Постановка рук на электрогитаре

Постановка правой руки.

Правая рука гитариста — основа техники. Поэтому постановка правой руки и отработка звукоизвлечения должны стать задачей номер 1 на начальном этапе.

Если уделить недостаточно внимания этому этапу, или вообще его пропустить, это негативно скажется на протяжении всего обучения и существенно ограничит ваши технические возможности.

Правая рука — это фундамент, на котором строится техника гитариста. Неверно заученное положение руки и звукоизвлечение потом очень сложно исправить. Нужно будет учиться заново, с нуля, и это будет гораздо сложнее, чем сразу научиться правильно. Переучиваться всегда сложнее, старая привычка будет мешать.

Обозначение пальцев правой руки:

p — большой палец
i — указательный палец
m — средний палец
a — безымянный палец

Мизинец при игре классической техникой не используется.

Общее представление о постановке

Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:

  1. Опустите правую руку вниз в расслабленном состоянии как на фото слева. Рука приняла естественное положение, без изгибов в запястье.
  2. Пальцы ima согните таким образом, чтобы между ними и большим пальцем образовался крест, как на фото справа.

Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.

Теперь рассмотрим более подробно.

Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.

Поставьте палец p на шестую струну.
i — на третью,
m — на вторую,
a — на первую, как показано на фото ниже.

На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.

Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.

Принципов постановки всего 5.

5 правил постановки правой руки:

  1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  3. Палец p чуть впереди пальца i.
  4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Иллюстрации к правилам:

Комментарии к правилам:

1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.

В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.

А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.

2. Ладонь в одной плоскости со струнами.

Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.

3. Палец p чуть впереди пальца i.

Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.

Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.

При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.

4. Пальцы ima к струнам под углом 90°

В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.

5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.

Теперь рассмотрим распространенные ошибки.

Ошибки:

  1. Изгиб запястья спереди.
  2. Обратный изгиб запястья.
  3. Вогнутое к деке запястье.
  4. Ладонь слишком близко к струнам (плоская рука).
  5. Разворот ладони наружу.
  6. Разворот ладони к себе.
  7. Пальцы ima загнуты в ладонь.
  8. Пальцы ima вытянуты вперед (дальше большого пальца).

Иллюстрации ошибок с комментариями:

Самая распространенная ошибка. В некоторых школах такая постановка является нормальной, но в той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, она неприменима. О разных школах и подходах к звукоизвлечению я подробней остановлюсь в отдельном уроке.

Имейте ввиду: у начинающих, в процессе игры, тенденция к искривлению запястья есть всегда. Если постоянно не контролировать этот параметр на начальном этапе, рука обязательно искривится, и вы этого даже не заметите. Играйте перед зеркалом, если занимаетесь самостоятельно.

Эта ошибка возникает в тех случаях, когда вы заметили у себя постоянное появление ошибки 1, и теперь усиленно держите запястье вниз, чтобы уже наверняка запястье не ушло вверх. Изгиб вниз так же неестественен, как и изгиб вверх. Но его труднее заметить в зеркале, потому что он не так ярко выражен, подвижность суставов в этом направлении меньшая.

Симптомом данной ошибки будет ощущение постоянного напряжения в руке. Если ученик говорит что у него напрягается рука с прямым положением запястья, как правило имеет место обратный изгиб. В руке с прямым запястьем попросту нечему напрягаться, это естественное положение руки. Достаточно чуть-чуть поднять запястье вверх, буквально на миллиметры, и напряжение исчезнет. Но тут же надо следить, чтобы оно не ушло вверх.

Контролировать положение запястья в этой плоскости гораздо легче чем спереди. Тут все отлично видно. Просто следите за тем, чтоб запястье было слегка выпуклым.

Читайте также  Длительность нот и пауз

В таком положении пальцы теряют в подвижности. Двигать прямыми пальцами намного легче, чем изолированной частью пальца. Диагностируется ошибка просто — представляйте что держите яблоко или мячик. Такой плоской рукой, как на иллюстрации никто мячик не держит. По опыту скажу, что лучше отдалить ладонь от струн чуть дальше, чем ближе.

Наиболее распространен разворот ладони наружу (ошибка 5). Разворот ладони к себе (6) появляется как правило, при попытке исправить ошибку 5 наверняка.

Обе ошибки ограничивают подвижность пальцев и приводят к неправильному звукоизвлечению. Ошибка 8 к тому же мешает правильной работе большого пальца.

Постановка правой руки: акустическая гитара и электрогитара

Постановка правой руки не менее важна постановки левой руки, её правильные движения так же влияют на скорость игры.

Постановка правой руки при игре на акустической гитаре

Правильная постановка правой руки — предплечье опирается на деку гитары (запястье может быть слегка выгнуто), а кисть располагается над струнами в виде полусферы (при этом пальцы не должны быть сильно скрючены), большой палец опирается на шестую или пятую струну (кому, как удобно, размер кисти у всех разный). При игре, большой палец отвечает за шестую, пятую и четвертую басовые струны. Указательный, средний и безымянный пальцы за третью, вторую и первую струны соответственно. Мизинец не используется.

Обозначение пальцев правой руки: p — большой, i — указательный, m — средний, a — безымянный.

Нюансы движений

  • При игре, большой палец перемещается сверху вниз с остановкой на следующей струне.
  • Указательный, средний и безымянный пальцы совершают движения внутрь ладони.
  • Ладонь располагается статично и ни в коем случае не должна «порхать» над струнами гитары.

Постановка правой руки при игре на электрогитаре

Правильная постановка правой руки — предплечье располагается на корпусе гитары, а кисть упирается краем ладони в бридж электрогитары, большой и указательный пальцы держат медиатор. При игре медиатором нужно учитывать направление удара по струне (артикуляцию): удар вниз — 1, удар вверх — 2. Медиатор, как правило, располагается между подушечкой большого пальца и ребром указательного. Наиболее важно, что бы медиатор лежал на кончике короткой фаланги указательного пальца.

Нюансы движений

  • Старайтесь играть переменным штрихом: вниз, вверх, вниз-вверх или вверх-вниз.
  • Переменный штрих можно осуществлять тремя вариантами движений: пальцами, кистью и предплечьем.
  • В момент перехода от струны к струне, ладонь перемещается или перекатывается в плоскости бриджа вверх или вниз в зависимости от направления игры.
  • Управляйте массой кисти, а удары совершайте вглубь корпуса гитары, максимально уменьшая при этом площадь соприкосновения медиатора и струны.

Демпфирование струн

Глушение струн, не участвующих в игре, осуществляется за счет ладони правой руки.

P.S. Рассмотрев постановку рук, отметим, что левая рука отвечает за глушение нижних неиспользуемых струн, а правая — верхних.

AllFrets

Первые шаги

Это последний урок в части «Я новичок!» и здесь я намерен немного рассказать тебе о том какие бывают техники игры, о постановке рук, о том как держать гитару, о начальных этапах твоих тренировок и о том как достичь максимального результата при минимуме усилий :)

ПОСТАНОВКА РУК

Итак! Большинство новичков волнует вопрос, как же все таки держать руки? И на первый взгляд мой ответ может показаться тебе странным: правило экономичности. Но спустя несколько абзацев ты поймешь, о чем я. Забудь обо всем, что ты слышал. Присмотрись к гитаристам мирового уровня — все они держат руки по разному.

Начнем с медиатора. На первых порах рекомендуется держать его перпендикулярно струнам. По крайней мере такой совет дает Трой Стетина — один из самых выдающихся преподавателей в мире. Однако тот же Энди Джеймс уверяет нас, что держит медиатор под наклоном в сорок пять градусов и именно это является верным его положением. Как я уже сказал, я бы советовал в начале обучения держать медиатор перпендикулярно, а по достижении определенного скоростного барьера начать эксперименты с различными уровнями наклона и тем как это влияет на звук и качество игры.

Теперь пальцы, в которых зажат медик. Большинство, безусловно, предпочитают большой и указательный, но и здесь не без исключений. Стив Морс, например, держит медиатор между большим, указательным и средним пальцами. А Эдди Ван Хален порой использует только большой и средним, оставляя указательный для теппинга.

Такой щредер, как Майкл Энжело играет свои скоростные запилы, опираясь тремя пальцами на деку гитары. А тот же Крис Импеллиттери всегда держит руку свободно и никуда не опирается. Опять же, Майкл Энжело утверждает, что при игре пальцы, удерживающие медиатор должны быть жестко зафиксированы, а все движения необходимо производить кистью. Эрик Клептон, напротив, в одной из своих видеошкол говорит, что играет, в основном за счет движения большого и указательного пальцев.

Что касается левой руки. И здесь также ведутся бесконечные споры. Постановка гитаристов колеблется от радикальной «роковой», когда большой палец практически полностью показывается над грифом до классической «классической» с большим пальцем, расположенном на тыльной стороне грифа. Здесь тебе тоже придется научиться вариативности, скоростные соло удобнее играть в «классической постановке», бенды брать — в «роковой».

А теперь о правиле экономичности. Да, это действительно единственное правило, требующее неукоснительного соблюдения. Оно заключается в следующем. Совершай минимум движений. Это все. Не размахивай медиатором из стороны в сторону, держи пальцы левой руки максимально близко к грифу — делай все, что бы твои движений были экономичными и ты не совершал лишних.

ПОЛОЖЕНИЕ ГИТАРЫ

Так же как и с постановкой рук, здесь нет однозначного ответа и положение электрогитары относительно тела — скорее дело привычки. Но я бы посоветовал тебе при настройке длины ремня руководствоваться категориями удобства, а не крутости. Кроме того, можешь мне поверить, гораздо круче выглядит тот кто хорошо владеет инструментом, а не тот кто с болтающейся до колен гитарой рубит три пауэр аккорда в дропе. Постарайся отстроить длину ремня так чтобы и в положении сидя и в положении стоя гитара находилась примерно на одном уровне. Во-первых, гитаристы, научившиеся играть стоя с висящей ниже пояса гитарой испытывают трудности при игре сидя. Таким образом тебе не придется впоследствии переучиваться, а многие, поверь мне, сталкиваются с такой проблемой. Во-вторых, такая длина ремня, при которой и сидя и стоя гитара находится на одном уровне, является идеальной для игры. Левой руке удобно доставать до высоких ладов, чего нельзя сделать с длинным ремнем, но она и не устает быстро, как уставала бы с коротким.

Поэтому сядь. Отстой ремень, чтобы он не болтался. Встань — если гитара осталась на том же уровне, значит ты все сделал правильно.

ТЕХНИКИ ИГРЫ

Столько разделов! Переменный штрих, легатная техника, теппинг — с чего начать? Безусловно, начать стоит с урока переменный штрих на одной струне. Но для начала пару слов о том что означают все эти странные названия:

Читайте также  Как записать барабаны

Переменный штрих это техника, при которой вся работа правой руки заключается в последовательности ударов медиатора — вниз-вверх-вниз-вверх и т.д. Отсюда и переменный штрих. Одна из самых часто используемых техник, обязательных для освоения любого начинающего гитариста.

Легатная техника (легато) — в отличие от переменного штриха, здесь не каждая нота извлекается за счет удара медиатора. Некоторые (порой их большинство) извлекаются за счет так называемых пулов и хаммеров.

Теппинг — техника, при которой звук извлекается ударами правой руки по струнам. На первых порах можно опустить.

Есть также разделы ритм гитара и технические приемы. С названиями, надеюсь, все ясно. Ты можешь начать проходить их одновременно с разделом переменный штрих. А можешь просто перейти по ссылкам, которые я дал в конце урока переменный штрих на одной струне. Так или иначе я постарался сделать процесс обучения максимально комфортным и информативным. Главное — следуй советам, проходи рекомендуемые уроки, старайся разучивать данные в конце уроков соло и ты ощутишь результаты своих стараний раньше, чем успеешь сказать «свип»!

ПЕРВЫЕ ШАГИ

А теперь несколько упражнений для начинающих гитаристов, для тех кто впервые взял в руки гитару, для тех кому просто необходимо научиться ее немного чувствовать, прежде чем переходить к следующим урокам. Скачать табулатары упражнений в формате Guitar Pro ты можешь по ссылке в конце урока.

Упражнение 1. Выставь на метрономе 50 ударов в минуту. Играй по открытым струнам ударами медиатора вниз. Во избежании лишнего шума, приглушай их левой рукой. Старайся попадать по струне одновременно с ударом метронома. Повторить на всех струнах.

Упражнение 2. Скорость метронома та же — 50 УВМ. Только теперь играй переменным штрихом. Играй по принципу один лад — один палец. То есть, ты должен задействовать в этом упражнении все четыре пальца левой руки. Во время игры, ты можешь услышать много грязи. Это из-за того что ты пока не умеешь глушить струны. Постоянное глушение струн ребром ладони правой руки процесс обязательный, но не сложный. В уроке переменный штрих на одной струне о нем будет упомянуто отдельно. А пока просто постарайся немного заглушить нижние (то есть более толстые, чем первая, из которой ты извлекаешь звуки) струны, поставив на них ребро ладони. Поначалу это покажется тебе невозможным, но со временем ты будешь делать это автоматически.

Упражнение 3. И последнее упражнение — скорость та же. Теперь со смещением левой руки вдоль грифа. И вновь в пределах одного такта необходимо задействовать все четыре пальца. Не оставляй попытки заглушить струны, которым звучать не полагается.

На этом, пожалуй можно и закончить. Ты получил базовые знания и теперь, как я уже сказал выше, можешь переходить к уроку переменный штрих на одной струне, в конце которого ты получишь ссылки и на другие уроки, обязательные к прохождению для новичка (такие ссылки будут даваться в конце каждого урока).

Играем правильно : ноги, руки, пальцы

Здравствуйте уважаемые читатели. В сегодняшнем посте рубрики «Советы» я решил рассмотреть следующие вопросы:

  • положение гитары при игре,
  • постановка рук на гитаре (положение правой и левой рук).

Возможно, эти мелочи не так уж важны однако если вы только начинаете играть на инструменте, желательно принять во внимание правильную посадку и положение рук.

1. Положение гитары

К современному положению гитары и рук гитариста шли достаточно долго. Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века:

«На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поз — в сидячем положении»

Как же все-таки играть на гитаре — сидя или стоя? А если сидя где её держать на правом или левом колене?

Гитаристы «классики» играют сидя, причем левая нога размещается на специальной подставке, и на левом колене располагается гитара. В таком положении левое колено должно быть выше уровня стула. Высоту скамейки выбирают таким образом, чтобы голова грифа гитары находилась на уровне левого плеча или немного выше. При этом подбородок и левое колено должны находиться на одной вертикали, если головой не вертеть. Корпус гитары должен быть в вертикальной плоскости.

Чтобы гитара не скользила — можно между коленом и ее корпусом проложить лист поролона, или на супер-клей посадить. В этом положении правая рука опирается локтем на край корпуса гитары и кисть при этом находится в районе розетки (дырка в гитаре). В таком положении гитара очень хорошо фиксируется, не скользит и не «пляшет». Также при такой игре большая свобода рук — особенно левой, хорошая доступность по всей длине грифа, а также наименьшая утомляемость. Я кстати начинал играть на классической гитаре, поэтому приходилось подкладывать под левую ногу книжки. При первом знакомстве с данной посадкой и положением гитары, мне показалось, что играть будет очень неудобно. Однако через некоторое время играть по-другому мне уже не хотелось. Поэтому если вы собираетесь играть на классической гитаре — играйте в классической позе! Тем более что данная посадка действительно очень удобна для обеих рук.

Однако очень многие эстрадные гитаристы чаще всего держат гитару на правом колене при игре сидя, либо играют стоя.

В прошлом столетии известный испанский гитарист, педагог и композитор Дионисио Агуадо много лет работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге как к роялю, и играть. Агуадо считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения. Широкого применения это изобретение не нашло, однако я видел на видеоролике как шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользовался такой приспособой на своем концерте.

По-поводу правого колена: способы звукоизвлечения, применяемые в эстраде, требуют широкого движения правой руки, обычно держащей медиатор. Поэтому логично перенести гитару на правую ногу, чтобы освободить место для опускающейся руки. Так что не будет преступлением, если вы играете на гитаре не в классической позе. Здесь нужно отталкиваться от того удобно ли вам играть в том или ином положении, не появляются ли боли в спине или руках, при игре. Если у вас появляется боль или дискомфорт — прекратите играть и обратите внимание на то, как вы это делаете. Игра на гитаре должна приносить радость, но никак не боль. Поэтому, начиная играть на гитаре, первое время уделяйте внимание положению гитары и рук. Теперь рассмотрим какова же правильная постановка рук на гитаре при игре.

Читайте также  Мистическая загадочность Pink Floyd в московском Планетарии
2. Положение правой руки

Правая рука должна извлекать звук и в тоже время придерживать гитару! Звук можно извлекать посредством щипка, либо удара по струнам кончиками пальцев (как бас гитаристы), либо с помощью различных видов боя. Верхняя часть предплечья (около локтя) ложиться на ребро нижней части гитары, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. Когда я начинал учиться играть, учитель говорила мне: «Представь, что у тебя в правой руке яблоко или теннисный мяч». То есть по форме правая рука должна быть похожа на сферу! При этом большой палец правой руки должен быть дальше своих братьев — ближе к гифу.

При извлечении звука щипком кисть должна быть не подвижна — работать должны, только суставы пальцев.
Рассмотрим обозначения пальцев правой руки (испанские названия пальцев руки):

p (putgar) — большой,

i (index) — указательный,

m (medium) — средний,

a (anular) — безымянный,

e (extremo) — мизинец.

Мизинец кстати используют очень редко — при игре в испанском стиле фламенко, и в некоторых сложных ритмах. Подробнее про специальные знаки нотного письма можно почитать здесь: нотное письмо.

При извлечении звука щипком желательно наличие на правой руке ногтей. Длина ногтей на правой руке может быть различна, в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти должны выступать на 1-1.5 мм над подушечками. При извлечении звука вы должны ощущать струну подушечками пальцев.

3. Положение левой руки

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ. Пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного, который прогибается, когда прижимает несколько струн. Большой палец служит опорой для остальных четырех, прижимающих струны одновременно, поэтому из-за грифа появляется очень редко (большой палец левой руки иногда помогает взять сложный аккорд сверху грифа). Опираться большой палец на гриф должен примерно на уровне среднего пальца. Струны прижимаются около металлических пластин. Опять же мой учитель сравнивал пальцы левой руки с «молоточками», которые бьют по струнам, при игре. То есть пальцы должны не лежать на грифе, а как бы стоять!

Обозначения левой руки (цифровые):

T — большой палец.

На левой руке ногтей быть не должно иначе прожимать струны будет проблематично, и из-за этого положение руки будет неправильным. Если вы только начинаете играть — пальцы сначала будут болеть, но со временем подушечки загрубеют, и играть будет очень легко. Повторюсь, если появляется боль или вы чувствуете что левая рука устала, опустите ее на пару минут вниз и расслабьте кисть. Это от непривычки и скоро пройдет. Утомленными руками играть никак нельзя!

Ну, вот в принципе все, что я хотел сказать про посадку и постановку рук на гитаре . Существует также множество упражнений для подвижности пальцев, их растяжки, а также синхронизации правой и левой рук. Думаю, в следующий раз поговорим об этом. Так что присаживайтесь удобнее и начинайте играть на гитаре!

До скорого. Если вам понравился пост — подпишитесь на обновления блога и получайте статьи на почту.

Помните: гитара — это инструмент, а любой инструмент всегда берут в руки с определенной целью. Филип Судо

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: