Стена Цоя как часть русской рок культуры

Стена Цоя как часть русской рок культуры

Стена на улице Арбат в Москве стала неофициальным мемориалом Цоя практически сразу после его гибели. Артем Колганов рассказывает, как за 30 лет изменилась — вместе с остальным городом — стена Цоя на Арбате

Стена памяти Виктора Цоя на Арбате в Москве, 1993 год. Фото: Борис Приходько/РИА «Новости»

Когда появилась стена Цоя, неизвестно. Популярная легенда гласит, что в день смерти музыканта на стене появилась соответствующая надпись, в ответ на которую кто-то приписал «Цой жив» большими черными буквами. Есть и менее известная, но более правдивая история: стена еще с середины 1980-х была местом встречи неформалов, которые с помощью надписей делились информацией о квартирниках и концертах. Но, несмотря на излишний романтический флер, надпись «Цой жив» не просто лежит в основании легенды о стене, но и служит метафорой всего ее существования.

Стена в 1990 году. Фото: Андрей Соловьев/ТАСС

Арбат тридцатилетней давности выбивался из московского ландшафта: первая пешеходная улица Москвы в конце 1980-х стала напоминать непрерывный фестиваль. Центральное расположение притягивало уличных художников и музыкантов — надписи на стене стали для них редкой возможностью обозначить свое присутствие в городе. Такого разнообразного контингента, как на Арбате, в городе было невозможно встретить. Стена органично дополнила причудливый арбатский пейзаж. Впервые в советской неформальной истории представители субкультур организовали собственное пространство в центральном районе и перестали использовать город как укрытие.

Смерть Цоя изменила предназначение места: из пространства всеобщей коммуникации арбатская стена превратилась в точку коллективной памяти. Стена стала более закрытой — после гибели музыканта в августе 1990 года фанаты почти полгода охраняли ее от вмешательства властей. Функция места при этом не изменилась: оно осталось точкой встречи неформалов. Однако теперь стена так или иначе связывалась с воспоминаниями о Цое.

Парадоксально, но стена никогда не была связана с музыкантом географически: Цой не жил на Арбате, не выступал там и даже не упоминал его в интервью. После смерти музыканта стена превратилась в пристанище для поклонников, которые не могли посетить связанные с ним места — например, Богословское кладбище в Ленинграде. Многочисленным фанатам было важно сохранить не только стену, но и ее атмосферу: с августа 1990-го они на протяжении полугода круглосуточно охраняли место от посягательств властей. Видимая доступность места сменилась приватным выражением памяти.

На протяжении 1990-х годов стена оставалась своеобразным закрытым объектом. Однако меняющаяся политическая ситуация влияла и на восприятие городского пространства. Границы между официальным и неформальным постепенно стирались. Стена начала притягивать не только фанатов Виктора Цоя, но и туристов или случайных прохожих. Первым она компенсировала нехватку пространства для общения, вторым — недостаток оригинальных монументов. Из локального места силы стена превратилась в центральную достопримечательность.

Август 1990 года. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

Возросшая популярность стены спровоцировала раскол в отношении к ней. Горожане заговорили о месте как о памятнике, дальнейшая судьба которого — в руках не поклонников Цоя, но самих москвичей. Городские власти тогда не проявляли резкого интереса к стене, поэтому вид места начали определять активисты. В 2006 году группа Art Destroy замазала стену черной краской. Как показывает название группы, они протестовали не против Цоя, но против художественной ценности мемориала. Акция стала первой проверкой на прочность для стены (ее еще с начала 2000-х перестали охранять фанаты), и она с ней справилась: через несколько дней поверх черной краски появились новые надписи в память о Цое.

Попытка московских властей избавиться от стены окончательно закрепила за ней статус народного мемориала. Проект реконструкции 2009 года, который предполагал частичное уничтожение стены, горожане встретили крайне негативно: их возмутил не только факт изменений, но и риторика чиновников: власти назвали стену «пристанищем городских маргиналов». После нескольких протестов в поддержку места от реконструкции отказались.

В последнее десятилетие стена пережила еще несколько громких акций: это и надпись «Цой мертв» в 2016 году, и граффити динамовских фанатов «Перемен требуют наши сердца», и неоднократное перекрашивание стены коммунальными службами. Неизменным осталось социальное восприятие места: для москвичей она стала постоянно изменяющимся памятником, внешний вид которого куда менее важен, чем его предназначение. История стены Цоя не имеет точной даты начала, но у нее не будет и точной даты конца — коллективная память может существовать вечно.

Стена Цоя на Арбате

Стена Цоя — стена дома № 37 по Арбату [1] , выходящая в Кривоарбатский переулок Москвы, которую поклонники творчества Виктора Цоя исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. Достопримечательность Москвы [2] .

Содержание

История

Стена «появилась» в 1990 году, когда кто-то, после известия о гибели Виктора Цоя, высоко, через всю стену, вывел чёрным: «Сегодня погиб Виктор Цой». В ответ кто-то приписал: «Цой жив».

С августа и до самых заморозков у «стены» постоянно дежурили подростки. Потом, после поминок на сорок дней, народу поубавилось, остались только самые стойкие. В дальнейшем появляются и другие надписи. Портрет Виктора, тот самый, что был выставлен на осеннем концерте его памяти, потом установили у стены [3] .

Для хипующей молодёжи стена была ещё и способом коммуникации, своеобразной «цыганской почтой». Здесь оставляли послания для друзей, с которыми не удалось увидеться, и назначали новые встречи. Теперь есть мобильный телефон. Но воспоминания о тех временах до́роги для поклонников группы «Кино» [4] .

У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету. Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов и самих поклонников певца памятник установлен не был.

Музыкальный обозреватель Никита Кривцов, в статье «Жив ли Рок-н-ролл?», опубликованной в официальном издании ЦК ВЛКСМ, дал следующую характеристику [5] молодым людям, собирающимся у стены Цоя:

Они просто со всем пылом и чистотой юности оплакивают его гибель, собираясь вечерами у «стены» на Арбате, десятки раз в день слушая его песни, обклеивая стены своих комнат его фотографиями

Бойкотируя выборы в Государственную думу 1995 года, 17 декабря, в день голосования, члены Право-Радикальной партии (ПРП) жгли у стены Цоя на Арбате избирательные бюллетени [6] . [значимость не указана 490 дней]

В 2006 году стена была закрашена группой неизвестных, но впоследствии восстановлена фанатами [7] .

В 2009 году активисты молодёжного движения «Местные» и прокремлёвского движения «Молодая Гвардия» провели акцию в защиту «стены Цоя», направленную против желания властей закрасить надписи [4] .

Стена Цоя в Туле на ул. им. Григория Каминского в центре города была снесена в 2009 году при строительстве Торгово-делового центра «София» [8] .

«Стена Цоя» существует и во многих городах стран СНГ. В частности, существует Стена Цоя в Минске (Белоруссия), Днепропетровске [9] и Энергодаре (Украина), в Нижнем Новгороде есть «Арка Цоя» [источник не указан 455 дней] .

Читайте также  Скачать минусовки для вокала Время и стекло

Литература

Василий Голованов Лабиринт [о граффити Москвы, Ленинграда, и особенностях речевого и знакового поведения молодёжных групп // Огонёк : Журнал. — М .: ЗАО «Издательский Дом Огонёк», 1994. — № 37-39. — С. 18—40.

КИНОмания в современной культуре: в Петербурге открылся фестиваль эпохи Виктора Цоя

В Санкт-Петербурге в Arts Square Gallery 8 мая открылся фестиваль «Нерв времени», посвященный визуальной культуре эпохи группы «Кино». 27 мая там же начнет работу выставка «Художники группы «Кино», на которой будут представлены произведения живописцев, которые работали с артистами и дружили с Виктором Цоем.

С возобновлением выступлений легендарных музыкантов жизнь Виктора Цоя и его окружения снова представляет интерес для слушателей разных поколений. На пресс-конференции ФАН и Медиагруппы «Патриот» организаторы выставки рассказали, какие работы появятся на экспозиции, в чем главная идея фестиваля, существует ли сейчас свобода творчества, о которой всегда говорил Цой, и какие проблемы, поднимаемые музыкантом в своих песнях, нашли отклик у современной молодежи.

Нерв времени

«Нерв времени» — это большой фестиваль, включающий в себя несколько инсталляций, посвященных визуальной культуре эпохи группы «Кино». Открылся он в Петербурге в Arts Square Gallery 8 мая выставкой «Русский рок. Взгляд Джоанны Стингрей». Работы американской певицы и актрисы, ставшей одним из главных популяризаторов советской и постсоветской рок-культуры на Западе, будут выставлены до 1 августа 2021 года.

Кандидат филологических наук, арт-директор Arts Square Gallery Артем Магалашвили рассказал, что главная идея фестиваля показать культурный феномен, существовавший в Петербурге.

«Это визуальная культура, которая существовала вокруг группы «Кино». Сейчас идет возобновление интереса к группе после 30-летнего перерыва. Фестиваль будет дополняться несколькими проектами, уже работает выставка фотографий Джоанны Стингрей, скоро будет выставка художников, Тимура Новикова и других. Будет создана стена Цоя», — сообщил арт-директор галереи.

В экспозицию вошли работы Евгения Козлова, Андрея Крисанова, Сергея Бугаева, Олега Котельникова и Боба Кошелохова. Все они в разное время работали с музыкантами группы «Кино», добавил Артем Магалашвили.

Идея такого масштабного культурного проекта родилась вместе с новостью о возобновлении концертов группы «Кино», рассказал Михаил Сасонко, владелец Arts Square Gallery, коллекционер, меценат.

«Как-то раз ко мне друзья зашли и сказали, что скоро будет концерт группы «Кино». И родилась идея создать выставку художников, которые окружали эту группу», — поделился коллекционер.

По словам Михаила Сасонко, Россия несколько раз диктовала моду в искусстве в эпоху 90-х. На переломе XX века именно русские художники возглавили и задали течение в общемировой культуре.

«Такие вещи и случаются на изломе: литература, поэзия — это как извержение вулкана. Сейчас все, что было в 80-х, 90-х, возрождается, популяризуется. Это мощнейший слой культуры», — отметил участник пресс-конференции.

Патриотизм и влияние Запада

Основная проблема, к которой проект хочет привлечь внимание молодежи, — это современная информационная политика, продвигающая западных лидеров, при этом полностью игнорирующая настоящих русских героев искусства. Об этом заявил актер, музыкант и художник Сергей Бугаев, известный под псевдонимом Африка.

«Часть проекта связана с тем, что город Санкт-Петербург когда-то породил настоящих культурных героев. Если сегодня мы не опомнимся и не воссоздадим свою культурную среду, то никакой речи о патриотизме идти не может. Хотелось бы сказать о таком важном моменте, как взаимодействие русской и американской культуры вокруг группы «Кино». Рок-музыка сама прокладывает себе дорогу, а если учитывать специфику информационной политики, которая существует у нас в государстве, продвигать западную культуру и забывать отечественных героев искусства, — ей в этом нужно помочь», — сказал эксперт.

Эпоха группы «Кино», отметил Бугаев, — это тот период, когда русская культура открылась перед западной, но этот период закончился. Нужно больше внимания уделить восстановлению памяти о наших отечественных героях.

Почему Цоя любит и поет молодежь

В Санкт-Петербурге и в других городах России всегда можно встретить уличных музыкантов, исполняющих песни группы «Кино». При этом коллективы чаще всего состоят из молодых ребят, которые не застали ту самую эпоху. По мнению Сергея Бугаева, рок-музыка здесь выступает визуализированным мостиком, благодаря ему сейчас молодые музыканты играют песни, живущие уже более 40 лет.

«Сейчас популярно такое народное творчество, из которого появился и сам Цой. Многие воспринимают Цоя как представителя самого себя. Молодое поколение так же, как и старшее, сейчас обеспокоено рядом проблем, связанных с доминированием западной культурной продукции. Мы все хотим заменить ту суррогатную систему на нашу подлинную, настоящую», — рассказал Бугаев.

Он добавил, что тот самый «нерв» затрагивает несколько поколений. Несмотря на то, что творчество и личность Цоя на протяжении всех этих лет тщательно изучается и анализируется, его мифология еще не до конца всем ясна.

«Напарник Цоя, Алексей Рыбин, как-то в интервью говорил, что в перерывах между записью альбома, когда они вместе ходили в столовую, денег у них хватало только на двойной гарнир. Вот такой образ героя еще не изведан, сейчас образ такой: деньги, тачки, телки. А мы говорим о том, что человек написал несколько слов — и уже появился сверхсмысл. Это не про богатство, не про изобилие. Молодежи проще себя сопоставить с тем простым, о чем как раз ранние тексты Цоя», — подчеркнул Сергей Бугаев.

Культура в условиях запрета

Виктор Цой говорил, что самое главное для него — это свобода творчества, напомнил Сергей Бугаев. По его словам, современная молодежь находится в условиях абсолютной свободы и может воплощать абсолютно все, что захочет, в любых формах.

«Сейчас появляется полная картина социодинамики того времени. Только сейчас не декларируемая свобода, а подлинная. Цой говорил, что свобода творчества — это самое главное. Сейчас нужно понимать, что все свободны, но встает вопрос: кто и что выбирает. Поэтому мы можем видеть некое давление, но мы не имеем к этому отношения. Все идет единым процессом, и мы этому рады», — заявил артист.

К мнению Бугаева присоединился и Артем Магалашвили.

«Участие молодых художников показывает преемственность поколений. Все, что мы построили тогда, развивается и сегодня», — резюмировал он.

Помимо живописных работ художников, сотрудничавших с группой «Кино», на выставке будут представлены уникальные фото из личных архивов группы, на входе в галерею появится инсталляция — корабль, идущий в небо. Молодые художники-граффитисты будут создавать и новые работы. Также пройдут камерные концерты — музыканты будут исполнять песни группы «Кино», — круглые столы с обсуждением творчества Виктора Цоя и других артистов эпохи 90-х.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Последний герой Музыканты о феномене популярности Цоя

21 июня 2012 года исполнилось бы 50 лет поэту и музыканту, лидеру группы «Кино» Виктору Цою. Для современной российской культуры эта дата не просто особенная, а фактически священная.

Читайте также  Радиостанция The Beatles Channel начнет вещание 18 мая

Уже прошло больше двух десятков лет с момента смерти Цоя, а его популярность, кажется, не ослабела ни на йоту. Во всяком случае сомнений, что стоит повесить на улице афишу с надписью «Виктор Цой» и тут же соберешь стадион, не возникает. Другие покойные герои русского рока, будь то Майк Науменко или Александр Башлачев, могли бы только позавидовать.

Интерес публики к песням «Кино» оправдан и стабилен, а следовательно, не устают появляться медийные и творческие проекты, эксплуатирующие наследие Цоя. Были уже на нашей памяти грандиозный трибьют «КИНОпробы», единичные кавер-версии от самых разнообразных артистов, сотни телевизионных передач и документальных фильмов, даже переснятый заново фильм «Игла» Рашида Нугманова, в котором Цой играл главную роль.

Нынешний 50-летний юбилей музыканта встречается с еще большим размахом. В день рождения Цоя в Санкт-Петербурге пройдет масштабный концерт, на котором музыка «Кино» прозвучит в исполнении участников группы, симфонического оркестра Государственного Эрмитажа и зарубежных коллективов. Участники фестиваля «Нашествие-2012» по просьбе организаторов включат в свои выступления каверы на Цоя. Для меломанов вся дискография группы, прошедшая аналоговый ремастеринг, переиздана на виниле. «Яндекс» собрал ту же дискографию, но в цифре, в красочный спецпроект. Ну и наконец, вечером на Первом канале покажут новый документальный фильм «Кино», кульминацией которого станет премьера новой архивной песни Цоя, над которой его соратники в последнее время работали в студии в обстановке строжайшей секретности.

«Лента.ру» расспросила друзей и коллег юбиляра о феномене «Цой жив», актуальности «последнего героя» и отсутствии новых фигур подобного масштаба, очередном витке праздничной истерии вокруг имени лидера «Кино» и его вкладе в русскую культуру.

Борис Гребенщиков («Аквариум»):

Дело не только в «образе». Было много примеров впечатляющих образов, не подкрепленных хорошей музыкой, — и где они?! Ощущение «Цой жив» стоит на фундаменте песен, которые до сих пор попадают «в десятку», поэтому он и остается героем — и совершенно справедливо. Слушаешь его песни, и волосы продолжают вставать дыбом, потому что он поет правду про каждого из нас. Пора принять как факт: Витя был и остается одним из гениев русской культуры второй половины ХХ века.

Истерия всегда раздувается, когда кто-то хочет заработать денег. Жаль, что эти деньги (насколько мне известно) не попадают к сыну Виктора, а оседают в других руках. Неужели это на самом деле может быть так; неужели у нас есть законы, которые это позволяют?! А против самого Виктора и его песен работать ничто не может — его песни больше любых махинаций, и всегда будут 17-летние, которым эти песни придутся точь-в-точь.

Вячеслав Бутусов («Ю-Питер»):

Человек способен жить вечно. Всегда был и будет актуален образ мысли человека, оперирующего истинными смыслами. Будут ли еще герои — покажет будущее время.

Истерия у нас носит перманентный характер, и не важно, по какому поводу, будь то юбилей достойного человека или очередные выборы, — люди уже привыкли жить в этой атмосфере воплей и причитаний. Виктору это уже никак не повредит, а вот публика от этого дохнет.

Виктор доходчиво показал, что быть публичным человеком можно не теряя человеческого лица и не оскверняя сути. Это трудно, но труд, как известно облагораживает даже человека.

Андрей Макаревич («Машина времени»):

Не хочу говорить банальности, все уже трындят на эту тему. Ну, 50 лет Цою, жалко, что разбился.

Артист, заслуживающий длительную народную любовь, — это всегда сочетание массы компонентов, обстоятельств и условий, которые сходятся в одном месте и в одной точке. Перечислять их сейчас было бы долго и неинтересно, они все по отдельности известны.

Даже не знаю, поздравлять с этим праздником или нет, был бы жив — я бы поздравил. Вот, собственно, и все.

Артемий Троицкий:

Я думаю, что после Цоя у нас не появилось ни одного такого же рок-героя, который был бы сексуален, фактурен, талантлив, доходчив и близок самым разным людям. Альтернатив Цою пока что нет, поэтому, пока эти альтернативы не появились, он, естественно, жив и прекрасно себя чувствует.

По поводу истерии, вы знаете, это же все международная практика. Естественно, имеется огромное количество народу, которое (кто-то из соображений благородных, кто-то из соображений чисто коммерческих и прагматических) любит паразитировать на юбилеях, на красивых легендах и загадочных смертях. Мне это все не нравится, и одна из причин того, что я сейчас уехал из страны, как раз в этом и заключается. У меня каждый день на телефоне примерно 50 звонков, и мне совершенно не хочется на них отвечать. Так что вам сейчас просто очень повезло, что вы до меня добрались.

К истории с переизданием я отношусь кисло-сладко. С одной стороны, хорошо, что публикуются какие-то ранее не издававшиеся и неизвестные записи, с другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что если сам Цой эти записи считал черновыми, если он их не одобрял, если он считал, что это какие-то не самые удачные песни, и сам своей волей не давал им хода, значит, на то у него были веские основания. Поэтому в каком-то смысле все переиздания, наверное, противоречат тому, чего желал бы сам Цой. С другой стороны, бороться с этим невозможно, это опять же банальная международная практика.

Цой как минимум внес огромный вклад в русскую субкультуру и в стиль жизни уже даже не одного, а по крайней мере двух поколений. Песни его очень хороши. Это прекрасные поп-песни, совсем не дешевые, очень доходчивые и в то же время на глубокой поэзии. Думаю, что и в культуру также вклад внес, но судить об этом можно будет спустя какое-то время.

Александр Липницкий («Звуки Му»):

Знаете, может быть, если бы вы задали мне этот вопрос года три назад, я бы сильно подумал, а вот сегодня, когда я с удовольствием приехал в Петербург и встречаюсь вечером в БКЗ «Октябрьский» со всеми друзьями группы «Кино», где будет большой концерт с участием музыкантов «Кино» и симфонического оркестра, я отвечу: да, Цой жив! И мой фильм «Дети минут», который я снимал четыре года назад и на который тогда как-то никто не обратил внимания, в эти дни показывают в Москве где только можно: в книжных магазинах «Москва», в кинобиблиотеках, — то есть жив, получается, Витя.

Слово «актуален» к нему не подходит. Разве группа The Beatles, или The Rolling Stones, или такие группы, как The Birds или The Jimi Hendrix Experience, актуальны? Нет, они просто остались в истории музыки. Его песни вошли в историю музыки. Это не значит, что они актуальны. То, что вошло в историю музыки, стало классикой. Актуален сейчас Моцарт? Нет, он не актуален, он просто часть истории музыки, часть истории культуры. И, безусловно, Цой часть истории русской культуры, русской музыки и поэзии.

Читайте также  Натали Имбрулья и гитарист The Strokes работают вместе

Я не называю эти празднования истерией, это нормальные подарки поклонников и друзей ко дню рождения. Просто действительно мы его воспринимаем в наши дни живым, и поэтому я приехал его поздравлять. Мне не надо идти на кладбище — я пойду на концерт и там его поздравлю. Поэтому это никакая не истерия, все это очень естественно получается.

К Цою и группе «Кино» в целом очень подходит слово «свобода». Пожалуй, это была первая такая группа, в которой музыканты олицетворяли собой свободу, то есть полное отторжение от советской серой действительности. Потому что все-таки все даже лучшие питерские группы, которые были до них, — и «Аквариум», и «Зоопарк», — ноги у них все-таки, что называется, в болоте стояли. А вот «Кино» — такое впечатление, что они действительно какие-то новые романтики, они совершенно не отличались по уровню восприятия жизни от Duran Duran, Depeche Mode и прочих; они их ровесники, их единомышленники, и, конечно, это был настоящий глоток свободы для всей России.

Евгений Хавтан («Браво»):

Я думаю, что он абсолютно актуален, пока его песни звучат и пока его песни слушают другие поколения. А кроме тех, кто слушал его раньше и кому сейчас 50 лет, его слушает огромное количество тех, кому сейчас 15 лет и больше. И он им нравится, они находят в его музыке что-то свое. Это достаточно редкий случай, когда музыка артиста вне времени. Поэтому я думаю, что если брать как аллегорию «Цой жив», это действительно так. Он один из тех музыкантов, которые до сих пор с нами.

Конечно, он очень масштабная фигура. И то, что делала группа «Кино», это очень большая ниша, которая, наверное, до сих пор не занята. Но так всегда бывает, когда уходит большой артист. Вряд ли кто-то сможет занять это место. И его трагическая смерть еще больше придала ореол славы всей этой истории.

Истерия — это общемировая тенденция, на этом можно как-то заработать. Тут два направления, как мне кажется. Существуют люди, которые действительно любят Цоя и «Кино», и хотят это как-то отметить. А второе — есть люди, которые на этом зарабатывают. Это было всегда, это часть шоу-бизнеса. Я в этом ничего такого страшного не вижу. Вопрос только в том, как это сделано, с каким вкусом собрано и как это все выглядит. Если это хорошо сделано, почему нет? И если публика это терпит, значит, не надоедает.

Вклад «Кино» в русскую культуру, я считаю, очень большой. Виктор воспитывался на Joy Division, The Smiths, New Order, то есть на лучших образцах английской музыки. И он очень грамотно трансформировал эти песни, перенес на русский язык и сделал правильный звук. То есть эта группа занимает совершенно отдельное место в нашей культуре. Я вообще не считаю, что она относится к русскому року и является его символом. Это абсолютно не так, просто это подхватили те ребята, которым было нужно, чтоб это было русским роком. Это была классическая русская группа, которая играла трансформированную английскую музыку, с английским сплином, туманами, вот этой всей питерской историей.

Мне кажется, что недооценен еще один очень важный момент — гитарист этой группы, который сделал звук «Кино». Потому что в любой великой группе есть два человека, две составляющие: есть лидер этой группы,
несомненно, это Виктор Цой, автор песен. И человек, который сделал звук этой группы — это Юра Каспарян. Мне кажется, что этому человеку уделяется незаслуженно мало внимания.

Евгений Федоров («Zorge»):

Конечно, Цой жив и актуален. У него же на самом деле была такая гениальная и простая музыка. В то время даже казалось, что излишне простая, поэтому Цой часто подвергался атакам со стороны разных музыкальных пуристов за слишком простую музыку. Но, видимо, эта «слишком простая музыка» и является наиболее долгоиграющей. В этом смысле он, как ни странно прозвучит, продолжатель панк-эстетики, когда ребята выходили и играли на трех аккордах какие-то совсем простые песни в конце 1970-х – начале 1980-х годов.

Да, похоже, что новых героев после него не появлялось. Мне трудно говорить, потому что у меня к нему немножко семейное отношение, поскольку директором нашей группы «Объект насмешек» была его жена Марьяна, сына его Сашку я помню с младенчества, и с Цоем я был знаком, общался, не очень активно, но общался. Я должен ему до сих пор 200 рублей. Он мне дал денег, я пошел и купил две бутылки сухого вина, и
мы с ним их выпили, вернее я один их выпил, а он смотрел. Поскольку я ему долг не отдал, я предпочитаю думать, что он жив и что я когда-нибудь долг ему отдам.

Истерия — это обычная российская склонность к круглым датам, это не только с Цоем связано, каждый год происходит с кем-то очередная массовая истерия, с Высоцким вот было недавно. У нас очень любят юбилеи, может быть, это такое наше национальное свойство. Я отношусь к этому спокойно, это не убавит и не прибавит цоевскому наследию ничего. И публике, похоже, это не надоедает, потому что каждый раз она все новая и новая. Приходят новые юноши, новые рефлексирующие романтики, и каждый год Цой имеет какую-то новую аудиторию, при том что старая на самом деле никуда не девается. Старые фанаты как были, так и остаются, они просто не так активны, как юноши. Я думаю, что так продлится еще лет сто.

Александр Титов («Аквариум», «Кино»):

Он жив во мне… С Днем Рождения Витька! А актуален ли, не мне судить.

Какое Цою дело, работает ли против него эта истерия?! Есть легенда, а есть люди, которые на ней хотят заработать. И это не музыканты. Печально, что так и не появился новый Последний Герой.

Новую песню с удовольствием послушаю. Каспарян мне так сочно описал процесс записи, что я заинтригован.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: