Схемы примочек Delay

Deep Blue Delay

Предисловие.

Mad Professor – профессиональные гитарные педали из Финляндии. За восемь лет своего существования, компании удалось создать одну из самых больших линеек бутиковых примочек. Главный специалист и разработчик – электронный гений Bjorn Juhl, работает в сфере электроники музыкальных инструментов уже 30 лет.

Дилей с великолепным, прозрачным и объемным звучанием. Имеет минимальный набор настроек, что отнюдь не делает его мало функциональным. Педаль имеет частотные характеристики, аналогичные классическим ленточным эхо генераторам. Кроме того, Deep Blue Delay был разработан специально для того, чтобы эффективно звучать не только на чистом звуке, но и вместе с самыми разнообразными вариантами перегрузов. Дилей можно поставить как перед перегрузом, так и за ним в цепочке — в любом случае, он не будет портить сочный звук перегруза.

Схема.

Схема любезно предоставлена нашим замечательным пользователем Baly.

Печатная плата.

Печатная плата разведена в программе Sprint Layout 5.0

Конденсаторы в сигнальных цепях, почти все, фирмы Epcos, но я бы не стал утверждать что это обязательно, есть мнение что микросхема PT2399 сама по себе даёт не очень чистое звучание и не зачем ставить дорогие фирменные конденсаторы, к тому же конденсаторы с 7-й и 8-й ноги микросхемы можно вообще поставить керамические.

Я использую Epcos от того что больше им доверяю. Хотя, внимательные сразу обратят внимание, что на фотографии готовой платы конденсаторы 2,2нФ (у ножек 16-15 и 13-14 микросхемы), не только не Epcos, но ещё и разные. Ну просто не было у меня второго конденсатора на 2,2нФ вот и поставил один на 1,8нФ, на качество звука это не повлияло.

Однако, я рекомендую не экономить хотя бы на тех конденсаторах, которые являются общими для сигнальных цепей основного и задержанного сигнала (22нФ и 1нФ.

Кнопку на три группы контактов я использовал не совсем «стандартную», но в файле две платы и вторая разведена как раз под более популярную кнопку 3PDT.

Обратите внимание, что на первом варианте печатной платы (той, по которой я и собирал) есть одна перемычка под входным гнездом, соединяющая основную землю с землёй для светодиода. На втором варианте перемычек нет. Для соединение корпуса с землёй, припаиваем проводник от контакта 1 потенциометра Mix к его корпусу, но можно использовать и другой, удобный вам, вариант.

Операционный усилитель у меня стоит TL072. Из того что у меня было, он звучал здесь лучше всего. Хотя, можно поставить любой аналогичный.

Небольшие осложнения могут возникнуть с монтажом микросхемы стабилизатора 78L05, так как контакты на плате для его впайки очень мелкие и соседние дорожки проходят очень близко. Но, при неторопливом и обдуманном подходе ко всему процессу изготовления, это не будет проблемой.

Корпус.

Ниже предоставлена схема сверловки отверстий в корпусе.

Я использовал заказной корпус по моим размерам, но печатная плата должна без особых проблем поместиться в так любимой всеми Gainta G0124.

Особо отмечу, при установке в корпус Gainta G0124, перед изготовлением печатной платы проверьте вылет входного и выходного гнезд, на предмет соответствия их размерам и размера корпуса. Если что — на плате их можно ещё пододвинуть поближе друг к другу, или подальше если это потребуется.

Установка гнезда питания в корпус:

Готовое устройство может быть оформлено так:

Вы можете услышать небольшой щелчок при включении педали на моём ролике(доступен для просмотра ниже), но я в этом виню только кнопку, так как подобную я использую впервые, до этого пользовался более дорогими «стандартными» 3PDT.

В виду того, что микросхема PT2399 выпускается разными производителями, возможна некорректная работа устройства. В случае, если не происходит образования самого эффекта задержки звука, рекомендуется спаять 3ю и 4ю ножки микросхемы PT2399.

Изготовление педали в формфакторе «мини».

Данное устройство можно уместить в корпусе Gainta G0123(так называемый «сникерс-сайз»). Для изготовления подобной миниатюрной педали, большинство используемых в схеме деталей будет SMD, однако это не касается микросхемы PT2399 и операционного усилителя TL072.

Печатная плата, разработанная пользователем austin316, выглядит следующим образом:

В готовом виде плата выглядит так:

Оформлена готовая педаль, может быть следующим образом:

Примеры звучания.

На следующем видео-ролике Вы можете увидеть разные режимы работы устройства.

Список элементов.

  • 1м — 1шт
  • 360К — 1шт
  • 180К — 1шт
  • 100К — 1шт
  • 22К — 1шт
  • 20К — 2шт
  • 12К — 1шт
  • 10К — 7шт
  • 5,1К — 1шт
  • 3,6К — 1шт (для светодиода)
  • 2,7К -1шт
  • 2К — 1шт
  • 1К — 2шт
  • 33 — 1шт
  • 100мкФ*16В(электролит) — 1шт
  • 47мкФ*16В(электролит) — 3шт
  • 1мкФ — 4шт
  • 100нФ (0,1мкФ) -4шт
  • 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
  • 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
  • 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
  • 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
  • 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
  • 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
  • 100пФ — 1шт
  • 47пФ — 1шт
  • PT2399 — 1шт
  • TL072 — 1шт ( NE5532, JRC4558, NJM4558)
  • Кнопка 3PDT — 1шт
  • Панель под микросхему 8 pin — 1шт
  • Панель под микросхему 16 pin — 1шт
  • Гнезда jack 6,3мм для печатного монтажа — 2шт
  • Ручки для переменных резисторов — 3шт
  • Гнездо питания круглое пласт. 5,5×2,1 мм внутреннее (крепление на корпус) — 1шт
  • CWF- 2 вилка на плату 2.50мм прям. закр. — 1шт (для питания)
  • CHU-2 розетка каб.с конт. 2.50мм — 1шт (для питания)
  • Светодиод — 1шт
  • Держатель для светодиода — 1шт (в случае установки его как это сделано у меня)

Описание и руководство по применению микросхемы PT2399.

Эффекты: дилэй (Delay), surround, реверберация (Reverb) и эхо в одном корпусе ИМС
цифровой линии задержки. Справочные характеристики эхопроцессора PT2399.

Интегральная микросхема процессора эхо-сигналов PT2399 является, пожалуй, наиболее часто используемой ИМС — как в относительно недорогих гитарных педалях эффектов, так и в микрофонных процессорах звуковых эффектов для караоке и прочих хреновин.
На этой странице мы рассмотрим основные характеристики и схемы включения микросхемы PT2399, рекомендованные производителем, а также познакомимся с примером практической реализации ревербератора, выполненного на данной микросхеме.

Итак, как мы поняли, PT2399 — это микросхема, представляющая собой процессор эхо-сигналов и построенная по КМОП технологии. Для реализации эффекта ЭХО используется цифровая обработка сигналов. А это означает, что микросхема имеет встроенные АЦП и ЦАП, и внутреннюю память, объёмом 44Кбит.

Минимальная задержка PT2399 составляет 30 мс, а максимальная — 340 мс и может быть увеличена до 1 секунды за счёт ухудшения качества звука.

В datasheet-е на микросхему отмечается низкий уровень искажений THD td(мсек) ≈ 29,7 + 28,65 / I(мА) .
К чему это я клоню? А к тому, что временем задержки PT2399 можно управлять и посредством источника тока, который в простейшем случае выглядит, как показано на Рис.5.

Применение источника тока позволяет организовать задержку нарастания тока на 6 выводе. Если резистор R1 выбрать номиналом 51K, то величина конденсатора C = 0,47мкФ обеспечит задержку около 1 секунды. Номинал потенциометра необходимо выбирать из соображений величин напряжений, подаваемых на базу транзистора, лежащих в диапазоне 0. 0,7 В. Резистор R2 служит для температурной стабилизации каскада и может быть величиной 100. 200 Ом.
R3 позволяет лучше контролировать максимальное время задержки ревербератора. К примеру, использование R3=22K даст нам (в соответствии с таблицей данных) максимальную задержку — около 270мс.
Ещё одно большое преимущество управления временем задержки посредством источника тока — возможность регулировки одним потенциометром нескольких микросхем PT2399.

Читайте также  Опубликован официальный гимн ЕВРО-2020

В принципе, микросхема PT2399 является самодостаточной и представляет собой законченный процессор эхо-сигналов. Однако в большинстве случаев разработчики применяют буферные и развязывающие каскады, как по входу, так и по выходу ИМС. В некоторых случаях входные каскады также осуществляют усиление поступающего сигнала.

В качестве примера приведу схему простой и довольно популярной модели Deep Blue Delay от известной Финской компании «Mad Professor».

Схемы для электрогитары

Одной из наиболее часто применяемых приставок к электрогитарам является предлагаемая ‘примочка’. Она вносит характерное изменение звука и увеличивает его продолжительность. Приставка построена на двойном операционном усилителе LM358. Сигнал со звукоснимателей гитары подается на вход усилителя.

Принципиальная схема самодельной тремоло приставки к электрогитаре, создающая эффект тремоло, значительно улучшает звучание электрогитары. Основой приставки является задающий генератор низкой частоты на транзисторе V1 и амплитудный модулятор на транзисторе V2. Частоту генератора изменяют переменным резистором R2. Входной сигнал поступает на.

Дисторшн (distortion) приставки, схемы которых приведены в статье, предназначены для работы в тракте электронной гитары. Сущность дистошн-эффекта состоит в двустороннем ограничении входного сигнала (от звукоснимателей) и поддержании его на постоянном уровне в течение достаточно большого времени. Приставка содержит предварительный усилитель.

Схема простой Вау — приставки к электрогитаре, предназначена для создания одноименного эффекта, заключающегося в подъеме АЧХ в сравнительно узкой (0,5. 1,5 кГц) полосе частот, которую по желанию исполнителя можно смещать по частоте в ту или иную сторону. Приставка выполнена на транзисторах V1 и V2.

Схема приставки к электрогитаре для бустер-эффекта, заключается в резком усилении звука в первоначальный момент после щипка струны (или нажатия на клавишу электронного музыкального инструмента). Затем громкость почти также быстро спадает, после чего следует обычное звучание инструмента. Благодаря этому при исполнении быстрых.

Схема преобразователя спектра для электрогитары позволяет получить органное звучание и ряд других звуковых эффектов, в том числе удвоение частоты. В основу работы устройства положен принцип регистрового синтеза тембров. Сигнал звукоснимателя сначала преобразуется в прямоугольный, затем его.

Приведена принципиальная схема синтезатора, который предназначен для электронных бас-гитар с неразвитой тембровой техникой. Он значительно расширяет их музыкальные возможности и приближает по разнообразию тембров к электронным бас-гитарам высокого класса. Устройство состоит из двух звукоснимателей .

Электрогитара предназначена для исполнения партий соло и ритма в ансамблях электронных музыкальных инструментов. Приведена принципиальная схема электрической части для электрогитары с использованием трех звукоснимателей. Ее электрическая часть состоит из .

G2D — фирма из Новой Зеландии (www.g2d.co.nz) занимается разработками в области гитарной электроники с 1984 года. Педаль G2D Morpheus была выпущена в 2003м году и позволяет получить сверхтяжелый дисторшн-эффект. Педаль имеет 4 ручки управления: Drive, Gate, Tone и Level.

Принципиальная схема гитарной педали Distortus Maximus — первая педаль от Krank, коробочка-монстр с высоким коэффициентом усиления. Она описывается многими пользователями как более чем педаль с богатым гармоническим синтезом. Distortus Maximus оснащен 3-полосным эквалайзером, педаль переключения байпаса и 9В адаптер постоянного тока / батареи.

ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ

Трудно представить себе современную музыку без электрогитары, сейчас этот музыкальный инструмент используется повсеместно. Опытный гитарист может извлекать из электрогитары практически любое звучание, от лёгкого и лиричного до жесткого рваного звука. Помогают ему в этом гитарные педали – специальные устройства, особым искажающие форму сигнала со звукоснимателя гитары. Один из таких эффектов – Delay (Дилей), он делает звук воздушным, лёгким, придаёт звуку гитары совершенно новый образ. Не даром Дилей называют педалью космонавта.

Одна из самых популярных педалей Дилея – Deep Blue Delay от Mad Professor. Узнаваемая синяя коробочка и всего три ручки – Level (меняет соотношение чистого сигнала с «хвостами»), Repeat (отвечает за количество повтором), Delay (регулирует время задержки) стоит весьма немалых денег. Однако внутри она содержит достаточно простую схему, повторить которую не составит особого труда для человека, имеющего опыт работы с паяльником.

Схема приставки Delay

Несколько слов о схеме. Её основа – микросхема PT2399, формирующие те самые повторы (в простонародье – «хвосты»), которые примешиваются к чистому сигналу. Операционный усилитель TL072 или аналогичный, стоит попробовать поставить разные, кроме TL072, например, RC4558 (мне больше всего понравилась именно она), NE5532, ОРА2134. С каждой микросхемой звук чуть-чуть разный. Входной конденсатор – плёночный — 22 nF можно увеличить в пару-тройку раз, прибавится низких частот. Потенциометры все на 50 кОм, с линейной зависимостью. Питание – блок питания на 9-12 В. Можно использовать и «крону», но на долго её не хватит, ведь потребление всей схемы составляет 20-25 мА.

Список необходимых деталей

Резисторы 0,125 Вт

  • 1М — 1шт
  • 360К — 1шт
  • 180К — 1шт
  • 100К — 1шт
  • 22К — 1шт
  • 20К — 2шт
  • 12К — 1шт
  • 10К — 7шт
  • 5,1К — 1шт
  • 2,7К -1шт
  • 2К — 1шт
  • 1К — 2шт
  • 33 — 1шт

Конденсаторы:

  • 100мкФ 16В(электролит) — 1шт
  • 47мкФ 16В(электролит) — 3шт
  • 1мкФ — 4шт
  • 100нФ (0,1мкФ) -4шт
  • 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
  • 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
  • 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
  • 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
  • 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
  • 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
  • 100пФ — 1шт
  • 47пФ — 1шт

Микросхемы:

  • TL072 (или аналог)
  • PT2399

Остальное:

  • Диод 1n4007 – 1 шт
  • Разъёмы jack 6.3 моно – 2 шт
  • Потенциометры линейные 50 кОм – 3 шт
  • Ручки для потенциометров – 3 шт

Пожалуй, это самое необходимое, что понадобится для сборки. При желании можно поставить 3 PDT кнопку на 3 группы контактов и собрать так называемый Тру-байпас: в одном положении кнопки звук гитары остаётся нетронутым, в другом положении включается Дилей.

В качестве корпуса можно использовать. консервную банку! На мой взгляд, она подходит по всем параметрам, достаточно жёсткая, металлические стенки образуют экран и защищают схему от наводок, кроме того, педаль в корпусе из консервной банки выглядит весьма аутентично.

Ещё один немаловажный момент в построении подобных аудио-устройств – земляные петли. «Минус» питания должен быть заведён на корпус строго в одной точке (в моём случае это сам разъём питания), «минусы» разъёмов jack, минус питания схемы также должны подключаться к разъёму в одной единственной точке, без образования петель. В противном случае возможно самопроизвольное возникновение посторонних шумов, которые так не любят гитаристы.

При правильной сборке и соблюдении всех требований схема начинает работать сразу, не требует настройки. Проверенная печатная плата прилагается. Фото собранного мной Дилея:

Печатную плату вы можете скачать в этом архиве. Автор материала — Дмитрий С.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: