Мастеринг в IZotope Ozone

Мастеринг с Izotope Ozone

В мире plug-ins уже давно появились программные решения для организации такой работы, как мастеринг: T-RackS, iZotope Ozone, пакет от Steinbarg Mastering Edition 1.5 и другие.

На наш взгляд, наиболее удачной реализацией этой идеи, есть DirectX-plug-in Ozone фирмы iZotope, который содержит в себе 64-битную виртуальную студию мастеринга. Особенностью модуля есть то, что в Ozone используется точное моделирование аналоговых приборов. Кроме того, все виртуальные модули точно подогнаны друг к другу и соединены виртуальной 64-битной шиной, что исключает деградацию качества, характерную для цепочек отдельных plug-ins. Все это вместе создает теплый аналоговый звук с уровнем качества, ранее не достижимого для виртуальной обработки.

Цепочка plug-ins для мастеринга AUDIO CD в этом случае предельно проста: iZotope Ozone + UV22. Оба модуля без проблем подключаются к любому вашему редактору, будь-то WaveLab или Cubase или Adobe Audition. Конечно, любая из этих программ предусматривает мастеринг в своей среде и его можно сделать не используя модуль iZotope, но всё же, давайте рассмотрим особенности этого плагина.

Оzone состоит из шести модулей, каждый из которых имеет собственное окно настроек. Последовательность подключения модулей при желании можно изменить

Для этого нужно щелкнуть по кнопке Graph и изменить порядок подключения перетаскиванием модулей. Переход между окнами осуществляется с помощью шести нижних кнопок с названиями модулей. Рядом с каждой кнопкой расположена еще одна кнопка-индикатор Active, с помощью которой можно быстро включить/выключить внутренний модуль. Детальное рассмотрение технологии мастеринга с помощью Ozone — отдельный разговор. Здесь будут кратко освещены функции внутренних модулей.

Модуль Paragraphic Equalizer совмещен с анализатором спектра. Благодаря этому появляется возможность точного визуального контроля за эквализацией. Комбинация + щелчок на дисплее включает режим «аудио-лупы», в котором прослушивается только та частота, которая расположена под курсором мыши.

Функция Snapshots обеспечивает до четырех снимков спектра сигнала. Благодаря этому появляется возможность сравнить спектр собственной фонограммы со спектром коммерческого AUDIO CD. Функция 6dB Guide высвечивает подсказку — наклон спектра, определяющий тональный баланс.

Модуль Mastering Reverb предназначен для создания дополнительного пространства и глубины. При этом сохраняется вся пространственная обработка, произведенная на стадии сведения. Для индивидуальной настройки модуля служит флажок Solo Reverb Signal. Модуль снабжен индикатором стереоимиджа Vectorscope.

ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ СВЕДЕНИЯ

Модуль Multiband Dynamics
— это четырехполосный динамический процессор, совмещающий в себе компрессор, экспандер и лимитер в каждой частотной полосе.

Верхняя часть окна является общей для всех многополосных модулей. Границы частотных полос можно изменять. Кнопка М приглушает частотную полосу, а кнопка В включает режим обхода частотной полосы для всех multiband-модулей.
Элементы управления динамического процессора каждой частотной полосы одинаковы. Выделение частотной полосы в верхней части окна автоматически открывает доступ к соответствующим элементам управления. Кнопка Showобеспечивает доступ к настройкам времени срабатывания и восстановления лимитера, компрессора и экспандера отдельно в каждой частотной полосе.

МодульMultiband Harmonic Exciter используется для спектрального обогащения сигнала. Проблема «засушенного» цифрового звука преодолевается добавлением гармоник в полосе Band 2. Регулирование в полосе Band 4 может существенно добавить яркости на высоких частотах.

Модуль Multiband Stereo Imaging осуществляет многополосную коррекцию стереоимиджа. Модуль имеет также дополнительную функцию многополосной задержки (Multiband Delay) левого или правого канала. С помощью независимого регулирования времени задержки в каждой частотной полосе (при снятом флажке Group all band delays) можно исправить стереоимидж совершенно на первый взгляд безнадежного микса.

Модуль Loudness Maximizer традиционно обеспечивает финальную обработку, делая микс громче за счет алгоритма пикового лимитирования. Модуль работает в двух режимах: Brickwall и Soft Limiting. В режиме Brickwall ограничение пиков начинается с уровня, заданного регулятором Threshold, при этом ни одна выборка не может превысить уровень, заданный регулятором Margin. В режиме Soft Limiting уровень, заданный регулятором Margin, не является абсолютным пределом. Это обеспечивает режим естественного «мягкого» ограничения (клиппирования). Степень клиппирования контролируется по индикатору выходного уровня. Нужно отметить, что оба алгоритма модуля Loudness Maximizer обеспечивают чистое и прозрачное звучание. Выбор одного их них определяется стилем музыкального произведения и вкусом пользователя.

Индикатор выходного уровня работает в двух режимах: пиковом РРМ и среднеквадратичном RMS. Для переключения режимов нужно зайти в секцию Level Meters окна Options. Экспорт файла-мастера должен происходить с параметрами 16 бит и 44 кГц, установленными в окне Export Audio Mixdown in.

iZotope Ozone 3. Мастеринг по-взрослому

Разные люди подходят к такому процессу как «мастеринг» по-разному. Для кого-то мастеринг — это занятие для отдельного человека, не имеющего к процессу создания музыки никакого отношения. Для других — это довольно сложный и кропотливый процесс преображения сырого трека в сочную композицию. Но еще есть третий класс людей — те, кто возлагают надежды по отличному мастерингу на уже готовые пресеты грамотно созданные профессионалами для специальных плагинов. iZotope Ozone — плагин отлично справляющийся с запросами композиторов не желающих корпеть над вызвучкой своих треков, хотя обладает возможностями и для экспериментаторов, которые всё любят делать своими руками. Встречаем: iZotope Ozone 3.

Итак, по сути, iZotope Ozone — плагин, состоящий из 6-ти частей (модулей) (рис. 1). На каждой из них мы остановимся поподробней. Причём по желанию возможно включение одних и отключение других (индикатор зелёного цвета).

При нажатии на чёрную кнопку рядом с надписью модуля (например, Paragraphic equalizer) основное окно плагина отображает выбранный модуль с его настройками и визуализацией. При выборе конкретного модуля у него есть две стандартные кнопки — bypass (холостой ход) и Solo (режим работы только выбранного модуля).

Последовательность обработки сигнала этими 6-ю модулями (и визуализацией) устанавливается в окне Graph, которое высвечивается при нажатии одноименной кнопки (рис. 2).

Обратите внимание, что Stereo Imaging, Multiband dynamics и Exciter идут в связке и оторвать их друг от друга нельзя. Их можно перемещать в цепи только вместе.

Несмотря на всю внешнюю «красоту» этот плагин может работать и на более слабых машинах. Для этого придётся кое чем пожертвовать. Заглянем во вкладку Options. Как видим, настроек тут масса. Останавливаться на каждой подробно не хватит книги. Я же вкратце опишу те параметры, убрав которые можно выиграть в производительности, но потерять в визуализации. Для этого во вкладке General отключаем все параметры в разделе Graphics (рис. 3).

Если какая-то визуализация всё же нужна, то можно вручную отключить отдельные блоки (анализатор спектра или индикатор уровня) во вкладках Spectrum и Meters.

Теперь остановимся более подробно на каждом из модулей.


Параграфический эквалайзер в iZotope Ozone 3 имеет широкие возможности (рис. 4). В режимах Analog и Digital он имеет 6 точек коррекции (-30..+15 дБ). Эти два режима отличаются только субьективным характером звучания (эмулятор «лампы» или транзистора).

Читайте также  Фильм о Twisted Sister выйдет в январе

Но всё же «изюминкой» этого эквалайзера является работа в режиме Matching (как на рисунке). В этом режиме «снимается» АЧХ одного файла(source) и происходит подстройка этой АЧХ под другой файл (target). Для этого cначала нужно включить режим Matching, потом зайти в Options>Spectrum и исправить там параметр Average time на Infinite. Это необходимо для снятия АЧХ со всего файла, а не в какой-то конкретный момент времени (хотя можно поэксперементировать с этим). Теперь загружаем наш исходный файл, под который будет происходить подстройка. Кликаем по кнопке Snapshot (Снимки), нажимаем Play и ждём несколько секунд, пока анализатор спектра не «успокоится», т.е. не перестанет прыгать. Теперь нажимаем на A (рис. 5).

Выставляем его как target. Это значит что настройка будет под его АЧХ. Теперь загрузим файл в котором будет происходить корректировка под target. Опять делаем те же операции, только снимок делаем на ячейку b и выставляем его не как target, а как source. Теперь осталось установить глубину подстройки (Matching amount) и «плавность» (Smoothing). Теперь выключаем окно Snapshots и при необходимости можем вручную подкорректировать полученную кривую (красного цвета).

Этот ревербератор особо ничем не отличающийся от других, но имеющий некоторые специфические «фишки». Во-первых, он позволяет обрабатывать не весь частотный диапазон входного сигнала, а определённую полосу (рис.6).

Для обработки всего спектра сигнала расширяем полосу до максимума. Интересный эффект получается если выделить полосу в районе от 20 до 120 Герц — придаётся глубина для баса. Но нужно не переусердствовать с уровнем реверберации (Wet).

К сожалению, доступны всего два типа помещений — Room и Plate. Для настройки реверберации — 4 параметра: размер помещения (Room size), ширина помещения (room width) (по характеру больше напоминает время реверберации), звукопоглощение комнаты (room damping) и задержку (Pre-Delay).

Ещё одной особенностью является настройка каналов для обработанного сигнала. Эти настройки появляются при нажатии на кнопочку show channel ops. (рис. 7).

В этих настройках можно сделать обработанный сигнал монофоническим (полезно для устранения «каши», т.е. большого шума), поменять местами левый и правый канал и инвертировать фазу левого либо правого каналов.

Однозначного перевода этот эффект не имеет. По сути он «насыщает» звучание, привнося дополнительные гармоники и обогащая звучание. Этот эффект является многополосным (multiband). Доступно 4 полосы. Каждая полоса может быть приглушена (mute, значок m) либо не обрабатывать сигнал в режиме холостого хода (bypass, значоек b), что изображено на рисунке 8.

При нажатии правой кнопкой на полосе появляются некоторые дополнительные опции (кроссовер, настройки спектральной визуализации).

Что касается алгоритма обработки, то здесь доступны 3 типа — Retro (перекочевал из Оzone 2), tube и Tape. Производители рекомендуют tube, т.к. в этом режиме особо насыщенное, специфичное звучание.

Для каждой полосы доступны свои настройки. Amt — уровень выбранной полосы, Mix — баланс между обработанным и необработанным сигналом и Delay — фазовая задержка, немного изменяет панораму сигнала.

В общем, других настроек тут нет. От себя еще добавлю что этот эффект лучше всего проявляется на высоких частотах и иногда на низких. Для средних частот не рекомендую.

Эта секция — 4х полосный процессор динамической обработки сигнала. Просто назвать его многополосным компрессором нельзя, т.к. он совмещает в себе и компрессор и экспандер и лимитер, в зависимости от настроек.

Итак, имеем 4 полосы, для каждой из которых устанавливаются соответствующие настройки динамической настройки. Хочу обратить внимание на то, что можно нажав на окне с установками полос (в самом верху) правой кнопкой, можно убрать полосы (Remove band). Таким образом, можно сделать обычный широкополосный компрессор-экспандер-лимитер.

Теперь начнём снизу вверх разбираться с регуляторами

Thresh. Exp — установка уровня (порога или точки срабатывания). Этим регулятором выставляем точку или уровень до или после которого происходит обработка экспандером.
Ratio Exp. — установка отношения компрессии для экспандера. Тут хочу обратить внимание на то, что если этот показатель меньше 1, то экспандер работает в режиме «усиление всех сигналов ниже заданной точки). Если же этот показатель больше единицы, то сигнал ниже точки «срезается». Этот режим при больших положительных показателях напоминает пороговый шумоподавитель, т.е. если сигнал очень низкий (шум) — он подавляется. Здесь главное выбрать точку (порог). Условная единица отсчёта отображена чёрточкой (на рисунке 9 у нас показатель минус 2.9).
Thresh. comp — установка порога срабатывания для компрессора.
Ratio comp — установка степени компрессии. Тут доступны уже только положительные значения.
Аналогичные регуляторы есть и для лимитера (ограничителя) (Thresh. Lim и Ratio Lim).
Нажав на кнопку Show в правом нижнем углу мы получаем доступ к настройкам нарастания (attack) и спада (release) отдельно для экспандера, компрессора и лимитера. Также есть кнопочка Auto smoothing. Если она активна — то работает режим, в котором происходит небольшая корректировка времени нарастания и спада.
Gain — регулирует общий уровень после динамической обработки, аналог Make Up Gain в других компрессорах.
RMS detection — когда активно, то модуль работает по принципу отслеживания общего, т.е. среднего уровня мощности трека. В противном случае — происходит отслеживание уровня по пикам. По пикам рекомендуется для более динамичного звучания, а по общему уровню — для конечного мастеринга, без внесения сильных динамических изменений.


Очень полезный эффект при грамотном его использовании — многополосный расширитель стереобазы.(рис.10).

Он имеет до 4х полос настройки. Для каждой полосы доступны всего два параметра. Первый — Widening (ширина стереобазы). При значении Widening «-1» сигнал становится монофоническим. Второй — Delay устанавливает задержку между каналами. Это может использоваться не только для расширения ширины стереобазы, но и для фазовой корректировки каналов.
Кроме того здесь также, как и в ревербераторе, есть кнопка show channel ops, которая открывает функции управления стереоканалами (рис.7).
Group band delays — группирует задержки для всех полос. При изменении одной из них другие синхронно меняются.

Дословно — максимизатор громкости. Он позволяет увеличить общую громкость до максимума без перегрузки.

Во-первых, здесь есть возможность изменения разрядности (DiThering) или дизеринга. Эту функцию можно вообще отключить (none).

Доступны 3 типа дизеринга: MBIT+, Type 1 и Type2. Для каждого из них доступны настройки разрядности (Bit Depth), а также устранение шумов при дизеринге (Noise Shaping). Кроме того, для каждого из алгоритмов доступны некоторые специфические настройки.
Для работы всего максимизатора предлагаются 3 алгоритма (Mode).

Soft — использует Margin как уровень, которого нужно придерживаться, но может и превышать его, но плавно, не резко.
Brickwall — использует уровень регулятора Margin как абсолютный уровень, который не превышается.
Intelligent — новый режим (отличие 3й версии). Это «умный» режим. Он использует свои алгоритмы в зависимости от резких «скачков», либо плавных низких частот.
Threshold — установка уровня срабатывания максимизатора. Чем ниже этот порог, тем громче выходной сигнал.
Release — время спада для максимайзера. Увеличивая этот уровень делаем микс более «максимизированным». В режиме «Intelligent» этот регулятор называется Character.
Prevent Intersample Clips — активизация этого режима устраняет цифровые, а не аналоговые искажения сигнала. Эта опция сильно увеличивает нагрузку на процессор.

Читайте также  Байопик о Мадонне имеет хорошие перспективы

В заключение хочу сказать, что iZotope Ozone 3 обладает внушительным количеством заводских профессиональных пресетов, так что очень ленивым или просто людям, доверяющим вызвучку микса профессионалам здесь есть из чего выбрать.

Ozone 9

Learn how to master audio using iZotope’s Ozone mastering software with these mastering tips, tutorials, and techniques.

What’s New in Ozone 9

Ozone 9 is full of new features like Master Rebalance, never-before seen processing for low end, real time instrument separation, and lightning-fast workflows. Learn more about these features.

Mastering Pros: How Loud Should My Master Be?

Make your masters loud through a healthy combination of critical listening and an understanding of the key factors that directly influence loudness in mastering.

iZotope Memberships: New Releases

Why subscribe to iZotope memberships? Music Production Suite Pro members get new releases, product updates, new content, and more! Explore new releases here.

Mixing Plug-ins 101: How to Start Mixing

Learn how to mix with plug-ins to get radio-ready mixes. In this article, find out how to mix bass, drums, vocals, and other instruments using pro mixing plug-ins.

How to Create Better Transitions in Your Mix

Learn how to get better transitions in your songs and mixes by creating contrast in your arrangement, adding tension between sections, and automating effects.

Multiband Compression Basics

In this piece, we cover the basics of multiband compression. Learn when to reach for a multiband compressor along with how to set it up for mixing or mastering.

How to Use Dynamic EQ in Mastering

Learn when to use dynamic EQ rather than multiband compression in audio mastering, and what can go wrong when you take it too far.

10 Tips for Mastering if You’re Not a Mastering Engineer

Curious how to master a song if you’re not a mastering engineer? Here are ten mastering tips to get a great master on your own, no matter your expertise.

Signal Chain: Order of Operations

In this article, learn the difference between signal flow and signal chain, as well as how to set up a plug-in signal chain in a DAW.

Mastering Music: 10 Hidden Features in Ozone Pro

Whether you’re new to mastering in Ozone or you’ve been using it for years, learn about these ten “hidden” mastering features that can make mastering easier and faster.

Аранжировки Фонограммы Минусовки Песни на заказ

Оригинальная музыка для Ваших проектов

Плагин мастеринга iZotope Ozone

Дата добавления: 2010-09-30

Автор: Роман Мирный

Плагин мастеринга iZotope Ozone

Каждый начинающий музыкант-аранжировщик сталкивался с такой проблемой как доведение своих миксов до уровня «мастера». Что это значит? Вы написали аранжировку, выполнили сведение треков, вроде бы всё звучит но… Это только до того момента пока вы не сравнили свою работу с коммерческими образцами. Вы сразу же слышите, что по громкости ваш трек звучит тише, более тускло и не выразительно. Всё дело в том, что микс нужно отмастерить, то есть довести до определённого уровня с помощью специальных программ мастеринга. Одним из наиболее качественных софтовых продуктов в данном направлении является VST-плагин iZotope Ozone. iZotope Ozone по праву принадлежит лидирующая позиция среди подобных виртуальных устройств, и сегодня мы поговорим об основных возможностях программы.

Открываем главное окно плагина и видим шесть эффектов для мастеринга:
1) Параграфический Эквалайзер (Paragraphic Equalizer )
2) Мастеринговый ревербератор (Mastering Reverb)
3) Многополосная динамическая обработка (Multiband Dynamics)
4) Многополосное устройство возбуждения гармоник (Multiband Harmonic Exciter)
5) Многополосный расширитель стереобазы (Multiband Stereo Imaging)
6) Усилитель громкости. (Loudness Maximizer)
Все эффекты размещаются в определённой последовательности. Вы можете их перемещать по своему желанию, единственным обязательным моментом есть установка Loudness Maximizer последним в цепочке.

Начнём с параметрического эквалайзера. Как видим никаких трудностей с управлением не возникает, но старайтесь не увлекаться подъёмом частот, лучше добиваться окраски звучания с помощью эффекта Multiband Harmonic Exciter.

Мастеринговый ревербератор (Mastering Reverb) предназначен для помещения микса в определённую акустическую среду. Главное назначение данного эффекта добиться «жирного» и плотного звучания. В Озоне используется «студийный» ревербератор, который имеет 64-битный алгоритм обработки. Обращаем внимание на регулятор WET, с помощью которого управляется микширование основного сигнала с обработанным. Теперь поговорим об остальных параметрах реверберации.

Room Size – этот параметр управляет размером виртуальной комнаты, в которую помещается микс. Что касается возможных настроек, то прежде всего нужно исходить из особенностей Вашей музыки: стиля, аранжировки, инструментовки и т.д. Обратите внимание на то, какие у Вас были использованы ревербераторы на отдельных треках. При мастеринге можно попробовать сделать «хвост» немного длиннее, но опять же в пределах разумного. Применяя Room Size всегда нужно представлять акустическое пространство, в которое Вы помещаете свой микс. Ищите такое значение, при котором Ваш трек будет звучать достаточно выразительно и объёмно.
Room Damping – параметр, который позволяет управлять характеристиками затухания высоких частот. Как мы знаем, в реальной комнате все частоты затухают не с одинаковою скоростью. Контролируя этот параметр, Вы можете добиваться более яркого или более матового звучания ревербератора.
Pre-delay – этот параметр управляет временем между основным сигналом и «хвостом» ревербератора. При подборе нужных значений обязательно ориентируемся на темп. Иначе можно просто испортить трек мутным звуком.
Следующий параметр – Width. С помощью этого регулятора Вы можете управлять стерео реверберацией. В таком случае обработанный сигнал разбрасывается по каналам и создаётся эффект стерео. Старайтесь избегать слишком больших значений Room Width, так как можно потерять прозрачность трека. Подбирайте значения параллельно с изменениями параметра Room Size.
С помощью частотного баланса реверберации Вы можете управлять фильтром высоких и низких частот в обработанном сигнале. Следует также отметить функцию mid/side, которая позволяет обрабатывать моно и стерео составляющую микса отдельно. Забегая вперёд, отмечу, что эта функция присутствует также и на эквалайзере, эксайтере и динамической обработке.

Следующий мастеринговый эффект — устройство возбуждения гармоник (Multiband Harmonic Exciter).

Данный инструмент обладает мощными возможностями по приданию миксу дополнительных красок. В отличие от обычного эквалайзера эксайтер работает по принципу создания новых гармоник. Такое явление в звуковой инженерии получило названия сатурация (эффект насыщения лампы). Дело в том, что лампа при перенагрузке создаёт дополнительные гармоники, которые добавляются к звуку.
При использовании данного эффекта важно не переусердствовать. На низких частотах сатурацию желательно вообще не применять. Также нужно очень внимательно подходить и к средним частотам, так как может появиться зудящий звук.

Переходим к ещё одному мастеринговому эффекту – расширитель стереобазы (Multiband Stereo Imaging).

Большим плюсом данного эффекта есть возможность обработки отдельных полос. Как правило, низкие частоты мы не трогаем, а больше работаем над расширением стереобазы на высоких частотах. Обязательно контролируем моносовместимость по прибору контроля фазы, а также переключая весь микс в моно режим. Обратите внимание на параметр Delay (стереозадержка). С его помощью можно добиваться пространственного эффекта перемещения секции микса вокруг стереополя.

Читайте также  Джастин Бибер получил запрет на въезд в Китай

Следующий мастеринговый эффект – многополосная динамическая обработка (Multiband Dynamics).

В её состав входят: компрессор, лимитер и экспандер. Каждый из приборов обладает отличными характеристиками обработки звука. Более подробно о них я расскажу в следующих статьях.

Завершающим звено мастеринга является максимизация микса с помощью (Loudness Maximizer) .

Максимайзер позволяет увеличить громкость микса путём ограничения пиков и добавления остальной составляющей трека. Перемещая порог Threshold мы тем самым увеличиваем громкость на определённое количество децибел и при этом пики микса не превысят значение Мargin. Есть четыре варианта обработки звука: Inteligent1, Inteligent2, Brickwall и Soft. Первые три отличаются характером обработки, но общим для них есть то, что пики не пропускаются выше порога Мargin. Функция Soft наоборот даёт возможность сигналу превысить порог Мargin.

По мнению многих звукорежиссёров iZotope Ozone больше чем просто хороший мастеринговый плагин и он требует досконального изучения. При наличии соответствующего «железа» Озон позволит добиться профессионального звучания Ваших треков.

Комментарии к этой заметке:

Комментарий добавил(а): ЛЁха
Дата: 2011-04-23

а где скачать то?

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 2012-02-29

А где пороль добыть?

Комментарий добавил(а): Алексей
Дата: 2012-03-05

Ребята не каем этот плагин. Он без пороля ((

Комментарий добавил(а): Игорь
Дата: 2012-10-09

Я могу кидануть Озончик 4 и нектар

Комментарий добавил(а): ЗвукРеж
Дата: 2013-01-09

Да, по-моему, мастеринг (особенно в том виде, в котором он «представлен» в этой «статье») — полная ДРОЧЬ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: