Как устранить частотный конфликт баса и бочки

Правила панорамирования музыкальных инструментов и вокала — Бас

Вообще панорамировать бас не требуется. Бас, будучи насыщенным энергией инструментом, равно как бас-бочка и малый барабан, должен находиться в центре стереопространства. Его смещение в сторону означает почти стопроцентное нарушение симметрии и лишение фонограммы слаженности звучания.

С другой стороны, при панорамировании двух столь мощных низкочастотных инструментов как бас и бочка в одну точку панорамы зачастую возникает частотный конфликт — пожалуй, один из самых распространенных частотных конфликтов.

В процессе сведения многие частотные конфликты успешно решаются одним лишь панорамированием. Но никак не этот, по уже должно быть понятным вам причинам.

Частотный конфликт между басом и бочкой обычно решается либо с помощью эквализации, либо с помощью сайдчейн-компрессии. Но об этом в данной статье я писать не буду, потому что, во-первых, у нас статья о панорамировании, а во-вторых, об особенностях сведения баса и бочки (в электронной музыке) у меня есть отдельный видеоурок.

Отмечу, что в электронной музыке бас может панорамироваться не в центр, а дабл-треком, то есть когда две одинаковые партии с немного различающимся звучанием располагаются по краям панорамы.

В электронной музыке это нередко бывает уместным ходом, но в живой звучит ужасно. Я проверял это неоднократно. При таком панорамировании полностью теряется единство бас-гитары и бочки, а также чрезмерно загружается низкими частотами практически всё стереопространство. Поэтому дабл-трекинг баса в живой музыке неуместен.

Стоит просто взять за правило, что бас-гитару нужно панорамировать в центр, а при возникновении частотного конфликта между ней и бочкой, решать его любым путем, но, не прибегая к каким-либо смещениям бочки или баса относительно друг друга по панораме.

Тем не менее, панорамировать бас-гитару в сторону от центра можно, но лишь в очень редких случаях.

Например, в том случае если бас выступает не как аккомпанирующий, а как сольный инструмент, играет партию в верхнем регистре, а его размещение в центре панорамы вызывает просто «неразрешимый» частотный конфликт с каким-либо другим музыкальным инструментом. Только в этом случае бас-гитара может размещаться в стороне от центра. Во всех остальных случаях место баса в центре панорамы.

Как устранить частотный конфликт баса и бочки

Существуют ли прочие способы решения конфликта звуковых дорожек баса и кика, кроме урезания частотного диапазона и компрессора?

Лучший ответ #4 (http://www.ugex.ru/showthread.php?t=17&p=65&viewfull=1#post65)

спектр бочки — довольно широкополосный (за счет щелчка) с явно выраженным «горбом» в районе 70-200Hz.
спектр баса — почти «линейка» в диапазоне 42-1000/1500Hz.
то есть — явное перекрытие спектров.
откройте на пульте каналы бочки и баса. выставите примерный баланс, после этого отклучите канал баса и запомните как звучит бочка. после — включите бас и внимательно слушайте, что произошло со звуком бочки в НЧ спектре. проделайте это (закрывание/открывание баса) несколько раз, чтобы определится точно с тем что произошло. обычно у бочки начинает пропадать НЧ «пинок». это как раз «заслуга» бас гитары.

решение конфликта обычно заключается в вырезании определенной частоты из баса, чтобы освободить «частотную дырку» для НЧ составляющей бочки. попробуйте сделать небольшой вырез (3-5db) в басе начиная с 50Hz и смещайте его до примерно 200Hz. и вы услышите что в какой то момент бочка начнет «полновесно» звучать в НЧ диапазоне. здесь главное не перестаратся с «обрезанием» баса. иначе получим весьма «кастрированное» звучание микса на НЧ.

кстати выражение «бочка выше баса» или «бочка ниже баса» имеет под собой весьма разумное физическое обьяснение.

одна из типичных ошибок начинающих звукооператоров — попытка решения этого конфликта через подьема 70-150Hz на бочке. в результате это приведет к тому, что бочка будет звучать нормально, но будет «не в балансе». делая ее тише (сажая в баланс) мы «проваливаем» остальной спектр бочки и только усугубляем конфликт.

одна из типичных ошибок начинающих звукооператоров — попытка решения этого конфликта через подьем 70-150Hz на бочке. в результате это приведет к тому, что бочка будет звучать нормально, но будет «не в балансе». делая ее тише (сажая в баланс) мы «проваливаем» остальной спектр бочки и только усугубляем конфликт.

Спасибо, alendr!
В каких ситуациях есть необходимость использования EQ на кике? Или же это дело вкуса каждого?

До этого использовал в основном компрессор на кик, который не всегда помогал и приходилось менять сэмплы.
Многое зависит от музыкального жанра, я всегда отдавал предпочтение «мягкому» звучанию баса и более «высокому» кику, поэтому настолько тонкий момент конфликта — тяжело уловить, если вырезать частоты баса, создается такое ощущение что кик не встаёт на своё место, и судя по спектрам, это именно его частоты. Компрессор спасает, но не всегда.

Работаю с AKG 240 Studio, в 48khz/24bit. Результат прослушивается на различных колонках.

Как устранить частотный конфликт баса и бочки

Александр В. Цыплухин,

Спектральный баланс, временная организация и динамическая обработка трека.

Поговорим подробнее о частотах.

30-60 Гц: Суб низ. Этот диапазон не воспроизводится на большинстве бытовых акустик, компьютерных (мультимедиа, телевизоры, бум боксы…), да и студийных пятидюймовых и меньше мониторах тоже. Поэтому этот диапазон трудно контролировать без дорогой, высококачественной акустики. Никогда не знаешь, что появится в клубной акустике, на порталах, если Вы сделали микс на пятидюймовых мониторах. В некоторой степени Вас могут выручить наушники студийного качества. С другой стороны, работая в этой области с басом или бочкой, Вы всегда должны учитывать то, как Ваш трек будет звучать в мультимедиа. Перемещая основной тон бочки в этот диапазон, она может провалиться на бытовой акустике, которая его не воспроизводит. Также надо учитывать, что это очень энергоемкий диапазон и его активное использование приведет к снижению RMS и плотности фонограммы. Например, использование басовой партии с основными тонами в этом диапазоне.

В то же время бочка звучит достаточно кратковременно и сильно не повлияет на RMS, если это, конечно, не Death metal с карданом на двести сорок ударов в минуту. Инфра низ часто встречается в Хип Хоп и R&B треках. И в клубах звучит очень эффектно, заставляя Вашу грудную клетку вибрировать в такт с музыкой. В целом, что бы избежать частотных конфликтов в этом диапазоне, в девяти случаев из десяти, если бочка с суб низом, значит бас — без него, и, наоборот, если бас работает в суб низком диапазоне, то бочка расположена выше.

60-100 Гц: Этот диапазон воспроизводится на большинстве пяти и шести дюймовой акустике. Звучит очень динамично и фокусировано. Как правило именно здесь располагается основной тон бочки. За исключением баса другие инструменты редко опускаются так низко.

100-250 Гц: Тело малого барабана расположено как правило здесь. Избыток частоты 250 Гц приведет к тому, что микс будет звучать мутно и глухо, а ее недостаток к потере теплоты и объемности.

Читайте также  Новый состав As I Lay Dying держится в секрете

500-750 Гц: Центр нижней середины. Звучит напористо и упруго. Чрезвычайно важно, что бы Ваши мониторы адекватно воспроизводили этот диапазон.

2кГц: Частота создающая эффект присутствия. На этой частоте и выше расположен плач ребенка и максимальная чувствительность нашего слуха. Звучит нагловато и, при переизбытке, раздражающе.

3-4 кГц: Звучит мягче чем 2 кГц, помогает улучшить прозрачность микса. Часто здесь могут быть расположены касание пластика бочки или малого барабана.

4-9 кГц: В этом диапазоне расположена вся высокочастотная перкуссия. От того, как вы распределите этот диапазон, зависит прозрачность и читаемость микса.

9-20 кГц: Есть масса миксов где этот диапазон практически отсутствует. Тем не менее, этот диапазон придает блеск и кристальную чистоту миксу. В то же время, переизбыток приведет к быстрой утомляемости слушателя, ненужным шумам и клацаньям.

Практически вся современная музыка нанизана на ритмическую основу. Крайне редко теперь встречаются ускорения и замедления или просто смена темпа. Поэтому я рекомендую начинать микс с ритм секции, построения основы, грува трека. Или, если мы имеем дело с рок-музыкой, с барабанов. Как правило, саунд барабанов определяет дух и состояние трека. Что от нас требуется? Выстроить ритм секцию так, чтобы заставить слушателя двигаться или танцевать вместе с нашим треком. Это значит, мы должны правильно выстроить акценты сильной и слабой доли, чтоб все это работало и заставляло двигаться. Первый этап — это спектральный баланс. Наша задача состоит в том, что бы шейкер не был похож на хэт, а касание пластика бочки — на касание пластика рабочего барабана, чтобы бас не пересекался с бочкой и чтобы основной тон бочки звучал в тональности, а не в секунду с басом. Нам нужно выполнить четыре операции:

  • Эквализация:
  • Компрессия;
  • Временная и динамическая организация;
  • Баланс.

Эквализация. Необходимо частотно разделить высокочастотную перкуссию (HH, Shaker, Tambourine, Cabasa ….).
Нужно найти место в спектре для каждого инструмента. Например делаем подъем на частоте 6 кГц на 3 дб на хэте. Тогда для шейкера может быть подъем на любой другой частоте кроме 6 кГц, например 8 кГц. Таким же образом нужно обработать все инструменты высокочастотной перкуссии, касание пластика малого и бочки и найти место для каждого инструмента. После того, как Вы это закончите, можно проверить себя. Применяйте технику одного монитора.
Суть в том, что Вы сводите весь микс в моно и оставляете только один монитор, левый или правый — не важно. Если после этого Вы можете отличить хэт от шейкера, значит хорошо, если нет — Вы проиграли. Возвращайтесь и делайте все заново. То же самое надо проделать с бочкой и басом. Во всех хороших миксах бочка и бас разделены друг от друга в нижней части спектра. Если бас низкий, то бочка высокая или наоборот, бочка низкая — бас высокий. Не важно, бочка ниже баса или бас ниже бочки, это Ваше решение, но они не должны быть вместе. Вы закончите тогда, когда Ваш грув начнет «качать» и каждый инструмент будет на своем месте в спектре, Вы должны это чувствовать на эмоциональном уровне, на ощущениях, вычислить это невозможно, можно только ощутить.

Компрессия. Все инструменты имеют разные динамические характеристики, атака у хэта быстрее чем у шейкера потому, что по хэту бьют палочкой, а в шейкере рисинки, которые разгоняются и ударяют о стенки не одновременно. Применив компрессию с временем атаки 3-10 мсек, Вы можете выделить момент касания палочки поверхности хэта и сделать атаку еще ярче. Тем самым, Вы добьётесь ещё большего контраста между хэтом и шейкером, а значит, улучшите читаемость микса. Таким же способом нужно проработать всю ритм секцию, добиваясь четкости и динамичности.

Временная организация. Каждый инструмент ритм-секции несет свою функцию и отвечает за свою долю в такте. К ак и в спектральном балансе, необходимо, чтобы каждый инструмент находился на своем месте и не мешал другим. Например в Диско:

  • Kick drum – 1, 2, 3 и 4 доли такта;
  • Snare drum – 2 и 4 доли такта;
  • НН – 1-и, 2-и, 3-и и 4-и ( восьмые на слабую долю);
  • Shaker – восьмыми с акцентом на сильную долю.

Акценты хэта на слабую долю должны закрываться точно в сильную долю такта, где находятся бочка, малый и шейкер. Другими словами, хэт не должен наползать на сильную долю, иначе он будет замазывать бочку, рабочий и шейкер. Если удары по хэту длиннее восьмой ноты, Вы можете гейтировать хэт и отрегулировать время звучания точно до восьмушки. Малый тоже не должен быть длиннее восьмой, чтоб не закрывать слабую долю открытого хэта. Если он длиннее, проделать ту же процедуру может быть лучшим Вашим решением в этом случае. Такие ситуации часто встречаются как с «живыми» инструментами, так и в случае электронной аранжировки. Часто нам на сведение попадают мультитреки, в которых инструменты прописаны уже с эффектами или с пространством помещений, где выполнялся трекинг. С помощью гейта Вы можете убрать ненужные отражения в послезвучии, но в звучании самого инструмента они все равно останутся. Поэтому лучше когда аранжировщики отдают Вам партии без эффектов.

Баланс. Последний этап в построении грува — это баланс между ударными. От того, как Вы выстроите баланс, зависит, будет микс качать и заставлять слушателя двигаться или нет. Чуть больше шейкера или хэта и грув меняется. Так хэт или шейкер? Шейкер или хэт? На протяжении всей работы над миксом изучайте трек, вживайтесь в него. На начальном этапе микса Вы знакомитесь с партитурой, изучаете ее до тех пор, пока не выучите все партии наизусть. Изменение баланса на 1 дб в начале сведения — это не существенно. Изменение баланса на 1 дб на финальном миксе это огромная величина. Поэтому, как бы Вы не выстраивали грув, корректировки баланса и, частотного в том числе, будут вплоть до финального микса.

Аналоговое сведение обычно длится 6-8 часов и в конце концов наступает момент, когда Вы ставите точку и сбрасываете готовую фонограмму. Программное сведение может продолжаться бесконечно. Спустя год Вы можете открыть сессию и внести изменения. Поэтому программное сведение нельзя закончить, его можно только приостановить. Как Вы догадываетесь, большую часть своих миксов я сделал на аналоговых консолях и до сих пор остаюсь сторонником аналогового сведения. Причин для этого много, одна из которых это то, что Вы делаете сведение, находясь в одном психологическом состоянии и настроении. Аналоговое сведение делается на одном дыхании, Вы сращиваетесь с миксом и проживаете его, пропуская через себя, свои чувства и свое мироощущение. Программное сведение Вы можете остановить и продолжить в любой момент. Из-за этого труднее войти в состояние снова. Вы можете проснуться утром в другом настроении и просто не узнать то, что Вы делали вчера. Потому что вчера было солнце, а сегодня дождь. Со временем меняется не только погода, но и Вы сами. И то, что Вы могли сделать вчера, сегодня уже не можете. Нельзя войти в одну воду дважды.

Читайте также  Lumen привезут в Москву акустику

Техника одного монитора.

Суть в том, что Вы сводите весь микс в моно и оставляете только один монитор, левый или правый — не важно. Если после этого Вы можете отличить хэт от шейкера, гитару от клавиных, а бас и бочка звучат раздельно, значит хорошо, если нет — Вы проиграли. Возвращайтесь и делайте все заново. Техника одного монитора так же очень хороша для панорамирования инструментов. Берете хэт и в моно ищите место в панораме, пока он не появиться и не будет четко прослушиваться. Почему в моно? Потому что в моно происходит сложение всех элементов находящихся в противофазе. Такой способ позволяет добиться хорошей моно совместимости микса.

Как подружить бас с бочкой

Привет!

Эта статья – дополнение к циклу статей по основам сведения, т.к. тема конфликта бочки и баса весьма популярна.


Почему возникает этот конфликт? Основные частоты баса и бочки лежат в одном частотном диапазоне шириною всего лишь до 100 герц , поэтому они часто друг другу мешают.

Ниже мы рассмотрим способы их «подружить».

Заранее говорю – тупо сделать бочку громче, или бас тише не прокатит. Либо бас будет не слышно, либо бочка будет выпирать

Подбирайте подходящие инструменты изначально
Зачем решать проблему, если можно ее не допускать? Например, послушайте этот пример:

Kick_Bass_1.mp3
Бочку как-бы слышно, но чето все как-то не очень. Меняем бочку:

Kick_Bass_3.mp3
Еще веселее. Хотя, как сказать – этот бас не такой энергичный, как предыдущий. За то бочку слышно еще лучше

Эквализация
Этот способ больше подходит для акустических инструментов, т.к. эффект дает «не очень».

Суть его вот в чем:

1. Вешаем эквалайзер на бочку, и ищем ее основную частоту. Выделяем ее на 5-6 децибел узкой полосой.
2 . Вешаем эквалайзер на бас. Убираем частоту, поднятую на бочке – можно посильнее, децибел на 9-10.

Такой эффект должен быть:

Kick_Bass_Acoustic_eq.mp3
Хоть разница и небольшая, но если послушать басовый диапазон, бочка в нем звучит отчетливей.

Аранжировка
Прописывайте партии так, чтобы бас не звучал на удар бочки . Вот пример электронной бочки и баса, показанный выше:

Kick_Bass_1.mp3
Вот – тот же пример, но с другой аранжировкой баса (все звуки – те же, ничего не менял):

Kick_Bass_Arang.mp3
Разница очевидна. Заметьте, вместе с появлением бочки в такой аранжировке появился грув.

Глушение баса
Сайдчейн
В чем суть способа ( Studio One 3 и компрессор FabFilter Pro-C 2 ):

1. Кладем на бас компрессор.

2. На канале с бочкой нажимаем крестик напротив Sends . В появившемся списке выбираем компрессор на канале с басом.


3. Под Sends появляется посыл на бас . Нажимаем кнопку, подчеркнутую на скрине, чтобы переключить его в режим пре-фейдера .


В этом режиме фейдер канала не будет влиять на уровень посыла.

4. В Pro-C 2 открываем интерфейс боковой цепи .


Находим переключатель In/Ext . Включаем его в режим Ext (External – внешний посыл). Ручкой Threshold регулируем уровень компрессии, а Release делаем малый , т.к. иначе глушения будет слишком много.

На каждый удар бочки бас будет испытывать сильную компрессию, и становиться значительно тише бочки:

Kick_Bass_Sidechain.mp3
Автоматизация
Суть ее в том, чтобы вручную прописать басу понижение уровня на удар бочки.


На дорожке аудиотрека в Studio One нажимаем на подчеркнутую кнопку слева. Откроется интерфейс автоматизиции. Смотрим на дорожку громкости (Volume), и прописываем на ней снижение уровня на удар бочки.

Правда, в таком случае мы не сможем регулировать уровень баса в микшере. Но это можно исправить:

1. Кидаем на бас плагин MUtility от MeldaProduction (ставить его нужно после всех эффектов).

2. В области работы с дорожками нажимаем ПКМ и выбираем Add Automation Track .


3. Появится дорожка с автоматизацией.


Нажимаем выпадающий список (где написано None ), затем на Add/Remove .

4. Появляется такое окно.


Ищем в левой части MUtility на дорожке с басом, открываем его параметры и выбираем Volume либо Gain .

Нажимаем Add , и параметр появляется в левой части. Закрываем окно.

5. Теперь у нас есть отдельный трек с автоматизацией уровня баса, не влияющий на фейдер в микшере.


Плагины. One Knob Pumper от Waves.
Этот плагин заглушает сигнал через равные промежутки времени.


Регулятором посередине задается степень глушения. Параметр Rate указывает, через какие промежутки времени происходит глушение – например, 1/4 означает, что сигнал будет приглушаться на каждую четверть такта.

Offset двигает фазу LFO, управляющего плагином. То есть если мы поставим Offset на 180 градусов при Rate 1/4, глушение будет происходить не на удар бочки, а после него (с отступом от бочки на 1/8 такта).

Эффект от него похож на сайдчейн и автоматизацию:

Эпилог
Решить конфликт баса с бочкой можно разными способами. Но я бы, прежде всего, изначально подбирал звуки, наиболее подходящие друг к другу.

А способы с глушением также делают трек более качовым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: