Посадка и постановка рук на пианино

Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Данную гимнастику для суставов разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 ;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 ;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 ;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 ;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 ;
  • 4, 3−5, 4, 3−5

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

Основные фортепианные движения, постановка рук

Итак, правильная посадка за пианино.
Зачем она нужна? .
За много лет я видела много посадок, как у начинающих, так и у состоявшихся пианистов, и были они очень-очень разные, в зависимости от природных данных и фактуры тела. Причем иногда бывали случаи, когда человек с посадкой, при которой он по всем теоретическим данным не должен бы играть — прекрасно и виртуозно играл. Так что, не хочу давать Вам готовый рецепт (если уж очень хочется «готовенького» — см. рисунки в любом самоучителе), а предлагаю воспользоваться здравым смыслом, и подобрать лично для себя самую оптимальную посадку.

Итак, пункт первый — ЗДОРОВЬЕ
1) Посадка должна быть Здоровой. Это значит, что она не должна Вам в будущем испортить здоровье, ведь за пианино Вы будете проводить много времени. Опыт показывает, что сидеть нужно Комфортно и спину держать Ровно, для того, чтобы не искривился позвоночник и не пережимались мышцы.
Если Вы сели за инструмент, и чувствуете боль и зажатость мышц, значит что-то не то. Хотя если до того как сесть за пианино Вы уже успели искривить себе позвоночник неправильной посадкой, то тогда понятно, почему все болит.

УДОБСТВО и функциональность
2) Посадка должна быть Удобной. Это значит, что она должна максимльно подходить для того, зачем мы, собственно, за пианино и сели, а именно: руками — нажимать клавиши, ногами — педали.
Посмотрим подробнее, что же нам придется делать руками? 1- нажимать клавиши в середине клавиатуры, 2- нажимать клавиши на краях клавиатуры, 3 — перекрещивать руки.
ВИДЕО на ноте До
Задание 1 — сыграть 20 (или больше) раз, и найти такое положение тела (расстояние до клавиатуры и высоту стула) при котором Вам удобно будет сыграть все три положения (т.е. нажать любую клавишу, включая черные на краях клавиатуры), не двигая при этом телом, и сохраняя ощущение комфорта.

Читайте также  Школа игры на клавишных

Теперь ноги — педаль жмем кончиком стопы. А точнее, подушечкой пальцев ног жмем на расширенный кончик педали. Можете, конечно жать и целиком стопой, но учтите, что игра на педали предполагает разные степени нажатия педали — иногда чуть-чуть, а иногда полностью до упора, если удобно таких градаций достигать целой пяткой, то пожалуйста.
Задание 2 — двумя ногами жать на педаль попеременно и вместе.
Задание 3 — соединить руки и ноги и найти «золотую середину», т.е. такую посадку, при которой удобно будет и рукам и ногам, спина останется ровной, а тело не будет делать лишних движений. А Вы, главное, почувствуете себя великим пианистом!

На всякий случай конкретизирую возможные ошибки. Хотя,если Вы добросовестно выполнили предыдущие задания — они у Вас не должны были возникнуть.
Посадка слишком близко — при такой посадке Вам неудобно будет перекрещивать руки — тело будет мешать локтям.
ВИДЕО
Посадка слишком далеко — при такой посадке Вы просто не сможете достать до краев клавиатуры, или сможете достать только кончиками пальцев, но не сможете полноценно нажать клавишу и придется наклоняться слишком сильно.
Посадка слишком высоко —
Посадка слишком низко —
Посадка не посередине клавиатуры — ну тут понятно, до одного края клавиатуры сможете достать, а до другого — нет.

ПОСТАНОВКА РУК
Если Вы правильно сидите за пианино, то Вам сложно будет поставить руки на клавиатуру неправильно. Но все таки рассмотрим главные моменты (вдруг Вы таки умудрились это сделать)

ФОРТЕПИАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Природный закон «пути наименьшего сопротивления» он же «закон сохранения энергии», то есть достижение максимального результата, при вложении минимально необходимых усилий.
Что больше — кисть или рука? Что больше палец, или кисть?
Правило такое: не используем кисть там где можно обойтись одними пальцами, не используем руку там, где можно обойтись одной кистью. Хотя сразу замечу, что кисть должна минимально двигаться.
Главное правило: меньше движений. Учитесь сами находить самый оптимальный путь.
Таким образом делаем вывод, что чаще всего придется двигать пальцами и кистью, значит нам нужны быстрые, цепкие пальцы, и подвижная кисть.
Дофортепинные упражнения.

Вес руки.
Упражнения н вес разными пальцами (сразу и на координацию, или сделать это отдельным уроком. )

В базовые фортепианные движения дать упражнения для кистей, пальцев, контроль силы у мужчин

Мужчины, внимание.
Вам на вес рук нужно обратить отдельное пристальное внимание!
Очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда мужчины просто не могут изобразить (сделать, понять) даже минимально вес руки, ну не могут уронить руку как следует на колено — половину дороги рука летит в свободном полете, а вторую половину включается «тормоз» и в тот момент, когда рука долетает до колена там уже веса нет и в помине — она легкая как пушинка. Мне кажется, это связано с тем, что мужчины привыкли контролировать силу и автоматом включается «блокировка», так что ли назвать, а точнее чаще всего зажимаются мышцы плеча и ниже (ну, те, которые обычно качают)

Проблема — неподвижность кисти

Разные штрихи — подвижность пальцев.

Теперь посмотрим подробнее — что же нам придется делать нашими пальцми и кистью:
кисть вверх вниз, вправо влево и вращать на пианино и без (лампочка)

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений

Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.

Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.

Зачем готовить руку к музыкальной школе?

Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.

Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет

Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.

Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.

В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.

5 упражнений для осанки, выполняемых сидя

Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.

Игра «Ведерочки»

Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.

Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.

Игра «Наклоны»

Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.

Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.

Читайте также  Крис Дотри рассказал, какого из персонажей Ходячих Мертвецов хотел сыграть

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

Упражнение для постановки руки

Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».

«Парашют»

Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.

В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.

Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.

Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.

Постановка рук для игры на фортепиано

Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно , рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.

Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Правильная посадка во время игры на фортепиано

Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.

Постановка рук пианиста

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: