Полезные советы для вокалистов

Полезные советы для вокалистов

Практически все вокалисты (в том числе и наши шоу-звёзды) на своём творческом пути сталкиваются с такой проблемой, как потеря голоса. Это происходит из-за ряда причин:

-неправильного способа звукоизвлечения (как правило, наших вокалистов никто не обучает правильной подаче голоса)

-перенапряжения голосового аппарата

-работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзилита и пр. заболеваний.

-реже - под воздействием вирусных заболеваний или функционально.

Первая помощь своим голосовым связкам:

1. Прежде всего — молчание! Разговаривать только при необходимости низким, грудным, тихим голосом. Нельзя даже слушать громкую музыку, вокальные партии.

3. При лёгких заболеваниях голосовых связок помогает следующее средство (конечно же, на фоне молчания!): три раза в день, после еды принимать столовую ложку Кальция Хлорид 10%, запивая молоком, полстакана. .

4. Для предупреждения заболеваний голосовых связок, народная медицина рекомендует такой рецепт: залить зёрна Аниса (50гр) кипятком (400мл), кипятить на медленном огне 8-10 минут, затем процедить, зёрна выбросить, а полученный отвар довести до кипения. Поставив на медленный огонь (чтоб практически не кипело), добавить две столовые ложки майского мёда, дождаться растворения мёда и, влив 50гр коньяка, сразу же снять с плиты. Полученный отвар принимать по одной столовой ложке каждый час в течении месяца.

5. Если врач предлагает вам операцию по удалению певческих узелков, не спешите соглашаться. Много случаев, когда узлы рассасывались благодаря вокальным упражнениям, а также регулярным, профессиональным занятиям академическим вокалом. Главное, не перенапрягать связки, очень бережно относится к этому богатству, данному природой.

5. Не тратьте деньги на различные БАДЫ, если есть заболевание связок - они не помогут! Не увлекайтесь и советами соседок, знающих "как лечить горло". Например, тёплое молоко с мёдом - категорически противопоказано, потому что мёд обволакивает связки, лишая их эластичности. Полоскание горла - бесполезно, а полоскание содой - вредно для связок, сода вызывает раздражение.

6. Для непрофессиональных вокалистов надо отметить непреложную истину. Нельзя петь сразу после пробуждения. Только через пару часов. Следовательно, если предстоит утренний концерт, желательно проснуться за три часа до него. Через два часа сделать упражнения (при здоровых связках возьмите себе за правило каждый день делать упражнения (первую часть) перед распевкой), и можно смело распеваться.

7. И, наконец, последнее. Существует мнение, что 50гр коньяка способствуют улучшению работы голосовых связок. Это неверно.

Под воздействием алкоголя голосовые складки размягчаются, но через некоторое время происходит обратный процесс с утроенной силой - связки сужаются и голос садится. Даже курение не оказывает такого отрицательного воздействия на голосовой аппарат, как алкоголь. Помните об этом!

Будь здоров, не кашляй…

Совет Рената Ибрагимова: А вот если простыл, в общим молоко доводится до кипения, кладётся туда или жир, или сливочное масло, и мёд,… и я ещё добавляю немного пищевой соды, она смягчает гортань,

и маленькими глотками, не обжигаясь, медленно пью,… перед сном. Но это делается тогда, когда вот только-только заболел. Т.е. поймать болезнь в первой стадии, и не запустить дальше.

Есть у меня и другие личные рецепты.

В-первых, я прибегаю к полосканию травяными настоями. Это календула, шалфей, ромашка, чабрец, зверобой,… общим много разных трав. И поласкаю и рот, и нос, полностью носоглотку. И пью этот настой обязательно.

Или вот что ещё делаю. Например, беру 2 ст.л. постного масла, желательно холодного отжима, в рот и минут 15-20 я во рту держу, и выполняю полоскающие движения. И потом сплёвываю. Масло становится белое как молоко. Тоже очень хорошо помогает.

И ещё скажу. Делаю компресс на грудь перед сном. Кусочек марли вдвое складываю, немножко смазываю постным маслом (промокаю), и накладываю на грудь, сверху целлофан, и полотенце.

Что вы можете посоветовать нашей героине, как сохранить голос?

— режим конечно должен быть. Я вот, например, почему последний раз заболел. Были перелёты, и ночные в том числе. И вот одна, вторая, третья ночь. Сопротивляемость организма понижается. В автобусе там, в самолёте сидели,… простуженные, с красными носами сидели. Я, конечно же, получил от них инфекцию.
И вот, с помощью своих рецептов я буквально за 1-2 дня привёл себя в порядок.
Я, правда, ещё хожу в баню при этом! Иду в баню,… пропарюсь, как следует. В бане пью горячий чай,… желательно с травами (липа, листья малины, смородины), мёдом.

— от меня совет следующий. Мне очень нравятся компрессы, которыми можно за 2-3 дня вылечить острый бронхит. По 1 ст.л. берётся сухая горчица, мука, водка, нутряное сало (любой нутряной жир) или нерафинированное подсолнечное масло. Добавляется 1 ст.л. сока алоэ и 1 ст.л. мёда. Всё это смешивается, разогревается на водяной бане. И после выкладывается на марлечку. Кладётся на грудь больного человека,… а для усиления эффекта можно положить и на спину между лопаток. Замотать полотенцем. И оставить на ночь. Не бойтесь, ожога не будет.

Как действительно научиться петь. 11 заповедей вокалиста.

Директор школы Татьяна Четвертных сконцентрировала весь свой 25-летний опыт преподавания вокала в 11 важных правил, которые помогут избежать ненужных проблем начинающим исполнителям, мечтающим научиться петь.

Если вы только задумались о том, чтобы начать заниматься вокалом или находитесь в самом начале вокального пути, то эти 11 заповедей сделают ваше обучение более ярким, интересным и увлекательным.

1. Определите цели

Главный совет. И самый сложный. Ответьте себе на вопрос: “А зачем я хочу заниматься вокалом”? Хотите петь в караоке или под гитару с друзьями, или же вы мечтаете собирать стадионы, или хотите петь в мюзикле?

Стратегия обучения будет отличаться в зависимости от ваших целей. Разумеется, база в вокале одна, но есть тысяча нюансов, и вот они и определят ваше обучение.

2. Найдите хорошего педагога по вокалу

Педагог — это половина вашего успеха. Хороший педагог влюбит вас в занятия вокалом, вы будете бежать сломя голову к нему на уроки. Плохой же может поставить крест на вашей мечте научиться петь. Найти хорошего преподавателя по вокалу — это главное, на чем вы должны сконцентрироваться.

Это большая боль. Нас пугает то количество учеников, которые приходят к нам в школу с убитыми голосами и сильными зажимами. И нужно приложить много сил и потратить времени на то, чтобы выправить положение.

Но это целеустремлённые и мотивированные ученики. А сколько талантливых людей просто бросили занятия. Их же не сосчитать.

3. Занимайтесь регулярно

Идеально заниматься с педагогом 2-3 раза в неделю. Не делайте больших перерывов. Если вы занимались год, а потом пропали на 3-4 месяца, то должны понимать, что возвращаетесь к занятиям уже на другом уровне, более низком. Вам понадобится время для восстановления прежней формы.

Не забывайте про самостоятельные занятия. Это важно. И помните про систематичность. Больше пользы вы получите если будете заниматься каждый день хотя бы по 30 минут, чем раз в неделю 12 часов.

4. Не ждите быстрых результатов

В вокале много зависит от мышечной памяти и тут как в спорте — чем больше повторений — тем лучше результат.

Я люблю говорить своим ученикам: «Пока что-то у вас не отложится в подкорку головного мозга, это не будет работать на полную мощь».

Дайте себе, к примеру, полгода. Поставьте себе контрольную точку через полгода регулярных занятий. И спокойно начинайте заниматься и не тревожьтесь, не ожидайте сумасшедшего результата после очередной недели занятий.

5. Выступайте

На уроках для вас созданы максимально комфортные условия. Я бы даже сказала «тепличные». Но однажды наступает момент, когда надо выйти из класса на сцену и петь не только перед зеркалом и для педагога, но и для зрителей.

Читайте также  Новый альбом Stigmata: миф или реальность?

И это — другие ощущения. Страшное волнение, дрожь в руках и ногах, пересохшее горло. Кажется, что вы забыли всё, чему учились до этого момента. Да — это дико страшно, согласна. Но педагог поможет вам это преодолеть и сделать свой первый шаг на сцену.

Практически все мои ученики после первого выступления говорят одни и те же слова: «Было страшно. Но это было круто! Когда ещё?» Поверьте, этих эмоций вам хватит надолго. Ведь по большому счету, именно ради этих моментов, мы занимаемся музыкой.

На концертах Staccato мы часто организуем дуэтные выступления, трио и ансамбли.

6. Отслеживайте ваш прогресс

Что касается прогресса и каким он может быть. Есть 2 типа людей.

Некоторые ученики (мы сейчас говорим только о тех, кто занимается регулярно, без перерывов) прогрессируют медленно, постепенно, из занятия в занятие поют чуть лучше и лучше.

Их прогресс не особо заметен на коротком промежутке времени, но если записывать песни, допустим, раз в несколько месяцев, то в сравнении вокальный рост будет очевиден.

Есть другая категория учеников. Никакого сдвига в сторону улучшения не наблюдается в течение длительного времени, но потом «щелчок» и резкий качественный скачок вверх.

Далее, ученик поет уже на этом новом уровне. И так до следующего «щелчка».

Раз в несколько месяцев записывайте себя и сравнивайте с предыдущими записями. При систематических занятиях прогресс вы точно увидите.

7. Слушайте больше качественной музыки

Наслушанность важна! Слушайте больше крутых вокалистов. Слушайте песни в разных музыкальных направлениях. Слушайте вокальную классику: Рэй Чарльз, Стиви Вандер, Уитни Хьюстон, Фитжеральд, Нину Симон и далее по списку.

Чем больше вы слушаете разной музыки, тем быстрее поймёте, в каком жанре вы видите себя и в каком направлении вы хотите развиваться.

Пытайтесь анализировать музыку. Какие приёмы использует вокалист, для чего, какие эмоции он выражает тем или иным способом. Эта практика прокачает ваше осознаное исполнение и ускорит прогресс. Точно-точно.

8. Игнорируйте шарлатанов

Бойтесь как чумы, тех педагогов, которые говорят, что научат вас петь за месяц, за три или за полгода.

Педагог по вокалу, который называет точный срок когда вы «запоете» является шарлатаном и хочет заработать денег на людях, которые пока ничего не смыслят в обучении вокалу.

Сейчас в Москве популярны групповые занятия, где в одновременно 10 человек как бы «учат петь» «Кукушку» Цоя или «Мой рок-н-рол» группы Би-2. Мы считаем, что это профанация обучения.

Мы ни раз собеседовали педагогов по вокалу, которые ведут эти занятия и ни один из них не верит в то, что делает. «Мы просто развлекаем людей» — говорят они. Ни о какой эффективности речь не идёт.

9. Получайте удовольствие

Только в том деле, от которого вы получаете удовольствие, вы добиваетесь успеха.

И здесь многое зависит от педагога. Если вы не ждёте с огромным нетерпением следующего урока по вокалу и не бежите на него, как на праздник, меняйте педагога или даже школу.

Педагог не должен навязывать вам свой музыкальный вкус. На самом первом занятии я прошу учеников составить список любимых песен. И отталкиваясь от текущего вокального уровня ученика, выбираю из этого списка самые удачные песни, с которых мы и начинаем наш вокальный путь.

10. Займитесь теорией музыки и сольфеджио

Если у вас проблемы с интонацией, то есть вы не попадаете в ноты, то ходить на курсы сольфеджио — крайне желательно.

Конечно, уроки вокала развивают и музыкальный слух и чувство ритма, и чувство гармонии, но целенаправленное изучение теории музыки и занятия сольфеджио сделают ваш прогресс в несколько раз быстрее.

Здесь мы должны развеять миф о том, что сольфеджио — это скучно. Всё зависит от педагога. И в нашей школе сольфеджио преподаёт удивительная девушка, она вошла в 100 лучших лекторов России. Она влюбляет учеников в свой предмет.

11. Посещайте концерты

Ходите на выступления ваших любимых исполнителей. Живые выступления дают такой заряд эмоций и вдохновения, что вы будете приходить на уроки более мотивированными и прогресс пойдёт быстрее.

Многие ученики начали заниматься вокалом, после того как посетили концерт вашего кумира.

12. Не молчите!

Не бойтесь переспросить педагога, если вам что-то непонятно. Если переспросили и у вас всё равно осталось недопонимание — спросите ещё раз.

Я с каждым своим учеником, ещё на этапе знакомства договариваюсь, что если что-то непонятно, то говорите мне об этом, это — важно.

Ведь какая-то мельчайшая деталь, которую вы недопоняли в начале обучения в дальнейшем, может перерасти в серьёзную проблему. И придётся потратить немало сил, времени и нервов на то, чтобы найти причину и устранить эту проблему.

Поверьте, что хороший педагог всегда найдёт нужные слова, и объяснит настолько понятно, так чтобы у вас не осталось ни малейшего пробела в знаниях.

Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1

Но сначала небольшое лирическое отступление.

В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.

Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.

Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?

Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.

Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил

Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.

Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.

Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.

Читайте также  Школа игры на трубе

Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.

Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».

Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.

Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?

Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.

Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.

Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.

Как заниматься (на примере SingingTutorApp):

Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.

Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).

Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.

В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.

Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!

Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).

Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.

В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?

Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.

Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?

Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.

Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!

Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.

Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Читайте также  Виртуальная антиутопия от Megadeth

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: