Лучшие произведения Стравинского

Список основных произведений Стравинского

Глава №43 книги «История зарубежной музыки — 6»

Оперы

«Соловей», лирическая сказка, либретто С. Митусова по X. К. Андер­сену (1908—1914) *

* На материале музыки второго и третьего действий оперы создана симфоническая поэма «Песнь соловья» (1917).

«Мавра», комическая опера, либретто Б. Кохно по повести А. Пуш­кина «Домик в Коломне» (1922)
«Царь Эдип», опера-оратория по Софоклу, либретто Ж. Кокто (1927)
«Похождения повесы», либретто У. Одена и Ч. Колмена по гравюрам У. Хогарта (1951)

Балеты (всего 10)

«Жар-птица», сказка-балет, либретто М. Фокина (1910) *

* Существуют также две сюиты из балета (1918, 1945) и обработки отдельных номеров для различных инструментов.

«Петрушка», потешные сцены, либретто И. Стравинского и А. Бенуа (1911, 2-я ред. 1946)
«Весна священная», картины языческой Руси, либретто И. Стравин­ского и Н. Рериха (1913, 2-я ред. 1943)
«Пульчинелла», балет с пением (1919) *

* На основе музыки балета создана сюита (1922), а также многочислен­ные обработки для различных инструментов.

«Аполлон Мусагет» (1928)
«Поцелуй феи», балет-аллегория, либретто И. Стравинского по сказ­ке Х. К. Андерсена «Снежная королева» (1928)
«Игра в карты», либретто И. Стравинского в сотрудничестве с М. Малаевым (1936)
«Балетные сцены» (1938)
«Орфей», либретто И. Стравинского (1947)
«Агон» (1957)

Музыкально-театральныe произведения смешанных жанров

«Байка про лису, петуха, кота да барана», веселое представление с пением и музыкой (по русским народным сказкам) (1916)
«Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая», на основе русских народных сказок из собрания А. Афанасьева (1918) *

* На основе музыки «Сказки» создана сюита для полного состава ин­струментов, занятых в партитуре, а также сюита для кларнета, скрипки и фортепиано (1920).

«Свадебка», русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского (1923)
«Персефона», мелодрама, текст А. Жида (1934)
«Потоп», музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров; текст составлен P. Крафтом на основе Вет­хого завета, Йоркского и Честерского собрания мистерий XV в. и анонимной средневековой поэмы (1961)

Произведения для оркестра

Симфония Es-dur (1907)
Симфония in С (1940)
Симфония в трех движениях (1945)
Фантастическое скерцо (1908)
«Фейерверк», фантазия (1908)

Концерты. Произведения для солирующих инструментов с оркестром

Концерт для фортепиано, духовых инструментов, контрабасов и ударных (1924)
Каприччио для фортепиано с оркестром (1929)
Концерт для скрипки с оркестром (1931)
Концерт для двух фортепиано (соло) (1935)
«Дамбартон окс», концерт in Es для камерного оркестра (1938)
Ebony concerto (1945)
Концерт для струнного оркестра in D (1946)
Движения для фортепиано с оркестром (1959)

Вокально-симфонические произведения

«Звездоликий» («Радение белых голубей»), кантата для мужского хора и оркестра на слова К. Бальмонта (1912)
Симфония псалмов для хора и оркестра на тексты из Ветхого заве­та (1930)
«Вавилон», кантата для мужского хора и оркестра с чтецом на анг­лийский текст из I Книги Моисеевой (1944)
Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых инстру­ментов (1948)
Кантата для сопрано, тенора, женского хора и инструментально­го ансамбля на анонимные тексты из английской поэзии XV— XVI вв. (1952)
Canticum sacrum ad honorem Sancti Marci Nominis (Священное песно­пение во имя святого Марка) для тенора и баритона соло, хора и оркестра на латинский текст из Нового и Ветхого завета (1956)
Threni, жалобы пророка Иеремии для солистов, хора и оркестра на латинский текст из Ветхого завета (1958)
Requiem canticles (Заупокойные песнопения) для контральто и бари­тона соло, хора и камерного оркестра на текст из римско-католи­ческой заупокойной мессы и погребальной службы (1966)

Произведения для голоса в сопровождении фортепиано, инструментального ансамбля, оркестра, а также хора

«Фавн и пастушка», сюита для голоса и оркестра на слова А. Пуш­кина (1906)
Две песни для голоса и фортепиано на слова С. Городецкого (1908)
Два романса для голоса и фортепиано на слова П. Верлена (1910)
Три стихотворения из японской лирики для голоса и инструменталь­ного ансамбля (1913)
«Прибаутки», шуточные песенки для голоса и восьми инструментов на тексты из собрания сказок А. Афанасьева (1914)
Кошачьи колыбельные песни, вокальная сюита для голоса и трех кларнетов на русские народные тексты (1916)
Подблюдные, четыре русские крестьянские песни для женского во­кального ансамбля без сопровождения на народные тексты (1917)
«Отче наш» для смешанного хора на церковно-славянский текст пра­вославной молитвы (1926)
Три песни из Вильяма Шекспира для меццо-сопрано, флейты, клар­нетов и альта (1953)
«Памяти Дилана Томаса», траурные каноны и песнь для тенора, струнного квартета и четырех тромбонов на слова Д. Томаса (1954)
«Авраам и Исаак», священная баллада для высокого баритона и камерного оркестра; текст на иврите из Ветхого завета (1963)
«Совенок и кошечка» на слова Э. Лира (1966)

Инструментальные ансамбли (кроме фортепианных)

Три пьесы для струнного квартета (1914)
Регтайм для одиннадцати инструментов (1918; есть транскрипция для фортепиано)
Симфонии духовых инструментов памяти Клода Ашиля Дебюсси (1920)
Октет для духовых инструментов (1923)
Септет (1953)

Фортепианные произведения

Четыре этюда (1908)
Три легкие пьесы в три руки (1915)
Пять легких пьес в четыре руки (1916)
Регтайм (транскрипция пьесы для одиннадцати инструментов, 1918)
Piano Rag Music (1919)
«Пять пальцев», восемь очень легких пьес на пяти нотах (1921)
Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921)
Соната (1924)
Серенада in A (1925)
Соната для двух фортепиано (1944)

Редакции, обработки, инструментовки

сочинений Мусоргского, Чайковского, Шопена, Грига, Сибелиуса, Джезуальдо ди Веноза, Баха, Вольфа и др.

Литературные произведения *

* Здесь и далее литературные произведения датируются по годам из­дания.

«Хроника моей жизни» (1935)
«Музыкальная поэтика» (1942) *

* Русский перевод фрагментов этой книги опубликован в сборнике «И.Ф.Стравинский. Статьи и материалы» (1973).

Диалоги с P. Крафтом (шесть книг, 1959—1969)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977.
Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967.
Друскин М. Игорь Стравинский. М., 1982.
Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского. М., 1980.
Смирнов В. Творческое формирование И.Ф.Стравинского. Л., 1970.
Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.
Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.
И. Ф. Стравинский: Статьи и материалы. М., 1973.
И. Ф. Стравинский: Статьи, воспоминания. М., 1985.
И. Ф. Стравинский — публицист и собеседник. М., 1988.
Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М., 1982.

Лучшие произведения Стравинского

  • Поддержите наш сайт →

Igor Stravinsky

. Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден. я выжил. несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу.
И. Стравинский

. Стравинский — истинно русский композитор. Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного.
Д. Шостакович

Читайте также  Стелла Маккартни и Алиша Киз проводят кампанию против рака груди

Творческая жизнь И. Стравинского — это живая история музыки XX в. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути. Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». Он подобен Фокуснику из своего балета «Петрушка»: свободно перемещает жанры, формы, стили на своей творческой сцене, как бы подчиняя их правилам собственной игры. Утверждая, что «музыка способна выражать лишь самое себя», Стравинский тем не менее стремился жить «con Tempo» (т. е. вместе со временем). В «Диалогах», изданных в 1959-63 гг., он вспоминает уличные шумы в Петербурге, масленичные гулянья на Марсовом поле, которые, по его словам, помогли ему увидеть своего Петрушку. А о «Симфонии в трех движениях» (1945) композитор говорил как о произведении, связанном с конкретными впечатлениями о войне, с воспоминаниями о бесчинствах коричневорубашечников в Мюнхене, жертвой которых едва не стал он сам.

Поразителен универсализм Стравинского. Он проявляется в широте охвата явлений мировой музыкальной культуры, в многообразии творческих исканий, в интенсивности исполнительской — пианистической и дирижерской — деятельности, продолжавшейся более 40 лет. Беспрецедентны масштабы его личных контактов с выдающимися людьми. Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Глазунов, В. Стасов, С. Дягилев, художники «Мира искусства», А. Матисс, П. Пикассо, Р. Роллан. Т. Манн, А. Жид, Ч. Чаплин, К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, П. Хиндемит, М. де Фалья, Г. Форе, Э. Сати, французские композиторы группы «Шести» — вот имена некоторых из них. Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания, на перекрестке важнейших художественных путей. География его жизни охватывает множество стран.

Детство Стравинского прошло в Петербурге, жить в котором, по его словам, «было захватывающе интересно». Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию. В доме постоянно звучала музыка (отец композитора Ф. Стравинский был известным певцом Мариинского театра), имелась большая художественная и музыкальная библиотека. С детского возраста Стравинского увлекала русская музыка. Десятилетним мальчиком ему посчастливилось увидеть П. Чайковского, которого он боготворил, посвятив ему много лет спустя оперу «Мавра» (1922) и балет «Поцелуй феи» (1928). «Героем моего детства» называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его «самым правдивым» и утверждал, что в его собственных сочинениях есть влияния «Бориса Годунова». Дружеские отношения возникли с членами Беляевского кружка, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Рано сформировались литературные интересы Стравинского. Первым настоящим событием стала для него книга Л. Толстого «Детство, отрочество, юность», кумирами в течение всей жизни оставались А. Пушкин и Ф. Достоевский.

Занятия музыкой начались с 9 лет. Это были уроки фортепианной игры. Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 г., когда, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он начал заниматься с Римским-Корсаковым. В это же время он сблизился с С. Дягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки, устраивавшиеся А. Зилоти. Все это послужило толчком к быстрому художественному взрослению. Первые композиторские опыты Стравинского — Соната для фортепиано (1904), вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка» (1906), Симфония ми-бемоль мажор (1907), «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра (1908) отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов. Однако с момента постановки в Париже балетов «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), заказанных Дягилевым для «Русских сезонов», происходит колоссальный творческий взлет в том жанре, который Стравинский в дальнейшем особенно любил за то, что, по его словам, балет — «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего».

Триада балетов открывает первый — «русский» — период творчества, названный так не по месту пребывания (с 1910 г. Стравинский подолгу живет за границей, а в 1914 г. поселяется в Швейцарии), а благодаря проявившимся в это время особенностям музыкального мышления, глубоко национального по сути. Стравинский обратился к русскому фольклору, различные пласты которого очень своеобразно преломились в музыке каждого из балетов. «Жар-птица» поражает буйной щедростью оркестровых красок, яркими контрастами поэтической хороводной лирики и огненных плясов. В «Петрушке», названном А. Бенуа «балетомулицей», звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья, которой противопоставлена одинокая фигура страдающего Петрушки. Древний языческий обряд жертвоприношения определил содержание «Весны священной», воплотившей стихийный порыв к весеннему обновлению, могучие силы разрушения и созидания. Композитор, погрузившись в недра фольклорной архаики, столь радикально обновляет музыкальный язык, образы, что на современников балет произвел впечатление разорвавшейся бомбы. «Гигантским маяком XX века» назвал его итальянский композитор А. Казелла.

В эти годы Стравинский сочинял интенсивно, работая нередко сразу над несколькими совершенно разными по характеру и стилю произведениями. Это были, например, русские хореографические сцены «Свадебка» (1914-23), в чем-то перекликающиеся с «Весной священной», и изысканно-лирическая опера «Соловей» (1914). «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», возрождающая традиции скоморошьего театра (1917), соседствует с «Историей солдата» (1918), где русский мелос уже начинает нейтрализоваться, попадая в сферу конструктивизма, элементов джаза.

В 1920 г. Стравинский переехал во Францию и в 1934 г. принял французское подданство. Это был период чрезвычайно насыщенной творческой, а также исполнительской деятельности. Для молодого поколения французских композиторов Стравинский стал высшим авторитетом, «музыкальным мэтром». Однако провал его кандидатуры во Французскую академию изящных искусств (1936), все более крепнущие деловые связи с США, где он дважды успешно концертировал, а в 1939 г. прочел курс лекций по эстетике в Гарвардском университете, — все это побудило его переехать в начале второй мировой войны в Америку. Он обосновался в Голливуде (Калифорния) и в 1945 г. принял американское подданство.

Начало «парижского» периода совпало у Стравинского с крутым поворотом к неоклассицизму, хотя в целом общая картина его творчества была достаточно пестрой. Начав с балета «Пульчинелла» (1920) на музыку Дж. Перголези, он создает целую серию произведений в неоклассическом стиле: балеты «Аполлон Мусагет» (1928), «Игра в карты» (1936), «Орфей» (1947); оперу-ораторию «Царь Эдип» (1927); мелодраму «Персефона» (1938); оперу «Похождения повесы» (1951); Октет для духовых (1923), «Симфонию псалмов» (1930), Концерт для скрипки с оркестром (1931) и др. Неоклассицизм Стравинского носит универсальный характер. Композитор моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить «господство порядка над хаосом». Это характерно для Стравинского, всегда отличавшегося стремлением к строгой рациональной дисциплине творчества, не допускавшей эмоциональных перехлестов. Да и сам процесс сочинения музыки Стравинский осуществлял не по наитию, а «ежедневно, регулярно, наподобие человека со служебным временем».

Читайте также  AWOLNATION призывают не забывать калифорнийские пожары в сингле California Halo Blue

Именно эти качества определили особенность следующего этапа творческой эволюции. В 50-60-е гг. композитор погружается в музыку добаховской эпохи, обращается к библейским, культовым сюжетам, а с 1953 г. начинает применять жестко конструктивную додекафонную технику сочинения. «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон» (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» для оркестра (1960), кантата-аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV в. (1962), Реквием («Заупокойные песнопения», 1966) — вот наиболее значительные произведения этого времени.

Стиль Стравинского становится в них все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе». Одним из последних сочинений Стравинского был канон на тему русской песни «Не сосна у ворот раскачалася», использованной ранее в финале балета «Жар-птица».

Так, завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к истокам, к музыке, олицетворявшей далекое русское прошлое, тоска по которому всегда присутствовала где-то в глубинах сердца, прорываясь иногда в высказываниях, и особенно усилилась после посещения Стравинским Советского Союза осенью 1962 г. Именно тогда произнес он знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина — и место рождения является главным фактором его жизни».

Игорь Стравинский — кратко о биографии и творчестве композитора

Игорь Стравинский — выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. Он является представителем музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мирового искусства. Выдающийся композитор XX века, дирижер, музыковед, который сыграл важную роль в развитии самых разных направлений в музыкальном искусстве. Его творчество связано с новейшими явлениями мировой музыкальной культуры, с традициями русской музыки. Она вобрала в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи.

Краткая биография

На протяжении всего творческого периода (почти шесть десятилетий). Стравинский поражал слушателей неожиданными поворотами своего стиля. Недаром его называли «человек тысячи одного стиля», «Пикассо в музыке», «законодатель музыкального языка», «Композитор-хамелеон». В своей музыке Стравинский блестяще отразил важные черты эпохи, которая стремительно менялась. В его творчестве преобладают театрально-сценические произведения.

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбурге близ Петербурга (ныне г. Ломоносов). С артистической средой был знаком с ранних лет. Отец был прославленным певцом Мариинского театра. Кроме сослуживцев в доме родителей бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский и много других известных людей. Мать — прекрасная пианистка и певица, была постоянным концертмейстером на концертах мужа.

В возрасте 10 лет начал заниматься фортепианной игрой. Вскоре увлекся импровизацией, еще не умея записывать свои музыкальные мысли. Первые сохранившиеся произведения были написаны, когда ему не было 16 г. После окончания гимназии (19 л.), идя на встречу желанию родителей, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же начал самостоятельно изучать музыкально-теоретические предметы. Среди университетских друзей был сын Римского-Корсакова, через которого состоялось знакомство с композитором. Сначала Стравинский обращался к Римскому-Корсакову лишь за советами, а с осени 1905 г. занятия стали регулярными, дважды в неделю. Парнем он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции. Становится участником «вечеров современной музыки», их возглавляли А. Нуроки и В. Нувель. С их помощью сближается с деятелями «мира искусств» и российским импресарио С. Дягилевым, сыгравшим решающую роль в дальнейшей судьбе композитора. Дягилев предложил написать музыку к балету «Жар-птица» 1909 г.

Русский период творчества

Именно тогда начинается первый период творчества: «Русский» (1908-1923) — связан с русским фольклором, искусством, тематикой. Под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова написал свои первые произведения Игорь Стравинский. Композитор представлял их на суд публики, и на одном из таких выступлений присутствовал Сергей Дягилев. Он дал высокую оценку музыке Игоря Стравинского.

Вскоре знаменитый импресарио предложил Игорю Федоровичу сотрудничество. Он заказал ему написание музыки к балету для «Русских сезонов» в Париже. В. Стравинский сотрудничал с С. Дягилевым три года и за это время написал для его труппы три балета, которые сделали его знаменитым: «Весна священная», «Петрушка» и «Жар-птица».

В 1924 году Игорь Федорович дебютировал как пианист. Собственное произведение — Концерт для фортепиано и духового оркестра — исполнил на сцене Игорь Стравинский. Дирижер проявился в нем еще до этого. В таком качестве он выступал с 1915 по 1926 годы. В основном дирижировал исполнением собственных произведений. Он был очень требователен к музыкантам.

В 50-60 годы была проведена аудиозапись большинства его произведений. В 1962 году Стравинский приезжал на гастроли в СССР В течение трех лет сотрудничества с труппой Дягилева, Стравинский написал три балета, которые принесли ему мировую славу (28 г.) — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) — трагедия злополучной куклы, погибающей от трудностей ее жизни. «Весна священная» (1913)-картина языческой Руси, сочетание человека с природой, показ религиозно-обрядовой стороны жизни. Сюжет Н. Рериха. Премьеры балетов состоялись в Париже.

Также наиболее известное произведение этого периода в творчестве Стравинского — балет «История солдата» (1918 г.) — рассказ о биографии солдата, что иллюстрируется действиями актеров и музыкой. Перед началом Первой мировой войны, уехал с семьей в Швейцарию.

Неоклассический период творчества

В годы войны распалась труппа Дягилева, поэтому Стравинский обращается к малым музыкальным формам. II период творчества «Неоклассический» (1920-1954).

(С 1920 г. живет в Париже, а в 1934 г. принял французское гражданство) Новый стилистический период его творчества наиболее плодотворен (около 45 произведений) — это возвращение к стилям былых времен (возрождение раннеклассического и доклассического периода).

Неоклассицизм утверждал порядок и гармоничность старого искусства в противовес хаосу экспрессионизма. Переосмысление музыкальных стилей и направлений XVIII в. стало основой для создания опер «Мавра» и «Царь Эдип», балета «Пульчинела» (декорации Пикассо).

Традиции и новаторство в творчестве композитора сливаются в единое целое, а стили старинной музыки «прочитываются по новому». (В 1935г.поселился в США. А в 1945г.стал гражданином США.)

Додекафонный период творчества Стравинского

III период творчества «Додекафонный» (1953-1968) — способ создания музыки с помощью 12 тонов. Последнее крупное произведение «Реквием».

Умер Игорь Федорович 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен в Венеции.

Заключение

Игорь Стравинский вошел в мировую музыкальную культуру как представитель модернизма — новых тенденций в искусстве, что противостояли эстетике романтизма. Талант и творческое «кредо» композитора ярко проявились в жанре балета, одном из видных участков его художественной деятельности.

Стравинский написал (если учитывать микстовые формы) около 15 балетов.

Художник-интеллектуал, он относил себя к «аполоновскому » типу деятелей культуры, то есть сторонников осмысленного, а не экстатически-импульсивного, творческого акта. Отсюда возникают в его балетной творчества поиски разнообразных стилевых ориентиров: от неофольклоризму, импрессионизма — до неоклассицизма и додекафонии.

Читайте также  Ударные для начинающих

Стравинский значительно углубил реформу Петра Чайковского, который «поднял» музыку к определяющего фактора балетного произведения, безапелляционно утверждая идею ее диктаторской роли в системе балетной образности, а также пропагандируя приоритет симфонического начала в развертывании сюжетной рассказы.

Имя Игоря Стравинского носит музыкальная школа, которая находится в Ораниенбауме. В честь композиора были выпущены почтовые марки и монеты. Во французском городе Монтре есть музыкальная аудитория имени Игоря Стравинского. На планете Меркурий есть кратер, названный в его честь. В честь великого русского композитора названы: улица в Амстердаме, фонтан в Париже, аллею в Лозанне, площадь в Ораниенбауме. На Украине (Волынь) открыт музей Игоря Стравинского. А также там с 1994 года проводится международный музыкальный фестиваль имени композитора, дирижера и пианиста.

Лучшие произведения Стравинского

Здесь вы услышите лучшие произведения Стравинского. Игорь Стравинский (17 июня 1882 – 6 апреля 1971) широко считается одним из самых важных и влиятельных композиторов 20-го века. Хотя он сочинял шедевры почти для всех жанров, он особенно известен своей балетной музыкой, которую он сочинил для балета Дягилева, включая «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную», которая, как известно, вызвала бунт на своей премьере в Париже. В течение долгой карьеры Стравинский сочинил удивительно широкий спектр музыки, и его работы охватывали такие разные стили, как романтизм, неоклассицизм и сериализм. И все же Стравинский – один из самых узнаваемых из всех композиторов. Отличительные черты стиля Стравинского – русские народные интонации, ритмическая энергия и оркестровая виртуозность.

Лучшие произведения Стравинского: 10 основных произведений великого композитора

Обряд весны

«Весна священная», одно из лучших произведений Стравинского, впервые была исполнена Русскими балетами Дягилева в 1913 году и вызвала общественный резонанс. Зрители были настолько возмущены авангардной партитурой Стравинского и хореографией Нижинского, что многим казалось, что это работа сумасшедшего, но сейчас она широко считается одним из самых влиятельных музыкальных произведений 20 века. Леонард Бернстайн описал «Весну священную» как «самое важное музыкальное произведение ХХ века».

Жар-птица

«Жар-птица» – это балетно-оркестровое концертное произведение Стравинского, написанное для парижского сезона «Русских балетов» Дягилева 1910 года. Балет важен не только как первый международный успех в карьере Стравинского, но и как начало сотрудничества Дягилева и Стравинского, в результате которого были поставлены знаменитые балеты «Петрушка» и «Весна священная». Пьянящая смесь восточных музыкальных специй в «Жар-птице» выводит пикантную оркестровку Римского-Корсакова и томную мелодическую манеру Бородина на новый уровень восторженного балетного самовыражения.

Петрушка

Петрушка рассказывает историю любви и ревности трех кукол и объединяет музыку, танец и дизайн в единое целое. Первоначально произведение предназначалось для концертного зала, пока Дягилев не убедил Стравинского превратить музыку в балет. Для музыки характерен так называемый аккорд «Петрушка» (состоящий из трезвучий до мажор и мажор F♯, играемых вместе), устройство битональности, предвещающее появление главного героя.

В 1950-е годы Стравинский дал своему творческому воображению последний толчок, применив двенадцатитоновую технику Шенберга, известную как сериализм, в поздних шедеврах, включая балет «Агон». Критики назвали его премьеру в исполнении New York City Ballet в декабре 1957 года вехой в истории современного танца, «живым учебником искусства сочетания музыки и движения». Сотрудник Стравинского, хореограф Джордж Баланчин, сказал, что «Агон» – «самая совершенная работа», появившаяся в результате их долгого сотрудничества.

Аполлон

Аполлон – один из знаковых балетов ХХ века. Великолепная балетная партитура Стравинского стала популярной благодаря легендарному балету Дягилева «Русские балеты», в котором представлены привлекательные костюмы Коко Шанель и новаторская хореография Джорджа Баланчина. Премьера этого драматического и мощного балета состоялась в Париже в 1928 году, и он стал первым крупным сотрудничеством Баланчина со Стравинским.

Les Noces

«Свадьба», посвященная импресарио Сергею Дягилеву, – одно из самых замечательных достижений Стравинского. Хотя изначально она была задумана как балетная партитура о русской крестьянской свадьбе, обычно исполняется оркестровая версия. Модернистская и необычайно оригинальная партитура Стравинского основана на русских народных традициях и включает солистов, хор, четыре фортепиано и ударные.

Царь Эдип

«Царь Эдип» был написан к началу неоклассического периода Стравинского и считается одним из лучших его произведений этого периода его карьеры. Эта опера-оратория основана на трагедии Софокла о падении царя Эдипа, который обнаруживает, что он предал свой народ, убив своего отца и женившись на своей матери.

Похождения повесы

Самая популярная опера Стравинского, «похождения повесы», основана на либретто, написанном У. Х. Оденом и Честером Каллманом на основе картин и гравюр Уильяма Хогарта. Похождения повесы была вдохновлена операми Моцарта и является частью неоклассических произведений Стравинского.

Солдатская сказка

«Солдатская сказка» – это ритмично волнующее театральное произведение, написанное для семи инструментов, трех актеров и танцоров, о солдате, который продает свою скрипку Дьяволу в обмен на книгу, которая сделает его богатым. Стравинский недавно открыл для себя джаз, благодаря нотам, которые его друг Эрнест Ансермет привез из Америки, и настаивал на том, что джаз повлиял на то, как он задумал «Сказку о солдате». Его окончательный выбор инструментального состава в значительной степени перекликается с тем, что сейчас известно как диксиленд-джаз.

Симфонии духовых инструментов

«Симфонии духовых инструментов» – концертное произведение, написанное Стравинским в 1920 году для ансамбля деревянных духовых и медных инструментов. Это определяющая работа, посвященная памяти Дебюсси, которую Стравинский описал как «суровый ритуал, который разворачивается в виде коротких литаний между различными группами однородных инструментов». Даже для Стравинского «Симфонии духовых инструментов» поразительно оригинальны, основаны не на «симфоническом» жанре, а на русском православном богослужении заупокойным.

Это были лучшие произведения Стравинского. Если мы что то упустили, пишите свои варианты в комментариях, мы обязательно добавим их в список великих произведений Стравинского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: