Симфонии Дмитрия Шостаковича будут переизданы к 110-летию композитора

Новости шоу бизнеса и музыки NEWSmuz.com

Опубликовано пн, 01/08/2016 — 16:17 пользователем NEWSmuz.com

Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе оркестра.

Запись начнется в Казани и завершится 7 сентября. В работе над тремя дисками инструментальных концертов, релиз которых намечен на осень, примут участие лауреаты конкурса Чайковского: Сергей Догадин и Павел Милюков (Первый и Второй скрипичные концерты), Лукас Генюшас и Дмитрий Маслеев (Первый и Второй фортепианные концерты), Александр Бузлов и Александр Рамм (Первый и Второй виолончельные концерты). Работы по записи музыки возглавит звукорежиссер Мариинского театра Владимир Рябенко. Как пояснил ТАСС маэстро Сладковский, записать музыку Шостаковича — его давняя мечта. «Мечта эта очень давняя. Она связана и с впечатлениями моего детства: сильнейший импульс к желанию стать дирижером дала изданная «Мелодией» запись Берлинского филармонического оркестра с Караяном из Большого зала Московской консерватории. Это был год 1972-й или 1973-й», — рассказал он.

Сладковский также добавил, что тема Шостаковича тесно переплетена с его петербургским прошлым. «Мне посчастливилось быть немного знакомым с Исааком Гликманом, секретарем и одним из ближайших его друзей и соратников. Есть такая книга — «Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману», которую я, конечно, прочел от корки до корки. У меня всегда было чувство, что Шостакович где-то рядом», — поделился маэстро. Он добавил, что мечтал записать весь этот массив музыки еще к столетию Шостаковича. «Но тогда у меня не было своего оркестра. Спустя десять лет я подхожу к другой юбилейной дате с осознанием того, что мне удалось создать такой оркестр, который сегодня может воспроизвести весь этот материал. Я счастлив, что оркестр Татарстана превратился в коллектив, способный браться сегодня за целые циклы партитур такого уровня сложности», — заключил артист, отметив, что также в его планах — записать все симфонии Малера.

Быстрый поиск:

  • Дмитрий Шостакович
  • Александр Сладковский

Deutsche Grammophon покажет премьеры раннего Шостаковича

Изначально они должны были прозвучать на фестивале «Дни Шостаковича» в саксонском городе Гориш, однако мероприятие решили отменить.

В записи произведения исполнят три российских пианиста. Так, Дмитрий Маслеев сыграет в зале Чайковского в Москве, Даниил Трифонов — в американском Гринвиче, а Юлианна Авдеева в отеле Альбертсхоф, где композитор сочинил один из струнных квартетов.

Среди премьер — «Прелюдия и фуга» до диез минор, «Скерцо» и шесть фортепианных пьес 1918–1920.

Письма Дмитрия Шостаковича проданы за 1,1 млн руб

Все письма — в конвертах, прошедших почту. Адресованы артистке балета Большого театра Нине Павловне Ивановой (1916-1983). Ее дочь любезно предоставила информацию об отношениях матери с Дмитрием Шостаковичем.

«Они познакомились в 1933 году. Дмитрий влюбился сразу. Нина ответила взаимностью. Постепенно отношения становились все более серьезными. Шостакович стал бывать в доме родителей Нины. Несколько раз предлагал ей стать его женой. Нина все время отказывала: Шостакович был женат, и у.

Вышла антология авторских записей «Шостакович играет Шостаковича»

Это уникальная коллекция фонодокументов, зафиксировавших для потомков игру гениального советского композитора.

Шостакович играет Шостаковича

Главный бонус комплекта – «домашняя» запись скрипичной сонаты в исполнении автора и Давида Ойстраха. Несомненный интерес вызовет Десятая симфония в переложении для фортепиано в четыре руки, записанная в ансамбле с выдающимся композитором Мечиславом Вайнбергом.

Концерты, камерные ансамбли и вокальные циклы Шостакович записывал с участием крупнейших.

В Самаре появится памятник Шостаковичу

С предложением увековечить память композитора выступил член Центрального совета РВИО Александр Хинштейн. Монумент высотой 4 метра уже изготовлен скульптором Зурабом Церетели.

«РВИО готово принять участие в реализации проекта в части приобретения бронзовой скульптуры композитора работы З.К. Церетели», — говорится в письме Владимира Мединского.

Планируется, что открытие памятника Шостаковичу будет приурочено к Дню города в Самаре. Местом установки может стать сквер.

Алексей Учитель ищет сценариста для фильма о Шостаковиче

«В планах, если говорить о перспективе, то после Цоя (фильма о Викторе Цое — ред.) я собираюсь снимать фильм о Шостаковиче. Года полтора мы ищем сценариста не только в России, но и в Англии, и в США», — рассказал Учитель журналистам в рамках 28-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку».

По его словам, переговоры с потенциальными сценаристами могут быть завершены в течение ближайших двух месяцев.

Учитель добавил также, что в рамках подготовки к съемке.

К 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича

М. Г. Иванова, Н. В. Рамазанова

«Без музыки трудно представить себе
жизнь человека. Без звуков музыки
она была бы неполна, глуха, бедна. »
Д. Д. Шостакович

Он «Век златой» звучаний ярких, сильных
В искусство музыки привнес шутя.
Ах, вдохновенье черпаешь обильно
Откуда ты, прелестное дитя?
М. М. Чернов 1

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) оставил обширное творческое и эпистолярное наследие, которое находится в различных библиотеках и архивах.

Количество нотных текстов Шостаковича, хранящихся здесь, невелико. К ним относятся: издание его первой оперы «Нос» (1929) с дарственной надписью автора певцу Павлу Максимовичу Журавленко 2 , печатный клавир первой редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда. Катерина Измайлова» (1935), куда композитор вложил листы с рукописным нотным текстом второй редакции , а также репринтное издание Четырнадцатой симфонии (1969), подаренное Шостаковичем композитору Б. С. Майзелю 4 . Кроме сочинений оперного и симфонического жанров здесь хранится балетная сюита «Цветы» (1961) созданная на материале произведений Д. Д. Шостаковича 5 . Сюита записана неустановленным лицом в переложении для фортепиано.

Помимо законченных произведений, сохранились и авторские записи фрагментов сочинений, оставленные композитором на память разным лицам. Одна из записей представляет собой отрывок Темы с вариациями B-dur для оркестра, op. 3 в изложении для фортепиано. Другая – заключает в себе пять тактов из Восьмой симфонии с дарственной надписью Б. С. Майзелю.

Эпистолярное наследие, отражающее разные сферы жизни композитора, представлено более широко. Некоторые письма заключают в себе отзывы-характеристики на сочинения, которые Дмитрий Дмитриевич как член Союза композиторов рекомендовал для издания. Рецензируемые Шостаковичем произведения принадлежали целому ряду музыкантов: Юрию Николаевичу Тюлину, Дмитрию Алексеевичу Толстому, Георгию Самуиловичу Фриду. Рекомендации Шостаковича, надо полагать, при вынесении окончательного решения об издании того или иного произведения играли не последнюю роль. Так отзыв на сочинение композитора и музыковеда Тюлина «Девичья частушка» заключался словами «Печатать необходимо. Будет иметь большой успех» 6 . В результате публикация произведения состоялась в 1938 г. 7

Композитора часто приглашали в жюри разнообразных музыкальных конкурсов в качестве председателя. Причем он не только оценивал сочинения, представленные на конкурсы, но и включался в их организацию. Об этом свидетельствует, например, официальное письмо, полученное поэтом Анатолием Николаевичем Чепуровым. В нем сформулировано предложение принять участие в конкурсе 1957 года на лучшую детскую песню. Письмо, подписанное Шостаковичем, сохранилось в архиве поэта.

Читайте также  Инстаграм Ваенга Елена

Музыканты обращались к Шостаковичу как к депутату Верховного Совета РСФСР с различными просьбами о помощи в решении бытовых проблем. Его ответы (часто на официальных бланках), находятся в архивах композитора, пианиста, основоположника научной школы по исследованию древнерусской музыки Максима Викторовича Бражникова; музыковеда, хранителя Отдела рукописей Российской национальной библиотеки Анастасии Сергеевны Ляпуновой; музыковеда, директора Ленинградской консерватории, а позже директора Малого оперного театра Бориса Ивановича Загурского; театрального деятеля Петра Цезаревича Радчика.

Письма Шостаковича свидетельствуют и о его творческом взаимодействии с другими музыкантами. Так, высоко оценивая талант и вкус Вениамина Ефимовича Баснера, а также его опыт, приобретенный в процессе работы с киномузыкой Дмитрия Дмитриевича, в письме к директору Ленфильма Илье Николаевичу Киселеву рекомендовал его в качестве музыкального редактора для экранизации балета «Барышня и хулиган».

Шостакович принимал участие и в различных телепередачах. Об одной такой съемке, состоявшейся в 1966 г. и посвященной его другу, музыковеду Ивану Ивановичу Соллертинскому, свидетельствует письмо Шостаковича и фотографии, сделанные на Ленинградской студии телевидения. Эти документы сохранились в архиве режиссера Майи Васильевны Дубянской.

Письмо Шостаковича есть также и в архиве Анны Андреевны Ахматовой. Оно было написано в январе 1959 г. Содержание письма – благодарность за «бесценный подарок». Этим подарком был сборник стихотворений Ахматовой, вышедший в 1958 г. где было опубликовано стихотворение «Музыка» с посвящением «Д. Д. Ш.» (Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу). О том, что Ахматова высоко ценила музыку Шостаковича вообще, и, в особенности, его Седьмую симфонию, свидетельствует также тот факт, что «Поэма без героя» первоначально имела такое окончание:

«А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя “Седьмая”
На неслыханный мчалась пир,
Притворившись нотной тетрадкой
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир» 8 .

О значении творчества Шостаковича для музыкальной жизни XX века свидетельствуют и материалы, собранные людьми, которые не были лично знакомы с композитором. В архиве Вячеслава Михайловича Лосева – библиографа, краеведа, секретаря общества «Старый Петербург – новый Ленинград» хранятся два буклета, подготовленные к премьере оперы «Леди Макбет Мценского уезда. Катерина Измайлова» в 1934 г. в МАЛЕГОТе и Государственном музыкальном театре им В. И. Немировича-Данченко, а также подборка статей, вырезанных из газет, с отзывами об этой опере.

В архивах есть и фотографии Шостаковича. Несколько любительских снимков, сделанных во время его отдыха на дачах в Комарово и в Репино, находятся в архивах издателя, книговеда Александра Александровича Кроленко и композитора Бориса Сергеевича Майзеля. Вместе с исполнителями Четырнадцатой симфонии, премьера которой состоялась в Ленинграде в 1969 г., Шостакович был сфотографирован на сцене Капеллы.

Итак, обзор материалов показывает, что композиторская деятельность занимала лишь часть насыщенной жизни Д. Д. Шостаковича. Его друг Петр Цезаревич Радчик писал:

«Трудно себе представить, как ему удавалось совместить творческую работу с большой и разнообразной общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР, членом комитета защиты мира, ездил на заседания и конгрессы в разные концы света, был председателем правления Союза композиторов РСФСР со дня его основания, был Секретарем Союза композиторов СССР, Председателем жюри международных конкурсов музыкантов-исполнителей, выступал в печати по самым актуальным вопросам музыкальной жизни страны, преподавал в консерватории… И все это он делал с полной отдачей» 9 .

Современный Шостакович. К 110-летию со дня рождения композитора

25 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Всемирно известный ленинградский композитор с непростой биографией. Его 7-я симфония стала лучом надежды для тех, кто прошел Великую Отечественную.

О достижениях Шостаковича сказано довольно много. Наш корреспондент Александра Ли представила, что было бы, если бы музыкант жил в наши дни.

Какой была бы предвыборная агитация Шостаковича-политика, некогда депутата Верховного Совета двух созывов, сейчас можно только гадать. Но важно одно: скорее всего, в голосовании он обязательно бы принял участие, гарантированно прошел бы в Госдуму. Авторитет неоспорим. И непременно лично решал бы проблемы людей. Таков уж Шостакович — совесть нации, закаленная в советское время.

Юрий Темирканов, художественный руководитель Санкт-Петербургской государственной Филармонии, главный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии: «У нас же даже чихнуть нельзя было без политики. Поэтому он не мог не отвечать на вопросы времени. Поэтому он и Шостакович. Я даже не знаю, как бы он состоялся бы в других обстоятельствах. Если бы он жил в приличной стране, то вряд ли бы он писал такие страшные вещи. А он жил в неприличной стране».

В своей стране пережить пришлось многое. Словно в ритме его же сочинений, при жизни Шостаковича то превозносили, то били по рукам.

«Сумбур вместо конструктивной критики» лишил репертуар Мариинского театра «Леди Макбет Мценского уезда» в 1936 году. Но и раньше — в 1931 году премьера не оперы, а балета «Болт» для широкого зрителя так и не состоялась. Спектакль заменили на «Дон Кихота». Смутили не столько музыкальные образы, сколько вполне конкретные. Время позже расставит все точки над i и растащит персонажей и музыку на цитаты. А пока молодой Шостакович, судя по фото, отмечает удачный предпоказ.

-В центре Дмитрий Дмитрич, на руках у него Вечеслова Татьяна. В такой легкой фривольной позе!

Фривольным в жизни и даже в творчестве Шостаковича не назовешь: такую фотографию в Instagram, будь Дмитрий Дмитриевич нашим современником, разместил бы едва. Угловатая молодость, круглые очки интеллигента, строгий скромный вид — то, что сейчас так пленяет целое поколение молодых людей.

Ольга Комок, музыковед: «Он был не хипстером, скорее — ботаником. Он был такой ядовитейший эрудит, молодой выскочка, очень скромный и зажатый в том числе поведенчески, насколько это можно сейчас понять, в быту. Очень умный, с ним наверняка было сложно разговаривать девушкам, мне так кажется».

Как бы сейчас сложилась судьба «формалиста», распечатанного по стенке в 1948 году? Смог бы он в наши дни столь покорно принять эту роль, чтобы не впасть в большую немилость? А если бы Ленинград не пережил страшные годы блокады, услышал бы мир Ленинградскую симфонию?

Смог бы он сам жить и знать тех, для кого стал прародителем, гением? Мог ли представить, что его «Золотой век» — это первый балет, снятый с репертуара, — реинкарнируют лишь на столетие автора, так и не вернув ему исходное говорящее спортивное название.

Александра Ли, корреспондент: «Не только к «Динамо», но и футболу в принципе сердце Шостаковича тяготело вплоть до последнего удара. Это общеизвестный факт. Но любовь к этому клубу трансформировалась в любовь к «Зениту». Можно только представить, какой силой она обладала бы в наши дни. Однажды Дмитрию Шостаковичу позвонили по поводу репетиции в Камерном музыкальном театре. Трубку взяла его жена. Пониженным голосом она попросила позвонить минут через 20. «Зенит» играл со «Спартаком».

Читайте также  Совместный тур Green Day, Weezer и Fall Out Boy

Из личных записей Дмитрия Шостаковича: «Я прихожу и узнаю, что «Зенит» уже смазал две верные штуки. Но вот Шелагин, находясь метрах в пятнадцати от ворот, забивает эффектный мяч в ворота Разумовского. Мяч прошел в самый верхний, задний угол ворот. После этого идет бурная атака «Локомотива», и Грищенко берет «мертвеца» от Карцева. Передает Бодрову, Бодров — Шишаеву, Шишаев — Шелагину, и тот метров с 25 пустил «мертвого низовика».

Живи теперь, композитор бы написал свой гимн футболу, о котором так мечтал. Фигуры сродни Шостаковичу в наши дни нет. Мир лишь спустя век и десять лет различает гения. Правда, не тлеет надежда на то, что такой же мальчишка уже среди нас.

Лекция-концерт «Гений ХХ-го века. Д.Шостакович»

Материал к лекции-концерту, посвященного 110-летию со дня рождения композитора Д.Шостаковича

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya.docx 27.26 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

к 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича.

«Гений ХХ века. Д.Шостакович»

Наша встреча посвящена творчеству Д.Д. Шостаковича – одного из величайших композиторов ХХ века. В этом году Дмитрию Дмитриевичу исполнилось бы 110 лет со дня рождения.

Музыка Шостаковича неразрывно связана с жизнью и историей русского народа. Гений Шостаковича универсален. Его наследие стало классикой русской и мировой музыкальной культуры. Композитор писал музыку во всех жанрах. Он – автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, а также многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Дмитрий Дмитриевич родился 25 сентября 1906 года в Петербурге в интеллигентной и музыкальной семье.

Отец — Дмитрий Болеславович был инженером-химиком, но горячо любил музыку и прекрасно пел романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах.

Мать – Софья Васильевна была профессиональной пианисткой, закончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, именно она стала первой учительницей музыки своего сына.

В доме Шостаковичей часто звучала музыка, устраивались любительские концерты.

Маленький Митя быстро достиг вершин игры на фортепиано и вскоре проявил себя как композитор. Уже в 12 лет он написал свои первые сочинения. (на слайде)

В 13 лет Дмитрий поступает в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. Директор консерватории – Александр Константинович Глазунов – сразу обратил внимание на талант молодого музыканта, назвав Шостаковича «новым Моцартом». Именно он посоветовал ему всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием юноши .

В 17 лет Д.Шостакович закончил консерваторию. К окончанию консерватории Дмитрий создал Первую симфонию.

Эта симфония сразу же определила место в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов.

Звучит фрагмент Первой симфонии

Сам композитор говорил, что успех Симфонии убедил его всерьез заняться композицией.

Начиная свой творческий путь, 19-летний Д.Шостакович сказал: «Я буду работать, не покладая рук в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь». Это юношеское обещание композитор выполнил только благодаря своей целеустремленности, организованности, трудолюбию и вере в себя.

В юные годы к Шостаковичу пришло признание его не только как композитора, но и как пианиста. Он был удостоен почетного Диплома на Международном конкурсе им Ф.Шопена в Варшаве. С этих пор Шостакович много концертировал как пианист, исполнитель собственных произведений.

Сонаты, концерты для фортепиано, циклы фортепианных пьес: «Афоризмы», «Прелюдии», «Фантастические танцы» — это, пожалуй, небольшая часть всего фортепианного наследия Д.Шостаковича.

В своем творчестве композитор уделял внимание и детской музыке. Одним из наиболее популярных циклов детских пьес для фортепиано является цикл «Танцы кукол», в котором объединены разные танцевальные жанры.

Сейчас прозвучат несколько произведений из этого цикла.

1. Шарманка (Изотов Игорь и Татьяна Владимировна Чистякова)

2. Лирический вальс (Иванова Ульяна)

3. Гавот (Юрахно Константин, Галина Васильевна Цепова)

4. Вальс-шутка (Яковлев Владислав)

В юношеские годы Шостакович работает пианистом-иллюстратором в кинотеатрах. Что впоследствии вдохновило его на создание музыки к кинофильмам, многие из которых стали киноклассикой. Среди них такие выдающиеся творения как «Гамлет», «Овод», «Король Лир», «Молодая гвардия» и др. А первым из них был «Встречный». Лейтмотивом кинофильма «Встречный» стала знаменитая «Утренняя песня» (или «Песня о встречном»), рисующая коллективный образ молодых рабочих. Эта радостная светлая мелодия далеко перелетела за пределы нашей страны, стала образом молодости и труда.

5. «Песня о встречном» (Камозина Елизавета, Александра Александровна Люба)

А сейчас вы услышите в исполнении Овидько Екатерины «Вальс-воспоминание» из мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде», к которому Д.Шостакович также написал музыку, но, к сожалению, этот мультфильм так и не вышел на экран.

6. «Вальс-воспоминание» (Овидько Екатерина)

Звучит фрагмент Седьмой симфонии

Годы Великой Отечественной войны застали Д.Д.Шостаковича в Ленинграде, где он вместе с другими жителями города мужественно переносил лишения блокады. Композитор, тогда уже профессор консерватории, помогал готовить укрепления, дежурил на крыше, спасая город от зажигательных бомб.

Мировая слава пришла к Шостаковичу в военные годы. Его произведения тех лет стали выдающимся примером творчества, направленного против войны и фашизма.

Знаменитая Седьмая симфония была создана в конце 1941 года. Вскоре зазвучала во всем мире символом грядущей победы. Д.Шостакович тогда по праву был назван «Величайшим композитором современности».

Сейчас прозвучит отрывок из Седьмой симфонии в исполнении композитора.

В послевоенный период произведения Д.Шостаковича с огромным успехом звучали в исполнении лучших музыкантов на всех континентах земного шара.

Многие произведения этого времени проникнуты не присущими ранее Шостаковичу оптимизмом и бодростью. Типичным примером такой музыки стала оперетта «Москва, Черемушки» (1958) – музыкальная комедия на злободневную тему о благоустройстве москвичей, переезжающих из коммунальных квартир в отдельные квартиры в панельных домах.

Сейчас прозвучат фрагменты из оперетты

7. «Вальс цветов» ( Исполняет Юхнова Милена)

8. «Грустная песенка» (Исполняют Шкаликова Мария, Сулейманова Башханым, Алексеева Мария, Филиппова Татьяна)

Сочинения для голоса с сопровождением

В творчестве Дмитрия Шостаковича вокальная музыка занимает не менее важное место, чем инструментальные композиции. Появляется большое количество романсов на слова русских и зарубежных авторов.

В вокальной музыке Шостаковича поражает не только тонкость ощущения стиля, почерка поэта, но и умение воссоздать национальные особенности музыки. Это особенно ярко в «Испанских песнях», в цикле «Из еврейской народной поэзии», в романсах на стихи английских поэтов и в русской романсной лирике.

9. Песня «Хороший день» на слова Е. Долматовского (исполнит Ревкина Алена)

Балеты Дмитрия Шостаковича — чрезвычайно интересная, примечательная, своеобразная страница его творчества. «Золотой век» (1929-1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1934-1935). Эти балеты композитор написал, желая воспеть новую жизнь Советской России.

Танцевальные номера из этих балетов вошли в циклы «Балетных сюит».

Сейчас вы услышите:

10. «Элегия» (Из балетной сюиты №3) (Елена Владимировна Кузьмина, А.А. Люба)

11. «Танец» (Из балетной сюиты №3. Исполняют Шкаликова Мария, Сулейманова Башханым, Алексеева Мария, Филиппова Татьяна)

12. «Сентиментальный вальс» (Из балетной сюиты №2. Исполняют Яковлев Владислав, Сулейманова Башханым, Алексеева Мария, Филиппова Татьяна

Д.Д. Шостакович писал в одной из своих статей, обращенных к молодежи:

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Надеемся, что вы последуете этому совету великого музыканта и полюбите музыку, которую создал он – великий художник ХХ века Дмитрий Шостакович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: