Как написать хит: 5 секретов самого успешного композитора

Как создать хит и сколько это стоит. Часть 4 :: Стиль, общая концепция и «секрет» хита

Итак, Вы читаете четвёртую статью цикла. В предыдущих статьях мы говорили о тексте песни, а именно о том, каким он должен быть, в чём его особенности, а также о том, кому поручить его создание, и сколько это будет стоить.

С этой статьи мы начинаем следующий этап создания хита, а именно – написание музыки. Написание музыки – пожалуй, самый важный этап создания хита , от которого успех песни зависит больше чем от любого другого.

Учитывая то, что тема сочинения музыки одна из самых важных, статья также будет разбита на несколько частей. В данной части речь пойдёт о стиле и общей концепции хита, а также о некоторых секретах написания «хитовой» песни.

Каким бы классным не был текст, какой бы мастерской и новаторской не была бы аранжировка, и какими бы качественными не были бы сведение и мастерингс некачественной музыкой рассчитывать на оглушительный успех – опасно и рискованно .

Конечно, само понятие «некачественная музыка» очень общее, поэтому, предлагаю в рамках данной статьи рассмотреть основные особенности «качественной» музыки в нашем конкретном случае. В нашем случае качественной, можно считать музыку, обладающую существенным коммерческим потенциалом .

Стиль и общая концепция хита

Вообще, как правило, стиль будущей песни формируется на этапе аранжировки, но сама идея и общая стилевая концепция, как правило, закладывается ещё на этапе создания музыки, а то и ранее.

Конечно, если это Ваш будущий хит, и Вы, а не кто-то другой вкладывает в неё деньги, то выбор стилевой направленности будущего музыкального продукта за Вами. Но, если у Вас есть сомнения, то помочь Вам с этим может, ни кто иной, как Ваш продюсер.

Именно продюсер всегда находится в курсе современных веяний музыкальной индустрии и разбирается в большинстве музыкальных стилей. Поэтому он, как никто другой поможет сориентировать Вас в нужное русло.

Хотя, здесь не всё так просто. Во-первых, если Ваши музыкальные предпочтения, или вернее лучшие на Ваш взгляд варианты стилевой направленности будущего музыкального продукта будут заведомо «провальными» по мнению продюсера – Вам придётся от них отказаться , в случае, если Вы настроены на коммерческий успех Вашей будущей песни.

Чтобы Вам было понятней, приведу простой пример. Предположим, Вы хотите выпустить песню в стиле Pumping House, но Ваш продюсер твёрдо уверен в том, что этот жанр в настоящее время не пользуется особой популярность, поэтому выпуск песни в этом жанре неизбежно понесёт за собой убытки. Здесь, как говорится, выбор за Вами – либо выпустить песню в стиле Pumping House и не получить никакой отдачи, а понести лишь убытки – либо выпустить песню, например, в стиле R’n’B и в итоге заработать деньги и известность.

Хотя и выбор за Вами – всё же доверьтесь продюсерскому чутью, особенно если он – человек с именем и большим опытом . К тому же, следует учесть тот факт, что в большинстве случаев гонорар продюсера является определённым процентом от той или иной сделки. Именно поэтому продюсер будет всячески стремиться к тому, чтобы сделать песню как можно более популярной, продаваемой и вообще прибыльной и успешной во всех отношениях.

Ещё, что касается стиля, то здесь также следует учитывать и стиль текста, на который будет написана музыка. Возможно Вы ещё на этапе создания текста, или даже до этого примерно спланировали в своей голове стилистическую концепцию будущей песни. Но, если Вы этого не делали, то не исключено, что текст может загнать Вас в определённые стилистические рамки .

Имеется в виду, что далеко не каждый текст как с технической, так и с творческой стороны подойдёт под любой музыкальный стиль. Здесь комментарии, на мой взгляд, не требуются.

Но могу дать один важный совет: планируйте общую стилистическую концепцию проекта ещё до его создания и детально обсуждайте её с Вашим продюсером.

«Секрет» хитовой песни

Пожалуй, каждый композитор, музыкант или продюсер желал и желает знать, в чём же секрет успеха самых известных и прославленных мировых хитов :

  • Почему одни песни так популярны, а другие песни, даже того же исполнителя или группы – нет?
  • Почему одни песни так легко западают в голову и так долго там остаются, а другие моментально забываются?
  • Почему одни песни хочется слушать снова и снова, а другие хочется выключить, не дослушав даже до середины?

Я знаю этот секрет, и знаю ответы на эти вопросы. Ответ прост: никаких секретов нет.

«Но… Почему. Как. », спросите Вы. Хороший вопрос, и при этом очень сложный.

В своё время я сам, так же как и все, пытался найти ответ на эти вопросы, разгадать «тайну» песен Beatles и т.д. Но в итоге понял, что секретов нет. Есть просто некоторые закономерные отличия хитов от «нехитов», которые я выявил, проанализировал и систематизировал опытным путём.

Хотя конечно, возможно я не нашёл «секрет», потому что плохо искал, и «секрет» этот на самом деле есть, просто ни один автор выдающегося хита не поведает нам его. Но, с другой стороны, если бы всё было так, и нам был бы известен этот секрет – хитов было бы очень и очень много . Но это не так. Процент настоящих хитов от общего количества песен чрезвычайно мал, поэтому в существовании этого «секрета» есть смысл усомниться.

Но к чему здесь философия? Лучше я расскажу Вам те самые, упомянутые ранее закономерные отличия, и возможно у Вас самих что-то прояснится. Вернее, я просто перечислю Вам основополагающие признаки «хитовости» Вашей песни, которые помогут Вам справедливо оценить её коммерческий потенциал. Но обо всём этом я поведаю Вам в следующей статье.

9 ингредиентов хита

Написание песен для многих процесс напоминающий магию. Когда известных хитмейкеров спрашивают о том, как они пишут песни, то чаще всего они говорят о музе, вдохновении и прочих неосознаваемых вещах.

Но скажите – Вам как автору песен ведь хочется узнать конкретно – что, как, почему, куда и т.д.? Вопросов много, а ответов нет.

Создание песен, как и любое другое творчество – это процесс, который можно рассмотреть с двух сторон – со стороны духовности и со стороны мастерства (ремесленничества). Как известно, слагаемые любого гениального произведения искусства – это 50% вдохновения и 50% работы. (Хотя для современного мира ближе формула 5% вдохновения и 95% работа). Поэтому знания и навыки просто необходимы тому, кто хочет писать песни (а тем более продавать их).

Насколько сознательно Вы подходите к созданию песни? Думаете ли Вы над тем, как ее улучшить, придать ей хитовости и т.д.

Читайте также  Неожиданное выступление Джека Уайта порадовало школьников

Давайте рассмотрим компоненты, из которых складывается любая хитовая песня.

  1. Удачное название
  2. Гармония
  3. Выразительная мелодия (либо ритмичная для танцевального хита)
  4. Хук
  5. Ритм
  6. Текст
  7. Аранжировка
  8. Сведение
  9. Маркетинг

Посмотрим более подробно на каждый из этих пунктов

  1. Название песни

Очень часто название песни придумывается перед концертом, после записи альбома, перед выпуском CD и т.д.

Это очень большая ошибка. Название песни – это то же самое, что и Ваше имя. Представьте родителей, которые дают ребенку имя только тогда, когда его уже пора отправлять в школу 🙂

Название должно запоминаться и привлекать внимание. Для хитовой песни просто жизненно важно иметь уникальное название, которое может стать нарицательным.

Это то, что в маркетинге называется владеть словом.

Например, выхода нет, группа крови, вечно молодой – это словосочетания, ассоциируемые с песнями. Как понятно из примеров, название должно повторяться в песне и быть основой припева.

2. 90% современных песен написаны на заранее сочиненную гармонию.

Это значит, что большая часть последовательностей уже настолько заезжена, что достаточно взять три-четыре аккорда и слушатель будет чувствовать, что Ваша песня ему уже знакома. С другой сторону такой подход нивелирует уникальность мелодии и приводит к самоповторяемости. Сколько песен написано на последовательность C-Dm-F-G?

Их десятки тысяч и выделиться из этой массы очень сложно. А сколько песен использует последовательность Am-F#m?

Я знаю только одну – это песня Doors Light My Fire.

Как видите, необычные сочетания позволяют мгновенно выделиться. Однако нужно использовать нестандартные обороты в сочетании с привычными слушателю, так Вы сохраните нужный баланс. Очень важно накапливать багаж аккордовых последовательностей и постоянно искать новые сочетания.

Так Вы будете всегда иметь в своем активе материал для создания хитов.

3. Мелодия

Мелодия это основа любой песни. Для хитовых мелодий характерна опора на повторения, постепенное расширение диапазона, контраст между куплетом и припевом, акцентирование тоники в припеве, активное использование хука (которого может не быть в других жанрах музыки).

Очень важную роль играет выбор опорных нот.

Многие авторы попадают в ловушку одних и тех же ступеней, поскольку не анализируют свои мелодии и не выписывают их в нотах.

Даже известные авторы грешат этим.

Проанализируйте Ваши мелодии – если Вы используете много устойчивых ступеней (1, 3, 5), то возможно Вам нужно поискать новые интонаций в области неустойчивых. Также можно проникнуть в область хроматики, где скрыты безграничные возможности (хроматических хит всех времен Полет Шмеля).

Также интересный пример хроматических ходов можно найти в песне Рианны Breakin’ Dishes

Анализируйте чужие мелодии и используете полученные знания в своём творчестве.

4. Хук

Это короткая мелодическая, ритмическая фраза, текстовая фраза, которая является ядром песни и которую слушатель может пропеть после прослушивания песни. Это то, что крутиться в голове (hook –ловушка)

Основным условием для хука является его протяженность – чем короче, тем лучше. Короткий хук может быть возгласом (как в песне Blur song 2). Более длинный хук может быть 4х тактовой мелодией заменяющей припев. Эффектно звучат различного рода распевания на слогах (на-на-на, па-па-па и т.д.)

Пример полиритмичного хука(Till The World Ends):

Хуки могут сочетаться. Идеально, когда сочетаются инструментальный, вокальный и текстовый хук.

5. Ритм

Ритм важнейший элемент хита. Найдите удачный бит, и Ваша песня обречена на успех. В плане ритмики большая часть хитов опирается на остинатность, повторяемость и использование коротких синкопированных фигур. Используйте противопоставление ровного ритма и синкопированного для усиления контраста. Важную роль играет не только ритмика мелодии, но и ее сопоставление с ритмом текста.

Типичный пример песни построенной на ритмической организации Smooth Criminal. Весь куплет построен на трех нотах,восходящем движении минорной гаммы

6. Текст

Хорошие тексты содержат запоминаемые фразы. Однако главная трудность песенных текстов – это изложение простыми словами оригинальных идей. Старайтесь избегать банальных и заезженных фраз и слов таких как:

моя девочка, синие джинсы, навсегда, тело ,фантазия ,реальность ,сердце стучит, как горе, режет по сердцу ,в сердце рана ,на сердце рана ,ветер перемен ,всю ночь напролет ,ангел ,детка ,огонь ,желание ,пусть они говорят ,отпусти меня ,с самого начала ,на улице ,стоя под дождем ,остановить время ,сияет, как солнце ,идти по грани(краю) ,не выходит из головы ,я почти сошел с ума, это все внутри меня, небо над головой, глубоко внутри

и других такого же плана.

В целом же большинство хитов содержат простой текст, который легко запоминается. При том рифма, как таковая, не является обязательным элементом песни

7. Аранжировка

Даже если Вы не будете принимать участие в создании готового продукта умение показать песню в готовом виде – это большое преимущество. Правильно сделанная аранжировка подчеркнет уникальность песни и может также содержать хуки. Важно, чтобы аранжировка не “убила” замысел песни и не мешала слушателю наслаждаться мелодией и текстом.

8. Сведение

Эта область работы звукорежиссеров и я не рекомендую Вам самостоятельно этим заниматься, даже если Вы профессиональный звукорежиссер. На этом этапе важно отдалиться и позволить песне жить своей жизнью.

9. Маркетинг и продюсирование

Это уже лежит вне области автора песни (чаще всего). Создание песни это лишь первый этап. Основная работа начинается после того, как у вас есть готовый продукт. Вам нужно спланировать бюджет хорошего клипа или хотя бы Lyric видео, настроить соц площадки, вести активную деятельность в соц.сетях. Сегодня хороший клип для песни это уже необходимость, так в как в противном случае ее послушает меньше аудитории. Продвижение лучше всего отдать на аутсор профессиональным кампаниям. Первоначальная цель это 100к просмотров, если при достижении этой цифры ваша песня не ушла в народ, то скорее всего уже не станет популярной.

Итак, какие выводы можно сделать?

Существуют определённые приемы, с помощью которых Вы можете улучшить песни и превратить их в хиты. Главное искать эти приемы в окружающей музыке и использовать в своем творчестве. Как это не банально звучит – но нет никаких секретов. Любая хорошо сделанная песня может стать хитом (главное не забудьте добавить в нее hook 🙂 ).

6 курсов в одном для автора песен

Пять правил создания хита

От Редакции

Как артист он выступает под именем MONATIK, но в среде шоу-бизнеса Дмитрий Монатик известен еще и как автор песен. За полтора года он написал хиты для многих популярных артистов, среди которых Ева Бушмина («Собой»), группа NikitA («Горячий»), Виктория Дайнеко («Бей себя») и, конечно, хит Светланы Лободы «40 градусов», ставший «Песней 2013 года» по версии премии YUNA. Мы попросили Дмитрия Монатика поделиться инсайдерскими методами создания стопроцентного хита. И вот какую статью написал музыкант, поработав день журналистом «КП» в Украине»:

Я как автор многих известных композиций постараюсь разобраться в вопросе: что должно помочь песне стать народно любимой?

Читайте также  Скончался Джон Уэттон

Заявить, что я знаю гарантированный рецепт хита, было бы слишком самоуверенно. Я вообще пишу, как говорится, сердцем. Однако за время работы в шоу-бизнесе усвоил некоторые «технические» моменты: что-то на личном творческом опыте, а что-то — изучая мировые хиты. Но, даже понимая, что и как, я не во всем соблюдаю эти правила и никогда не стану загонять творчество в систему и расчет.

Видео Михаила Бакузова.

И все же я бы выделил пять пунктов, с помощью которых песня может стать хитом.

1. Правильный текст с «хуком»

Считается, чем слова проще и легче запоминаются, тем лучше для песни. Тут я не согласен: люблю вбросить, нанести этакий интеллектуальный «хук», чтобы слушателю пришлось поразмыслить, считать смысл между строк. Песня должна цеплять душу или тело, пробуждать к смелым мечтам или расслаблять.

2. «Благородная» аранжировка

Качественная аранжировка прежде всего должна облагородить слова. Часто вижу, как «не та» аранжировка просто убивает достойный текст и как «та» спасает, вытаскивает всю песню. Если на словах нельзя экономить душу, то на аранжировке банально нельзя экономить деньги и время.

3. Честный исполнитель

Очень важно, чтоб артист ЧЕСТНО донес людям то, что хотел сказать своей песней — и тогда слушатель ему поверит! Песня должна быть близка артисту, который должен понимать, что поет. В идеале — если он пережил то же, что и автор. Послушайте, как юные артисты поют мировые хиты на кастингах в талант-шоу — Je Suis Malade, Strangers In The Night, Moon River, It’s A Wonderful World… Их вокальная техника может быть безупречной, но под этой гладкостью пока что пустота — они еще не прожили эти чувства, не перемололи эти мысли и опыт.

4. Идейный видеоклип или имидж-видео

Я ярый фанат идейных видеоработ! Небанальное видео может зацепить не меньше, чем текст или музыка. Важно, чтобы после просмотра у зрителя оставалось смысловое послевкусие. Чтобы все получилось, надо собрать команду, близкую по духу, обладающую похожим вкусом и знающую, как превратить месседж в качественную картинку. Тот случай, когда одержимость делом и перфекционизм способны заменить громкое имя.

Не хвастовства ради, а исключительно для примера приведу наш клип «В лучшем свете» — его снял наш друг хореограф Толик Сачивко, для которого это был режиссерский дебют. Толик отлично понимал меня как человек, живущий творчеством, музыкой, танцами. Мы взвалили на себя задачу снять однодублевый клип – а за этим, как вы понимаете, стоят дни бесконечных танцевальных репетиций, ведь если хоть один (из семнадцати!) танцоров делает малейшую ошибку, все снимается с самого начала! Лично я очень доволен результатом, мы добились хорошего стильного продукта.

5. Грамотный менеджмент

Закончу прозаическим, но едва ли не самым важным моментом — у песни мало шансов стать хитом без грамотного менеджмента и настойчивого продвижения. Да, есть самородки, которые действуют на ощупь и совершают гениальные прорывы, но это частные случаи. В 99,99% случаев все решает системная командная работа с музыкальным материалом. Песня должна звучать, греметь, въедаться — и при наличии предыдущих четырех пунктов она обречена стать хитом!

МНЕНИЕ КОЛЛЕГ

Виктор ПАВЛИК, певец:

— Самое первое при выборе песни — прислушиваться к внутреннему голосу. За 30 лет, что я пою на сцене, моя «чуйка» меня не подвела ни разу. Песня, прежде всего, должна нравиться артисту. Если этого не произошло, зрителю она тоже не понравится. Ну и, разумеется, важно, кто автор песни. Если мне звонит, к примеру, Виталик Волкомор и говорит, мол, есть для тебя хорошая песня — я, не слыша песни, уже уверен, что это будет хит.

Анна ЗАВАЛЬСКАЯ, певица:

— Мне кажется, что самая главная составляющая хита это в первую очередь душа. Искрений импульс, который заставляет тебя или напевать какую-то мелодию, или вкладывать в текст какие-то рифмы. Это что-то, что невозможно объяснить несколькими словами — это нужно чувствовать.

Юрий НИКИТИН, продюсер:

— Определенной формулы хита не существует, если бы она была, то каждый автор писал бы только хиты. Но есть некоторые вещи, которые скорее лежат в плоскости формата. И это очень важно. А еще нужно, чтобы песня соответствовала образу исполнителя. Важен концепт, где все собирается воедино: персонаж и продукт. Собственно, в этом и заложен главный секрет того, станет песня хитом или нет.

Как писать песни: памятка для новичков

Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.

Gfire M

Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет :) — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.

Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.

Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.

Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.

С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.

Определитесь со структурой песни

Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.

Пример 1

В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.

Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:

Пример 2

В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).

Вот её структура: A-B-A-B-A-B.

Пример 3

Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).

Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.

Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).

Читайте также  Здесь_Был_EM: Selfieman almighty

Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.

Как написать слова песни

Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.

С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.

Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: « Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).

Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.

Сочиняем мелодию, подбираем аккорды

Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.

А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.

Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.

Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).

Придумываем название

Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.

Полируем результат

Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.

Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.

Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.

обложка: Meery Mary для Skillbox Media

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: