Легато на гитаре

Легато на гитаре

Легато – это особый прием игры на музыкальных инструментах. При этом сыгранные ноты должны звучать связанно, как бы одной единой плавной фразой. Между ними не должно быть ни единой паузы. В нотной записи этот прием обозначается дугой (лигой). Лига изображается над теми нотами, которые нужно сыграть связанно. Ноты могут быть разной длительности.

Обозначение приема легато

Применительно для гитары термин легато также обозначает слитное звучание нот. Многие известные гитаристы используют этот прием для исполнения скоростных сольных партий. Здесь нужно отдельно отметить технику звукоизвлечения. Существуют несколько видов техники:

  1. Восходящее легато – ноты играются с повышением тона. У гитаристов этот прием более известен под названием hammer (хаммер).
  2. Низходящее легато – ноты играются с повышением тона. Для гитаристов более ходовым является термин pull (пул).
  3. Смешанное легато – совмещаются восходящие и низходящие пассажи.

О приемах легато на гитаре Вы можете подробнее прочитать в статье под названием «Хаммер и пул». Там мы довольно подробно разбирали эти приемы и показывали само звукоизвлечение. Я надеюсь Вам будет легко понять, как играть легато.

Теперь предлагаю Вам упражнения для развития техники легато. Внимательно посмотрите какие ноты залигованы, как их лучше сыграть. И дальше пробуйте сыграть, постепенно изменяйте скорость игры, добивайтесь чистого звучания.

Упражнения легато

Итак, легато в музыке – это важный элемент красивой, быстрой и эффектной игры на гитаре. Этот прием надо развивать и часто тренироваться для беглости и независимости пальцев. В итоге Вы сможете исполнять классные трюки на гитаре в стиле знаменитых гитаристов, ваши сольные партии будут яркими и запоминающимися.

Легато на гитаре

Другая разновидность легато — срывы левой рукой pull off. С элементами этой техники вы уже знакомы (см. третью часть «Цыганочки»). Если звукоизвлечение hammer on происходит за счет ударов по струнам пальцами левой руки, то pull off — это результат срывов струны пальцами. При умелом сочетании этих двух приемов получаются довольно интересные вещи (например, описанное в начале главы звукоизвлечение левой рукой без участия правой). Срывы и ударные легато имеют более широкую сферу применения, чем только скоростные пассажи. По сути, практически любое соло не обходится без легато. Сделайте следующее: средним пальцем левой руки прижмите седьмой лад на первой струне. Извлеките ноту медиатором, а затем (пока она звучит) одерните средним пальцем струну с лада так, чтобы прозвучала открытая струна (нечто похожее вы делали в «Цыганочке»). Это самый простой пример pull off, который дает представление о механизме приема. В табулатуре срывы легато также обозначаются дугой, но сверху ставится буква Р (pull).

Упражнение №61. Срывы pull off на первой струне (тип 1) (см. урок на DVD).
Средним пальцем левой руки прижмите третий лад, а указательным — второй лад на первой струне. При игре срывов довольно часто прижимаются одновременно два лада на одной струне. Ударом медиатора вниз извлеките звук первой струны. Средним пальцем сделайте срыв с третьего лада (в это время указательный палец продолжает держать второй лад на первой струне). Затем сделайте pull off указательным пальцем со второго лада к открытой струне. Из трех прозвучавших нот только первая была извлечена с помощью медиатора (рис. 7.6).

Во втором такте действия такие же, только теперь первую ноту нужно извлечь ударом медиатора вверх. Исполняйте упражнение по кругу, чередуя удары медиатором вниз-вверх.
Упражнение № 62. Срывы pull off на первой струне (тип 2) (см. урок на DVD).
Это упражнение является развитием предыдущего, но теперь будет задействована и вторая струна, а количество срывов увеличится (рис. 7.7).

Начинается упражнение, как и упражнение № 61, но после второго срыва добавляются две ноты: третий лад на второй струне средним пальцем и первая открытая струна. Их нужно извлечь медиатором вниз-вверх. Получается, что в этом такте медиатор применяется трижды, а всего звучит пять нот. Второй такт. Безымянным пальцем левой руки прижмите пятый лад на первой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Сделайте срыв с пятого лада к открытой струне. Указательным пальцем прижмите третий лад на первой струне и извлеките ноту медиатором вверх, а потом сделайте еще один pull off указательным пальцем к открытой струне. Третий такт повторяет первый, а четвертый отличается от второго только сменой позиции. Исполняйте упражнение по кругу, контролируя качество звукоизвлечения: каждая нота должна прозвучать максимально четко.
Упражнение №63. Срывы всеми пальцами (см. урок на DVD).
В предыдущих упражнениях срывы pull off делались в основном к открытой струне (нулевому ладу), однако в практике намного чаще пулы совершаются к соседним ладам, причем всеми пальцами левой руки. Данное упражнение направлено на развитие самых непослушных пальцев левой руки — мизинца и безымянного (рис. 7.8).

Первый такт. Мизинцем левой руки прижмите восьмой лад, а указательным — пятый лад на третьей струне (как и в упражнении №61, прижимаются одновременно два лада на одной струне). Ударом медиатора вниз извлеките звук на третьей струне. После этого мизинцем сделайте pull off с восьмого лада (указательный палец продолжает прижимать пятый лад на третьей струне). Повторите четыре раза, чередуя звукоизвлечение медиатором вниз-вверх. Во втором и последующих тактах меняются только пальцы левой руки на соответствующих ладах (придерживайтесь принципа: один лад — один палец, соседний лад — соседний палец).
Отрабатывайте упражнение не только на третьей, но и на остальных струнах.
Упражнение № 64. Срывы pull off на соседних струнах (тип 1) (см. урок на DVD).
Специфика упражнения заключается в том, что оно играется на двух соседних струнах по очереди, то есть отрабатывается переход со струны на струну во время исполнения pull off. Ваша задача — научиться играть срывы и переходить на соседние струны без пауз. Кроме того, упражнение хорошо развивает мизинец левой руки (рис. 7.9).

Первый такт. Мизинцем левой руки прижмите седьмой лад, а указательным — четвертый лад на пятой струне. Ударом медиатора вниз извлеките звук на пятой струне. Мизинцем сделайте срыв с седьмого лада (в это время указательный палец продолжает прижимать четвертый лад на пятой струне). Теперь ударом медиатора вверх еще раз извлеките звук на пятой струне (указательный остается на месте). Проделайте это четыре раза. Во втором такте действия повторяются на шестой струне. Отрабатывайте упражнение по кругу и будьте особенно внимательны в момент перехода со струны на струну: он должен звучать чисто.
Упражнение №65. Срывы pull off на соседних струнах (тип 2)
Это упражнение является характерным примером использования срывов в современной музыке и направлено на развитие указательного и безымянного пальцев левой руки (рис. 7.10).

Читайте также  Зачем играть гаммы на фортепиано

Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. После этого указательным пальцем выполните срыв с третьего лада к открытой струне. Затем ударом медиатора вверх еще раз извлеките звук на пятой открытой струне. Таков принцип. Теперь нужно проделать то же, но на пятом ладу и безымянным пальцем. Повторите описанные действия. Второй такт затруднений не вызовет, а в третьем и четвертом все повторяется на шестой струне. Отрабатывайте упражнение по кругу, уделяя особое внимание переходу со струны на струну.
Упражнение № 66. Пулы и хаммеры (тип 1) (см. урок на DVD).
Объединим два приема легато. В этом упражнении каждый такт будет начинаться с удара медиатора по струне, а все остальные ноты будут извлекаться исключительно за счет пулов и хаммеров левой рукой (рис. 7.11).

В первом такте извлеките медиатором звук на третьей открытой струне, а затем с помощью ударного легато hammer on резко прижмите средним пальцем второй лад. Тем же пальцем сделайте pull off со второго лада к открытой струне. Продолжайте чередовать пулы и хаммеры, добиваясь непрерывной трели легато.
Второй такт. Прижмите указательным пальцем левой руки второй лад на третьей струне и извлеките ноту медиатором. Затем с помощью ударного легато резко прижмите безымянным пальцем четвертый лад на этой струне. Тем же пальцем сделайте срыв с четвертого лада, продолжая указательным пальцем прижимать второй лад. Затем чередуйте пулы и хаммеры. В третьем такте меняются номера ладов, а пулы и хаммеры исполняются средним пальцем.
Упражнение № 67. Пулы и хаммеры (тип 2) (см. урок на DVD).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и извлеките ноту медиатором вниз. С помощью приема hammer on резко прижмите средним пальцем третий лад. Сделайте срыв с третьего лада тем же пальцем (указательный палец продолжает прижимать второй лад на четвертой струне). Теперь сделайте второй срыв указательным пальцем со второго лада к открытой струне. Второй такт. Средним пальцем левой руки прижмите третий лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вниз. Дерните четвертую открытую струну ударом медиатора вверх, после чего указательным пальцем прижмите второй лад на пятой струне (медиатор вниз). Ударным легато hammer on резко прижмите средним пальцем третий лад. В конце такта указательным пальцем левой руки прижмите второй лад на четвертой струне и ударом медиатора вверх извлеките одновременно звук на четвертой и пятой струнах. В третьем и четвертом тактах все указанные действия повторяются на пятой и шестой струнах (рис. 7.12).

Упражнение № 68. Пулы и хаммеры (тип 3) (см. урок на DVD).
Первый такт. Указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью ударного легато резко прижмите безымянным пальцем седьмой лад, после чего ударом медиатора вниз извлеките звук шестой открытой струны. Повторите вышеописанное три раза. Второй такт начинается похоже: указательным пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту ударом медиатора вверх. Затем с помощью hammer on прижмите безымянным пальцем седьмой лад, после чего тем же пальцем сделайте срыв с седьмого лада (в это время указательный палец продолжает прижимать пятый лад на пятой струне). Теперь необходимо выполнить еще один hammer on — на этот раз на седьмом ладу шестой струны.
Третий такт затруднений у вас не вызовет. Все следует повторить сначала (рис. 7.13).

Легато

Легато – это прием игры на гитаре, при котором звучание определенной ноты переходит в другой по высоте звук без использования правой руки. В нотной грамоте такой прием обозначается лигой или дугой, которая включает в себя несколько нот. При исполнении части произведения в стиле легато первый звук под лигой нужно извлекать как обычно правой рукой, а уже следующие звуки — пальцами левой руки. Чтобы лучше освоить легато, разберемся на наглядном примере.

Даны четыре ноты, все они могут быть сыграны на первой струне. Первая нота «ми» извлекается как обычно правой рукой на открытой. Следующая нота «фа-диез» (II лад), так как она идет после первой ноты под лигой, играется пальцем левой руки — в данном случае вторым. Чтобы правильно ее сыграть, средним пальцем необходимо быстро и точно прижать струну на втором ладу.

Для того чтобы звук получился более ярким, прижимать струну нужно во время звучания первой ноты. Представьте, что прибиваете струну к ладу, как гвоздь к стене. Движение должно быть предельно резким, а главное точным. Чем резче и сильнее вы прижмете струну к ладу, тем ярче и громче получится извлекаемый звук. Вы наверняка заметили, что в примере ноты охвачены не одной лигой, а двумя. Это значит что прием легато после ноты «фа-диез» нужно начинать заново, то есть первую ноту под второй дугой снова нужно извлекать как обычно – правой рукой, а следующую (соль на III ладу) уже пальцем левой руки (третьим).

В нотном примере чуть ниже под одной лигой теперь находятся все четыре ноты. Это значит, что извлечь правой рукой нужно только первую ноту «ми», а остальные необходимо извлекать уже левой. Все движения выполняются абсолютно также как и в предыдущем примере. Отличие состоит только в том, что вам придется использовать три пальца левой руки, чтобы извлечь звуки. Просто по очереди опускайте их на нужные лады первой струны, не забывая о быстроте и точности исполнения данного приема.

В данных до этого момента примерах все ноты шли от низкого к более высокому по высоте звуку. В таких случаях прием игры приобретает специальное название – восходящее легато. Если же звуки под лигой, наоборот, спускаются от высокого к более низкому, то название приема дополняется словом – нисходящее. Нисходящее легато имеет немного другую схему игры, поэтому разберем его на примере.

Первую ноту «соль» нужно извлечь правой рукой как обычно. Извлекается данная нота на первой струне, III ладу (прижимается лад вторым пальцем). Во время ее извлечения первый палец уже должен быть готов сыграть ноту «фа-диез», то есть во время звучания первой ноты он уже должен прижимать струну на втором ладу. После окончания длительности ноты «соль», необходимо резко снять второй палец с лада, то есть выполнить движение прямо-противоположное при восходящем легато.

При снятии постарайтесь поддеть или зацепить подушечкой пальца струну. Если совершите это движение довольно быстро и правильно, то услышите звучание ноты «фа-диез», так как прижимаете струну на втором ладу. Ноты под второй лигой играются точно также. В следующем примере нисходящим легато охвачены все четыре ноты.

Читайте также  Солистка Roxette умерла в возрасте 61 года

Исполняется такое нисходящее легато также как и в предыдущем примере с двумя нотами. Правой рукой играется только первая нота, остальные извлекаются последовательным снятием пальцев левой руки со струны. Не забывайте предварительно ставить пальцы на нужные лады, чтобы в итоге прозвучала правильная нота.

При игре приемом легато всегда старайтесь выдерживать правильную длительность нот. Также помните, что все звуки под лигой должны быть примерно одинаковой громкости. Кроме отдельных звуков, данным приемом можно играть целые последовательности созвучных нот. При этом в нотной записи указывается лишь одна лига для всех нот созвучия, а не для каждой в отдельности. Попробуйте самостоятельно разобраться в следующем примере.

Легато на гитаре. Приемы легато «Hammer on» и «Pull off» на гитаре для начинающих

Легато на гитаре. Общая информация

Данный прием – одна из основ гитарной игры для любого гитариста. Он довольно важен, поскольку позволяет сочинять партии, звучание которых невозможно повторить при использовании техники переменного штриха. В данной статье мы подробно рассмотрим все подробности использования легато на гитаре, дадим советы и упражнения по тому, как развить ее и отрабатывать в дальнейшем.

Легато и нон легато в музыке

По сути, это – одни из основных приемов артикуляции в музыке. Это два диаметрально противоположных способа извлечения звука . Нон-легато – это стандартный штрих на гитаре, когда каждый звук проигрывает отдельным ударом по струне. Очень часто он подразумевает непрерывное исполнение тремоло на гитаре. Легато же – более плавный прием. Когда вы играете на гитаре, вам потребуется ударить по струне один раз, держа палец на одном ладу, и после этого – другим пальцем левой руки ударить по той же самой струне на другом ладу. Таким образом, получится очень плавная мелодия, которая звучит, не так отрывисто, как в случае с первым вариантом. Кроме того, скорость игры, таким образом, увеличивается.

Для чего используется Легато на гитаре?

Чаще всего данный прием используется для создания интересных ритмических рисунков, а также музыкальных фраз, которые без использования легато были бы невозможны. Эта техника очень часто применяется в таких жанрах как кантри, для того, чтобы создать характерный грув для этого направления. Кроме того, именно на технике легато построен такой прием как свип, когда ноты проигрываются с запредельной скоростью и темпом.

Стандартное обозначение

В нотах прием легато обозначается дугой, которая проходит от одной ноты к другой. При этом, если внутри этой дуги включены другие ноты, то это означает, что они все играются при помощи легато.

Обозначение в табулатурах

Точно такой же дугой легато обозначается и в табах. Здесь действуют те же самые правила, что и в нотном написании, однако иногда так же над нотами ставится пояснение – что это за прием конкретно, хаммер он или пул оф.

Как играть Hammer on на гитаре (Хаммер он)

Это первый из двух приемов, который входит в упражнения на легато. Делается он таким образом. Вам нужно зажать струну и ударить по ней медиатором. После этого пальцем левой руки зажмите ту же струну на другом ладу, при этом ударив по ней так, чтобы она начала звучать. Это не очень сложно, но требует определенной координации.

Как играть Pull off на гитаре (Пулл офф)

Еще один прием – пулл офф. Очень часто он делается сразу после хаммер она. Для того, чтобы сыграть с его помощью, зажмите двумя пальцами два лада одной струны – например, 5 и 7. После этого, не ударяя по струнам медиатором, как бы зацепите более низкий лад – в данном примере, 7й, и сыграйте струну им. Таким образом, зазвучит пятый лад. Это сложнее, чем хаммер, поскольку вам нужно следить за тем, чтобы палец не цеплял другие струны, и чтобы все звучало чисто.

Упражнения на легато

Ниже представлены упражнения, которые позволят вам отработать легато на гитаре.

Простые комбинации для отработки приема Hammer on (Хаммер он)

Данный набор позволит вам отработать hammer on на гитаре на примере простых фраз и отрезков. Помимо общего описания, здесь представлены аудио-файлы и табулатуры для лучшего понимания.

Здесь задействован первый и второй лад. Все, что вам требуется – при помощи вышеобозначенного приема перейти с одного на другой так, чтобы прозвучали оба.

Здесь то же самое, но на лад ниже. Задача та же самая, что и в прошлом упражнении.

То же самое, что и первые два упражнения. Суть та же самая, однако, все на лад ниже.

« 1-3»

Это уже отработка приема через один лад. Самое главное – помните о том, что каждому пальцу соответствует один из четырех ладов.

То же самое упражнение, что и выше, однако вы спускаетесь с первого на второй лад.

Это отработка хаммер-она через два лада, а также упражнение для мизинца. Все то же самое, но теперь вам нужно делать хаммер другим пальцем.

Простые комбинации для отработки приема Pull off (Пулл офф)

По аналогии с разделом выше, эти упражнения сделаны для отработки pull off на гитаре. Точно так же, здесь представлены еще и аудио-файлы, а так же табулатуры.

В данном упражнении вы заставляете звучать первый лад при помощи пул оффа.

То же самое, что и упражнение выше, однако теперь вместо первого и второго ладов задействованы второй и третий.

Точно такое же, что и выше, но вы опять спускаетесь на лад вниз.

Как и в разделе выше, в этом блоке вам потребуется сделать пул оф через один лад.

То же самое, что и прошлое упражнение, но вы опускаетесь на один лад.

Здесь вам потребуется сделать пул-оф сразу через два лада.

Расширенные комбинации Hammer on на гитаре (Хаммер он)

В данном разделе представлены немного усложненные упражнения, которые позволят научиться тому, как играть легато на гитаре. В данном случае прием hammer-on потребуется выполнять не на одном, а на нескольких ладах последовательно, что значительно сложнее. В последнем упражнении вам нужно будет сделать его сразу на трех ладах. Самое главное здесь – сила удара правой руки по струне, чтобы все они звучали одинаково.

Расширенные комбинации Pull off на гитаре (Пулл офф)

Как и в прошлом разделе, здесь собраны усложненные паттерны пулл офа. В целом, требования точно такие же – координация и слежение за пальцами. Вы не должны цеплять другие струны, а все лады должны хорошо прозвучиваться.

Важные детали, на которые нужно обратить внимание при игре упражнений

Сила удара по струне

Это критично при игре хаммер-оном. Вам нужно следить за тем, чтобы удар по струне давал четкий и ясный звук. Разумеется, он не будет таким ярким, как при ударе медиатором, однако вы должны четко слышать все ноты, которые играются таким способом. Стоит сказать, что это довольно сильно зависит от высоты струн , поэтому убедитесь, что ваш гриф не выгнут ни в какую сторону.

Читайте также  Что такое синкопа и как ее играть

Сила зацепа струны

То же самое стоит упомянуть и про пулл-офы. Вам нужно цеплять струну так, чтобы она четко звучала на любом ладу. Это довольно сложно, и потребует координации, однако если делать это медленно и постепенно разгоняться, можно быстро справиться с трудностями.

Громкость звучания, особенно на акустической гитаре

Если на электрогитаре все сглаживается наличие датчиков, то на акустике все зависит только от навыков вашей руки. Как уже было сказано выше, легато звучит гораздо тише, чем обычная атака по струне медиатором, поэтому вам нужно стараться сделать так, чтобы разница между громкостью была не сильно заметна.

Скорость исполнения

Это уже менее важная вещь, однако, если вы решили озаботиться освоением более сложных произведений, то вам определенно стоит обратить внимание на скорость исполнения этих приемов. Для этого хорошо подойдет игра гамм на гитаре , когда вы проигрываете их только данными приемами туда и обратно под метроном.

Чистота звукоизвлечения

Как и всегда, это самая важная вещь, на которую надо обратить внимание, как ив других приемах игры на гитаре . При исполнении легато вы не должны цеплять другие струны пальцами, и не должно звучать больше ничего, кроме ладов, которые вы зажимаете. Добиться такой координации можно только постепенно играя упражнения под метроном, и уделять им хотя бы час своего времени ежедневно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: