Лучшие произведения Шуберта

Франц Шуберт. Игра-викторина по самым известным произведениям

Привет! На связи из сентиментального девятнадцатого века Франц Шуберт, композитор эпохи Романтизм.

Современники ценили, в основном, мои песни и прозвали меня «Король песен».

Приятно, что Вы сохраняете интерес к моему творчеству.

Моё самое популярное произведение «Аве Мария» сегодня занимает 22-ю строчку в «Народном рейтинге классики».

Франц Шуберт (1797-1828, Franz Peter Schubert)

Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797 — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и входят в число самых известных образцов классической музыки.

Король песен

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 7 симфоний (8 «Неоконченная»), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни.

Дева озера

Самая известная песня Шуберта первоначально была написана в 1825 году в составе вокального цикла на стихи из поэмы английского писателя Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе Адама Шторка (впрочем, возможность исполнения оригинального английского текста также предусматривалась композитором). Третья песня Эллен, шестой номер в цикле из семи песен, представляла собой молитвенное обращение героини поэмы, Эллен Дуглас, к Деве Марии и начиналась латинскими словами «Ave Maria!», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного латинского текста.

Франц Шуберт. Основные произведения (14)

Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в комментариях, чтобы мы могли добавить произведение в список.

Произведения упорядочены по народному рейтингу классики с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

    № 1:Франц Шуберт «Аве Мария»
    ТОП-100

Народный рейтинг: 349628

Композиция планировалась как песня «Дева озера», а получилась всемирно известная версия молитвы Ave Maria

Народный рейтинг: 193389

Серенада (Рельштаб) из вокального цикла «Лебединая песня».

Народный рейтинг: 190206

Музыкальный момент (также, музыкальное мгновение; фр. Moments musicaux) — небольшая инструментальная пьеса, родственная экспромту. Музыкальному моменту свойственны непосредственность, лирические высказывания и импровизационность.

Народный рейтинг: 55080

«Неоконченная симфония» си минор DV 759 (при издании был присвоен № 8) — одно из самых знаменитых симфонических произведений австрийского композитора Франца Шуберта. Написана осенью 1822 года.

Народный рейтинг: 51725

Народный рейтинг: 50134

Песня «Лесной царь» на слова Иоганна Вольфганга фон Гёте.

Народный рейтинг: 46667

Самое известное в мире произведение для арпеджионе.

Народный рейтинг: 44253

Вторая часть (анданте) трио ми-бемоль мажор Шуберта — та самая музыка из рекламы «Мегафон»

Народный рейтинг: 42831

Народный рейтинг: 36473

Квинтет на музыку из песни Шуберта «Форель»

Народный рейтинг: 36423

Самый известный вальс Шуберта для фортепиано.

Народный рейтинг: 20033

Эту мелодичную серенаду известные музыканты любят исполнять на бис.

Народный рейтинг: 19195

«Гретхен за прялкой» на стихи Гёте – первый вокальный шедевр, написанный Шубертом в 17 лет.

Народный рейтинг: 13780

В основной теме 2-й части слышатся элементы венгерской народной музыки. Обращает на себя внимание характерный для Шуберта приемом игры «светотени» — после длительного сумеречного минора наступает неожиданное мажорное просветление.

Каталоги классики

  • По композиторам
  • По эпохам
  • Новинки
  • ТОП-100
  • Для знатоков
  • Опера
  • Народный рейтинг

Композиторы

  • Альбинони (1)
  • Бах (23)
  • Беллини (3)
  • Берлиоз (2)
  • Бетховен (20)
  • Бизе (10)
  • Боккерини (1)
  • Бородин (3)
  • Брамс (7)
  • Вагнер (8)
  • Вебер (1)
  • Верди (28)
  • Вивальди (11)
  • Гайдн (8)
  • Гендель (9)
  • Гершвин (5)
  • Глинка (13)
  • Глюк (4)
  • Григ (9)
  • Гуно (4)
  • Даргомыжский (2)
  • Дворжак (11)
  • Дебюсси (5)
  • Делиб (4)
  • Доницетти (4)
  • Кальман (6)
  • Легар (2)
  • Леонкавалло (3)
  • Лист (6)
  • Люлли (1)
  • Лядов (1)
  • Малер (2)
  • Марчелло (2)
  • Масканьи (2)
  • Массне (3)
  • Мендельсон (6)
  • Минкус (3)
  • Монтеверди (2)
  • Моцарт (27)
  • Мусоргский (9)
  • Мясковский (1)
  • Огинский (1)
  • Орф (1)
  • Оффенбах (4)
  • Паганини (3)
  • Пахельбель (1)
  • Перголези (1)
  • Пёрселл (5)
  • Понкьелли (3)
  • Прокофьев (9)
  • Пуччини (20)
  • Равель (1)
  • Рамо (2)
  • Рахманинов (9)
  • Римский-Корсаков (11)
  • Россини (7)
  • Сати (3)
  • Свиридов (4)
  • Сен-Санс (9)
  • Сибелиус (3)
  • Скарлатти (2)
  • Скрябин (2)
  • Сметана (1)
  • Стравинский (1)
  • Тартини (1)
  • Фалья (2)
  • Форе (2)
  • Фучик (1)
  • Хачатурян (6)
  • Холст (1)
  • Чайковский (36)
  • Шарпантье (1)
  • Шнитке (4)
  • Шопен (22)
  • Шостакович (5)
  • Штраус (младший) (16)
  • Штраус (старший) (2)
  • Штраус Рихард (2)
  • Шуман (5)
  • Эйвисон (1)
  • Элгар (5)

Комментарии (4)

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт. 🎵 Хотите предложить музыку на сайт ?

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    💎‬ 07.05.2020 23:46 Шуберт немецкий танец | Шуберт

Шуберт немецкий танец

String quartet no. 14 in D minor (Death and Maiden), D. 810.

https://m.youtube.com/watch?v=otdayisyIiM (Alban Berg Quartett)

Если появилась возможность, то лобби Шуберта может пополниться тремя произведениями:
+ Баллада «Лесной царь»; https://youtu.be/JS91p-vmSf0
— Соната для фортепиано №16 ля минор часть 1; https://youtu.be/0G0lr9yUgJI Основная тема 0:47.
— Сонатина №3 соль минор часть 4; https://youtu.be/uRPxDyeyFnA (13:16)
Пожалуйста, добавьте. Гулять, так гулять.😂

💎‬ 02.12.2017 18:23 Tourelle | Шуберт

Как полагается, не смогла вспомнить сразу всё, что хотела предложить к добавлению. Из Шуберта ещё на слуху следующие вещи:
– экспромт № 3 соль мажор;
– «Военный марш»;
– музыка к «Розамунде» (скажем, первый антракт);
– «Смерть и девушка» (песня или квартет, но лучше песня);
– «Гретхен за прялкой»;
— «Спокойно спи»;
– «К музыке».
Есть ещё прекрасное, но не очень распространённое — песни «Приют», «Липа», «Весенний сон», «Голубиная почта», например.

4. Franz Peter Schubert (Франц Петер Шуберт) — 10 лучших композиторов мира по версии New York Times

19 ноября 1828(31 год)

Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert ; 31 января 1797 — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.

Детство

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года (в небольшом пригороде Вены, ныне вошедшем в её состав) в семье учителя приходской школы Лихтенталя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд также посвятил себя музыке.

Читайте также  Вокалист The Exploited Уотти Бьюкэн пережил сердечный приступ

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми учить его музыке стали домочадцы: отец (скрипка) и старший брат Игнац (фортепиано).

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскуюпридворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Преподавателями Шуберта были Венцель Ружичка (генерал-бас) и позднее (до 1816 года) Антонио Сальери(контрапункт и композиция). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — опера «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная им в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композитор А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа ИоганнаЭстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене , за исключением короткого пребывания в Граце . Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю . 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех [2] и принёс ему 800 гульденов . Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: « Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды ». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены.

Творчество

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует свое неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающиеся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский»Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

Посмертное признание

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта. Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество.

Читайте также  Ноты для фортепиано

В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты

Неоконченная симфония

Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») — осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце , и Шуберт представил две её части в 1824 году .

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году в виде первых двух частей.

До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением. Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould ) и российского композитора Антона Сафронова).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Лучшие произведения Шуберта

Шуберт был одним из величайших композиторов эпохи раннего романтизма – исследуйте лучшие произведения Шуберта – топ 10 шедевров.

Описанный Листом как «самый поэтичный из композиторов», Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) стал типичным композитором раннего романтического периода. Он много сочинял, сочинял музыку почти во всех основных жанрах, а его песни устанавливали стандарты, непревзойденные более века. У него была короткая блестящая жизнь, почти целиком проведенная в Вене. Его ранняя смерть в возрасте 31 года породила множество сентиментальных мифов. Образ беспечной богемы сохранился и в двадцатом веке. Правда была темнее и сложнее. При жизни Шуберт был известен своими песнями, партиями и короткими пьесами для фортепиано. Открытие его широкой работы началось в 1839 году, когда Роберт Шуман наткнулся на рукопись книги.«

Большая» симфония до мажор , тогда не исполнявшаяся. В 1860-х годах состоялись премьеры других оркестровых шедевров, таких как «Неоконченная» симфония и струнный квинтет до мажор Такие камерные произведения как «Траут» квинтет , октет и си – бемоль фортепианное трио, обаяние и сердечность, в миноре Sonata , Зимний путь и «Смерть и дева» ярко иллюстрируют склонность композитора к депрессии и отчаянию. В течение короткой жизни Шуберт дарил свою музыку только относительно небольшому кругу поклонников в Вене. Однако после его смерти, его произведения были поддержаны рядом выдающихся немецких и французских композиторов-романтиков, и он стал признанным одним из величайших композиторов западной классической музыки.

Лучшие произведения Шуберта: Топ 10 пьес

Фортепианный квинтет In A, D667Квинтет ‘Форель’

Шуберт находился в наиболее оживленном и восхитительном исполнении в своем квинтете «Форель» , одном из лучших своих произведений. Добавив контрабас в фортепианный квартет, он не только подкрепил свои ритмы, но и высвободил виолончель в качестве лирического тенора. Просторное вступление разворачивается в легкий дивертисмент, шелковые арпеджио и трели фортепьяно переходят в мелодию виолончели, за которой следует серенада, которая превращается в скерцо. Затем нас переносят в «невообразимо красивые пейзажи» Верхней Австрии (собственное описание Шуберта) для вариаций мелодии песни Die Forelle ( Форель ), которая отражается в сверкающих водах.

Симфония No.8 си минор, D759 – Симфония ‘Неоконченная’

Ранние симфонии Шуберта свежи и классичны, едва намекая на неизгладимый голос зрелого композитора. Однако в «Неоконченной» он как бы продолжает то, на чем остановился Бетховен в «Пасторальной» симфонии, открывая новые дальновидные перспективы, которые приведут к великим романтическим симфониям. Хотя остались только две законченные части (обе, как ни странно, трехчастные), они каким-то таинственным образом дополняют друг друга, а совершенство лирического написания обеспечило ей постоянное место в концертном репертуаре. Как сказал критик Эдуард Ханслик об «Аллегро»: это «сладкий поток мелодий… настолько кристально чистых, что можно увидеть каждый камешек на дне». И эта симфония несомненно вошла в список – лучшие произведения Шуберта.

Die Schöne Müllerin, D795 (Прекрасная мельничиха)

Цикл стихов поэта Вильгельма Мюллера о влюбленном подмастерье и красавице-служанке на мельнице, на первый взгляд, является традиционным рассказом о безответной любви. В этом цикле, в котором весенний оптимизм сливается с текущим потоком, ритмами токарного станка и бьющимся сердцем юного влюбленного, звучит музыка жизненной красоты. И все же Шуберт составил большую часть этого в больнице, когда ему только что поставили диагноз сифилис. Насколько невиновен и нестабилен наш мельник? На какие глубины он смотрит? Это произведение порождает бесконечное количество интерпретаций, от свежей наивности до безнадежного отчаяния.

Струнный квартет No 14 ре минор, D810 – ‘Смерть и дева’

Все квартеты Шуберта исключительны, от болезненно красивой Розамунде до коротких, резких, одночастных квартетов . Но, пожалуй, никто не достигнет абсолютного союза песни и камерной музыки, как Смерть и дева – произведение, которое начинается с убийственных ударов и никогда не прекращается. Душераздирающие вариации в его песенной установке этих леденящих кровь строк из стихотворения Матиаса Клавдия « Der Tod Und Das Mädchen» : «Ободрись! Я не жестокий, ты будешь спокойно спать в моих объятиях ». Музыка цепляется за один-единственный, пронзительный звук похоронного тона и почти не осмеливается сдвинуться с места. После демонического скерцо смерть уходит призрачным галопом. И это одно из лучших произведений Шуберта.

Экспромт, Op.90, D899 и Op.142, D935

Эти восхитительные фортепианные произведения станут хорошей первой встречей с Шубертом. Безупречные пропорции, блестящие характеристики и контрасты, они кажутся легким проявлением чистого гения. От первого меланхолического марша до минор, переходящего в песню, до неотразимого moto perpetuo в ми-бемоль и мрачных танцев фа минор (D935) – успокаивающего гимна, который приводит Аллегретто в ля-бемоль к взрывной ярости Аллегро. Scherzando – каждое произведение исследует свои темы с явно свободной спонтанностью, маскирующей мастерство мастера.

Лучшие произведения Шуберта – Симфония No.9, D944 – ‘Великая’

Если Шуберт открыл новые горизонты в своей «Неоконченной» симфонии, то в почти часовой «Великой» он создал масштабную симфонию устойчивой силы. Невероятно, но она обнаружилась только в 1839 году, когда его брат Фердинанд Шуберт передал её Шуману, который тут же отвез её обратно в Лейпциг, где Мендельсон дирижировал первым представлением – и даже тогда исполнителям потребовались годы, чтобы понять эту музыку. Это величественное произведение, открывающееся звуками валторны и обширными хоралами, которые, кажется, являются прообразом позднего Брамса , и заканчивающееся накалом по силе, достойным Брукнера. Это произведение подтверждает, что Шуберт является одним из великих симфонистов.

Читайте также  Новый альбом The Shines выйдет в марте

Струнный квинтет до мажор, D956

Этот квинтет был сыгран чаще, чем все другие произведения камерной музыки, возможно, потому, что он кажется квинтэссенцией того, что значит быть человеком. Написанный в последние месяцы жизни Шуберта, он плавно возникает, как если бы он всегда был здесь, посланным небесами. Едва разворачивается его сияющая двойная мелодия виолончели, как падает тень: до мажор когда-либо выражал такую ​​тоску? Время почти остановилось в массивном медленном движении, которое, кажется, колеблется между жизнью и смертью. Прыгающее скерцо вселяет надежду, а резкий танцевальный финал открывает веселое дружелюбие; но Шуберт меняет настроение в последний раз на последних тактах.

Фортепианное трио No.2 ми-бемоль мажор, Op.100, D929

Это стало одним из самых любимых камерных произведений Шуберта с его чрезвычайно красивыми медленными движениями и чувством бетховенского величия и веса. Он открывается эпосом «Анданте», в котором задумчивый, песенный вопрос превращается в ответ в мажоре. Медленная часть включает знаменитую долгую шведскую народную песню See, The Sun is Sinking, которую слышат поверх гипнотических повторяющихся аккордов. Его трогательно использовали во многих фильмах, от Барри Линдона Стэнли Кубрика до Багрового прилива и Учителя фортепиано . Трижды украшенный финал кажется почти комическим «правильным» величественным рондо в танце, но он прерывается диковинными вспышками виртуозности. Шведская песня возвращается, как будто приоткрылось окно в память о невиновности.

Соната для фортепиано No.21 си-бемоль мажор, D960

Шуберт так и не дожил до исполнения своей последней фортепианной сонаты, но мы не должны забывать, что он написал эту небесную медитацию, когда ему было 30 лет, не зная, насколько он был близок к смерти (от брюшного тифа и, возможно, от последствий сифилиса). Именно Шуман признал, что «небесная длина» этих поздних произведений не была слабостью композиции, а была, скорее, ключом к их силе. Соната открывается интроспективной первой частью, в которой тихо переплетаются три чувственно лирические темы. Сердце Сонаты заключается в ее чрезвычайно медленной части. Остроумное балетное скерцо самым восхитительным образом разрушает чары, приводя к мощному танцевальному финалу рондо с венгерскими нотками.

Винтеррайз, D911

Шуберт создавал свое необычное зимнее путешествие на смертном одре. И какое это путешествие. «Странник» поэта Мюллера – современный человек, замкнутый в ледяной изоляции и терзаемый воспоминаниями о любви, и перед ним нет ничего, кроме смерти или потери разума. Друг Шуберта Йозеф фон Спаун вспоминал, как Шуберт представил их: «Я спою вам цикл леденящих кровь песен… Они повлияли на меня больше, чем какие-либо другие песни». От нежной ностальгии по «Липе» до горя «Весеннего сна» и до гипнотического и душераздирающего «Человека-шарманщика», несомненно, это лучший шедевр Шуберта.

Это был список – Лучшие произведения Шуберта. Делитесь статьями в соцсетях!

Франц Шуберт

Франц Петер Шуберт — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний (в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию»), литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (ныне Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт — придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу Des Teufels Lustschloss и мессу Фа мажор — он написал в 1814 г.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь» («Erlk?nig»), написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец» («Der Wanderer»), «Похвала слезам» («Lob der Thr?nen»), «Зулейка» («Suleika») и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» («Die sch?ne M?llerin») и «Зимний путь» («Die Winterreise»), являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной» («An die Geliebte»). Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня» («Schwanengesang»), из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «St?ndchen», «Aufenthalt», «Das Fischerm?dchen», «Am Meere»). Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии c-dur и f-moll, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете d-moll, квинтете c-dur, фортепьянном квартете «Форель» (Forellen Quartett), большой симфонии c-dur и неоконченной симфонии h-moll Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Der h?usliche Krieg oder die Verschworenen». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно.

В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберта имеет некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Иоанн Парижский» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 32 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию c-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

Композитор умер от тифа в Вене 19 ноября 1828 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: