Нотная грамота для бас-гитары

Нотная грамота для бас-гитары

Табулатура (или кратко Tab) — это система записи нот для гитары и баса. Статья посвящена обзору распространенных в интернете табулатур. Интернет табулатуры немного отличаются от табулатур, публикуемых в книгах и журналах.

Линии в басовой табулатуре

Табулатура для стандартной четырех струнной бас гитары содержит четыре линии — по одной на каждую струну.

Число линий в табулатуре соответствует числу струн инструмента, для которого они составлены. Так табулатура для пяти-струнной бас гитары будет содержать пять линий.

Нижняя линия соответствует четвертой струне бас гитары. Эта струна самая толстая, она создает самое низкое звучание. Эта струна расположена выше других, когда вы держите бас в рабочем положении. Верхняя линия табулатуры соответствует первой струне — самой тонкой.

G: 1 струна —> самая тонкая, создает самый высокий звук, самая низко расположенная на грифе струна.
D: 2 струна —
A: 3 струна —
E: 4 струна —> самая толстая, создает самый низкий звук, расположена выше других струн.

Цифры на басовой табулатуре

Цифры на табулатуре означают лады, которые следует зажимать пальцами левой руки. Например, цифра 3 означает третий лад. То есть Вы должны зажать струну слева от третьего лада. Ноль означает, что нужно просто щипнуть струну, ничего зажимая.

Порядок игры нот

Табулатура читается слева направо. Рассмотрим подробнее приведенный ниже пример и то, что вы должны играть.

Сначала Вы зажимаете седьмой лад на третьей струне, затем 5-ый лад на второй струне, затем 7-о1 лад на второй струне, потом 5-ый лад на первой струне, потом 7-ой лад на второй струне.

Игра нескольких нот одновременно

Если вы видите, что номера на табулатуре находятся на одной вертикали, то должны играть соответствующие им ноты одновременно. Например, в приведенном ниже примере, вы должны одновременно сыграть 5-ый лад на первой струне и 5-ый лад на второй струне.

Какими пальцами зажимать лады

На табулатуре не указано, какими пальцами вы должны играть ноты. Вы можете использовать любой палец. Как правило, лучше всего использовать по одному пальцу на лад. Рассмотрим пример.

Имейте в виду, что этот метод не всегда получается использовать. Не бойтесь отклоняться от него.

Итак, в данный момент вы вполне в состоянии сыграть большинство табулатур. Однако в табулатурах встречаются некоторые специальные символы, о которых вы должны знать. И еще одно. Вы должны помнить, что эта система нотной записи не является общепринятым стандартом, и часто авторы табулятур используют собственные обозначения. При работе над песней добудьте запись и используйте ее совместно с табулатурой.

Настройка

Первая информация, которую вы получаете, глядя на табулатуру — это способ настройки гитары. Вы можете обнаружить что-то вроде:

Также вы можете встретить перечень нот, соответствующих открытым струнам:

Буквы, которые вы видите слева от линий табулатуры, указывают на ноты, соответствующие открытым струнам. Ниже показан пример табулатуры со стандартной настройкой. Это очень важно знать, поскольку если на табулатуре указана настройка отличная от той, которая присутствует на вашей гитаре, придется сначала перенастроить гитару в соответствии с требованиями табулатуры. В противном случае вы не сможете правильно сыграть песню.

Ниже показана табулатура с пониженной на пол тона (соответствует одному ладу) настройкой. Eb означает E бемоль.

Вот несколько понятий, которые вы должны знать, чтобы усвоить приведенный выше материал.

Тон. Один тон соответствует двум ладам на вашей гитаре. Если вам необходимо настроить гитару на тон ниже, вы должны понимать, на какую ноту надо настроиться по отношению к стандартной настройке.

Полутон Полутон соответствует одному ладу на бас гитаре.

# Этот символ означает диез. Нота A диез «A#» находится на один лад выше ноты A.

b Этот символ означает бемоль. Нота A бемоль «Ab» находится на один лад ниже ноты A.

Ритм в басовой табулатуре

Как правило, интернет табулатуры не содержат информации о ритме. Намеком на ритм может служить расстояние между нотами, хотя это и не всегда так. При работе с табулатурой вам потребуется запись песни.

Иногда можно встретить табулатуры, где автор разбил песню на меры и представил ритм. Пример ниже.

Ритм также может быть обозначен указанием длительности нот и пауз. Так W-целая нота, h-половинная, q-четвертная, e-восьмая, s-шестнадцатая. Точкой, как и в нотной записи, обозначается продление длительности ноты еще на половину от указанной длительности, например q.=q+1/2q=q+e.

Технические приемы

Табулатуры также содержат специальные символы, указывающие на различные технические приемы, которыми надо пользоваться при игре ноты.

Уроки guitar.ru

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант — четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется — ключ Фа. Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа. Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль) — первая струна, D (ре) — вторая, A (ля) — третья и E (ми) — четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня «продвинутые»!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые «басисты» (сокращение от «бас-гитаристы» — прим. автора). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего — на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ — это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am. Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень — пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым «боем» (мне больше нравится — «чёсом»), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально — половинными длительностями. На каждый первый удар метронома — первая ступень аккорда, на каждый третий — пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Читайте также  Пиво от Static-X

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами — номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием — опорным.

Следующий этап — добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями — интервал 2 тона (большая терция), а в минорных — полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey — все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля — это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer — яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения — и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника — передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре «три ноты на одной струне через лад», рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо «молоточком», т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы «втыкается» в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Ноты на грифе бас гитары

Уроки игры на бас гитаре с нуля представляют собой занятия на струнном инструменте, который может иметь 4, пять и шесть струн. Игра на бас-гитаре подразумевает не только наличие хорошего слуха, но и присутствие хорошего чувства ритма, что очень важно для этого инструмента. Это связано с тем, что он в совокупности с барабанной установкой задает свой уникальный ритм партии всех композиций. Строй и ноты на грифе бас гитары 4 струны в некоторой степени схожи со строем контрабаса или же привычной гитары (без 2-х самых тонких струн), которые на октаву ниже. Ноты для исполнения записываются в стандартном басовом ключе «фа».

При игре в определенной группе или же в оркестре инструмент играет роль низкочастотного «помощника», который оказывает влияние на звучание коллектива в целом. Вследствие уникальных особенностей слуха человека мы относительно слабо можем распознавать звуки, которые имеют низкую частоту, поэтому ее очень редко используют для аккордов в различных стилях, из-за чего данный инструмент не считается солирующим инструментом. При этом в джазе, а также франке и прочих стилях музыки этот инструмент может быть сольным инструментом. Имеется возможность определенного сочетания при игре, что позволяет сделать музыку различной тональности.

Таблица нот на грифе бас гитары

Ноты на бас гитаре 4 струны расположены таким образом:

  • Малая октава — это черный цвет;
  • Первая октава — это синий цвет;
  • Вторая октава — выполнена зеленым цветом;
  • 3-я октава – оранжевый цвет.

Таблица нот на грифе бас гитары позволяет выбрать оптимальное сочетание используемого количества струн. К примеру, ноты на бас гитаре 5 струн позволяют дополнительно исполнять флажолетами С#-минор. При этом используя дополнительные ноты на бас гитаре 6 струн можно будет исполнять еще и с E-минор.

Оказывается, все названия были придуманы музыкантом из Италии, которого звали Гвидо д’Ареццо, и вот какие названия он им дал:

  • Do – Бог (Святой);
  • Re – Материя;
  • Mi – Необыкновенное чудо;
  • Fa – Солнечная система;
  • Sol – Солнце;
  • La – Космический Млечный путь;
  • Si – Облака или Небеса.

Табулатуры для бас гитары

Табулатура (сокращенно «Tab») — это специализированная система записи. Табулатуры для бас гитары, которая имеет 4 струны, содержат в своем составе 4 линии — по 1 на каждой из используемых вариантов:

  • G — 1-я (является самой тонкой);
  • D — 2 вторая;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая (считается самой толстой).

Количество линий в табулатуре должно полностью совпадать с общим числом. К примеру, табулатура бас-гитары, имеющей пять струн, содержит 5 линий. Самая нижняя линия будет соответствовать 4 струне. Именно она считается самой толстой и способна создавать очень низкое звучание используемого инструмента. Расположение и толщину необходимо будет полностью учитывать, если вы желаете его эффективно использовать. При этом она находится выше других, когда он находится в стандартном положении. Самая высокая линия табулатуры полностью должна соответствовать самой тонкой. Это имеет важное значение и на этот факт требуется обращать повышенное внимание:

  • G — 1 первая — самая тонкая, которая способна создавать высокое звучание;
  • D — 2 — является самой низко расположенной на грифе;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая, которая самая толстая и создает очень низкий звук.
Читайте также  FREEDOM METAL FESTIVAL: московские просторы содрогнулись от мощи метала

Цифры на басовой табулатуре

Цифры означают специальные лады, которые необходимо при использовании надежно зажимать пальцами. К примеру, рассмотрим такой вариант, когда цифра 3 — это 3 лад. В таком случае потребуется зажать струну слева от 3 лада. 0, который указан, будет означать то, что потребуется заставить звучать струну, при этом ничего не нужно зажимать. Сейчас вы можете найти в интернете значительное количество различных табулатур, в которых могут находиться иные специализированные знаки и символы.

Ну а при желании можно вообще не пользоваться табулатурами и играть просто по нотам.

Научиться понимать табулатуры несложно, хотя поначалу у вас могут возникнуть некоторые трудности.

Труднее научиться как можно быстрее переставлять пальцы на грифе и держать ритм.

Материалы по теме

Какую бас гитару выбрать

Бас-гитара незаменима для музицирования в басовом диапазоне, она именуется струнно-щипковым инструментом из-за способа звукоизвлечения.

Давайте узнаем из этой статьи какую бас гитару выбрать и как это сделать правильно.

Разновидности бас гитар

Качество электрогитарной басовой музыки зависит от всех звеньев в процессе ее создания. Давайте узнаем какие типы бас гитар используют современные музыканты для музицирования.

Настройка бас гитары

Вы недавно купили свою новенькую бас-гитару. Первая она у вас в жизни, или пятая, неважно. Хотите узнать:

Нотная грамота для бас-гитары

Теоретические знания-это важнейшая составляющая. Они помогают быстрее понять инструмент,шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку вцелом,стать универсальным музыкантом,что очень важно. Хорошая техника еще не означает,что вы хороший музыкант,а вот знание как использовать вашу технику,в каком направлении двигаться,знание гамм,арпеджио,упражнений,фразировка,и многие другие знания делают из вас индивидуальность.

0 1 3 5-номер лада

ми фа соль ля-название ноты

Знаки альтерации

-диез. Повышает ноту на пол тона.(1/2 тона это соседние две ноты,на гитаре это два близжайших лада.)
-бемоль. Понижает ноту на пол тона.
-бекар. Отменяет действие знаков диез и бемоль.

Длительность звука (счет)

Для того,чтобы сосчитать ноту,нужно извлечь звук и одновременно начать счет.

Целая нота. Самая длинная нота в музыке. (Есть длинне,нота Бревиса,но она используется редко.) Считается: раз и два и три и четыре и.
половинная нота. Вдва раза короче целой ноты. Считается: раз и два и.
четвертная нота. Вдва раза короче половинной ноты. Считается: раз и .
восьмая нота. Вдва раза короче четвертной ноты. Считается: раз.
шестнадцатая нота. Вдва раза короче восьмой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается два удара.
тридцать вторая нота. Вдва раза короче шестнадцатой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается четыре удара.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: