Семь лучших произведений Рахманинова

10 самых известных произведений Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов, гениальный пианист и композитор, выходец из дворянской фамилии, стал одним из самых ярких символов российского музыкального наследия во всем мире.

После революции 1917 года он был вынужден эмигрировать в США, где и провел последнюю треть своей жизни. Однако произведения Рахманинова и тогда были очень популярен в Америке, Европе и СССР.

Давайте вспомним 10 известных произведений Рахманинова – одного из самых знаменитых отечественных композиторов, чей талант был признан на мировом уровне.

10. Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель»

Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель» – это довольно раннее сочинение Рахманинова, написанное им в 1892 году. “Полишинель” входит в цикл, состоит из пяти пьес общей продолжительностью около 21 мин.

Они впервые были исполнены в 1892 году. Произведение посвящалось Антону Аренскому – преподавателю Рахманинова по композиции.

Все пьесы цикла, включая “Полишинель” считаются одними из самых исполняемых работ прославленного композитора в студенческой среде. При этом ценность их заключается не только в способствовании развитию техники правой руки исполнителя, но и в формировании образцового представления композиторского мышления.

В “Полишинели” излюбленные Рахманиновым “колокольные” мотивы соединяются с упорными поступательными ритмами, характерные для марша, которым суждено было стать ключевыми во всем творчестве великого мастера.

9. Этюд соль минор, соч.33 №8

Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.

Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.

8. Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия»

В первый раз на большой сцене сцене произведение Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия» прозвучало в 1892 году, и сразу же стало невероятно популярным. Даже через много лет, когда Рахманинов уже эмигрировал в Штаты, прелюдия оставалась актуальной и очень известной.

Каждое американское интервью Рахманинова, обязательно сопровождалось вопросом, касающимся прелюдии. И однажды, утомившись от расспросов на эту тему, Рахманинов сказал, что просто сочинил музыку, и не нужно настойчиво искать в ней программный замысел.

7. Симфония №1

Рахманинов также отмечал, что ни один из преподавателей, услышавших симфонию, не был в восторге от работы молодого композитора. Возможно, это было связано с отсутствием своего стиля, к тому времени еще не сложившегося у Рахманинова.

Премьера симфонии пришлась на 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге. Дирижёром тогда был прославленный Александр Глазунов.

К сожалению, в этот вечер Рахманинов испытал тяжкое разочарование, ведь его произведение потерпело полный провал. Критики приписывали автору эклектизм. Кроме того, большинство из них сошлось в том, что сочинение было недоработанным.

Эта неудача очень надломила Рахманинова — композитор оставил сочинительскую деятельность почти на три года. Это произведение в течение очень долгого времени оставалось неизданным, а партитура считалась утраченной.

Уже после смерти композитора, в 1944 году, удалось найти оркестровые голоса симфонии, благодаря чему была восстановлена и партитура сочинения. Второй раз мир увидел симфонию только в 1945 в Москве. На этот раз она имела оглушительный успех.

Одна часть сочинения, продолжительностью около 12 минут, увидела свет только в 1947 году, и называлась “Юношеская симфония”.

6. Фортепианный концерт №3

Композиция славится своим техническим требованием к пианисту и объективно является одним из самых сложных произведений в стандартном фортепианном жанре. Сочинение было написано на даче Рахманинова в Ивановке.

Третий фортепианный концерт представляет собой пик творчества композитора периода второй половины 1900-х годов. Этим произведением он как бы завершает и подводит итог в этой сложной драматической полосе творческих поисков. И при этом, концерт не содержит тех изъянов, которые имели место в предшествовавшим ему сочинениях автора, написанных в других жанрах.

5. Вокализ, соч.34 №14

В оригинальной версии композитор указывает, что сочинение может исполняться как сопрано, так и тенором, хотя чаще всего отдается предпочтение именно сопрано.

За всю свою историю вокализ был транспонирован на несколько других тональностей, что обеспечило возможность исполнителю избирать для себя наиболее удобную.

4. Симфонические танцы

За несколько лет, которые Рахманинов провел в эмиграции, у него успел сложиться определенный режим гастрольной деятельности, с обязательным перерывом в летний период.

Начиная с 1931 года, семья мэтра проводила каждое лето на вилле “Сенар” в Швейцарии. В этом месте Рахманинов не только приходил в себя после насыщенного гастрольного сезона, но и работал над новыми музыкальными произведениями. С началом Второй мировой войны, планы мастера кардинально изменились.

Лето 1940 года Рахманинов провел вблизи Нью-Йорка. Здесь, мучаемый переживаниями о дочери, которая осталась в оккупированном немецкими войсками Париже, за рекордно короткий срок Рахманинов создал последнее в своей жизни симфоническое произведение.

3. Симфония №2

Симфония №2 увидела свет в январе 1908 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. А уже через месяц ее представили в Москве. К счастью, на этот раз симфоническое сочинение Рахманинова имело огромный успех и попало в список лучших произведений.

2. Рапсодия на темы Паганини

В этой завораживающей музыке ностальгия по прошлому на Родине сочетается с откровенной “дьявольщиной”. Не зря Рахманинов добавил в неё мотив “Dies irae”.

1. Фортепианный концерт №2

Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.

Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого “застойного” периода.

Семь лучших произведений Рахманинова

Композиции Рахманинова были последними представлениями о романтическом стиле в России. Рахманинов родился в музыкальной семье и с девяти лет учился игре на фортепиано в консерватории в Санкт-Петербурге. Несмотря на огромный размах его рук, его техника была точной и ясной. Его невероятные навыки пианиста делают его сочинения одними из самых трудных для виртуозных пианистов.

В этой статье мы рассмотрим семь замечательных произведений Рахманинова.

Прелюдия до-диез минор соч. 3 № 2

Хотя «Прелюдия до-минор» была менее популярной, чем его более поздние работы, но благодаря этому произведению Рахманинов завоевал большую часть своей ранней популярности и эта прелюдия часто исполнялась на “бис”. Эта работа была написана еще до его окончания консерватории в Санкт-Петербурге в 1891 году.

Читайте также  Новый альбом Леонарда Коэна будет называться You Want it Darker

Концерт для фортепиано с оркестром Op. 18 № 2

Рахманинов сочинил свой второй фортепианный концерт после особенно низкого периода, профессионального и эмоционального, подстегнутого трудным восприятием его первой симфонии. Эта пьеса, как известно, трудна для исполнения (не каждый может сыграть 12 клавиш пианино одной рукой!) И была посвящена его терапевту, доктору Николаю Далю, который призвал его снова начать сочинять, несмотря на приступы депрессии.

Прелюдия соч. 23 № 5

Одна из 24 частей этого цикла, № 5, – это короткая, мелодичная и деликатная прелюдия. Плавающая мелодия, которая постепенно набирает обороты, показывает что-то идиоматическое в стиле Рахманинова и, возможно, даже тонкие воспоминания о фортепианной музыке Дебюсси.

Богородице Дево, радуйся из Всенощного бдения

Это запоминающееся произведение основано на известном тексте Аве Мария, взятом из Всероссийской православной церемонии. Текстура плотная и достигает эмоционального апогея.

Прелюдия соч. 32 № 7

Эта прелюдия приобретает таинственные очертания благодаря повторяющемуся пунктирному ритмическому мотиву. Тональная неоднозначность постоянно просит слушателя интерпретировать, фантазировать, размышлять.

Остров мертвых (1908)

Эта атмосферная оркестровая пьеса демонстрирует легкость, с которой Рахманинов смог вызвать чувство присутствия с помощью музыкальных средств (тональная живопись). Вдохновленные картиной Арнольда Боклина, оркестровые цвета отражают звуки волн и весла, встречающихся с темными водами, в характерно позднем романтическом стиле.

Музыкальный момент (1829)

Этот набор сольных фортепианных пьес похож на миниатюры: каждый момент в музыке присутствуют уникальные отрывки и звучат как отдельные интроспективные миры. Миниатюрный размер этих произведений показывает более скромную сторону обычного бравурного виртуозного стиля Рахманинова.

Сергей Рахманинов

* Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

Свой Рахманинов: великий композитор глазами выдающегося пианиста

Сергей Рахманинов — один из величайших русских композиторов в истории. Денис Мацуев относится к числу выдающихся пианистов наших дней и, по общему мнению, является одним из лучших интерпретаторов творчества Рахманинова. По нашей просьбе он выбрал пять своих любимых произведений композитора и рассказал нам о том, что они для него значат.

Сюита ре минор

Я предлагаю вам послушать это произведение в первую очередь из-за истории, связанной для меня с этим произведением. Это одно из двух неизвестных произведений Сергея Васильевича, написанных им еще во времена студенчества.

Ко мне они попали фантастическим образом. В качестве подарка от внука Рахманинова, Александра Борисовича Рахманинова, который принес мне их в Париже на мой концерт. Ходит легенда, что Рахманинов хотел передать эти ноты Чайковскому, чтобы узнать его мнение о своей музыке, но в какой-то момент сюита и фуга были утеряны, и обнаружили их уже только в конце ХХ века в Музее М.И. Глинки.

До меня эти произведения не исполнял никто. Александр Борисович подарил мне не только эти уникальные ноты, но и право исполнить их на рояле самого Сергея Васильевича Рахманинова на его вилле Сенар в Швейцарии, где до сих пор обстановка, в которой жил композитор, сохранена нетронутой вплоть до последнего шпингалета.

Когда я записывал этот диск в гостиной на особенном «Стейнвее» (рояль марки Steinway & Sons. — прим. ТАСС) Рахманинова, Александр Борисович сидел в соседней комнате. Он пришел специально послушать, как я записываю эту прелюдию. Она у меня получилась практически с одного раза, потому что на рояле Рахманинова играть было невероятно, я до сих пор не могу для себя сформулировать те ощущения, только пианисты поймут, о чем я говорю.

Когда вы будете слушать сюиту, представьте себе, что вы вместе с Александром Борисовичем Рахманиновым сидите на вилле Сенар, из окон которой видно озеро и розовый сад, и наслаждаетесь бархатным и богатым звучанием рояля в гостиной.

Читайте также  Ludens от Bring Me The Horizon: крутейший саундтрек для новой игры

Третий концерт для фортепиано с оркестром

Этот концерт красной нитью проходит через всю мою жизнь. С того момента, когда я впервые сыграл его в тринадцать лет в городе Иркутске, он стал моей визитной карточкой. Я сыграл его уже точно больше 300 раз с самыми лучшими оркестрами и дирижерами.

Тема, которая открывает этот концерт, вмещает в себя всю нашу Россию: ее боль, переживания, метания, широту, мощь и при этом сентиментальность. По насыщенности, по эмоциональности ни один фортепианный концерт даже близко нельзя сравнить с Третьим концертом. Это Эверест. В нем около 50 тысяч нот. И каждый раз, когда я выхожу его играть, — это исполнение с чистого листа. Этим и отличается гениальная музыка от просто талантливой — количество смыслов, эмоций и интерпретаций внутри неисчерпаемо.

Прелюдия соль минор

Это была любимая прелюдия моей бабушки. Впервые я услышал ее не в исполнении пианиста, когда я был маленький, а в фильме «Старший сын» по Вампилову, где играли Леонов, Караченцов и Боярский. Причем в фильме Мельникова была очень оригинальная аранжировка, в исполнении оркестра, который играет в кинотеатре перед сеансами, что очень меняет колорит этой прелюдии на самом деле. Появляется такой трогательный провинциальный налет.

Меня поразила эта маршеобразная музыка с совершенно удивительными гармоническими оборотами. И, конечно, когда я впервые сыграл это произведение на сцене в Иркутске, моя бабушка, по ее признанию, была самым счастливым человеком на свете. С тех пор прошло уже более тридцати лет, а я до сих пор исполняю эту прелюдию с особым чувством.

Симфонические танцы

Последнее произведение Рахманинова, которое он написал в Америке. Это совершенно другой Рахманинов.

Вообще тот Рахманинов, который писал музыку в Америке, и тот, который писал музыку в России, — это один человек, но два абсолютно разных композитора. В Америке он написал не так много произведений, потому что больше выступал в качестве солиста. Он очень тосковал по родине, и каждое его позднее произведение пропитано насквозь безысходной тяжелой ностальгией. А Симфонические танцы — еще и одно из самых трагических произведений.

Удивительно, но это то самое произведение, при исполнении которого Рахманинову не разрешили встать за дирижерский пульт и не позволили записать его, потому что посчитали, что Рахманинов был более интересен публике как солист, а не как дирижер. И это при том, что Рахманинов был великим дирижером, о чем мало говорят сейчас. Он был одинаково гениален в трех ипостасях — композитор, дирижер и пианист.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: