Как использовать ноиз гейт

Как использовать ноиз гейт

Гейт (англ. noise gate — шумовые ворота) — шумовой гейт или просто гейт это электронное устройство или плагин динамической обработки, который используется для контроля уровня звукового сигнала. Гейт пропускает или глушит сигнал в зависимости от установленного порогового значения. Он очень часто используется для подавления шума в паузах.

Содержание

  • 1 Устройство
  • 2 Параметры
  • 3 Использование
    • 3.1 Подавление шума
  • 4 См. также

Устройство [ править ]

Упрощённо говоря, гейт пропускает сигнал только тогда, когда его уровень выше установленного порога: гейт «открыт». Если сигнал ниже порогового значения, гейт его не пропустит (или значительно ослабит): гейт «закрыт». Гейт используется тогда, когда уровень «полезного сигнала» выше уровня «шума». Его порог устанавливается выше уровня «шума» и поэтому, когда нет «полезного сигнала» (выше порога) гейт закрыт. Гейт не очищает сигнал от шума. Когда гейт открыт оба сигнала проходят через него, будь то «полезный сигнал» или «шум».

Классический гейт с минимумом настроек посылает сигнал на компаратор, который сравнивает его с порогом (Threshold) и подает открывающий сигнал на блок управления громкостью, если сигнал выше порога. В результате гейт не пропускает весь лишний шум, идущий в паузах между полезным сигналом.

В настоящее время существуют более продвинутые гейты с несколько иным устройством. Чаще всего перед компаратором стоит фильтр, который позволяет контролировать процесс, отдельной полосой частот спектра. Для более плавного включения/выключения и более точного контроля, в схеме присутствуют огибающие attack/hold/release. Также вместо полного закрытия гейта можно указать, на сколько децибел уменьшится уровень шумового сигнала, если компаратор подаёт закрывающий сигнал. На вход компаратора и самого гейта можно подавать разные сигналы, чтобы управлять одним каналом с помощью другого (сайдчейн). Есть возможность «переворачивания» гейта, тогда он будет закрываться при превышении порога, а открывать — при сигналах ниже порога. Эта функция чаще всего применяется для того, чтобы глушить фон в то время, когда говорит диктор (необходима функция сайдчейна).

Параметры [ править ]

  • Threshold (порог) — порог устанавливает уровень, при котором гейт открывается (пропускает сигнал). Он устанавливается выше уровня шума, но ниже уровня полезного сигнала.
  • Release (восстановление) — устанавливает количество времени (мс), необходимое для того, чтобы гейт из открытого состояния перешёл к полностью закрытому. При очень быстром времени восстановления, как только уровень сигнала падает ниже порога, создаётся резкий режущий звук, медленное восстановление создаёт плавный переход из открытого состояния к закрытому, похожее на медленное затухание (создание fade-out).
  • Attack (атака) — устанавливает количество времени (мс), необходимое для того, чтобы гейт из закрытого состояния перешёл к полностью открытому. При очень быстром времени атаки, как только уровень сигнала становится выше порога, создаётся резкий режущий звук, медленная атака создаёт плавный переход из закрытого состояния к открытому (создание fade-in), но из-за медленного времени атаки в словах могут «съедаться» резкие первые буквы, такие как Т, К.
  • Hold (удержание) — параметр Hold позволяет определить количество времени (мс), которое гейт останется открытым после того, как уровень сигнала упадёт ниже порогового уровня. Это полезно, если в фонограмме присутствуют короткие паузы между словами, если эти паузы будут удалены — возможно появление резкого прерывистого звука.
  • Range (диапазон) — величина ослабления сигнала, когда гейт закрыт, может быть установлена параметром Range. Часто этот параметр установлен на полное подавление, то есть сигнал не проходит через гейт, когда он закрыт. Но в некоторых случаях полное ослабление может не устраивать, и диапазон может быть изменён.
  • Sidechain (боковая цепь) — некоторые гейты могут иметь боковую цепь (sidechain). Это еще один вход, сигнал которого позволяет управлять открытием/закрытием гейта. Сайдчейн гейт, используется в электронной музыке, как триггер гейт, трансгейт или простой гейт, где его контролирует не звуковой сигнал, а запрограммированная модель или другой сигнал, подающийся по боковой цепи, в результате чего точно контролируются изменение устойчивого звука.
  • Hysteresis (гистерезис) — в гейтах нередко реализован гистерезис, то есть эти гейты имеют два пороговых значения. Одно для открытия гейта, а другое устанавливается на несколько дБ ниже, для закрытия гейта. Это значит, что после того, как уровень сигнала упал ниже порога закрытия, то для того чтобы гейт открылся, сигналу необходимо будет подняться до порога открытия, который на несколько дБ выше, так что сигнал, который колеблется и постоянно пересекает порог не открывает гейт, и не стучит. Большее время удерживания (Hold), описанное выше, также помогает избежать стука.
  • Flip (переворот) — заставляет гейт работать в обратную сторону — открываться при закрывающем сигнале и закрываться при открывающем.

Использование [ править ]

Гейт широко используются в звукозаписывающих студиях. Рок-музыканты могут использовать небольшие портативные устройства для контроля нежелательных помех от усилителей. Для устранения фонового шума из аудио записей используются полосовые гейты, они устраняют определённые полосы частот, которые содержат только статические шумы.

Подавление шума [ править ]

В аудио пост-обработке, гейт уменьшает уровень постоянных шумов, таких как гул LP записей, шипение аудио кассет, постоянные шума радио или усилителя и силовых систем, без значительного затрагивания полезного сигнала. Звуковые сигнал, такие как музыка или речь разбиваются на множество частотных полос с помощью кроссовер фильтров, и если амплитуда сигнала в любой из частотных полос ниже чем установленный порог, то эта полоса исключается из звука на выходе гейта. Это значительно уменьшает уровень фоновых шумов, потому что удаляются только частотные составляющие шума, которые закрыты гейтом.

Метод был реализован в проигрывателях некоторых аудиофилов в начале 1980-х годов, и в настоящее время широко используются в пост-обработке аудио производства, где программное обеспечение (для преобразования Фурье) звукового сигнала может дать очень подробный спектр фонового шума. Этот метод реализован в большом количестве современных аудиоредакторов, где выбирается отрезок содержащий только шум (профиль шума), он анализируется, а затем полученные результаты применяются ко всей фонограмме. В результате происходит значительное подавление шума без заметных искажений.

Шумовой гейт хорошо работает тогда, когда шум постоянен, либо узко ограничен по частоте (например, шум электросети переменного тока) или когда его уровень находится ниже полезного сигнала (желательная минимальная разница 15 дБ). В случаях, когда полезный сигнал сливается с фоновым шумом, либо является слабым по сравнению с шумом, гейт может добавить артефакты отвлекающие больше чем оригинальный шум.

Динамическая обработка звука. Noise Gate и Noise Reduction. Часть 2.

В прошлой статье мы рассмотрели понятие и основные параметры гейта. Теперь рассмотрим сферу его использования в студийной и концертной практике. А также разберёмся в чем отличия Noise Gate от Noise Reduction.

В концертной практике гейт применяется для устранения нежелательных шумов, особенно часто на ударной установке. Например, он качественно убирает длинные «хвосты» томов и делает их звук резким и отрывистым.

Читайте также  Theory of A Deadman представят альбом Wake Up Call в России

Также многие гитаристы устраняют с помощью этого устройства нежелательные помехи от усилителей.

В студийной записи гейт часто используется в пост-обработке. Он уменьшает уровень постоянных шумов, таких как гул, шипение аудио кассет, шум в паузах, фон от сети и т. п. Но чтобы четко понимать какое из устройство нам необходимо нужно разобраться в чем отличия Noise Gate и Noise Reduction (DeNoiser).

Noise Gate — относится к устройствам шумоподавления.

Рассмотрев рисунок видно, что когда уровень сигнала превышает пороговое значение (Threshold) сигнал не обрабатывается, а когда ниже он ограничивается до нуля (или бесконечной степени шумопонижения). Конечно, в этом приборе имеются различные настройки. О них можно прочитать здесь ( Гейт, 1 часть) .

Noise Reduction (DeNoiser) — относится к устройствам шумопонижения. Он не срезает полностью область шумов. С помощью настроек степени или глубины шумопонижения, он уменьшает значительную часть шума и самое главное не вносит заметных искажений.

По сути это устройство разбивает обрабатываемый сигнал на множество маленьких гейтов, каждый из которых работает в своей частотной полосе. Если амплитуда сигнала в одной из этих полос будет ниже установленного порога срабатывания, то эта полоса исключается из полезного сигнала (гейт не пропускает сигнал). Благодаря огромному количеству таких небольших гейтов на протяжении всего диапазона удаляются только шумы и уровень общего шума значительно или полностью снижается.

Одним из лучших устройств по снижению шума является программа iZotope RX. Вот как выглядит в ней Noise Reduction (DeNoiser) :

Это программа позволяет выбрать отрезок только шума, проанализировать его, а затем полученные результаты применить ко всему аудиофайлу. Уровень (глубина) подавления шума регулируется параметром Noise reduction.

Устройство шумоподавления идеально работает когда шум постоянен или когда это, например, шум электросети переменного тока (см. ниже Remuve Hum), либо когда он ниже уровня полезного сигнала. В иных случаях, когда шум сливается с полезным сигналам или сам сигнал очень слабый по сравнению с ним, устройство может искажать звук и добавлять различные артефакты, которые будут звучать ещё хуже, чем до этого с шумом.

Поэтому совет: если есть возможность, лучше заранее позаботиться о том, чтобы в записи не было лишнего шума. Не забывайте, что даже если он кажется очень не большим при записи, то на этапе мастеринга (в частности, максимизации ) уровень шума может стать очень приличным.

Раз уж мы обратились к этой программе, расскажем ещё про одну интересную функцию как Remove Hum.

Remove Hum — параметр, позволяющий удалить основные гармоники от шума переменного тока электросети. В России и Европе это частота 50 Hz, в США 60 Hz.

Пользоваться этим устройством очень просто. Нужно только выбрать частоту 50 или 60 Hz и удалить её (нажать Process).

Надеюсь, эта статья была Вам полезной и в будущем она вам пригодится при работе над своими проектами.

Следите за новостями и подписывайтесь на RSS блога .

Похожие записи

Таблица преобразования BPM в Delay

5/5 — (23 голоса) Большинство современных плагинов и аппаратных устройств позволяют устанавливать автоматически задержку (delay) в соответствие с темпом BPM…

Distortion (Дисторшн, дистошн).

5/5 — (18 голосов) Что такое эффект — distortion? Принцип действия эффекта, применение в проектах, известные исполнители, использующие данный эффект,…

Phase meters (Фазометры)

5/5 — (18 голосов) Фазометр — полезный прибор для проверки аудиоматериала. Зачем нужен и в каких случаях его употребляют? Facebook…

Частоты, рекомендуемые для эквализации

5/5 — (20 голосов) Полезно изучать звучание инструментов и быстро находить, эквализировать проблемные области при сведении трека. В этой статье…

Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.

5/5 — (19 голосов) Сейчас на рынке так много отличных устройств задержки, что можно легко потеряться в несметном количестве вариантов. Поэтому…

Noise Gate

Предисловие.

Давайте представим ситуацию. Включили гитару в источник сильного перегруза, будь то хоть усилитель, хоть отдельная педаль. И вот, гитара начинает гудеть, фонить, пищать и выдавать прочие прелести своей истинной натуры, что особенно ярко заметно у гитар с сингловыми звукоснимателями. Этот шум не так заметен при игре, но вот стоит заглушить струны и опять начинается….. Можно каждый раз выкручивать ручку громкости на гитаре когда она «молчит» но это не удобно, можно сделать так называемый «Killswitch» что немного облегчит задачу, но всё равно будет не удобно. И вот тут на помощь приходит пороговый шумоподавитель! Он заглушает звук когда гитарист ничего не играет и снова пропускает стоит только извлечь какую-нибудь ноту на гитаре. То есть этот прибор не фильтрует звук, отсеивая не нужный шум, он лишь полностью глушит сигнал когда гитарист не играет.

На основе выше описанного будет проще понять смысл органов регулировки прибора. Ручка Threshold (буквальный перевод: порог) устанавливает тот максимальный уровень сигнала на входе прибора, при котором шумоподавитель «откроется», то есть полностью пропустит сигнал гитары через себя. При уменьшении уровня сигнала прибор опять закроется, исключая влияние всего, что включено до него на уровень шума. Ручка Decay выставляет время срабатывания прибора, то есть тот промежуток времени от момента, когда сигнал будет ниже уровня выставленного ручкой Threshold, до наступления «тишины». Полезность этого регулятора в том, чтоб иметь запас по продолжительности звучания(сустейну) не получая резкого обрывания звука, или на оборот резко обрывать звук когда его уровень приблизится к уровню «шума».

Демонстрация работы прибора.

Схема и принцип работы устройства.

Прибор был представлен на нашем форуме товарищем под ником dernov.blacksun виде проекта от японских «коллег»

Итоговая схема по которой собиралось:

Отличием от проекта в pdf файле помимо применения отечественных транзисторов является замена конденсатора на выходе детектора с 10мкФ на 1мкФ и добавление параллельно ему ещё одного отключаемого тумблером конденсатора 4,7мкФ. Сделано это для того что бы сместить диапазон работы регулятора Decay в сторону уменьшения времени задержки, а в режиме fast (когда работает только конденсатор 1мкФ) уменьшить время срабатывания до такого значения что бы не чувствовать его совсем. Также, произведена замена резистора между биполярными транзисторами с 10К на 22К для того чтоб сигнал сильнее глушился в «закрытом» режиме прибора. Файл печатной платы и список деталей( сделаны с учётом этого.

Условно схему можно разделить на две части: сигнальную и детекторную. Сигнальная часть образована биполярными транзисторами (в приведённой схеме — это КТ3102), детекторная собрана на микросхеме LM324 и полевой транзистор (в приведённой схеме — это КП303А) как элемент их связывающий. Полевой транзистор работает в режиме ключа, в закрытом состоянии сигнал свободно проходит по сигнальной части. Но когда детекторная часть подаёт на затвор полевого транзистора необходимое для его открытия напряжение, полевик открываясь полностью глушит сигнал. Обратите внимание что сигнал «сливается» не на землю, а на напряжение +5В по этому оно более качественно отфильтровано (стабилитрон и конденсатор 100мкФ) так как любые его пульсации скажутся на сигнале. Можно сказать, что сигналу не составит труда «слиться» на сигнальную землю с этой точки +5В. И эта особенность сказывается на типах подходящих для работы схемы полевых транзисторов, так как управляющее напряжение не может быть больше напряжения питания +9В а «опорное» напряжение +5В, тогда максимальный диапазон будет 9В-5В=4В, что конечно весьма условное представление, но главный вывод тут такой: применение полевых транзисторов с большим (или очень маленьким) напряжением отсечки даст не корректную работы схемы, можно сказать что выбор транзистора повлияет на диапазон работы регулятора Threshold .

Читайте также  Мистическая загадочность Pink Floyd в московском Планетарии

Печатная плата и особенности сборки.

Плата разведена в программе Sprint-Layout 5.0

Обратите внимание, что на плате есть две перемычки, одна из них под панелью микросхемы.

В случае применения других транзисторов сверяйте их цоколёвку. Для регулятора Decay я нашёл только сдвоенный переменный резистор, пусть это не сбивает вас с толку. Не забывайте сделать заземление корпуса педали, я делал это через корпус переменного резистора.

Плата разводилась под конденсаторы с межвыводным расстояние 5мм, но один из номиналов я не нашёл и пришлось ставить «зелёный орбит»(CL-11).

Внешний вид собранного прибора.

В качестве корпуса подойдёт Gainta G0124.

Список элементов.

  • 1М — 3шт.
  • 470К — 4шт.
  • 100К — 3шт.
  • 51К — 1шт.
  • 47К — 2шт.
  • 33К — 1шт.
  • 22К – 1шт.
  • 15К — 2шт.
  • 10К — 1шт.
  • 8,2к — 1шт.
  • 4,7к — 2шт.
  • 3,6К — 1шт. (для светодиода)
  • 1К — 1шт.
  • 470R — 1шт.
  • 100мкФ х 16в(электролит) — 1шт.
  • 47мкФ х 16в(электролит) — 1шт.
  • 10мкФ х 16в(электролит) — 1шт.
  • 4,7мкФ х 16в(электролит) — 2шт.
  • 1мкФ — 3шт. (один из них можно взять электролитический)
  • 47н — 1шт.
  • 22н — 2шт.
  • КТ3102 (BC547) — 2шт
  • КП303 (J201) — 1шт

Диоды и стабилитроны:

  • 1n4007 — 1шт (для защиты от не правильной распайки штекера блока питания)
  • 1n4148 — 9шт
  • стабилитрон 5,1В (1N4733A) — 1шт
  • Светодиод – 1шт
  • 1М(характеристика B) — 1шт (Decay)
  • 10К(характеристика А) — 1шт (Threshold)
  • Ножной переключатель 3PDT с фиксацией — 1шт
  • Панель под микросхему 14 pin — 1шт
  • Ручки — 2шт
  • Ножки – 4шт
  • Гнездо питания круглое пласт. 5,5×2,1 мм внутреннее (крепление на корпус) — 1шт
  • Гнезда jack 6,3мм для печатного монтажа — 2шт
  • CWF- 2 вилка на плату 2.50мм прям. закр. — 1шт (для питания)
  • CHU-2 розетка каб.с конт. 2.50мм — 1шт (для питания)
  • Держатель для светодиода — 1шт
  • Корпус Gainta G0124

Использование плагина Noise Gate

Устанавливайте ручку Reduction (Ослабление) на минимально возможное значение для гарантии того, что звуки ниже порогового значения Threshold (Порог) будут подавлены полностью. Устанавливайте ручку Reduction на бо́льшее значение, чтобы ослабить низкоуровневые звуки, но все же позволить им пройти. Вы также можете использовать регулировку параметра Reduction/Ducking для увеличения сигнала до 20 dB, что полезно для дакинг-эффектов.

Ручки Attack, Hold и Release изменяют динамический отклик плагина Noise Gate. Если вы хотите, чтобы гейт открывался очень быстро для перкуссивных сигналов, таких как барабаны, устанавливайте ручку Attack (Атака) на меньшее значение. Для звуков с медленной фазой атаки, таких как струнные подложки, устанавливайте параметр Attack на бо́льшее значение. Аналогичным образом, при работе с сигналами, плавно затухающими или имеющими длинные реверберационные хвосты, устанавливайте более высокое значение параметра Release (Затухание), чтобы сигнал исчезал естественным образом.

Ручка Hold (Удержание) определяет минимальное время, в течение которого гейт (затвор) остается открытым. Вы можете использовать ручку Hold для предотвращения резких изменений уровня, известных как chattering (дрожание сигнала), вызываемых быстрым открытием или закрытием гейта.

Ползунок Hysteresis (Гистерезис) обеспечивает еще один вариант предотвращения дрожания сигнала, не требующий определения минимального времени удержания. Используйте его, чтобы установить диапазон между пороговыми значениями, открывающими и закрывающими гейт. Это полезно, когда уровень сигнала колеблется вокруг порогового уровня Threshold, заставляя Noise Gate многократно включаться и выключаться, создавая тем самым нежелательный эффект дрожания сигнала. Ползунок Hysteresis по существу устанавливает, что гейт откроется на установленном пороговом уровне Threshold и останется открытым до тех пор, пока уровень не опустится ниже другого, более низкого уровня. Пока разница между этими двумя значениями достаточно велика, чтобы соответствовать колеблющемуся уровню входного сигнала, плагин Noise Gate может функционировать без создания эффекта дрожания сигнала. Это значение всегда отрицательное. Как правило, –6 dB — хорошее отправное значение.

В некоторых ситуациях уровень сигнала, который вы хотите сохранить, и уровень шумового сигнала могут быть близкими, что затрудняет их разделение. Например, когда вы записываете ударную установку и используете Noise Gate для изоляции звука барабана, хай-хэт также во многих случаях может открывать гейт. Чтобы исправить это, используйте элементы управления боковой цепи, чтобы изолировать требуемый триггерный сигнал с помощью обрезных частотных фильтров High Cut и Low Cut.

Важно: Сигнал боковой цепи в этой ситуации используется только в качестве детектора/триггера. Фильтры используются для выделения определенных запускающих (триггерных) сигналов в сигнале источника боковой цепи, но они не влияют на фактический гейтируемый сигнал — звук, направляемый через Noise Gate.

Использование фильтров канала боковой цепи

2. Тяните ползунок High Cutoff, чтобы установить верхнюю частоту среза.

Триггерные сигналы выше этой частоты фильтруются.

3. Тяните ползунок Low Cutoff, чтобы установить низкую частоту среза.

Триггерные сигналы ниже этой частоты фильтруются.

Фильтры позволяют пропускать только очень высокие (громкие) пики сигналов. В приведенном выше примере с ударной установкой вы можете удалить сигнал хай-хэта, который выше по частоте, используя фильтр High Cut, и разрешить передачу сигнала только малого барабана. Отключите мониторинг, чтобы вам было легче установить подходящий пороговый уровень.

Использование плагина Noise Gate в режиме Ducking

2. Назначьте выходы всех канальных линеек, которые вы хотите «погружать в воду» (динамически понижать громкость микса), на шину ауксной канальной линейки, выбранной вами в шаге 1.

3. В заголовке окна плагина Noise Gate выберите шину, несущую «погружающий» (голосовой) сигнал, во всплывающем меню Side Chain (Боковая цепь).

Примечание: При прохождении через плагин дакинг-сигнал боковой цепи микшируется с выходным сигналом. Это обеспечивает гарантию того, что дакинг-сигнал боковой цепи — голос за кадром — будет слышен на выходе.

4. Отрегулируйте параметры плагина Noise Gate, если это потребуется.

Copyright © 2018 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2018 Алексей Алимкин (перевод).

Эффекты Logic: Глава 4. Динамическая обработка Вперед >

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: