Кавер Creedence Clearwater Revival от рокеров из Мэрилэнда Clutch

История Creedence Clearwater Revival

Просуществовав всего пять лет на рубеже 60-70-х Creedence Clearwater Revival оставили огромный след в истории рок-музыки, а многие их хиты популярны до сих пор.

Как и другие группы, Creedence появились на свет и обрели себя далеко не сразу, зато о Джоне Фогерти этого сказать было нельзя. Он вспоминал:

«Я точно знал, чего хочу, лет примерно с восьми. Году в 1953-м я мечтал о группе под названием «Johnny Corvette and The Corvettes», в которой, конечно, был Джонни Корветом. Как видите, я уже тогда ощущал себя лидером».

Мечта Фогерти начала осуществляться шесть лет спустя, когда он свел знакомство с одноклассником Дугом Клиффордом, игравшим на ударных, а тот познакомил Джона с другим своим приятелем, пианистом Стю Куком. Этого оказалось достаточно, чтобы на свет появилась группа The Blue Velvets, игравшая все подряд – от песен Рэя Чарлза до инструментальных хитов Дуэйна Эдди и The Ventures.

Старший брат Джона Фогерти Том тоже был местной звездой рок-н-ролла, и его группа Spider Webb and The Insects даже ухитрилась подписать контракт с лейблом, но распалась, не дождавшись выпуска уже записанного сингла. Тогда Том попросил «младшенького» помочь ему на демо-записи, а впоследствии присоединился к его группе, получившей название Tommy Fogerty and the Blue Velvets. За этим последовали несколько не очень удачных синглов под разными названиями, пока глава лейбла Fantasy, приметившего группу, не переименовал ее в The Golliwogs – под влиянием моды на «битловские» названия. К тому времени Стю Кук переключился с фортепиано на бас, а Том Фогерти уступил место у микрофона Джону, который к тому же начал писать собственные песни. Увы, до славы, равной битловской, The Golliwogs было все так же далеко, хотя некоторые из их тогдашних песен обрели новую жизнь уже в эпоху Creedence.

Не добившись успеха со старым названием, музыканты решили кардинально сменить его, превратив в своего рода символическую формулу. Первой и самой знаменитой его частью стало имя подруги Тома Фогерти по имени Криденс Ньюболл, и должно было нести заряд позитива, как и финальное «Revival» – «перерождение». А среднее слово «Clearwater» ассоциировалось с движением в защиту природы.

Вскоре группа подписала с лейблом Fantasy Records контракт, который, как выяснилось впоследствии, оказался кабальным. Музыканты становились кем-то вроде наемных работников компании и могли быть уволены в любой момент, а пока должны были ежегодно выдавать некислое количество материала: по 12 «мастер-записей» в течение двух первых лет контракта, и по 24 – в течение каждого года из пяти оставшихся, и это же распространялось на возможные сольные записи. Впрочем, до поры до времени эти условия их не волновали…

Отточив мастерство на живых выступлениях, группа засела в студии, занявшись первым альбомом, и записала его практически вживую. Основную массу материала на нем составили песни Джона Фогерти, который рос как автор и исполнитель не по дням, а по часам. Однако еще большую известность получили две кавер-версии – «Suzie Q» и «I Put A Spell On You» куда лучше знают в исполнении Creedence, нежели в оригинальных версиях. Группа заявила о себе буквально с первых нот, а молодой напор Фогерти и компании стал отличным противовесом модной тогда расслабленно-психоделической музыке.

Начавшуюся полосу удач продолжил и второй альбом группы под названием «Bayou Country», подаривший Фогерти два первых собственных хита – «Born On The Bayou» и «Proud Mary». Вторая из этих песен вскоре вошла в репертуар Тины Тернер и прочно ассоциируется с черным американским Югом и пароходами на Миссисипи, хотя изначально писалась об уборщице, день за днем работающей в богатых домах. Не обошлось и без каверов: выбрав на сей раз знаменитый хит Литтл Ричарда «Good Golly Miss Molly», Фогерти пополнил список каверов, сыгранных не хуже оригинала. Эту пластинку можно назвать одной из первых и наиболее ярких работ стиля кантри-рок, без которой не было бы ни модного сейчас альтернативного кантри, ни большинства панк- и хэви-металлических вокалистов.

Стремительно растущая популярность группы привлекла внимание множества устроителей фестивалей, включая легендарный уже «Вудсток». К участию в нем Creedence привлекли едва ли не первыми: именно факт участия группы Фогерти позволил организаторам «Вудстока» заманить туда и других звезд, тогдашних и будущих. Увы, у самой группы остались не лучшие воспоминания о трех днях мира и музыки: перед музыкантами CCR выступали любимцы тогдашних хиппи Grateful Dead, не признававшие ни регламентов, ни вообще коротких выступлений. В итоге Creedence вышли на сцену за полночь, когда большинство зрителей, по словам самого Фогерти, «обдолбались и заснули». Группа выложилась по полной, сыграла один из своих классических сетов, но так и не попала в легендарный фильм-концерт Майкла Уэдли. А само ее выступление вышло в видео- и аудиоварианте лишь спустя добрых полвека.

Своего рода компенсацией за неудачу на «Вудстоке» стал новый альбом «Green River», ставший таким же популярным, как и предыдущие два. Группа продолжала создавать музыку на стыке ритм-энд-блюза, кантри, рока и соула, не уходя в музыкальные дебри, а сам Фогерти называет этот альбом самым личным и любимым из всех записанных Creedence. Слушатели оценили и исповедальность текстов, и по-прежнему мощное исполнение: заглавная «Green River» и «Bad Moon Rising» с тех пор прочно вошли в концертную программу Creedence, а впоследствии и самого Фогерти.

Мало-помалу в песнях коллектива начали проскальзывать политические нотки: в прессе даже протестовали против «коммунистической» группы из Калифорнии, которая «призывает молодежь к восстанию». Повод для этого, несомненно, был: достаточно вспомнить сатирическую «Fortunate Son» о богатых сынках, уклоняющихся от призыва. Впоследствии она, как и более поздняя «Run Through The Jungle», стала своего рода музыкальным символом войны во Вьетнаме.

Впрочем, такого рода политические заявления и скандалы не влияли ни на популярность группы, ни на качество ее музыки. Каждый новый альбом становился событием и расширял музыкальную палитру группы, остающейся квартетом на сцене. На альбоме «Cosmo’s Factory» к традиционному инструментарию добавились слайд-гитара, клавишные, саксофон, пленочные эффекты, на «Pendulum» – духовые и женский бэк-вокал, а в самих песнях начало чувствоваться влияние не только рока и ритм-энд-блюза, но и прогрессив-рока. Песни между тем становились все лучше и лучше: «Looking Out My Back Door», «Have You Ever Seen The Rain» или «Travelin’ Band», кажется, не оценил только глухой или ленивый.

Куда грустнее были начавшиеся трения внутри самой группы. Зимой 1971 года, после гастролей, Creedence ушли в творческий отпуск, из которого вернулись только три участника. Том Фогерти, чья роль в группе падала все больше, устал от изнурительных турне и хотел проводить больше времени с семьей, да и остальных участников начала тяготить роль аккомпанирующего состава при Джоне Фогерти. Пытаясь сохранить группу, гитарист настоял, чтобы на следующем альбоме звучали не только его песни, но оказал и коллегам, и группе медвежью услугу. Самыми заметными песнями на новом альбоме «Mardi Gras» оказалась написанная Фогерти «Sweet Hitch-Hiker» и спетая им же кавер-версия песни «Hello Mary Lou», а остальные песни, написанные Дугом Клиффордом и Стю Куком, едва ли были уровнем выше среднего. Обозреватель Rolling Stone Джон Ландау назвал «Mardi Gras» «худшим альбомом, который когда-либо выпускала великая группа», и неудивительно, что он стал последней ее работой.

Расставание участников коллектива было отнюдь не мирным. К концу совместной работы группа, озолотившая лейбл Fantasy и ее главу Сола Зэнца, оказалась, по сути, банкротом. Басист и ударник заявили, что причиной этого стали чересчур дружеские отношения Фогерти и Зэнца: по их словам, гитарист в свое время не подписал соглашение, которое бы смягчило условия давнего жесткого контракта, а потом одобрил авантюру, лишившую участников группы всех сбережений. После пяти лет разбирательств музыкантам присудили более 8 миллионов долларов, которых они так и не получили. Зато отношения между Фогерти и бывшими коллегами оказались безнадежно испорчены.

Дальнейшая история остальных музыкантов складывалась столь же безрадостно. Том Фогерти выпустил несколько симпатичных альбомов, не имевших большого успеха, а в 1990 году умер от СПИДа, вызванного переливанием зараженной крови. Кук и Клиффорд сосредоточились на сессионной работе, а в 90-е годы собрали трибьют-группу под названием Creedence Clearwater Revisited, ввязавшись в еще одно разбирательство с Фогерти.

Состав Creedence Clearwater Revisited

Суд удовлетворил их право на это название, но чуть позже Джон Фогерти подложил коллегам еще одну свинью, отказавшись играть с ними на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в 1993 году. И те узнали об этом буквально на саундчеке.

Читайте также  Клипы года 2015 по версии Полянского Сергея

«Дуг и Клиффорд были вне себя», – вспоминал сын Тома Фогерти Джефф, специально для выступления разучивший отцовские партии ритм-гитары. В конечном счете песни Creedence на той церемонии все же звучали, но в исполнении Джона, Брюса Спрингстина, Робби Робертсона из The Band и других именитых музыкантов. С тех пор Фогерти в нескольких интервью намекал на то, что не возражает против реюниона – но такого рода обиды не забываются.

«Это было бы здорово 20, даже 25 лет назад, но теперь уже слишком поздно», – печально подвел итоги Дуг Клиффорд.

Сам Джон Фогерти сразу после распада группы начал успешную сольную карьеру, хотя на протяжении многих лет отказывался играть на концертах песни Creedence, чтобы не платить отчислений Fantasy Records. В конце концов его продолжавшийся контракт с Fantasy был выкуплен за миллион долларов, но в середине 80-х Фогерти прервал карьеру, слишком занятый судебными разбирательствами с лейблом и бывшими коллегами. Впрочем, в 1997 году он выпустил отличную пластинку «Blue Moon Swamp», а в новом веке, когда Сол Зэнц продал свою долю в компании, подписал новый контракт с лейблом, носившим теперь название Fantasy/Concord. И теперь его концертный сет в значительной степени состоит из песен, принесших ему славу в далекие 1960-е – благо голос его производит впечатление даже в домашних условиях.

Сенсация! В Минск едет группа Creedence Clearwater Revival (на самом деле нет)

Вы не поверите: анонс на сайте билетного оператора Kvitki.by гласит, что в Минск приедет с концертом группа Creedence Clearwater Revival. Короче, сенсация: группа ведь прекратила существование в 1972 году. Там же есть афиша, на которой можно заметить небольшой подвох: название группы пишется уже иначе.

«Золотые хиты вечной музыки впервые прозвучат в Беларуси в рамках мирового тура!» — гласит описание на афише. Там же название — Creedence Clearwater Revived. То есть название отличается от того, что указано в описании мероприятия. Дальше — интереснее: мелким шрифтом на афише написано Performing all the classic CCR hits. Поясняем: группа Creedence Clearwater Revived сыграет в Минске все классические хиты группы Creedence Clearwater Revival.

Дальше читаем описание этого мероприятия: «К несчастью, помимо талантов, группа обладала еще и самым невыгодным контрактом в истории грамзаписи, что в итоге привело ее к распаду в 1972-м. В конце 80-х основатель CCR Том Фогерти (Tom Fogerty) возобновил гастрольную деятельность вместе с гитаристом британской группы Animals Джонни Гитар Вильямсоном (Johnnie Guitar Williamson) по Европе, Азии и Австралии. Успех альянса англо-американских музыкантов был настолько колоссальным, что даже после трагической смерти Тома Фогерти в 1990 году группа продолжила свои выступления, пригласив на роль ведущего вокалиста Пита Бартона (Pete Barton), более 20 лет выступавшего в составе Animals и вместе с легендами ритм-энд-блюза Стивом Кроппером (Steve Cropper), Спенсером Дэвисом (Spencer Davis) и Миком Грином (Mick Green). Нынешний состав группы отмечает в этом году свое 20-летие. Вместе с Питом Бартоном, которого музыкальные критики прозвали за мощный голос The Size Of Texas („Размером с Техас“), на сцену выходят ветераны рока: Джефф Хаммонд (Geoff Hammond) — легендарный барабанщик Пола Маккартни по Wings, гитарист Грэм Поллок (Graham Pollock) из The Hollies и бас-гитарист Алан Сагар (Alan Sagar), пришедший из легенды кантри-рока 70-х группы Slack Alice».

Мы тщательно искали место, в котором Creedence Clearwater Revival начинают именовать Creedence Clearwater Revived. Но не нашли его: вместо этого повсеместно используется аббревиатура CCR. Тогда мы начали разбираться с составом музыкантов. Главной звездой состава Creedence Clearwater Revived значится гитарист The Animals Джонни Гитар Вильямсон. Он действительно играл в The Animals — с 2001 по 2009 год (короче, самый расцвет группы). Пит Бартон действительно выступал в роли вокалиста The Animals, но тоже в начале нулевых. Джефф Хаммонд (Google знает только английского футболиста с таким именем) играл в группе гитариста Пола Маккартни Денни Лэйна. Легендарная группа Slack Alice записала свой единственный альбом в 1974 году (на Rateyourmusic у него рейтинг 3,15 из 5), а упоминаний про Поллока в составе The Hollies мы так и не нашли (попробуйте отыскать вы).

В общем, в Минск едет кавер-группа, которая будет исполнять в концертном зале «Минск» песни Creedence Clearwater Revival и которую увешали несуществующими «легендами». Билеты, кстати, продают за 44—94 рубля. Организатором мероприятия значится ООО «Дэпилс». Юрлицо также занималось организацией концертов Татьяны Булановой, Виктора Зинчука, Питера Бенса, Олега Шаумарова, выступления «звезд театра La Scala» и спектакля «Проходимцы». Все эти мероприятия отменены.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

За что я люблю Creedence Clearwater Revival

За что я люблю и уважаю классическую рок-группу “Creedence Clearwater Revival” (1967-1972, США, Эль Серрито, близ Сан-Франциско, Калифорния).

Прежде всего, хочется пошутить. Я люблю и уважаю данный коллектив за… название. Одни стильные 3 слова чего стоят!

Но, если быть серьёзным, то всё тут гораздо глубже и познавательнее, чем кажется на первый взгляд… И когда знакомые музыканты, отвечая на мой вопрос, мол, как хорошо ты играешь на гитаре, говорят, что: «Я играю, как «Криденс», то справедливо хочется поставить таких людей на место, подчеркнув, что играют они в похожем стиле и звучании, но им, простым гаражным и дворовым командам, ой, как далеко до великой, талантливой, и легендарной рок-группы…

Что? Жёстко? Но зато справедливо. Играть «Криденс» может, кто угодно, но сравнивать себя с успешными музыкантами, группе, которая ничего не добилась в музыке, это, извините, неправильно (мягко говоря). Ведь такому коллективу, как «Криденс» можно позавидовать в упорстве, стойкости, целеустремлённости и желании доводить все дела до конца…

Да, по большому счёту, это группа, так сказать, одного человека – гитариста, певца, автора и аранжировщика всех песен, а также художественного руководителя, продюсера и много чего ещё – Джона Фогерти. Но! Выяснилось и сформировалось всё это не за один день. Группа начала своё существование ещё в школьные годы (1959), определилась с составом участников, пробовала записывать песни на радио, выступала на танцплощадках, в клубах, ярмарках. И пел там тогда старший брат Джона – Том Фогерти. Пел, а младшенький (на 4 года младше) ему аккомпанировал на гитаре. Не сразу он подошёл к микрофону, не за один вечер стал сочинять слаженные и интересные тексты песен. Около 10 лет понадобилось, для того, чтобы о них узнали, полюбили и проявили к ним должное уважение! Около 10 лет! За которые ребята подросли, возмужали, и, сменив четыре названия (1959-1964 — «The Blue Velvets», Tommy Fogerty and «The Blue Velvets»; 1964-1967 — «Vision», «The Golliwogs», выбрали, наконец, себе стильное и мощное – “CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL”, чтобы подчеркнуть то, что в них ещё не угасло желание продолжать трудиться.

Продолжать, несмотря на финансовые трудности, неудачи, посредственный успех в клубах и на вечеринках. И именно это выразилось в их новом, третьем по счёту названии коллектива – «Возрождение» («Revival»)! Уже не парней, а мужчин! Не наивных, а опытных. Возрождение чистой воды, с мелодичным, красивым женским именем Криденс (имя подруги Тома Фогерти — Криденс Ньюболл), что несло в себе заряд позитивной энергии, надёжности и цельности. Как целое, неделимое яблоко, которое несколько раз было разрезано на части, они попытались встряхнуть это старое общество (в конце 60-х, начале 70-х годов XX-го века). И им удалось!

Не за год они стали мировой знаменитостью, как пишут об этом различные сайты. Около 10 лет потратили на это! Почти 10 долгих, мучительных лет группе понадобилось, чтобы найти себя в этом огромном мире музыки (1959-1967)! Ну, и став «Криденс», они добились этого за год.

«Криденс»… Новое название, новые планы, желания, стремление. Усердная и кропотливая работа, репетиции до седьмого пота. Вдохновение Джона Фогерти, его голос, отточенное перо и магический звук гитары. Самовыражение. Его огромное желание поведать миру о наболевшем, раскрыть душу, рассказать что-то. И он смог. Спустя почти 10 лет проб и ошибок, он смог! Вырос над собой, своими желаниями, эмоциями и амбициями. Настало его время…

Читайте также  Дуэт The Carters повысил посещаемость Лувра

Теперь каждый из нас слышал, хотя бы 5 песен «Криденс», ставшими народной рок-классикой. Даже те, кто не знает название коллектива, всё равно могли слышать их. Где? Да где угодно! В кино, по радио, телевидению, в рекламе. Везде! Почему? Потому, что хоть это и рок-группа с мощным вокалом, ревущей гитарой, чётким барабаном и басом, но именно в этих (а-ля народных) песнях человек (Джон Фогерти) раскрылся настолько, что люди посчитали их близкими себе, своему миру и окружению. Повторюсь ещё раз: такие близкие, почти народные песни получились. О поиске жизни, желании существовать в мире и согласии, без войн и массовых конфликтов. И это сильно. Попадание в тему, душу, сердце…

Ведь вы когда-нибудь видели дождь (“Have you ever seen the rain?”)? Летний, чистый, как слеза ребёнка, как прозрачный серебряный ручей? Или же холодный, осенний? А может, наблюдали майский ливень? Так зачем же вы омрачаете всё железом и кровью? Да, дождь смоет всё, но какое будет к нему в дальнейшем отношение. И воспринимаем ли мы грозу, как наступление чего-то такого плохого, после затишья? Метафора, но в ней есть что-то. Близкое и понятное нам… Тогда Джон иносказательно пел о Вьетнаме, но разве сейчас лучше стало? Конфликты, как были, так и остались. Такие песни о наболевшем — на века… Открытая, истерзанная болью душа…

А пароходик «Гордая Мэри» (“Proud Mary”)? Джон рассказывает так поэтично и литературно, что невольно представляешь себе эту историю. Этот пароход, реку… Желание выбраться из обыденности, рутины. Выскользнуть подальше, почувствовать свободу, свежий ветер, гудок парохода! Тууу-тууу! И никого… На время… Красиво…

А заводной рок «Криденс»? “Molina”, “Good Golly Miss Molly”, “Travelin’ band” и другие? А эти, так называемые, долгоиграющие номера? “Suzie Q”, “I heard it through the grapevine”? Пусть и обработки других исполнителей, зато какие! Как сыграно! Любо-дорого слушать.

Вот-с… И это всё «Криденс»…

5 лет существования (как видно, хватило тех почти 10 лет поиска себя и звучания, итого: 13). 7 выпущенных альбомов. 120 миллионов копий проданных дисков. И дальше каждый пошёл своей дорогой…

«Creedence Clearwater Revival» — «Fantasy», июль 1968.
«Bayou Country» — «Fantasy», январь 1969.
«Green River» — «Fantasy», август 1969.
«Willy and the Poor Boys» — «Fantasy», ноябрь 1969.
«Cosmo’s Factory» — «Fantasy», июль 1970.
«Pendulum» — «Fantasy», декабрь 1970.
«Mardi Gras» — «Fantasy», апрель 1972.

Ну, а я? А я люблю и уважаю группу “Creedence Clearwater Revival” за:

+ сильный, мощный, динамичный и особенный вокал Джона Фогерти;

+ интересные тексты песен, которые хочется учить наизусть и петь;

+ а-ля народные песни (их выделим особо);

+ рок! Настоящий, взрослый рок! С гитарой (местами губной гармошкой, органом), зажигательными элементами и желанием пуститься в пляс от некоторых номеров;

+ постоянство состава. Всегда ценил это качество в любом музыкальном коллективе. Сплочённость, отдача, стойкость, упорство, работа до седьмого пота. Без нытья, увольнений и прочего. И так до конца. Через весь тернистый путь вместе. Э-э, кроме старшего брата Тома Фогерти (о чём я скажу чуть позже);

Джон Фогерти — ведущий вокал, гитара, губная гармошка, клавишные, саксофон (1967—1972).
Том Фогерти — гитара, бэк-вокал (1967—1971).
Стю Кук — бас-гитара, клавишные, бэк-вокал (1967—1972).
Дуг Клиффорд — ударные, перкуссия, бэк-вокал (1967—1972).

+ Историю группы, а также за то, что о таких, как они, можно писать книги, снимать фильмы, рассказывать по радио;

+ ну, и последнее – за то, что, как бы там у них не сложились отношения в дальнейшем, они заслужено вписали своё имя в историю развития рок-музыки, внеся в неё своё звучание, особенный вокал и именно своё видение дела… Ведь когда я ставлю “Wrote a song for everyone” («Написал песню для каждого») — я понимаю, что это посыл миру, что написал он её, как притчу, как песню-протест о наболевшем, как крик измученной души. А это не может не трогать. Это близко. И рок тут ни при чём…

Ни при чём… Знаете, изучая биографию Джона Фогерти, я обратил внимание на то, что это неглупый, начитанный, серьёзный, ответственный и очень одарённый человек. Мне понравилось то, как он относился к работе, как отдавал себя. Кстати! Я даже обратил внимание на то, как Джон выглядел! Это был всегда культурно и прилично одетый мужчина, который… казался воспитанным и аккуратным музыкантом. Рок-музыкантом! С мощным вокалом и яркой игрой на гитаре, в блюзовой и ритм-энд-блюзовой манере, со слегка утяжелёнными, находчивыми рифами! И это говорило о многом. Он отличался от типичного рокера.

А остальные музыканты группы? Соответствовали ему! Не всё в этом мире состоит из клише, типажей и стереотипов, и «Криденс» яркое тому подтверждение! Да им и не нужно было всё это! У них был Джон, который всё брал на себя и этого было достаточно.

Кстати! В последнем, седьмом альбоме «Mardi Gras» (1972), когда старший брат, потерявшись в том, кто из них младше, ушёл из коллектива, оставив их втроём, Джон предоставил возможность каждому из участников что-то спеть. И данный проект окончательно показал, насколько все были правы относительно лидера группы. Лучше Джона это не смог никто! А ушедший Том? Ну, при его амбициях, трудно было глядеть правде в глаза. Он ушёл, не принимая, что «Криденс» — это именно Джон, и ничего тут уже не поделаешь… Да, он позже попытался начать сольную карьеру, но успеха не достиг. В то время, как Джон и в одиночку смог «выстрелить». Талант — он и есть талант.

В качестве вывода, скажу, что это нормально, когда есть один толковый лидер, готовый вести небольшую команду за собой. Плохо то, что из-за этого могут поссориться родные и близкие люди. Да и финансовыми вопросами лучше заниматься всем вместе. Не во вред музыке. Ну, а выпускать в год, аж, три альбома подряд — это оставим на совести звукозаписывающих компаний. Так гнать вперёд музыкантов – это то же самое, что ловить кенгуру с вертолёта. Да, всё круто, творческий поток мыслей и всё такое, но выпустить можно было и чуть позже. Всё должно быть в меру и грамотно. Быстрый успех — слишком, уж скорый конец сулит. Хотя… 5 лет для группы… Плюс те 8… Итого 13. Немало. Но финал обидный. И судебные разбирательства (делёж нажитого, аж до середины 80-х годов). И ссора… Родственников, друзей детства…

Н-да. Вот и говори, что деньги людей не меняют… Обидно… Но такова их история…

А рок жив, пока жива память о нём… А «Криденс» – моя вторая любимая иностранная команда (после «The Beatles»)… И спасибо им за то, что они есть в моей жизни…

utvamu

В поисках утраченного

Советская тоталитарная демократия как она есть

Мозговым генератором «Creedence» всегда являлся Джон Фогерти. По его инициативе в 1959-ом году возникло трио «The Blue Velvets», другими участниками стали Стюарт Кук и Дуглас Клиффорд.

Creedence Clearwater Revival — I Put A Spell On You

Школьники «спелись» в Эль-Серрите, пригороде Сан-Франциско. Джон вышел в лидер-гитаристы, Стю играл на самодельном басу, а Дуг — на том, что заменяло барабаны. Репертуар составляли трехаккордовые стандарты, а то время с полным правом можно назвать «юностью рока». В квартет «The Blue Velvets» превратились с приходом Тома. На правах старшего он отобрал у брата микрофон и они стали называться «Tommy Fogerty and The Blue Velvets».

Creedence Clearwater Revival — Lookin’ Out My Back Door

Популярность группы ограничивалась местными танцплощадками. Много терпения и сил пришлось приложить, чтобы дотянуть до 64-го года, когда удалось «пропихнуть» демо-записи на молодую студию «Fantasy records» в Сан-Франциско. За следующие пару лет они «нарезали» семь синглов, из которых лишь «Browneyed Girl» попала в региональный хит-парад.

Creedence Clearwater Revival — Bad Moon Rising

Музыканты исколесили всю Калифорнию, но это не принесло ни славы, ни денег, ни морального удовлетворения. Сменилась лишь «вывеска», теперь они назывались «The Golliwogs» — руководство студии сочло, что так они будут похожи на модных англичан. Не помогло и это. Лишь любовь к музыке, без которой не мыслилось жизни, не позволяла навеки зачехлить гитары!

Creedence Clearwater Revival — Green River

Дальше — больше: музыкантов призвали в армию. Полугодичный перерыв ликвидировал бы любую группу, только не будущих C.C.R. Воинская лямка даже пошла им на пользу, и возмужавшие парни с удвоенной энергией взялись за грифы и губные гармошки. Фогерти-младший понял, что топтание на месте — в маловыразительном вокале Тома, и потеснил того в бэкграунд. Отныне его надрывный голос стал фирменным знаком группы. А главное, Джон начал сочинять песни.

Читайте также  Тебе, Друг: Глеб Нарв про тебя, мечту, пути и средства

Creedence Clearwater Revival — Fortunate Son

На «Scorpio records» группа записала сингл «Porteville», продемонстрировавший оригинальность их нового звучания. Дела «Fantasy records» к тому времени расстроились. Бразды правления оказались в руках Сола Зэнца, продюсера сколь дальновидного, столь и безжалостного. Он решил заняться музыкантами вплотную: они оставались единственными клиентами. Предложенные им условия даже полнейший профан в грамзаписи назвал бы кабальными. Вторая сторона соглашалась на ставку рядового персонала и отказывалась от авторских прав на свои творения; зато студия оставляла за собой право продлить контракт на какой угодно срок. Надо находиться на грани отчаяния, чтобы подписать такое, но. Неопытность соискателей и аванс 3000$, показавшийся баснословным состоянием, сделали свое дело. По крайней мере, одно было хорошо: в 68-ом году вышел первый «гигант» — «Creedence Clearwater Revival» (приблизительно «Чистой воды возрождение»). Пробил час пожинать плоды!

Creedence Clearwater Revival — Proud Mary

Дебют привлек широкое внимание. На фоне надвигающейся психоделии и концептуальных сюит, «Creedence» выделились первородным, «квадратным», слегка утяжелённым рок-н-роллом. Годы постоянных выступлений подняли мастерство музыкантов на колоссальный уровень. Простые, мелодичные гармонии были сдобрены сочными проигрышами. Группа попала в точку, примирив поколения отцов и детей. Из восьми композиций пять принадлежали Джону. Но наибольший успех выпал на сингловые «Sput A Spell Jn You» Гая Хокинса и «Suzie Q» Дейла Хокинса. Они заняли высокие места в чартах.

Creedence Clearwater Revival — Run Through The Jungle

Показателен пример с «Suzie Q». Интерпретация «Creedence» из-за инструменталов получилась чересчур длинной. Зэнц распорядился записать песню по обе стороны диска. Беспрецедентное неудобство не отпугнуло слушателей! Диск укрепил изначальную ориентацию квартета не на заумные альбомы, а на танцевальные сорокопятки. В следующие четыре года в таблицах популярности побывали тринадцать их синглов!

Creedence Clearwater Revival — I Heard It Through The Grapevine

Да и альбомы набирали очки. «Номер два» «Bayou Country» вышел в январе, и теперь песни Джона обошли всех: «Proud Mary» и «Born On The Bayou» вошли в «горячие десятки» по обе стороны Атлантики, принеся первое «золото». Звучание стало ещё динамичнее и вместе с тем глубже, слышались отголоски фолка, ритм-энд-блюза, соул, и конечно, кантри. Музыковеды растерялись, не зная, как классифицировать новаторов. Сошлись на термине swamp-rock (болотный рок), что подходило более всего, поскольку ребята воспевали красоты родного края, романтику природы, безоблачное детство. Близкие всем темы содействовали успеху.

Creedence Clearwater Revival — Down On The Corner

Летом окрылённые «Creedence» приняли участие в рок-фестивалях в Ньюпорте, Денвере, Атланте и легендарном Вудстоке. В компании звёзд первой величины состоялся их выход на международную арену.

Creedence Clearwater Revival — The Night Time Is The Right Time

В компенсацию за прежние пробуксовывания маховик шоу-бизнеса раскручивался в геометрической прогрессии. У большинства рок-кумиров при этом начинается головокружение, и лишь у отдельных индивидов, к коим принадлежал Джон, плодовитость ещё больше повышается. Следующий альбом «Green River» на четыре недели возглавил хит-парад «Billboard». «Blue Moon Rising» и «Lodi» в считанные дни разошлись двумиллионными тиражами. Через месяц (!) появился «хитовый альбом «Willy And The Poor Boys», где «отличились» практически все вещи, a особенно «Don’t Look Now», «Cotton Fields», «Fortunate Son», «It Came Out Of The Sky».

Creedence Clearwater Revival — Who’ll Stop The Rain

Прекрасно, когда коммерческий успех совпадает с рецензиями критиков! Свою эйфорию музыканты выразили в «ударном» сингле «Down on the Corner», ставшей здравицей рок-н-роллу. И на пике популярности они не отказались от заимствованных вещей, подтверждая реноме классных аранжировщиков. Песня неизвестного автора «Midnight Special» вышла из стен Еармельской тюрьмы в Техасе 100 лет назад.

Creedence Clearwater Revival — Ramble Tamble

Джон показал себя разносторонним поэтом, а тематика песен была уже городская, со взглядами на политику. В подтверждение социальной активности и антирасистской направленности группа сфотографировалась на обложки в негритянском гетто.

Creedence Clearwater Revival- Midnight Special

И все же их «звёздный» год был впереди. В начале 1970-го «Creedence» отправились в масштабное турне по Европе, и концерт в лондонском «Royal Albert hall» впоследствии был издан «живьём». Между прочим, предваряли их выступление другие американцы — «Booker T. and The MG’s» добилась признания много раньше. Как символ успеха, появились откровенные подражатели.

Creedence Clearwater Revival — Travelin Band

Возвратившись домой с новыми впечатлениями, музыканты выдали свой лучший гигант «Cosmo’s factory». Такие песни, как «Travellini Band», «Looking Out My Back Door», «Run Throught The Jungle», «Up Around Band», «Who’ll Stop The Rain» превратились в классику сразу после выхода. «Самая-самая» классика, «My Baby Left Me» и «A Heard It Throught The Grapevine» тоже присутствовали на диске. И закончили «Creedence» тот год абсолютными чемпионами музыкального рынка. За один день 16-го декабря стала «золотой» вся «великолепная пятёрка» альбомов CCR!

Creedence Clearwater Revival — Long As I Can See The Light

Музыка бравой четверки витала на каждой вечеринке, в каждом автомобиле, в каждой программе «Голоса Америки». За кулисами в казну «Fantasy records» текли миллионы, а те, кто их зарабатывал, довольствовались. миллионной частью. Сперва это их мало волновало, они упивались переполненными залами и караванами поклонниц. Но, объевшись славой до отвращения, возжелали чего-то более осязаемого. На все вопросы Зэнц любезно предъявлял тот самый контракт. Музыканты кусали локти, но юридически были бессильны.

Creedence Clearwater Revival — Have You Ever Seen The Rain?

Возможно, этим и можно объяснить их эксперименты с новомодными тогда течениями на очередном лонгплее «Pendulum». A что им было терять!? Если альбом «провалится», они рады насолить продюсеру. Стилистически группа осталась на той же платформе, однако новая работа отличалась от прежних. Инструментальные вставки увеличились до целостных композиций, электронные клавиши вышли на передний план, вовсю использовались многоканальные наложения. Правда, богатством аранжировок палитра не блистала. Кантри — по природе музыка малых форм, и будучи растянута в микросимфонии, звучит надуманно и монотонно. Да и опыта наложений до того не было! Группа явно въехала «в чужую колею». Как следствие, здесь был лишь один хит — «Have You Ever Seen The Rain?». Но со временем именно эта песня стала их визитной карточкой, доказывая, что талант никуда не спрячешь, даже при желании. Альбом тоже стал «золотым»!

Creedence Clearwater Revival — Before You Accuse Me

Президент фирмы потирал руки, строя планы один радужнее другого. И тут группа-коммуна дала трещину. Летом ушел Том. Уязвленный успехами брата, он давно подумывал проявить себя сольно. Это побудило продюсера организовать мировое турне на более выгодных для «питомцев» условиях. Ему было не понять, что группа рушится изнутри — не имея прав гневаться по назначению, музыканты отыгрывались друг на друге. Нервозность не способствует вдохновению, что выявил альбом «Mardi Gras» — их лебединая песня. Последней полноценной работой C.C.R. стал сборник «Golliwogs», вобравший синглы десятилетней давности.

Creedence Clearwater Revival — Keep on Chooglin’

Джон де-факто устранился от лидерства, а друзья-соавторы Дуг и Стю не обладали композиторским даром. «Hello Mary Lou» весьма напоминала «Looking out my back door» — друзья грешили самоплагиатом. Вдобавок ритм-секция взяла на себя партии вокала — получилось лучше ожидаемого, но хуже привычного. Все признаки кризиса налицо, утратилась живая искра, но. альбом стал «золотым». Группу любили уже за то, что она существует и зовется «Creedence»! Это слегка успокоило Зэнца. Помните условия контракта, согласно коему фирма могла его продлить? Зэнц назначил срок в тридцать лет — до собственной гробовой доски! Это был даже не нокаут, а форменное убийство без ножа. Последовало решительное объяснение. Жадность одержала верх. Музыканты от отчаяния выбрали распад: только так могли они избавиться от клейма индустриальных рабов рока. Официально о нём было объявлено 16-го октября 1972-го года.

Creedence Clearwater Revival — Suzie Q

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: