Секвенции на гитаре

Секвенции на гитаре

Школа игры на гитаре в стиле SHRED (часть 2)

Автор: Кирилл ТОР
Журнал: MusicBox №39

Гаммы и секвенции на основе натурального (эолийского), гармонического и мелодического минора. Приступая к изучению аппликатур гамм натурального, гармонического и мелодического минора, следует сказать, что правильное исполнение упражнения получится лишь после того, как ноты будут звучать чётко и слаженно. Следите за атакой звука и переходами со струны на струну. Обращайте внимание на левую руку – не зажимайте её в предплечье (часть от локтя до кисти), также не пытайтесь играть всей рукой – двигаться должна только кисть. Некоторые гитаристы двигают указательным и большим пальцами, держащими медиатор, но и это не совсем правильно. В целом, игра зажатой, напряжённой рукой может привести к серьёзным повреждениям связок и сухожилий. Не рекомендуется заниматься с использованием эффектов, таких как задержка и реверберация – подобные обработки лишь размывают звук. Выстройте на комбоусилителе или комбоэмуляторе, если вы играете в линию, максимально сухой, читаемый звук. Проигрывайте упражнения на чистом звуке без эффекта компрессии и других украшающих звук обработок, чтобы услышать и прочувствовать все нюансы игры и определить ошибки звукоизвлечения, если они имеются. Все упражнения играются переменным штрихом медиатора. Не начинайте играть, если у вас холодные руки, разогрейте их базовыми упражнениями на разминку. В помещении, где вы занимаетесь, должно быть тепло. Используйте также спортивные напульсники – они помогут вам удерживать нормальную температуру кисти и предохранят руку от растяжений Старайтесь не «зажиматься» психологически, если вам сложно сыграть какое-либо упражнение или задача кажется невыполнимой. Не напрягайте те части тела, которые не участвуют в процессе игры.

Есть гитаристы, которые поднимают плечи во время исполнения сложных высокотехничных произведений или напрягают мышцы шеи, ног или лица. Все это вряд ли поможет, лишь только вызовет лишние затруднения при игре и основательно утомит вас.Некоторые упражнения в этом выпуске потребуют широкой растяжки пальцев, а также использования четырёх пальцев на одной струне, поэтому я предлагаю вашему вниманию три упражнения на растяжку пальцев – stretching. Если появляются неприятные или болезненные ощущения в пальцах или кисти руки в процессе выполнения данных упражнений, – прекратите занятия: вы можете получить серьёзные повреждения связок лучезапястного сустава. Не забывайте о правильной постановке левой руки. На фотографиях, приведённых ниже, показано рекомендуемое и не рекомендуемое положение левой руки на грифе.

Рекомендуемое положение левой руки

Не рекомендуемое положение левой руки. При позиции левой руки, когда большой палец находится над грифом, исполнение гаммообразных пассажей и секвенций будет затруднено.

Играйте упражнение в медленном темпе переменным штрихом медиатора, а также приёмом legato. Не поднимайте пальцы рук высоко над грифом.

Добивайтесь контроля над посторонними призвуками. Старайтесь, чтобы указательный палец левой руки находился параллельно ладам.

Старайтесь, чтобы кисть во время исполнения данного упражнения была расслаблена. Начните с темпа 30–40 ударов в минуту и постепенно увеличивайте скорость.Упражнения в натуральном, гармоническом и мелодическом миноре.

Гамма в восходящем и нисходящем движении. Тональность Е-минор натуральный. Играйте переменным штрихом медиатора, а также комбинируйте: при восходящем движении исполняйте приёмом legato (hamer-on), а при нисходящем – palm muting.

Секвенция секстолями в тональности Е-минор натуральный, требующая широкой растяжки пальцев. Исполняйте переменным штрихом медиатора и приёмом legato Как известно, гармонический минор строится путём повышения седьмой ступени натурального минора; мелодический минор – повышением шестой и седьмой ступеней. Седьмая повышенная ступень в гармоническом миноре соответствует мажорной терции доминант 7-аккорда пятой ступени, например, в А-миноре это будет Е7. Также повышенная седьмая ступень является тоникой уменьшенного вводного 7-аккорда. Данные аккорды выражают доминатовую функцию в тональности А-минор Если в звукоряде гармонического A-минора за тонику принять ноту Е, получится лад под названием «фригийский» или «испанский» мажор, который используется для обыгрывания доминант 7-аккорда в минорных тональностях.

Гамма в гармоническом А-миноре для игры в позициях от первого до двенадцатого лада. Следите за переходами со струны на струну: все звуки должны звучать слитно и с одинаковой громкостью.

Гармонический А-минор. Проиграйте упражнение на чистом звуке, для того чтобы повысить читаемость нот, далее исполняйте с эффектом distortion. Не поднимайте пальцы (особенно мизинец) высоко над грифом: это вызовет сложности, когда вы будете играть данное упражнение в быстром темпе. Играйте данную гамму поверх аккордов А-минор и Е7.

А-минор мелодический. Играйте переменным штрихом медиатора, а также приёмами legato (без медиатора, для удобства обхватив правой рукой струны у первого лада на грифе).

Секвенция в мелодическом А-миноре.

Играйте переменным штрихом медиатора, а также приёмом palm muting.

Упражнение с элементами межструнных скачков. Играйте переменным штрихом и приёмом legato. Обратите внимание на переход с первой струны на третью; для того чтобы не извлекать посторонних звуков, приглушите вторую струну ребром ладони левой руки у подставки.

Восходящая и нисходящая секвенция – сочетание натуральной и гармонической ступеней минора Пример Вариация на тему примера 8. Играйте переменным штрихом медиатора и приёмом legato, обыгрывая аккорды Е-минор, B7 и D#0.

Секвенция в тональности D-минор гармонический. Играйте переменным штрихом медиатора, приемами legato и palm muting.Рекомендуются к просмотру следующие видеошколы: INGWIE MALMSTEEN «Play Loud», MICHAEL ROMEO «The Guitar Chapter», CHRIS IMPELLITERI «Speed Soloing».Несколько слов о струнах, гитарах, эффектах и звукоусилении. Для игры вам необходимо добиться максимальной комфортности. Если ваш любимый гитарист играет на струнах 13–56 или 10–70, а для вас этот комплект является слишком жёстким, не стоит насиловать себя и пытаться извлечь ноты на данных струнах, уподобляясь своему кумиру. Подберите себе комплект струн с той толщиной, которая была бы наиболее удобна лично вам. Старайтесь, чтобы ваш звук был максимально плотным, чётким и читаемым. Дешёвый процессор или мультиэффект способен нивелировать все ваши технические достижения. Не жалейте денег на техническое оснащение, если, разумеется, вы занимаетесь гитарным искусством серьёзно, а не просто бренчите на неподключенной электрогитаре у телевизора после напряжённого рабочего дня. «Избегайте жалкой кустарщины – это признак нищеты духа» Philip Toshio Sudo Это же касается мензуры грифа.

Если у вас небольшая рука, не следует исполнять произведения, требующие большой растяжки пальцев на гитаре с мензурой 27 дюймов; наиболее удобным вариантом в этом случае будет использование инструмента с мензурой 24.5 дюйма. Подберите себе инструмент, комбоусилитель и эффект, руководствуясь параметрами удобства и лёгкости. Не забывайте девиз: «Music is fun». Занятия на гитаре должны приносить радость, а не страдания. Играя, помните о мелодии, которая является основой музыки: лишённые идеи и осмысленности «поливы» скучны и неинтересны, конечно же, если вы не ставите перед собой цель попасть в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый гитарист в мире, извлекающий 42 ноты в секунду. Старайтесь, чтобы в вашей игре всегда присутствовала созидательная основа, и избегайте формального, шаблонного отношения к творчеству. В следующей части мы разберём технику межструнных скачков и основы техники «экстремальная пентатоника», а также разберём аппликатуры уменьшенных арпеджио с использованием 4 пальцев на одной струне. Играйте осознанно!

Секвенция в музыке

Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня хотелось бы продолжить рассказывать про теорию музыки и рассмотреть интересный и часто встречающийся прием. Это секвенция. Мы разберём, что же это такое, рассмотрим различные классификации и послушаем примеры. Итак, начнём. Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов).

Читайте также  Ужасы нашего городка: барабанщик Slipknot показал окровавленный инструмент

Простейший пример секвенции

Терминология для составных частей секвенции следующая.

Первоначальный оборот секвенции — мотив, музыкальная фраза. Дальнейшее повторение мотива образует составную часть секвенции и называется звеном. Интервал, на который каждый раз сдвигается звено, — шаг секвенции.

Являясь динамическим фактором развития, секвенция может встречаться в произвольном месте композиции. Восходящая — создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая — наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на месте» (пример — русский народный танец «Камаринская»).

Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)

Виды секвенций в музыке

Возможны различные масштабы секвенций:

  • микро: в аккомпанементе, при соединении с параллелизмом аккордов;
  • макро: повторы в разных тональностях отдельных больших частей произведения.

Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:

  • диатоническая секвенция — последующие гармонии строятся на разных ступенях лада в пределах одной тональности;
  • хроматическая (модулирующая) секвенция — каждое новое звено преподносится в другой тональности.

По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.

По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.

По степени точности:

  • строгая — мотив полностью транспонируется, сохраняя названия и величины музыкальных интервалов;
  • свободная — сохраняются только названия интервалов, точные величины могут варьироваться.

По типу распределения:

  • квадратная — строение совпадает с количеством тактов во фразе;
  • неквадратная — количество долей не совпадает с размером такта.

Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.

Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.

Гендель — Пассакалия

Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:

  • «Времена года — Июль» (диатоническая);
  • вступление к опере «Евгений Онегин» (хроматическая).

П.И. Чайковский — Времена года. Июль.

П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»

Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.

А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.

Восходящие секвенции на гитаре

Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.

Надеюсь, что наша статья оказалась полезной для вас. Пишите комментарии и делитесь ссылками в социальных сетях. Все кнопки – ниже.

Гитарный курс на 30 дней: День 16. Используем секвенции в мажорной гамме

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Alex Skolnick, гитарист групп Testament и Alex Skolnick Trio, точно знает несколько секретных приемов создания хорошего соло.

Изображенная ниже идея Алекса основана на До-мажорной гамме; с точки зрения техники идея проста и незамысловата, но Алекс показывает, что даже использование базовой мажорной гаммы может быть интересным.

Идея заключается в том, чтобы взять каждую кварту гаммы (например, пары C-F, D-G, E-A и так далее) и поменять местами восходящие и нисходящие ноты в каждой паре.

Вы можете применять это решение к любой гамме/ладу, которые Вам известны, и пробовать любые другие интервалы; терции звучат особенно хорошо.

Гитарный курс на 30 дней
  • День 1. 3 простых блюзовых оборота
  • День 2. Используем аккорды с открытыми струнами
  • День 3. Стоить подумать над альтернативныеми строями
  • День 4. «Паучьи» пауэер-аккорды Marty Friedman
  • День 5. Играем ритм по всему грифу. CAGED-система
  • День 6. Переосмысливаем простые аккорды
  • День 7. Мажорные и минорные CAGED-гаммы
  • День 8. Укрепляем пальцы
  • День 9.Увеличиваем выносливость и силу пальцев
  • День 10. Играем блюзовую гамму Пола Гилберта
  • День 11. Как точно делать бэнды
  • День 12. Шесть узнаваемых стилей вибрато
  • День 13. Узнаем про sus- аккорды
  • День 14. Лики «три ноты на струну»
  • День 15. Читаем аккорды
  • День 16. Используем секвенции в мажорной гамме
  • День 17. Дополнительные возможности использования минорной пентатоники
  • День 18. Учимся импровизировать
  • День 19. 9 практических советов для ежедневных занятий
  • День 20. Освоение аккордов с широким голосоведением
  • День 21. Работаем над техникой легато

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

AllFrets

Переменный штрих. Секвенции.

Здесь, пожалуй, стоит добавить еще одно правило, которое относиться скорее к ритму, нежели к переменному штриху. Мы еще разберем его подробнее в соответствующей части. Суть его состоит в том что при игре переменным штрихом среди шестнадцатых нот иногда встречаются восьмые (которые, как ты помнишь вдвое длиннее шестнадцатых). В этом случае нельзя сбиваться, необходимо играть следующую за восьмой ноту таким ударом, каким ее следовало играть, если бы вместо восьмой стояло две шестнадцатых. Это относится и к более запутанным ритмическим рисункам. Посмотри на табы и все сразу станет понятно. Перед тобой обычный переменный штрих.

А вот те же два такта, только в одном первые две шестнадцатых каждой доли заменены одной восьмой, а в другом – вторые.

Внимательно приглядись к штриху. Одни и те же ноты играются теми же ударами, какими они игрались в первом примере. Это одно из важнейших правил переменного штриха.

РАЗВИТИЕ ЛЕВОЙ РУКИ

Сейчас тебе необходимо проверить, какие из твоих пальцев развиты лучше, а какие — хуже. Сыграй следующее упражнение:

Оно направлено на проверку комбинации пальцев — первый-второй. Упражнение представлено в четырех вариантах, сыграй их все. Чтобы проверить остальные комбинации пальцев (первый-третий и первый-четвертый) используй то же упражнение. Теперь ты знаешь свою проблему и можешь уделить ей внимания, играя это упражнение в медленно темпе, отрабатывая синхронизацию проблемных пальцев. Продвинутые гитаристы могут также уделить время и таким комбинациям, как второй-третий, второй-четвертый и третий-четвертый пальцы.

РАЗВИТИЕ ПРАВОЙ РУКИ

Развивать правую руку легче всего при помощи тремоло. Начиная с урока штрих при переходе со струны на струну ты следишь за своей максимальной скоростью, я надеюсь. Играй на этой скорости гаммы, рассмотренные в предыдущем уроке. Разумеется не так как ты обычно это делаешь. Используй тремоло — каждую ноту бери по четыре раза. Постарайся продержаться как можно дольше. Упражнение выполняй перед каждой тренировкой вместе с разминкой.

Читайте также  Cloud Maze в помощи не нуждаются!
СЕКВЕНЦИИ

Переходим непосредственно к упражнениям. Секвенция это мелодический паттерн из какой-либо гаммы, повторяющийся в неизменном виде, однако начинающийся с разных нот. Вскоре все станет понятно. Берем, к примеру, гамму ЛЯ МИНОР.

Для наглядности пронумеруем ноты:

ЛЯ – 1 ступень

СОЛЬ – 7 ступень

После этого все они вновь повторяются. Пришло время создать твою первую секвенцию:

1. Выберем какой-либо мелодический паттерн. Т.е. мелодическую идею, скажем 1-2-3-4 и повторим ее несколько раз в неизменном виде: 1234–1234–1234–1234.

2. Теперь сделаем то же, только пусть каждый последующий паттерн начинается на ступень выше: 1234–2345–3456–4567.

3. Наконец, назовем ступени своими именами: ЛЯ-СИ-ДО-РЕ-СИ-ДО-РЕ-МИ-ДО-РЕ-МИ-ФА-РЕ-МИ-СОЛЬ

Если продолжить секвенцию и изобразить это на табулатуре, то получиться следующее:

Таких секвенций можно придумать сколь угодно много. Для закрепления навыков составим еще одну:

1. Выбираем мелодическую идею, например 1-3-2-4 и повторяем ее несколько раз в неизменном виде: 1324–1324–1324–1324.

2. Теперь делаем то же, только пусть каждый последующий паттерн начинается на ступень выше: 1324–2435–3546–4657.

3. Называем ступени своими именами: ЛЯ-ДО-СИ-РЕ-СИ-РЕ-ДО-МИ-ДО-МИ-РЕ-ФА-РЕ-ФА-МИ-СОЛЬ

Как видишь, в этом уроке, да и в предыдущем тоже я не давал конкретных упражнений. Я лишь указал путь. Рано или поздно любой достойный гитарист должен начать создавать упражнения для себя. Ведь никто кроме него самого не знает его слабых сторон. И лишь он способен придумать упражнения, направленные на их устранение. Поэтому я пытаюсь научить тебя изначально создавать упражнения для устранения своих слабостей, а не пытаться найти где-либо готовые. Ведь вторые всегда буду уступать первым по эффективности. А от эффективности упражнения зависит количество времени, которое требуется для достижения того или иного результата.

А теперь попробуй самостоятельно применить те же две секвенции, но уже ко всем остальным гаммам, изученным тобой в предыдущем уроке (пентатонику и боксы «по три ноты на струне» пока не трогай).

Надеюсь, урок был понятен. Теперь ты можешь придумать бесконечное количество секвенций и каждую из них применить к одной из множества гамм. Так ты сможешь получить абсолютно разные упражнения, в каждом из которых будут свои нюансы, свои технически сложные моменты и т.д. К следующему уроку переходи только после того, как сможешь играть первую секвенцию из тех двух, что я показал (1234-2345) на скорости 120. А также изучишь уроки больше экспрессии, подвижность и беглость, даунстрок риффы. Также я советую тебе в качестве самоконтроля разучить данную композицию, и не только ее. Ты должен понимать, что на одних упражнениях не вырастить хорошую технику, необходимо учить соло, и как можно больше. Счастливо!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: