Обзор гитары Fender Jaguar

Гитара дня: Fender Jaguar

В 1962 году Forrest White, один из «генераторов идей» в лабораториях Fender Electric Instrument Company, увлекался экспериментами со сдвоенным циклом гитар. Его целью было получить гитару с двумя кардинально разными вариантами звучания, которые могли бы переключаться одним движением тумблера.

Когда в руководство компанией пришел музыкант Alvino Rey, с которым Forrest White водил дружбу, они сформировали своеобразный альянс против скептицизма Лео Фендера.

И гитара со «сдвоенным циклом» была создана. У нее было два режима — Rhythm и Lead.

Нековый датчик регулировался двумя роликами (громкость и тембр) на верхнем роге. То же самое было сделано и для бриджевого датчика, но только на другом роге.

Эту гитару назвали Jazzmaster:

У Jazzmaster был приятный звук на небольшом перегрузе, хорошие звонкие тембры на чистом звуке, очень близкие к Telecaster, а маленькая мензура (24 дюйма) делала ее необычайно удобной. Однако, эта гитара потерпела полную неудачу на рынке — многие отмечали не очень хорошо сбалансированную машину, фонящие звукосниматели и неудобные переключатели.

Но мастера в лабораториях Fender не скучали и в 1962 году представили миру Jaguar:

Это был уже более доработанный инструмент, с улучшенными звукоснимателями, более грамотной машиной. На накладке корпуса появились металлические части, которые положительно влияли на звуковой баланс инструмента.

Ее звук был ближе к Stratocaster нежели к Jazzmaster. А спектр звучания, получаемый за счет двух режимов, делал Jaguar необычайно разнообразной гитарой, способной давать невероятно агрессивный звук, и, в то же время, удивительно мягкой — как настоящий ягуар.

Именно эту гитару, а не Stratocaster компания Fender хотела сделать своей основной моделью. Однако, увы, гитара очень скромно продавалась и в 1975 году Fender вынуждены были прекратить ее производство.

Одной из причин этой неудачи, явилась чрезмерная «навороченность» Jaguar. Легендами, навеки вошедшими в историю стали удивительно просто изготовленные гитары, такие, например, как Gibson Les Paul или Telecaster. А Jaguar — великолепная гитара, которая могла все — эта гитара была забыта.

Однако вскоре случилась судьбоносная для Jaguar вещь- множество альтернативных команд из андерграунда стали играть на этих инструментах. Причина была одна — эти гитары были очень дешевы в комиссионных магазинах, и они альтернативно выглядели, совсем не похоже на распространенные по всему миру страто/теле/лесполо-подобные гитары. Кроме того, эти гитары прекрасно звучали.

Таким образом, одновременно с модой на стиль «гранж» в Америке возник и бум на эти инструменты. В конце концов это привело к скачку цен на подержанные старые Jaguar. Разумеется не последнюю роль в популяризации Jaguar сыграл Курт Кобейн, много игравший на них в Nirvana. Более того, в сотрудничестве c Нирваной был создан Jag-Stang — новая культовая гитара базирующаяся в том числе и на Jaguar:

Фетиш: Гитара Fender Jaguar

Тяжело переоценить влияние инструментов на музыку. Революционный звук рождался именно благодаря техническим открытиям. Порезанный ножом динамик подарил славу группе The Kinks, а нам – целый пласт утяжеленной музыки от панк-рока до хэви-метал. Look At Me рассказывает об инструментах, которые однажды и навсегда изменили лицо поп-музыки.

Многим известен этот инструмент, как предмет любви Кобейна и My Bloody Valentine, однако завоевать сердце рокеров ему удалось лишь со второй попытки.

Два встроенных режима игры в одном инструменте — ради этого в шестьдесят втором году музыкант Альвино Рэй и один из главных инженеров Fender Форрест Уайт объединились против самого Лео Фендера, который, по слухам, вообще редко играл на гитаре. После долгих споров было принято решение в пользу инструмента, и совсем скоро новинка предстала на витринах музыкальных магазинов.

Главными особенностями инструмента стали его звук и внешний вид. С последним все более менее понятно – достаточно одного взгляда на эту гитару, чтобы понять, за что она снискала любовь тысяч людей по всему миру. Инструмент обладал удивительно мягким, но при этом агрессивным звуком – «Ягуару» на редкость шло его имя.

Гитара быстро приобрела популярность среди групп, играющих в стиле серф. На руку создателям инструмент попал в руки Beach Boys и The Ventures, которые считались очень популярными на тот момент музыкантами. Тем не менее, как только мода на жанр стала уходить, вместе с ней уходило и первое золотое время этой гитары, успевшей к тому моменту стать символом поколения пляжных рокеров.

В середине семидесятых годов инструмент был снят с производства, фаворитом компании Fender стал более простой и доступный Stratocaster. “Jaguar” был предан забвению вплоть до конца восьмидесятых, когда независимые (читай, бедные) рокеры нашли потрепанный инструмент в местных барахолках.

Специально для Курта Кобейна, который не мог определиться между Jaguar и Mustang, Fender выпустили специальный гибрид под названием Jag-Stang. Все резко обратили внимание на инструмент, фанаты Nirvana принялись скупать гитары ради коллекционирования, что не могло не вызвать рост цен: выход Кобейна на сцену с этим инструментом поднял его стоимость в шесть раз – с 200 до 1200 долларов. Тем не менее, только в 1999 году компания заявила о перезапуске производства «Ягуара» в рамках серии American Vintage.

Как только инструмент стал доступен, страсти немного угасли. В начале нулевых в моду вошел немного другой звук, и, соответственно, другие инструменты. Осовремененные версии стареньких ритм-н-блюзовых гитар куда ярче передавали дух гаражного рока, что было важно для молодых независимых групп этого времени, а выбор эстрадных музыкантов обычно не шел дальше банальных Stratocaster и Telecaster. Где-то в 2007 году, благодаря стараниям новой волны нойз-рокеров, альтернативный рок под девяностые стал новым трендом в музыке, и на его волне все внимание снова было приковано к Jaguar. Даже в России молодые музыканты стали в спешке продавать свои гитары, с целью овладеть предметом их фетишистской страсти.

Fender Jaguar идеально подошел как для серфовых трелей The Ventures, так и для пост-панка Birthday Party и фанка Red Hot Chili Peppers, а потому стал частью великой истории музыкальных инструментов.

Что вам следует знать о классической и современной электронике Jaguar

Jaguar был представлен в 1962 году как топовый инструмент в каталоге компании: стройная скошенная форма корпуса, оригинальное «острое» звучание, короткая 24-дюймовая мензура, потрясающая тремоло-система и хромированная фирнитура прочно ассоциировались с серф-музыкой, которая к 1970-м годам постепенно потеряла свою актуальность.

Спустя 13 лет производство «Ягуара» прекратили, однако в конце 1970-х о них вспомнили панк- и инди-гитаристы, которые не могли позволить себе Stratocaster или Telecaster — Jaguar и его полномензурный собрат Jazzmaster были куда доступнее.

Так почему же Ягуары вышли из моды за такое короткое время? Во-первых, Stratocaster и Telecaster были тогда на пике популярности, а во-вторых, музыка Британского вторжения практически искоренила моду на серф.

Читайте также  Альбомы Depeche Mode будут переизданы

Кроме этого, отмечалась перегруженность гитары органами управления. Да, «Ягуар» был технически продвинутым инструментом с широкими возможностями, но при этом сложным.

Именно поэтому функционал этой гитары требует некоторого описания.

Классическая электроника Jaguar включает две секции управления — Lead и Rhythm.

Секция Lead позволяет включить сразу оба звукоснимателя при помощи трех ползунковых переключателей, расположенных на хромированной панели в нижней части корпуса, а в верхней Rhythm-секции можно переключаться между звукоснимателями. Следует отметить, что при выключенном бриджевом звукоснимателе в Rhythm-секции общие регуляторы громкости и тембра перестают работать.

Первый переключатель Lead-секции (расположен ближе к тремоло) позволяет задействовать конденсатор, который является фильтром среза средних частот. Иногда этот выключатель называют «удушающим» (Strangle switch).

Средний переключатель позволяет включать и выключать бриджевый датчик, а третий (расположенный ближе к грифу) является выключателем некового звукоснимателя.

К секции Lead также относятся общие регуляторы громкости и тембра.

В секции Rhythm имеется один ползунковый переключатель, который по сути необходим только для включения некового звукоснимателя, обладающего более басовитым звучанием. Также здесь имеются два колесика-регулятора, которые предназначены для настройки громкости и тембра (этот регулятор управляет уровнем высоких частот).

Сегодняшняя версия почтенного «Ягуара» — American Professional Jaguar — обладает современными и более упорядоченными элементами управления, нежели традиционная модель.

Теперь гитаристу доступны всего два переключателя: 4-позиционный селектор звукоснимателей в нижней части и фазы в верхней, тем не менее, они дают возможность настроить широкую гамму тембров.

Когда включены сразу два звукоснимателя, верхний переключатель позволяет изменить фазу подключения одного из них (позиция ON), что в результате дает более прозрачное звучание, отлично подходящее для фанка или регги. Кроме этого, обновленный фильтр «Treble bleed» поддерживает уровень высоких частот при любом положении регулятора громкости.

Jaguar прошел проверку временем, став знаковой гитарой в серф-музыке, панк-роке и инди. Будь то классическая или современная модель, эта гитара остается самой универсальной в каталоге Fender во многом благодаря ее инновационным элементам управления.

Кроме того, существует еще ряд версий «Ягуар», например, Player, который оснащен упрощенной электроникой, являясь таким образом доступным инструментом для широкого круга поклонников этого культового «оффсета».

Данная имеет конфигурацию, схожую с Telecaster — 3-позиционный переключатель и регуляторы громкости и тембра. Вдобавок к этому, имеется переключатель в верхней части (где обычно располагается Rhythm-секция), который позволяет отключить одну катушку бриджевого хамбакера, обеспечивая прозрачное звучание одиночного звукоснимателя.

История Fender Jaguar

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Оригинальные Ягуары
1962 Jaguar

Началом продаж Fender Jaguar был 1962 год. Jaguar, наряду с Jazzmaster, позиционировался, как одна из топ-гитар Fender. У обеих гитар был современный на то время «смещенный» дизайн деки и отличная от других гитар Fender тремоло система. От Jazzmaster Jaguar отличался свое укороченной 24х дюймовой мензурой и синглами с более сильным уровнем выходного сигнала, которые были спрятаны под крышками со специальными вырезами, что, по идее, должно было защитить электронику гитары от нежелательных шумов (которые были типичны для «мыльниц» на Jazzmaster).

На обоих гитарах была довольно хитрая распайка звукоснимателей и их переключения. Там стояли три переключателя вкл/выкл — по одному на каждый датчик, плюс еще один, который добавлял в цепь дополнительный конденсатор, включая и выключая тем самым фильтр низких частот. Т.к. Jaguar был одной из топовых гитар в линейке Fender, то ему сделали некоторые улучшения, например, хромовую фурнитуры, а также новомодную систему глушения струн, которая, впрочем, не прижилась у гитаристов.

1964 Jaguar

В конце 1964 года, Fender перешел под контроль CBS и в истории компании началась новая эра. Изменения коснулись и Jaguar: в 1965м вместо керамики для разметки ладов стал использоваться пластик, для пикгарда стал использоваться трехслойный пластик, колки стали устанавливать Kluson F-style. Все нововведения были на серийных инструментах к концу 1966 года.

Замечание по цветам: Кастомные и редкие цвета Jaguar значительно увеличивают стоимость винтажных моделей тех лет, что, в прочем, характерно для всех гитар Fender. Стандартным цветом был санбёрст, любые другие цвета востребованы на рынке больше. Палитра цветов Fender, которые они использовали в 60х, почти совпадает с цветами моделей автомобилей General Motors тех лет. Для Jaguar, как гитары предназначенной для сёрф-гитаристов, эта цветовая связь даже более очевидна. Вспомните, например, фотографии Beach Boys где-нибудь в Южной Калифорнии с Ягуарами в руках.

1966 Jaguar

Возможно самые значительные изменения, произошедшие с Jaguar в переходный период с 1964 до 1964, касались грифа. Гриф Jaguar прошел путь от грифа без окантовки с разметкой ладов точками, в первые годы выпуска, через гриф с окантовкой и точками к середине 1965, и, наконец, до грифа с окантовкой и разметкой ладов в виде трапеций к концу 1966. В то время, как типичные коллекционеры, когда дело касается гитар Fender тех времен, думают, что чем старше гитара, тем лучше, то гитаристы, зачастую, отдают предпочтения гитарам с окантовкой грифа и прямоугольными маркерами.

1969 Jaguar

В связи с вновь возросшей популярностью Stratocaster (спасибо Хендриксу), Fender все меньше и меньше акцентировал внимание на топ-статусе Jaguar и Jazzmaster. Несмотря на то, что дизайн гитары за все годы не претерпел больших изменений, переход с нитроцеллюлозного лака на полиуретан на большинстве гитар Fender в 1968, продолжил политику ухудшения качества гитар, продолжавшуюся во время CBS-эры. Именно это делает инструменты младше 1968 менее ценными для коллекционеров, чем более старые гитары.

1973 Jaguar

Производство Jaguar в последние годы падало и в конце 1975 цена на Jaguar была снижена. Как и Jazzamster, который должен был быть иконой для джазовых гитаристов, Jaguar не оправдал надежд руковдоства Fender. Многие годы Jaguar был, как будто бы забытым приемным сыном в семействе Fender, что позволяло гитаристам покупать эту гитару довольно дешево. В 80х и 90х все больше и больше альтернативных и инди-гитаристов посматривали на нестандартные Jaguar и Jazzmaster, включая молодого вашингтонского паренька по имени Курт Кобейн.

Переиздания
Японские (MIJ) переиздания Jaguar

Первым переизданием Jaguar со момента понижения цены в 1975 была японская модель-переиздание (MIJ или CIJ) Jaguar ’62 Reissue. Похоже, что в это время японские гитаристы открыли для себя сёрф-рок и именно это связывают с возросшей популярностью Jaguar и Jazzmaster в Японии относительно Европы и США. В конечном итоге, японцы также выпускали и переиздание Jaguar 1966 года с окантованным грифом и прямоугольными маркерами грифа.

American Vintage ’62 and ’65 Jaguar

Японснкие переиздания моделей 62 года привели к тому, что подобные модели были представлены и в Америке в серии American Vintage Reissue. Эти модели были в линейке Fender с 1990 по 2012, когда в Fender обновили серию American Vintage Reissue новыми переизданиями. Модель Переиздание 62го года было заменена переизданием Jaguar 1965. Оба переиздания были сделаны по оригинальным спецификациям тех лет. Например, у переиздания модели 1965 был круглый C-образный профиль грифа. (На картинке переиздание Jaguar 1962 в цвете Surf Green)

Читайте также  Новый сингл 30 Seconds To Mars выйдет 22 августа
Подписные модели Jaguar
Kurt Cobain Signature Jaguar

В последние годы было выпущено две основных подписных модели Jaguar, обе — реплики гитар икон альтернатив-рока. Чтобы не путаться с уникальным MIJ Jag-stang экспериментом 90х, подписной Jaguar Курта Кобейна был выпущен в 2011. Он воссоздает модифицированный Jag Курта с двумя хамбакерами, дополнительной регулировкой громкости и трех-позиционным переключателем. Первая серия этой гитары была выпущена не состаренной, без характерным вмятин и царапин.

Johnny Marr Signature Jaguar

Для гитариста Smiths Джонни Марра, в Fender выпустили подписной Jag в классическом Olimpic White цвете, эффектном Metallic Copper и непростом Sherwood Green. Этот удобный для гитаристов Fender идет с полезными улучшениями: улучшенный паз для рычага тремоло, бридж, как на Mustang, и 4х позиционный переключатель звукоснимателей с возможность включения датчиков последовательно и параллельно. Даже если вы не фанат Smith — это Jag отличный выбор, т.к. в нем столько полезных улучшений уже идет в стоке.

Другие заслуживающие внимания Jaguar
MIJ HH Special

Это еще один MIJ Jaguar. С двумя хамбакерами, вместо синглов, эта модель предлагает качество и универсальность в форм-факторе Jaguar, что в целом характерно для японских моделей Fender. Однако же, некоторые гитаристы жалуются на отсутствие тремоло в этом Jag.

Deluxe Jaguar Bass

За все годы выпускалось несколько вариаций Jaguar Bass, и многие из них производились в Японии. Эти модели совмещают в себе звукосниматели Jazz Bass и органы управления от Jaguar. В последние годы Jaguar Bass из линейки Squier Vinatge Modified получил неожиданное признание, как отличного недорого инструмента, и в Fender добавили Jaguar Bass в линейку American Standard. На Jaguar Bass играют Colin Greenwood из Radiohed, известный техно-гик Justin Meladal-Johnsen и басист Mastodon Troy Sanders, к которого даже есть подписная Silverburst модель.

Classic Player Jaguar

Представленный в 2008 году, Classic Player Jaguar предлагает характерные для 60х спецификации классического Jaguar по цене мексиканского Fender. Этот Jag выпускается в кофигурации как с синглами, так и с хамбакерами. Последняя, как и на Jazzmaster, стала довольно популярна у гитаристов. Jaguar всегда был гитарой для модов и переделок, а серия Classic Player — это качественные гитары, с которыми можно вволю поэкспериментировать.

FSR Thinline Jaguar from 2012

Эта гитара выпускалась ограниченным тиражем. Thinline Jaguar использует тот же концепт, который впервые появился на Thinline Telecaster 1968 года – полая верхняя половина деки с f-образным отверстием для уменьшения веса гитары и более открытого звука. Двойная окантовка деки не влияет на звук и выглядит довольно круто.

За многие годы в Fender выпустили множество моделей Jaguar, которые не попали в эту статью, но, безусловно, заслуживают упоминания. Эти и 50th Anniversary Jaguar, который вышел в 2012 в различных ярких цветах, и роковый MIM Blacktop Jaguar, а также Baritone Jaguar. Тут можно упомянуть и китайскую серию Fender Modern Player, а также различные модели Squire, включая упоминавшийся выше впечатляющий Vintage Modified Jaguar. Последний, возможно, — это лучший выбор, если вы ищите бюджетный Jaguar.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: