет в культовом «Назад в будущее» Марти МакФлай ошарашенным выпускникам на школьном вечере: «Вы, наверное, к этому еще не готовы… но ваши дети точно это оценят!»

Читайте также  Как играть дробь по пять ударов Five Stroke Roll

Jimi Hendrix — All Along the Watchtower

Единственный в этом списке кавер, зато какой! Джими Хендрикс дополнил хитромудрую лирику Боба Дилана зубодробительными пассажами своего неудержимого Fender Stratocaster. Как известно, версия настолько покорила самого Дилана, что он изменил аранжировку для концертных выступлений, чтобы она максимально соответствовала версии Хендрикса. Правда, вряд ли в его концертной команде когда-либо играл кто-то хотя бы сопоставимый по уровню с великим левшой-самоучкой. В студийной версии в исполнении Jimi Hendrix Experience вся песня превратилась в одно неостанавливающееся гитарное соло.

Led Zeppelin — Stairway to Heaven

Джимми Пейдж всю жизнь демонстрировал такой подход к гитарной игре, который иным его сверстникам казался избыточным – пожалуй, он первый начал на концертах «пилить соляки» продолжительностью по 10 минут и дольше. Здесь же всего в меру: удивительное сочетание звука акустической и электро-гитар (для концертного воспроизведения Пейджу даже требовалась особая двухгрифовая гитара) делает «Stairway to Heaven» одновременно проникновенной и по-особенному заряженной в своей «электрической» части. В 2006 году читатели журнала Guitar World назвали соло из этой песни величайшим в истории рок-музыки.

Deep Purple — Highway Star

Пожалуй, единственное из всего списка соло, живьем звучащее однозначно лучше, чем на студийном оригинале. Фантастическая энергетика «золотого» состава Deep Purple, как поговаривают, была достигнута на японских гастролях 1972 года не без помощи специальных веществ, что не умаляет ее абсолютной, тотальной убедительности. сторожно: невероятно быстрое и техничное, это гитарное соло может вызвать приступ эпилепсии, если вы не пристегнётесь перед прослушиванием. Газета The Guardian сопоставила этот хет-трик Ричи Блэкмора с «силой природы, объединяющей в единое целое дух Баха и Джими Хендрикса».

Lynyrd Skynyrd — Free Bird

Любимый толпой андердог, присутствующий во всех уважающих себя списках величайших соло – монструозный трек с дебютого альбома Lynyrd Skynyrd, поначалу притворяющийся балладой лишь для того, чтобы кульминировать в пятиминутном гитарном пиршестве. Исполненное в три гитары, это соло много лет служило основой для безумных гитарных джемов группы в завершение концерта. Эту традицию переняли и другие группы – её отголоски вы можете услышать, например, в «Fade to Black» Metallica или «Telegraph Road» Dire Straits.

Eagles — Hotel California

Безусловно, набившее всем оскомину соло, но явно известное наибольшему числу людей на планете из всех присутствующих в этом списке (посмотрите на количество просмотров видео на YouTube – больше 100 млн.!). Да и много ли есть песен, по мотивам сюжетов которых хотели снять полноценный художественный фильм? Разумеется, известность песни в первую очередь обусловлена ее мягким, убаюкивающим звучанием, и пролонгированное гитарное соло играет в этом не последнюю роль. В то же время мастерство Дона Фэлдера и Джо Уолша нельзя недооценивать – созданная ими вязь идеальна и строга как формула ДНК, и звучит одинаково заливисто и в акустических версиях, и живьем, будучи разложенной на 8 гитарных партий.

Van Halen — Eruption

Гитарная работа, предвосхитившая, но наилучшим образом представляющая сейчас манеру 80-х – сверхтехничную, но несколько бездушную. Но обойти стороной этот пример «двуручного» тэппинга и экстенсивного использования рычага тремоло мы не могли. По сути, «Eruption» – всего лишь упражнение Эдди Ван Халена, случайным образом угодившее на студийную пленку, но его появление на дебютном альбоме Van Halen в 1978 году произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы: все гитаристы разом захотели, чтобы их инструменты ревели так же грозно и пищали так же жалобно. Но повторить это соло было под силу далеко не каждому.

Pink Floyd — Comfortably Numb

Возможно, лучшее соло всех времен и народов – во всяком случае, именно так считают миллионы поклонников гитарной музыки по всему миру. Работа Дэвида Гилмора делает именно то, что и должна делать настоящая музыка – за те неполные две минуты, что звучит его Stratocaster перед тем, как удалиться в фэйд-аут, он рассказывает всю историю главного героя альбома «The Wall»: несчастное детство, порушенные отношения, одиночество внутри каменных стен – вот они, как на ладони. И вот уже в горле сам собой встает ком, к глазам подкатывают слезы, дыхание прерывается. Пожалуй, даже хорошо, что соло здесь длится всего пару минут, иначе его неукротимая красота могла бы заставить многих эмоционально нестабильных поклонников Pink Floyd тронуться умом.

Metallica — One

За гитарные пассажи «Металлики» отвечает ученик Джо Сатриани Кирк Хэммет – и каждое из них для поклонников группы становится настоящим откровением. В списках лучших соло всех времен, которыми изобилует интернет, обычно не одно и не два соло авторства Кирка – но мы выбрали самое длинное и заковыристое. Восьмиминутная «One» состоит из двух частей: лиричное вступление, окаймляющее трагическое подвывание Джеймса Хэтфилда, и маршеобразное крещендо с впивающимся в мозг подобно бормашине торнадо из высоких нот. Хэммету удалось то, что не смог Ван Хален – его соло в этой песне уникально-технично, но не лишено индивидуальности; оно дословно передает ужас главного героя, оставшегося в темноте без надежды на спасение.

Guns N’ Roses — November Rain

Самое «позднее» из культовых соло, большинство из которых, к сожалению, были рождены еще до наступления XXI века. Лучшую балладу Эксла Роуза венчает длинная и сверхэмоциональная гитарная работа Слэша, заставляющего гитару буквально плакать слезами того самого ноябрьского дождя. Соло, ставшее для целого поколения синонимом понятия рок-н-ролл: кисло-сладкое, заливистое, как будто играющее на территории Aerosmith, но уделывающее их подчистую (прости, Джо Перри!).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: