Новый альбом Тома Йорка: актуальные подробности

«A Moon Shaped Pool»: Что не так с новым альбомом Radiohead Артём Макарский — о том, почему группа Тома Йорка записала самый обычный альбом, но это не основная её проблема

8 мая вышел девятый альбом Radiohead «A Moon Shaped Pool» — первая за пять лет молчания студийная запись группы Тома Йорка. По просьбе The Village музыкальный журналист Артём Макарский подробно разбирает один из главных альбомов месяца и объясняет, почему восторгаться им необязательно.

«Как это происходит с каждым альбомом Radiohead, требуется время, фокус, большое количество прослушиваний и открытый ум, чтобы подметить все нюансы и секреты, чтобы полностью раскрыть „A Moon Shaped Pool“». «Это альбом, который вы будете любить всё больше с каждым прослушиванием». «С „A Moon Shaped Pool“ Radiohead смогли продолжить свою победную серию — величайшую в истории современной поп-музыки». «Здесь можно заметить частые отсылки к концу 60-х; в каком-то смысле „A Moon Shaped Pool“ — это психофолковый альбом Radiohead». «„A Moon Shaped Pool“ — это, как ни крути, великий альбом».

Такими словами описывают новый альбом Radiohead музыкальные критики по всему миру. Единственная сдержанная рецензия на него написана автором сайта Now Toronto — и хотя там чётко написано, что альбом хороший, но его есть за что поругать (и довольно обстоятельно рассказано, за что), на журналиста уже накинулись комментаторы: почему всего три звезды из пяти? Так мы встречаемся с главной проблемой нового альбома Radiohead. Теми, кто его слушает, и их предубеждениями.

Принято считать, что альбом Radiohead либо нравится, либо понравится после 95 прослушиваний, либо не нравится совсем (но такие люди, конечно, ничего не понимают в музыке). Принято считать, что альбом Radiohead — и никаких других музыкантов — стоит обсуждать спустя некоторое время. Принято считать, что для высказывания своего мнения об альбоме нужно полностью понять его — то есть сделать так, чтобы твоя точка зрения совпала с точкой зрения среднестатистического фаната группы. И многие другие «принято». Таким образом фанбаза группы девальвирует критику как институт и возвращает миф о некой объективной критике, хотя само слово «рецензия» уже подразумевает мнение, которое не может не быть субъективным.

Radiohead в этом плане — последние из могикан: уже сложно представить себе фанатов Muse (но раньше такое бывало), U2 или, допустим, Dream Theater, которые кидаются в комментарии объяснять автору, что он кардинально неправ и недостоин своей работы. Так называемых «священных коров» в музыке уже практически нет, но рецензии на альбомы Radiohead будто специально заранее отдают фанатам группы, которые чаще всего не боятся в этом признаться. При этом любому очевидно, что вины самих Radiohead в этом как раз нет; более того, «A Moon Shaped Pool» получился именно таким из-за сложившегося образа группы, точнее отчаянной попытки ему не соответствовать.

Довольно несложно понять восторги вокруг именно этого альбома — после практически полностью электронного «The King of Limbs» возвращение Radiohead к гитарам воспринимается с облегчением. Здесь действительно гораздо чаще, чем на предыдущем альбоме, слышно всю остальную группу, а не одного только Тома Йорка. Джонни Гринвуд проделал огромную работу — именно благодаря ему здесь можно услышать оркестр и те самые детали, о которых восторженно говорят другие рецензенты (впрочем, не стоит забывать и о постоянном продюсере группы Найджеле Годриче). Но есть нюанс: всё это не очень работает.

Чаще всего в контексте «A Moon Shaped Pool» упоминается слово bleak («мрачный»), но за всеми красотами звука и ещё более печальным, чем обычно, состоянием прячутся довольно блёклые песни. Здешние тексты можно трактовать по-разному, искать в них отсылки к Дональду Трампу, глобальному потеплению, движению Occupy, возможно, найдётся и что-то про свободный Тибет, но в конечном счёте это альбом о расставании, точнее о разводе. Подробность в духе газеты Daily Mail не упомянуть невозможно — 47-летний Том Йорк пускает задом наперёд фразу «half my life» («полжизни») в песне «Daydreaming»; и как после этого не вспомнить, что с женой он прожил 23 года, расставшись в прошлом году?

Все эти мысли о текстах Йорка и их возможном и невозможном значении вот к чему: «A Moon Shaped Pool» хочется сравнивать с другими недавними альбомами, которые лучше и сильнее обсуждаемого. Подобно «Lemonade» Бейонсе, он говорит о расставании, но если у певицы оно не состоялось из-за прощения, то Йорку лишь остаётся петь «don’t leave». О потеплении и движении Occupy достаточно искренне уже всё спела Энони. Продуманный альбом с песнями, где поверх достаточно обычного «скелета» добавлено много слоёв удивительных звуков, делающих песню совершенно иной? Да, это Джеймс Блейк. Узнаваемый портрет Англии середины 2010-х? Возможно, кто-то здесь его и увидит, но вообще-то это скорее про Скепту.

Как это обычно бывает с альбомами Radiohead, то тут, то там можно увидеть следы других исполнителей — но где раньше можно было говорить об источниках влияния, здесь всё слишком на виду. Основой «The Numbers» с уверенностью можно считать «Melody» Сержа Генсбура, поверх которой пустили пьесу Уильяма Басински. «Ful Stop» равно напоминает о пионерах краут-рока и последнем альбоме Portishead. «Glass Eyes» могла когда-то спеть Бьорк, например во времена «Танцующей в темноте», но почему-то этого не сделала. Клавишные, которые явно можно считать большой удачей альбома, — это практически Афекс Твин, но не тот, что повлиял на альбом «Kid A», а тот, что сделал посвящение жене в конце альбома «Syro». В общем-то, на предыдущих Radiohead это тоже похоже: частично на би-сайды к «OK Computer» (но скорее общим духом), но больше — на би-сайды к «Amnesiac», их (что обсуждаемо) лучшему альбому.

Всё это не было бы плохо — в конце концов, мало ли на свете хорошей музыки, умело воспользовавшейся наработками других музыкантов, — если бы не тон Тома Йорка, внезапно оказавшегося главной проблемой альбома. В плане музыки к «A Moon Shaped Pool» практически нет вопросов, кроме того что из неё будто вынули весь нерв, который, как может доказать сравнение новых и старых песен группы, всё-таки у неё был. Тем не менее интонация Йорка кажется усталой, невпечатляющей, портящей песню, иногда он и вовсе переходит все границы: когда в «True Love Waits» он поёт «your tiny hands», не поёжиться просто невозможно. Само включение в трек-лист «True Love Waits», которую играли на концертах с 1995 года, как раз обсуждать не хочется — без спекуляций о возможном распаде группы хотелось бы обойтись — но по ряду причин это явно лучшая песня на альбоме, нынешняя аранжировка которой, к слову, просматривалась на концертах группы пятилетней давности.

Читайте также  Новый альбом In Flames выйдет в конце 2018 года

Самое грустное в «A Moon Shaped Pool», однако, то, что Radiohead, судя по всему, устав от постоянных восторгов в свой адрес, решили просто записать обычный альбом, да, не без некоторых экспериментов и звукорежиссёрских наворотов, но довольно простой. То есть, отказавшись от невесть откуда взявшегося титула «главной (рок-)группы момента» (кто его вообще выдумал и зачем?), они сделали осознанный шаг назад и записали просто хороший, хотя бы в плане музыки, альбом. Несмотря на все «но», с этим альбомом можно примириться, можно жить с ним в одном мире — если он и правда будет последним, это будет достаточно трогательная концовка. Но сделан он будто специально для фанатов группы, которые по злой иронии уже превозносят его, ни на что не претендующий, до небес. И вот тут уже становится по-настоящему грустно — настолько, что ни одна песня Radiohead не может этого чувства передать.

Ну что, пацаны, «Anima»?

В конце июня Том Йорк выпустил свой третий (и первый за пять лет) сольный альбом «Anima». Наш автор Саша Лашкевич провел с альбомом лидера Radiohead неделю – и подготовил для тебя подробную инструкцию к его прослушиванию.

Все любят Radiohead! Точнее так: все любят говорить о том, как же они любят Radiohead, ведь поп-культурой эта группа вознесена в ранг небожителей. И если ты не понял альбом Radiohead, это только твоя проблема. Их гениальность выведена за скобки: это не может быть плохо – это живая классика.

Другое дело – сольные альбомы Тома Йорка. Они как будто дают индульгенцию на критику. Типа: «Ну-у-у, здесь дед, конечно, переборщил: все жужжит, пердит, визжит, ничего не понятно – нельзя его без группы надолго оставлять, а то совсем кукушкой поедет».

Серьезно? Вам не кажется это слегка лицемерным? Не так уж сольники Йорка отличаются от того же «Kid A» и прочей электронной «радиохэдовщины», которую все так превозносят. Просто их вроде как не обязательно любить. А раз так, зачем напрягаться?

Если ты тоже так думаешь, то многое теряешь. Сейчас мы попробуем объяснить тебе, чем так хорош новый релиз Тома Йорка «Anima», как его понять и почему он стоит того, чтобы в него влюбиться.

Да в общем-то ничего особенного – просто самый талантливый ленивый глаз в истории музыки выпустил свой третий сольный альбом. Пластинка называется «Anima» – «душа» в переводе с латыни. И чтобы никому не показалось мало, «Душу» еще и экранизировали: в дополнение к альбому на Netflix вышла одноименная короткометражка за авторством Пола Томаса Андерсена. Один из величайших музыкантов нашего времени выпустил совместную работу с одним из величайших режиссеров (по версии Entertainment Weekly) нашего времени. В принципе, можешь пройти мимо.

Тут уже вопрос посложнее. Неподготовленному слушателю музыка Тома Йорка может показаться довольно однотипной и чересчур заносчивой. Не беда – мы тебя подготовим. Для того чтобы правильно понять альбом «Anima», нужно знать несколько вещей.

Первое. Новый альбом Йорка не хочет тебя развлечь

Довольно сложно представить песни Тома в качестве саундтрека к какой-нибудь вписке (если это конечно не вписка выпускниц филфака). «Anima» – это очень клаустрофобная, интимная и беспокойная пластинка. Ощущения после ее прослушивания похожи на впечатление от просмотра психологического триллера. «Anima» не развлекает «веселой музякой», она на эмпатическом уровне погружает тебя в эмоциональное состояние автора, заставляет залезть к нему в голову. А голова Тома Йорка, как известно, не самое уютное место. Возможно, тебя даже укачает, учитывая, как часто он ею трясет.

Забавный факт: название Radiohead позаимствовано у описания одного из симптомов аутизма. Так раньше называли пациентов, которые во время приступов начинали хаотично мотать головой из стороны в сторону и «мурлыкать» себе под нос невнятные мелодии. Никого не напоминает?

Так что готовься к эмоциональному трипу в мир личных сомнений и страхов Тома Йорка. Человека, который стал известен благодаря их детальному описанию. Тебе станет тревожно и неуютно, возможно, ты даже немного порыдаешь, но точно попросишь еще.

Второе. Чтобы понять новый альбом Йорка, нужно знать, что с ним происходило в последние три года

«Халф оф май лайф / Халф оф май лав», – скулил поставленный на реверс голос Йорка в треке «Daydreaming» с последнего альбома Radiohead. Преданные фанаты группы тогда сразу поняли, о чем эта строчка. Речь шла о бывшей жене Тома Рэйчел Оуэн. После 23 лет, проведенных вместе, пара развелась в начале 2015 года. В клипе на эту же песню растерянный и потрепанный Том проходит ровно через 23 двери – по году на каждую. Тогда Йорку было 47 – действительно «халф оф лайф»

Через шесть месяцев случилось страшное – у Рэйчел диагностировали рак. Еще через год ее не стало. Следующие два года обернулись для Йорка глухим творческим кризисом – за этот период он не написал ни одной песни.

И вот в 2019 выходит «Anima». Во многом на создание этого альбома повлияла новая любовь Йорка – 34-летняя итальянка Даяна Рончионе. Именно ее можно увидеть в главной роли в короткометражке Пола Томаса Андерсона. По сюжету, потерянный и одинокий Том Йорк находит родственную душу в таинственной незнакомке из метро. Они гуляют по ночным улицам и танцуют, пока вокруг происходит какая-то антиутопическая дичь. Вся история рассказана без единого слова – только языком танца. Дальше без спойлеров как-то не обойдешься уже, так что лучше глянь это кино самостоятельно, не пожалеешь. А мы переходим к самому важному пункту.

Третье. Ты не проникнешься новым альбомом Йорка, если не будешь понимать тексты

Тексты Тома почти всегда немногословны. Но одного точного образа ему может хватить, чтобы мурашки замаршировали по твоей спине. Поэтому игнорировать лирику в «Anima» ни в коем случае нельзя. Более того, этот материал был написан именно после того, как его автор решил отдельно почитать тексты треков. И охренел.

Фактически Йорк записал аудиоверсию «Черного зеркала». Альбом представляет собой сборник антиутопических сюжетов, каждый из которых способен отбить у тебя желание выходить на улицу ближайшую неделю. Настолько яркие, неприятные и въедливые образы использует Том. Но обо всем по порядку.

Манифест отвращения к высшим слоям английского общества, жителям зажиточных лондонских районов Кенсингтон и Челси с атмосферой пустой и удушливой вечеринки богатых зомби.

Во втором куплете Йорк сравнивает себя с уткой, из печени которой скоро сделают фуа-гра. В ее горло вставлена трубка, через которую подается специальный жировой раствор, чтобы печень несчастной птички разрасталась до неестественно огромных размеров. «Я не могу дышать / Тут нет воды / Только капельная кормежка». Помните, я говорил, как неуютно в голове Йорка? Наслаждайтесь – теперь вы тоже это чувствуете.

Читайте также  Видеошкола игры на банджо

«Last I Heard (. He Was Circling the Drain)»

Круто, если тебе приснилась ночь с Марго Робби (или Джаредом Лето – нужное подчеркнуть). А вот бедному Тому Йорку приснилось, что люди и крысы поменялись местами. И он так долго не мог отделаться от этого образа, что посвятил ему целую песню.

Центральный образ песни – машина с заведенным двигателем, брошенная в лесу, и мальчик на велосипеде, убегающий от кого-то в темноте. Давящий инструментал сразу дает понять, что роль слушателя – именно мальчик, а не его преследователь. А семплы на фоне, похожие на детские крики, заставляют все волосы на теле моментально встать дыбом.

Сны – одна из центральных тем в «Anima». На этом была завязана и главная фишка промокампании пластинки. За пару недель до релиза альбома на улицах Лондона появились странные билборды, на которых рекламировались услуги некой компании «Anima Technologies» и ее нового изобретения – «камеры сновидений». Надпись на плакатах обещала, что эта чудо-машина помогает восстанавливать людям утраченные сны. Позвонивших по указанному номеру ждало объявление о том, что «Anima Technologies» захвачена в результате незаконных действий. А затем начинал играть один из синглов альбома.

Одна из главных песен всей пластинки. В ней Йорк задумывается о вторых шансах. На протяжении всего трека он отчитывает самого себя за просчеты в прошлом и задумывается о том, может ли человек исправить свои ошибки, если дать ему прожить жизнь заново. Само название «Dawn Chorus» означает «рассветный хор» – утреннее пение птиц, новое начало. Символично, что именно этот трек звучит в финале короткометражки, пока утреннее солнце лижет уставшее лицо Йорка, а на фоне звучит характерное щебетание.

Песне уже более десяти лет: еще в 2009-м Том называл ее самой удачной из когда-либо им написанных и высказывал надежду, что все же когда-нибудь ее доделает. Вот и дождались.

«I Am a Very Rude Person»

В этом треке Том Йорк пытается показать, что он далеко не всегда такой котик. Оказывается, он может «убить чью-то вечеринку», «испортить ножом чье-то искусство» и даже (о нет!) быть «грубым с твоим лицом». Почему-то сразу представляется, как после всей этой вакханалии Том смущенно извиняется и опускает глаза в пол. Честно говоря, я так и не понял до конца смысл песни. Возможно, отгадка в строчке «чтобы что-то создать, надо что-то разрушить». В любом случае песня дает широкий простор для декодинга – пусть каждый найдет в ней свой смысл.

Одна из самых музыкально красивых песен альбома с абсолютно сюрреалистичным текстом. Мы снова имеем дело со сном, в котором Том то «танцует на битом стекле», то «утопает в черной патоке». Есть версия, что в этой песне речь ведется о том, как Йорк видит свое будущее. И видит он его мрачновато. В начале второго куплета гадалка предсказывает Тому нечто совсем не радужное, на что он, видимо, отвечает самим названием песни: «Для меня это не новость».

Том все не унимается со своим комнатным насилием: на этот раз он угрожает топором своему компьютеру за то, что он, бездушная железяка, с ним совсем не разговаривает. Тема одиночества в эпоху гаджетов и интернета, конечно, не нова, но интересно послушать, как на это проблему смотрят заслуженные старички, вроде Йорка. Ответ: с безумным оскалом смотрят, выглядывая из-за двери с топором, как Джек Николсон в «Сиянии».

В этом треке слишком мало слов, чтобы судить о его смысле. Так что лучше просто насладиться интересной басовой партией и не засорять себе голову.

Догадка у меня одна: здесь Том рефлексирует по поводу своего подхода к написанию музыки. Йорк – жуткий перфекционист, и, по его собственному признанию, творческий процесс для него скорее страдание, чем удовольствие. И только глядя на законченную работу, он может ощутить облегчение. Том, не знаю, насколько этот подход правильный, но пока вроде получается неплохо. Твои страдания окупаются.

Последняя песня альбома, плавный выход из пластинки, который оставляет тревожное послевкусие. По сути, на протяжении всего трека непонятный женский голос повторяет одну и ту же фразу: «Вот что бывает, когда ты знаешь / не знаешь, кто твои настоящие друзья». Сразу же после ее окончания хочется вслух спросить себя: «Что это было?» – и переслушать «Anima» заново.

На самом деле, трактовать эту пластинку однозначно невозможно. У тебя может быть личная версия декодинга каждого из треков, и ты тоже по-своему будешь прав(-а). Это альбом, провоцирующий тебя на эмоции – страх, тревожность, сопереживание, апатию, сочувствие. А через какие образы ты к ним придешь и как прочувствуешь нужное состояние – это уже дело субъективное. У каждого свой бабайка.

*Мнение автора может не совпадать с мнением остальной редакции. Оставляем за собой право обожать «Kid A» и «OK Computer» и засыпать на сольниках Йорка. И вообще, всем «Eraser»!

Tomorrow’s Modern Boxes

Рецензия на новый альбом Тома Йорка.

Всего за несколько дней новый альбом британского музыканта Тома Йорка Tomorrow’s Modern Boxes собрал в интернете более 400 тысяч загрузок. Тем не менее, по сообщениям составителей чартов, пластинка, скорее всего, не появится в топе самых популярных релизов сентября, так как не является полноценным диском.

26 сентября Tomorrow’s Modern Boxes был загружен музыкантом на сайт BitTorrent, что, по словам продюсера Найджела Голдрича, является экспериментом, который «может стать эффективным способом контролировать коммерческое распространение музыки в Интернете».

Сам же музыкант заявил, что хотел бы таким образом «обойти стражников индустрии», самовольно решивших контролировать музыкантов и их творчество.

Ранее Том Йорк уже выкладывал в сеть для скачивания альбом In Rainbows, записанный группой Radiohead. Тогда скачать пластинку можно было с официального сайта коллектива, назначив за неё любую цену (или получить файл бесплатно, поставив в графе цена ноль).

Слушателям же скачать пластинку можно в несколько кликов, заплатив за нее всего 6 долларов. Кроме того, несколько треков из альбома можно скачать бесплатно, в качестве промо-акции. Как сообщает tjournal, за первые 24 часа бесплатная часть с синглом A Brain In A Bottle и бонусным видероликом была скачана около 116 тысяч раз.

Стоит отметить, что почти вся сумма, кроме 10 процентов, которые получат представители BitTorrent, достанется самому музыканту, минуя огромный процент, который музыканты обычно обязаны выплачивать выпускающему лейблу. Таким образом, продажи Tomorrow’s Modern Boxes уже принесли в общей сложности около двух с половиной миллионов прибыли.

И хотя представители компаний, занимающиеся составлением музыкальных топов, уже отказались включать Tomorrow’s Modern Boxes в свои рейтинги по причине того, что сайт BitTorrent не является их официальным партнером, альбом Йорка уверено лидирует среди пластинок, выпущенных в последние месяцы. Общие продажи альбома за первые три дня приблизились к отметке в полмиллиона, что в несколько раз больше, чем у всех вышедших в последнее время конкурентов пластинки.

Читайте также  Скачать книгу Последние гиганты. Полная история Guns N’ Roses

Если же отвлечься от материального аспекта этого вопроса и обратиться к содержанию альбома, то мы вряд ли услышим что-либо, кардинально новое, что не слышали прежде — на первом сольнике Йорка The Eraser (2006), на альбоме его группы Atoms For Peace (2013) или на последнем альбоме Radiohead The King Of Limbs (2011). Медитативная, комфортная IDM-электроника с проникновенным вокалом, одним словом, музыка, предназначенная для релакса.

Том Йорк задумался о душе: разбираем третий сольный альбом бессменного лидера Radiohead

«Том Йорк опять всех переиграл» — вероятно, так правильнее всего начать этот разговор. Зря, что ли, певец из Radiohead родился в один день с российским президентом? Впрочем, продолжать вот эту конкретную аналогию, пожалуй, не стоит — легко можно навлечь на себя гнев фанатов и вообще наговорить слишком много непредусмотренных глупостей. Уж лучше сосредоточиться собственно на предмете разговора.

Итак, у бессменного лидера великой британской группы Radiohead вышел новый, третий по счету и первый за пять лет, сольный альбом. Называется он Anima, что в переводе с латыни, как известно, означает «душа». О существовании новой работы Йорка стало известно в начале июня, когда на улицах нескольких мировых столиц появилась реклама некой загадочной Anima Technologies — корпорации, занимающейся восстановлением забытых сновидений при помощи специальной камеры. Позвонившие по указанному в рекламе телефону попадали на сообщение о том, что компания захвачена неизвестными, после чего в трубке начинал звучать трек Not The News. Не узнать фирменный йорковский скулеж, разумеется, мог бы только человек, проживший последние тридцать лет в полном отрыве от музыкального процесса. Соответственно, вскоре после вирусной кампании артист и сам окончательно раскрыл карты, заявив о выходе пластинки и приуроченного (и одноименного) к ней короткометражного фильма, поставленного Полом Томасом Андерсоном и выпущенного на Netflix.

О работе над Anima Йорк говорит с несвойственным ему воодушевлением: мол, эти песни родились после затяжного периода кризиса и беспокойства, который теперь позади. Что касается источника непосредственно музыкального вдохновения, то им стали живые выступления Флаин Лотуса. Оживлением радикальной новой электроники Йорк занимается уже не в первый раз — примерно для тех же целей в свое время была собрана его супергруппа Atoms for Peace. На этом сходства с тем проектом, кстати, не заканчиваются. Так же как и в том случае, Anima — суть талантливо смонтированные в песни куски импровизаций, которые Том отсылал бессменному продюсеру Radiohead (а также Бека и, например, последнего альбома Роджера Уотерса) Найджелу Годричу. Дальше звукоинженер некоторое время над ними колдовал, отправлял обратно, а Йорк уже сочинял и пел туда какие-то слова. Ну то есть как «какие-то»… Содержательную часть альбома Anima его автор определяет как «антиутопическую» и вдохновленную книгами писателя-фантаста Джеймса Балларда — автора, среди прочего, недавно (и блистательно) экранизированного романа «Высотка». А теперь позволим себе заметить, что все эти подробные выходные данные — абсолютнейшая чушь, классическое наведение тени на плетень.

Дело в том, что и Radiohead, и их лидер в частности — люди, уже многие годы занимающиеся непростым делом расфомирования пресловутого института селебрити. Едва дослужившись до звезд мировой величины, выпустив в 1997-м альбом OK Computer, они немедленно совершили разворот на 180 градусов. Начиная с альбома Kid A Radiohead, строго говоря, вообще перестали быть рок-группой, последовательно выжигая все характерные признаки этого музыкального объединения — дикий пафос, эгоцентрические амбиции, хитовость, тщеславие По несчастью (или к счастью) для музыкантов, оказалось, что все это анахоретство тоже замечательно продается и способствует утверждению звездного статуса.

И вот к дню сегодняшнему лидер одной из ключевых современных групп пришел, отказавшись наконец от своей партизанской войны с машиной шоу-бизнеса. Рассказывая про Anima, Йорк с несвойственным ему рвением разъясняет, как следует слушать и понимать его новую работу. И чем внимательней читаешь его выкладки, тем большим бредом они кажутся при прослушивании пластинки. Да, здесь хватает клаустрофобичных музыкальных ландшафтов, да, здесь что-то все время параноидально булькает и щелкает. Да, над всем этим летит знакомый ноющий тенор — зазвучавший как-то неожиданно умиротворенно.

Три года назад Radiohead выпустили альбом A Moon Shaped Pool, который очевидным образом был связан с расставанием Тома Йорка с художницей Рейчел Оуэн. Они прожили вместе два с лишним десятка лет, через несколько месяцев после выхода пластинки Оуэн умерла. В тихом, неожиданно спокойном, совсем не истеричном звуке альбома тогда слышалась спокойная решимость артиста к новой жизни (по этому поводу был записана даже давнишняя баллада True Love Waits), про которую, впрочем, ничего было пока непонятно. Период «кризиса и беспокойства», о котором Том сейчас говорит в интервью, кажется, связан именно с этой адаптацией к новым обстоятельствам. Зато теперь все хорошо: Йорк едет в новый сольный тур, выглядит уверенно как никогда и — снова влюблен.

И вот здесь мы вернемся к началу — к тому, как именно Йорк всех переиграл, и к фильму Пола Томаса Андерсона. По сюжету короткометражки, озвученной тремя песнями альбома, музыкант едет в метро и совершает какие-то тоталитарно-хореографические этюды в компании кордебалета. Все это замечательно иллюстрирует антиутопическую концепцию Anima — пока не наступает финал, где появляется возлюбленная Йорка Дайана Рончионе. В последние примерно пять минут фильма кадр наполняется такой нежностью, которой никак не ждешь от вечно фрустрированного оксфордца. И, вероятно, если говорить о каком-то внутреннем сюжете этой удивительной пластинки, то в общих чертах он соответствует пути человека постиндустриальной эпохи, который, не найдя счастья в гаджетах, вдруг обнаруживает, что все, что нам нужно, — это по‑прежнему, правильно, просто любовь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: