Роджер Гловер (Deep Purple): история одного из самых разносторонних басистов современности

На своем месте. Интервью с Роджером Гловером

Для многих поколений российских рок-музыкантов группа DEEP PURPLE стала живым учебником рок-н-ролла. Помните как пел Гребенщиков: «И если мы доживем до седин, то сыграем как DEEP PURPLE и LED ZEPPELIN»? И фраза эта, спетая не без иронии, заключала в себе большую долю правды. Магистры хард-рока в очередной раз осчастливили благодарных российских поклонников своими концертами в Петербурге и Москве.

Разговор с Роджером Гловером, басистом DEEP PURPLE, продюсером их альбомов и самым общительным человеком в группе, получился довольно-таки философским. Дружелюбный и разговорчивый Гловер поведал FUZZ обо всем-всем: о своем новом альбоме, своих взглядах на музыку и на жизнь вообще.

Вы в России уже в четвертый раз, и могли составить собственное мнение о стране. Насколько оно совпадает или не совпадает с тем, что обычно пишут в газетах?
Роджер Гловер:
Помните, как пел Джон Леннон? «Imagine there’s no countries. » Я не думаю о нациях, потому что, как только начинаешь об этом думать, сразу ударяешься в патриотизм и думаешь, что один народ лучше, чем другой. В общем, здесь, в России, прекрасная аудитория. Возможно, потому что мы здесь были под запретом, и только в последние 10 лет у нас появилась возможность сюда приезжать. Поэтому публика так тепло нас принимает.

Как известно, вы продюсировали многие группы, включая NAZARETH. Нет ли у вас планов записать какую-нибудь группу из традиционно не рок-н-ролльной страны (имея в виду Россию)?
Роджер: В основном я занимался продюсированием в 70-х, когда несколько лет не играл ни в одной команде. Кстати, к RAINBOW я присоединился изначально именно в качестве продюсера. Потом — DEEP PURPLE. Но я, в основном, продюсировал те группы, в которых сам играл. Я не планирую снова этим заниматься. DEEP PURPLE занимают все мое время. Я даже не хочу больше продюсировать DEEP PURPLE, я бы предпочел, чтобы за это взялся кто-нибудь другой. Я уже достаточно поработал. Сейчас я самостоятельно записываю «Cellular», он выходит в августе.

Это ваш будущий соло-альбом?
Роджер: Да.

Что это будет за альбом?
Роджер: Это не рок-музыка. но это музыка. Очень сложно определить музыку, которая вобрала в себя так много стилей. Но, если упростить, звук будет легче, чем у DEEP PURPLE, но тяжелее, чем в классической музыке. На «Cellular» будет несколько баллад, где поет моя дочь. Мне интереснее писать песни, чем их исполнять. Есть много хороших исполнителей, которые сами не пишут песен. Например, Фрэнк Синатра был великим исполнителем, но сам не написал ни одной песни. С другой стороны, есть много музыкантов, которые пишут прекрасные песни, но сами не могут их исполнить. Мне интересны те, кто умеет делать и то, и другое. Как Боб Дилан, мой любимый автор-исполнитель. Я не люблю предсказуемости и не люблю шоу-бизнес. Мне нравятся те музыканты, которые пишут и исполняют от сердца: Рэй Кудер, Боб Дилан, Рэнди Ньюмен, Дж. Дж. Кейл. Позавчера я смотрел на видео концерт Саймона и Гарфанкеля в «Central Park», он был записан еще в 1991 году, это был reunion. Так здорово! Песня за песней наполняли мое сердце, хотя я знал их все наизусть.

А Рэй Дэвис?
Роджер: 0, да! Он гениальный сочинитель. По-моему, музыка должна выражать все настроения, все эмоции, а нынешние экстремальные группы выражают только одну эмоцию — гнев. Но жизнь — это не только гнев, это калейдоскоп эмоций. Шоу-бизнес заставляет музыкантов корчить из себя героев на сцене. Это абсолютно неестественно, настоящий герой — тот, кто не хочет быть героем. Конечно, мы все играем, даже прямо сейчас (улыбается). Но шоу-бизнес — это насквозь фальшивая вещь. Музыка — это искусство, а в шоу-бизнесе больше игры, чем настоящего творчества. Я же хочу заниматься творчеством, а не играми. Я не люблю 80-е годы, музыканты тогда были слишком пафосными (изображает типичного хэви-металлиста и просит не фотографировать, но увы! Уже слишком поздно). Они были слишком злыми, и в них не было ничего настоящего.

Вы планируете использовать какие-нибудь новые компьютерные технологии для записи вашего альбома?
Роджер: Я ничего не имею против новых технологий. Все дело в том, как их использовать. Питер Гэбриел делает это блестяще: он использует самые современные компьютерные технологии, но при этом находит великолепных музыкантов. Это творческое применение новых технологий. А когда берешь драм-машину и врубаешь ее на полчаса (имитирует «ум-ц, ум-ц»), это значит, что ты — просто лентяй.

Но Питер Гэбриел еще известен своим интересом к этнической и народной музыке. Как вы относитесь к этим музыкальным жанрам?
Роджер: Я люблю все жанры, все стили и направления. Единственное, что мне не нравится, так это музыка, которая была сделана для того, чтобы хорошо продаваться. Она слишком предсказуема и скучна. Музыка спонтанна, она получается, потому что люди хотят выразить себя. Народная и этническая музыка идет из сердца, из той культуры, в которой живешь. К сожалению, очень часто песни пишутся довольно цинично, для того, чтобы попасть на радио. Это всего лишь продукт, на котором можно заработать много денег и стать знаменитым. Я никогда не хотел стать знаменитым, я хотел делать музыку. Для меня главное — музыка, а уж потом слава, признание, деньги. К сожалению, молодые видят только эту внешнюю сторону и тоже хотят такой жизни, не понимая, что сначала нужно сделать музыку.

А много молодежи приходит на ваши концерты?
Роджер: Да, конечно. И нам это очень приятно. Это доказывает, что возраст не имеет никакого отношения к музыке. Мы все стареем, никому этого не избежать. Часто родители приводят на концерты детей, и это очень обнадеживает. Плохо то, что сейчас не так уж и много команд, которые играют без фонограммы. Могу себе вообразить, как некоторые удивляются: «Смотрите, эти ребята по-настоящему играют».

Многие музыканты в России учились играть, слушая альбомы DEEP PURPLE. А кто на вас самих повлиял больше всего?
Роджер: Я помню мир до того, как появился рок-н-ролл. Этот мир был не очень веселым. Все было слишком глупо и серьезно. Первый, кто произвел на меня впечатление, был Лонни Донеган (исполнитель народной английской музыки skiffle — FUZZ). А потом я услышал Литтл Ричарда, Чака Берри, Элвиса Пресли. Моя жизнь изменилась, и мир изменился, потому что музыка стала очень выразительной. Литтл Ричард первый завизжал на сцене. Он просто открывал рот и визжал, и это было так здорово! Рок-н-ролл 50-х сильно изменил мир, открыв новые возможности для самовыражения. А когда появились THE BEATLES, я уже играл в школьной команде. Мы пытались играть песни THE BEATLES. До THE BEATLES большинство звезд были на огромном расстоянии от тебя, они смотрели с фотографий, прекрасные как ангелы, и такие же недоступные. THE BEATLES были простыми, настоящими, и казалось, что раз у них все получилось, то у и тебя получится. Они оказали на меня большое влияние, потому что помогли поверить в себя, в то, что я тоже могу это сделать.

А что вы думаете о других группах середины-конца 60-х?
Роджер: Мне очень нравились LED ZEPPELIN. В 60-х произошел гигантский взрыв свободы и самовыражения, он волной прокатился с Западного побережья. THE DOORS, Джими Хендрикс — я не видел их вживую, но у меня было много записей. Тогда я уже играл в команде (EPISODE SIX с 1965 по 1969 год — FUZZ), и мы пытались снять их песни. Вот так я и учился. По-моему, все так делают: находят музыку, которая нравится, и пытаются ее скопировать. Иногда это срабатывает, а иногда — нет.

Читайте также  Ранние альбомы The Rolling Stones будут переизданы в моно-формате

А вы не планировали кратковременное, хотя бы на один концерт, воссоединение EPISODE SIX, тем более что переизданы ваши старые записи?
Роджер: Нет.

Но с бывшими участниками отношения поддерживаете?
Роджер: Конечно. С некоторыми очень даже частые (смеясь, показывет на Йена Гиллана, отстранённо сидящего в другом конце зала).

Ваше мнение о современной тяжёлой сцене?
Роджер: Сейчас много новой хорошей музыки. К сожалению, хард-рок очень часто переходит в хэви-метал, а эта музыка не дает возможности свободного самовыражения. Это очень узкое видение мира. Мне нравится, когда музыкантам удается выразить что-то новое, а многие хард-энд-хэви-группы звучат практически одинаково. Была одна классная команда, RAGE AGAINST THE MACHINE. Жаль, что они больше не играют вместе. У них был очень интересный, необычный звук — гитары, ударные и все вместе.

Какие модели бас-гитар вы сейчас используете?
Роджер: Последние несколько лет я играю на инструменте французской фирмы «Vigiar».

А знаменитый «Rickenbacker», который можно видеть на фото начала 70-х?
Роджер: Да, он выглядел роскошно, но звучал не так хорошо, как выглядел. Звук нынешних моих гитар мне нравится куда больше.

Совсем недавно группа вновь вживую исполнила «Concerto For Group And Orchestra». А нет ли в ваших творческих планах новых больших проектов, масштаба «Concerto» или «Butterfly Ball»?
Роджер: Нет, не сейчас. Мы очень рады, что пишем новую музыку, и не пытаемся вернуть прошлое или устроить соревнование с ним. Музыка — это то, что происходит в настоящий момент. Мы не планировали делать «Concerto»; что случилось, то и случилось. Мы живем в эту минуту — здесь и сейчас.

Часто ли журналистам удается вас разозлить? Какие вопросы журналистов вам наиболее неприятны?
Роджер: Хороший вопрос! Я сам пытался интервьюировать музыкантов и знаю, как это сложно — найти правильный вопрос, заставить человека высказаться. Помню одного паренька из Лос-Анджелеса, мы сидели в студии и разговаривали, и его вопросы заставили меня задуматься о чем-то, чего я прежде в себе не знал. Через полчаса я понял, что он просто вытянул из меня что-то, о чем я раньше и не думал. Это было потрясающе! Единственное, что по-настоящему неприятно, — это когда вопросы говорят больше о том человеке, который их задает, чем о том, кому они задаются.

Например?
Роджер: Лет 15 назад один японский журналист сказал мне: «Вы не думаете, что вы уже старый, что вам пора уйти и уступить место молодым?» Я его чуть не ударил. Я не занимаю чужого места. Каждый сам находит себе место. Продолжая играть, я никому не мешаю стать музыкантом. Видимо, у этого парня в мозгу было мало места. А вообще, в жизни нет правильных ответов, мы все наедине с жизнью, и музыканты тоже. Мы живем самой обычной жизнью, такой, как у всех.

Какой вы видите свою жизнь через 5 лет?
Роджер: Я никогда не пытаюсь заглядывать в будущее. Я абсолютно уверен только в одном: никто не знает, что ждет впереди. Я никогда ничего не планирую. Я не планировал играть в рок-группе и не думал, что буду играть, выступать с концертами, когда мне будет 56. Я всегда воспринимал жизнь, как случайность: какие-то люди появляются в твоей жизни, ты появляешься в их жизни. У меня никогда не было нормальной работы. В 16 лет я подрабатывал в магазине, потом работал помощником механика в гараже. Но я всегда был музыкантом. И я вижу жизнь глазами музыканта.

Вы сожалеете о чем-нибудь?
Роджер: Я никогда ни о чем не жалею. Когда я учился в художественном колледже, мне пришлось делать выбор между музыкой и живописью. Это был очень важный момент в моей жизни, и я сильно беспокоился. Я подошел к преподавательнице и попросил у нее совета. Она сказала: «Никто не может сделать за тебя выбор, он должен идти из сердца. Но какое бы решение ты не принял, никогда не жалей о нем». Так я решил стать музыкантом. Первые несколько лет не было ничего: ни работы, ни денег, ни успеха. Но я работал и работал, и в конце концов всего добился. А если бы я сожалел о своем выборе, то никогда бы ничего не добился.

Роджер Гловер: биография и карьера

Роджер Гловер – один из самых известных музыкантов в мире и самый известный бас-гитарист. За свою долгую музыкальную карьеру Роджер успел поиграть с Deep Purple, Whitesnake, Rainbow и другими выдающимися музыкальными коллективами, выпустить несколько сольных альбомов, принять участие в сотнях проектов как молодых, так и маститых артистов.

Биография

Роджер Дэвид Гловер родился 30 ноября 1945 года в Бреконе, Великобритания, в скромной семье, в которой, кроме него, спустя пять лет родилась сестра Роджера – Кристин.

В школе Роджер, по воспоминаниям современников, учился неважно, а с 13 лет и вовсе почти забросил учебу, увлекшись игрой на гитаре и рок-музыкой. В старших классах он собирает свою первую группу – Madisons, а двумя годами спустя переименовывает ее в Episode Six, пригласив новых участников, среди которых оказался вокалист Иэн Гиллан.

Группа дает небольшие концерты в пригороде Брекона, пытается организовать тур по Англии, а также делает несколько пробных записей на студии, которые, впрочем, не получают большого распространения.

Deep Purple

В 1969 году на одном из выступлений Episode Six с Иэном Гилланом знакомятся Джон Лорд и Ричи Блэкмор, сразу пригласившие его в свой новый проект – Deep Purple. Иэн соглашается, а также рекомендует новым друзьям Гловера как профессионального бас-гитариста. Получившийся состав группы (Гиллан, Блэкмор, Пейс, Лорд, Гловер) считается классическим.

С 1969 по 1973 год Роджер Гловер принимает участие в записи нескольких полноформатных альбомов, также в большом количестве гастрольных туров. В период с 1972 по 1973 год отношения Гловера с другими участниками группы стали напряженными, во многом благодаря Ричи Блэкмору, поведение которого принимало все более авторитарный характер. Именно из-за Ричи Блэкмора в июне 1973 года Роджер Гловер был уволен из группы, однако вернулся во время воссоединения классического состава в 1988 году.

Сольная карьера

После ухода из Deep Purple Роджер Гловер некоторое время посвящает восстановлению здоровья и нормализации своего психологического состояния, а позже решает переключиться на деятельность продюсера, занимаясь ставшими впоследствии мировыми звездами – группами Whitesnake, Nazareth, Elf и многими другими.

В 1974 и 1978 годах он записывает два сольных альбома – Butterfly Ball и Elements соответственно, а в 1983 выходит его альбом Mask.

Музыкальная общественность быстро поняла, что альбомы Роджер Гловер записывает не только с бывшими участниками Deep Purple, но и со многими другими музыкантами. Об этом заговорили. Музыкальные критики подмечали, что Роджер Гловер, фото которого висят у каждой уважающей себя меломанки на стене, не только не закончил карьеру, но, наоборот, начал исследовать новые пути самовыражения.

В 1978 году Гловер неожиданно становится участником проекта Rainbow, основателем которого стал Ричи Блэкмор. Несмотря на имевшее некогда место разногласие между музыкантами, Гловер записывался с группой вплоть до ее распада в 1984 году.

Далее Роджер Гловер начинает активное сотрудничество с большим количеством самых разнообразных музыкантов, принимая приглашения от большого количества молодых исполнителей и реже записываясь с уже известными коллективами.

Личная жизнь

Роджер Гловер впервые женился в 1975 году на Джуди Кюл, от которой у музыканта есть дочь Джиллиан. Спустя 14 лет во второй раз сочетался браком — с Лесли Эдмундс, союз с которой также не был долговечным. Сейчас Роджер проживает в гражданском браке со своей девушкой Мириам, от которой у него есть дочери Люсинда и Мелоди.

Роджер Гловер (Deep Purple): история одного из самых разносторонних басистов современности

Единицы ценителей музыки не знают про легендарных Deep Purple. Данный коллектив навечно вписал себя в мировую историю рока, и именно сегодня мы не случайно вспомнили эту команду. Дело в том, что 30-го ноября празднует свой День рождения один из участников, так называемого, «классического» состава группы, а именно – бас-гитарист Роджер Гловер (Roger Glover). Такое событие, конечно же, не могло пройти мимо нашего внимания, и по этому поводу вас ждет небольшой рассказ об этом интересном человеке.

Читайте также  Основные этапы сведения трека

Юные годы, первые рок-группы и Deep Purple

Начнем с самого начала, с 30-го ноября 1945-го, когда в местечке, находящимся недалеко от города Брекон (Brecon) в Южном Уэльсе, родился Роджер Дэвид Гловер (Roger David Glover). Музыкой он заинтересовался с раннего детства, правда по началу гитарное мастерство не вызывало у него большого интереса, и любимым инструментом на тот момент было пианино.

Знакомство с миром рок-музыки у юного Роджера произошло в тот момент, когда чета Гловеров стала владельцами паба. Как утверждает сам музыкант, в заведении его родителей выступали различные команды, и именно тогда он почувствовал ту непреодолимую тягу и манящую атмосферу этого стиля. В возрасте 13-ти лет он начал осваивать гитару и выбрал для себя бас, по всей видимости посчитав, что шестиструнка ему не подойдет.

Уже в школьные годы Роджер собирает свою первую команду Madisons, которая позже слилась с другой местной группой и образовала Episode Six, где и произошло его знакомство с другим будущим участником Deep Purple, вокалистом Иэном Гилланом (Ian Gillan).

Прошло немного времени, и такие примечательные личности, как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) и Джон Лорд (Jon Lord), заметили коллектив Episode Six и, в частности, их фронтмена Гиллана, предложив ему присоединится к их команде Deep Purple. Таким образом, в 1969-м году он перебрался в эту группу, приведя с собой еще и Роджера Гловера.

Годы спустя именно этот состав и назовут «классическим». В него входили: Иэн Гиллан – вокал, Ричи Блэкмор – гитара, Джон Лорд – клавиши, Роджер Гловер – бас, Иэн Пэйс – ударные. Позже Гловер вспоминал, что при встрече с участниками Deep Purple был напуган мрачностью членов новой группы, которые носили черные одежды и очень загадочно выглядели.

Но увы, ситуация в группе быстро стала накаляться, и в 1973-м году он покидает коллектив. Да и внезапно настигший его недуг, связанный с желудком, сподвиг музыканта на время отказаться от какой-либо творческой деятельности.

Участие в Rainbow, сольное творчество и продюсерский талант

После выздоровления его работа была направленна на продюсирование и поиск новых талантов. Именно Роджер Гловер был продюсером группы ELF, в которой пел небезызвестный Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio). Далее, благодаря его великолепной работе, свет увидели первые альбомы Whitesnake, Nazareth, Michael Schenker Group. Также он спродюсировал такую группу как Judas Priest. В этот период так же были выпущены его сольные записи «Butterfly Ball» 1974-го года и «Elements» записанный в 1978-м году.

Далее последовало довольно необычное решение Гловера, а именно – участие в Rainbow, проекте Ричи Блэкмора, с которым он, между прочим, ранее сильно поругался. В составе «радуги» он записал пять альбомов и оставался там вплоть до первого распада произошедшем в 1984-м году. В том же 1984-м произошел реньюнион «классических» Deep Purple, и с того самого момента Гловер остается постоянным участником этой группы, иногда выпуская сольные альбомы и работая над различными сайд-проектами.

Роджер Гловер (справа) в текущем составе Deep Purple

Увлечения немузыкальной сферы Роджера Гловера

По прошествии лет натура Роджера Гловера нашла себе выход не только в музыке и продюсировании, а также в фотографии и живописи, которыми увлекается наш герой. 22 октября 2010-го года в городе Кельн (Köln) открылась его первая выставка под названием «Счастливая тишина» («Happy Silence»). Была устроена большая презентация, а затем, по желанию музыканта, множество работ были проданы с аукциона. Направив вырученные средства на благотворительность.

Возможно в скором времени такой человек проявит себя еще в каких-либо видах деятельности, ведь судя по разносторонним занятиям Гловера, это ничуть не удивительно. Стоит лишь пожелать ему творческих успехов в тех начинаниях, которые проявит сам музыкант. Еще раз с Днем Рождения, Роджер Гловер!

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Роджер Гловер (Deep Purple): история одного из самых разносторонних басистов современности

Исходный состав: Род Эванс (Rod Evans: 19.01.1947) — вокал; Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore: 14.04.1945) — гитара; Ник Симпер (Nick Simper: 3.11.1945) — бас; Джон Лорд (Jon Lord: 9.06.1941 — 16.07.2012) — клавишные; Йан Пэйс (Ian Pace: 29.06.1948) — ударные

Инициатором создания DEEP PURPLE оказался Крис Кёртис (26.08.1941), барабанщик известной в середине 60-х бит-группы THE SEARCHERS. В 1966 г. он решил создать новый проект, участники которого отличались бы высочайшим профессионализмом. Кёртис одним из первых в Англии понял, что грядет эпоха высокотехничных групп и музыкантов-виртуозов. В конце 1967 г. он остановил свой выбор на клавишнике Лорде (THE BILL ASHTON COMBO, RED BLUDD’S BLUSIANS, THE ARTWOODS, SANTA BARBARA MACHINE HEAD, THE FLOWERPOT MEN) и гитаристе Блэкморе (SCREAMING LORD SUTCH AND THE SAVAGES, THE OUTLAWS, NEIL CHRISTIAN AND THE CRUSADERS). В начале 1968 г. проект назвали ROUNDABOUT, в него вошли также басист-вокалист Дэйв Кёртис и барабанщик Бобби Кларк. Сам Крис Кёртис рассчитывал на место вокалиста. Однако уже в марте 1968 г. ситуация изменилась — лидерство в ROUNDABOUT захватили Лорд и Блэкмор, настоявшие на уходе Кларка и двух Кёртисов. Им на смену после долгих прослушиваний пришли одаренный ударник Пэйс (MI5, THE MAZE), басист Симпер (THE NEW PIRATES, THE FLOWERPOT MEN) и вокалист Эванс (MI5, THE MAZE). Название сменилось на DEEP PURPLE (в честь одноименной песни Бинга Кросби) — так сформировался первый классический состав группы.
В марте 1968 г. DEEP PURPLE подписали контракт с американской фирмой звукозаписи «Tetragrammoton», a 20 апреля группа дала свой первый концерт в датском городке Таструп. Изначальная ориентированность DEEP PURPLE на американский музыкальной рынок имела следующие негативные моменты. Во-первых, ставка делалась на кавер-хиты («Kentucky Woman» Нейла Даймонда, «Hush» Джо Сауса и др.), во-вторых, сама стилистика группы базировалась в рамках ординарного прогрессив-рока тех лет и, наконец, в третьих, DEEP PURPLE не были известны у себя на родине. Однако быстрое падение интереса к DEEP PURPLE в США (уже третий альбом группы поднялся только до 162-го места в американских чартах) заставило музыкантов резко изменить выбранный курс. Блэкмор, оценив все перспективы английского музыкального рынка конца 60-х, пришел к выводу, что DEEP PURPLE нужно начать играть более тяжело и энергично, т.е. прийти к хард-року (успех LED ZEPPELIN служил тому наглядным примером). По настоянию Блэкмора в июле 1969 г. из состава DEEP PURPLE были выведены Эванс и Симпер — они, по мнению гитариста группы, мыслили и играли по-старому. Освободившиеся вакансии заняли обладатель высокого мощного вокала Йан Гиллан (Ian Gillan: 19.08.1945) и басист Роджер Гловер (Roger Glover: 30.11.1945). В DEEP PURPLE оба пришли из команды EPISOD SIX, причем Гловер лишь в последний момент решился на переход. Получившийся в результате второй состав DEEP PURPLE принято называть «золотым».
Начали реформирование DEEP PURPLE экспериментальной работой: записью сюиты Лорда в сопровождении симфонического оркестра. Гиллан здесь впервые попробовал свои силы в качестве текстовика. Легкое недоумение критиков и слушателей исправил альбом «Deep Purple In Rock», вышедший на 4-е место в Англии. Успех диска не был случайностью: DEEP PURPLE удалось точно уловить новые веяния и стать одними из законодателей хард-рока — стиля, захватившего в начале 70-х лидирующие позиции на мировой музыкальной сцене. Музыка DEEP PURPLE оказалась своеобразной квинтэссенцией хард-рока: динамичной, жесткой, обрамленной элементами барокко, джаза и рок-н-ролла, с характерным «парящим» вокалом Гиллана и виртуозными дуэлями гитары Блэкмора и органа Лорда. Легкость, с которой группа исполняла свой репертуар на концертах, была поразительной, а постоянные импровизации стали залогом непрекращающегося интереса к ее концертным альбомам, давно обретшим в дискографии DEEP PURPLE равенство со студийными пластинками.
Наивысшего творческого расцвета DEEP PURPLE достигли в конце 1971 г. когда записали материал к диску «Machine Head». Произошло это в швейцарском городе Монтрё, именно там родилась композиция «Smoke On The Water», ставшая благодаря гитарному риффу Блэкмора своеобразным гимном хард-рока. Но и остальные композиции по праву могли претендовать на классику стиля, это — «Highway Star», «Pictures Of Home», «Space Truckin'», «Maybe I’m A Leo». 22 апреля 1972 г. «Machine Head» натри недели возглавил британские чарты; позднее в США он стал 7-м. Последовавшее в июле мировое турне подтвердило претензии DP на титул королей хард-рока.
Однако груз славы и утомительных турне стал отрицательно сказываться как на качестве композиций, так и на взаимоотношениях между членами группы. Музыканты резко сократили репетиции в студии, Блэкмор, в довершение ко всему, развернул «войну» против Гиллана и Гловера. Записав малоубедительный альбом «Who Do We Think We Are» и дотянув до конца контракта, ушел Гиллан. Негласный бойкот вынудил покинуть DEEP PURPLE и Гловера.
Третий состав DEEP PURPLE сформировался достаточно быстро: уже осенью 1973 г. в группу влились басист Гленн Хьюз (Glenn Hughes: 21.08.1952, TRAPEZE) и вокалист Дэвид Ковердэйл (David Coverdale: 22.09.1949, FABULOSER BROTHERS). Характерной чертой нового состава стал вокальный дуэт Хьюза и Ковердэйла, кроме этого акценты в музыке DEEP PURPLE сместились под влиянием «новобранцев» в сторону хард-фанка и соула. Альбомы 1974 г. имели большой успех как в Британии, так и в США, однако угадывать характерный почерк DEEP PURPLE за композициями типа «Hold On» становилось все труднее. 6 апреля 1974 г. на фестивале в Калифорнии группа взяла свой последний громкий аккорд — на сцене Блэкмор сначала гитарой разбил телекамеру, а потом разлил и поджег целую канистру керосина. Огонь моментально добрался до аппаратуры и последовавшая взрывная волна едва не стерла с лица земли самих музыкантов.
Внутренние разногласия в DEEP PURPLE достигли предела к весне 1975 г. Не нашедший общего языка с Ковердэйлом и Хьюзом Блэкмор 21 июня 1975 г. оставил группу (к этому времени у него уже была создана своя команда — RAINBOW). Блэкмора заменил американский гитарист Томми Болин (Tommy Bolin — 18.04.1951 — 6.12.1976), ранее выступавший в JAMES GANG и вместе с джаз-роковым ударником Билли Кобхэмом. Но пристрастие Болина к сильным наркотикам не дало DEEP PURPLE дожить до своего десятилетия — 19 июля 1976 г. было официально объявлено о распаде хард-роковой легенды.
Выходившие в последующие восемь лет сборники и концертники DEEP PURPLE засвидетельствовали непрекращающийся интерес слушателей к наследию группы. Например, сборник лучших вещей «Deepest Purple» в 1980 г. возглавил британский хит-парад. Все это само по себе наводило на мысли о возможном воссоединении DP в «золотом» составе. И в конце 1983 г. камбэк состоялся. Хотя карьеры, сделанные Гилланом, Гловером, Блэкмором, Лордом и Пэйсом вне DEEP PURPLE, совсем неудачными назвать нельзя, все же никому из музыкантов не удалось даже приблизиться к славе DEEP PURPLE.
Гиллан вместе со своим аккомпанирующим составом достаточно высоко котировался в конце 70-х — начале 80-х в Англии (например, альбомы «Glory Road» и «Future Shock» попали в Топ-3), однако к 1982 г. финансовые дела Гиллана оказались на нуле (именно по этой причине певец вскоре оказался в BLACK SABBATH). Джон Лорд в 1976 г. создал вместе с Йан Пэйсом и Тони Эштоном кратковременный проект PAL, а в 1978 г. присоединился к группе Ковердэйла WHITESNAKE. Много внимания Лорд также уделял сольным работам экспериментального характера. В WHITESNAKE также пришел и Пэйс (июль 1979 г.), позднее (в 1982 г.) перешедший в группу Гэри Мура. Роджер Гловер, давно проявивший себя в качестве грамотного и удачливого продюсера, с 1979 г. выступал в составе RAINBOW Ричи Блэкмора.
Одиннадцатый студийный альбом DEEP PURPLE появился в 1984 г. и разошелся по миру многомиллионным тиражом. Новый диск был выдержан в старых добрых традициях группы, конечно, с учетом новых реалий музыкального рынка. Воссоединение DEEP PURPLE произошло в то благоприятное время, когда, во-первых, началась «реабилитация» всех «старых» коллективов, а во-вторых — на пике популярности находился хэви-метал. DEEP PURPLE же давно считались одними из пионеров тяжелого металла. Новые хиты группы («Perfect Strangers» и «Knocking At Your Back Door» показали, что музыканты стремятся жить не только за счет своих былых заслуг.
К сожалению, искусственность, в изрядной доле присутствовавшая в камбэке DEEP PURPLE, проступила очень быстро — уже в 1986 г. Блэкмор противопоставил себя остальным коллегам и в первую очередь Гиллану. Неудивительно, что следующий альбом «House Of Blue Light» получился второразрядным. Конфликт разрешился в 1989 г. с уходом Гиллана. На место вокалиста DEEP PURPLE Блэкмор предложил своего бывшего коллегу по RAINBOW Джо Линн Тернера (Joe Lynn Turner — 02.08.1951), с которым и был записан альбом 1990 г. Но к 25-летию DEEP PURPLE менеджмент потребовал вернуть Гиллана. Несмотря на полную отчужденность гитариста и вокалиста, диск 1993 г. «The Battle Rages On» оказался высококачественным. Тем не менее это не остановило Блэкмора — 17 ноября 1994 г. в Хельсинки прошел его последний концерт в DEEP PURPLE. Блэкмора спешно заменили гитаристом-виртуозом Джо Сатриани (Joe Satriani — 15.07.1956.), с которым группа и довела турне до конца.
Перестало DEEP PURPLE трясти от смены составов только с приходом в 1995 г. гитариста Стива Морса (Steve Morse: 28.07.1954; DIXIE DREGS, KANSAS). Морс успешно прижился в DEEP PURPLE и уже успел записать с группой два студийных диска. Продукция современных DEEP PURPLE отличается намеренной обезличенностью, а музыкальный ряд служит в основном для демонстрации вокального мастерства Гиллана.

Читайте также  Nickelback: 2 новых видео

P.S.
В 2002 году Джон Лорд объявил о намерении заняться сольными проектами, и его место занял Дон Эйри (Don Airey: 21.07.1948; Rainbow/Ozzy Osbourne). Год спустя новый состав выпустил первый за пять лет студийный альбом «Bananas» (получивший перевосходные отзывы прессы и раскритикованный лишь за название) и тут же вышли на гастроли. В июле 2005 года они выступили в Парк-плейс (Барри, Онтарио) в рамках фестиваля Live 8, а в октябре того же года выпустили «Rapture of the Deep», за которым последовал «Rapture of the Deep tour».
В феврале 2007 года Иэн Гиллан обратился к фэнам с призывом не покупать концертный альбом, выпущенный Sony BMG. Запись, сделанная в бирмингемском National Exhibition Center (NEC), уже выходила бутлегами. Гиллан назвал этот концерт одним из худших в его жизни.

Изменения состава
1969: — Эванс и Симпер; + Йан Гиллан, вокал, и Роджер Гловер, бас
1973: — Гиллан, Гловер, + Дэвид Ковердэйл, вокал, и Гленн Хьюз, бас, вокал
1975: — Блэкмор; + Томми Болин, гитара, вокал
1984: состав 1969-1973 годов
1989: — Гиллан; + Джо Линн Тернер, вокал
1994: — Блэкмор, + Джо Сатриани, гитара
1995: — Сатриани. + Стив Морс, гитара.
2002: — Джон Лорд. + Дон Эйри, клавишные

Источник: Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. «Энциклопедия популярной музыки» Минск 2002.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: