Школа игры на бас-гитаре

Школа игры на бас-гитаре

Часть 1. ОСНОВЫ БАС-ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

«Школа игры на бас-гитаре» содержит подробный учебно-методический материал, начиная с советов по выбору инструмента, струн, способам настройки бас-гитары и т. д., до басовых партий, требующих определённой техники и теоретической подготовки. Школа предназначена как для желающих научиться игре на бас-гитаре «с нуля», т.е. для учащихся, не имеющих никакой предварительной музыкальной подготовки так и для музыкантов уже владеющих в некоторой степени инструментом, но желающих систематизировать свои знания и расширить свой технический арсенал. Кроме того, Школа может стать дополнительным методическим материалом для преподавателей учебных заведений.
Школа содержит большое количество упражнений, этюдов, басовые партии популярных произведений и фрагменты басового аккомпанемента из репертуара известных групп. В нотном приложении подобран иллюстративный материал из пьес различных музыкальных направлений и жанров, позволяющий закрепить полученные в процессе обучения исполнительские навыки. Помимо практического учебного материала, предназначенного для технического совершенствования начинающих музыкантов, в пособии предлагается материал по элементарной теории музыки в объёме, необходимом для игры по нотам и для понимания закономерностей построения басовых партий. Даны аппликатуры основных гамм и арпеджио.
152 страницы формата А4 с иллюстрациями и нотным приложением.

Часть 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Во второй части Школы игры на бас-гитаре рассмотрены наиболее употребительные приёмы, которые, я считаю, должны быть обязательным элементом в арсенале каждого бас-гитариста. В связи с большим обьёмом материала, для удобства пользования Школой, раздел, посвящённый изучению различных приёмов звукоизвлечения, выпущен в двух частях. У обеих частей общее название («Технические приёмы»), сквозная нумерация глав и нотных примеров. Предисловие, отзывы и послесловие в начале Школы относятся ко всему труду в целом. Нотное приложение содержит дополнительный материал, включающий переложения для бас-гитары инструментальных пьес композиторов классического жанра, а также басовые партии популярных произведений, фрагменты басового аккомпанемента из репертуара известных групп различных направлений а также авторские произведения.

152 страницы формата А4 с иллюстрациями и нотным приложением.

Часть 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ (продолжение)

Третья часть Школы игры на бас-гитаре, также как и вторая, посвящена изучению основных технических приёмов игры современного бас-гитариста. В связи с большим обьёмом материала, для удобства пользования Школой, раздел, посвящённый изучению различных приёмов звукоизвлечения, выпущен в двух частях. У обеих частей общее название («Технические приёмы»), сквозная нумерация глав и нотных примеров. Предисловие, отзывы и послесловие в начале Школы относятся ко всему труду в целом. В предыдущей (второй) части рассмотрены наиболее употребительные приёмы, которые, я считаю, должны быть обязательным элементом в арсенале каждого бас-гитариста. В третьей части рассмотрены приёмы, не являющиеся столь необходимыми при построении аккомпанемента или сольных партий, но, тем не менее, существенно раздвигающих рамки творческого диапазона применения бас-гитары, а также значительно расширяющих спектр выразительных средств для более полного самовыражения творческого музыканта. Напомню, что рассмотренные в данном пособии технические приёмы далеко не исчерпывают возможности каждого способа игры на бас-гитаре. Все упражнения и этюды, предлагаемые в данном пособии для освоения той или иной техники звукоизвлечения, имеют цель познакомить учащихся с техническим арсеналом современных бас-гитаристов, а также выработать и закрепить у учащихся основополагающие, фундаментальные технические элементы игры, на базе которых бас-гитарист сможет, в дальнейшем, самостоятельно совершенствовать своё мастерство. Нельзя рассматривать предлагаемый материал как законченное пособие для всестороннего виртуозного овладения каждым предложенным способом звукоизвлечения. Здесь приведены лишь те упражнения, которые позволяют наиболее быстро и эффективно достичь результата освоить основы базовых приёмов исполнительства на бас-гитаре. Освоив азы исполнения каждого приёма, не останавливайтесь на достигнутом, а продолжайте совершенствоваться дальше самостоятельно или под наблюдением более опытных бас-гитаристов, либо, руководствуясь непосредственно музыкальными образцами из репертуара ведущих бас-гитаристов, не ограничиваясь приведенным в Школе нотным материалом.

Методические замечания.
Настоящие замечания адресуются прежде всего преподавателям классов бас-гитар музыкально-учебных заведений, музыкантам-руководителям музыкальных студий и кружков при Домах культуры и других культурно-просветительских учреждений, а также всем музыкантам-педагогам использующим данную Школу для обучения игре на бас-гитаре.
Эта Школа ставит своей задачей дать систематическое и последовательное изложение курса обучения игре на бас-гитаре. Несмотря на относительную «молодость» бас-гитары по сравнению с другими инструментами, к настоящему времени уже накопилось множество статей, заметок, рекомендаций и пособий разных авторов, посвящённых изучению отдельных приёмов, вариантах звукоизвлечения и многим другим, самым разнообразным вопросам исполнительства на бас-гитаре. Однако учебных пособий, в которых последовательно, шаг за шагом, системно излагался бы курс обучения игре на бас-гитаре, начиная «с нуля», т.е. для учащихся не имеющих никакой предварительной подготовки, до разучивания и анализа произведений, требующих уже высокой степени мастерства, крайне недостаточно. Излишне говорить о важности такого системного расположения изучаемого материала, способствующего наиболее активному его усвоению.
В то же время следует принять во внимание, что неповторимые особенности индивидуальностей педагогов и учащихся, а также характерная специфика языка музыкальных произведений различных жанров предполагают исключительное разнообразие путей музыкального воспитания ученика и трактовок исполняемых произведений. Причём, чем более одарён ученик, тем чаще приходится сталкиваться с яркими и, зачастую, неожиданными проявлениями его индивидуальности. Настоящие таланты встречаются не так уж часто и важно создать им условия для быстрого продвижения вперёд, не задерживать их развития программными требованиями, рассчитанными на учащихся менее одарённых. Поэтому предлагаемые в Школе некоторые методические положения, советы и рекомендации не следует понимать как единственно возможные. Автор вполне допускает, что опытный педагог-музыкант, обучающий игре на инструменте, опираясь на собственный исполнительский, педагогический и жизненный опыт, сочтёт возможным внести в них какие-либо свои дополнения или изменения. Стремление видеть в Школе рецептурное изложение правил, годных на все случаи жизни, которым надлежит догматически следовать, противоречили бы творческому подходу, заложенного в самой природе искусства.
Известно, что обучение на любом музыкальном инструменте предполагает наличие целого комплекса различных способностей. Конечно, прежде всего надо обладать музыкальными способностями — музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью. Однако, следует знать, что даже при недостаточно выраженных врождённых музыкальных способностях, всегда имеется возможность их дальнейшего развития. Особенно это следует иметь ввиду руководителям студий, музыкальных центров и кружков, где, как правило, основная деятельность направлена непосредственно только на разучивание и исполнение композиций. В музыкально-учебных заведениях для этого по определённым методикам на занятиях по сольфеджио, ритмике и др. как раз и занимаются развитием всех музыкальных способностей на основе врождённых музыкальных задатков. Поэтому, в тех музыкальных учебных учреждениях, где нет возможности проведения подобных занятий, преподавателям бас-гитары следует не ограничиваться разучиванием упражнений и пьес, а часть урока посвящать также всестороннему музыкальному развитию учащегося, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению изучаемого репертуарного материала. Например, даже на самых начальных этапах обучения, когда учащийся только научился правильно извлекать отдельные звуки и исполнять простейшие этюды и пьесы, полученный навык надо применить для подбирания по слуху знакомых мелодий, различных по характеру. Каковы бы ни были затруднения при подбирании, отказываться от него нецелесообразно, так как оно является отличным средством для развития слуха и свободы ориентировки на грифе гитары. Весьма полезным является также анализ исполняемых произведений с точки зрения их формы, тональности, характерных особенностей гармонии, ритма, и т.д.
Следует подчеркнуть, что создавая Школу автор основывался не только на личной практике, но и стремился возможно шире использовать бесценный опыт своих педагогов и коллег, которым они щедро делились, за что я выражаю им искреннюю признательность. Это известные музыканты-педагоги с которыми мне посчастливилось работать и общаться: И. Бриль, А. Кролл, А. Козлов, Г. Лукьянов, Ю. Маркин, Ю. Чугунов, А. Сухих, А. Осейчук, , В. Мельников, А. Решетцов.

Читайте также  Против течения: Against The Current в Москве

Обучение бас гитаре

Мы обучаем всем направлениям бас-гитары

Специально для обучения игре на бас-гитаре для начинающих мы разработали экспресс программу

Один из лучших педагогов школы Арт Фа, преподающий в области струнных инструментов, разработал специальную ускоренную программу, направленную на то, чтобы за самые короткие сроки обучиться игре на бас-гитаре и овладеть самыми главными секретами и техниками.

Чтобы научиться хорошо играть на инструменте, необходимо овладеть базовыми навыками:

  • Наши методисты выпускники и педагоги из самых известных музыкальных ВУЗов
  • Программа позволяет вырасти от “нуля” до “профи” за несколько месяцев
  • Программа адаптируется педагогом школы под каждого ученика индивидуально
  • Разогреваемся и разыгрываемся
  • Отрабатываем прошедший материал и проходим новую тему
  • Занимаемся практикой и еще раз практикой

Подберите педагога с которым вы добьетесь результата!

Образование: училище эстрадно-джазового искусства по классу гитары

Комфортная и творческая
атмосфера для занятий в нашей студии

Во время занятий используется масса нового, удобного и современного оборудования. Кроме того, оснащена обучающими материалами, полностью соответствующими уникальной программе. А также в студии преподают практикующие педагоги-музыканты, которые проводят занятия с максимальной пользой для ученика, постоянно закрепляя весь изученный теоретический материал на практике.

Отзывы наших любимых учеников




Выступайте вместе с нами и участвуйте в конкурсах

Чтобы избежать чрезмерного волнения и в полной мере проявить свои музыкальные способности и приобретенные за период обучения умения, следует выступать на публике. Именно страх и переживания очень часто мешают проявить свой творческий потенциал, показать результаты многодневной работы.

Именно поэтому в студии регулярно проводятся различные мероприятия, направленные получение ценного опыта выступлений для зрителей.

Арт Фа регулярно проводит такие мероприятия, как квартирники и отчетные концерты. Квартирники проводятся два раза в месяца под руководством преподавателей. Эти мероприятия проходят в дружественной обстановке, где артист имеет возможность познакомиться с публикой.

Отчетные концерты — это мероприятия, которые проводят с целью оценки результата за определенный промежуток времени. Их проводят раз в два месяца. На концерте присутствуют преподаватели и зрители. По итогу выступления преподаватели отмечают сильные стороны и разбирают помарки и неточности, а также определяют план дальнейших уроков.

Цены на занятия бас-гитарой

Зачем тратить огромные средства на занятия с репетиторами, если в у нас можно обучиться профессиональной игре на бас-гитаре за очень короткий промежуток времени. И при этом потратить небольшие деньги? Кроме того, музыкальная школа предоставляет сертификат по окончании, возможность записи песни в профессиональной студии звукозаписи, доступное в учебное время оборудование и многое другое, что не всегда может дать частный репетитор.

Студия предоставляет множество различных курсов на выбор, которые отличаются друг от друга длительностью, стоимостью и программой. Ученикам, которые выбирают углубленное изучение бас-гитары предоставляется скидка.

  • Индивидуально
  • Любой возраст и уровень
  • 60 минут

Записаться

  • Индивидуально
  • Любой возраст и уровень
  • 60 минут
  • 1 раз в неделю
  • 4 занятия

Записаться

  • Индивидуально
  • Любой возраст и уровень
  • 60 минут
  • 2 раз в неделю
  • 4 занятия

Записаться

Как проходит первый урок бас-гитары с нуля

Ученик вместе с преподавателем разберут методики обучения игре на бас-гитаре, а также выполнят несколько упражнений, благодаря которым уже в конце первого урока можно увидеть значительный результат.

Освоение техники пиццикато. Большой палец располагается на звукоснимателе, а остальные создают звуки путем щипка струн. Вследствие получается тихий и прерывистый звук. Пиццикато является классической техникой игры на бас-гитаре.

Упражнения для скорости правой и левой рук. Специальные упражнения помогут развить скорость, выносливость и технику игры на бас-гитаре и в дальнейшем исполнять сложные технически партии.

И, наконец, при желании продолжать обучение, подбирается специальная ускоренная программа, подходящая отдельному ученику.

Подробный разбор 1-2-х песен. Музыкальные произведения и партии для бас-гитары подбираются с учетом пожеланий обучающегося. После полного их изучения у новоиспеченного бас-гитариста появится возможность продемонстрировать свои возможности окружающим.

Ответы на ваши вопросы об уроках бас-гитары

Бас-гитара — это красивый современный инструмент. Чаще всего мы можем увидеть бас-гитаристов в составе групп. Играя на бас-гитаре, музыканты используют интересные техники и необычные приемы, которые совершенно не похожи на классические гитарные.

Может показаться, что научиться играть на бас-гитаре очень сложно и на обучение может понадобиться не один год. Мы согласимся, что оттачивать свое мастерство можно всю жизнь, но освоить базовые приемы и техники можно в ускоренном темпе. Обучаясь по нашей авторской программе, вы сможете сыграть первые мелодии на басу уже через 2 месяца.

Постановка обеих рук. Чтобы исполнение было красивым и комфортным, необходимо, прежде всего, научиться держать инструмент и располагать руки и пальцы в нужных местах. Только после освоения данного навыка можно приступать к изучению упражнений, мелодий, а после и больших произведений.

Расположения нот на грифе гитары. Зная, где на грифе найти нужную ноту, музыкант может комфортно играть с листа новые музыкальные произведения. Эти знания относятся к основным и обязательны для изучения начинающими бас-гитаристами.

Разбор 3-5 профессиональных приемов. Такие приемы, как легато, вибрато и глиссандо можно встретить практически в каждом музыкальном произведении, предназначенном для бас-гитары. Освоить их необходимо для того, чтобы игра на бас-гитаре стала ярче, богаче и разнообразнее.

Топ-10 самоучителей игры на бас-гитаре

Каждый когда-то задавал себе вопрос, смотря по телевизору тот или иной концерт, а смогу ли я так играть? С самоучителями, предоставленными ниже, Ваш вопрос не останется без ответа. Бас-гитара поддастся Вам с удовольствием благодаря советам знаменитых музыкантов. Начинающие басисты откроют для себя новый мир музыки, а «старички» — удивятся тому, насколько многого они еще не знают. Топ-10 самоучителей игре на бас-гитаре готов удивить всех!

10) Отличный самоучитель для новичков — «Играем на бас гитаре», Peter Pickow. Автор пишет об упражнениях для левой и правой руки, о гаммах, фразах и тому подобное. С помощью этой книги Вы узнаете достаточно для того, чтобы самому играть в стиле фолк, блюз, кантри.

9) Лучшая в своем роде книга о бас гитарах. Adam Kadmon «The Best Of Bass Complete» — это профессиональный справочник, содержащий тысячи диаграмм, графиков, иллюстраций, структур грифов, наряду с четкими и лаконичными теориями и инструкциями.

8) Кто бы мог подумать, что великий басист Rufus Reid в своей книге «Bass Lines» найдет подход к каждому, от начинающего музыканта до игрока с опытом. Руфус научит Вас чувствовать нюансы игры, импровизировать и улучшит технику игры на бас гитаре.

7) John Patitucci в своей книге тоже не далеко ушел от Rufus Reid. В своем самоучителе «Electric Bass» он подробно описывает технику игры на басу, объясняет легко и доступно, делится своим опытом.

6) Гений своего дела Victor Wooten издал книгу «The Best Of Victor Wooten». У Вас будет уникальная возможность подробно изучить произведения мастера бас гитары, прислушиваясь к советам и комментариям автора.

Читайте также  Новый альбом Guru Groove Foundation выйдет в феврале

5) В.А. Вахромеев «Элементарная теория музыки» — это учебник по элементарной теории музыки, который рассчитан на учащихся школ и музыкальных училищ. Каждый бас гитарист найдет полезную для себя информацию и узнает много нового о технике игры.

4) Обязательная книга для ценителей не только классики рока, но и классики в целом. «Bach For Bass», Josquin Des Pres – это ноты с пояснениями того, как правильно играть произведения бессмертного классика И.С. Баха на бас гитаре.

3) С. Ариевич «Практическое руководство игры на бас гитаре» — одно из легчайших пособий игры на бас гитаре, сопровождающееся пояснениями автора и прочей полезной информацией.

2) Благодаря книге «Reggae Bass», Ed Friedland у Вас есть уникальная возможность узнать намного больше о стиле регги и попробовать свои силы, как регги басиста.

1) Один из первоначальных участников группы Cannibal Corpse, Alex Webster подробно рассказывает о своем пребывании в группе, об игре на бас гитаре в своей книге «Extreme Metal Bass». Информация в книге сопровождается иллюстрациями, что делает ее более приятной и легкой для чтения.

Топ-10 самоучителей игры на бас-гитаре – это не просто обучающая литература, которая читается долго и нудно, это занимательные и нужные советы от известных музыкантов и преподавателей, схемы, таблицы и упражнения, которые действенны и не заставят долго ждать результат.

Бас-гитара >Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист

Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.

Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.

Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.

Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.

20 правил игры на бас-гитаре

В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

1. Работайте на композицию

Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.

2. Научитесь «шагать»

Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили. Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее. Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.

Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.

В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса. Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая. Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.

А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами. Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу. Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.

Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС. 3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”. Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

3. Играйте вместе с барабанщиком

В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое. Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками. Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).

Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.

Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.

4. Октавы и квинты

Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.

Читайте также  Реки Января: двойной удар

На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.

5. Звук в ваших руках

Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а ), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см. РИС. 5b ) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.)

Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: