Легенды рока: Jaco Pastorius

12 вечных басовых линий Жако Пасториуса

21 сентября 1987 года умер Жако Пасториус. Величайший бас-гитарист и безумный гений.

В последние годы жизни он много пил и не только. Нарывался и дрался в барах. Великий музыкант и гений иногда ночевал на скамейках в парках Нью-Йорка — квартиры у него уже не было.

За несколько дней до смерти, Жако пытался вылезти на сцену во время концерта Карлоса Сантаны, его грубо скинули, он отправился в клуб, где повздорил с охранником. Люк Хаван — вьетнамец по происхождению и черный пояс по карате избил Жако до состояния комы.

Пролежав в больнице несколько дней без сознания, Жако Пасториус умер страшной глухой смертью коматозника. Убийца получил всего 22 месяца тюрьмы и вышел через 4 за примерное поведение.

Вдова Жако сказала: он отсидел по месяцу за каждого ребенка, которого оставил сиротой. Жако Пасториусу было 35 лет.

Он — великий бас-гитарист и ярчайшая личность. «Джими Хендрикс с басом» — его так называли еще при жизни. А его антология, вышедшая уже после смерти называлась Punk Jazz. Жако мог быть не просто разным — вообще каким угодно, и всегда гениальным.

Donna Lee

Для открытия своего дебютного сольника Жако выбрал композицию Майлса Дэвиса, которую ему помог сочинить Чарли Паркер. И хотя на самом альбоме много классных музыкантов, здесь Жако играет только в сопровождении конгов, чтобы отчетливей было слышно — он способен превзойти собственных кумиров.

Soul Intro/The Chicken

Невероятная уверенность Жако — это легенда. В состав великой фьюжн-банды Weather Report он попал, проникнув после концерта за сцену, и отрекомендовавшись Джо Завинулу: «Я — Джон Фрэнсис Пасториус III, величайший басист в мире.» В общем-то, это было правдой. И каждая запись Жако в составе Weather Report подтверждает величие его и всей группы.

Las Olas

Жако Пасториус был виртуозом и авангардистом, поэтому для альбома Флоры Пурим — бразильской певицы — он сочинил сложную витиеватую композицию, которая осталась тогда практически незамеченной, но теперь звучит чарующе.

Come On, Come Over

Еще один трек с дебютного сольника, но тут Жако дает фанку и эренби в компании с дуэтом Sam & Dave. Сегодня трудно услышать эту песню так же как в 1976-м, но сияющий талант Жако не потускнел.

Bright Side Life

Жако дружил и много играл с Пэтом Метени. В 1974 году даже вышел совместный альбом Jaco, названный так не по имени Пасториуса, а по композиции Пэта Метени, которая уже точно была посвящена Пасториусу. А в 1976 году Метени с помощью Пасториуса записал свой прорывной альбом Bright Side Life, который просто невозможен без баса Жако.

Suite Golden Dawn

И еще одному великому джазовому гитаристу помог Жако — Эл Ди Меола в том же 1976 выпустил дебютный альбом — «Land of Midnight sun». Сюита Золотого Востока остается шедевром фьюжна и одной из лучших композиций записанных Элом.

Birdland

В составе Weather Report было много звезд — Завинул, Шортер, Морейра. Но именно с приходом Жако Пасториуса группа стала по-настоящему популярной. Бас Жако был больше похож на духовой инструмент, чем на привычную ритм-секцию. «Страна птиц» — самая популярная композиция Weather Report и джазовый стандарт.

Coyote

И снова 1976 год. Йони Митчелл — великая и знаменитая фолк-певица решила обратиться к современному джазу и записала альбом Hejira. Несколько композиций на этом альбом стали классикой, благодаря басу Жако Пасториуса. Сложнейшая партия в этой песне вошла в историю поп-музыки.

The Dry Cleaner from Des Moines

Еще один совместный шедевр. Альбом 1979 года Mingus, как ясно из названия, был посвязщен баисту Чарльзу Мингусу и для записи Йони привлекла не только Жако, но и Херби Хенкока, Уэйна Шортера и Питера Эрскина.

A Portrait Of Tracy

Еще один шедевр Жако, впервые записанный на одноименном сольном альбоме. Композиция посвящена жене Жако — Трейси Секстон.

Teen Town

На студийной версии этой композиции, вошедшей в самый успешный альбом Weather Report — «Heavy Weather» — можно услышать, как Жако играет на барабанах, но в концертной версии он довольствуется привычным басом.

Word Of Mouth

Группа Word of Mouth, созданная Жако Паториусом, не могла повторить успех Weather Report. А второй сольник, так же названый Word of Mouth был хорошо принят критиками, но до уровня популярности первого сольника не дотягивал. Но музыка, хоть и спокойно принятая слушателями, все равно, оставалась великолепной.

Памяти Александра Гинзбурга — Саши Черного

Jaco Pastorius — гений безладового баса

Роль случая в историях обнаружения склонности и даже таланта к чему либо — дело распространённое. Как часто мы сами по воле случая открываем в себе нечто новое? Так и Джако Пасториус (Джон Фрэнсис Энтони Пасториус Третий), будучи уже в 15 лет барабанщиком в одном музыкальном коллективе во Флориде, переключился на бас-гитару по самой тривиальной причине: в группу пришёл более опытный музыкант и сел за ударную установку, а басист, как раз, ушёл. Джако, воспользовавшись освободившимся местом, стал играть в группе на бас-гитаре. Казалось бы — типичный рабочий момент, коих случается тысячи за творческую деятельность музыкального коллектива, но в данном случае именно эта перемена стала судьбоносной в жизни не только Джако Пасториуса, но и всего музыкального мира второй половины 20 века.

Многие считают Джако Пасториуса основоположником современных принципов игры на бас-гитаре. То, что показал он, теперь успешно используют тысячи басистов по всему миру. Как точно заметил один из коллег по цеху: «Джако открыл дверь и мы все в неё вошли».
И это при том, что 90% современных бас-гитаристов играют на классических бас-гитарах, оснащённых ладовыми порожками, в то время как Пасториус продемонстрировал миру виртуозную игру именно на безладовой бас-гитаре, не говоря уже о том, что, по большому счёту, именно он является одним из создателей безладовой бас-гитары.

Из барабанщиков в басисты

Овладев к 15 годам игрой не только на ударных, чему его обучил отец-джазмен Джек Пасториус, но также и на гитаре, клавишных и даже саксофоне, он, тем не менее, не отдавал особого предпочтения чему-либо одному. Выбор за него сделал случай.
Младший брат Джако примерно так оценивал его уровень мастерства тех лет: «Когда ему исполнилось 16, он был, наверное, лучшим бас-гитаристом в Южной Флориде. Когда ему исполнилось 17, он, определённо, был лучшим басистом во всем штате».

Спустя несколько лет успехи молодого человека заметили Джо Завинул (пианист) и Уэйн Шортер (саксофонист) основатели джаз-фьюжн группы «Weather Report». Вернее, Джако Пасториус сам рассказал им о себе, после их очередного концерта. Он добился встречи с Завинулом и стал напрашиваться в группу басистом, уверяя, что он — лучший бас-гитарист в мире. Джо Завинул прогнал крепким словом наглого мальчишку, но, спустя время, демо-запись юного наглеца всё-таки послушал. В конечном итоге Завинул пригласил Джако в свою группу. И хотя «Weather Report» на тот момент была уже весьма популярна, Завинул неоднократно говорил, что это была популярность на уровне университетских кампусов. С приходом Пасториуса они вышли на иной уровень, приобретя поклонников во всём мире. И причина тому одна — Джако Пасториус, без преувеличения, виртуозный бас-гитарист.

Читайте также  Прощальный тур Оззи Осборна продлится два года

После «Weather Report» у Джако был собственный коллектив — биг-бэнд «Word of Mouth», с которым он гастролировал по США и Японии. Сольные альбомы Пасториус начал записывать с 1976 года. Были альбомы с певицей Джони Митчелл и с другими известными джазовыми и рок-музыкантами.

Безладовая гитара — хаос или гармония

После 50-х годов музыканты получили возможность активно гастролировать посредством автомобильного, железнодорожного, авиатранспорта, что, конечно же, способствовало распространению музыки. Во второй половине 20 века стало очевидно, что музыка теперь не удел избранных. Но вовлечение в музыкальное пространство огромного числа новых слушателей по всему миру запустило аналогичный процесс и внутри самих музыкальных коллективов. В то же время, контрабас — основной басовый инструмент в музыкальных группах до бас гитары, стал инструментом, скорее, камерным, чем концертным. Почему? Да потому, что контрабас не только громоздок и не мобилен, его звук сложно усилить аппаратурой на больших концертах, но он ещё и требует специального многолетнего трудоёмкого обучения. Для того же, чтобы отвечать возникшим потребностям популярной музыки, с её бешеным темпом жизни и геомасштабом, нужны были музыканты и инструменты, которые были бы столь же мобильны, столь же динамичны, музыка на которых была бы столь же легко воспроизводима, как и сама эта новая музыкальная индустрия. Так, совершенно закономерно, на смену контрабасу пришла бас-гитара.
Первая профессиональная бас-гитара была произведена и выпущена в массы предпринимателем Лео Фендером (Leo Fender) в 1951 году. До этого было несколько попыток создать бас-гитару в производственных масштабах, но все они оказались неудачны. Бас-гитара Фендера музыкальным сообществом всего мира была встречена на «Ура!». И до сих пор, когда говорят «бас-фендер», имеют в виду тот самый первый классический вариант бас-гитары.
Появление бас-гитары, несомненно, стало прорывом для джаза и рока. Она в прямом смысле облегчила жизнь музыкантов, а также сделала более гармоничным и лёгким по воспроизведению звуков за счёт наличия ладов на грифе. Так считало большинство. Но только не Джако Пасториус, выведший на пьедестал именно безладовую бас-гитару.

Как появилась безладовая бас-гитара

Первый безладовый бас был создан в 1961 году Биллом Уаймэном (Bill Wyman, «The Rolling Stones»). Билл хотел улучшить свою первую бас-гитару с износившимися ладами, удалил у неё все порожки, опробовал звук без ладов и нашёл его очень интересным, поэтому новые порожки ставить не стал и тем самым получил первый безладовый бас. Аналогично поступил и Джако Пасториус, который, спустя несколько лет после эксперимента Билла Уаймэна, взял свой отнюдь недешёвый фендер-бас и также удалил у него все лады. Кто знает, но вполне возможно, что если бы не популярность, которую снискал безладовый бас в руках Джако Пасториуса, массовое производство безладовых басов так и не началось бы.

По всей видимости, бунтарская натура Пасториуса, не терпящая ограничений, тем более ограничений, касающихся музыкального самовыражения, стало следствием выбора им гитары безладовой, то есть баса без рамок и ограничений.
Выбрав игру на безладовом инструменте, Пасториус стал восприемником старой школы, отдающей предпочтение контрабасу, но присовокупил все преимущества новой, бас-гитарной специфики. В личности Джако мы наблюдаем удивительный синтез нового и старого времен, и этот синтез по сути то, что имеет нынешняя басовая школа в плане звучания. Джако Пасториус своей неповторимой игрой открыл многим и многим двери в мир музыки.

Трагедия гения

Дальнейшая судьба Джако сложилась почти стандартно для музыкантов того времени. После 1984 года Пасториус, впав в нарко- и алкозависмость, буквально оказался на улице в положении бомжа. Музыкальное сообщество отвернулось от него. В 1987 году он умер нищим, не выходя из комы после травм, полученных в драке с «вышибалой» в одном из клубов в Форт-Лодердейле.
В 2011 году журнал Rolling Stone назвал Джако Пасториуса одним из лучших бас-гитаристов всех времен. Так, настоящее мировое признание пришло к нему после смерти, звершив тем самым, такую же закономерную трагедию гения.

Легенды рока: Jaco Pastorius

Любопытно бывает проследить специфику той или иной профессии по фольклору, который она порождает – шутки, мифы и былины, как правило, весьма точно характеризуют примечательные нюансы какого-либо дела. Взять, к примеру, нелёгкий хлеб музыканта – сколько анекдотов, шаржей и всего остального произвёл этот жанр. Особняком, конечно, стоит фигура басиста: больше всего приколов связано с ним. Любимый анекдот: “Вопрос – Чем отличается хороший басист от плохого? Ответ – Ничем.” Отличается. Эту разницу зовут Jaco Pastorius. Настоящее имя короля бас гитары – Джон Фрэнсис Энтони Пасториус III.

Его Величество родился в Пенсильвании 1 декабря 1951 года. То, что Пасториус станет музыкантом, было ясно (его отец был довольно успешным барабанщиком), а вот то, что его призванием станет бас, никто бы не подумал. Первоначально юный Джако, который, кстати, взял себе этот псевдоним в честь баскетбольного судьи, как и родитель, уселся за ударные. Но, сломав в тринадцатилетнем возрасте запястье, он был вынужден осваивать гитару, барабаны и саксофон. Бас-гитару юный музыкант взял в руки в пятнадцать лет, когда в его первом джаз-бэнде Las Olas Brass освободилась соответствующая вакансия. Первым инструментом Пасториуса стал инструмент ужасающего качества, купленный за 15 долларов. Но терпения гению было не занимать. Младший брат Джако, Рори, свидетельствует: «Когда ему исполнилось 16, он был, наверное, лучшим бас-гитаристом в Южной Флориде. Когда ему исполнилось 17, он определённо был лучшим басистом во всем штате». Это было только начало.

Вскоре Пасториус начал сотрудничать со многими музыкантами, а в 1976 записал дебютный альбом, носящий его имя. Пластинку по сей день называют лучшей «басовой». Однако всемирная слава пришла к Джако в годы сотрудничества с экспериментальной джаз-группой Weather Report. Примечательна история их союза. Как-то, после концерта WT, Пасториус завалился к ним за кулисы, пренагло заявляя, что является лучшим басистом в мире и что он согласен с ними играть. Естественно, команда его дружно послала. Но, прослушав через несколько дней оставленные наглецом демо-записи, Джо Завинул, лидер WT, понял, что парень-то не врёт.

Началось сотрудничество музыкантов. Вскоре о них восторженно заговорил весь мир. К тому моменту «коронным» инструментом Пасториуса стал безладовый Fender Jazz Bass. Его игру невозможно было перепутать ни с чем: только он так филигранно владел «искусственными» флажолетами, аккордовой игрой, идеально точными «шестнадцатыми» нотами… Бас Пасториуса был вызывающим, стремительным, но не сумбурным. Звук его Фендера был так же узнаваем как, скажем, голос Фредди Меркьюри. За честь поиграть с ним считали Херби Хэнкок, Джони Митчелл, Джерри Гонсалес. Впрочем, и сам Пасториус хорошо знал себе цену. Но никогда не знаешь, где окажешься завтра. Со временем Джако Пасториус окончательно потерял почву под ногами, стал вести себя всё более неадекватно. В конце концов, от него отвернулись коллеги и друзья. Очень скоро из лучших залов мира Пасториус в буквальном смысле переместился на улицу, где и погиб однажды в пьяной драке, забытый всеми. Sic transit gloria mundi. Напоследок ещё один анекдот о басисте: “Приходит басист на прослушивание в крутой музыкальный ВУЗ. А сам, как всегда, с похмелья – голова болит, руки дрожат, колени подкашиваются…Садится он в кресло рядом с аудиторией, а оттуда доносятся сумасшедшие басовые запилы… – Вот это виртуоз! – подумал басист и совсем поник головой. Через 15 минут выходит виртуоз. – Ну что. – спрашивает басист – Два… – Как два – ты ж ГЕНИЙ! – ? Басист заходит в аудиторию, а там – маленький противный старикашка сидит. – ДО! – неожиданно сказал препод. Басист перепугался, схватил 3-ю струну за 3-й лад и дернул, попал, в общем. – Пять! – Как ПЯТЬ. – удивился басист – у вас тут до меня ГЕНИЙ играл – такого я еще не слышал, а ему –два! – Это он “ЛЯ” искал! Может быть, и Пасториус так же всю жизнь искал какое-то своё «ЛЯ». Но какая разница? Делал он это бесподобно. И кто сказал, что цель нашего бытия – конечная остановка? Жизнь – это Путь.”

Читайте также  Готовится к выходу трибьют-альбом Johnny Cash: Forever Words

Статья – Андрей Бахмисов (АиБ)

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Джако Пасториус: документальный фильм

«Звук, который создавал Джако, по-настоящему являлся величайшим музыкальным творением человека» (Уэйн Шортер)

Джако Пасториус (Jaco Pastorius) – легендарный американский джазовый бас-гитарист и композитор, вдохновивший своим примером множество различных по стилю известных музыкантов. Будучи рожденным в бедной семье, где родители не имели возможности дать серьезное музыкальное образование своим детям, Джако самостоятельно развил собственный талант и изобрел уникальную манеру игры на бас-гитаре, овладеть которой мечтали бы многие.

В 2015 году бас-гитарист рок-группы Metallica – Роберт Трухильо (Robert Trujillo) совместно с киноассоциацией Passion Pictures создал документальный фильм о жизни и творчестве Джако Пасториуса.

Джако Пасториус – новатор баса

Помимо документальных фактов из жизни гениального басиста, кинолента включает в себя развернутые беседы о его творчестве со знаменитыми и влиятельными современными музыкантами: бас-гитаристом группы Red Hot Chilli Peppers – Фли (Flea), фолк-джаз певицей Джонни Митчелл (Joni Mitchell), Стингом (Sting), джазовым саксофонистом и композитором Уэйном Шортером (Wayne Shorter), джазовым пианистом и композитором Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), гитаристом-виртуозом Карлосом Сантаной (Carlos Santana) и другими.

Удивительно трогательные события из повседневной жизни музыканта описывают некоторые члены его семьи и друзья, близко знавшие басиста. Фильм пронизан эмоциональностью и нежностью, которая была присуща самому Пасториусу. Он раскрывает историю его музыки, жизни, смерти, и в конечном счете, хрупкости и ранимости великого музыкального гения.

Существует очень немного музыкантов, которые коренным образом изменили свой инструмент, а еще меньше тех, кто выходит за рамки возможностей инструмента в целом. Джако Пасториусу за свою непродолжительную жизнь удалось достичь и того, и другого.

В 1976 году мелодичный «поющий» бас на дебютном альбоме Пасториуса полностью изменил и пересмотрел его роль в современной музыке. Критики окрестили Джако Пасториуса как «будущее современной музыки», наряду с популярными тогда Дэвидом Боуи (David Bowie), Томом Уэйтсом (Tom Waits), Пэтти Смитом (Patti Smith), Брайаном Ферри (Bryan Ferry), Лу Ридом (Lou Reed) и Херби Хэнкоком (Herbie Hancock).

Одержимый безумным желанием создавать музыку, которой не будет равных, Джако превратился из небогатого мальчика из Флориды в международную сенсацию, и все это без какого-либо формального музыкального образования! Вместо того, чтобы гоняться за тенденциями популярной музыки, Джако открыл всему миру музыку которая звучала внутри него самого.

Демонстративно выходя за рамки музыкальных усилителей, словно превышая возможности и техники, и человека, а также отказываясь быть просто «аккомпаниатором», Пасториус разрушил привычные инструментальные барьеры.

Прожив всего 35 лет, музыкант успел покорить публику по всему миру, записать несколько успешных пластинок, сотрудничать с большим количеством одаренных и знаменитых музыкантов.

Сам Роберт Трухильо, выступающий в этом фильме еще и продюсером, вспоминает о первом впечатлении от игры Джако, которое навсегда осталось в его памяти и служило мотивацией для профессионального роста всю жизнь басиста.

Релиз представлен на 2-х дисках, один из которых содержит документальное видео с лучшими концертными и студийными записями Пасториуса, рассказами и отзывами от многочисленных восхищенных музыкантов, родственников и самых близких друзей басиста.

На втором диске находятся эксклюзивные, никогда ранее не выпускавшиеся видео-заметки и интервью известных музыкантов, сотрудничавших с Джако или связанных с его музыкой, обсуждающих невероятный вклад бас-гитариста в мировую музыкальную культуру.

Этот документальный фильм сложно назвать простым собранием фактов из жизни великого музыканта, это – настоящее, самое глубокое отражение прежде неизвестных эмоций, которые правили в душе Джако Пасториуса, и то, благодаря чему его музыка навсегда оставила след в сердцах миллионов слушателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: