Патти Смит: крестная мама панк-рока

Patti Smith

Horses

Продюсер John Cale

Арт-директор Bob Heimall

«Я хочу дарит каждый вечер, каждый вечер переносить людей в другой мир … Я чувствую себя по-настоящему гордой, что должна заявить о себе».

Патти Смит, 1975

Американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть «крёстной мамой панк-рока», отчасти благодаря её дебютному альбому «Horses», который сыграл существенную роль в образовании этого жанра.

Наряду с Бобом Диланом, Джимом Моррисоном и Лу Ридом Патти Смит входит в четверку лучших американских рок-поэтов. Свои песни они описывала как «трехаккордный рок-н-ролл, объединенный с властью слова».

Альбом «Horses» («Лошади») переписал правила для женских поп-звезд и обеспечил новые ориентиры для всех, от Крисси Хайнд и Джонетт Наполитано до Кортни Лав и Лиз Фейр. Однако эффект альбома Патти Смит не был ограничен по половому признаку. Вокалистка объединила мощь зарождающего нью-йоркского панковского течения с авантюрными повествованиями поэтов-битников Сан-Франциско с целью создания подлинно уникального саунда, который оказал влияние на таких музыкантов, как группы «Talking Heads» и «R.E.M.».

В сотрудничестве с продюсером Джоном Кейлом Смит создала произведение столь чарующе незащищенное и болезненно личное, что его сила нисколько не иссякла за прошедшие тридцать лет. Альбом был абсолютно реалистическим произведением искусства, начиная с изумительно честного портрета Смит на обложке, сделанного Робертом Мэпплторпом.

Альбом «Horses» начинается с полной реконструкции песни Ван Моррисона «Gloria», в которой певица исполняет одно из величайших вступлений в истории рока — «Иисус отдал жизнь за чьи-то грехи, но не мои» — после чего пересаживается на синкопированную карусель звуков в песне «Redondo Beach». Яростная игра Пенни Кея на гитаре сыграла большую роль в придании четкой формы таким трекам, как «Break It Up». И все же именно исключительная подача Смит, представляющая собой комбинацию декламации в стиле Уильяма Бэрроуза и рычания Лу Рида, отделила песни «Free Money» и «Kimberly» от всего, что было ранее.

Альбом «Horses» встретил одобрение у критиков и имел скромный коммерческий успех, добравшись до 47-го места в чартах Биллборда. Более значимо то, что он провозгласил Смит лучшим панковским поэтом рока, титул, который она в будущем потеряет.

В марте 2007-го Патти Смит удостоилась чести быть введенной в Зал Славы Рок-н-Ролла, а спустя месяц в продаже появился сборник каверов «Twelve» с вещами Хендрикса, «Stones», «Nirvana», Дилана и других исполнителей.

Патти Смит – крестная мать панк-рока

«Я мечтала стать художницей, но отпустила эту мечту, уронила в миску с грунтовой краской и пеной, а сама металась между храмом и свалкой в поисках слова»

За огромный вклад в музыку её называют «крестной мамой панк-рока». Патти Смит вдохновляла многих музыкантов после себя, до сих пор остается иконой для многих панк-исполнителей, а её песни являются культовыми. Мы расскажем о Патти Смит, девушке, которая покорила мир музыки и стала именно Поэтом, вкладывая в свои стихи всю душу.

Детство и юность Патти Смит

«Иисус умер за чьи-то грехи, но уж точно не за мои…»

Патриция (Патти) Смит родилась в Чикаго в 1946 году. Её семья была со средним достатком: мать официантка, поющая по вечерам джазовые песни, а отец — рабочий на заводе. Семья Патти была большой, помимо неё были ещё трое детей, будущая певица была самой старшей. В детстве её семья часто переезжала, так что в школе Патти никогда не приживалась. За ней неизменно закреплялся статус странной, необщительной девочки. Утешение Патти находила в книгах: она любила поэзию Артюра Рэмбо и книги «битников» (Баб Кауфман, Филипп Ламантика, Лоуренс Ферлингетти и др.). Позже Смит перешла на других «классиков» — классиков рок-музыки. Она заслушивалась пластинками Боба Дилана, Джими Хендрикса, The Doors, The Rolling Stones и другими.

После учебы в школе, Патти Смит поступила в колледж, однако бросила его в связи с неожиданной беременностью. Родив ребенка, она отправила его на усыновление, а на полученные деньги уехала в Нью-Йорк.

Начало пути

Смит и Мэпплторп

«Я спасалась тем, что выручала подростков в 1961 году,

В Нью-Йорке Патти устроилась в книжный магазин, где познакомилась с Робертом Мэпплторпом, художником, жившим с ней «на одной волне». Между молодыми людьми нашлось много общего, какое-то время они даже встречались, хотя эти отношения не продлились долго. Какое-то время Смит вела «богемный» образ жизни: писала и читала свои стихи, ходила на вечера поэзии, и вообще была творческой личностью. Однако Америка наскучила Патти, Нью-Йорк показался недостаточно большим, так что они с сестрой отправились в Париж. В Париже она пробовала себя в качестве художника, однако, насытившись «парижскими каникулами», всё же вернулась в Нью-Йорк.

«Смех. Без смеха не выжить. Сколько же мы смеялись»

Теперь вместе с Робертом они жили в задней комнате одного нью-йорского клуба. В тот период Патти закрепила за собой звание «нью-йорской богемы» и стала играть в независимых постановках. Что касается денег, то Смит не осталась без заработка. Она писала статьи в местную газету. Но Патти не перестала писать «для себя» и выступала с собственными стихами на поэтических вечерах, где и познакомилась с Ленни Кеем. Он был в восторге от таланта девушки, а она была в восторге от его эссе на тему рок-н-ролла. Эти двое нашли друг друга и отныне выступали вместе: Патти читала стихи, а Ленни тихо подыгрывал ей на гитаре.

В 1972 году она выпускает сборник стихов, а концерты с Кеем становятся всё более частыми. Они вместе дают выступление на открытии рок-концерта, после чего концерты дуэта получают постоянную основу. Спустя некоторое время к ним присоединяются сессионные клавишники, пока они не находят Ричарда Сола и теперь выступают втроем. Концерты трио нельзя было назвать музыкальным выступлением. Чаще всего это были своеобразные постановки стихотворений Патти Смит, которые сопровождались каверами или импровизацией музыкантов.

Творчество Патти Смит

«Служение великому искусству — само по себе награда»

Популярность трио становится всё более и более значительной. В конце концов, они записывают первый сингл «Hey Joe / Piss Factory», которые стал «основой» панк-рока. После записи к ним присоединились ещё несколько музыкантов. Через год состав группы выглядел так: Айвэн Крол (бас-гитара), Джей Ди Доерти (ударные), Ленни Кей (гитара), Ричард Сол (клавишные) и Патти Смит, которая всё так же пела. В 1975 году группа записывает свой первый альбом под названием «Horses». Популярность коллектива взлетела до небес, альбом был восторженно принят и слушателями, и критиками, хотя на радио его никто крутить так и не рискнул. Группа поехала в турне, а после возвращения записала ещё один альбом. К сожалению, после этого группа вынуждена была взять перерыв. Во время одного из концертов Патти упала и сломала себе два позвонка. Кстати, на выступлениях зрители заворожено следили за каждым её движением. У Смит была необычная манера выступать – она то пела, то прочитывала стихи как на первых выступлениях с Ленни Кеем. Лежа в больнице, она снова занялась написанием стихов и выпустила ещё один сборник. После выхода из больницы, Патти выпустила ещё один альбом. Однако постепенно панк-музыка стала мейнстримной, интерес к ней у Патти, к тому времени, пропал и она распустила группу.

Читайте также  Том Оделл коротко стрижется в новом клипе

Семья Патти Смит

«Перемены — единственное, на что можно рассчитывать»

В 1980 году, после роспуска группы, Патти Смит остановилась в Детройте с семьей. Она вышла замуж за Фредди Смита (просто однофамилец), родила от него двоих детей. Через восемь лет Смит выпускает один альбом, однако на сцену не возвращается. Она продолжает жить тихой (достаточно тихой для неё) семейной жизнью, выпускает сборники стихов и принимает участие в поэтических чтениях. К сожалению, этот период можно назвать и самым тяжелым для Патти. В течение пяти лет она теряет множество близких людей: сначала Ричарда Сола, затем Роберта Мэпплторпа, а затем и членов семьи – брата Тодда и мужа Фредди. Однако Смит держится, дает A Capella концерты и устраивает вечера поэзии в честь ушедших близких.

Возвращение

«Печаль раскрывает сердце, ты становишься более уязвимым Печаль — это дар. Ее стоит испытать и чтить»

В то время на Патти было грустно смотреть. Потеряв таких близких людей, она, казалось, затухает на глазах. Тогда друзья посоветовали ей вернуться к творчеству, и она прислушалась. Patti Smith Group снова была собрана. Состав остался почти неизменным: Ленни Кей играл на гитаре, Джей Ди Доерти на ударных, появился новый басист Тони Шэнэхан. Группа дает концерты, выступает на фестивалях. Слушатели приняли коллектив с распростертыми объятьями. Патти Смит записывает с группой альбом, позже выпускает книгу, посвященную Мэпплторпу.

Однако самым громким альбомом становится «Gung Ho», выпущенный третьим по счету, после возвращения группы. Две песни из него номинируются на «Грэмми». После в музее открывается выставка из фоторабот Патти, она разрывает сотрудничество с лейблом, выпустив на прощение огромный сборник «Land (1975-2002)». На двух дисках содержатся хиты группы Смит, а также 13 неизданных песен. Альбом посвящается Ричарду Солу.

«Я возмутилась, объявила, что никогда никакой взрослой барышней не стану, буду только самой собой, и вообще я из клана Питера Пэна — мы не взрослеем»

С новым лейблом Патти Смит выпускает ещё несколько альбомов, доказывая, что остается матерью «олдскульного» панк-рока. Смит путешествует по миру, дает концерты и читает лекции о литературном наследии. Её включают в Зал славы рок-н-ролла. Эту награду Смит посвящает своему покойному мужу. Чуть позже она выпускает мемуары о своих взаимоотношениях с Робертом Мэпплторпом и ещё один музыкальный альбом.

На сегодняшний день Патти Смит – одна из величайших фигур рок-музыки. Её творчество повлияло на таких исполнителей, как R.E.M., U2, The Smiths. Ей посвящают песни и альбомы. А она остается всё такой же, какой и была – искренней, в джинсах, белой рубашке и галстуке на шее. Прямо как на её первом альбоме.

Знаковые образы, календарь Pirelli и оммажи дизайнеров: как Патти Смит повлияла на моду

  • стиль
  • женщина, которую мы любим

Дружба с Робертом Мэпплторпом

С фотографом Робертом Мэпплторпом Патти Смит познакомилась вскоре после того, как переехала в Нью-Йорк в 1967 году и начала работать в книжном магазине Strand and Scribner’s. У них начались отношения, которые во многом повлияли на обоих в творческом плане. Смит стала частью нью-йоркской богемной среды, Мэпплторп сделал немало ее снимков, многие из которых стали культовыми. Одну из самых известных работ — обложку альбома Horses 1975 года — можно считать главным портретом певицы, в том числе и в модном плане: образ с белой рубашкой, пиджаком на плече и черной лентой на шее до сих пор вдохновляет дизайнеров.

Культовые образы

Патти Смит всегда любила моду, но за трендами не гналась, предпочитая строить свой стиль вокруг элементов, которые нравились лично ей. Она заимствовала идеи из любимых фильмов, в чем-то подражая Одри Хепберн, где-то добавляла аллюзии на Оскара Уайльда и портреты XVIII века, смешивала это с принятыми в рок-н-ролльной среде субкультурными атрибутами — именно так сложился ее персональный гардероб. Основная черта ее стиля — любовь к мужской одежде — появилась еще в подростковом возрасте как противодействие консервативным взглядам матери (та считала, что девушкам пристало одеваться исключительно в платья и юбки, а вовсе не в бесформенные футболки), а в итоге определила Патти Смит как икону гендерно-нейтральной моды.

Работа с Анн Демельмейстер

Дизайнер Анн Демельмейстер — участница знаменитой «антверпенской шестерки» и одна из основоположниц бельгийской моды — в возрасте 16 лет так впечатлилась пластинкой Horses и портретом Патти Смит с черной лентой на обложке, что положила этот черно-белый образ в основу своих первых коллекций, а потом и всей эстетики Ann Demeulemeester. Неудивительно, что впоследствии Анн и Патти познакомились и подружились. Смит поучаствовала в показе Ann Demeulemeester осень-зима 2006 в качестве модели, а потом написала трогательное вступление для большой монографии дизайнера, которая вышла в 2014 году. Там она рассказала историю знакомства: однажды, в непростой период жизни, Патти Смит получила посылку из Антверпена, перевязанную знакомой черной лентой, — внутри лежали три белые рубашки, точь-в-точь как любимые вещи певицы, и этот ненавязчивый, но искренний жест признания тронул ее до глубины души.

Съемка для календаря Pirelli

В 2016 году знаменитый календарь Pirelli снимала Энни Лейбовиц. Женщина-фотограф решила также снять женщин — не фигуристых красоток, которых привыкла видеть широкая публика, а сильных, талантливых, разных — тех, кто повлиял на современный мировой культурный ландшафт. Среди ее икон времени оказались Эми Шумер, Йоко Оно, Наталья Водянова, Серена Уильямс и, конечно же, Патти Смит. Певица позировала в своем характерном образе: с полурасстегнутой незаправленной рубашкой, в жилетке и грубых ботинках, с копной растрепанных волос — настоящая крестная мать панк-рока.

Оммажи от дизайнеров

Модные дизайнеры не раз воспевали Патти Смит в своих работах — кто-то опосредованно, кто-то напрямую. Так, влияние ее образов можно уловить в рекламной кампании Balenciaga весна-лето 2012 и во многих съемках Saint Laurent — и времен Эди Слимана, и уже под руководством Энтони Ваккарелло. А Раф Симонс вместо интерпретации пошел ва-банк и напечатал портреты Смит работы Мэпплторпа на мужских вещах в коллекции Raf Simons весна-лето 2017 — свитерах, топах, больших белых рубашках, — потому что гендерная нейтральность работает и в обратную сторону тоже.

Кого называют «крёстной матерью» панк-рока? Ко дню рождения Патти Смит

Если на роль «крёстных отцов» панк-рока имеется немало претендентов, то титул «крёстной матери» единогласно отдан американке Патти Смит. Влияние её дебютного альбома «Horses» признавали такие корифеи британского панка, как SEX PISTOLS и THE CLASH (да и в песне БГ «Рок-н-ролл мёртв» слышен мотив композиции «Ghost Dance»). Однако русскоязычному слушателю осознать это влияние непросто, ведь Патти позиционировала себя, прежде всего, поэтом, а в музыку её занесло чисто случайно.

Патриция Ли Смит родилась в Чикаго, но почти всё детство провела в Нью-Джерси. Уже в школе девочка казалась слишком странной и неординарной на фоне своих одноклассников. Положение изгоя-одиночки заставило Патти найти отдушину в поэзии (А. Рембо, У. Блейк, Ш. Бодлер) и рок-музыке (Джими Хендрикс, DOORS, Боб Дилан). Кроме того, она утверждала, что поначалу страшно стыдилась своего… пола и хотела быть мальчиком.

Читайте также  Новый альбом URBANISTERIA выйдет уже осенью

Это, впрочем, не помешало ей уже во время учёбы в педагогическом колледже банальнейшим образом забеременеть. Учёбу пришлось прекратить, а ребёнка отдать на усыновление. После этого Патти какое-то время работает на конвейере завода игрушек с единственной целью — скопить деньжат и переехать в «прогрессивный» Нью-Йорк.

В 1967 году мечта девушки сбылась. В Нью-Йорке она знакомится с фотографом Робертом Мэплторпом, который становится не только любовником (несмотря на его вполне гейские пристрастия), но и проводником Патти в мир местной артистической богемы. Позже Патти признавалась, что у неё не было чёткой цели стать великим поэтом или художником. Она испытывала удовлетворение уже от одного пребывания в кругу творческих людей.

Однако вскоре в этих кругах девушку заметили и отметили, уж очень здорово — экспрессивно и артистично — она читала со сцены свою сюрреалистическую поэзию. Со временем на перфомансах Патти стал появляться гитарист Ленни Кей, который создавал для декламации стихов музыкальный фон. А вскоре, по настоянию подруги Джейн Фридман, поэтесса перешла от декламации к пению.

Шаманские завывания Патти и раскованное поведение на сцене сделали её весьма известной в узких кругах. В 1974 году к Кею присоединяются клавишник Ричард Сол и басист Айвэн Крол, а чуть позже — барабанщик Джей Ди Доерти. Так возникает целая музыкальная группа. И хотя без остальных членов коллектива Патти вряд ли бы смогла доводить музыку до ума, все понимали «ху ис ху», поэтому группу назвали просто — PATTI SMITH GROUP.

Первый альбом «Horses» вышел в 1975 году. Пластинка провоцировала уже с первой минуты, когда Патти Смит зачитывала «богохульную» строчку: «Иисус умер за чьи-то грехи, но не мои». Звучала пластинка нарочито непрофессионально, а музыке явно отводилась роль скромной упаковки для голоса и текста.

Однако британский критик Чарлз Мюррей отметил в новой группе главное: «…вместе с Патти Смит на сцене появляется новый тип женской рок-звезды. До этого времени женская интеллигентность проявлялась в пассивной форме (певица Джонни Митчелл), и только с появлением Патти мы получили агрессивный, сексуально свободный интеллект».

Хотя песни с «Horses», по понятным причинам, по радио не крутились, этот предельно антикоммерческий альбом ждал неожиданный успех — он попал в американский ТОП-50.

Следующий альбом «Radio Ethiopia» (1976) был не менее авангардным, но значительно более музыкальным. Я бы выделил из него песню «Pissing in a River», где наиболее ярко проявилась как поэтическая, так и вокальная манера Патти. Это было настоящее камлание о любви, накал которого нарастал в течение всего трека. Самое поразительное здесь — физиологическая непринуждённость лирической героини, которая изрекает свой призыв к любимому, сидя на корточках и… писая в реку.

Выступления Патти на сцене были столь экспрессивны, что в феврале 1977 года она упала, сломав два шейных позвонка. К счастью певица довольно быстро вернулась в строй и выдала свою самую коммерчески успешную запись. Речь идёт об альбоме «Easter» и хите «Because the Night» — единственной песне из творчества певицы, которую знают широкие массы.

Конечно, немалую роль в этом успехе сыграло то, что «Because the Night» досталась PATTI SMITH GROUP со стороны. Песню написал уже опытный хитмейкер, Брюс Спрингстин. Случилось так, что певец работал над своим альбомом «Darkness on the Edge of Town», а в соседней студии Патти записывала «Easter». Слово за слово — и выяснилась, что Брюс не знает, что делать с одной своей песней, которая плохо вписывалась в альбом. Спрингстин говорил, что «Because the Night» вышла для него слишком непосредственной, он никогда не писал столь «прямых» песен о любви.

Патти долго сомневалась, стоит ли брать в репертуар чужую песню, но таки взяла. Вот только текст переписала практически полностью, оставив разве что рефрен «Потому что ночь». У Брюса это был монолог усталого мужчины-работяги, который пытается найти счастье и забытье в объятиях любимой и заявляет:

Они не могут причинить вам вред сейчас,
Потому что ночь принадлежит влюблённым…

У Патти текст стал типично женским — об испепеляющей страсти к любимому она пела откровенно и без стыда.

Брюс Спрингстин:
«Я не смог бы исполнить эту песню так хорошо, как она. Патти как раз влюбилась во Фрэда Смита и поэтому песня ей очень подходила».

Действительно, хотя у Патти было немало любовников, главной мужчиной её жизни стал однофамилец Фрэд Смит — экс-гитарист группы MC5. Именно ему будет посвящена песня «Frederick» со следующего альбома.

А пока пришло время пожинать плоды славы. Сингл «Because the Night» стал № 13 в США, что для Патти Смит было невиданным достижением. И хотя на заработанные деньги она подарила своему отцу новенький крайслер «Cordoba ‘1978», успех сингла певицу, скорее, озадачил, чем обрадовал. Как-то в сердцах она даже обозвала «Because the Night» «коммерческим дерьмом», позже поправившись, что песня-то хорошая, просто не хочется, чтобы она определяла всю карьеру группы.

Кстати, после успеха песенку стал исполнять на концертах и её автор — Спрингстин — в своей первоначальной версии.

Если бы «визитную карточку» Патти Смит довелось выбирать мне, то ею бы безусловно стала композиция «Dancing Barefoot» («Танцующая босиком») с очередного альбома «Wave» (1979).

Эта песня — броская и одновременно характерная для творчества певицы — была написана ею совместно с Айвеном Кролом. Звучала композиция мистически и сумрачно, а по сути, представляла собой настоящую оду женскому оргазму. По словам Патти, «Dancing Barefoot» должна была отразить не только физическую, но и духовную сторону любовного экстаза, как способ соединения с Создателем.

По замыслу припев песни исполняется от женского лица, а куплет — как бы от мужского. Патти всегда представляла в этой роли Джима Моррисона из DOORS, поэтому пела «Dancing Barefoot» предельно низким голосом. Также она заявляла, что посвящает песню женщинам вроде Жанны Эбютерн (неофициальная жена художника Амедео Модильяни).

Патти Смит:
«Большинство моих стихов посвящено женщинам, потому что женщины меня вдохновляют. Лучшие художники — кто? Мужики. А кто их на это вдохновляет? Женщины. Дух мужественности во мне вскормлен женским началом. Я влюбляюсь в мужчин — и они овладевают мной. Мне плевать на эмансипацию. Так что писать о мужиках не получается, поскольку я у них на крючке. Но с бабами я могу быть мужественной, могу сделать их своей музой».

Слова у Патти не разошлись с делом. В 1980 году она выходит замуж за Фрэда Смита и… уходит с музыкальной сцены на целых 8 лет, посвятив себя любимому и детям. Лишь в 1988 году она выпускает совместный с Фрэдом альбом «Dream of Life», после чего снова умолкает ещё на 8 лет.

Читайте также  Солист The Black Keys Дэн Ауэрбах и Марк Нопфлер готовят дуэт

Говорят, что возвращение в музыку в 1996 году стало для Патти своеобразной терапией. Ведь за 1989−94 гг. она пережила несколько болезненных потерь — один за другим умерли Роберт Мэлтроп, Ричард Сол, муж Фрэд и брат Тод. И хотя классикой рока поныне считаются альбомы, записанные Патти в 1970-е, её поздние работы ничуть не хуже и уж точно музыкальнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: