Теория и основные приемы игры на гитаре

Техника игры на гитаре

Общая информация

Вопрос техники стоит особняком во всем процессе обучения гитарной игры. С самого начала освоения инструмента крайне желательно делать упор и именно на чистое, ровное звучание, а не на скорость пальцев и сложность композиций. Это поможет каждому гитаристу исполнять различные произведения, особенно когда он начнет изучать более серьезный материал. В этом разделе мы собрали список всех статей, которые помогут новичку и опытному гитаристу в его освоении музыкального инструмента. Все уроки структурированы и простым языком объясняют даже самые сложные вещи.

Техника игры на гитаре. Основные материалы по теме

Здесь собраны основные статьи для того, чтобы начать обучение и развитие техники игры на гитаре. Данный блок подойдет скорее новичкам, чем уже опытным гитаристам, которые давно более-менее поставили себе руки и штрих. В данных материалах вам доступно объяснят, почему на технику надо обратить внимание, и над чем конкретно стоит работать в первую очередь. Благодаря ним вы сможете правильно поставить себе обе руки, чтобы комфортно играть произведения, а также научитесь основам перебора и медиаторной игры.

Приемы игры на гитаре

Этот цикл – переход от общей информации по гитарной технике к частным аспектам. Тут вы найдете уроки по тому, какие вообще гитарные приемы существуют, как их делать и использовать. Это понадобится новичкам, которые не имеют представления о том, что такое легато или слайды. Кроме того, данные уроки будет полезно прочитать и более опытным гитаристам, чтобы освежить в памяти все материалы, а также, возможно, узнать для себя что-то новое.

Гаммы

Хоть и по факту они относятся не к технике, а к теории, знать гаммы и то, как правильно их исполнять, необходимо каждому гитаристу. Именно здесь вы и найдете материалы по этой самой теме. Данный цикл статей подойдет как новичку, так и более опытным гитаристам, которые желают подтянуть свои знания в этой области. Полностью освоив все материалы из этого раздела вы построите прочный фундамент, который поможет вам в сочинении и импровизации.

Пальцевая игра на гитаре

Фингерстайл – один из сложнейших способов исполнения произведений, и в то же время, один из самых красивых и впечатляющих. Освоить фингерпикинг тяжело, но вполне реально, если уделять этому много времени. С этим циклом статей вам будет гораздо удобнее сделать это. В основном здесь представлены материалы по правильной постановке правой руки, а также паттерны, как простые, так и более продвинутые.

Как улучшить технику игры на гитаре

Для тех гитаристов, которые уже освоили азы, но хотят чего-то гораздо большего, мы подготовили большой список статей, которые помогут отработать приемы игры на гитаре, а также улучшить уже имеющиеся навыки. Тут вы найдете различные упражнения, паттерны, тренировочные мелодии, а также практические советы, с которыми вы поймете, что, возможно делали не так, и исправите ситуацию.

  • Переменный штрих
  • Скорость игры на гитаре
  • Вертушки на гитаре

Ритмы. Риффы. Стили

Даже в акустической музыке имеются свои определенные стандарты и укоренившиеся мелодии. В этих статьях подробно рассмотрены различные риффы, которые можно использовать в акустических стилях музыки, а также даны аппликатуры и упражнения по их отработке. И новичок, и более опытный гитарист, найдут для себя здесь что-то, что хотят поиграть. Весь материал тщательно структурирован для того, чтобы вы легко могли найти интересующую вас область музыки, а все тексты написаны простым языком.

Советы на каждый день

  1. Помните о технике игры. Обращайте на нее пристальное внимание, поскольку так вам будет гораздо проще играть материал любого уровня.
  2. Слушайте больше разной музыки. Не имеет значения, гитарная она, электронная, или рэп-композиции – везде вы сможете найти некий интересный паттерн, который можно подобрать, выучить и в дальнейшем его использовать.
  3. Отрабатывайте все аппликатуры так, как это указано в уроках. Данные способы используются по всему миру и уже успели доказать свое удобство и правильность. С точки зрения техники — это очень важно.
  4. Все упражнения техники игры на гитаре надо выполнять под метроном.
  5. Не пытайтесь сразу играть быстро – начинайте с низких темпов и потихоньку увеличивайте его. Таким образом вы будете больше внимания уделять звукоизвлечению и постановке рук.
  6. Уделяйте техническим упражнениям хотя бы час времени каждый день. Это немного, но поспособствует качественному прогрессу.
  7. Постоянно тренируйте свой слух – снимайте новые песни.
  8. Запоминайте то, как играют другие гитаристы. Обращайте внимание на их технические фишки, и старайтесь использовать их в своей игре.
  9. Работайте над звукоизвлечением, старайтесь, чтобы все звучало ровно, без лишних призвуков.
  10. Любое, даже самое сложное упражнение, станет очень легким, если играть его медленно и постепенно увеличивать темп.

Техники игры на гитаре: распространенные приемы

Освоенная техника игры на гитаре — главная цель любого гитариста. Гитаристы пытаются добиться скорости пальцев, разучивая сложные композиции. Они забывают, что звучание должно быть ровное и чистое.

Гитара — универсальный инструмент, способный выразить мелодию с фактурами: гармония, бас. Умелый музыкант извлекает из гитары невообразимое число мелодий. Техника игры подразумевает умение пользоваться различными приемами звукоизвлечения в совокупности. База техники игры на бас-гитаре и на обычном инструменте — извлечение звука. Качество художественного произведения зависит от качества звуков, извлекаемых из инструмента.

Варианты гитарного звукоизвлечения бывают разнообразными. Бой и перебор — наиболее распространенные виды техник. Они используются под аккомпанемент пению. Играть боем научиться несложно, главное — соблюдать ритм композиции. А при переборе струн пальцами необходимо запомнить последовательность струн в композиции. Переборы бывают как классические, так и индивидуальные.

Приемы игры на гитаре

Не стоит путать технику игры с приемами, так как приемы украшают или дополняют звукоизвлечение.

На заметку! Если использовать слишком много дополнений, то у слушателей создается впечатление отсутствие у музыканта вкуса. Хотя некоторые композиции предполагают избыток таких приемов.

Некоторые приемы достаточно просты. А другие иногда заставляют долго и усердно тренироваться, прежде чем их сыграть.

Самый простой прием — глиссандо. Чтобы его сыграть, нужно поставить палец левой руки на любую струну, щипком извлечь звук и медленно переместить палец вперед или назад по грифу гитары.

Еще один интересный прием в игре — апояндо. Этот стиль — щипок, после которого палец перемещается на соседнюю струну. Применив апояндо, музыкант наделяет исполняемое произведение более глубоким и полным звуком.

Гитарист должен усвоить медиаторную технику игры. Медиатор — небольшая пластинка, которой музыкант извлекает звуки из струн. Он обеспечит насыщенный бой и четкие переборы. Плектр предпочитают использовать музыканты, играющие на электроинструментах.

Техники игры на гитаре

Чтобы полностью освоить игру на гитаре, необходимо изучить основные техники. Позволяет создавать уникальные и красивые композиции.

Читайте также  AstroMike Gordon & his own space

Легато

Легато — прием игры, который имеет первостепенное значение. Он относится к приему исполнения левой руки, при помощи которого можно связать ноты, идущие подряд как можно теснее. Звук получается мелодичный и непрерывный. Прием, при котором звук извлекается путем скольжения пальцев левой руки по грифу гитары, называется легато-глиссандо.

Вибрато

Иногда, слушая любимые композиции, вы наверняка замечаете, что нота звучит долго и с небольшим дрожанием. Такой прием называется вибрато. Его обычно используют на первой струне, реже — на второй и третьей, делая исполняемую композицию яркой. Удобнее всего выполнять этот прием средним пальцем левой руки. Необходимо уметь делать вибрато всеми пальцами, при этом большой палец должен быть неподвижен. Скорость вибрато связана со стилем играемого произведения.

Подтяжка

Если струну во время игры подтянуть пальцем или несколькими пальцами вверх или вниз, то мелодия в этот момент звучит на тон выше или ниже. Эта техника называется «подтяжка», по-другому ее называют «бэнд». Из-за того что положение струны меняется, меняется и звук. Такой прием используют музыканты, играющие на электрогитарах и бас-гитарах.

Тремоло

Тремоло — самый распространенный вид игры на гитаре. Подразумевает под собой многократное повторение звука — три пальцы движутся поочередно. Большой палец обеспечивает бас, а трехпальцевая последовательность — тремоло. На электрогитаре тремоло исполняется при помощи медиатора. Техника игры на бас гитаре — это перебор пальцами по струнам. В случае с тремоло бас-гитаристы также используют плектр.

Необычные стили игры

Помимо основных техник, существуют необычные приемы. Они позволяют наполнить мелодию неожиданными переходами.

Пиццикато

Распространенная техника игры. Этот прием подразумевает легкое глушение звука ребром ладони. Чтобы его осуществить, музыкант должен во время звучания мелодии, слегка положить ребро ладони правой руки на струны. При игре на электрогитаре при помощи пиццикато можно контролировать громкость и длительность звуков.

Диссонанс

Чтобы сыграть в стиле диссонанс, необходимо настроить одну или несколько струн на нехарактерный для них тон. Подобная игра мало где применяется. Однако, композиции Джона Доуленда — британского композитора — необходимо играть именно такой техникой.

Фламенко

В традиционном испанском стиле фламенко широко распространены еще два вида техники игры на гитаре: гольпе и тамбурин. Гольпе представляет собой удар безымянным или средним пальцем руки по деке гитары. Звук, который извлекается тамбурином, похож по звучанию на народный одноименный инструмент. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя свою тяжесть. Такая техника неплохо звучит на электро- и бас-гитаре.

Таппинг

Извлечение звуков путем постукивания по струнам – одна из разновидностей легато, которая называется таппингом. Если зажать струну на одном ладу, а затем резко ударить другим пальцем по этой струне, но одним или несколькими ладами выше, то слышится интересное звучание. Стуки по струнам называются hammer-on. К таппингу также относится своеобразное сдергивание пальца со струны, называемое pull-of. При таком приеме звук получается звонкий и четкий, но обладает не слишком долгим звучанием.

После освоения одноручного таппинга, можно развить игру в этом стиле и второй рукой. Создается впечатление, что играют несколько гитар. Это происходит, благодаря сразу нескольким мелодическим линиям.

Фингерпикинг

Фингерпикинг — его еще называют фингерстайл. Получил широкое распространение среди музыкантов, играющих блюз и кантри. Фингерпикинг — техника игры на гитаре, дающая возможность полностью раскрыть гитару, потому что при таком приеме можно играть как аккомпанемент, так и мелодию, причем одновременно. Пальцевой стиль совмещает слэп, флажолеты и некоторые другие стили игры.

Как улучшить технику игры

Обучение игре на гитаре — не всегда скучное и нудное занятие. Необязательно заучивать ноты и искать их на грифе гитары.

На заметку! Начинающему гитаристу важно знать, что существуют безнотные способы записи композиций — табулатура и аккорды, разучить которые сможет с легкостью любой новичок.

Вот простые советы начинающему гитаристу:

  1. Освойте правильную технику хвата грифа гитары.
  2. Для улучшения гитарных навыков необходима правильная постановка пальцев левой руки при взятии аккордов и нот.
  3. Делайте упражнения в полной тишине, чтобы никакие шумы не отвлекали от игры.
  4. Используйте метроном, чтобы не сбиваться с ритма.
  5. Не избегайте сложных аккордов. Разучивайте новые методики исполнения и гаммы.
  6. Ознакомьтесь с музыкой и техникой игры известных гитаристов. Джимми Хендрикс, Стив Вай, Эрик Клэптон отличились своей виртуозной игрой на электрогитаре. Но среди и бас-гитаристов есть легендарные личности: Джеймс Джемерсон, Жако Пасториус, Фли, Виктор Вутен.

И, конечно, играть на гитаре нужно ежедневно. Необязательно сидеть часами, достаточно несколько получасовых подходов в день.

Советы гитаристам

Ни один новичок не обходится без учебного пособия. Самый популярный самоучитель по игре на гитаре составил и опубликовал музыкант и композитор Фил Капоне. Существует самоучитель и книга под названием «Гитара. Отличная техника игры за 10 минут в день». Его система проста и доступна каждому желающему овладеть инструментом. В книге собраны уроки по разучиванию гамм, легато и последовательных аккордов.

Хороший инструмент — приятная игра. Каждый музыкант должен хранить и ухаживать за своим музыкальным орудием. Навык игры на гитаре во многом зависит от самого инструмента. Нужно следить за состоянием грифа, деки и накладки. Струны — расходный материал, который легко меняется. Повреждения и растянутости влияют на акустическое звучание струн. Для удачной игры меняйте комплекты струн один раз в два месяца.

Берегите корпус инструмента от воздействия влаги, солнечных лучей и сквозняков. Дека гитары состоит из дерева. Под влиянием окружающей среды деформируется и подвергается деструкции.

Основные приемы игры на гитаре

В предыдущей статье мы говорили о способах звукоизвлечения, то есть об основных техниках игры на гитаре. Ну а сейчас рассмотрим подробнее приемы игры, с помощью которых можно украсить свое исполнение.

Не стоит злоупотреблять приемами-украшениями, их переизбыток в пьесе чаще всего указывает на отсутствие вкуса (если только этого не требует стиль исполняемого произведения).

Стоит отметить, что некоторые из приемов не требуют тренировки перед исполнением – они довольно простые даже для начинающего гитариста. Другие приемы придется некоторое время прорепетировать, довести до максимально совершенного исполнения.

Глиссандо

Простейший прием, о котором вы наверняка знаете, называется глиссандо. Выполняется он следующим образом – поставьте палец на какой-либо лад любой струны, извлеките звук и плавно проведите пальцем на несколько ладов вперед или назад (в зависимости от направления глиссандо называют восходящим и нисходящим).

Обратите внимание – в некоторых случаях последний звук глиссандо следует продублировать (то есть дернуть струну) если того требует исполняемое произведение.

Пиццикато

На струнных смычковых инструментах пиццикато – это способ извлечения звука пальцами. Гитарное пиццикато подражает звуку скрипичному пальцевому способу игры, а поэтому частенько используется именно в выполнении классической музыки.

Положите ребро правой ладони на подставку гитары. Мякоть ладони должна чуть-чуть накрывать струны. Оставляя руку в таком положении, попробуйте что-нибудь сыграть. Звук должен быть приглушен одинаково на всех струнах.

Читайте также  Бейонсе и adidas будут сотрудничать

Опробуйте этот прием на электрогитаре. При выборе эффекта в стиле хэви метал, пиццикато поможет вам контролировать подачу звука: его громкость, звонкость и длительность звучания.

Тремоло

Многократное повторение звука, исполняемого приемом тирандо, называется тремоло. На классической гитаре тремоло исполняется поочередными движениями трех пальцев. При этом большой палец исполняет опору или бас, а безымянный-средний-указательный (именно в таком порядке) – тремоло.

Прекрасный пример классического гитарного тремоло вы можете увидеть на примере видео «Аве Мария» Шуберта.

На электрогитаре тремоло исполняется плектром (медиатором) в виде быстрых движений вниз-вверх.

Флажолет

Одним из красивейших приемов игры на гитаре является флажолет. Звук флажолета чуть глухой и в то же время бархатный, тянущийся, чем-то похожий на звучание флейты.

Первый вид флажолетов называется натуральный. На гитаре он выполняется на V, VII, XII и XIX ладах. Аккуратно прикоснитесь пальцем к струне над порожком между V и VI ладами. Слышите мягкий звук? Это и есть флажолет.

Существует несколько секретов удачного выполнения приема флажолет:

  • не задерживайте палец на струне – не препятствуйте ее вибрации;
  • если это возможно, извлеките звук приемом апояндо;
  • для того чтобы флажолет получился ярким, отодвиньте правую руку к подставке и после этого извлеките звук.

Искусственный флажолет более сложный в извлечении. Однако он позволяет расширить звуковой диапазон использования этого приема.

Прижмите любой лад на любой гитарной струне (пусть это будет II лад 1-ой струны). Отсчитайте 12 ладов и отметьте для себя полученное место (в нашем случае – это будет порожек между XIV и XV ладом). Указательный палец правой руки поставьте в отмеченное место, а безымянным дерните струну. Вот и все – теперь вы знаете, как сыграть искусственный флажолет.

Следующее видео как нельзя лучше показывает всю волшебную красоту флажолета.

Еще некоторые приемы игры

В стиле Фламенко широко используются гольпе и тамбурин.

Гольпе – это постукивание по деке пальцами правой руки в процессе игры. Тамбурин – это удар кисти по струнам в районе подставки. Тамбурин неплохо слушается на электро- и бас-гитаре.

Смещение струны по ладу вверх или вниз называется приемом бенд (в простонародье – подтяжка). При этом звук должен меняться на пол или один тон. Этот прием практически нереально исполнить на капроновых струнах, он более эффектен на акустической и электрогитаре.

Овладеть всеми приемами, перечисленными в этой статье не так-то и сложно. Потратив немного времени, вы обогатите свой репертуар, сможете добавить в него изюминку. Ваши знакомые будут в приятном шоке от ваших исполнительских возможностей. Но вы не обязаны выдавать им свои секреты – пусть никто даже и не догадывается о ваших маленьких тайнах в виде приемов игры на гитаре.

Приемы игры на электрогитаре

Научившись играть на гитаре, у каждого гитариста возникает мысль о том, как разнообразить свою игру. На самом деле все очень просто, нужно усвоить основные приемы игры на электрогитаре.

Хаммер & Пул

Хаммер — удар по струне безымянным пальцем после взятия первой ноты указательным пальцем, при этом медиатором извлекается только первая нота.

Пул — сдергивание безымянного пальца со струны, таким образом, что бы звучала заранее взятая нота под указательным пальцем, при этом также извлекается только первая нота.

Хаммер и пул — относятся к технике легато.

Бенд — подтяжка струны до высоты нужной ноты.

Существует несколько бенд-приемов:

  • подтяжка вверх с «обрывом» звука в нужном пике,
  • предварительная подтяжка струны, с последующим ударом медиатора и возвратом струны в ее естественное состояние,
  • подтяжка вверх, с последующей чередой ударов медиатором по струне при возврате в исходное положение.

Для отработки бенда лучше всего использовать две струны, при этом на «первой струне» берется нота в чистом виде, а на «второй струне» делается подтяжка, ноты должны зазвучать в унисон.

Вибрато

Вибрато — быстрое покачивание струны вверх-вниз, основной прием соло-гитары, который также применяется при игре бендов.

Слайд

Слайд — легатный прием «скольжения» (глиссандо) по струне (ам), как в сторону повышения, так и понижения высоты тона.

Существует несколько видов слайдов: классический, медиаторный и грязный слайд.

Медиаторный слайд — выполняется за счет скольжения ребра медиатора по струне (ам) в сторону головы грифа электрогитары, с последующим сдергиванием для звукоизвлечения аккорда зажатого левой рукой.

Грязный слайд — выполняется за счет скольжения пальцев левой руки в сторону корпуса электрогитары с увеличением скорости движения, и последующим спокойным возвратом в исходное положение.

Флажолет

Натуральный флажолет — лучше всего звучит над 3, 5, 7 и 12 порожками, при легком прикосновении струны над металлическими ладами с последующим ударом медиатора. Флажолет обозначается ромбом с буквой «N».

Медиаторный (искусственный) флажолет — может быть взят на любой струне и любом ладу, за счет легкого глушения струны большим пальцем правой руки сразу после удара медиатором.

Глушение струн

Глушение струн — эффект достигается за счет глушения басовых струн тыльной стороной ладони, широко применяется при игре тяжелых рифов.

Рейк — скольжение медиатором вниз с последующим взятием последней ноты фразы, при этом струны приглушаются указательным пальцем левой руки и тыльной стороной ладони правой руки.

Бенд за верхним порожком

Бенд за верхним порожком — прием используется совместно с натуральным флажолетом, после взятия которого, нужно слегка надавить на струну за верхним порожком. Прием актуален для гитар без зажима на верхнем (нулевом) порожке.

Тэппинг

Тэппинг — прием, при котором, первая нота берется ударом пальца правой руки, затем идет пул левой рукой и третья нота берется третьим пальцем левой руки. Тэппинг удобен при исполнении паттернов. Паттерн — группа нот, короткая фраза или ритмический рисунок, мелодическая или аппликатурная модель.

Тэппинговый флажолет

Тэппинговый флажолет — исполняется за счет удара пальцем правой руки по металлическому порожку, расположенному на 12 ладов выше зажатой ноты.

Тремоло

Тремоло — ускоренный переменный штрих медиатором. При игре ритмических рисунков, нужно следить за выделением сильных долей при переходе от фразы к фразе. Первый удар медиатором совершается вниз.

Трель

Трель — быстрое чередование двух нот.

P.S. Смешивая приемы игры, рассмотренные выше, можно разнообразить собственные партии, выработать свой стиль исполнения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: