Россияне выбирают рок

Рок на третьем месте: каждый третий россиян предпочитает эстрадную музыку

Всего лишь треть населения России любит рок-музыку. Да-да, вы не ослышались. Несмотря на экстремальные по многим параметрам условия жизни, только треть населения нашей страны любит тяжелую и философскую музыку — рок. Казалось бы, суровый климат и довольно спартанские условия жизни — все это должно сопутствовать выбору такого же жесткого музыкального сопровождения. Тяжелая музыка как нельзя лучше подходит, когда на улице сугробы, мороз и снег, либо межсезонное безвременье.

Любят попсу

Однако согласно данным, собранным ВЦИОМ, большая часть населения с радостью слушает то, что льется обильным потоком с голубых экранов, а именно — эстраду. Она в данной статистике на первом месте. И поклонницами эстрады преимущественно являются женщины средних лет. Не мудрено, что численность этого пласта меломанов — самая большая. Ведь женщины средних лет — самая обширная прослойка нашего общества. Также эстрадную музыку уважают те, кто делает рейтинги «концертов выходного дня» по ТВ, на которых «срубают зелень» Басков и Киркоров. Этот контингент — люди почтенного возраста, многочисленный процент российского общества.

Эстрада — на первом месте. На втором — народная музыка. И, конечно, это не та аутентичная народная музыка, которую играют такие ансамбли, как, например, «Затопленные песни» из Иркутска. Ансамбль носит такое название не просто так. Репертуар этого проекта составляют музыкальные произведения, которые были записаны студентами диалектологической экспедиции аж в 1958 году, и случайным образом эта запись обнаружилась в конце ХХ века. Главной особенностью этого проекта стало то, что песни действительно «затопленные», ведь фольклорный песенный материал собирался на территориях деревень, которые после этого ушли под воду после разлива Ангары. Ну и, конечно, народное творчество такого плана могут оценить лишь эстеты и люди с тонким чувством вкуса. А то, чему отдает предпочтение другая треть населения России по данным ВЦИОМ, это «народные» песни в исполнении Кадышевой и Бабкиной.

Война — словно мать родна

Наравне с народными песнями имеют популярность военные песни. И это не мудрено. История России никогда не обходилась без войн, которые сопровождают нашу страну на протяжении, наверное, всего ее существования. Поэтому, конечно, военные песни с их романтикой вошли в нашу жизнь очень крепко.

Маргиналы?

Что же касается рок-музыки, то ее любителями также стала почти треть опрошенных, но немного меньшей численности, чем две первые трети. Так, рок-музыку любят, в основном, мужчины, а также подростки и молодежь до 25 лет. Ну и, наверное, некоторые андрогинные женщины, похожие на подростков — такая весьма специфическая прослойка общества. Конечно, рок по своей сути — музыка маргинальная, и даже немного странно, что в нашей стране почти что целая треть жителей — это поклонники рока.

Музицируй, народ!

Также ВЦИОМ провели опрос, в ходе которого выяснилось, что четверть населения России владеет игрой на музыкальных инструментах. Больше всего умельцев играть на гитаре и других струнных инструментах — таких, как, к примеру, балалайка. Далее по численности — клавишные — пианино, фортепиано.

В целом, население России с трепетом и любовью относится к музыке.

Читатели «КП» выбрали лучшие рок-группы страны: «Кино», «КиШ» и «Алиса»

13 апреля 2016 1:00

13 апреля празднуется Всемирный день рок-н-ролла. Начало этому направлению в музыке положил певец и автор песен Билл Хейли. Точнее, его бессмертный ныне хит «Rock Around The Clock», который 24-летний американский музыкант записал 12 апреля 1954 года. Почему праздновать решили на следующий день — история умалчивает. Но вот уже более 60 лет праздник существует.

Наш русский рок зародился в середине 20 века, а всенародную популярность получил только к концу 80-х. Кто же музыкантов лучший? Мы полностью полагались исключительно на ваше мнение, на те группы, которые по-вашему, самые яркие и влиятельные в отечественной рок-культуре.

К слову, время выборов лучших рокеров почему-то не обошлось и без упоминания поп-исполнителей.

— Однозначно первое место делят Лоза и Газманов, — пошутил пользователь Jimmy Page, намекая на недавние высказывания артистов о западных музыкантах.

На момент подсчета, в голосовании приняли участие более 4 тысяч читателей KP.RU

«Топ-10»:

2. «Король и Шут» (14.06%)

4. «Воскресение» (6.34%)

6. «Наутилус Помпилиус»

9. «Гражданская оборона»

Мы взяли группы первой тройки, которые в представлении не нуждаются. И решили вспомнить интересные цитаты их лидеров из интервью прессе разных лет, чтобы передать характер и самобытность.

«Кино», Виктор Цой

«Я не любил кого-то одного. Мне нравились некоторые песни некоторых групп»

«Сохранять внутреннюю свободу»

«Человеку, который заведомо пишет музыку для того, чтобы жить в достатке, но поет о том, что он борец за идею,- просто не верят. Рок-музыка в социальном плане — вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать»

«А вообще, стихов я не пишу, только песни»

«Сейчас его нужно еще больше»

«Король и Шут», Михаил Горшенев

«Это достаточно тяжелая музыка. Ее надо слушать, ее надо понимать. Допустим, есть такие персонажи, как Стас Михайлов — там не надо вникать ни во что. Отдохни. Послушай, как я тебя люблю»

О попсе и шансоне:

«Мне обидно за страну, что шансон и попса до сих пор еще имеет какие-то основные права. Что они являются культурой».

«Я хотел бы, они разбирались, на что они ходят, что слушают. Чтобы быть панком и анархистом, нужно много книг читать. Для многих анархизм – это разрушение. А для многих – это новый мир. Я могу назвать литературу, которая требуется. Для начала, все труды князя Кропоткина. Бакунина путь пока не трогают».

О деньгах и творчестве:

«В начале, когда ты начинаешь заниматься музыкой, нелепо думать о деньгах, лучше идти работать, бизнесом заниматься. Мы не думали никогда о деньгах, всегда были фанатиками, потеряли свои специальности . и не ради бабла»

«Победить алкогольных демонов, выучить английский язык и навсегда остаться молодым»

«Алиса», Константин Кинчев

«Я не забронзовевшая фигура, а просто человек»

О группе «Ленинград»:

«Шнуров — талантливый провокатор, он профанирует на низменных чувствах толпы, чем в принципе занимаются все представители поп-музыки. «Руки вверх!» — для девочек, а «Ленинград» — для мальчиков»

«Живу моногамно с супругой, ни на какие флирты не размениваюсь. В какой-то период жизни буйствовал, но это давно было»

О вредных привычках:

«Я только на исповеди говорю обо всем, что во мне есть нехорошего, и о том, что хотелось бы исправить. А сейчас я со своим нехорошим лучше посижу спокойненько, ладно?»

«Раньше мне хотелось, как молодому щенку, поделится всем, что только-только создала душа, а сейчас я работаю как старый волк, не торопясь»

Читайте также  Леди Гага в фильме Звезда родилась: повторит ли ремейк успех трех предшественников?

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Недооцененный русский рок, или Россия без Сида Вишеса

Фото на главной: автор Евгений Резник, концерт группы «Агата Кристи»

Это удивительное чувство, когда, поймав нужную радиоволну, ты словно уносишься прочь от снежной долины города и низкого металлического неба на волнах всемогущего рок-н-ролла… И, может быть, еще хард-рока в исполнении Cinderella, и классики от Pink Floyd, и электронного инди-рока Depeche Mode.

Джингл успеет лишь напомнить тебе, что это радио Rock (95,15 FM), как тут же зазвучит какой-нибудь Билли Айдол, Роберт Плант или еще кто-то, кто точно не даст тебе переключиться на другую волну. Так можно пройти весь курс истории рок-н-ролла с шестидесятых годов по сей день – здесь, на волне небольшой российской радиостанции, можно услышать, пожалуй, лучшие шоу и передачи о роке. Хотя, есть ощущение, что чего-то все же не хватает. Любимых треков? Программ на английском языке? Или здесь что-то другое?

Да, что-то другое. Ни одной композиции русского рока. Никогда. От слова вообще.

Чтобы послушать Земфиру или «Ночных Снайперов», вам придется переключиться на «Наше Радио», которое, впрочем, едва ли пользуется популярностью. Это как если бы в Москве запустили новую линию метро – свежую, чистую, с фешенебельными поездами, а возить было бы некого, потому что люди все равно ездили бы по проторенным красной, зеленой и синей веткам. Так вот русский рок – это пустынная линия метро.

Во всяком случае, так кажется на первый взгляд. Конечно, у русского рока есть преданные фанаты. Я бывал в барах, где группы не очень молодых парней включали «Король и Шут» на приемнике и горланили вместе любимые песни. В клубе Red Club наблюдал толпу подростков в футболках с принтом Papa Roach, скупающих билеты в первые ряды на концерт российской группы Stigmata. Пару лет назад после концерта Вячеслава Бутусова в клубе «Б-2» артиста обступила здоровая толпа поклонников, так что я даже и не пытался подойти поближе.

Недооцененный русский рок

Однажды я отправился на экскурсию куда-то за город. Экскурсионный автобус был забит туристами, но мне удалось найти местечко рядом с девочкой-подростком, которая, как выяснилось, как раз хотела практиковать английский. Когда она спросила, какая музыка мне нравится, я подумал, что это отличная возможность произвести впечатление своими знаниями российской рок-сцены.

— «Город 312» были весьма хороши на живом концерте, – сказал я.

— Да… They’re… alright, – ответила она нараспев и отвернулась к окну. На этом моменте диалог затух.

Если бы я сказал, что последние несколько лет жил в Британии и сидел на диете из альбомов The Stone Roses, то, наверняка, выглядел бы более престижно в глазах этой юной леди.

Русские смотрят на западный рок свежим, голодным взглядом. Они – запоздалые гости на этом либертарианском празднике, где большая часть гостей заснули или разошлись по домам. Для русских нет ничего, что сравнилось бы с проторенными десятилетиями, старыми-добрыми ветками метро. Но пришло время вынуть наушники с ревущими Rolling Stones и освоить, наконец, новые маршруты.

Западный фанат русского рока

Когда я, мятежный англофон, полный либеральных предрассудков, впервые приземлился на российской земле, то знал, что есть лишь один способ, благодаря которому я смогу благополучно пережить этот опыт, – продолжать потворствовать своим пристрастиям, но теперь разве что в русском стиле.

Я из Мерсисайда, и, хотя никогда не был большим поклонником Битлз, ритмы Мерси прочно вшиты в мое ДНК. План был – аннексировать современную российскую поп-культуру подобно Вильгельму Завоевателю. RU TV должен был мне помочь.

Он, и еще эти небольшие киоски, где я покупал недорогие контрабандные CD сборники российских поп и рок-артистов, иногда даже их концертные записи.

Я поглощал все, от синтетической попсы группы «Кармен» и «Мираж» и блюз-роковых «Машины времени» и «Аквариума» до танцевальных прелестниц вроде Анжелики Варум и ее преемницы Нюши. Многое из этого казалось тусклым и вторичным, но были и настоящие жемчужины: арт-рок в духе Боуи от группы «Би-2» меня поразил, как и музыкальный интеллект группы «Пикник» или dark wave в исполнении Otto Dix. И, конечно, мог ли я пройти мимо «Агаты Кристи»?

В этом музыкальном путешествии я был совершенно одинок. Мои коллеги-эмигранты одарили бы меня терпеливой ухмылкой, упомяни я при них свою коллекцию российских рок-жемчужин. И почему я не поступил, как они, – ведь так просто было загрузить в плейлист все альбомы Игги Попа, чтобы «переосмыслить» их спустя время и расстояния…

Россияне, в свою очередь, упивались тем, что мы в Британии называем «Dad Rock» – Deep Purple и даже обсмеянной англичанами группой Electric Light Orchestra!

«Алиса» live, 1987

Россия без Сида Вишеса

Когда вы говорите «60-е», русские думают о 1860-х. На Западе «60-е» означают 1960-е, послевоенный рубеж, когда голос власти перестал приниматься на веру, а рок-н-ролл шел саундтреком к эпохе перемен. Апофеоз этого переходного периода случился десять лет спустя, в семидесятых. Он ознаменовался появлением фигуры панк-изгоя Сида Вишеса. Его менеджер Малькольм МакЛарен скажет позже, что Сид был всем, чем не мог быть никто другой, и за всю свою короткую жизнь никогда не видел стоп-сигналов – только зеленый свет.

Увы, самый близкий к Сиду Вишесу персонаж, которого может предложить нам русская культура, – это волк из «Ну, погоди!». Впрочем, могло ли быть иначе в российском обществе, среди военнообязанных мужчин, что носят майки-алкоголички, зализывают волосы и в тридцать лет все еще живут с мамой? Все, на что были способны эти ребята, – шансон, песни для неудачников. Возможно, они могут еще претендовать на Шостаковича, которого, кстати, один критик с радио BBC (в какой-то высоколобой передаче о классической музыке) описывал как зачинателя рок-ролла в своих ритмичных и интенсивных симфониях.

Но это все еще не Сид Вишес.

Рок когда-то считался в России диссидентством, и, мне кажется, люди здесь еще не переросли отношение к этому жанру как к чему-то, принадлежащему только Западу и требующему платы в виде поклонения. Об этом свидетельствует и тот факт, что многие русские рок-группы являются эхом своих западных прототипов. Так, Ария – Iron Maiden, Аквариум – это Beatles, Amatory – это Koяn, и так далее.

Читайте также  Весенний тур Натальи Орейро перенесен на осень

Давайте обратимся к выступлениям российских рок-музыкантов. Да, они прыгают и сходят с ума на сцене, да, они фривольно общаются с поклонниками, да, они выпаливают шутки со сцены и бросают барабанные палочки в толпу, играют «сырые» композиции на бис – да, они делают все это. Но это выглядит натянуто, отточено, отрепетировано в конечном счете – им явно недостает спонтанности.

Stigmata live

Восточное обещание

С другой стороны, отсутствие спонтанности они более чем компенсируют своей неподдельной жизнерадостностью, которая отличает их от пресыщенной позиции западных коллег. Пример на вскидку: сравните тусклое исполнение Morrissey своей собственной песни How Soon is Now? С кавером группы t.A.T.u из их альбома 2002 года «200км по встречной».

И позвольте мне расставить еще несколько точек в защиту российского рока.

Смешать и взболтать

Взяв тридцатилетний период западного рок-н-ролла, скатав его в десятилетний клубок собственных музыкальных экспериментов, они получили некий борщ из стилей и жанров, в котором и варится русский рок. Взять хотя бы «Агату Кристи»: там и прогрессив рок, и панк, и классический рок, и электроника, и все это прекрасно смиксовано.

Все дело в тексте

Российские музыканты, возможно, так и не освоили электрогитару. Где подвальные легенды-гитаристы вроде Гарри Лукаса на этой земле? Русский рок гораздо больше стремится к сильной мелодичной основе и вдумчивым текстам.

Рука об руку с попсой

Западный рок традиционно на ножах с поп-музыкой, или, по крайней мере, делает вид, что это так. В России же эти жанры сливаются довольно гармонично. Вспомните, например, «Город 312» с их свежими струнно-ударными мелодиями. Или песню «Безответно» дуэта Валерия Меладзе и Анастасии Приходько — чистый рокопопс.

Дерзкие девчонки

Я могу на пальцах одной руки пересчитать достойные женские рок-группы на Западе. В русском роке же, кажется, наоборот: женщины в авангарде. Лусинэ Геворкян, солистка сразу двух групп Louna и Traktor Bowling, Светлана Сурганова и Диана Арбенина, группа “Город 312”, Мара, Butch, Total – я назвал лишь некоторых.

Щепотка восточных специй

Вокалист легендарной группы «Кино» Виктор Цой был наполовину корейцем, участники группы «Город 312» родом из Киргизии, Геворкян – армянка, Меладзе – грузин.

Слушать без предубеждения

Ниже последует моя эксклюзивная подборка достойных вашего внимания представителей русского рока.

«Кино»

Что ж, в пользу группы «Кино» могу сказать лишь: доверьтесь народному признанию. Если так можно назвать экстремальную популярность, что обрушилась на группу после трагической смерти Виктора Цоя. «Кино» с ее уникальным для российской сцены гитарным роком и аутентичным вокалом Цоя воплощала собой атмосферу позднего советского периода России.

«Город 312»

Урбанистическая крутость этой пятерки чем-то напоминает Blondie в ее лучших проявлениях, пропущенную через центрально-азиатский фильтр. Кроме того, их ведущая гитаристка весьма горяча, и, кажется, может дать фору самой Кире Найтли.

Total

Эта группа заслужила признание 18 лет назад благодаря шедевральному софт-рок треку европейского уровня «Мой мир». Они ассоциируются с Garbage и Evanescence, но далеки от плагиаторства.

Российским музыкантам недостаточно просто занять свое место в пантеоне рок-н-ролла – чтобы привлечь западных слушателей, нужно заставить их отказаться от предрассудков относительно вторичности российского творчества. Это, кстати, помогло бы и российским слушателям преодолеть свои комплексы и отправиться, наконец, в непредвзятый трип по волнам отечественного рок-н-ролла.

Музыкальные предпочтения россиян

Музыкальные предпочтения россиян очень разнообразны. В ходе проведенного нами опроса удалось получить интересные результаты. Так, например, наиболее предпочтительными для россиян музыкальными направлениями оказались популярная музыка и рок. Чаще всего это песни отечественных исполнителей. С остальными результатами опроса Вы можете ознакомиться ниже.

Результаты исследования

Вопрос 16. Как Вы в целом оцениваете уровень российской эстрады? Здесь Вы по желанию можете дополнить свой предыдущий ответ

Наиболее интересные комментарии

Анализ полученных данных

Как показывают результаты опроса, 63,8% респондентов слушают музыку каждый день, а 22,8% — 2-3 раза в неделю. При этом большинство опрошенных (77,1%) слушает музыку из Интернета, а более половины респондентов (52,6%) — по радио. Чаще всего россияне слушают музыку дома (75,2%) и в дороге / в транспорте (63,6%). На работе музыку предпочитают слушать 27,8% опрошенных нами россиян.

В разрезе музыкальных направлений респонденты отдают предпочтение в большей мере таким направлениям, как популярная музыка (65,1%) и рок (53,8%). В ответах на вопрос о том, какие музыкальные направления больше всего не нравятся респондентам, превалируют варианты ответов «рэп» и «шансон, романс, авторская песня» (по 25%).

Подавляющее большинство респондентов (84,6%) указало, что слушает музыку российских исполнителей. 57,9% ответили, что слушают американских исполнителей, 41,1% — британских. При этом респонденты чаще предпочитают современную музыку (2010-е гг.) (65,7%) и музыку 1980-х годов (59,3%). А наиболее популярными артистами российской эстрады являются Григорий Лепс (32,6%) и Валерий Меладзе (27,5%). В списке артистов, которые не нравятся респондентам, ни один из исполнителей не набрал более 10% голосов. Таким образом, в целом россияне не проявляют особенно негативного отношения ни к одному артисту. По результатам опроса, наибольшее количество россиян было на концертах Валерия Леонтьева (9,1%) и Олега Газманова (8,7%).

Среди групп российской эстрады респондентам больше всего нравятся «ДДТ» (38%), «Сплин» (31,5%) и «Ленинград» (30,8%). При этом в списке групп, которые не нравятся, как и в случае с вокалистами, ни один коллектив не набрал более 10%, что также говорит об общем лояльном отношении россиян ко всем отечественным музыкальным группам. Наибольшее количество респондентов побывало на концерте группы «ДДТ» (10,9%). Что касается зарубежных исполнителей и музыкальных групп, то первое место по предпочтениям заняла группа «The Beatles» (37,9%). Далее по популярности следуют «Nirvana» и «Pink Floyd» (по 30%).

На вопрос о том, нравятся ли респондентам песни советских лет, большинство из них (около 80%) ответили утвердительно, из которых 38,2% ответили «однозначно да». Из тех, кому нравятся советские песни, наибольшее количество респондентов (17,3%) предпочитает песни Муслима Магомаева (17,3%), на втором месте Алла Пугачева (12%), на третьем — «Песняры» (8,3%).

Что касается современной российской эстрады, то около трети респондентов (37,4%) оценивают ее уровень на «удовлетворительно», 19,9% ставят оценку «плохо», а 16,5% — «очень плохо». Примерно четверть опрошенных оценивает позитивно уровень современной российской эстрады, из которых лишь 5,7% — на оценку «отлично». При ответе на следующий вопрос респонденты имели возможность раскрыть свой ответ. Были получены следующие комментарии:

«В целом, каждый из российских исполнителей выбрал свое направление, а процесс развития и усовершенствования не наблюдается».

«Много «поющих трусов» появилось на эстраде, у которых голоса нет, но фигура в порядке».

«Песни не о чем. Нет такого, что есть в советских песнях, которые любят все поколения и их помнят, а современные — одноразовая безвкусица . ».

«Несравнимо с мировыми звездами. Отстают сильно. Вернее даже — у нас почти некого слушать».

«Мало новых талантливых исполнителей, постоянно одни и те же певцы на всех каналах, особенно в новогоднюю ночь».

В заключительном вопросе мы выяснили, являются ли респонденты участниками фан-клуба какого-либо артиста эстрады или группы. Результаты показали, что таковыми являются лишь 6,8% респондентов.

Читайте также  Певица Анюта Резникова представила новогодний сингл

Подводя итоги опроса, следует отметить следующие показатели: по результатам опроса выяснилось, что 63,8% респондентов слушающим музыку каждый день; из музыкальных направлений респонденты отдают предпочтение таким направлениям, как популярная музыка (65,1%) и рок (53,8%); подавляющее большинство респондентов слушает музыку российских (84,6%) и американских (57,9%) исполнителей; самым популярным артистом российской эстрады является Григорий Лепс (32,6%), а самой популярной группой — «ДДТ» (38%).

Большинству респондентов (около 80%) нравятся песни советских лет, среди которых наиболее популярным советским исполнителем является Муслим Магомаев (17,3%). Уровень современной российской эстрады респондентами оценивается в целом негативно, причем около трети из них (37,4%) оценивают его на оценку «удовлетворительно».

Выборка исследования

Было опрошено 302 респондента, из них: 29,8% — мужчины, 70,2% — женщины. Возраст: до 18 лет — 0,7%; 19–25 лет — 8,6%; 26–35 лет — 37,7%; 36–45 лет — 24,2%; 46–55 лет — 20,2%; от 56 лет — 8,6%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 35,6%; СЗФО — 10,3%; ЮФО — 7,6%; СКФО — 1,3%; ПФО — 16%; УФО — 7,6%; СФО — 17,6%; ДФО — 2%. Другая страна — 2%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: