Схемы примочек Chorus

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

  • » На Главную
  • » Радиолюбителю
  • » APEX AUDIO
  • » Блоки питания
  • » Гитарные примочки
  • » Своими руками
  • » Автомобилисту
  • » Service-Manual
  • » PREAMPLIFIERS
  • » Бесплатные программы
  • » Компьютер
  • » Книги
  • » Женские штучки
  • Готовим вкусно и быстро
  • » Игры на сайте
  • » Юмор
  • » Разное — интересное

GNEZDO NEWS

Друзья сайта

Статистика

Собираем мод эффекта Chorus Boss CE-2.

Собираем мод эффекта Chorus Boss CE-2.

Собираем мод эффекта Chorus Boss CE-2

На одном из зарубежных сайтов нам попалась доработка схемы эффекта Chorus торговой марки BOSS модели CE-2. Автором этой доработки является Pork Barrel. Изначально принципиальная схема эффекта выглядела так:

Во-первых, она небольшого размера, а во-вторых многие элементы с трудом разбираются, поэтому мы решили немного ее отреставрировать, в результате чего схема стала выглядеть следующим образом:

Печатная плата сделана под односторонний стеклотекстолит размером 60 х 110 мм. Нарисована она в программе Sprint Layout. Внешний вид вот такой:

Фото-вид печатной платы ниже:

С этой печаткой мы тоже слегка поупражнялись, для того, чтобы вам было удобнее вести сборку, мы нанесли все номиналы элементов и где возможно увеличили толщину дорожек. Внизу на плате устанавливается ножной переключатель 9 Pin типа 3PDT. Мы писали уже про него в предыдущих статьях.

Доработка автора заключалась в том, чтобы добавить в педаль эффект “Вибрато”. На реставрированной схеме эта доработка выделена синим цветом, а суть заключается в установке последовательно с резистором R9 кнопки или тумблера, разрывающего или соединяющего эту цепь, например, таких:

Вторая доработка на схеме выделена красным цветом, то есть в параллель конденсатору С18 подключена цепочка из дополнительной емкости и еще одного переключателя как на картинке выше. Номинал дополнительной емкости у автора 47 pF, но вы можете поэкспериментировать, и подобрать номинал по своему усмотрению. По сути, при включенном тумблере параллельное соединение конденсаторов дает увеличение емкости, а это увеличивает глубину эффекта. Если будете делать эту доработку, дополнительный конденсатор припаивается непосредственно к выводу тумблера.

Для обоих доработок на печатной плате предусмотрены контактные площадки. Если не будете реализовывать эффект вибрато, не забудьте между контактными площадками VIB поставить перемычку.

Ниже на снимке показана карта напряжений на выводах микросхем и ножках транзисторов, она может пригодиться при настройке схемы:

Оптимальным вариантом для повторения педали будет использование готового корпуса типа Gainta BS13, вам останется только проделать несколько отверстий под гнезда, кнопки и регуляторы. Выглядит корпус Gainta BS13 вот так:

Под эту коробку рассверловка отверстий в корпусе для платы хоруса будет следующей:

Чтобы готовая примочка в дальнейшем не ерзала по полу, приклейте к донышку кусочки резины.

Все материалы по этому проекту, включающие в себя принципиальную схему мода и печатную плату в LAY формате вы можете скачать одним файлом с нашего сайта. Размер файла архива – 1 Mb.

Уважаемый Пользователь!
О том, как получить нужный материал, прочитайте информацию по кнопке ниже:

Small Clone Chorus

Предисловие.

Хорус (англ. chorus) — звуковой эффект или соответствующее устройство, которое имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется.

Первые педали Small Clone начали производить в период с 1979 до 1983годы, они имели светодиод 3мм, а уже потом стали использовать большие светодиоды диаметром 5мм. Именно в этот период Electro Harmonics бывало, ставили в хорусы в место MN3007 микросхему SAD1024 (хотя очень редко). Но есть информация о том, что хорус Курта Кобейна был именно на SAD1024.Я не слышал хорус на SAD1024, но выпишу комментарий с западного сайта: «Задержанный сигнал у SAD1024 звучит более «водянисто» и добавляет небольшое усиление (boost) сигналу, в то время как MN3007 позволяет получить сигнал большего уровня, но без ограничения и шумов».
Уже переизданные позже хорусы имели чистый байпас, до этого байпас был «горячим» на полевых транзисторах.

Данная модификация имеет две ручки управления.
Rate – Частота «вращения» эффекта
Depth – Глубина эффекта

Схема.

Схема взята из проекта размещённого на сайте www.tonepad.com. Отличием этой схемы от оригинальной является то что, в оригинальном хорусе от Electro Harmonics всего одна ручка управления Rate, а регулировка глубины эффекта реализована переключателем на два положения.

Вот так выглядит этот фрагмент схемы без мода.

Печатная плата.

Печатная плата была разведена мной в программе Sprint Layout. Плата разведена по принципу «всё на плате». Конденсаторы до 1мкФ включительно преимущественно Epcos, два номинала фирмы Wima. Все пико-Фарадные конденсаторы — многослойная керамика. Конденсатор 2,2мкФ танталовый. Все что ёмкостью больше – электролитические. При использовании компонентов других производителей, обязательно проверьте возможность их установки под данный установочный размер на плате. При условии, что напряжение питания +9В, то достаточно взять конденсаторы на 16В или выше.

Есть несколько расхождений моей сборки со схемой. Это, прежде всего транзистор 2n5087, вместо которого я поставил транзистор 2n2907. Все необходимые datasheet прикреплены к этому проекту. Так же вместо конденсатора 2,7нФ я использовал 2,2нФ. Также был добавлен резистор уменьшающий щелчки при включении/выключении эффекта. Это 1М с входа схемы на землю. На схеме его нет, в списке и в файле платы есть.Подстрочным резистором (100К) настраивается максимальная глубина эффекта. При этом ручку Depth нужно выкрутить до конца вправо (максимальный эффект) и подстраивать.

Особенности сборки.

Монтаж довольно плотный. Обратите внимание, что некоторые резисторы устанавливаются вертикально. Конечно, желательно наличие опыта в изготовлении печатных плат и пайки. Некоторые дорожки расположены относительно близко друг к другу, будьте внимательны при сборке. Обратите внимание, что резистор 1К установлен под выходным гнездом.

Земля платы соединяется с корпусом через потенциометр:

Внешний вид готового устройства.

Хотелось бы обратить внимание на то, что был использован корпус, сделанный на заказ. Однако, данная плата должна поместиться и в Gainta G0124.

Демонстрация работы прибора.

И пара фотографий собранного устройства.

Список элементов.

  • MN3007 — 1шт
  • CD4047 – 1шт
  • JRC4558 – 1шт (IC1)
  • LM358 – 1шт (IC2)
  • 2n2907 – 1шт (Q1) (в оригинальной схеме 2n5087)
  • 2n5088 – 2шт (Q2 и Q3)
  • С1М – 1шт (Rate) (ставил B1M)
  • В10К – 1шт (Depth)
  • 100К – 1шт (Подстрочный) В моей плате стоит подстрочный резистор модели 3266W

Конденсаторы (напомню для новичков, что 1000пФ=1нФ=0,001мкФ):

  • 220мкФ х 16в(электролит)– 1шт
  • 10мкФ х 16в(электролит) – 5шт
  • 2,2мкФ – 1шт (я использовал танталовый)
  • 1мкФ х 16в(электролит) – 3шт
  • 47нФ – 1шт
  • 33нФ – 1шт
  • 15нФ – 1шт
  • 10нФ – 2шт
  • 4н7 – 1шт
  • 3н3 – 1шт
  • 2н2 — 1шт
  • 470пФ – 1шт
  • 180пФ – 1шт
  • 150пФ – 1шт
  • 1M – 1шт
  • 470К – 1шт
  • 220К – 2шт
  • 180К – 1шт
  • 120К – 1шт
  • 100К – 1шт
  • 82К – 1шт
  • 68К – 1шт
  • 56К – 2шт
  • 47К – 1шт
  • 39К – 4шт
  • 33К – 3шт
  • 22К – 1шт
  • 20К – 1шт
  • 12К – 1шт
  • 10К – 6шт
  • 6К8 – 2шт
  • 4К7 – 1шт (для светодиода)
  • 3К3 – 1шт
  • 1К – 2шт
  • 47 Ом — 1шт
  • Ножной переключатель 3PDT с фиксацией — 1шт
  • Панель под микросхему 14 pin — 1шт
  • Панель под микросхему 8 pin — 3шт
  • Гнезда jack 6,3мм для печатного монтажа — 2шт
  • Ручки — 2шт
  • Гнездо питания круглое пласт. 5,5×2,1 мм внутреннее (крепление на корпус) — 1шт
  • CWF- 2 вилка на плату 2.50мм прям. закр. — 1шт (для питания)
  • CHU-2 розетка каб.с конт. 2.50мм — 1шт (для питания)
  • Держатель для светодиода — 1шт
Читайте также  Как играть аккорд Bm

Всем удачной сборки и интересных звуков.С уважением, Василий (Pokfor).

Эффект «Хорус» для электрогитары

Интересным моделирующим эффектом для электрогитары выступает хорус — согласно определению, данный эффект имитирует многоголосное, хоровое звучание инструмента, достигается это путём подмешивания к исходному сигналу его копий, слегка задержанных и обработанных. Обычно схемы хорусов построены на цифровых микросхемах, достаточно сложны для самостоятельной сборки. Однако, того же нельзя сказать про эффект под названием «Zombie Chorus», разработанный Джоном Холлисом. Схема создавалась как перевоплощение двух известных фирменных приборов — Small Clone от компании Electro harmonix и CE-1 от Boss, из этого можно сделать вывод, что самодельный хорус по звуку будет ничуть не хуже своих заводских братьев. Схема представлена ниже.

Напряжение питания схемы составляет 9В, потребляемый ток не превышает 30 мА — для питания подойдёт любой блок питания от гитарных педалей, главное в нём — хорошая фильтрация. В качестве временного источника питания подойдёт и «крона», однако она довольно быстро сядет. В остальном схема особенностей не имеет и настройки не требует, главное собрать всё правильно и без ошибок. Если после сборки схема не запускается и эффекта хоруса нет, а идёт просто чистый сигнал, первым делом стоит заменить микросхему MN3007, нередки случаи, когда эти микросхемы не запускаются, возможно, так ведут себя подделки. По этой причине при сборке платы под MN3007 лучше всего предусмотреть цанговую панельку, а не впаивать её прямо в плату.


Сборка производится на печатной плате, пример которой представлен выше, а в архиве в конце статьи плату можно скачать для открытия в программе Srint Layout, она проверена и не содержит ошибок. Изготавливается плата самым распространённым радиолюбительским методом — ЛУТом, он же лазерно-утюжная технология. Рисунок дорожек сперва печатается на лазерном принтере на специальной термотрансферной бумаге, затем с помощью нагрева и прижатия утюгом переносится с бумаги на медную фольгу текстолита. Затем лишняя медь, не защищённая тонером принтера вытравливается, например, в растворе перекиси водорода и лимонной кислоты, сверлятся отверстия, залуживаются дорожки — плата готова к запаиванию деталей. Потенциометры, тумблер, питание, вход-выход сигнала припаиваются на плату тонкими гибкими проводами. В результате после сборки должна получится вот такая плата:

Во всех гитарных педалях есть байпасс — специальная кнопка, при нажатии которой активируется эффект и загорается светодиод индикации. Стоит только нажать ещё раз и эффект выключится, а сигнал с гитары будет проходить через примочку напрямую, никак не обрабатываясь. Самым лучшим и одновременно максимально простым считается True Bypass — для его реализации необходима специальная 3PDT кнопка, рассчитанная на нажатия ногой. Такая кнопка содержит три группы переключающих контактов: первая группа коммутирует входное гнездо примочки, пуская с него сигнал либо на вход схемы, либо на вторую группу на контактов. Вторая группа, в свою очередь, коммутирует выходное гнездо, пуская на него сигнал либо с выхода схемы, либо со входа (с первой группы). Третья группа включает и выключает светодиод, индицируя текущее состояние примочки.

В качестве корпуса подойдёт, например, силуминовый Gainta G0124, он отлично подходит по размерам, а него стенки отлично сверлятся. В просверленные отверстия устанавливаются все органы управления, гнёзда, светодиод с держателем. При желании можно красиво оформить корпус, например, как на картинке выше. Удачной сборки!

Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали «Sound JS Stereo Chorus CE-5»

Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.

Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.

Содержание / Contents

  • 1 Принцип работы хоруса
  • 2 Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса
  • 3 Семплы
  • 4 Итого
  • 5 Файлы

↑ Принцип работы хоруса

Хорус (Chorus) — это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.

Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.

Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.

В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором — обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.

Основные регулировки хоруса:
— Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
— Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.

↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса

Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.

Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма — Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.

Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.


Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном — в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах — микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.

Читайте также  Лучшие метал-фестивали 2017: куда стоит поехать в этом году?

Байпас у обоих педалей «горячий» — на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора — RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.

Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).

Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.

Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:



Вид внутри после сборки:

Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:

↑ Семплы

В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.

1. Оба регулятора — в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.

2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).

3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).

4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.

5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки — оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса — RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.

↑ Итого

Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше — попробовать собрать самому. Рекомендую!

↑ Файлы

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: