Как играть на варгане

Варганка. Варганы в Саратове

Несколько советов по игре на варганах от Ярослава.

Несколько советов по игре на варганах.

— Не зажимать рамку

Часто, люди, которые впервые берут варган или просто берут в руки незнакомый варган, при игре “бьют по зубам”. На самом деле, металлический звон (“дзень”) раздается не от удара язычка по зубам, а оттого, что язычок цепляет за рамку. Тому есть две причины, и первая — рамка сильно сжата руками или зубами. Чем лучше варган, и точнее он настроен — тем меньше зазор между язычком и щечками рамки, тем лучше звук и тем вероятнее задеть язычком за рамку, слегка сжав ее руками. Попробуйте поменять хват, так чтоб держать варган не “сверху-снизу” сжимая его, а, например, сбоку. Кроме того, часто рука очень сильно прижимает варган к зубам, эффект тот же — рамка сжимается и язычок задевает за деки. Можно попробовать начать отпускать варган, пока звон не пропадет. Только опытным путем можно найти самое оптимальное положение варгана, причем то, что хорошо для одного, будет не приемлемо для другого.

— Необходимо правильно бить по язычку

Вторая причина, по которой язычок ударяется о рамку — неправильный удар. Есть много разных разновидностей удара, от/на себя, сверху/снизу, указательным или большим пальцем. Но любой удар должен быть направлен строго в горизонтальной плоскости перпендикулярно варгану. Удары сверху-вниз или снизу-вверх — категорически запрещены. От этого, кроме всего прочего, варганы ломаются. Для начинающих рекомендуются удары указательным пальцем на себя. Во-первых, существуют варганы, на которых только так можно играть. Во-вторых, так меньше амплитуда, а значит и риск сломать варган (особенно, когда новички хотят играть ГРОМКО, не понимая, что громкость зависит не от размаха). Существует множество способов боя: “палец-вверх-открытая-ладонь-влево”, “палец горизонтально открытая ладонь на себя”, “палец согнут вниз ладонь вниз” и так далее — пробуйте что вам удобно.

— Сжимайте губы

Секрет громкой игры кроется в двух элементах. Первый и основной — сжатые губы. Чем меньше щелей между варганом и губами тем громче звук. В идеале, выход из вашего рта для звука должен быть только через язычок варгана — тогда звук будет действительно громким. Для этого необходимо закрыть губами все щели. Да, обратите внимание на два момента. Во-первых, губы не должны быть напряжены (не сжаты силой), во-вторых – следите за тем, чтобы язычок не цеплялся за чрезмерно сжатые губы. Рассеченная в кровь язычком губа — не самая приятная (хоть и не самая страшная) вещь.

— Использовать дыхание

Возможны три состояния дыхательных путей при игре на варгане.

  • открыта носоглотка, дышим носом (звук достаточно тихий, высокий).
  • открыта носоглотка, дышим ртом (звук сильно ниже, на вдохе или выдохе еще и существенно громче, но менее четки обертона). Это часто необходимо для громкой игры, акцентирования нот, взятия второй ноты без удара по язычку.
  • закрыта носоглотка, дышать невозможно, рот и нос соединены между собой (звук типично “носовой”, интересные обертона.)

Все три способа дают каждый свой, очень характерный варганный звук, так как при этом очень сильно различаются объемы резонаторов. При игре нужно совмещать все три типа, в зависимости от композиции произведения. Кроме того, при дыхании через рот можно использовать в полной мере возможности диафрагмы — если вы слышали странные вибрирующие, пульсирующие звуки на варгане, то это очень часто именно диафрагменная работа. “Потрясите животом” при выдохе через варган, чтобы понять, что это такое.

— Используйте язык.

Кроме дыхания, которое создает ритмический рисунок музыки, важным моментом является использование языка. Он создает и ритмический и мелодический рисунок, в этом смысле, он может быть и важнее даже. Можно изгибать язык во рту, как вам придет в голову, подвигайте его к зубам, поднимайте к нёбу, заталкивайте вниз и назад — ищите свою музыку. Делайте ритмичные движения языком — за один удар несколько — так можно и ритмический рисунок создавать, и эффекты типа вибрато (при быстром движении языка взад-вперед или вверх-вниз или как придумаете).

Следует помнить, что люди, играющие на варганах (и, наверное, на диджериду), скорее всего, лучше всех целуются. У них лучше всех развит язык – его точность, гибкость, скорость.

— Ищите обертона

По словам преподавателя Кыргызской консерватории, у темир-комуза (кыргызского варгана), музыканты в Кыргызии используют 14 разных нот, и они могут сыграть даже мелодию Бетховена! Не все варганы такие мелодичные как Кыргызские, но 5-6 разных нот-обертонов есть у любого варгана, даже не очень звонкого. Поэтому, когда усвоите работу языком, научитесь разнообразным эффектам — пробуйте ловить обертона. Это, на самом деле, высший пилотаж, движения языка должны быть очень точные и иногда очень небольшие, и никто не сможет сказать “сделай так и получишь такую-то ноту” — только слушая варган и себя можно приблизиться к безупречному владению инструментом.

— Экспериментируйте

Вышеописанные правила — это отправная точка для начинающего. Их можно игнорировать, делать все совершенно наоборот — но только после того, как будет освоена база. Например, если варган глуховат, можно немножко руками сжимать (в некоторых пределах) при игре рамку, уменьшая зазор между деками и язычком, чтоб звук был лучше. Или, при игре открывать губы чтоб сделать звук значительно тише (на один удар по язычку, ритмично открыть и закрыть губы – можно получить звучание двух нот). Для достижения разных эффектов можно комбинировать типы ударов (”стук копыт”, сверхбыстрая игра в стиле транса или электроники). Главное не бояться пробовать новое!

— НИКОГДА НЕ ИГРАЙТЕ В ПЬЯНОМ ВИДЕ!

Это правило нужно соблюдать неукоснительно! Игра в пьяном виде приводит к рассеченым губам и языку, побитой эмали зубов. Варган ломается или при игре, или через некоторое время, часто теряется. В общем, если мыслить категориями духовно-мистическими — варган очень не любит пьяных! И скорее всего, накажет физически или вообще “уйдет” от вас

— Стоит ли давать свой варган другим?

Это правило, в общем, не обязательное, его стоит соблюдать по своему усмотрению (если конечно другой человек не пьян – в этом случае категорически нельзя!). Здесь речь идет и о личной гигиене, и о возможности сломать варган с непривычки. Если вы всецело доверяете человеку и нет внутреннего ощущения того, что не стоит давать, то возможно и можно дать варган поиграть или подержать. Случайным людям или новичкам, которые просят научить играть — специальные “учебные” варганы, которые и сломать тяжело, и пораниться не получится. У профессионалов почти все варганы с оговорками: ”этот нежный, не сильно и на себя”, “этот надо очень сильно разыгрывать”.

Читайте также  Вечер памяти Романа Гринёва в Клубе Алексея Козлова: дорога в космос

Как играть на варгане

Больше, чем магазин варганов

Вы стали счастливым обладателем варгана. Теперь нужно научиться на нем играть. Для этого нет необходимости знать ноты, собственно и слух вам не понадобится. Варган – очень специфический инструмент. Он не только восстанавливает здоровье всего организма, он успокаивает. Варган поможет настроиться на необходимое состояние. Специфические вибрации, извлекаемые вами с варгана, помогут отдохнуть и расслабится.

Как держать варган. Есть много способов. Округлую часть положите на указательный и средний палец. Зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка. Главное, обеспечить плотное прижатие двух направляющих варгана к зубам. Язычок варгана при игре должен двигаться без препятствий, и ни к чему не прикасаясь.

Прижмите варган к зубам, отведите язычок и отпустите. Вот это его голос. Попытайтесь извлечь из него как можно больше разнообразных звуков. Во время игры попробуйте поэкспериментировать.

Подвигайте языком. Прижмите его к небу. Прижмите сильно, или едва касаясь. Звук будет отличаться. Перемещайте язык со стороны в сторону. Попробуйте засунуть язык в горло.

Измените объем внутреннего пространства рта. Закройте горло, как будто у вас во рту вода. Играйте на вдохе и выдохе. Звук получается намного громче. После одного удара по язычку варгана, глубоко вдохните. Вибрирующий звук можно пролить до минуты. Ровно столько, сколько длится вдох или выдох.

Во время игры попробуйте издать звук горлом, так называемое горловое пение. Соедините два звука в один. А теперь, импровизируйте, экспериментируйте, это очень интересное занятие.

С помощью варгана можно решать разные вопросы. Вибрирующий звук открывает глубины подсознания, и ответ находиться сам собой. Необходимо только во время игры мысленно удерживать сам вопрос. Древние шаманы с помощью варгана, могли перемещаться в другие миры. Лечить болезни, и наставлять на путь истинный.

Если же вы находитесь в Санкт-Петербурге и хотите научиться играть наиболее эффективно, приходите в школу варгана Обертон Про — это ускорит процесс на несколько лет и избавит вам от многочисленных проб и ошибок.

Узнать много тонкостей игры на варгане и разобрать примеры мелодий вы можете из 200-страничного самоучителя.

Скоростной двухсторонний бой

800+ ударов в минуту и больше

Введение и аудио примеры

Переходя к свежим аудио примерам. Обсуждаемая техника игры использована в отрывке ниже сразу в двух вариантах: в качестве эпизодических коротких вставок (0:00–0:35) и в качестве постоянного фонового скоростного боя (0:35–1:14).

Также доступна аналогичная импровизация 2013 года, в ней использовался только постоянный фоновый скоростной бой, без контрастных переходов на обычные удары, и она приводится в полном варианте (примечание: скриншот для аудиоредактора делался именно из этой записи).

В общих чертах о технике и подробней об инструментах

Приёмы исполнения, которые здесь будут описываться, вполне можно использовать и со многими другими инструментами. Нужно лишь учитывать общие принципы и рекомендации, которые описаны в статье. Но автору наиболее подходящими для этих задач кажутся инструменты а) длинной около 10 см б) с корпусом из листовой стали и монолитным стабильным основанием, но не дуговые гнутые инструменты из прута (для скоростного боя крайне важна стабильность инструментов).

Обратите внимание: форма основания корпуса «Лидеров» более эргономичная (в контексте задач, которые ставятся в этой статье), чем у аналогичных инструментов. За исключением разве что модели «Альфа» Глазырина. Это довольно важный пункт: если основание корпуса овальное, круглое, плоское, с закругленными углами, то в ряде случаев варган может соскальзывать с руки и немного съезжать в сторону. В нашем случае неудобства могут вызвать даже лишние пару миллиметров влево или вправо, так что указанная выше особенность «Лидеров» для скоростного боя подходит как нельзя лучше.

Второе: ширина основания корпуса «Лидеров» достигает четырех сантиметров, такой варган довольно удобно держать способом, который описан ниже.

Особенности удержания и фиксации инструмента

Это делается указательным пальцем. Все довольно просто. Остальные точки фиксации инструмента будут находиться непосредственно на зубах, этого будет вполне достаточно для того, чтобы варган вел себя стабильно и покладисто.

Самоучитель игры на варгане

Как держать варган

Вначале научимся правильно держать варган. Любой профессионал скажет, как важно уверенно и удобно располагать инструмент в руке. Для этого есть много способов. Самый оптимальный способ заключается в следующем. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний палец. Затем по возможности крепко зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка, поскольку он должен двигаться при игре без препятствий, и ни к чему не прикасаться. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре

Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. При игре основание варгана необходимо прижать к зубам или к губам. Челюсти размыкаются таким образом, чтобы между ними оказалось достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Ротовая полость – это своеобразный резонатор, служащий для усиления звука. В игре на варгане участвует все – ротовая полость, язык и даже дыхание. При правильном «использовании» этих составляющих с помощью варгана можно наиграть практически любое музыкальное произведение. И это будет не дилетантское подражание игре профессионалов. Напротив, варган способен воспроизводить не только основные звуки, но и призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром.
Прижмите варган к зубам и отведите язычок, а затем отпустите. Это поможет вам услышать его голос. Попытайтесь извлечь как можно больше разнообразных звуков.
Если вы подвигаете языком и затем прижмете его к небу, то вы услышите, как изменяется структура звука. Вы хотите играть громко? Для этого необходимо прижать варган к зубам, и вот уже его звучание наиболее громкое и длительное. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении. Вас не устраивает эта громкость? Давайте научимся извлекать тихие звуки! Надо прижать варган к губам, и вы услышите его мягкое звучание. Причем чем меньше напряжены губы, тем звук будет тише и короче. Не бойтесь экспериментировать! Нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов!
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы не чувствовать напряжения ни в руке, ни на губах. В то же время инструмент должен быть жестко зафиксирован, чтобы самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно наслаждаться игрой на варгане в течение многих часов и, что немаловажно, без какого-либо вреда для здоровья.
Важно знать, что в первые дни знакомства с варганом возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры, которые, впрочем, через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Читайте также  Róisín Murphy поделилась новым синглом Mastermind

Основы извлечения звука

Совет новичкам — перед тем как ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нажмите на язычок пальцем и попробуйте завести его за зубы и обратно — он должен двигаться свободно в обоих направлениях. Язычок варгана приводят в движение, ударяя по нем пальцем второй руки. Удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Удар бывает прямым и обратным. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором — палец задевает язычок при движении от себя.
Сразу следует оговориться, что требуется определенное время для того, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука. Но это стоит затраченных усилий! Попеременное сочетание обоих ударов позволяет воспроизвести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком.
Давайте поговорим теперь о наиболее продуктивных способах извлечения звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же как и первый, позволяет играть в разнообразном темпе.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены «лодочкой» и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

Новичкам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет издавать неприятный звук, похожий на металлический лязг.
Все описанные способы хороши и удобны в определенных ситуациях. Чередуя их во время игры, можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это фантастическое зрелище.

Изменение звука

Чем динамичней темп исполняемого произведения, тем чаще требуется наносить удары по язычку варгана, так как любое изменение объема ротовой полости и органов дыхания отражается на исполняемом произведении только при колеблющемся язычке варгана.
Интересно, что звуки при игре похожи на буквы русского алфавита. Джавайте проведем заодно урок русского языка! Итак, самые простые звуки при игре на варгане получаются, когда ротовая полость исполнителя находится в положении как при произношении гласных букв: «А», «И», «О», «У», «Ы», «Э».
Некоторые буквы играют особую роль в музыкальном исполнении. Например, буква «У». Надо заметить, что объём ротовой полости так же влияет на высоту звука. Когда ротовая полость находится в положении произношения буквы «У» — издаваемый звук максимально низкий.
Но это не единственная буква, произношение которой надо знать для игры на варгане. Вам это кажется удивительным? Тогда продолжим! Положение языка так же отражается на воспроизводимом звуке. При расположении языка, которое характерно произношению согласных букв: «К», «Л», «Н», «Р», «Т» тембр звучания инструмента становится выше, соответствуя произнесённой букве.
Если прижать к вибрирующему язычку палец, тем самым уменьшая колеблющуюся часть язычка, то звук получится выше, но глуше и станет менее продолжительным.
При игре на варгане не существует нотных правил или твёрдо определённых позиций для тех или иных звуков. Все зависит от частоты колеблющейся части язычка, и устройства речевого аппарата исполнителя.

Громкость и длительность звука

Громкость и длительность звучания варгана зависят как от силы удара по язычку, так и от манеры удерживания инструмента. Мы уже говорили об этом чуть выше, но нелишне повторить. Когда язычок варгана движется с большой амплитудой, сам инструмент прижат к зубам — звук громкий. Когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или язычок варгана движется с минимальной амплитудой — звук тихий. Когда варган плотно прижат к зубам, колебания язычка длятся дольше, и достигается максимальная длительность звучания. Прижимая варган к губам, и плотно зажимая язычок пальцем в месте его крепления с инструментом, добиваются уменьшения длительности звучания.

Вы видите, как разнообразны способы исполнения на варгане! Но это еще не все. Расскажем теперь о том, как резко прекратить игру на варгане. Это не так-то легко, как кажется на первый взгляд и требует не меньшей сноровки, чем сама игра.
Чтобы заставить резко замолчать варган, требуется сначала удалить его от зубов, придерживая его губами, и только затем удалить варган от рта, либо коснуться язычка пальцем руки, удерживающей инструмент.
Более продолжительные, красивые и громкие звуки можно получить, используя дыхание ртом и направляя губами воздух между основанием и язычком варгана. Так возможно максимально усиливать или ослаблять колебания язычка. Яркий звук получается на резком вдохе, резкий же выдох останавливает колебания язычка.
На разных варганах и у людей с разными дыхательными и физическими способностями эффекты от использования дыхания могут проявляться по-разному.
Людям с большим объёмом лёгких можно вообще управлять звуком, всего лишь удерживая варган одной рукой возле рта. Дыхание при помощи носа используется музыкантами, когда нужно быстро набрать воздуха в легкие для исполнения очередного музыкального фрагмента без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как носовой вдох никак на неё не повлияет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: