Статьи о дирижировании

Дирижирование как особый вид исполнительства

Деятельность дирижера, как любая человеческая деятель­ность, строится на принципе отражения и внутреннем моде­ли­ровании. В процессе предварительной работы над парти­ту­рой в сознании дирижера происходит поиск отношения к му­зы­кальному тексту, выявление наиболее важных, значимых сто­рон и связей материала, конструирование смысловой формы, нахождение содержательных ассоциаций и образных сравнений.

Как же происходит процесс звукового воплощения музы­каль­ного произведения, направляемый дирижером?

Выделяются четыре основные стадии.

Первая стадия – моделирование. Знакомясь с партитурой, ди­рижер создает определенное мысленное представление об исполняемой музыке. Еще до реального воспроизведения пар­ти­туры исполнителями в сознании дирижера склады­вает­ся идеальная модель предстоящего звучания.

Вторая стадия – информирование – заключается в том, что дирижер передает эту идеальную модель исполнителям, т.е. ин­формирует их о том, как он представляет себе и, соответ­ствен­но, каким должно быть звучание.

Третья стадия – контролирование – состоит в том, что ди­рижер воспринимает реальное звучание и сопоставляет его с идеальной моделью, т.е. осуществляет слуховой контроль над исполнением.

Наконец, четвертая стадия – корректирование – заклю­чает­ся в том, что дирижер сообщает исполнителям дополни­тель­ную информацию с целью приблизить реальное звучание к идеаль­ной модели, т.е. корректирует исполнение.

Известно, что в исполнительстве, как и в любом искусстве, художественная сторона (замысел) и техническая сторона (вы­полнение) неразрывно связаны. Их разделение весьма и весь­ма условно: художественная сторона (замысел) опреде­ля­ет техническую сторону (выполнение), но порой выполнение может корректировать замысел. Вместе с тем мысленное раз­гра­ничение этих сторон необходимо в теоретических и педа­го­гических целях, и потому под техникой исполнительства обычно понимают совокупность действий, направленных на воплощение замысла. Таким образом, дирижерскую технику можно определить как совокупность действий по инфор­ми­ро­ванию исполнителей, а также по контролированию звуча­ния. Подлинное дирижерское искусство – это оптимальное вла­дение всеми четырьмя стадиями процесса. Идеалом яв­ляет­ся гармоничное сочетание в дирижере способности к му­зыкально-образному мышлению и владению дирижерской техникой.

Действенность, художественная убедительность и образ­ность дирижерско­го искусства зависят от развитой духовной сферы, от умения тонко ощущать, ярко представлять, прав­ди­во переживать. Следовательно, чем точнее музыкальное пред­­ставление, чем богаче творческое воображение, тем раз­но­плановее, выразительнее, образнее, многоцветнее ди­ри­жер­ская палитра движений, тем ближе искусство дири­жера к жизни, тем больше сила его воздействия на исполнителей и слушателей.

Также необходимо помнить, что дирижирование – это про­цесс, сочетающий взаимосвязанные, взаимозависимые и взаи­мообусловленные музыкальные, психические и физиоло­ги­ческие процессы, поэтому их игнорирование недопустимо.

Как музыкальный процесс дирижирование является отра­же­нием в выразительной жестикуляции главнейших эле­мен­тов музыки в их совокупности и обобщенности. В дирижи­ро­ва­нии нет жеста, движения, действия, которые бы не имели са­мостоятельную сущность или ценность. Но в дирижиро­ва­нии есть жест, движение, действие, направленные на музыку, на ее выражение и исполнение. Это не разрозненные движе­ния, а логически связанные, функционально сопряженные, вы­званные такой же сопряженностью элементов музыки в их логике развития и становления.

Как психологический процесс дирижирование есть про­цесс эмоционального переживания музыки, опирающийся на выразитель­ность человеческих телодвижений: жестикуля­цию, мими­ку, выражение глаз. Каждый жест дирижера дол­жен быть эмоционально окрашен, психологически досто­ве­рен, ес­те­ственно выражен. В дирижировании осуществляется пе­ре­да­ча исполнителям тех чувств, эмоций, настроений, которые переживает сам дирижер, стимулируя их на ху­до­же­ствен­ное деяние.

Дирижирование, по словам К. С. Станиславского, есть «про­дукт жизни человечес­кого духа». Оно глубоко жизнен­но, ибо покоится на воспринятом «языке жестов», отшлифо­ван­ных человечеством на протяжении веков и потому каж­до­му понятных. В своей основе жест следует рассматривать как сигнал к действию, к свершению, где физический и психи­че­ский компоненты слиты воедино, где жест экспрессивен и оправдан.

Как физиологический процесс дирижирование представ­ля­ет собой процесс ритмоциклических движений, связанных с особенностью работы клеток коры головного мозга дири­же­ра. Физиологическая правильность дирижирования обуслов­ли­­вается периодичностью процессов возбуждения и тормо­же­ния нервных клеток мозга, что определяет и правильность работы мышц-антагонистов рук дирижера, попеременное вклю­чение и выключение, напряжение и расслабление.

Дирижирование – это живое реагирование на музыку, мы­шеч­ное ощущение меры ее сопро­тивления, следовательно, это всегда жестово-интонационный процесс. Однако дири­же­ру прежде всего необходимо утвердиться в понимании того, что он никогда не должен начинать действия с движений рук. Это методологически безграмотно. Внешние, реализующие, информативные (языковые) проявления – это заключи­тель­ная, рефлекторная, итоговая фаза целостного коммуникатив­но­го акта, начинающегося, как правило, с «внутреннего ауфтакта».

В системе подготовки дирижера должна превалировать ре­ко­мендация В. И. Сафонова «тренировать в первую очередь голову, а не руки», т.е. стремиться овладеть не столько «внеш­ними» элементами, сколько внутренними психиче­ски­ми процессами («внутренней техники»), составляющими ос­нов­ное содержание исполнительской деятельности дирижера.

Статьи о дирижировании

«Бог говорит мне, как надо играть эту музыку,

а вы должны играть ее так, как хочет он»


Артуро Тосканини

Искусство дирижирования

Дирижерское искусство — это поистине уникальный, наиболее яркий общественно значимый, специфический вид музыкальной деятельности. Для работы в этой профессии нужны прекрасный слух, музыкальная память, чувство ритма, стиля, тембра, знание обширного музыкального материала. Знаменитый дирижер XIX века Ганс Бюлов делил дирижеров «на тех, у кого голова в партитуре, и на тех, у кого партитура в голове». Из личностных качеств – воля, целеустремленность, твердый характер, умение руководить, организаторские способности. Шарль Мюнш в книге «Я — дирижер» пишет: «пятнадцать лет труда не сделают из человека дирижера, если он не обладает внутренней экзальтацией, всё испепеляющим огнем и силой магнетизма, которая способна околдовать и оркестрантов, и пришедших на концерт слушателей». Дирижер – это музыкант, обладающий великолепным вкусом, эрудицией в области музыки, науки и искусства.

Дирижер (итал. – dirigente, франц. – chef d orchestra, англ. – conductor) – глава, руководитель, директор, начальник.

На барельефах ассирийской и египетской цивилизаций были изображения, где один человек с чем-то вроде жезла управлял группой людей, играющих на музыкальных инструментах. Нечто подобное было и в Древней Греции. Корифей хора специальной щелкающей подошвой координировал декламацию, пение и игру на музыкальных инструментах. Другой способ «неслышного дирижирования» получил название хейрономия. Движениями пальцев рук или палочки руководитель показывал музыкантам длительности и высоту звуков, их повышение и понижение. Таким образом, хейрономия – это условная жестикуляция, применявшаяся для управления хором и явившаяся прототипом дирижирования.

Дальнейшее усложнение музыки, появление оркестра, его увеличение потребовало того, чтобы всем этим руководил специальный человек – дирижер. В XVI во Франции для управления оркестром использовался специальный жезл – баттута. Дирижеры отстукивали такт ударами батуты о пол. Им активно махали и стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора, которым сейчас пользуются военные дирижеры. Тамбурмажор показывает темп и размер.

В Италии и Германии руководитель оркестра сидел за клавесином или органом, исполнял партию генерал-баса, указывая аккордами темп. При этом он напевал мелодию, отбивал такт ногой, жестами и кивками головы, управляя музыкантами. Вскоре родилась манера «двойного дирижирования»: дирижер за клавишными задавал темп и ритм, концертмейстер скрипок смычком управлял струнной группой, за которой следовали все остальные инструменты. Судя по описаниям, Гайдн и Моцарт дирижировали симфониями, играя на скрипке, а в опере — на клавичембало.

Читайте также  Новый альбом A Perfect Circle выйдет в апреле: слушаем сингл TalkTalk

На рубеже XVIII и XIX веков смычок всё чаще стали заменять лёгкой палочкой, что поначалу вызывало бурные протесты поклонников традиционной манеры дирижирования. Бунтарями-новаторами оказались Бетховен («Героическая симфония» 1804 год), Вебер и Шпор (1817 год), Мендельсон (1835 год). В XVII, XVIII, начале XIX века дирижерами были композиторы, исполнявшие как свои, так и чужие произведения. Замечательными дирижерами были Люлли, Глюк, Моцарт, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер, Малер. В России: Балакирев, Римский-Корсаков, Антон и Николай Рубинштейны. Первым профессиональным дирижером стал Ганс фон Бюлов – выдающийся немецкий дирижер и пианист, ученик и друг Ференца Листа. После Вагнера и Бюлова уровень оркестрового исполнения и требования к дирижеру необычайно возросли. «Дирижирование – это искусство, а не ремесло» — девиз Вагнера.

Искусство дирижирования оркестром требует многолетней практики, непрерывного совершенствования, которое выливается в бесконечные репетиции. Некоторые известные дирижеры отличаются особым творческим упорством, граничащим с самопожертвованием, когда личная жизнь отодвигается на второй план и остается только музыка. Шарль Мюнш: «…для меня мой труд – не профессия, а служение».

Профессия дирижер

Мы привыкли видеть дирижера, стоящего перед оркестром спиной к зрителям. На первый взгляд кажется, что роль его невелика. Но это в корне неверно. Дирижер руководит всем оркестром, он направляет музыкантов и помогает им слаженно исполнять композиции.

Дирижер вносит свой собственный вклад в музыку — одна и та же композиция будет звучать по-разному в видении разных маэстро.

История

Описание

Название профессии происходит от французского diriger — «направлять». Благодаря дирижеру музыка оркестра или голоса в хоре звучат слаженно. Быть дирижером — это призвание. Дирижеры — это творческие люди, но мало кому из них удается добиться подлинной славы.

Дирижеры разбираются в жанрах произведений, обладают навыками вокала и игры на разных музыкальных инструментах. Дирижер — это, прежде всего, лидер. Он знает особенности каждого члена коллектива и согласно способностям распределяет партии. Дирижеры должны уметь донести до коллектива свою точку зрения и удерживать внимание зрителей.

Выделяют два основных вида дирижирования:

  • оркестровое — работа с инструменталистами.
  • хоровое — работа с вокальными исполнителями.

Оркестровое дирижирование отличается от хорового. Жесты оркестрового дирижера четче и жестче, чем хорового. Последний использует более мягкий стиль.

Плюсы

Профессия дирижер имеет ряд преимуществ:

  • занятие любимым делом;
  • самореализация;
  • передача своего видения произведений публике;
  • шанс приобщиться к музыкальной элите.

Минусы

Есть у профессии дирижер и недостатки:

  • высокая конкуренция;
  • сложное и длительное обучение;
  • физические и психологические нагрузки, особенно у оркестровых дирижеров;
  • невысокие заработные платы;
  • профессиональные заболевания: боли в шейном отделе позвоночника.

Где получить образование

Учебные заведения

Курсы

Для дирижеров существуют курсы повышения квалификации и переквалификации. Осуществляются они на базе университетов:

    Московский государственный институт культуры. Здесь объем программы составляет 36 часов;

Московская государственная академия музыки имени Шнитке. Объем занятий составляет 72 часа.

  • Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Профессиональная переподготовка здесь длится 2 года.
  • Востребованность

    Устройство на работу и карьера

    Уровень зарплаты

    Заработная плата дирижера зависит от места работы. В частных коллективах платят гонорары за выступления, а в государственных организациях, как правило, предусмотрен фиксированный оклад и премии.

    Средняя заработная плата дирижеров по России составляет 30 тысяч рублей. В столице есть шанс получать 50-60 тысяч, а в регионах зарплата остается на уровне 15-25 тысяч рублей в месяц. Именитые дирижеры получают гораздо больше. Например, Владимир Федосеев, руководитель Большого симфонического оркестра за 2018 год получил 6,5 миллиона рублей.

    Перспективы в будущем

    Ольга Варкулевич-Карпова, дирижер, педагог по вокалу, основатель проекта «Вокальная стройка», руководитель молодежного камерного хора Giocoso:

    — В музыке нахожусь всю жизнь — с 6 лет. С детства играла на фортепиано, а в 8 классе поняла, что хочу связать всю свою жизнь с музыкой. Мне было страшно петь одной, поэтому я выбрала хоровое пение: в хоре петь не так волнительно. Я решила поступать в музыкальное училище на хоровое дирижирование. Практика началась уже в музыкальном училище, там мы работали с хором. На выпускном курсе в 2003 году мне предложили выступить в качестве дирижера на празднике одного из университетов. Стоя на сцене, я поняла, что это небывалое удовольствие — управлять коллективом, видеть как он откликается на мои жесты. В тот момент я поняла, что хочу стоять по эту сторону хора. За училищем последовали университет и магистратура.

    После выпуска из университета в 2009 году я стала дирижером молодежного камерного хора Giocoso, руковожу им и по сей день. Я люблю своих студентов, наверное, поэтому я с ними уже столько времени. Я вижу, как они реализуют себя и тем самым помогают мне воплощать мои идеи в жизнь. Мои студенты — это многогранный инструмент в моих дирижерских руках. Участники моего хора — любители. Поэтому часто приходится работать над азами вокала: постановкой голоса и стилем. Кстати, это еще одна моя работа. Я — педагог по вокалу. Провожу индивидуальные занятия, помогаю с постановкой голоса.

    ДИРИЖИ́РОВАНИЕ

  • В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 51-52

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ДИРИЖИ́РОВАНИЕ (от франц. diriger – на­прав­лять, управ­лять, ру­ко­во­дить), вид му­зы­каль­но-ис­пол­ни­тель­ско­го ис­кус­ст­ва, управ­ле­ние кол­лек­ти­вом му­зы­кан­тов (ор­ке­ст­ром, хо­ром, ан­самб­лем, опер­ной труп­пой и т. д.) в про­цес­се под­го­тов­ки, во вре­мя пуб­лич­но­го ис­пол­не­ния и/или зву­ко­за­пи­си муз. про­из­ве­де­ния. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ди­ри­жё­ром, ко­то­рый стре­мит­ся пе­ре­дать кол­лек­ти­ву за­мы­сел ком­по­зи­то­ра, свои ху­дож. на­ме­ре­ния, обес­пе­чи­ва­ет ан­самб­ле­вую строй­ность и тех­нич. со­вер­шен­ст­во ис­пол­не­ния. В ос­но­ве ис­пол­ни­тель­ско­го пла­на ди­ри­жё­ра ле­жит тща­тель­ное изу­че­ние и вос­про­из­ве­де­ние тек­ста пар­ти­ту­ры . Тех­ни­ка Д. ос­но­ва­на на сис­те­ме дви­же­ния рук. Важ­ней­ший мо­мент в Д. – ауф­такт (пред­ва­ри­тель­ный взмах), сво­его ро­да «взя­тие ды­ха­ния», вы­зы­ваю­щее как от­вет­ную ре­ак­цию зву­ча­ние ор­ке­ст­ра, хо­ра. Зна­чительное ме­сто в тех­ни­ке Д. от­во­дит­ся так­ти­ро­ва­нию, т. е. обо­зна­че­нию при по­мо­щи взма­хов ру­ки (пре­им. пра­вой) мет­ро­рит­мической cтруктуры му­зы­ки. Ле­вой ру­кой обыч­но да­ют­ся ука­за­ния в об­лас­ти ди­на­ми­ки, вы­ра­зи­тель­но­сти, фра­зи­ров­ки. В прак­ти­ке Д., од­на­ко, про­яв­ля­ет­ся сво­бод­ное взаи­мо­про­ник­но­ве­ние функ­ций обе­их рук; боль­шую роль иг­ра­ют взгляд и ми­ми­ка ди­ри­жё­ра. Со­вре­мен­ное Д. тре­бу­ет от ди­ри­жё­ра ши­ро­кой об­ра­зо­ван­но­сти, ос­но­ва­тель­ной муз.-тео­ре­тич. под­го­тов­ки, тон­ко­го слу­ха, хо­ро­шей муз. па­мя­ти, ак­тив­ной це­ле­на­прав­лен­ной во­ли.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: