Саундтреки Дзё Хисаиси к мульфильмам Хаяо Миядзаки выпустят на виниле

Музыка в кино: специфика мелодий в мультфильмах Хаяо Миядзаки

Феномен Хаяо Миядзаки заключается в умении достучаться до ребенка в каждой своей работе. В мультфильмах он уделяет огромное внимание деталям, образам и многочисленным символам. Проекты режиссера — несомненно яркие образцы синтетических произведений искусства: сценарий, анимация и звук важны поровну. Если убрать одну из составляющих — пазл просто не будет складываться. Вот почему музыка играет одну из ключевых ролей в понимании произведений автора. Музыка в волшебном мире Миядзаке специфична, она устроена определенным образом.

Как устроена музыка в его волшебном мире и в чем ее специфика? Почему много музыки — не всегда хорошо? Причем тут импрессионисты и Харви Вайнштейн? Время разобраться.

«Мой сосед Тоторо», 1988

Тоторо — один из самых известных героев мультипликационной вселенной мастера. В мультфильме звучит музыкальная композиция «Sanpo», то есть «прогулка». Эту узнаваемую мелодию написал Дзе Хисаиси. Для Миядзаки он как Нино Рота для Феллини или Анджело Бадаламенти для Дэвида Линча: не просто постоянный помощник, а соавтор произведения.

Впервые их совместная работа была проделана над картиной «Навсикая из Долины ветров» в 1984 году. Последний раз, на сегодняшний день, вместе они работали над картиной «Ветер крепчает» 2013 года.

Работа над композицией отходит от европейских канонов. Во-первых, синопсис картины всегда общего вида. Во-вторых, сопровождается он всего десятью ключевыми словами, ничем больше. На этой основе композитор и пишет музыкальное сопровождение. Это говорит нам о том, что музыка очень важна для эстетики режиссера, ведь, получается, что от нее и начинает складываться общая картина. Музыка все объединяет.

«Небесный замок Лапута», 1986

Это первый фильм в истории студии «Гибли». В титрах фигурировали уже знакомые всем Хаяо Миядзаки и Дзе Хисаиси. Основная тема картины — оркестровая мелодия. В фильме звучит как инструментальная версия, так и нежная вокальная. Впервые мы слышим ее, когда главная героиня, Сита, падает на землю с огромной высоты. При просмотре кажется, что она разобьется, но внезапно в дело вступает ее оберег — летающий камень, который замедляет падение. Удивительный момент: музыка выходит на кульминацию за пять секунд до того, как камень расправляет крылья.

Disney, Миядзаки и тишина

Проматываем 20 лет и оказываемся на рубеже столетий. Теперь Миядзаки известен во всем мире, его работы наконец сочла потенциально прибыльными компания Disney. «Небесный замок Лапута» оказывается одной из нескольких работ режиссера, которую переснимают в Америке. Причем речь не только о дубляже, ведь изменена еще и музыка. Музыка потеряла свою камерность и атмосферность. Появились профессиональные «музыкальные заплатки»: небезызвестный Харви Вайнштейн считал, что искушенная музыкой американская публика не готова к «молчаливым» и «скудным» японским мультфильмам, поэтому музыка была дописана.

Есть одно сугубо японское понятие: «ма». «Ма» — это тишина, пустота, возникающая, например, между репликами в разговоре, но не осознаваемая при этом как неловкая, а наоборот: умиротворенная и даже желанная. Японская философия: не нужно всегда говорить, стоит иногда и помолчать. В переводе на язык кино, иногда стоит взять паузу, не заполнять все пространство фильма экшеном, в том числе и звуковым.

«Унесенные призраками», 2001

Несомненно, «Унесенные призраками» — культовый фильм режиссера. Саундтрек к нему начинается с легких аккордов — речь про хитовую тему «One Summer’s Day». Мы слышим эту мелодию, когда главная героиня едет с родителями на автомобиле и размышляет о том, что ждет ее в будущем. Она еще не знает в какой переплет событий она попадёт, оказавшись в заброшенном парке развлечений.

Рассмотрим сцену, где главная героиня, девочка Тихиро, едет с Безликим на поезде к колдунье Юбабе до шестой станции. Мелодия этого эпизода так и называется: «The Sixth Station». В фильме, который полон экшна, это очень ценный эпизод: долгожданный момент перерыва. На протяжении трех минут ничего не происходит, никто не произносит ни слова. Мы видим только героев, которые неподвижно сидят в поезде. Перед нами настоящий образец «ма». Показательно, как здесь ведет себя музыка: она не умолкает, а озвучивает эпизод от начала до конца. Для написания используется фортепиано, как символ чего-то человеческого. Фортепиано здесь — зеркало человеческой души (для изображения другого мира используются органные и восточные инструменты).

Дзе Хисаиси, как могло показаться, наследует совсем не романтическую традицию, а продолжает традиции импрессионистов. Разница заключается в том, что функциональная гармония романтизма предполагала наличие тонального центра, то есть устойчивой опоры, к которой тяготеет и стремится вся остальная музыкальная структура. То есть это логично организованная система даже при всех чувственных «выкрутасах», потому что у нее есть начало и конец, центр и периферия, завязка, кульминация и развязка.

У Хисаиси мы услышим фортепианные переливы и ничего романтического не найдем. Эта музыка не движется из пункта А в пункт Б, она просто существует во времени. Картины художников-импрессионистов характеризуют так, что в них как будто увековечивается в бесконечности конкретный временной момент. Японское «ма» представляет собой схожее продление момента. В его философии проживание времени, наслаждение статикой. Поэтому статичная сцена из «Унесенных призраками» кажется идейным центром фильма, поэтому она так уместна, к ней подобран такой саундтрек.

Дзе Хисаиси искусно подбирает нужную музыку для разных декораций: восточного и европейского миров. Для фильмов в европейских декорациях он подбирает и нужные музыкальные формы — вальсовые размеры. То есть композитор охотно подстраивается и под ту или иную географию, и столь же охотно модифицирует свои методы в зависимости от режиссерских задач.

Какова специфика работ Хисаиси и Миядзаки?

В одном из интервью Хисаиси говорит: «Я не люблю работать с режиссерами, которым музыка нужна лишь для подчеркивания звуковых эффектов. Я предпочитаю работать с теми, кто ценит ее так высоко, как она этого заслуживает».

Миядзаки и его творчество — именно такой случай. Порой мы не учитываем синхронизация музыки и картинки, как в эпизоде из «Небесного замка Лапута». Мир, в который помещено действие, не всегда озвучен именно инструментами, а иногда мелодий в нем даже маловато (так считал Харви Вайнштейн). Все это делает музыку Дзе Хисаиси только более ценной. Чем реже она выходит на передний план, тем выразительнее становятся кадры. Чем меньше в ней примитивной синхронизации, тем больше эмоционального смысла.

Саундтреки Дзё Хисаиси к мульфильмам Хаяо Миядзаки выпустят на виниле

  • АФИША
  • О НАС
  • КОМАНДА
  • КОНТАКТЫ
  • ДОМ SIMPLE MUSIC
  • АФИША
  • О НАС
  • КОМАНДА
  • КОНТАКТЫ
  • ДОМ SIMPLE MUSIC

Концерт «Сны Миядзаки» — это погружение в сказочную атмосферу фильмов японского режиссёра и обладателя премии «Оскар» Хаяо Миядзаки. Simple Music Ensemble собрал волшебную музыку из его мультфильмов и композиции, вдохновленные его творениями.

Читайте также  Лучшие барабанные палочки

Программа концерта:
Joe Hisaishi — Summer (из м/ф «Кукудзиро»)
Joe Hisaishi — Kiki’s Delivery Service (из м/ф «Ведьмина служба доставки»)
Joe Hisaishi — Path of The Wind Totoro (из м/ф «Мой сосед Тоторо»)
Joe Hisaishi — One Summer Day (из м/ф «Унесённые призраками»)
Ikue Asazaki — Obokuri-Eeumi
Joe Hisaishi — Howl (из м/ф «Ходячий замок»)

John Cage — In a Landscape
Joe Hisaishi — Legend of Ashitaka (из м/ф «Принцесса Мононоке»)
Joe Hisaishi — Carrying You (из м/ф «Небесный замок Лапута»)
Joe Hisaishi — Nausikaa (из м/ф «Навсикая из долины ветров»)
Joe Hisaishi — The Sixth Station Spirited Away (из м/ф «Унесённые призраками»)
Joe Hisaishi — Totoro (из м/ф «Мой сосед Тоторо»)

О Simple Music Ensemble:
Коллектив профессиональных музыкантов, которых вдохновляет идея исполнять любимую музыку на нестандартных площадках. Их репертуар — выдающиеся произведения разных эпох, экспериментальная музыка и прочувствованная музыка из кинокартин в авторских аранжировках. Возможность самостоятельного выбора программы, неожиданные локации и гибкость формата объединила музыкантов со смелыми творческими идеями. Студия, основанная в 2018 году, развивалась стремительно — за год было сыграно более 50 концертов в России и Европе. Руководитель Григорий Волков учился в Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, в Высшей школе музыки в Веймаре, в Высшей школе музыки в Берне по классам валторны и исторического исполнительства и работал во многих российских и зарубежных коллективах — в том числе в Камерном оркестре Цюриха.

Музыку из мультфильмов Хаяо Миядзаки исполнят в ЦДХ

Концерт «Волшебные миры Хаяо Миядзаки» состоится в Центральном Доме художника 23 октября 2018 года. Как сообщается на официальном сайте мероприятия, в живом исполнении прозвучит музыка из фильмов мэтра японской анимации «Ходячий замок», «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Небесный замок Лапута», «Навсикая из Долины Ветров». В основном это музыка Дзё Хисаиси — создателя «Мирового оркестра мечты», одного из самых известных японских композиторов. Исполнит ее симфонический оркестр Assai, дирижер Сергей Кузнецов.

Новости партнеров

Максим Леонидов отметит юбилей «музыкально-мемуарным» шоу с гостями

Юбилейный концерт Максима Леонидова состоится 13 февраля 2022 года в БКЗ «Октябрьский». В этот день музыканту исполнится 60 лет. Программа получила название «Я довольно молодой Бог…» — по первой строчке из песни Леонидова «Не дай ему уйти» — и описывается как «музыкально-мемуарное, вокально-танцевальное представление».

— Ребята! Это будет особенный вечер. Специально для него мы готовим уникальное шоу. Покажем в Питере и повторим в Москве. 30 артистов, два музыкальных коллектива и гости! Не пропустите! – сообщается на странице артиста в фейсбуке.

В числе гостей фигурируют Андрей Макаревич, Николай Фоменко, Алексей Кортнев и группа «Необарды».

Константин Кинчев отменил все концерты «Алисы» и заявил об уходе в подполье (Видео)

Группа «Алиса» отменила большинство анонсированных концертов, включая 30-летие альбома «Шабаш» в Москве, запланированное в «ЦСКА-Арена» на 19 ноября 2021 года.

Отмены коснулись также концертов в Новосибирске 28 октября и в Екатеринбурге 30 октября. Все деньги за билеты будут возвращены. Кроме того, лидер «Алисы» Константин Кинчев заявил, что из-за повсеместно вводимых QR-кодов группа вообще отказывается выступать, поскольку считает эти меры сегрегацией публики.

— Концертная деятельность группы на этом заканчивается, что не исключает подпольных концертов, о которых вы все будете оповещены, — пообещал Константин Кинчев.

Директор группы «Алиса» Кирилл Титов рассказал в эфире о неких предупредительных звонках от силовиков, поступивших организаторам концертов в Новосибирске и Екатеринбурге. При этом он указал на то, что выступления многих других исполнителей в этих регионах проходят сейчас беспрепятственно и с аншлагом.

— Группа «Алиса» перешла в разряд неугодных и ненужных. Власть сейчас избирательно относится к артистам, музыкантам, — заявил Кирилл Титов. — Тех, кто им неудобны, она, получается, лишает возможности выступать и играть концерты для вас. К сожалению, это нынешняя реальность.

В связи с вынужденной концертной паузой «Алиса» садится на плотную работу над чистовой версией своего нового альбома, надеясь его выпустить не как было проанонсировано ранее, в 2024 году, а годом раньше.

Промо

«Большой мюзикл» стартует на «Культуре»

Премьера проекта «Большой мюзикл» состоится на телеканале «Культура» 6 ноября 2021 года. Первая программа посвящена кастингу. На участие в конкурсе было прислано более 400 заявок из всех регионов России, а также из Латвии.

InterMedia напоминает, в ходе кастинга, который проходил в апреле, были отобраны десять участников – пять актеров и пять актрис, известных в том числе по своему участию в различных музыкальных постановках. Это Александр Бабик, Екатерина Бусыгина, Юлия Дякина, Юлия Ива, Александр Казьмин, Игорь Кроль, Павел Левкин, Виктория Саленкова, Павел Стукалов и Юлия Чуракова.

Каждое выступление конкурсантов будет представлять собой полноценный мини-спектакль, в котором задействованы оркестр и артисты ансамбля. Декорации, костюмы, грим, живая музыка — всё, к чему привыкли зрители в мюзикле. Благодаря присутствию камер на площадке, поклонники жанра увидят гораздо больше, чем обычно удается из зрительного зала. Кроме того, все номера абсолютно уникальны и полностью созданы специально для проекта.

В постоянный состав жюри «Большого мюзикла» вошли польский режиссер, создатель мюзикла «Метро» Януш Юзефович, эстрадная и джазовая певица Лариса Долина и джазовая певица Теона Контридзе. В каждом выпуске программы к ним будет присоединяться еще один новый член жюри, чье имя станет сюрпризом для конкурсантов и зрителей.

Как музыка оживляет мультфильмы Хаяо Миядзаки

  • Подкаст доступен бесплатно

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Чем отличаются японский и голливудский подходы к созданию саундтрека? Почему для мультфильмов Хаяо Миядзаки тишина и саунд-дизайн не менее важны, чем оригинальная музыка? Как Дзё Хисаиси продолжает традиции композиторов-импрессионистов? И почему важно смотреть оригинальные японские версии мультфильмов Миядзаки, а не американские варианты, дублированные студией Disney под руководством Харви Вайнштейна? О многолетнем сотрудничестве режиссера и композитора, которые вместе создали шедевры анимации «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо» и «Ходячий замок», рассказывает музыкальный журналист Лев Ганкин.

Плейлист эпизода – music.yandex.ru/users/kinopoiskmusic/playlists/1021

  • Возрастное ограничение: 0+
  • Дата выхода на ЛитРес: 10 марта 2021
  • Дата написания: 01 мая 2020
  • Длительность: 33 мин. 43 сек.
  • Издатель: Кинопоиск
  • Правообладатель: Кинопоиск
  • Что такое подкаст?
  • Жанр:к инематограф / театр, м узыка
  • Теги:а нализ музыкальных произведений, з вуковые эффекты, з наменитые драматурги и режиссеры, з наменитые композиторы, и стория кино, к инобестселлеры, к иноведение, к иноиндустрия, к иноискусство, м узыкальная культура, м узыковедение, п опулярная музыкаРедактировать

Оставьте отзыв

Напишите отзыв и получите 100 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: