Mid side эквализация

Основы Mid-Side записи

Когда большинство людей думают о стерео-записи, первое, что им приходит в голову — это подобранная пара микрофонов, расположенных в совпадающей (XY) системе. Обусловлено это тем, что такой способ позволяет максимально реалистично повторить пару человеческих ушей.

Но в то время, как стереопара является самым очевидным методом, это не единственный игрок на поле стерео-записи. Техника Mid-Side выглядит немного сложнее, но она имеет ряд преимуществ перед обычной подобранной парой. Если вы никогда не слышали о MS-записи, или всегда боялись попробовать, то все это время вы упускали серьезное оружие в вашем звукозаписывающем арсенале.

MS-система, состоящая из AKG 414 в качестве «side»-микрофона и Audio Technica 4051 в качестве «mid»-микрофона.

Больше, чем Вы слышите

Традиционная XY-запись повторяет положение наших ушей. Как и человеческий слух, микрофоны в системе XY опираются на временную задержку в несколько миллисекунд между каналами для локализации звука в стерео-поле. Это достаточно простая концепция работает хорошо до тех пор, пока оба микрофона подобранны и равномерно распределены для получения точного звукового образа.

Одна из слабых сторон такой техники это то, что после записи остается мало возможностей для изменения стерео-изображения. В некоторых случаях прослушивание трека в моно может привести к противофазе сигналов.

MS-техника предоставляет вам гораздо больше контроля над шириной стерео-поля, чем другие, и позволяет внести изменения в любое время после записи.

Mid-Side совсем не новое понятие. Оно было разработано инженером EMI (британская медиагруппа, одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира — прим. переводчика) Аланом Блюмлейном, пионером стереофонического и объемного звука. Блюмлейн запатентовал технику в 1933 году и использовал её на некоторые из самых ранних стереофонических записях.

Записи микрофонами по MS-технологии широко используется в трансляции, в значительной степени потому, что правильно записанные треки всегда моно-совместимы. MS также популярна как техника для студийной и концертной записи, и ее удобство и гибкость делают её хорошим выбором для записи живого звука.

Что требуется

В то время, как XY-запись требует подобранной пары микрофонов чтобы создать согласованный образ, в MS записи часто используется два совершенно разных микрофона, или используются подобные микрофоны, установленные на различные характеристики направленности.

«Mid»-микрофон (центральный) обращен к центру источника звука. Как правило, это будет микрофон с кардиоидной или гиперкардиоидной диаграммой (хотя в некоторых вариациях техники используют ненаправленную или двунаправленную «восьмерку»). К «side»-микрофону (боковому) требования более жесткие: он должен иметь направленность строго в виде «восьмерки». Этот микрофон повернут на 90 градусов от оси источника звука. Оба микрофона следует размещать как можно ближе, как правило, один над другим.

Как это работает

Это не редкость для музыкантов быть запуганными сложностью MS-техники, и я видел, как глаза не одного человека тускнели от объяснений. Но в своей основе методика такой записи не так уж и сложна. Концепция заключается в том, что «mid»-микрофон выступает в качестве центрального канала, в то время как каналом «side»-микрофона создается атмосфера и направление путем сложения или вычитания информацию с любой стороны.

Двунаправленная «восьмерка» «side»-микрофона, повернутая на 90 градусов от источника, принимает окружающие и реверберированные звуки со стороны сцены. В результате того, что это «восьмерка», мы получаем две стороны с разностью фаз в 180 градусов. Другими словами, положительный сигнал на одной стороне диафрагмы микрофона создает равный ему отрицательный на другой стороне. Фронтальная сторона микрофона, обычно представляемая как плюс (+), направлена в левую сторону, в то время как задняя часть, или минус (-), указывает вправо.

Поток сигналов при MS-записи.

Далее сигнал от каждого микрофона записывается в свой трек. Однако, для того, что бы услышать надлежащий стерео-эффект при прослушивании записи, треки должны быть матрицированы и декодированы.

Итак, вы записали только два канал аудио (центральный и боковой), и следующим шагом будет разделение бокового сигнала на два отдельных канала. Это может быть сделано либо в программном обеспечении вашей DAW (Digital Audio Workstation — прим. переводчика), либо при помощи аппаратного микшера путем переноса «side»-сигнала на два канала, и инвертированием фазы одного из них. В результате получаем два канал, представляющих именно то, что обе стороны вашего микрофона «слышали».

Теперь у вас есть три канала записанного аудио — центральный канал и два боковых канала, которые должны быть сбалансированы для воссоздания стерео-изображения. (Вот где это все становится немного запутанным, так что держитесь крепче.) MS-декодирование работает по тому принципу, что называется «сумма-разность»: добавим один из боковых сигналов — плюс (+) — к центральному сигналу для суммы, а затем вычтем другой боковой сигнал — минус (-) — из центрального сигнала для разности.

Если вы еще не уснули, то вот вам математическая формула:

Mid + (+Side) = left channel
Mid + (-Side) = right channel

После этого, если вы послушаете только центральный канал, то получите моно сигнал. Включите два боковых канала, и вы услышите стерео. А вот самое крутое — ширину стерео-поля можно изменить варьируя количество бокового канала в миксе!

Почему это работает

Инструмент на «мертвой точке» (0 градусов) создает звук, поступающий в «mid»-микрофон непосредственно по оси. Но в то же время этот звук попадает в нулевую точку «side»-микрофона. Конечный сигнал в равной мере идет в левые и правые шины микшера и громкоговорители, в результате к центру изображения.

Инструмент, расположенный на 45 градусов влево, создает звук, который попадает в «mid»-микрофон и одну из сторон «side»-микрофона. Из-за того, что фронтальная сторона «side»-микрофона направлена влево, звук вызывает положительную полярность. Эта положительная полярность в совокупности с положительной полярностью «mid»-микрофона в левом канале приводит к повышенному уровню на левой стороне звукового поля.

Между тем, на правом канале бокового микрофона, тот же сигнал вызывает сдвинутый по фазе сигнал отрицательной полярности. Эта отрицательная полярность в сочетании с сигналом среднего микрофона в правом канале приводит к понижению уровня справа.

Инструмент, расположенный на 45 градусов вправо, создает противоположный эффект, увеличивая сигнал на правой стороне при одновременном снижении его слева.

Средний микрофона выступает в качестве центрального канала, в то время как сигнал бокового микрофона создает стерео атмосферу.

В чем преимущество?

Одно из самых больших преимуществ MS-записи является гибкость, которую она предоставляет. Так как стерео изображение находится в прямой зависимости от количества сигнала, поступающего в сторону бокового канала, повышение или снижение соотношения среднего и боковых каналов делает стерео-поле шире или уже. Результатом является то, что вы можете изменить звук вашей стереофонической записи после того, как она уже была записана, что было бы невозможно с использованием традиционной XY-микрофонной записи.

Попробуйте поэкспериментировать с этим — слушайте только средний канал, и вы услышите прямой, монофонический сигнал. Теперь опустите уровень среднего канала и в то же время поднимите уровни боковых каналов. Как только повысятся боковые сигналы и понизится центральный, вы заметите, что стерео становится более широким, а центр отодвигается дальше от вас. (Полное удаление среднего канала приведет к сигналу, являющегося по большей частью звуком атмосферы комнаты — полезно для эффектов, но не более того.) Начав только с центрального канал и постепенно добавляя боковые, вы придете к созданию правильного стерео-изображения трека.

Читайте также  Минус для ударных Rammstein

Еще одно большое преимущество MS-техники является то, что она обеспечивает истинную совместимость с моно. Поскольку два боковых канала компенсируют друг-друга, когда вы переключите микс в моно, то останется только центральный «mid», предоставляя вам идеальный монофонический сигнал. А так как боковые каналы также содержат большую часть атмосферы комнаты, переключение микса в моно исключает этот звук, в результате чего получаем микс с повышенной четкостью. Хотя большинство XY-записей моно-совместимы, вероятность подавления фаз больше, чем при MS-записи. Это одна из причин, по которой MS-технология всегда была популярна в мире вещания.

Другие возможности

Хотя большинство MS-записей производятся с использованием кардиоидного микрофона в качестве «mid», его замена может привнести некоторые интересные эффекты. Попробуйте использовать микрофон с ненаправленной диафрагмой для резкого возрастания «просторности» звучания и расширения диапазона низких частот.

Эксперименты с различными комбинациями микрофонов также могут иметь значение. По большей части оба микрофона должны быть крайне схожи в своем звучании. Это особенно важно, когда источник звука достаточно большой, как, например, пианино или хор, потому что каналы обмениваются информацией о панорамировании; в ином случае качество тона будет меняться в стерео-поле. Для небольших источников, таких как акустическая гитара, соответствие микрофонов менее важно. При меньших источника проще экспериментировать с разными микрофонами. Например, попробуйте более ярко звучащую сторону микрофона, что бы окрасить стерео-картину и сделать ее более просторной.

Как вы видите, в Mid-Side записи есть куда больше, чем то, что слышит ваше ухо. Даже если в теории эта техника выглядит устрашающей, на практике вы найдете ее невероятно полезной для достижения полного контроля над стерео-полем в ваших записях.

MS техника («Mid-Side»)

В настоящей статье поговорим об очень интересной технике MS или «Mid-Side», которая очень полезна как при записи, так и при сведении ваших проектов.

MS техника («Mid-Side»)

Материалы взяты в основном из известной книги Bob Katz «The Secret Of The Mastering Engineer»

До появления цифровых процессоров (плагинов), мастеринг-инженеры были ограничены по сравнению с тем, что можно реализовать сегодня. Но одна древняя техника до сих пор является невероятно мощной и это MS (Mid-Side).

Что означает MS?

MS расшифровывается, как «Mid-Side» или «Моно-Стерео».

Если обращаться к микрофонному приёму, то звукорежиссёр использует направленность микрофона кардиоида, передненаправленный микрофон подключается к М моно каналу, а фигура 8, сторонненаправленный микрофон подключается к S или стерео каналу.

Простой декодер (такой, как аудио микшер) смешивает эти два канала, чтобы создать L (Left — левый) и R (Right — правый) выходы. Вот формула декодера:

  • M+S эквивалентно L
  • M-S эквивалентно R

А вот как декодировать в микшере?

  1. Назначаем M на фейдер 1, S на фейдер 2, оба параметра pan выставляем влево.
  2. Назначьте M на фейдер 3, S на фейдер 4, инвертируете полярность фейдера 4 («минус S»), панораму выставляем направо.

Чем больше M в миксе, тем больше монофоническим (центрированным) будет материал. Чем больше S, тем более пространным или диффузным будет материал. Если вы выключите M-канал, то вы не услышите фазы звука, содержащей много реверберации и инструментов на крайних позициях. Если вы выключите S-канал, вы будете в значительной степени слышать вокалиста; звук сжимается, теряется богатство и пространство.

Нет совершенного разделения между M и S каналами, но достаточно выполнить немного контроля над обычными 2-track. Это замечательно для работы над фильмом — кажущаяся дистанция и положение актера могут быть изменены простой манипуляцией с двумя фейдерами.

M-S техника не должна быть зарезервирована на специализированную miking-технику. Используя MS, мы можем разделить обычную стерео-запись на элементы в центре и на стороне, и потом обработать отдельно эти элементы.

Перейдём к MS в плагинах

MS — интересный прием, который уменьшает компромисы и увеличивает возможности мастеринга. Причём возможности ограничены только вашим воображением.

Многие плагины позволяют вам манипулировать стерео разделением, используя MS технику.

Несколько примеров использования MS на практике

  • Давайте возьмем стерео запись со слабым вокалом в центре. Сначала мы включим свое MS кодирующее устройство, которое разделяет сигнал на M и S. Затем мы уменьшим уровень S или увеличим уровень M. Потом декодируем этот сигнал на L и R. Отлично, вокальный уровень увеличивается, как бас (обычно) и любой другой центральный инструмент. В дополнение, стерео-ширина уменьшается, что не желательно. Но, по крайней мере, мы увеличили уровень вокала и сохранили себе день!

Но мы можем сделать гораздо больше, часто без такого слышимого компромисса.

  • Давайте возьмем нашу стерео-запись, кодируем ее в MS и сделаем раздельную эквализацию M и S каналов. Вот традиционный метод: подключаем выход MS кодировщика к двухканальному эквалайзеру. Канал один эквалайзера содержит M-канал, в котором содержится бóльшая часть вокала. Канал два содержит S-канал, в котором находится большинство ambience и сторонних инструментов. В M-канале эквалайзера мы можем немного усилить вокал увеличением (например) диапазона 250 Гц и, возможно, также присутствующего диапазона (5 кГц, например). Это поднимает центр вокала с немногим эффектом на другие инструменты, и низы стерео разделения почти неощутимы.
  • Кроме этого плагины позволяют также «перемешивать» («mix») этот материал. То есть увеличивая M-уровень (сокращая ширину) диапазона 250 Гц и/или 5 кГц, мы поднимаем центр вокала способом, очень похожим на традиционный метод, только без серьезного ухудшения изображения (imaging) других инструментов.
  • В дополнение к этому средству «перемешивания», в таких устройствах как spectral stereo imager можно сделать очень креативный контроль ширины, ограниченный только вашим воображением. Размажьте цимбалы без потери фокуса snare, уплотните изображение баса без потери стерео разделения других инструментов и т. д.
  • Ещё пример: вы все слышали микс, который отлично звучит, но вокал иногда немного уходит в глубину, когда громкость инструментов увеличивается. Мы пытаемся компрессировать весь микс или даже используем узкополосную компрессию вокального диапазона, но это ухудшает великолепный звук инструментов. MS компрессия может помочь нам изолировать компрессию центра канала… Но одной компрессией M-канала мы деликатно поднимаем уровень центра канала, когда сигналы становятся громче. Или, еще лучше, используйте мультиполосную MS компрессию, таким образом, бас (например) не подвергается нашей компрессией. Другими словами, компрессия только частот среднего диапазона только М-канала… Очень селективный и мощный процесс, только доступный сегодня в цифровом мире.
В конце статьи небольшой совет: Большинство мастеринг-инженеров делают необработанные копии музыки для будущего релиза с высоким разрешением. Если вы создаете субмастер (submaster), чтобы взять его в студию, делайте также необработанную версию, так как в звукозаписывающей студии могут иметь идею, отличную от вашей, как сделать вашу музыку яркой.

Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь на новости или RSS и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ). Скачивайте также бесплатные плагины на сайте.

Допинг для микса. Фишки обработки мастер канала

  • Статьи
  • Сведение / Мастеринг

Как известно, в сведении основная магия звука происходит на индивидуальных дорожках инструментов. И все же есть ряд приемов для мастер канала, которые помогут придать еще больше живости и интереса вашим миксам.

Читайте также  Hollywood Vampires отправляются в большой тур

Итак, не откладывая в долгий ящик.

Транзиент шейпер

Установите этот плагин в самом начале цепочки эффектов мастер канала. Длительность усиливаемых транзиентов зависит от материала и вашей идеи. Дальше все просто. Добейтесь небольшого усиления транзиентов — и микс сразу начнет сильнее выпрыгивать из динамиков! Примените эту обработку в самом начале работы с миксом, чтобы дальнейшие ваши решения по сведению вдохновлялись эффектом, привносимым транзиент шейпером.

Да-да! Параллельная компрессия всего микса — почему бы и нет!? Параллельная компрессия добавит плотности, а значит и субъективной громкости вашим миксам.

Очень удобно реализовать этот эффект плагином Drawmer от Softube. Это трехполосный компрессор с встроенной регулировкой сырого и обработанного сигналов Dry/Wet. Конечно же этот плагин – не единственный вариант. Есть еще масса компрессоров с ручкой Dry/Wet, которые тоже можно использовать с этой целью.

Серийная максимизация

Есть немало ситуаций, когда этот прием позволяет получить более прозрачное звучание. Итак суть приема — сдавливая микс максимайзером, на каком-то этапе вы можете почувствовать, что звучание трека становится задушенным. А громкости микса все еще недостаточно! В таком случае откатите максимизацию до значений, когда артефактов еще нет. И установите второй максимайзер. Поскольку основную нагрузку принял на себя первый, второму будет гораздо проще «дожать» недостающие пару децибел.

Многополосная компрессия

Лично я ее использую как специю — когда основная работа сделана на отдельных инструментах, а миксу все еще не хватает «чего-то».

Как правило, хватает уплотнить один-два частотных диапазона, чтобы сделать их присутствие в миксе более выраженным. Для электронной музыки это, конечно же, область низких частот. Можно скомбинировать компрессию низов с уплотнением верхней середины. Это придаст миксу жирное звучание, так необходимое в электронной музыке. Но и пробивной, яркий характер трека будет с сохранен.

Мид-Сайд эквализация

Еще один общеизвестный прием, функции которого можно расширить. Кроме традиционного подрезания лишнего низкочастотного контента в сайд канале, вы можете усилить допустим область 2-4 кГц в мид канале для большего присутствия вокала и рабочего барабана. Или усилить частоты 400-800 Гц в сайд канале, чтобы клавишные и гитары субъективно прибавили широты звучания.

Mid side эквализация

  • Сведение
    • Компрессия
    • Эквализация
    • Панорамирование
  • Мастеринг
  • Виртуальные студии
  • Vst плагины
  • Статьи

Новые технологии вечно вызывают положительные или отрицательные эмоции, но в звукорежиссуре появление очередного инструмента всегда приветствуется, так как процесс создания музыки зачастую упрощается и становится более интересным.

Ознакомится с новой системой обработки звука, а именно mid side эквализацией. Собственно говоря такая обработка существовала давно, и профессиональные звукорежиссеры использовали в своей деятельности, но простого инструмента тогда не было.

Так что же это такое – Mid side обработка? Как известно стерео сигнал делится на два: левый и правый, но при кодировании в mid side деление происходит на разность (side) правого и левого канала и их сумму (mid), то есть side – это стерео, а mid – моно составляющая сигнала. В отличие от обычной обработки стерео сигнала, mid side помогает достичь порой невероятного эффекта. В основном эту технологию используют в мастеринге, но мы предлагаю использовать так же для любых инструментов или групп.

Какой же инструмент выбрать для mid side эквализации? В виртуальной среде количество плагинов сделано довольно-таки много, но работать с ними не всегда удобно, вследствие рекомендуем применять vst плагин от компании Brainworx. Mid side с Brainworx bx_digital V2

Brainworx bx_digital V2 простой плагин, которой зарекомендовал себя с лучшей стороны в этой области. Его используют большинство профессионалов мира.

Как им пользоваться? В данном плагине имеются две секции, одна Mono-Section, которая отвечает за моно составляющую, вторая Stereo- Section, здесь происходит работа со стерео составляющей. Известно,что бас и саб бас должны находится по центру, поэтому в Stereo- Section с помощью фильтра вырежете до 50-90 гц, остальные настройки зависят от получения конечного результата. Чтобы прослушать моно составляющую нажмите на Solo M, аналогично для стерео кнопка Solo S.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: