The Moody Blues

MOODY BLUES

На заре 60-х годов Рэй Томас (р. 29 декабря 1941), Джон Лодж и Майкл Пиндер (р. 12 декабря 1942) играли в бирмингемской группе «El Riot & The Rebels». Когда ансамбль распался, пути музыкантов разошлись, но через некоторое время Пиндер (клавишные) и Томас (флейта) организовали проект «Krew Cats». Потом к ним присоединились Денни Лэйн (Брайан Фредерик Хайнс, р. 29 октября 1944; гитара), Грэм Эдж (р. 30 марта 1941; ударные) и Клинт Уорвик (р. 25 июня 1940; бас), и в 1964 году образовавшийся квинтет впервые выступил под именем «Moody Blues». На начальной стадии музыка, исполняемая бирмингемской пятеркой, вполне оправдывала ее название – это был довольно жесткий ритм-энд-блюз эпохи британского вторжения. Первый сингл «Steal Your Heart Away» остался за пределами чартов, но уже со второй сорокапяткой («Go Now!») к «Moody Blues» пришел успех. Эта кавер-версия Бесси Бэнкс с печальным вокалом Лэйна стала трансатлантическим хитом и обеспечила дебютному альбому хорошие продажи. Однако, следующие синглы были не такими удачными, и сначала команду покинул ее менеджер Алекс Вортон, а за ним подали в отставку Уорвик и Лэйн.

Освободившиеся места заняли Джон Лодж (р. 20 июля 1945) и Джастин Хэйворд (р. 14 октября 1946), но это оказались не простые кадровые замены. Вскоре обнаружилось, что блюзовая направленность для нового состава не подходит, и музыканты переключились на арт-рок. Флейта Томаса заговорила в полный голос, а использование Пиндером меллотронов придало «Moody Blues» симфоническое звучание. В 1967-м группа перешла на дочернее отделение «Decca», «Deram Records», где дебютировала с альбомом «Days Of Future Passed». Эта концептуальная работа, повествующая о течении одного дня и выполненная с помощью аранжировщика и дирижера Лондонского фестивального оркестра Питера Найта и продюсера Тони Кларка, принесла коллективу самый большой хит за всю его историю — «Nights In White Satin».

Хотя пластинка пользовалась отличным спросом, лейблу новое направление показалось слишком накладным, поскольку приходилось финансировать сессии с полноценным оркестром. Выход нашел Пиндер, сымитировавший на меллотроне звучание струнных инструментов и тем самым установивший фирменный саунд «Moody Blues». Следующие несколько альбомов продолжили выбранное арт-роковое направление. Музыка группы становилась все сложнее и симфоничнее, но при этом пластинки «Moody Blues» неизменно занимали высокие позиции, как в Англии, так и по другую сторону Атлантики. К сожалению, активное применение студийных трюков не давало музыкантам возможности использовать такие композиции в концертных сет-листах, и со временем им захотелось нарушить созданные самими каноны. В 1970 году команда решила отойти от фирменного оркестрового звучания и записать альбом, который можно было бы без проблем исполнять вживую. Впрочем, коммерческий успех от этого не пострадал, и «A Question Of Balance» расположился в британских чартах под номером один. Впоследствии «Moody Blues» вернулись к прежней формуле, причем на альбоме «Seventh Sojourn» Пиндер сменил меллотрон на чемберлин, а Эдж впервые применил электронные ударные.

Выпустив достаточное количество удачных пластинок, но устав от долгих туров и проявлений эго своих участников, коллектив надолго приостановил свою деятельность, а его члены занялись другими проектами. Возвращение «Moody Blues» состоялось в 1978 году, когда вышел диск «Octave». Хотя альбом был принят тепло, сосредоточившийся на семье Пиндер отказался поехать в турне, и его место занял бывший клавишник «Yes» Патрик Мораз (р. 24 июня 1948). Кстати, в это же время закончилось сотрудничество группы с Тони Кларком. В 1981-м вышел диск «Long Distance Voyager», на котором команда попыталась осовременить свое звучание, и, отказавшись от излишнего симфонизма, налегла на синтезаторы. Благодаря хитам «The Voice» и «Gemini Dream» альбом застрял в верхних строчках американских чартов на три недели, но следующая работа («The Present») принесла гораздо более скромные дивиденды.

Коммерческий успех вернулся к «Moodies» в 1986-м, когда они полностью погрузились в восьмидесятническую синтетику с альбомом «The Other Side Of Life» и синглом «Your Wildest Dreams». За новшества пришлось расплачиваться Томасу — его флейта стала ненужной, и музыкант переключился на перкуссию. В дальнейшем Рэя вообще задвинули на вторые роли, и на диске «Sur La Mer» даже не нашлось места для его голоса. В начале 90-х выгнали Мораза, но заменять его никем не стали — вместо этого для усиления концертного звучания группу теперь сопровождали наемные клавишники и бэк-вокалистки. Что касается студийной работы, то после неудачной попытки возврата к более атмосферному саунду в «Keys Of The Kingdom» коллектив прекратил выпуск номерных альбомов на 8 лет. В 90-х группа предпочитала вести гастрольную деятельность, причем зачастую выступала с оркестром. Наконец в 1999-м «Moody Blues» вернулись в студию, где записали диск «Strange Times». На альбоме присутствовали акустические гитары, легкий орган, флейта и струнные аранжировки, и лишь супербыстрая открывашка «English Sunset» выбивалась из общей картины.

С наступлением миллениума гастрольный график команды заметно сократился, а в 2002-м отошел от дел Рэй Томас. Оставшиеся музыканты продолжили работу в формате трио и в 2003-м выпустили насыщенный фирменными оркестровками рождественский альбом «December». В 2005-м вышел зальник «Lovely To See You» — он записывался на лос-анджелесской площадке «Greek Theater», и на сей раз в отличие от предыдущих концертников группа работала без сопровождения оркестра. Спустя три года, когда команда находилась в европейском турне, фирма «Universal Music Enterprises» переиздала первые семь альбомов, основательно дополнив их бонусами. Весной 2018-го «Moody Blues» готовились к введению в «Зал Славы Рок-н-Ролла», но Рэй Томас не дождался этого момента — несколькими месяцами ранее он скончался.

The Moody Blues

Однако, следующие синглы были не такими удачными и сначала команду покинул ее менеджер Алекс Вортон, а за ним подали в отставку Уорвик и Лэйн. Освободившиеся места заняли Джон Лодж (р. 20 июля 1945) и Джастин Хэйворд (р. 14 октября 1946), но это оказалась не простая кадровая замена. Вскоре обнаружилось, что блюзовая направленность для нового состава не подходит, и музыканты переключились на арт-рок. Флейта Томаса заговорила в полный голос, а использование меллотронов придало «Moody Blues» симфоническое звучание.

В 1967-м группа перешла на дочернее отделение «Decca», «Deram Records», где дебютировала с альбомом «Days Of Future Passed». Эта концептуальная работа, выполненная с помощью аранжировщика и дирижера Лондонского Фестивального Оркестра Питера Найта и продюсера Тони Кларка, принесла коллективу самый большой хит за всю его историю — «Nights in White Satin». Следующие несколько альбомов продолжили выбранное артовое направление. Музыка становилась все сложнее и симфоничнее, но при этом пластинки «Moody Blues» неизменно занимали высокие позиции, как в Англии, так и по другую сторону Атлантики.

В тот период команда лишь единственный раз отошла от фирменного оркестрового звучания, когда ей захотелось записать альбом, который можно было бы без проблем исполнять вживую. Впрочем, коммерческий успех от этого не пострадал, и «A Question Of Balance» расположился в британских чартах под номером один. Выпустив достаточное количество удачных пластинок, коллектив надолго приостановил свою деятельность, а его члены занялись сольными и побочными проектами.

Читайте также  Всего два поцелуя удерживают 30 пар в новом клипе Джеймса Блейка

Возвращение «Moody Blues» состоялось в 1978 году, когда вышел диск «Octave». Хотя альбом был принят тепло, Пиндер отказался поехать в турне, и его место занял бывший клавишник «Yes», Патрик Мораз (р. 24 июня 1948). Кстати, в это же время закончилось сотрудничество группы с Тони Кларком. В 1981-м вышел диск «Long Distance Voyager», на котором команда попыталась осовременить свое звучание, отказавшись от излишнего симфонизма. Альбом застрял в верхних строчках американских чартов на три недели, но следующая работа («The Present») принесла гораздо более скромные дивиденды. Коммерческий успех вернулся к «Moodies» в 1986 с альбомом «The Other Side Of Life» и синглом «Your Wildest Dreams». В начале 90-х ушел Мораз, но заменять его никем не стали. Вместо этого для усиления концертного звучания группу теперь сопровождали наемные клавишники и бэк-вокалистки.

Что касается студийной работы, то после неудачного «Keys Of The Kingdom» коллектив прекратил выпуск номерных альбомов на 8 лет. Правда, в 1999-м «Moody Blues» восстановили свое реноме, угодив в горячую десятку со «Strange Times». С наступлением миллениума гастрольный график команды заметно сократился, а в 2002-м отошел от дел Рэй Томас. Оставшиеся музыканты продолжили работу в формате трио и в 2003-м выпустили рождественский альбом «December».

The Moody Blues

На заре 60-х годов Рэй Томас (р. 29 декабря 1941), Джон Лодж и Майкл Пиндер (р. 12 декабря 1942) играли в бирмингемской группе «El Riot & the Rebels». Когда ансамбль распался, пути музыкантов разошлись, но через некоторое время Пиндер (клавишные) и Томас (флейта) организовали проект «Krew Cats». Потом к ним присоединились Денни Лэйн (Брайен Хайнс, р. 29 октября 1944; гитара), Грэм Эдж (р. 30 марта 1941; ударные) и Клинт Уорвик (р. 25 июня 1940; бас), и в 1964 году образовавшийся квинтет впервые выступил под именем «Moody Blues». На начальной стадии музыка, исполняемая бирмингемской пятеркой, вполне оправдывала ее название – это был довольно жесткий ритм-энд-блюз. Первый же сингл, «Steal Your Heart Away», с ходу угодил в британские чарты, но настоящий успех пришел к «Moody Blues» со второй сорокапяткой, «Go Now!». Эта кавер-версия Бесси Бэнкс стала трансатлантическим хитом и обеспечила дебютному альбому хорошие продажи.

Однако, следующие синглы были не такими удачными и сначала команду покинул ее менеджер Алекс Вортон, а за ним подали в отставку Уорвик и Лэйн. Освободившиеся места заняли Джон Лодж (р. 20 июля 1945) и Джастин Хэйворд (р. 14 октября 1946), но это оказалась не простая кадровая замена. Вскоре обнаружилось, что блюзовая направленность для нового состава не подходит, и музыканты переключились на арт-рок. Флейта Томаса заговорила в полный голос, а использование меллотронов придало «Moody Blues» симфоническое звучание.

В 1967-м группа перешла на дочернее отделение «Decca», «Deram Records», где дебютировала с альбомом «Days Of Future Passed». Эта концептуальная работа, выполненная с помощью аранжировщика и дирижера Лондонского Фестивального Оркестра Питера Найта и продюсера Тони Кларка, принесла коллективу самый большой хит за всю его историю — «Nights in White Satin». Следующие несколько альбомов продолжили выбранное артовое направление. Музыка становилась все сложнее и симфоничнее, но при этом пластинки «Moody Blues» неизменно занимали высокие позиции, как в Англии, так и по другую сторону Атлантики.

В тот период команда лишь единственный раз отошла от фирменного оркестрового звучания, когда ей захотелось записать альбом, который можно было бы без проблем исполнять вживую. Впрочем, коммерческий успех от этого не пострадал, и «A Question Of Balance» расположился в британских чартах под номером один. Выпустив достаточное количество удачных пластинок, коллектив надолго приостановил свою деятельность, а его члены занялись сольными и побочными проектами.

Возвращение «Moody Blues» состоялось в 1978 году, когда вышел диск «Octave». Хотя альбом был принят тепло, Пиндер отказался поехать в турне, и его место занял бывший клавишник «Yes», Патрик Мораз (р. 24 июня 1948). Кстати, в это же время закончилось сотрудничество группы с Тони Кларком. В 1981-м вышел диск «Long Distance Voyager», на котором команда попыталась осовременить свое звучание, отказавшись от излишнего симфонизма. Альбом застрял в верхних строчках американских чартов на три недели, но следующая работа («The Present») принесла гораздо более скромные дивиденды. Коммерческий успех вернулся к «Moodies» в 1986 с альбомом «The Other Side Of Life» и синглом «Your Wildest Dreams». В начале 90-х ушел Мораз, но заменять его никем не стали. Вместо этого для усиления концертного звучания группу теперь сопровождали наемные клавишники и бэк-вокалистки.

Что касается студийной работы, то после неудачного «Keys Of The Kingdom» коллектив прекратил выпуск номерных альбомов на 8 лет. Правда, в 1999-м «Moody Blues» восстановили свое реноме, угодив в горячую десятку со «Strange Times». С наступлением миллениума гастрольный график команды заметно сократился, а в 2002-м отошел от дел Рэй Томас. Оставшиеся музыканты продолжили работу в формате трио и в 2003-м выпустили рождественский альбом «December».

John Lodge — бас
Graeme Edge — ударные
Justin Hayward — гитара, вокал

The Magnificent Moodies — 1966
Days Of Future Passed — 1967
In Search Of The Lost Chord — 1968
On The Threshold Of A Dream — 1969
To Our Children’s Children’s Children — 1969
A Question Of Balance — 1970
Every Good Boy Deserves Favour — 1971
Seventh Sojourn — 1972
Caught Live + 5 — 1977
Octave — 1978
Long Distance Voyager — 1981
The Present — 1983
The Other Side Of Life — 1986
Prelude — 1987
Sur La Mer — 1988
Keys Of The Kingdom — 1991
A Night At Red Rocks — 1993
Strange Times — 1999
Hall Of Fame — Live At The Royal Albert Hall — 2000
Journey Into Amazing Caves — 2001
December — 2003
Lovely To See You Again — 2005

Что послушать у The MOODY BLUES кроме «Ночей в белом атласе»? Часть 1. От блюза к прогрессиву

В этой статье я снова обращусь к творчеству британской группы The MOODY BLUES. Снова потому, что я уже рассказывал об истории альбома «Days of Future Passed», который стал важной вехой в формировании таких стилей музыки, как прогрок и симфорок. Тогда я уделил основное внимание знаменитой балладе «Nights in White Satin». А ведь у группы хватает и других замечательных песен, которые не так известны широким массам.

Песни эти чрезвычайно разнообразны. Что и неудивительно, если учесть, что в The MOODY BLUES творили аж четыре автора — гитарист Джастин Хейворд, клавишник Майк Пиндер, флейтист Рэй Томас и басист Джон Лодж. Скан обложки диска

Признаюсь сразу, «плей-лист» я составлял, ориентируясь не столько на чарты, сколько на собственные вкусы. И вот почему.

Читайте также  Что подарить гитаристу на день рождения

Так уж вышло, что моё знакомство с творчеством The MOODY BLUES произошло довольно поздно — где-то в году 1997-м. Началось оно, разумеется, с «Nights in White Satin», которую я обнаружил на каком-то сборнике рок-баллад. После чего был тут же приобретён какой-то официальный «The Best» самой рок-группы, но он меня совсем не «зацепил».

И вот, уже в эпоху Интернета, на глаза попался другой сборник The MOODY BLUES, составленный кем-то собственноручно. Подборка оказалась столь удачной, что заставила отнестись к творчеству группы повнимательнее. Надеюсь, что мой «плей-лист» тоже вас не разочарует.

«It Ain’t Necessarily So» (1965)

В начале своей карьеры The MOODY BLUES полностью соответствовали своему названию. О прогрессивном роке тогда ещё никто не думал. Материал дебютного альбома группы — «The Magnificent Moodies» (1965) — почти полностью состоял из ритм-энд-блюзов и на 80% из каверов. Тогда в группе ещё не было Хейворда и Лоджа, а главным вокалистом выступал Денни Лейн. Именно он исполнил ударный музыкальный хит альбома — «Go Now» (кавер на песню Бесси Бэнкс 1964 года), который попал на самую вершину британского топа. Скан обложки диска

Однако я хочу поговорить о другой песне с «The Magnificent Moodies», которая мне понравилась куда больше. Речь идёт о ещё одном кавере — «It Ain’t Necessarily So». Он был взят прямиком из знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».

Сегодня «Порги и Бесс» — железобетонная классика. Однако в середине 1930-х годов поставить на сцене историю из жизни чернокожих американцев оказалось нелегко. Например, «Метрополитен-опера» соглашалась предоставить площадку лишь при условии, что все роли будут играть белые актёры, которых выкрасят в тёмный цвет. Гершвин посчитал, что подобное предложение не только унижает негритянскую расу, но и превращает само произведение в карикатуру. С другой стороны, часть афроамериканцев тоже была недовольна тем, что об их жизни будет рассказывать какой-то белый.

Постановка «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году и не снискала коммерческого успеха. Однако Гершвин был уверен, что со временем его оперу оценят, и в итоге оказался прав.

Впрочем, отдельные песни из «Порги и Бесс» стали разбирать на хиты практически сразу (чего стоит одна колыбельная «Summertime»!). К таким песням относился и блюз «It Ain’t Necessarily So» («Это не обязательно так»), слова к которому (как и всё либретто) написал брат Гершвина — Айра.

По сути, это была язвительная критика «Библии» — по крайней мере, её буквального истолкования. Мол, как это тщедушный Давид сразил гиганта Голиафа, а Иона три дня прожил в чреве кита? Видимо, Айра не случайно вложил эти слова в уста циничного и подлого наркодиллера — Спортинга Лайфа (зачем лишний раз раздражать религиозное сообщество?).

Из перевода Светланы Артепалихиной:

Мафусаил жил девятьсот лет,
Примерно, но кто считает это жизнью,
Когда нет девушки, что уступит
Мужчине, которому девятьсот лет?

…Да! Это не обязательно так,
Это не обязательно так.
Вашим детям говорят,
Что дьявол — злодей.
Но это не обязательно так.

В оригинальной постановке 1935 года «It Ain’t Necessarily So» исполнял Джон Бабблс, а в фильме 1959 года — Сэмми Дэвис-младший.

Среди других исполнителей можно вспомнить Бинга Кросби, Бобби Дарина, Арету Франклин, Пегги Ли, BRONSKI BEAT (версия последних в 1984 году заняла 16-е место в британских чартах). А на Универсиаде 1991 года инструментальная версия «It Ain’t Necessarily So» сопровождала выступление российской гимнастки Натальи Лащёновой.

Однако я до сих пор отдаю предпочтение более неторопливому и блестяще аранжированному каверу The MOODY BLUES. Кстати, это была первая (но отнюдь не последняя) песня, которую спел флейтист группы — Рэй Томас.

«Tuesday Afternoon» (1967)

К 1967 году в The MOODY BLUES изменился не только состав (вместо Денни Лейна и басиста Клинта Уорика пришли Джастин Хейворд и Джон Лодж), но и музыкальная стилистика. В этом составе был записан альбом «Days of Future Passed», ставший поворотной точкой в творчестве группы.

Во-первых, он был записан с участием симфонического оркестра и отличался сложной музыкальной структурой. Во-вторых, материал альбома был подчинён единой концепции — показать жизнь человека в течение суток, с утра до ночи. Как нетрудно догадаться, последней в трек-листе стояла знаменитая баллада про «ночи в белом атласе». Она же стала и первым синглом альбома.

Вторым синглом издали песню с таким же «суточным» названием — «Tuesday Afternoon» («Вторник после полудня»). Как и в истории песни «Nights in White Satin», её сочинил Хейворд. Случилось это во время посещения парка Лилиат (недалеко от г. Страуд), куда мать Хейворда частенько водила его с братом в детстве. По словам гитариста, песня действительно родилась во вторник днём, когда он сел в парке, выкурил «забавную африканскую сигарету» (проще говоря, косяк) и предался блаженному ничегонеделанию. Собственно, текст песни и передавал это эйфорическое состояние, когда звуки и красоты внешнего мира заставляют трепетать мир внутренний (к этой теме The MOODY BLUES вернутся ещё не раз).

Конечно, для рядового рабочего англичанина данное время суток трудно назвать временем отдыха. Но Хейворд с самой юности занимался только музыкой и имел более вольный график («Я действительно думал о том, что мне посчастливилось никогда не ходить на постоянную работу»).

Как и в случае с «Nights in White Satin», альбомная версия «Tuesday Afternoon» была куда длиннее. Да и называлась более глобально и витиевато: «Forever Afternoon (Tuesday?)» («Вечность после полудня (Вторник?)»). На таком переименовании настоял продюсер группы Тони Кларк.

Когда в 1968 году песню издавали на сингле, то старое название ей вернули, а финальную оркестровую часть вырезали. Впрочем, даже в урезанном виде песня сохранила оригинальность, сочетая в себе необычные смены мотивов и темпа. Ну, а оркестр с успехом заменял меллотрон Майка Пиндера — клавишный инструмент, управляющий магнитными лентами с записью партий разных инструментов. Впоследствии именно меллотрон станет опознавательной чертой саунда The MOODY BLUES.

«A Simple Game» (1968)

The MOODY BLUES сделали всё, чтобы эту замечательную песню авторства Майка Пиндера никто не заметил. В альбом её включать не стали и издали только на задней (т.е. неважной) стороне сингла «Ride My See-Saw».

Возможно, песня так бы и прозябала в безвестности, если бы не инициатива продюсера группы — Тони Кларка. Случилось так, что в бывшем лондонском офисе The MOODY BLUES разместилась штаб-квартира американского «чёрного» лейбла «Motown», музыку которого Кларк очень ценил. Поэтому, когда Лондон навестили подопечные «Motown» — знаменитый вокальный квартет The FOUR TOPS, продюсер тут же подкатил к парням с предложением записать новую версию песни «A Simple Game» («Простая игра»).

Квартету песня понравилась, тем более что в устах чернокожих слова про освобождение и самореализацию приобретали дополнительный смысл. The FOUR TOPS не только записали песню в своей экспрессивной манере, но и сняли на неё видеоролик, где четвёрка выезжала на сцену в чёрном ретро-автомобиле.

Читайте также  Схемы примочек Distortion

В 1971 году версию квартета издали на сингле, который заслуженно занял 3-е место в британском хит-параде. Через год сингл переиздали в США, но там его успех был скромнее: 34-е место в ритм-энд-блюзовом чарте и всего 90-е — в Национальном.

После этого опомнились и The MOODY BLUES. «A Simple Game» стали включать бонусом в переиздания альбома «In Search of the Lost Chord». О других песнях этого альбома мы поговорим в следующей статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: