Как играть легато на электрогитаре

AllFrets

Основы легато

Вслушиваясь в произведения таких гитаристов, к Джо Сатриани и Стив Вай, ты зачастую можешь услышать длинные слитные каскады нот, сыгранные с сумасшедшей скоростью. Эта техника называется легатной. Пришедшее из итальянского, слово легато означает «сглаженный» и в полной мере передает суть техники.

Итак, какие приемы используются в легатной технике? Их всего три:

ХАММЕР – 1-ый такт

ПУЛ – 2-ой такт

СЛАЙД – 3-ий такт

Однако какой бы легатной не была легатная техника того или иного гитариста, рано или поздно он разбавит ее парой медиаторных ударов. Это лишь вопрос времени. А потому не стоит воспринимать легатную технику, как нечто совершенно обособленное от любых других способов игры на гитаре. Легато в твоем исполнении должно превратиться в мощное средство, но никак не в цель.

Одним из самых сложных моментов легатной техники, по моему мнению, является ПУЛ. При этом сложность его выполнения напрямую зависит от задействованных для этого пальцев.

Упражнение 1. Выполни уже знакомое тебе упражнение.

Что ты чувствуешь? Какая комбинация пальцев вызывает наибольшее затруднение? Ниже я расположу все варианты в порядке их усложнения.

1. Первый и третий

2. Первый и второй

3. Первый и четвертый

4. Второй и третий

5. Второй и четвертый

6. Третий и четвертый

От этого списка напрямую зависит время, которое ты должен уделять той или иной комбинации пальцев. Если выполнить пул и хаммер для первого и второго пальца тебе не составляет труда, то и не стоит на них зацикливаться. С другой стороны третий и четвертый пальцы нуждаются в ежедневных упражнениях. Хочется сказать также, что я составил этот список, основываясь на своих личных ощущениях и, возможно для тебя он будет немного другим.

Вот пара упражнений из книги «Упражнения из ада». Немного выше я говорил о том, что легато часто разбавляется ударами медиатора. Это как раз тот случай. Выполнить такие упражнения гораздо проще, чем полностью легатные, поэтому с них мы и начнем.

Упражнение 2. Не забывай соблюдать правильную последовательность ударов. Если взять первые четыре ноты, то первая берется ударом вниз, четвертая – ударом вверх.

Упражнение 3. Похожее упражнение. Здесь, как и в предыдущем пассаже добейся скорости исполнения в 160 УВМ. Не забывай о последовательности ударов.

Теперь перейдем к книге Троя Стетины « Guitar Shred »

Упражнение 4. Продолжай его до восьмого лада.

Одной из главных задач гитариста, взявшегося осваивать легатную технику, да вообще любого гитариста является развитие независимости пальцев. В следующем уроке это станет для тебя целью номер один. А сейчас я приведу пару несложных упражнений из книги « The Ultimate Guitar Workout », предназначенных для этого.

Упражнение 5. Здесь ноты объединены в сикстоли. Дойди до скорости в 120 УВМ.

Упражнение 6. По сути – это четыре очень похожих друг на друга упражнения.

Упражнение 7. И в заключение еще несколько упражнений, которые так же, как и предыдущее отличаются друг от друга лишь задействованными пальцами. Каждые пять нот объединены в одну группу.

Легатная техника – чертовски полезная вещь! Постарайся не обойти ее своим вниманием, и уделить ее развитию время. В итоге ты сможешь играть гораздо быстрее и слитнее – а это один из признаков хорошего гитариста. В следующем уроке ты будешь работать над независимостью пальцев, затем мы перейдем к полностью легатным пассажам. Апофеозом этой части станет трюк, который ты мог видеть на концертах Джо Сатриани и Стива Вая – ты научишься играть одной левой рукой, при этом правая будет глушить струны ниже левой. Круто, не правда ли! Если что-то осталось непонятным — спрашивай! Удачи!

Легато на гитаре

Легато – это особый прием игры на музыкальных инструментах. При этом сыгранные ноты должны звучать связанно, как бы одной единой плавной фразой. Между ними не должно быть ни единой паузы. В нотной записи этот прием обозначается дугой (лигой). Лига изображается над теми нотами, которые нужно сыграть связанно. Ноты могут быть разной длительности.

Обозначение приема легато

Применительно для гитары термин легато также обозначает слитное звучание нот. Многие известные гитаристы используют этот прием для исполнения скоростных сольных партий. Здесь нужно отдельно отметить технику звукоизвлечения. Существуют несколько видов техники:

  1. Восходящее легато – ноты играются с повышением тона. У гитаристов этот прием более известен под названием hammer (хаммер).
  2. Низходящее легато – ноты играются с повышением тона. Для гитаристов более ходовым является термин pull (пул).
  3. Смешанное легато – совмещаются восходящие и низходящие пассажи.

О приемах легато на гитаре Вы можете подробнее прочитать в статье под названием «Хаммер и пул». Там мы довольно подробно разбирали эти приемы и показывали само звукоизвлечение. Я надеюсь Вам будет легко понять, как играть легато.

Теперь предлагаю Вам упражнения для развития техники легато. Внимательно посмотрите какие ноты залигованы, как их лучше сыграть. И дальше пробуйте сыграть, постепенно изменяйте скорость игры, добивайтесь чистого звучания.

Упражнения легато

Итак, легато в музыке – это важный элемент красивой, быстрой и эффектной игры на гитаре. Этот прием надо развивать и часто тренироваться для беглости и независимости пальцев. В итоге Вы сможете исполнять классные трюки на гитаре в стиле знаменитых гитаристов, ваши сольные партии будут яркими и запоминающимися.

Уроки игры на электрогитаре. Урок 8

Пришло время для изучения легато (хаммер и пул) и вибрато. Очередной урок курса электрогитары.

Все упражнения и материалы для урока можно получить тут.

Комментарии (28 комментариев) на «Уроки игры на электрогитаре. Урок 8»

я думаю один из самых полезных уроков для новичков

мне бы когда-то очень помог

не догоняю. Хаммер — это просто удар по струне, а пул — удар и срыв? Под словом срыв я понимаю, что палец левой руки должен ударить струну, как хаммер, а в момент отрыва дернуть струну вниз? Или нет?

Различия в самих приемах ясны. все путают и сбивают упражнения «для продвинутых», в которых медиатор играет только первую ноту, а дальше только левыми пальцами. Вот там различия и теряются между пулом и хаммером для меня. оба приема становятся похожими на 3-й прием. Можете разьяснить?

Все очень просто! хаммер — это когда один палец стоит на струне, вы играете её медиатором, а потом, не поднимая первый палец, ударяете вторым по другому ладу.

пул — это когда два пальца стоят на струне (на разных ладах), вы играете медиатором, а потом поднимаете (сдергиваете) второй палец.

если сначала ударить, а потом сдернуть или наоборот, то это уже смешанное легато

кто учил песню шняга-шняжная уже умеют выполнять смешанное легато (там Ильфат на аккорде Ам показывал)

Читайте также  Юбилейный сборник Jethro Tull появится в продаже в конце мая

Различия ясны, когда используем медиатор. я про тот случай, когда его не используем.

Не всегда нужно ударять медиатором, важно только то чтобы ноты звучали в определенной заданной последовательности. Допустим в случае 5^7 можно и не играть медиатором, а просто ударить левой рукой сначало по 5 ладу, а потом хаммером по 7 ладу

NikitoSs, эти упражнения только для отработки пула и хаммера (в этих упражнениях прсто делайте акцент на определенный прием.) не берите в голову

Cделаешь гайд как менять струны на электрогитаре?

спасибо! откопал старую электруху дома, купил комбик и теперь учусь по вашим урокам!

Не Pull, а pull off!

Мне очень нужен совет, все что тут дают у меня получается, при чем довольно не плохо, но на чистом звуке у меня слышен характерный треск, именно с левой руки, и как бы я не пыталься от него избавиться не получается, и прибавлял силу на зажатие струн, и жал именно в центре лада, подскажите как от него избавиться

друзья у меня это упражнение получается без компика

все получается прекрасно! благодарю! но есть вопрос важный: у всех после долгих занятий сустав на левой руке жутко болит. :))

Сергей, у меня побаливает))

Хаммер делать, зажимая 5 -й лад и при этом ударять по 7-му ладу.И пул также зажимая 5-й лад и сдёргивая 7-й и 8-й. Вопрос к модератору.

Пацан красавчик, я у него за два дня занятий дома научился больше чем занятиям у платного препода за 2 мес.) Благодарен) Пока все получается прекрасно)

не обломался, сидел записывал десятки видео, бескорыстно. От души душевненько))

Выкинте табы плиз после каждого урока на самом сайте.

с Guitar Rig`ом получается только если «Gate» не на максимум стоит, это норм?

как табы открыть народ?

guirar pro качай

пацан красава . за этот урок отдельный респект давно хотел научиться делать хамер .

по-моему для начала нужно знать хотя бы пентатонику чтоб учить такие вещи.

Легато на гитаре. Приемы легато «Hammer on» и «Pull off» на гитаре для начинающих

Легато на гитаре. Общая информация

Данный прием – одна из основ гитарной игры для любого гитариста. Он довольно важен, поскольку позволяет сочинять партии, звучание которых невозможно повторить при использовании техники переменного штриха. В данной статье мы подробно рассмотрим все подробности использования легато на гитаре, дадим советы и упражнения по тому, как развить ее и отрабатывать в дальнейшем.

Легато и нон легато в музыке

По сути, это – одни из основных приемов артикуляции в музыке. Это два диаметрально противоположных способа извлечения звука . Нон-легато – это стандартный штрих на гитаре, когда каждый звук проигрывает отдельным ударом по струне. Очень часто он подразумевает непрерывное исполнение тремоло на гитаре. Легато же – более плавный прием. Когда вы играете на гитаре, вам потребуется ударить по струне один раз, держа палец на одном ладу, и после этого – другим пальцем левой руки ударить по той же самой струне на другом ладу. Таким образом, получится очень плавная мелодия, которая звучит, не так отрывисто, как в случае с первым вариантом. Кроме того, скорость игры, таким образом, увеличивается.

Для чего используется Легато на гитаре?

Чаще всего данный прием используется для создания интересных ритмических рисунков, а также музыкальных фраз, которые без использования легато были бы невозможны. Эта техника очень часто применяется в таких жанрах как кантри, для того, чтобы создать характерный грув для этого направления. Кроме того, именно на технике легато построен такой прием как свип, когда ноты проигрываются с запредельной скоростью и темпом.

Стандартное обозначение

В нотах прием легато обозначается дугой, которая проходит от одной ноты к другой. При этом, если внутри этой дуги включены другие ноты, то это означает, что они все играются при помощи легато.

Обозначение в табулатурах

Точно такой же дугой легато обозначается и в табах. Здесь действуют те же самые правила, что и в нотном написании, однако иногда так же над нотами ставится пояснение – что это за прием конкретно, хаммер он или пул оф.

Как играть Hammer on на гитаре (Хаммер он)

Это первый из двух приемов, который входит в упражнения на легато. Делается он таким образом. Вам нужно зажать струну и ударить по ней медиатором. После этого пальцем левой руки зажмите ту же струну на другом ладу, при этом ударив по ней так, чтобы она начала звучать. Это не очень сложно, но требует определенной координации.

Как играть Pull off на гитаре (Пулл офф)

Еще один прием – пулл офф. Очень часто он делается сразу после хаммер она. Для того, чтобы сыграть с его помощью, зажмите двумя пальцами два лада одной струны – например, 5 и 7. После этого, не ударяя по струнам медиатором, как бы зацепите более низкий лад – в данном примере, 7й, и сыграйте струну им. Таким образом, зазвучит пятый лад. Это сложнее, чем хаммер, поскольку вам нужно следить за тем, чтобы палец не цеплял другие струны, и чтобы все звучало чисто.

Упражнения на легато

Ниже представлены упражнения, которые позволят вам отработать легато на гитаре.

Простые комбинации для отработки приема Hammer on (Хаммер он)

Данный набор позволит вам отработать hammer on на гитаре на примере простых фраз и отрезков. Помимо общего описания, здесь представлены аудио-файлы и табулатуры для лучшего понимания.

Здесь задействован первый и второй лад. Все, что вам требуется – при помощи вышеобозначенного приема перейти с одного на другой так, чтобы прозвучали оба.

Здесь то же самое, но на лад ниже. Задача та же самая, что и в прошлом упражнении.

То же самое, что и первые два упражнения. Суть та же самая, однако, все на лад ниже.

« 1-3»

Это уже отработка приема через один лад. Самое главное – помните о том, что каждому пальцу соответствует один из четырех ладов.

То же самое упражнение, что и выше, однако вы спускаетесь с первого на второй лад.

Это отработка хаммер-она через два лада, а также упражнение для мизинца. Все то же самое, но теперь вам нужно делать хаммер другим пальцем.

Простые комбинации для отработки приема Pull off (Пулл офф)

По аналогии с разделом выше, эти упражнения сделаны для отработки pull off на гитаре. Точно так же, здесь представлены еще и аудио-файлы, а так же табулатуры.

В данном упражнении вы заставляете звучать первый лад при помощи пул оффа.

То же самое, что и упражнение выше, однако теперь вместо первого и второго ладов задействованы второй и третий.

Читайте также  Готовится документальный фильм о Black Sabbath

Точно такое же, что и выше, но вы опять спускаетесь на лад вниз.

Как и в разделе выше, в этом блоке вам потребуется сделать пул оф через один лад.

То же самое, что и прошлое упражнение, но вы опускаетесь на один лад.

Здесь вам потребуется сделать пул-оф сразу через два лада.

Расширенные комбинации Hammer on на гитаре (Хаммер он)

В данном разделе представлены немного усложненные упражнения, которые позволят научиться тому, как играть легато на гитаре. В данном случае прием hammer-on потребуется выполнять не на одном, а на нескольких ладах последовательно, что значительно сложнее. В последнем упражнении вам нужно будет сделать его сразу на трех ладах. Самое главное здесь – сила удара правой руки по струне, чтобы все они звучали одинаково.

Расширенные комбинации Pull off на гитаре (Пулл офф)

Как и в прошлом разделе, здесь собраны усложненные паттерны пулл офа. В целом, требования точно такие же – координация и слежение за пальцами. Вы не должны цеплять другие струны, а все лады должны хорошо прозвучиваться.

Важные детали, на которые нужно обратить внимание при игре упражнений

Сила удара по струне

Это критично при игре хаммер-оном. Вам нужно следить за тем, чтобы удар по струне давал четкий и ясный звук. Разумеется, он не будет таким ярким, как при ударе медиатором, однако вы должны четко слышать все ноты, которые играются таким способом. Стоит сказать, что это довольно сильно зависит от высоты струн , поэтому убедитесь, что ваш гриф не выгнут ни в какую сторону.

Сила зацепа струны

То же самое стоит упомянуть и про пулл-офы. Вам нужно цеплять струну так, чтобы она четко звучала на любом ладу. Это довольно сложно, и потребует координации, однако если делать это медленно и постепенно разгоняться, можно быстро справиться с трудностями.

Громкость звучания, особенно на акустической гитаре

Если на электрогитаре все сглаживается наличие датчиков, то на акустике все зависит только от навыков вашей руки. Как уже было сказано выше, легато звучит гораздо тише, чем обычная атака по струне медиатором, поэтому вам нужно стараться сделать так, чтобы разница между громкостью была не сильно заметна.

Скорость исполнения

Это уже менее важная вещь, однако, если вы решили озаботиться освоением более сложных произведений, то вам определенно стоит обратить внимание на скорость исполнения этих приемов. Для этого хорошо подойдет игра гамм на гитаре , когда вы проигрываете их только данными приемами туда и обратно под метроном.

Чистота звукоизвлечения

Как и всегда, это самая важная вещь, на которую надо обратить внимание, как ив других приемах игры на гитаре . При исполнении легато вы не должны цеплять другие струны пальцами, и не должно звучать больше ничего, кроме ладов, которые вы зажимаете. Добиться такой координации можно только постепенно играя упражнения под метроном, и уделять им хотя бы час своего времени ежедневно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: