Статьи о дирижировании
Дирижирование как особый вид исполнительства
Деятельность дирижера, как любая человеческая деятельность, строится на принципе отражения и внутреннем моделировании. В процессе предварительной работы над партитурой в сознании дирижера происходит поиск отношения к музыкальному тексту, выявление наиболее важных, значимых сторон и связей материала, конструирование смысловой формы, нахождение содержательных ассоциаций и образных сравнений.
Как же происходит процесс звукового воплощения музыкального произведения, направляемый дирижером?
Выделяются четыре основные стадии.
Первая стадия – моделирование. Знакомясь с партитурой, дирижер создает определенное мысленное представление об исполняемой музыке. Еще до реального воспроизведения партитуры исполнителями в сознании дирижера складывается идеальная модель предстоящего звучания.
Вторая стадия – информирование – заключается в том, что дирижер передает эту идеальную модель исполнителям, т.е. информирует их о том, как он представляет себе и, соответственно, каким должно быть звучание.
Третья стадия – контролирование – состоит в том, что дирижер воспринимает реальное звучание и сопоставляет его с идеальной моделью, т.е. осуществляет слуховой контроль над исполнением.
Наконец, четвертая стадия – корректирование – заключается в том, что дирижер сообщает исполнителям дополнительную информацию с целью приблизить реальное звучание к идеальной модели, т.е. корректирует исполнение.
Известно, что в исполнительстве, как и в любом искусстве, художественная сторона (замысел) и техническая сторона (выполнение) неразрывно связаны. Их разделение весьма и весьма условно: художественная сторона (замысел) определяет техническую сторону (выполнение), но порой выполнение может корректировать замысел. Вместе с тем мысленное разграничение этих сторон необходимо в теоретических и педагогических целях, и потому под техникой исполнительства обычно понимают совокупность действий, направленных на воплощение замысла. Таким образом, дирижерскую технику можно определить как совокупность действий по информированию исполнителей, а также по контролированию звучания. Подлинное дирижерское искусство – это оптимальное владение всеми четырьмя стадиями процесса. Идеалом является гармоничное сочетание в дирижере способности к музыкально-образному мышлению и владению дирижерской техникой.
Действенность, художественная убедительность и образность дирижерского искусства зависят от развитой духовной сферы, от умения тонко ощущать, ярко представлять, правдиво переживать. Следовательно, чем точнее музыкальное представление, чем богаче творческое воображение, тем разноплановее, выразительнее, образнее, многоцветнее дирижерская палитра движений, тем ближе искусство дирижера к жизни, тем больше сила его воздействия на исполнителей и слушателей.
Также необходимо помнить, что дирижирование – это процесс, сочетающий взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные музыкальные, психические и физиологические процессы, поэтому их игнорирование недопустимо.
Как музыкальный процесс дирижирование является отражением в выразительной жестикуляции главнейших элементов музыки в их совокупности и обобщенности. В дирижировании нет жеста, движения, действия, которые бы не имели самостоятельную сущность или ценность. Но в дирижировании есть жест, движение, действие, направленные на музыку, на ее выражение и исполнение. Это не разрозненные движения, а логически связанные, функционально сопряженные, вызванные такой же сопряженностью элементов музыки в их логике развития и становления.
Как психологический процесс дирижирование есть процесс эмоционального переживания музыки, опирающийся на выразительность человеческих телодвижений: жестикуляцию, мимику, выражение глаз. Каждый жест дирижера должен быть эмоционально окрашен, психологически достоверен, естественно выражен. В дирижировании осуществляется передача исполнителям тех чувств, эмоций, настроений, которые переживает сам дирижер, стимулируя их на художественное деяние.
Дирижирование, по словам К. С. Станиславского, есть «продукт жизни человеческого духа». Оно глубоко жизненно, ибо покоится на воспринятом «языке жестов», отшлифованных человечеством на протяжении веков и потому каждому понятных. В своей основе жест следует рассматривать как сигнал к действию, к свершению, где физический и психический компоненты слиты воедино, где жест экспрессивен и оправдан.
Как физиологический процесс дирижирование представляет собой процесс ритмоциклических движений, связанных с особенностью работы клеток коры головного мозга дирижера. Физиологическая правильность дирижирования обусловливается периодичностью процессов возбуждения и торможения нервных клеток мозга, что определяет и правильность работы мышц-антагонистов рук дирижера, попеременное включение и выключение, напряжение и расслабление.
Дирижирование – это живое реагирование на музыку, мышечное ощущение меры ее сопротивления, следовательно, это всегда жестово-интонационный процесс. Однако дирижеру прежде всего необходимо утвердиться в понимании того, что он никогда не должен начинать действия с движений рук. Это методологически безграмотно. Внешние, реализующие, информативные (языковые) проявления – это заключительная, рефлекторная, итоговая фаза целостного коммуникативного акта, начинающегося, как правило, с «внутреннего ауфтакта».
В системе подготовки дирижера должна превалировать рекомендация В. И. Сафонова «тренировать в первую очередь голову, а не руки», т.е. стремиться овладеть не столько «внешними» элементами, сколько внутренними психическими процессами («внутренней техники»), составляющими основное содержание исполнительской деятельности дирижера.
Статьи о дирижировании
«Бог говорит мне, как надо играть эту музыку,
а вы должны играть ее так, как хочет он»
Артуро Тосканини
Искусство дирижирования
Дирижерское искусство — это поистине уникальный, наиболее яркий общественно значимый, специфический вид музыкальной деятельности. Для работы в этой профессии нужны прекрасный слух, музыкальная память, чувство ритма, стиля, тембра, знание обширного музыкального материала. Знаменитый дирижер XIX века Ганс Бюлов делил дирижеров «на тех, у кого голова в партитуре, и на тех, у кого партитура в голове». Из личностных качеств – воля, целеустремленность, твердый характер, умение руководить, организаторские способности. Шарль Мюнш в книге «Я — дирижер» пишет: «пятнадцать лет труда не сделают из человека дирижера, если он не обладает внутренней экзальтацией, всё испепеляющим огнем и силой магнетизма, которая способна околдовать и оркестрантов, и пришедших на концерт слушателей». Дирижер – это музыкант, обладающий великолепным вкусом, эрудицией в области музыки, науки и искусства.
Дирижер (итал. – dirigente, франц. – chef d orchestra, англ. – conductor) – глава, руководитель, директор, начальник.
На барельефах ассирийской и египетской цивилизаций были изображения, где один человек с чем-то вроде жезла управлял группой людей, играющих на музыкальных инструментах. Нечто подобное было и в Древней Греции. Корифей хора специальной щелкающей подошвой координировал декламацию, пение и игру на музыкальных инструментах. Другой способ «неслышного дирижирования» получил название хейрономия. Движениями пальцев рук или палочки руководитель показывал музыкантам длительности и высоту звуков, их повышение и понижение. Таким образом, хейрономия – это условная жестикуляция, применявшаяся для управления хором и явившаяся прототипом дирижирования.
Дальнейшее усложнение музыки, появление оркестра, его увеличение потребовало того, чтобы всем этим руководил специальный человек – дирижер. В XVI во Франции для управления оркестром использовался специальный жезл – баттута. Дирижеры отстукивали такт ударами батуты о пол. Им активно махали и стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора, которым сейчас пользуются военные дирижеры. Тамбурмажор показывает темп и размер.
В Италии и Германии руководитель оркестра сидел за клавесином или органом, исполнял партию генерал-баса, указывая аккордами темп. При этом он напевал мелодию, отбивал такт ногой, жестами и кивками головы, управляя музыкантами. Вскоре родилась манера «двойного дирижирования»: дирижер за клавишными задавал темп и ритм, концертмейстер скрипок смычком управлял струнной группой, за которой следовали все остальные инструменты. Судя по описаниям, Гайдн и Моцарт дирижировали симфониями, играя на скрипке, а в опере — на клавичембало.
На рубеже XVIII и XIX веков смычок всё чаще стали заменять лёгкой палочкой, что поначалу вызывало бурные протесты поклонников традиционной манеры дирижирования. Бунтарями-новаторами оказались Бетховен («Героическая симфония» 1804 год), Вебер и Шпор (1817 год), Мендельсон (1835 год). В XVII, XVIII, начале XIX века дирижерами были композиторы, исполнявшие как свои, так и чужие произведения. Замечательными дирижерами были Люлли, Глюк, Моцарт, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер, Малер. В России: Балакирев, Римский-Корсаков, Антон и Николай Рубинштейны. Первым профессиональным дирижером стал Ганс фон Бюлов – выдающийся немецкий дирижер и пианист, ученик и друг Ференца Листа. После Вагнера и Бюлова уровень оркестрового исполнения и требования к дирижеру необычайно возросли. «Дирижирование – это искусство, а не ремесло» — девиз Вагнера.
Искусство дирижирования оркестром требует многолетней практики, непрерывного совершенствования, которое выливается в бесконечные репетиции. Некоторые известные дирижеры отличаются особым творческим упорством, граничащим с самопожертвованием, когда личная жизнь отодвигается на второй план и остается только музыка. Шарль Мюнш: «…для меня мой труд – не профессия, а служение».
Профессия дирижер
Мы привыкли видеть дирижера, стоящего перед оркестром спиной к зрителям. На первый взгляд кажется, что роль его невелика. Но это в корне неверно. Дирижер руководит всем оркестром, он направляет музыкантов и помогает им слаженно исполнять композиции.
Дирижер вносит свой собственный вклад в музыку — одна и та же композиция будет звучать по-разному в видении разных маэстро.
История
Описание
Название профессии происходит от французского diriger — «направлять». Благодаря дирижеру музыка оркестра или голоса в хоре звучат слаженно. Быть дирижером — это призвание. Дирижеры — это творческие люди, но мало кому из них удается добиться подлинной славы.
Дирижеры разбираются в жанрах произведений, обладают навыками вокала и игры на разных музыкальных инструментах. Дирижер — это, прежде всего, лидер. Он знает особенности каждого члена коллектива и согласно способностям распределяет партии. Дирижеры должны уметь донести до коллектива свою точку зрения и удерживать внимание зрителей.
Выделяют два основных вида дирижирования:
- оркестровое — работа с инструменталистами.
- хоровое — работа с вокальными исполнителями.
Оркестровое дирижирование отличается от хорового. Жесты оркестрового дирижера четче и жестче, чем хорового. Последний использует более мягкий стиль.
Плюсы
Профессия дирижер имеет ряд преимуществ:
- занятие любимым делом;
- самореализация;
- передача своего видения произведений публике;
- шанс приобщиться к музыкальной элите.
Минусы
Есть у профессии дирижер и недостатки:
- высокая конкуренция;
- сложное и длительное обучение;
- физические и психологические нагрузки, особенно у оркестровых дирижеров;
- невысокие заработные платы;
- профессиональные заболевания: боли в шейном отделе позвоночника.
Где получить образование
Учебные заведения
Курсы
Для дирижеров существуют курсы повышения квалификации и переквалификации. Осуществляются они на базе университетов:
-
Московский государственный институт культуры. Здесь объем программы составляет 36 часов;
Московская государственная академия музыки имени Шнитке. Объем занятий составляет 72 часа.
Востребованность
Устройство на работу и карьера
Уровень зарплаты
Заработная плата дирижера зависит от места работы. В частных коллективах платят гонорары за выступления, а в государственных организациях, как правило, предусмотрен фиксированный оклад и премии.
Средняя заработная плата дирижеров по России составляет 30 тысяч рублей. В столице есть шанс получать 50-60 тысяч, а в регионах зарплата остается на уровне 15-25 тысяч рублей в месяц. Именитые дирижеры получают гораздо больше. Например, Владимир Федосеев, руководитель Большого симфонического оркестра за 2018 год получил 6,5 миллиона рублей.
Перспективы в будущем
Ольга Варкулевич-Карпова, дирижер, педагог по вокалу, основатель проекта «Вокальная стройка», руководитель молодежного камерного хора Giocoso:
— В музыке нахожусь всю жизнь — с 6 лет. С детства играла на фортепиано, а в 8 классе поняла, что хочу связать всю свою жизнь с музыкой. Мне было страшно петь одной, поэтому я выбрала хоровое пение: в хоре петь не так волнительно. Я решила поступать в музыкальное училище на хоровое дирижирование. Практика началась уже в музыкальном училище, там мы работали с хором. На выпускном курсе в 2003 году мне предложили выступить в качестве дирижера на празднике одного из университетов. Стоя на сцене, я поняла, что это небывалое удовольствие — управлять коллективом, видеть как он откликается на мои жесты. В тот момент я поняла, что хочу стоять по эту сторону хора. За училищем последовали университет и магистратура.
После выпуска из университета в 2009 году я стала дирижером молодежного камерного хора Giocoso, руковожу им и по сей день. Я люблю своих студентов, наверное, поэтому я с ними уже столько времени. Я вижу, как они реализуют себя и тем самым помогают мне воплощать мои идеи в жизнь. Мои студенты — это многогранный инструмент в моих дирижерских руках. Участники моего хора — любители. Поэтому часто приходится работать над азами вокала: постановкой голоса и стилем. Кстати, это еще одна моя работа. Я — педагог по вокалу. Провожу индивидуальные занятия, помогаю с постановкой голоса.
ДИРИЖИ́РОВАНИЕ
В книжной версии
Том 9. Москва, 2007, стр. 51-52
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИРИЖИ́РОВАНИЕ (от франц. diriger – направлять, управлять, руководить), вид музыкально-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной труппой и т. д.) в процессе подготовки, во время публичного исполнения и/или звукозаписи муз. произведения. Осуществляется дирижёром, который стремится передать коллективу замысел композитора, свои худож. намерения, обеспечивает ансамблевую стройность и технич. совершенство исполнения. В основе исполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и воспроизведение текста партитуры . Техника Д. основана на системе движения рук. Важнейший момент в Д. – ауфтакт (предварительный взмах), своего рода «взятие дыхания», вызывающее как ответную реакцию звучание оркестра, хора. Значительное место в технике Д. отводится тактированию, т. е. обозначению при помощи взмахов руки (преим. правой) метроритмической cтруктуры музыки. Левой рукой обычно даются указания в области динамики, выразительности, фразировки. В практике Д., однако, проявляется свободное взаимопроникновение функций обеих рук; большую роль играют взгляд и мимика дирижёра. Современное Д. требует от дирижёра широкой образованности, основательной муз.-теоретич. подготовки, тонкого слуха, хорошей муз. памяти, активной целенаправленной воли.