Схемы примочек Flanger

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

  • » На Главную
  • » Радиолюбителю
  • » APEX AUDIO
  • » Блоки питания
  • » Гитарные примочки
  • » Своими руками
  • » Автомобилисту
  • » Service-Manual
  • » PREAMPLIFIERS
  • » Бесплатные программы
  • » Компьютер
  • » Книги
  • » Женские штучки
  • Готовим вкусно и быстро
  • » Игры на сайте
  • » Юмор
  • » Разное — интересное

GNEZDO NEWS

Друзья сайта

Статистика

Собираем гитарный ADA Flanger (clone rev.02).

Собираем гитарный ADA Flanger (clone rev.02).

Гитарная примочка ADAflanger на CAD1024

Наверно ни одному музыканту не нужно объяснять, что такое Flanger, и какой у гитары получается звук при применении этого эффекта, поэтому, чтобы не лить много воды, перейдем сразу к сути.
На одном из забугорных сайтов нам попалась принципиальная схема гитарной примочки (педали) ADA Flanger clone rev.02 и картинка, показывающая расположение элементов схемы на печатной плате. Этот материал показан на следующих двух изображениях:

Принципиальная схема ADAflanger_SCH

ADAflangerOVRrev02

Вообще есть несколько версий схем ADA Flanger, в этой же применена микросхема SAD1024 (Dual Analog Delay Line). Если кому интересно, в архиве для скачивания имеется Datasheet на этот элемент.

В общем, по нижней картинке мы решили воссоздать печатную плату эффекта с помощью программы Sprint Layout. Получилось следующее:

Это LAY вид на печатную плату, а ниже показан фото-вид:

Плата рассчитана на односторонний фольгированный стеклотекстолит, поэтому при сборке не забудьте установить дополнительные перемычки между точками A – A и B – B, остальные перемычки вынесены на отдельный слой “К1”. Размеры печатной платы 170 х 115 мм.

Всего в схеме 9 микросхем, вот перечень:

● IC1, IC2, IC3 — LM324 (можно заменить на TL074);
● IC4 — MC1458 (можно заменить на MC34074 или TL072);
● IC5 — CD4007;
● IC6 — CD4047;
● IC7 — интегральный стабилизатор LM7815;
● IC8 — Dual Analog Delay Line SAD1024;
● IC9 — CD4049.

Транзистор Q1 – N-канальный JFET — 2N4393 (аналог LS4393).

Конденсаторы C11, C12, C21, C32 – 1 mF – tantal.

Остальной перечень элементов вы найдете в текстовом файле в архиве. В следующих статьях мы поделимся с вами другим вариантом схемы ADA Flanger, так что заходите к нам чаще и следите за выходом новых статей.

Скачать все материалы по гитарному эффекту ADA Flanger clone rev.02 вы можете одним файлом по прямой ссылке с нашего сайта. Размер файла – 2,5 Mb.

Уважаемый Пользователь!
О том, как получить нужный материал, прочитайте информацию по кнопке ниже:

Схемы примочек Flanger

Наконец то я добрался до фленджера BOSS BF-2. Что бы у нас было меньше проблем, изготавливать будем полную копию.

Печатную плату и схему качаем по ссылке.

Схема педали выглядит так.

Печатная плата скопирована с оригинала.

Вид со стороны дорожек. При изготовлении надо быть максимально внимательным. Всё очень близко, возможны короткие замыкания. Аккуратность — залог успеха.

Вид со стороны деталей. Резисторы установлены стоя. Опять же надо быть аккуратным, что бы избежать замыканий, потому что монтаж очень плотный!

Листок с заметками фирмы BOSS по настройке педали.

Внутри всё на проводах. Что и куда идёт нарисовано на картинке.

R1 – 1k
R2 – 470k
R3 – 10k
R4 – 47k
R5 – 10k
R6 – 47k
R7 – 10k
R8 – 220k
R9 – 82k
R10 – 39k
R11 – 4,7k
R12 – 47k
R13 – 10k
R14 – 10k
R15 – 10k
R16 – 10k
R17 – 100k
R18 – 56k
R19 – 330k
R20 – 10k
R21 – 10k
R22 – 10k
R23 – 10k
R24 – 47k
R25 – 22k
R26 – 47k
R27 – 1M
R28 – 47k
R29 – 27k
R30 – 10k
R31 – 47k
R32 – 470
R33 – 100k
R34 – 33k
R35 – 33k
R36 – 180k
R37 – 220k
R38 – 100k
R39 – 1,5k
R40 – 10k
R41 – 10k
R42 – 68k
R43 – 150k
R44 – 470k
R45 – 4,7k
R46 – 330k
R47 – 4,7k
R48 – 220k
R49 – 33k
R50 – 33k
R51 – 4,7k
R52 – 4,7k
R53 – 1M
R54 – 1k
R55 – 56k
R56 – 56k
R57 –100k
R58 – 100k
R59 – 56k
R60 – 56k
R61 – 1M
R62 – 1M
R63 – 3,9k
R64 – 56

C1 – 47n
C2 – 1uF/50V
C3 – 6,8n
C4 – 100p
C5 – 220p
C6 – 47n
C7 – 47n
C8 – 12n
C9 – 150p
C10 – 33n
C11 – 1uF/50V
C12 – 1uF/50V
C13 – 33n
C14 – 3,9n
C15 – 8,2n
C16 – 330p
C17 – 0,22uF/50V
C18 – 1n
C19 – 150p
C20 – 0,22uF/50V
C21 – 47n
C22 – 100p
C23 – 6,8n
C24 – 1uF/50V
C25 – 33uF/6,3V
C26 – 10n
C27 – 33uF/6,3V
C28 – 33uF/6,3V
C29 – 47uF/6,3V
C30 – 47p
C31 – 5p
C32 – 22uF/10V
C33 – 10n
C34 – 470p
C35 – 470p
C36 – 220p
C37 – 220p
C38 – 47n
C39 – 100uF/16V
C40 – 47uF/6,3V

D1 – RD11EB
D2 – RD5,1EB
D3,D4,D5,D6,D7,D8,D9,D10–1S2475 (1S1588) -1N4148
Светодиод.

IC1 – uPC4558C
IC2 – uPC4558C
IC3 – MN3207 или BL3207
IC4 – MN3102 или BL3102
IC5 – TL022PC
IC6 – uPC78L05

Q1, Q2, Q3 – 2SC732TM-GR или 2SC1815
Q4 – 2SK30 В моей схеме работает 2SK117
Q5 — 2SA733 или 2n3906
Q6, Q7, Q8, Q9, Q10, Q11 – 2SC945 или 2n3904

VR1 – 50kB
VR2 – 50kB
VR3 – 250kC
VR4 – 50kC

Подстроечные резисторы
VR5 – 22k
VR6 – 22k
VR7 – 470k

Гнездо питания.
Входное гнездо стерео джек 6,3мм.
Выходное гнездо моно джек 6,3мм.
Кнопка без фиксации на замыкание.
Разъём для батарейки.

Простейшая самодельная гитарная примочка

В интернете сейчас присутствует огромное количество схем различных гитарных примочек — дисторшенов, овердрайвов, хорусов, дилеев и т.д. Чаще всего они являются копиями различных фирменных примочек, которые когда-либо выпускались, либо выпускаются и поныне серийно. Именно их чаще всего собирают все желающие заиметь себе самодельную примочку — ведь это же клоны популярных фирменных устройств, а значит они и звучать будут здорово, красиво, и это действительно так.

Однако не следует забывать, что обычный гитарный дисторшен, это, по сути своей, каскад с большим коэффициентом усиления, который сперва усиливает, затем обрезает по амплитуде сигнал на определённом уровне. Для того, чтобы это осуществить, вовсе не обязательно использование навороченных малошумящих операционных усилителей, которые зачастую можно встретить на схемах фирменных девайсов, ведь даже обычный отечественный К140УД7 без проблем справится с задачей «перегрузить» гитарный сигнал. Этот операционный усилитель можно найти во многих экземплярах старой отечественной аудиотехники, также и в магазинах радиодеталей — он стоит сущие копейки. О создании дисторшена на операционном усилителе К140УД7 пойдёт речь в этой статье. Схема представлена ниже.

Читайте также  Avid Sibelius 2019

Как видно их схемы, в ней присутствует всего лишь один каскад. Входной сигнал поступает на схему через разделительный конденсатор С1 — его ёмкость будет влиять на читаемость гитарного звука и уровень низкой частот. Номинал можно варьировать в пределах от 10 нФ до 47 нФ. Смещение входного сигнала задаётся резисторами R1-R2, они могут иметь сопротивление от 10 кОм до 47 кОм. Диоды VD1 и VD2 стоят в обратной связи операционного усилителя, именно они задают амплитуду, по которой будет ограничиваться (т.е. перегружаться) усиленный гитарный сигнал. Здесь можно использоваться практически любые диоды — начиная от германиевых Д2, Д9, заканчивая диодами Шоттки, стабилитронами и светодиодами. Кстати, если поставить в качестве VD1, VD2 светодиоды, то они будут моргать в такт музыке — поэтому при желании их можно вывести и на корпус.

Переменный резистор R4 управляет уровнем перегруза, делая звук гитары либо близким к чистому, либо наоборот более «злым». Переменный резистор R5, в свою очередь, управляет уровнем громкости выходного сигнала, поэтому здесь желательна логарифмическая характеристика, подойдут с сопротивлением 47 кОм — 200 кОм. В этой схеме не обязательно использовать именно К140УД7, подойдёт любой операционный усилитель общего назначения, например, TL071, TL081. На схеме указаны номера выводов, они соответствуют одинарным операционным усилителям. Использовать также можно и сдвоенные, в этом случае второй операционный усилитель в корпусе микросхемы останется незадействованным. Из сдвоенных можно использовать, например, TL072, TL072.

Схему из-за её миниатюрности без проблем можно спаять даже навесным монтажом, либо на макетной плате. Но также можно и вытравить полноценную печатную плату, как сделал автор статьи. Для гнёзд входа и выхода сигнала используются штекеры Jack-6.3, они впаиваются прямо на плату, но могут быть и выведены на проводах. Для питания используется гнездо 5.5 х 2.1 мм с минусом на центральном контакте, стандартное для всех гитарных примочек. Схема питается от напряжения 9-12В и потребляет небольшой ток, поэтому питать её можно как от батарейки Кроны, так и от сетевого блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным — т.е. на его выходе после выпрямителя должен стоять стабилизатор напряжения, например, 78L09 или 78L12.

Собранную примочку обязательно следует поместить в металлический корпус, который послужит экраном и защитит высокочувствительный вход от влияния внешних наводок. Учитывая, что все детали для схемы дисторшена стоят буквально копейки — идти в магазин и покупать там готовый корпус не слишком рационально. Автор использует корпус от старого советского фейзера, который уже имеет кнопку для включения и выключения эффекта, а также потенциометры с ручками. Схема должна быть полностью изолированна от корпуса, а с корпусом должна соединяться только земля схемы, притом строго в одной точке. Такая схема распайки является верной, и позволяет полностью защитить схему от наводок, не создавая при этом лишних земляных петель на корпусе.

Таким образом, получилась рабочая гитарная примочка, которая хоть и не является копией какого-нибудь знаменитого фирменного дисторшена, но обладает приличным звуком, а потому имеет право на жизнь. К основным преимуществом данной схемы также можно отнести возможность варьировать номиналы резисторов и конденсаторов в больших пределах, без потери работоспособности схемы. Если взять и разобрать любой советский магнитофон — то там 100% окажутся все компоненты, необходимые для сборки данной схемы. Удачной сборки :)

Флэнжер (Flanger).

Флэнжер (flanger — фланец ) — ещё один эффект, основанный на задержке сигнала.

Он очень схож с фейзером , так как они оба представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией.

Основное отличие флэнжера и фейзера в том, что у первого время задержки копии и изменение частот сигнала значительно большие, чем для второго. По сути фейзер можно считать предельным случаем флэнжера.

Флэнжер. Примеры звучания.

Открытие эффекта флэнжер

Открытие эффекта принадлежит звукорежиссёру Филу Спектору. Было это в 1958 году. Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов, получился этoт необычный звук (так кaк идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени друг относительно друга). Спектор коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского значит фланец (обод катушки с лентой). В результате эффект получил название «Flanger».

Конечно, после этого открытия «ленточного флэнжера» наука не стояла на месте, появились флэнжеры с применением интегрированных схем (1970-е гг.). И звучание этих устройств немного отличалось от того эффекта, который открыл Спектор. В настоящее время Флэнжеры делятся на две категории: аналоговые и цифровые (подробнее далее).

Суть эффекта

Два идентичных сигнала смешиваются, при этом один из них задержан по отношению к другому на малое количество времени 5-15 мс, что создаёт в спектре звука «расчёску». Время задержки постоянно меняется, а максимумы и минимумы «расчёски» благодаря применению LFO (генератор низких частот) движутся. При этом максимумы воспринимаются на слух как обертона , которые создают впечатление движения звука вверх и вниз, хотя гармоническая основа остаётся (слушатель слышит всё те же ноты).

Рассмотрим подробнее на рисунке:

Как видите, флэнжер дает серию пиков и провалов вдоль частотного спектра, которые организованы в гармонические ряды. Фактический характер гребенчатого фильтра «расчёски» определяется временем задержки , переключателем фазы обратной связи и величиной обратной связи. Модуляция «sweep» — эффект движется вверх и вниз по частотам, производя свистящий звук. Скорость модуляции обычно поддерживается на низком уровне и может быть синхронизирована с половиной ноты или длительности Bar проекта (c сеткой проекта), если задан какой-либо параметр формы волны, обычно используется синус или треугольник.Частоты пиков и провалов гармонически связаны. Когда эффект модулируется, этот «паттерн» на рисунке расширяется и сжимается, но гармоническая связь остается.

Как работает флэнжер

Сигнал, как вы видите на рисунке ниже, разделяется на два независимых. Один не изменяется, второй проходит через линию задержки, которая находится в пределах 5-15 мс (эта величина зависит от конкретного производителя гитарной примочки, либо настроек плагина). LFO (генератор низких частот) регулирует модуляцию времени задержки сигнала, которая зависит от формы волны (LFO waveform) и находится в пределах от 3 Гц и ниже. Меняя форму волны, частоту и амплитуду колебаний LFO, получается различное звучание.

На выходе необработанный сигнал смешивается с обработанным. А так как между этими сигналами есть небольшое смещение (один из них задержан), время задержки небольшое до 15-20 мс и постоянно меняется, то это приводит к эффекту движущегося гребенчатого фильтра «расчёски».

Часть сигнала поступает в Feedback (обратная связь) — обратно на вход. В итоге создаётся резонанс, который усиливает пики и провалы в спектре сигнала. В некоторых устройствах Feedback имеет параметр, который инвертирует фазу сигнала. Это позволяет получить ещё более специфическое звучание.

Читайте также  Конец эпохи: в Миссури умер Чак Берри

Структура флэнжера изображена ниже:


Параметры флэнжерa

  • Depth, Range (глубина) —диапазон изменения времени задержки.
  • Speed, Rate (скорость) — быстрота изменения «плавания» звука, регулируется частотой низкочастотного генератора.
  • Delay (задержка) — время задержки копий
  • Feedback (обратная связь) — количество подаваемого сигнала с выхода на вход.
  • LFO waveform (форма волны генератора низкой частоты ) — бывает синусоидальной (sin), треугольной (triangle) и логарифмической (log).
  • Mix, Dry/wet balance (баланс) — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

Бесконечный флэнжер

Название этого флэнжера «Barber-pole». Он схож с эффектом «тон Шепарда». Звук такого флэнжера движется бесконечно только либо вверх, либо вниз. Как это возможно? Если интересно читаем здесь про «тон Шепарда» ( Аудио тесты, тестовые сигналы, калибровка звукового оборудования. Часть 2. )

Применение в проектах

Эффект был очень распространён в музыке психоделического звучания (1960-е гг.) А по звучанию эффект напоминал взлёт самолёта.

Флэнжер в основном используется в качестве отдельного эффекта в миксе. В некотором смысле звук флэнжера также напоминает сирену, где глубина определяет, как низко и высоко она идет. А скорость определяет, как быстро она идет. Обратная связь является чем-то вроде резонансного управления, где чем выше обратная связь, тем больше резонанс.

На первом фото выше PSP Lexicon 42 в режиме deep flanger. На этом снимке экрана показана настройка предустановки deep flanger — высокая обратная связь, 1 мс задержка (delay), высокая глубина (depth) , медленная скорость (rate) и feedback и интвертированная фаза сигнала. Второй рисунок — как выглядит устройство PSP Lexicon 42.

Примеры устройств

Бывают аналоговые и цифровые. Примеры:

Педаль эффектов TC Electronic Vortex Mini Flanger

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: