Схемы примочек Booster

Treble Booster / Overdrive from May Queen.

Схема простой требл — бустер — овердрайв примочки, имитирующей звучание
гитары Брайана Гарольда Мэя.

Как-то не так давно, выискивая в сети какую-то информацию, я совершенно случайно наткнулся на неведомый доселе англоязычный сайт http://www.runoffgroove.com. На сайте представлены схемы и статьи, посвящённые различным авторским проектам гитарных эффектов и узлов, предназначенных для той или иной обработки гитарного звука.
Несмотря на относительную простоту приведённых на сайте схемотехнических решений, некоторые из них мне показались довольно оригинальными и самобытными, поэтому кое-что из представленного я позволю-таки себе (с некоторыми комментариями) повторить на этом сайте.

May Queen
Treble Booster/Overdrive

by runoffgroove.com

Это не 100% имитация звука гитары Брайана Мэя, но тем не менее, это сильно напоминает нам о легендарном звучании его инструмента, подключённого к дюжине VOX AC30. Хорошее ограничение, мягкие высокие и средние частоты с отличным набором гармоник — вот основные особенности этой схемы.

Дополнительный конденсатор, установленный параллельно со стоковым резистором транзистора Q3, представляет собой фильтр нижних частот. Чем больше ёмкость конденсатора, тем меньше высоких частот будет на выходе.
Ёмкость конденсатора подбирается на слух, исходя из вкусовых пристрастий. Хорошей отправной точкой для этого конденсатора является номинал — 2n2.

Данная схема не содержит регулятора усиления и предназначена для работы при максимальном усилении.

Режимы транзисторов по постоянному току приведены в таблице.

Q1 Q2 Q3
Collector 7.10 Collector 1.37 Drain 5.52
Base 0.629 Base 0.628 Gate 1.64
Emitter 29mV Emitter Source 1.41

Элементы можно расположить на макетной плате, как это показано на рисунке ниже.

А при желании выполнить устройство на печатной плате, это можно сделать в соответствии со следующими фотографиями:


Ниже помещены записи примеров звучания «Treble Booster/Overdrive from May Queen»:

При записи была использована следующая цепочка: гитара — описанная примочка — транзисторный спикерсимулятор — звуковая карта с программными ревербератором и флэнжером.

Примечание Vpayaem.ru:
Как правило, нюансы звучания подобных простых устройств в значительной степени зависят от характеристик применяемых полупроводников. Поэтому при желании повторить эту, с моей точки зрения — довольно интересно звучащую схему, я бы порекомендовал использовать именно те типы транзисторов, которые указаны на схеме.

Из недостатков отметим довольно низкое (для подобных устройств) входное сопротивление (около 30кОм) и зависимость частоты среза фильтра, образованного конденсатором = 470пф и сопротивлением датчика гитары от, собственно говоря, этого сопротивления.

Схемы примочек Booster

Бустер для электрогитары

Автор: Rinon Ninqueon, stepanbelov@gmail.com
Опубликовано 19.07.2012
Создано при помощи КотоРед.

Данный бустер чудесно усиливает СЧ и ВЧ придавая небольшое «чваканье» электрогитаре. Громкость очень большая — спокойно можно греть перегруз.

При большом входном сигнале перегружается, поэтому, если у ваших звукоснимателей большой выхлоп, подрегулируйте либо ручками на гитаре, либо поставьте на вход переменный резистор.

Схема взята из одной советской книжки, найденной когда-то давно в КЮТе.

В оригинале схема на КП103:

Можно делать и на КП303. Тогда нужно изменить полярность питания и конденсатора С1.

Корпус Q1 я никуда не подсоединял.

Индуктивность около 1Гн, но можно и поэксперементировать.

Я взял датчик вращения маховика ДС-2 из Вега МП-122с.

Так как схема небольшая, то и корпус можно сделать поменьше.

Питается примочка стандартно, от 9 вольт. Потребляя 2.5мА можно долго питать от батарейки.

Фона очень мало. У меня, скорей, комбик больше фонит чем бустер.

Также выкладываю сэмплы:

Электрогитара -> бустер -> комбик

Mötley Crüe — Dr.Feelgood

1) перегруз (bridge)

2) бустер + перегруз (bridge)

Rínon Nínqueon — The Rínon Song

3) clean (neck + bridge)

4) бустер + clean (neck + bridge)

Дальше разные комбинации датчиков с бустером на clean канале

Pink Floyd — Shine On You Crazy Diamond

Ещё один сэмпл — немного подблюзнул аккордами после Pink Floyd

Две простых приставки для электрогитары в формате amPlug. Часть 2: бустер Zvex SHO (Super Hard On)

Содержание / Contents

  • 1 Собираем Zvex SHO (Super Hard On)
  • 2 Немного об особенностях схемы Zvex SHO
  • 3 Плата и корпус
  • 4 О внешнем оформлении
  • 5 Звук
  • 6 Несколько советов и рекомендаций
  • 7 Итоги
  • 8 Ссылки

Недостаток предыдущей приставки в том, что она не усиливает сигнал (это истоковый повторитель). Если нужно ещё и усилить сигнал, тогда нужно собрать какой-нибудь бустер (от английского booster — «ускоритель», «умощнитель»).
Я решил собрать Zvex SHO.

↑ Собираем Zvex SHO (Super Hard On)

Оказалось, что очень даже стОит. Звучание электрогитары стало более чётким, ярким, звонким.

↑ Немного об особенностях схемы Zvex SHO

Характеристика регулятора может быть линейная или антилогарифмическая. Я поставил линейный переменник 4,7 кОм — регулирует нормально. Можно сделать два выхода, как на схеме, например, для подключения двух параллельных цепей эффектов, или комбиков. Я оставил один выход. Также я зашунтировал цепи питания электролитом на 47 мкФ.

↑ Плата и корпус

↑ О внешнем оформлении

Красил из баллончика чёрной акриловой краской.
Надписи я раньше печатал на бумаге, затем — на самоклейку, и сверху — скотчем. Теперь же решил попробовать по другой технологии. Надписи сделал в проге Front Designer, напечатал на самоклеящейся прозрачной плёнке для лазерников. Переднюю сторону корпуса покрасил из баллончика серебрянкой (края предварительно заклеил скотчем, чтобы не покрасилось остальное). Когда краска высохла, убрал скотч и наклеил сверху вырезанный кусок плёнки с надписями. Затем весь корпус покрыл двумя слоями прозрачного лака (того же типа и производителя, что и краска).

Цепочка записи следующая:
Musima Lead Star IV —> SHO —> Boss CS-3 —> Focusrite Scarlett 2i2 —> Adobe Audition 3.
Датчик — бриджевый хамбакер в режиме отсечки. Сначала байпас, затем Super Hard On. Регулятор не помню, в каком положении, кажется, где-то посередине.

Теперь приблизительно оценим усиление бустера. Датчик — сингл. Сначала байпас, затем включаю эффект и постепенно прибавляю уровень от минимума до почти максимума (на максимуме уже ограничение).

Послушаем, как звучат флажолеты. Датчик — бриджевый хамбакер. Вначале байпас, затем SHO на почти максимальном усилении.

Тем, кто использует в работе дисторшн, наверняка будет интересно узнать, как изменится звучание дисторшна в связке с бустером. Всё зависит от конкретной педали, но в основном тембр звука будет формировать сам «исказитель». В сочетании с бустером появляется больше «гейна», звучание становится более мощным, плотным, увеличивается сустейн (длительность звучания). Но и шумы, и фон также вылазят, особенно, если электрогитара не экранирована, или если не применять шумоподавитель.
В отзывах читал, что данный бустер хорошо работает в качестве «грелки» перед ламповым усилителем. Сам пока не проверял (нет лампового усилителя).

Для записи небольшого примера я использовал педаль «Heavy Metal» Sound JS (копия Boss-овской педали на отечественных деталях), которую я включил в цепочку записи вместо компрессора. Так как подобные примочки в линию «песочат», а спикерсим я пока ещё не спаял, пришлось применить встроенный в Audition плагин Guitar Suite (Box Modeler — Model 4).
Датчик — бриджевый хамбакер. Сначала байпас, на 12-ой секунде включаю SHO. Регулятор «Crackle» — на 2 часа.

Читайте также  Обзор усилителя Award-Session 5E3-Extra 22

↑ Несколько советов и рекомендаций

Для избежания повреждения статикой полевых транзисторов, используйте для пайки низковольтный паяльник, включенный в сеть через понижающий трансформатор. Я пользовался 24-вольтовым паяльником.

При нарезании резьбы метчиком будьте осторожны, чтобы не сломать его, иначе вы не вытащите обломок метчика, и придётся делать сначала. Обязательно используйте смазку (я применяю обычное сало).

Основными элементами, задающими габариты устройства, являются: элемент питания, выходное гнездо и органы управления (кнопка, тумблер, потенциометры). Для уменьшения габаритов примочки используйте комплектующие меньших размеров. Байпас можно сделать на микрокнопке, или электронным. Выходное гнездо взять под мини-джек 3,5 мм, либо отказаться от него, припаяв шнур прямо к плате (но тогда нужен ещё выключатель питания). Вместо «кроны» можно использовать батарею из шести 1,5-вольтовых дисковых элементов, благо потребление тока небольшое.

Если у вашей электрогитары выходное гнездо расположено на лицевой панели, как например, у Fender Stratocaster, придётся продумать конструкцию так, чтобы устройство можно было без проблем в него вставить.

Подойдите к делу творчески. Сделайте лучше, чем у меня!
Кто-то, конечно, захочет встроить одну из схем в электрогитару — это будет лучшим вариантом, но здесь есть свои нюансы.
В виде отдельной приставки тоже можно сделать (оригинальный Zvex SHO выполнен как обычная педаль).
А кто-то захочет собрать какой-нибудь свой любимый несложный дисторшн (овердрайв, фузз…), добавить (по желанию) спикерсим и усилитель для наушников, всё это сделать для компактности на SMD компонентах, и получить свой, неповторимый «amPlug» для занятий в любом месте, в любое время. Думайте, фантазируйте, экспериментируйте!

↑ Итоги

Оба устройства можно использовать в качестве direct box при записи чистого звучания электрогитары в линию (если нет настоящего ди-бокса, звуковой карты с инструментальным входом, процессора и т. д.). Также с их помощью устраняется влияние длины кабеля от электрогитары на качество сигнала. Ну и бустер, конечно, можно использовать по его прямому назначению — для усиления слабого сигнала (особенно при сингловых датчиках).

Достоинства устройств: простые схемы, доступные для повторения начинающими радиолюбителями, низкий уровень шумов, малый потребляемый ток — повторитель потребляет 0,5 мА, а бустер от 0,3 до 1 мА в зависимости от усиления.
Про недостатки я уже говорил.

Обе приставки предъявляют повышенные требования к технике звукоизвлечения, так как становятся заметны малейшие нюансы игры. Хорошо слышны не приглушенные, или случайно задетые струны. Можно применять при работе над техникой игры.

Ну и ещё несколько фотографий устройств, подключенных к электрогитаре. Обратите внимание: шнур, подключенный к выходу приставки, перекидываем через гитарный ремень. Тогда за счёт жёсткости шнура приставка не будет крутиться вокруг оси джека во время игры.

Расчет бустерной схемы для получения максимальной мощности от батареи

Цель данной статьи – показать, как можно рассчитать режим работы бустерного (от англ. Booster) преобразователя напряжения (БПН) постоянного тока так, чтобы извлекать максимум возможной мощности из батареи с постоянным внутренним сопротивлением.

Зачастую на практике используются интегральные микросхемы (ИМС), в которых на аппаратном уровне идет контроль получаемой мощности (например, SPV1040), но цена таких приборов достаточно высока.
Бывают случаи, когда создается простое устройство на батарейке, например – светодиодный фонарик. Хочется, чтобы батарейка использовалась рационально, но затраты на это должны быть адекватными.
Для простых схем, где сопротивление нагрузки и внутреннее сопротивление батарейки известны заранее, существует метод расчета режима работы бустерного преобразователя напряжения.

Бустерный преобразователь напряжения

Разберемся, что же это за преобразователь.
Общая схема типичного БПН изображена на рисунке:

Здесь изображены n батарей с собственными бустерными блоками. В частном случае можно обойтись одним.
При замыкании ключа ток устремляется на «минус». Ток через индуктивность возрастает (но он не должен достичь величины тока КЗ, иначе энергия будет тратиться впустую), индуктивность накапливает энергию.

Затем ключ размыкают. Ток через индуктивность не может измениться мгновенно, она создает дополнительную ЭДС, отдавая в цепь накопленную раннее энергию. Т.о. напряжение на нагрузке в этот момент больше, чем дала батарея.
Диод нужен, чтобы ток с конденсатора на выходе не шел обратно. Чаще всего это диод Шоттки с малым падением напряжения.

Максимум мощности

Из школьного курса физики мы знаем, что максимум мощности источника тока с ненулевым внутренним сопротивлением достигается при равенстве входного и внешнего сопротивления.
Запишем основные токи цепи:

Здесь emf – ЭДС батареи, r – внутреннее сопротивление, Rn – сопротивление нагрузки.
Не вдаваясь в подробности вывода, приведу формулы возрастания и убывания тока:

После некоторых преобразований получаем средние значения:

При соблюдении следующих условий будет достигнута максимальная мощность:

Данную систему можно численно решить в математических программах, например: MathCad, MathLab.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: