Смерть Дэвида Боуи: in loving memory

Дэвид жив?

По крайней мере, мертвым его никто не видел. Уважая скорбь близких, нельзя не отметить несколько очевидных фактов. Если их сопоставить, то несложно представить, что артист Дэвид Боуи мертв, а вот Дэвид Роберт Джонс, возможно, жив.

Но прежде чем перейти к фактам, хочется напомнить, это всего лишь возможность. Небольшая реконструкция в духе покойного.

Сообщения о смерти Дэвида Боуи. О том, что Боуи умер, весь мир узнал из его сообщества в Facebook. Даже Би-Би-Си ссылается на запись в Фейсбуке, как на источник информации. В других сетях на его аккаунтах — то же сообщение, которое и было растиражировано по миру.

Плюс единственный твит Данкана Джонса — сына Дэвида. В нем даже нет слов “смерть” или “умер”. Очень расплывчатая формулировка:

Very sorry and sad to say it’s true. I’ll be offline for a while. Love to all.

На последних фотографиях, которые датируются 7 января, Боуи совсем не выглядит умирающим. И это не постановка, как в случае с официальными «последними фотографиями», а вполне заурядное репортажное фото с премьеры “Лазаря” в Нью-Йорке. На премьеру, за месяц до смерти, он пришел сам.

Еще более удивительной выглядит история со срочной кремацией, которая якобы произошла сразу же, в воскресенье, в отсутствие не только близких друзей, но даже родственников. Могилы у Боуи тоже не будет. Говорят, так хотел сам Дэвид, но… Нет тела, нет документов, подтверждающих смерть, нет никого, кто видел его мертвым, никто не присутствовал на кремации. Даже самые желтые английские газеты, от которых вообще ничего не скроешь, кормятся информацией из соцсетей. Ничего больше нет.

А что есть? Удивительное совпадение срока выхода альбома и «смерти». То есть расчитанный кумулятивный эффект. Взрыв такой силы, что исчезновение самого иллюзиониста уже не вызывает вопросов. Это тоже вполне в стиле Дэвида, который всегда умел исчезать и манипулировать. Тем более, что очень мощно получилось!

Альбом Боуи впервые возглавляет американский хит-парад — при жизни Боуи такого успеха не достигал никогда! Количество просмотров больше, чем у Адель, музыку Боуи стали слушать в 300 (!) раз больше, чем неделю назад, а в британском хит-параде старые альбомы Дэвида на таких местах, которые в год выхода и не снились. Весь мир скорбит. И «просвещенные» уже рассказывают, что альбом Боуи — это послание иллюминатов, а Blackstar — планета Нибуру. В общем, всё, как он любил и даже лучше.

И это очень в его стиле. Достаточно вспомнить, как сорок лет назад Дэвид, спасся от неминуемой смерти и кокаиновой зависимости, сбежав в 1976 году из Лос-Анжелеса в Западный Берлин. Тогда он тоже просто исчез. Из Голливуда, где его друзьями по дорожкам были звезды и знаменитости, а любая выходка тут же попадала в таблоиды, Дэвид переехал в турецкий район почти полностью изолированного Западного Берлина. Города за стеной. Исчез, чтобы создать другого себя. Ему это удалось. И это самый яркий пример из биографии Дэвида. Тогда ему было 30. О тех временах повествуют альбомы берлинской трилогии.

Кроме того, история про смерть и возрождение — это его. Достаточно вспомнить про майора Тома, который тоже не сказать, что точно погиб (can you hear me major Tom?), но был похоронен, а потом неожиданно воскрес, через одиннадцать лет в песне Ashes to Ashes — «От пепелища к пепелищу». Пепел в этой статье уже фигурировал.

Будем верить, что таким, достойным себя способом, Правитель Мира вышел в отставку. Возможно, просто уехал в свой тайный ретрит, недалеко от Нью-Йорка, стал обычным британским пенсионером, тибетским монахом или Зигги Звездная Пыль. Остается один вопрос: кем он вернется в этот раз?

Музыка оказалась невечной

Смерть Дэвида Боуи — начало конца эпохи

Некролог

До самого последнего дня Боуи берег нашу веру в то, что вечная жизнь возможна

Концерт в рамках Ziggy Stardust Tour 12 мая 1973 года. В жизни Боуи попробовал себя в качестве мима, театрального режиссера и художника

Концерт в Германии, 1978 год

Восковой фигуре Боуи в Музее мадам Тюссо подбирают цвет глаз, 1983 год

Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Боуи представляет песню «Little Wonder» на фестивале в Сан-Ремо, 1997 год

Боуи выступает в образе Зигги Стардаста, 1973 год. Артист успел покрасоваться во всех масках, которые побывали в моде за последние четверть века

До самого последнего дня Боуи берег нашу веру в то, что вечная жизнь возможна

Концерт в рамках Ziggy Stardust Tour 12 мая 1973 года. В жизни Боуи попробовал себя в качестве мима, театрального режиссера и художника

Концерт в Германии, 1978 год

Восковой фигуре Боуи в Музее мадам Тюссо подбирают цвет глаз, 1983 год

Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Боуи представляет песню «Little Wonder» на фестивале в Сан-Ремо, 1997 год

Боуи выступает в образе Зигги Стардаста, 1973 год. Артист успел покрасоваться во всех масках, которые побывали в моде за последние четверть века

Последний альбом Дэвида Боуи «Blackstar» вышел 8 января, за два дня до его смерти. Диск вообще появился в очень некомфортный для популярной музыки исторический период. Ведь он в общем уже наступил, тот момент, когда каждый новый альбом живущих классиков может стать последним. Можно сказать жестче: еще год-другой и те, кто изобретал язык популярной музыки, посыплются, как иглы с высохшей новогодней елки.

Недавняя смерть Лемми Килмистера стала таким болезненным ударом для музыкального сообщества именно потому, что напомнила: вечной жизни нет. А ведь популярная музыка, будь то рок или поп, всегда говорила о том, что вечная жизнь как раз возможна. В этом смысле уход Жанны Фриске и Лемми Килмистера в 2015 году ранили одинаково. Не то чтобы все, кто скорбел по Жанне Фриске, видели в ней выдающуюся вокалистку, многие вряд ли вспомнили бы больше двух ее песен. Просто ее интуитивно опознавали как воплощение бесконечной молодости и успеха. Так и Лемми, всю жизнь сознательно умерщвлявший свою плоть, все равно крепко стоял на ногах, символизируя животворную силу рок-н-ролла.

На первый взгляд новый альбом Дэвида Боуи поддерживал миф о вечной жизни — даже несмотря на то, что на крупных планах в видеороликах было хорошо видно, что автору не 17 и даже не 57. Просто мы привыкли к тому, что автор всю жизнь меняет маски. А альбом рвался вперед, разрывая ритмические решетки криками саксофона.

Путешественник по режиссерам

Даже в те десять лет, что Боуи прожил вдали от телестудий и концертных площадок в образе обычного нью-йоркского пенсионера, казалось, что этот пенсионерский casual — очередная маска и он вот-вот снова выпрыгнет на сцену в каком-нибудь дизайнерском камзоле. В смысле лицедейства он стоил даже больше, чем Майкл Джексон, это он придумал сделать притворство неотъемлемой частью продукта. И в то же время никто не мог сказать, что у него на уме именно сейчас. Он всегда был человеком не отсюда, и настоящий Боуи оставался в глубокой тени каждого следующего образа. В конце концов Джексон прокололся с делом о педофилии, а Боуи сумел сохранить свои тайны до самого конца.

Читайте также  Новый альбом Doro выйдет в 2018 году

Что изобрел Дэвид Боуи

«Я знал, что все так произойдет, еще год назад»,— пишет в своем фейсбуке продюсер «Blackstar» Тони Висконти. То есть Боуи скрывал свою смертельную болезнь от публики, отвлекая ее новостями об альбоме, мюзикле «Лазарь» и сериале «Последние пантеры», где звучит заглавная песня «Blackstar». До самого последнего дня Боуи берег нашу веру в то, что вечная жизнь возможна, а он по-прежнему остается ее наилучшим воплощением.

Но вот он ушел, и вместе с ним уходит поп-музыка в том виде, в котором мы с ней познакомились много лет назад. Один за другим сходили со сцены форматы и носители, рушились мейджоры и сгорали мифы. Но пока был жив Боуи, песня была неотделима от героя, на переднем плане был некто, всегда готовый рассказать нам историю. Критики и философы давно предупреждали, что долго так продолжаться не может и все мы рано или поздно растворимся в бесконечной ленте соцсети, станем молекулами где-то в хвосте «длинного хвоста». Но пока был жив Боуи с его монументальной харизмой и эталонным качеством музыки, в это не хотелось верить до конца. Теперь все.

Memory of a Free Festival

„Memory of a Free Festival”. Что же, тут мы выбираемся на просторы оптимизма, в который я верю. Все ОБЯЗАТЕЛЬНО образуется. Я написал ее после Бекенгэмского фестиваля, где я был очень счастлив.

Memory of a Free Festival / Воспоминание о Фестивале Свободы

The Children of the summer’s end / Дети собрались в конце лета
Gathered in the dampened grass / Мы ходили по влажной траве
We played Our songs and felt the London sky / Играли Наши песни, и казалось, что небо Лондона
Resting on our hands / Лежит на наших руках
It was God’s land / С нами был Бог
It was ragged and naive / Мы были оборваны и наивны
It was Heaven / И это был Рай

Touch, We touched the very soul / Контакт, Мы коснулись каждой души
Of holding each and every life / В какой осталась хоть капля жизни
We claimed the very source of joy ran through / Мы были уверены, что отыскали источник радости
It didn’t, but it seemed that way / Не совсем, но казалось, что мы близки
I kissed a lot of people that day / Я расцеловал многих людей в тот день

Oh, to capture just one drop of all the ecstasy that swept that afternoon / О, сохранить бы хоть каплю экстаза, пролившегося на нас тогда
To paint that love / Запечатлеть эту любовь
upon a white balloon / под белым куполом
And fly it from / И выпустить ее
the topest top of all the tops / из верхней точки своей головы
That man has pushed beyond his brain / Человек, расширивший свое сознание
Satori must be something / Должен приблизиться
just the same / к Сатори
We scanned the skies with rainbow eyes and saw machines of every shape and size / Мы смотрели в небо радужными глазами, видели аппараты разных размеров и очертаний
We talked with tall Venusians passing through / Мы говорили с Венерианцами, пролетавшими мимо
And Peter tried to climb aboard but the Captain shook his head / Питер пытался взобраться на борт, но Капитан покачал головой
And away they soared / И они полетели дальше
Climbing through / В вышину, сквозь
the ivory vibrant cloud / дрожащее облако цвета слоновой кости
Someone passed some bliss among the crowd / Некоторые испытали блаженство среди толпы
And We walked back to the road, unchained / Мы двинулись назад к дороге, освобожденные

The Sun Machine is Coming Down, and We’re Gonna Have a Party / Солнечная Тарелка спускается вниз, и у нас будет праздник
The Sun Machine is Coming Down, and We’re Gonna Have a Party
The Sun Machine is Coming Down, and We’re Gonna Have a Party
The Sun Machine is Coming Down, and We’re Gonna Have a Party
The Sun Machine is Coming Down, and We’re Gonna Have a Party

Поскольку в книге Тремлетта есть подробное описание этого события, упомяну только самое важное.

Фестиваль в Кройдонском парке Croydon Road Recreation Ground в Бекенгэме состоялся 16 августа 1969 года, в те же выходные, когда в Штатах проходил Вудсток-69. Фестиваль был одной из первых попыток в Британии устроить бесплатное шоу в общественном парке. В целом затея удалась, собралось около 3 тысяч человек, и никто не пострадал. Ведущим был Джон Пил, Боуи сыграл рэгги-версию «Space Oddity», по отзывам очевидцев — ужасную.

Действо сопровождалось выступлением уличного кукольного театра (в Англии без этого не обходится ни одно развлекательное мероприятие), продажей всяких эзотерических штучек и играми типа coconut shy (не знаю, как перевести это на русский… похоже на традиционную английскую игру Тетушка Салли, но здесь необходимо выбивать деревянным шариком кокосы, стоящие на подставках; эта игра упоминалось у Боуи в песне «Karma Man»). Анджела Барнетт и Мэри Финниган жарили гамбургеры и продавали футболки; Дэвид назвал устроителей «материалистическими задницами». Настроение у него было мерзким — прошло всего пять дней после похорон его отца. Акустическая система была отвратительнейшей, к тому же к вечеру испортилась погода.

Позднее Боуи признался, что он написал не о том, что видел и чувствовал на самом деле, а о том, что ему хотелось видеть и чувствовать. Фактически эта песня стала реквиемом по Арт-лаборатории и его увлечению движением хиппи. В лирике все намекает на то, что народ на фестивале был по большей части либо укуренным, либо под кислотой. Но как бы там ни было, Боуи и Висконти клялись, что они действительно не раз наблюдали НЛО рядом с домом Лесли Дункан (об авторе «Love Song» будет отдельный пост), когда гостили у нее в Хэмпстеде.

Песня является смесью фолка, рок-баллады и прог-рока. Оригинальная версия была записана в Трайдент-студии 8 или 9 сентября 1969 года, через три недели после фестиваля. Аранжировка держится на необычном пасторальном звуке Rosedale chords organ — электрического мини-органа, на котором возможно сыграть 12 аккордов — и Боуи использовал их все))

Гармоническая последовательность в первом куплете проводится дважды, во втором куплете тональность меняется, поднимаясь на 4 ступени, и затем еще на ступень выше. На органе в студии играл сам Боуи; к этому Висконти добавил разнообразные фоновые звуки: смех, разговоры, звон посуды, кашель, звук шагов. Вокал выведен на передний план, при этом он постоянно перемещается между каналами. В сочетании с органом это дает гипнотический эффект, особенно когда песня переходит в хоровую коду, своеобразный госпел или мантру, которая длится в песне почти столько же времени, сколько два ее куплета. Звук вначале значительно нарастает, а затем постепенно затухает в отдалении. По структуре композиция Боуи очень напоминает битловскую «Hey Jude».

Читайте также  Ноты для бас-гитары

Полная длительность трека в ремастерированной версии (2009) составляет 7:15 мин, в коллекции Рико-дисков (1990) песня вышла разделенной на две части. Дело в том, что Меркури Рекордс в 1970 году настояли на том, чтобы в Америке песня была выпущена синглом (первая часть как а-сайд, вторая — би-сайд). Эпикфейл! За первый месяц после релиза продажи сингла были ошеломляющими… 240 копий.

Альбомная версия, ремастер, 2009

Сингловая версия (1970)


Существует альтернативный альбомный микс — довольно странные эксперименты Тони Висконти с реверберацией и обработкой звука.

Кроме того, в 1970 Боуи сыграл эту песню на радио ВВС, но качество записи оказалось столь низким, что Висконти обрезал это выступление до трех минут, и в таком виде трек вошел в компиляцию «Bowie At The Beeb».

На концертах в 1973 году периодически появлялась в сет-листе в виде попурри Memory of a Free Festival / Quicksand / Life on Mars, все существующие бутлеги настолько плохого качества, что не хочется их выкладывать.

В дальнейшем Боуи никогда к ней не возвращался, зато 2006-м ее здорово сыграла вживую группа Kashmir, остальные каверы не стоят внимания.

«Титан пал»: музыканты скорбят о смерти Дэвида Боуи

Музыканты по всему миру высказывают соболезнования в связи со смертью легендарного исполнителя Дэвида Боуи.

Коллеги по цеху отметили его вклад в развитие музыки, новаторские подходы в творчестве, а также влияние на других исполнителей.

«Дэвид был большой звездой, и я дорожу моментами, которые мы провели вместе. Его музыка стала очень важной частью музыкальной истории Британии, и я горжусь тем огромным влиянием, которое он оказал на людей по всему миру. Его звезда будет сиять в небе всегда», — написал на своей странице в Facebook участник The Beatles Пол МакКартни.

«Вчера я проснулся с близкими людьми и мы завтракали под звуки «Blackstar» (последнего альбома Боуи. — Ред.) . Я понятия не имел, что он умирал или недавно покинул эту землю. Это был тяжелый день. Что-то пошло не так. Впервые за несколько месяцев я чувствовал, что у меня не было никакого света внутри. Но этот альбом не был его последний подарок. Его музыка и персона будут жить. Пришельцы и существа в будущем будут изучать Боуи в качестве примера того, на что человечество было способно», — отметил на своей странице в Facebook участник The Dillinger Escape Plan Бенджамин Вейнман.

Участник Wilco Майкл Йоргенсен назвал смерть Боуи «падением Титана».

«Титан пал. Его вклад в мир не может быть переоценен», — поделился он на своей странице в Facebook.

«Это одновременно и потеря, и подарок, что мы испытали чудо, храбрость и безграничность Боуи. Имеем возможность в настоящее время жить с его новой музыки. Спасибо за бесконечное вдохновение Боуи, оно никогда не закончится», — написал на своей странице в Facebook певица Кимбра.

Участник Red Hot Chili Peppers Фли считает, что со смертью Боуи умерла и рок-музыка.

«Рок-музыка закончилась. Он был лучшим. Покойся с миром. Дэвид Боуи — мой любимый рок-музыкант всех времен. Боуи был добр ко мне. Он был теплым и щедрым. Он был большой интеллектуал, великий художник. Рокер», — написал он на своей странице в Facebook.

«Спасибо тебе, Дэвид Боуи, за всю великую музыку, которую ты сочинил и записал. Мы создали группу из-за тебя», — написали на своей странице в Facebook участники французской группы Air.

Участник System of a Down Шаво Одаджанян назвал кончину Боуи уходом легенды.

«Пусть покоится с миром. Мы только что потеряли еще одну легенду», — написал он в своем Instagram.

«Очень грустно читать о смерти не только одного из самых удивительных артистов нашего времени, но и одного из самых скромных мужчин, которых я когда-либо встречал», — написал в своем Instagram участник System of a Down Серж Танкян.

Вокалистка Yeah Yeah Yeahs Карен О уверена, что Боуи удалось изменить этот мир.

«Не могу себе представить мир без человека, который изменил его. Спасибо за вашу прекрасную музыку и прорицательность», — написала она в своем Instagram.

«Джон и Дэвид уважали друг друга. Они были схожы по интеллекту и таланту. У меня и Джона было очень мало друзей, но мы чувствовали Дэвида близким, как члена семьи. После того как Джон умер, Дэвид был всегда рядом со мной и Шоном. Когда Шон был в школе в Швейцарии, Дэвид забирал его и возил по музеям и разрешал Шону быть в его студии звукозаписи в Женеве. Для Шона это потеря еще одного отца. Это будет трудно для него, я знаю. Но у нас есть некоторые приятные воспоминания, которые останутся с нами навсегда», — написала в своем Instagram супруга Джона Леннона Йоко Оно.

Вокалист U2 заявил, что из-за смерти Боуи скорбит вся планета Земля.

Также теплые слова в адрес Боуи высказали сын Джона Леннона, музыкант Шон Леннон, мультиинструменталист Амер Халиб Томпсон, известный под псевдонимом Questlove, певицы Лу Диллон, Регина Спектор, гитарист Rage Against the Machine Том Морелло, музыкант Queens of the Stone Age Трой Ван Лювен, участник Nirvana Крист Новоселич, исполнители Кендрик Ламар, Кэйни Уэст, Питер Гэбриел, группы Foo Fighters, Dot Hacker, The Rolling Stones, Pixies, Massive Attack, Pet Shop Boys, Goldfrapp, Boards of Canada, Smashing Pumpkins, The National и другие.

«Very sad news to wake up to on this raining morning. David was a great star and I treasure the moments we had together. Опубліковано Paul McCartney 11 січня 2016 р.

Yesterday I woke up with some loved ones and had breakfast to the sounds of Blackstar. I had no idea that he was passing. Опубліковано Benjamin Weinman 11 січня 2016 р.

His contribution to the world cannot be overstated..A Titan has fallen. Опубліковано Mikael Erik Jorgensen 11 січня 2016 р.

It is not a loss but only a gift & a gain that we got to experience the wonder, bravery & boundless-ness of Bowie. & to. Опубліковано Kimbra 11 січня 2016 р.

oh no. my hero. bowie. the most beautiful. i love him with everything i am. rock music is over, done. he was the best. Опубліковано Flea 11 січня 2016 р.

Thank you David Bowie for all the great music you composed and recorded..we wanted to start a band because of you.. Опубліковано AIR 11 січня 2016 р.

Фото опубликовано Shavo O (@shavoodadjian)

Янв 11 2016 в 12:01 PST

Фото опубликовано Serj Tankian (@serjtankian)

Янв 10 2016 в 11:12 PST

Фото опубликовано Sean Ono Lennon (@sean_ono_lennon)

Янв 10 2016 в 11:57 PST

Фото опубликовано Karen O (@ko)

Читайте также  Минусовки для ударных Lamb of God

Янв 10 2016 в 11:15 PST

Фото опубликовано Yoko Ono (@yokoonoofficial)

Янв 11 2016 в 10:22 PST

Фото опубликовано Questlove Gomez (@questlove)

Янв 10 2016 в 11:05 PST

Фото опубликовано Lou Doillon ? (@loudoillon)

Янв 10 2016 в 11:55 PST

Фото опубликовано Tom Morello (@tommorello)

Янв 11 2016 в 12:13 PST

Фото опубликовано troyvanleeuwen (@troyvanleeuwen)

Янв 10 2016 в 11:20 PST

Фото опубликовано Foo Fighters (@foofighters)

Янв 11 2016 в 12:19 PST

Янв 11 2016 в 12:11 PST

What a honor, what a soul. David Bowie, Spirit of Gold. RIP.

The Rolling Stones are shocked and deeply saddened to hear of the death of our dear friend David Bowie. 1/2

As well as being a wonderful and kind man, he was an extraordinary artist, and a true original. 2/2 #DavidBowie

David Bowie was one of my most important inspirations, so fearless, so creative, he gave us magic for a lifetime.

Rest in peace David Bowie. Universe traveler dream bringer song singer. I’m glad you were here and will keep listening, as always.

I was shocked to learn of David Bowie’s death this morning. we will miss him badly — pg https://t.co/fEHNiz5ODk pic.twitter.com/dLvsgBonu8

Thank you for the music David Bowie.

Over here on E Street, we’re feeling the great loss of David Bowie. David was a visionary artist and an early supporter of our music.

RIP David Bowie: ‘When a true star blinks out, the sky looks different, and never feels the same’ — Billy Corgan pic.twitter.com/paqn7iQfJM

So sad to hear David Bowie has passed. Impossible to overstate his legacy and the influence he had on so many musicians including us.

Как сообщал «Обозреватель», Боуи умер 11 января после 18-месячной борьбы с раком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: