Как играть свип на электрогитаре

Как играть свип на электрогитаре

Свип (англ. sweep — сметать, смахивать) или свиповый штрих(англ. sweep picking ) — один из способов игры на гитаре, в котором «сметающее» движение сочетается с соответствующим ладом для получения особого ряда нот, придающего быстрый и сжиженный звук. Несмотря на широко известное название как «свиповый» штрих, обе руки по существу выполняют единое движение в унисон, чтобы достичь желаемого эффекта. Он был изобретен и создан джаз-фьюжн гитаристом Фрэнком Гамбале, который был студентом и преподавателем Лос-Анджелеского музыкального института в 80-х. Он обнаружил, что побеждает «сметающее движение», пытаясь подражать фортепиано и саксофону, партии которых невозможно быстро играть обычными способами на гитаре. Гамбале сделал несколько книг и учебных видеофильмов о свипе. Наиболее известной является книга Speed Picking, которая была выпущена в начале 80-х. С тех пор, Фрэнк Гамбале был признан одним из основоположников свипа в гитарной технике.

Применение

Эта техника часто прилагается с арпеджио, но не ограничивается им. В общей форме свип состоит из одно-или двух-октавных сложенных трезвучий, или в музыкальной терминологии из первичного (тонического), терционного (медиантного) или квинтового (доминантного)размеров, сыгранных дважды с добавленной тоникой. Например, ля-минорное трезвучие должно быть записано в музыкальной нотации как A-C-E-A-E-C-A. Когда этот ряд нот играется быстро вверх и вниз, как арпеджио, у него особенно проявляется классическое звучание в отличие от блюзового. Способность двигаться арпеджио вверх и вниз по грифу в определённом порядке является основной причиной выбора гитаристов, помогая легко его использовать, тем самым являясь промежуточной техникой гитарного исполнения.

По сравнению с другими техниками свип часто используется в своих основных формах шредерами, например переменный перебор,для осуществления которого используется несколько штрихов. В некоторых случаях для звукоизвлечения используется легато вместо переменного штриха (в случае с гитарой, hammer-on и pull-off), особенно в верхнем и нижнем участках арпеджио, где последовательные удары в ряд по тем же струнам будут эффективно проявлять характерное свиповое движение. Оно вступает в игру всякий раз, когда в определенной струне должны звучать две ноты, включая характерные пределы для ладового струнного инструмента.

Однако, как и во всех гитарных техниках, каждый игрок может включить свип в существующий репертуар или использовать его в индивидуально стилистической манере. Поэтому некоторые гитаристы могут использовать легато, в то время как другие могут дважды взять несколько нот на одной струне. Эта манера может рассматриваться сама по себе в качестве отдельного или смежного метода, из-за очевидных различий в звуке легато и сдвига во время всего арпеджио. Содействия идее, большинство гитаристов, владеющих свипом, будут использовать только его части или целенаправленно изменять технику,чтобы достичь определенного результата. В этом смысле, свип — не только конкретное действие, но и вышеупомянутый переменный штрих, но вместо этого он является технической идеей со множеством возможных приложений.

Примеры

Простым примером техники является использование трех струнного свипового арпеджио на трех верхних (тонких) струнах. Начиная с середины тоник этой последовательности, гитарист может сыграть сначала вверх арпеджио, а затем обратно вниз, чтобы вернуться на начальную тонику. Это было бы записано как A-С-Е-A-Е-С-A. Написанная в форме табулатуры для двенадцатой позиции, она будет рассматриваться как:

Если к ней добавляется нижняя октава в арпеджио,то в полной форме (в данном положении) будет выглядить как:

В середине этой последовательности на третьей и четвертой струнах необходимо, чтобы палец держался на обеих струнах лада. В соответствии с образцом должно существовать ещё большее количество пальцев, чем у людей. Обе эти проблемы решаются первым перемещением по ладу исходной струны (четвертое понижение) кончиком безымянного пальца, а затем прокаткой к следующей струне при помощи подушечки того же пальца. При возвращающем движении вверх, первые лады третьей струны последовательно переставляются вращательным движением пальцев, чем в начальном положении. Также отметим, что на низкой и самой высокой струне в музыкальной фигуре, две ноты должны играться сразу друг за другом, но на той же струне. Здесь вступает в силу общее использование вышеупомянутого применения легато таким образом, чтобы сжиженное переборочное движение являлось устойчивым.

Тем не менее, звучание этих нот в арпеджио может осуществляться через любую технику, включая переборочным разделением; двойным перебором нот (который будет означать дополнительные движения вверх или вниз), легато, или в некоторых случаях скольжением, хотя последнее редко применяется из-за необходимого контроля за скольжением определённой точки струны.

Свиповые арпеджио могут быть даже продолжены на следующих нотах через тэппинг и может облегчить возможность воспроизведения нот,проходящих за пределами классической последовательностью арпеджио. Таким образом, свиповые арпеджио никогда не должны быть ограничены исключительно одним рисунком; можно создать совершенно новые и разные образцы так же, как и аккорды могут быть изменены в бесконечных комбинациях. Овладев свиповым штрихом, вы можете применить эту технику к практически любому приёму — арпеджио или иным другим.

Основной целью в свипе является синхронизация левой и правой руки, чтобы создать свиповое движение,а затем ударяйте медиатором по каждой ноте. После этого плавно снимите палец с каждой струны.

Скоростная медиаторная техника >Свип-пикинг

Свип-пикинг — один из самых сложных приемов игры на гитаре. Пионерами этой техники можно считать таких именитых гитаристов, как Лес Пол (Les Paul), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Ричи Котцен (Richie Kotzen), Джейсон Беккер (Jason Becker) и Фрэнк Гамбале (Frank Gambale). Они показали, как этот прием может разнообразить гитарное звучание.

Основная идея свип-пикинга в том, что при игре на повышение по всем соседним струнам следует играть даунстроками, а при игре на понижение — апстроками. Свип-пикинг применяется в игре арпеджио, пентатонических, а также мажорных и минорных гамм. Важно перемещать медиатор к следующей струне сразу после удара по предыдущей. Это движение должно быть плавным и одновременно быстрым. Это необходимо, чтобы научиться свип-пикингу.

Свип-пикинг также можно комбинировать с другими приемами. Фрэнк Гамбале — король свип-пикинга — смешивает переменный штрих со свип-пикингом, получая в результате сложные пробежки. Комбинацию этих двух приемов часто называют техникой экономичного звукоизвлечения. Ричи Котцен, в свою очередь, много экспериментировал с объединением свипа и легато при игре расширенных арпеджио.

Упражнения на свип-пикинг. Табы и ноты

Пример 1 — это несложная фраза со свип-пикингом, состоящая из триолей на двух верхних струнах. Первые две ноты каждого арпеджио извлекаются свипом вниз, а последняя нота — апстроком. Следите за тем, чтобы медиатор попадал на первую струну сразу после удара по второй.

В Примере 2 мы имеем дело с рисунком на три струны, сдвигающимся вверх и вниз по грифу, следуя прогрессии Bm-F#m-E-A. Чтобы придать фразе живости, я использую несколько обращений аккордов F#m, E и A.

Добавим еще одну струну и получим Пример 3 . Здесь мы играем серию мажорных арпеджио со смещениями на целый тон и полтона.

Читайте также  10 современных композиторов, которых необходимо послушать

Легендарный Джейсон Беккер — источник вдохновения для многих. И далеко не только благодаря своей работе на лейбле Shrapnel. Послушайте композицию молодого Беккера “Serrana”.

Нечто подобное вы найдете в Примере 4 . Это небольшой этюд в духе Беккера. Он начинается с серии арпеджио А мажор (A-C-E), смещающихся вверх по грифу, проходя через несколько обращений. Далее мы сдвигаем их к F#m—параллельной минорной тональности к А мажору—и играем серию нисходящих арпеджио, приводящих нас к пятой позиции. Эти аппликатуры Беккер использует в “Altitudes”. Старайтесь, чтобы свип был плавным, но быстрым, и избегайте случайных хаммер-онов и пулл-оффов.

Пример 5 написан на основе творчества Ричи Котцена. Как уже упоминалось выше, в начале своей карьеры он часто комбинировал легато и свип-пикинг. Аккордовая прогрессия этого примера похожа на “Pachelbel’s Canon”. Здесь вы столкнетесь с несколькими сложными растяжками, поэтому начинайте медленно и постепенно наращивайте скорость.

Пример 6 напоминает нам как о Котцене, так и о Беккере. Он взят из старой композиции под названием “Ceremony” и включает в себя не только свип и легато, но и тэппинг. Идея этой фразы в игре диатонических арпеджио на фоне статичного аккорда D5. В данном случае мы играем Bm (B-D-F#) и Gmaj7 (G-B-D-F#). Мне очень нравится такой подход к свип-пикингу. Мы просто играем каскадом на фоне ритм-секции, а не стараемся попасть в долю.

Пример 7 — фигура в стиле Фрэнка Гамбале в тональности Е минор. Мы просто играем диатоническое арпеджио на каждую ступень Em (E-G-B). Эта фраза завершается бендом на первой струне и тэппинговой нотой на удерживаемом бенде.

В Примере 8 мы играем в рамках Е-дорийского лада (E-F#-G-A-B-C#-D). Квинтоли в первом такте чередуются между Bm9 (B-D-F#-A-C) и Em9 (E-G-B-D-F#). Интенсивность нарастает во втором такте, с дикой комбинацией тэппинга, пулл-оффов, слайдов и др.

Пример 9 — отличная фраза, основанная на симметричных трезвучиях уменьшенной гаммы G из целых тонов и полутонов (G-Ab-Bb-B-Db-D-E-F). Эту фразу можно играть, например, в четвертом такте блюзовой прогрессии G, перед сменой G7 на C9 (IV ступень). Она подразумевает смену тональности, но хорошо разрешается.

Последний на сегодня пример ( Пример 10 ) представляет собой еще одну идею Фрэнка Гамбале, основанную на D-дорийском ладе (D-E-F-G-A-B-C). Эта современно звучащая фраза поражает несколькими арпеджио sus2, исполненными в форме квинтолей. Следующая фраза предлагает идею перекрестного ритма: три группы шестнадцатых нот играются на фоне четвертных триолей. На этом примере можно хорошо потренироваться в игре ритмических наложений. И в завершение играем каскад четырехнотных арпеджио.

AllFrets

Четырехструнный свип

«Я никогда не ходил в музыкальную школу. В Беркли приходил для того, чтобы читать лекции про то как научиться играть на электрогитаре любую музыку, не ходя в музыкальную школу. Все эти безумные вещи, которые я делаю на гитаре, имеют целью исключительно получение удовольствия. Что-то я сам придумал, что-то заимствовал. Уникальная техника, которую я разрабатывал в течение 25 лет, называется «Круглая восьмерка». Однажды мои фанаты в Америке сняли видео, как я играю в этой технике. Они подсчитали, что я играю со скоростью 20 нот в секунду. Видео было послано в Книгу рекордов Гиннесса, и рекорд был зарегистрирован. Я не кричу на каждом углу, что я самый быстрый гитарист, и, если честно, мне даже не очень нравится этот титул. Молодые гитаристы придают слишком большое значение тому, кто самый быстрый. Когда такие ребята приходят на концерт и смотрят на меня с подозрением, я выдерживаю минут двадцать. Потом приходится применить мою технику, они убеждаются, что я действительно могу быстро играть, и уходят. А я говорю себе: «Ну вот, теперь можно расслабиться, играть и получать удовольствие»

К чему я это говорю? К тому, что ТЫ тоже можешь! Можешь играть так быстро, как хочешь! Можешь играть переменным штрихом, свипом, теппингом или вообще придумать свою технику! Никто не рождается гениальным гитаристом, но стремление стать им приводит к цели! Надеюсь мне удалось тебя мотивировать на ближайшие два часа :)

Продолжим совершенствовать твой свип. И для начала вспомни то, о чем я говорил в предыдущем уроке:

1. Свип — это одно непрерывное движение.
2. Глушить струны ребром ладони правой руки.
3. Глушить струны пальцами левой.
4. Играть медленно. На разных скоростях.
5. Играть только под метроном.
6. Отрабатывать перекатывание пальца.
7. Чередовать игру на чистом звуке с игрой на дисторшн.
8. Всегда держать руки в расслабленном состоянии.

И еще пара несложных, но основополагающих моментов:

Расслабь правую руку. Медиатор должен плавно «облизывать» струны и для этого ему необходимо свода движения.

Такие приемы, как слайд, пул, хаммер и перекатывания пальца лучше освоить заранее, чтобы потом не останавливаться на полпути из-за проблем с их исполнением.

Упражнение 1. Как ты понял из названия урока, большинство упражнений в нем будут представлять собой именно четырехструнный свип. И вот первое и, пожалуй, самое простое из них.

Следующие несколько упражнений я нашел в книге «Creative Guitar 2 — Advanced Techniques». Отличное пособие, кстати. Жаль, перевода нигде нет. Эти упражнения, как и все свиповые пассажи в большинстве своем представляют арпеджио стандартных аккордовых форм. Иногда для завершенности в них добавляются несколько дополнительных нот.

Упражнение 2. Здесь ты немного поработаешь над перекатыванием пальца, в одном из простейших своих проявлений.


Упражнение 3. Первые четыре ноты играются ударом вниз, затем удар вверх, пул к двенадцатому ладу, еще два апстрока и все повторяется.

Упражнение 4. А вот упражнение, построенное на той же аккордовой форме, что и предыдущее, только сыгранное триолями. Надеюсь, ты заметил преимущество таких упражнений – они зациклены, и потому их можно играть бесконечно. Чего не скажешь, например, о первом упражнении.


Упражнение 5. Нечто более сложное. Это упражнение, как ты видишь, охватывает не четыре, а все шесть струн. Однако один свиповый проход не охватывает больше четырех струн. Здесь ты еще раз поработаешь над перекатыванием пальца. Только теперь оно будет происходить на трех струнах.

а теперь вернемся к свипу. И вот несколько упражнений из видеошколы Троя Стетины « Guitar Shred »

Упражнение 6. Арпеджио двух аккордов, следующие друг за другом – си бемоль мажорный септаккорд и ре-минорный септаккорд.

Упражнение 7. Диатоническое упражнение в СОЛЬ МАЖОРЕ.

Упражнение 8. Это упражнение я нашел где-то на просторах интернета. Первая проблема заключается в том, что здесь ноты объединены в группы по десять штук. Вторая – это чрезмерное количество пулов и хаммеров, причем не только на верхней струне. С другой стороны, оно подготовит тебя к более сложным свиповым пассажам.

И наконец, пару слов о технике, которая получила название экономичной. Экономичная техника – это гибрид переменного штриха и свипа. Совершенно чумовая вещь, скажу я тебе. Принцип заключается в том, что играя на одной струне, ты используешь переменный штрих, также если надо перейти на другую струну и можно использовать внешний штрих, то используй его. Но если для перехода придется использовать внутренний штрих – примени свип.

Читайте также  Следующий альбом Noize MC будет англоязычным

Упражнение 10. И в заключении упражнение из легендарной видеошколы Майкла Энжело « Speed Kills »

Этот урок закончился, и твой свип уже не такой, как был раньше. К тому же ты познакомился с экономичной техникой. К следующему уроку переходи только после того как сможешь играть все упражнений данного на скорости 140 УВМ (кроме, естественно, тех, где используются триоли или другие ритмические группы). Если остались какие-нибудь вопросы – спрашивай! Надеюсь, у тебя все получится!

Свип на гитаре (Sweep picking). Прием игры

Свип (Sweep picking) это техника игры на гитаре, при которой извлекаются 3 и более ноты на соседних струнах. В переводе с английского, свип дословно это «подметать» или «мести». В реальности это движение как раз чем то и напоминает «подметание» струн. В зависимости от направления, свип бывает восходящим и нисходящим. В этой статье разберемся как играть свипом на гитаре, характерные его особенности, а также посмотрим на упражнения.

История

Джазовые музыканты 50-х годов, такие как Лес Пол, Барни Кессел и Тал Фарлоу, использовали эту технику в своих импровизациях. Виртуоз Чет Аткинс иногда пренебрегал фингерстайлом и играл свип арпеджио. На рок-сцене Ричи Блэкмор практиковался в свипе для исполнения арпеджио в песнях Deep Purple «April» и Rainbow «Kill the King».

Джах фьюжн гитарист Фрэнк Гамбале признан мастером свипа и первым исполнителем, полностью интегрировавшим эту технику в свой стиль. Свипом он играл арпеджио, пентатонические и диататонические лики и вертушки.

Гамбале описывает свой метод в обучающем видео «Monster Licks and Speed ​​Picking», записанном в 1988 году. Это видео ценно для тех, кто заинтересован в освоении техники свипа.

Шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин находился под влиянием скрипача-виртуоза Никколо Паганини. Пытаясь сымитировать флюидные пассажи Паганини на своем Fender Stratocaster, он решил, что звукосниматель — отличный способ быстро переходить от струны к струне с плавным звуком. Методы Мальмстина повлияли на два поколения гитаристов, таких как Тони Макалпайн, Джейсон Беккер, Стив Вай, Марти Фридман, Джон Петруччи, Алекси Лайхо, Тосин Абаси и многих других.

Как играть свип на гитаре

Свип это одна из самых сложных техник звукоизвлечения на гитаре. Она требует большого количества практики и разучивания. Основная идея свипа заключается в использовании ударов медиатора вниз при восходящем движении по соседним струнам и ударов вверх при нисходящем. Фишка данного приема в том, что вы не останавливаетесь между струнами, а как бы скользите по ним плавно. Движение должно быть плавное и однородное, чтобы звуки извлекались друг за другом. Очень часто данный прием игры применяется в игре соло партий.

Не пренебрегайте перегрузом при игре свипом, но также и не забывайте глушить лишние струны. Ваша игра должна быть максимально чистой и ровной, без посторонних призвуков. Ниже вы можете посмотреть отличное видео на тему отработки свипа на гитаре.

Советы и упражнения

  1. Играйте с большим количеством гейна (перегруза, дисторшна). Несмотря на то, что многие люди тренируют свип на чистом звуке, гораздо полезнее играть на большом гейне. Причина в том, что на перегрузе все ваши косяки и грязь будут очень хорошо слышны. Таким образом, вам их будет легче исправить и сделать игру чище.
  2. Играйте только на бриджевом звукоснимателе. Нековый как бы сглаживает игру и прощает ошибки. На бридже такое не пройдет, и опять же, все ваши ошибки и грязь будут очень хорошо слышны.
  3. Ни в коем случае не напрягайтесь при игре. Помните, что чем более вы расслаблены, тем больше у вас контроля за звукоизвлечением.
  4. К свипу нужно привыкнуть. По первой будет очень неудобно плавно скользить по струнам друг за другом. Причем звучать они должны последовательно, а не как аккорд вместе. Точно играйте по нотам. Это значительно улучшит вашу способность синхронизировать руки.

Табулатура упражнения

Ниже вы можете увидеть табулатуру неплохого упражнения для отработки 3-х струнного свипа. Здесь 4 аккорда играются арпеджио секстолями на трех струнах.

Заключение

Ни в коем случае не зацикливайтесь только на обучении свипу! Помните, что это такой же прием игры на гитаре, как и переменный штрих, даунстрок и прочие. Вы должны изучать их все примерно в равной мере, чтобы стать настоящим виртуозом в будущем!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: