Как играть джаз на гитаре

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре — введение

Цель уроков — научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре, основное внимание сконцентрировано на технике левой руки. Осмысленная игра требует умения анализировать гармоническую схему пьесы, расчленять текст на гармонические комплексы, понимая их взаимодействие, зная типичные формы такого взаимодействия — уметь играть последовательности на гитаре в наиболее рациональных аккордовых формах. Главный акцент сделан на аппликатурных особенностях джазовой гармонии.

Закономерности джазовой гармонии и их иллюстрации
в прогрессивных аккордовых формах

В гармонии под классом понимают группу аккордов, имеющих определенные общие признаки. Классификация септаккордов облегчает анализ гармонии и позволяет установить закономерности взаимодействия аккордов.

Таблица септаккордов

Прогрессивная аппликатура аккордов

Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении называется прогрессивными аккордовыми формами. Аккорды звучат более объемно и выпукло благодаря большему числу обертонов. В них отсутствуют удвоения, а зачастую и основные ступени, звучание приобретает большую выразительность.

Аккорды в открытой позиции

Основные аппликатуры септаккордов пяти классов, верхние с тоникой на шестой струне, нижние — с тоникой на пятой струне

Очень важно освоить аппликатуры аккордов, добиться чистого их звучания при игре, как пальцами, так и медиатором. Изучение материала бесполезно, если нет автоматизма в постановке нужного аккорда, если он звучит грязно-с призвуками от заглушенных струн. Только поначалу аппликатуры кажутся неудобными, в зависимости от анатомии руки надо тщательно подобрать положения пальцев.

Септаккорды на ступенях мажорного ряда

В джазе часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. Семь септаккордов, построенных на ступенях мажорного ряда, называются диатонической шкалой

Нетрудно заметить, что в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов.

Способы игры мажорной гаммы септаккордами

Игра гамм септаккордами — одна из самых важных форм развития гитариста.

Способ игры гаммы фа мажор, движение тоники идет по шестой струне. Черточка — V лад грифа

Способ игры гаммы си бемоль мажор, движение тоники идет по пятой струне.

Учить надо в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движении. Для удобства вначале можно изучить аппликатуры на определенном участке грифа, как показано ниже

Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах

В джазовом аккомпанементе часто встречаются типичные последовательности — гармонические модели. Они обозначаются в виде цифрового баса и являются формулой, применимой в любой тональности. Различают три типа моделей — 1. диатонические, 2. хроматические. 3. альтерированные.

Диатонические модели строятся на основных ступенях лада

Предлагаемые модели встречаются наиболее часто. Каждую надо выучить наизусть и играть в разных тональностях. Очень важно с первых же упражнений усвоить отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь аккордов — это придает игре осмысленность.

Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах

В хроматических моделях встречается движение септаккордов по полутонам. Аппликатура одного из вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором — наоборот, вначале происходит на пятой, а потом — на шестой.

Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты. Аппликатурные варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно, в постоянном темпе и различных тональностях.

Существуют также модели, основанные на квинтовом круге. В теории музыки квинтовый круг используют для наглядного показа соотношения тональностей. Строго говоря, это не круг, а спираль, на которой по часовой стрелке последовательно обозначены тональности одного лада. По этому принципу, то есть по квинтам, можно расположить септаккорды, встречающиеся на ступенях данного лада. В моделях квинтового круга могут встретиться аккорды, заимствованные из одноименной минорной тональности: в до мажоре на II ступени вместо Dm7 появится Dm7b5, что является одной из важных закономерностей диатонической гармонии. Таким образом любой диатонический аккорд, построенный на основных ступенях минорной тональности, может быть использован в одноименной мажорной тональности. Ниже приведены аппликатурные варианты наиболее типичных гармонических моделей, основанных на квинтовом круге.

Как играть джаз на гитаре

Здесь важно понимать, что это очень объемная тема. И за одно видео я не смогу вам рассказать обо всех нюансах в джазовой гармонии, джазовой импровизации.

Поэтому, скорее всего, это будет, возможно, целый курс видео, посвященный гармонии, импровизации и каким-то элементам гитары именно в джазовой музыке.

Сегодня получится такое больше вводное занятие, где мы поговорим об основах. Если вы начинающий гитарист, какое-то время уже играете на гитаре и учились самостоятельно, то, скорее всего, вы учились по каким-то аппликатурам аккордов, смотрели их в интернете, пытались их повторить без какой-либо системы.

Все гитаристы грешат так называемым аппликатурным мышлением.

То есть это мышление, когда мы, выучив аппликатуры формы аккордов, гамм, пентатоники, чего угодно, просто не знаем, что мы делаем и начинаем их повторять. Пианисты, например, мыслят немного иначе.

Мыслят, скажем, более музыкально. И нам, гитаристам, тоже важно научиться комбинировать аппликатурное мышление с мышлением, когда мы понимаем, что мы играем, когда мы подходим к тому, что мы играем, осознанно. И нам очень важно собрать весь этот непричесанный материал аккордов в единую систему, которой мы будем пользоваться, которую мы будем развивать. И первое, что нужно сделать – разобраться с понятием гармонизации гаммы.

Гармонизация гаммы – это процесс, когда мы строим аккорд от каждой ступени гаммы. К примеру, берем до-мажор, строим аккорд от ноты «до» из возможных нот этой гаммы. В до-мажоре у нас получается большой мажорный септокорд. От второй ступени маломинорный ДН7, от третьей ступени ДМ7, от четвертой ступени FMG7, от пятой ступени G7, от шестой ступени АМ7, маломинорный септокорд.

И на седьмой ступени мы строим полууменьшенный септокорд от ноты С. То есть мы сейчас сыграли гамму до-мажор аккордами. Сделаем это во всех пяти игровых зонах. Аппликатуры всех аккордов будут под видео. Очень важно разобраться со всеми пятью игровыми зонами, чувствовать себя на них комфортно.

Это расширяет видение грифа. И здесь очень важно также понимать, что аккорд — это фундамент, это точка опоры и отсчета, на которую мы всегда ориентируемся.

Обыгрывая что-то мелодически, мы держим в голове аккорд, и используем разные способы для обыгрывания. Арпеджио, хроматика, какие-то лады, пентатоника. То есть весь наш словарный запас, если можно так выразиться. На этом пока все.

Джазовые аккорды, цифровка

Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.

Читайте также  Как поссорились Робби Уильямс с Джимми Пейджем

Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:

  • C-до
  • D-ре
  • E-ми
  • F-фа
  • G-соль
  • A-ля
  • B-си

Эти обозначения следует сразу запомнить!

Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.

Цифровка

В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.

Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.

В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.

Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)

Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)

Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.

Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.

  • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug — увеличенный
  • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
  • add — добавленная ступень
  • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
  • omit — пропуск ступени
  • — , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Обозначения возле основной буквы

Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C — мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug — увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
  • Малый мажорный — C7
  • Малый минорный — Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды:

  • C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

Уроки джаза

В этой категории собраны гитарные уроки джаза и интересные публикации на тему джаза. Лучшие джазовые гитаристы поделятся с Вами советами, рекомендациями и гитарными уроками в стиле джаз. Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре в стиле джаз, подписывайтесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы и получайте уроки гитары каждый день.

Сегодня мы разберем особенности солирования на фоне трех основных джазовых прогрессий. Так вы сможете, наконец, разобраться, как применять теоретические знания об аккордах на практике.

Урок для электрогитары. Ноты и табулатура соло на фоне джазово-блюзовых аккордов.

В этом уроке разберем 5 джазовых упражнений для двенадцатиструнной гитары от гитариста Ральфа Таунера.

В этом уроке представлены несколько первоклассных фраз, которые можно играть на фоне аккордовой последовательности классической джазовой композиции шестидесятых годов “Song for My Father” Хораса Сильвера.

Сегодня я покажу вам, как справиться с аккордовыми ходами композиции “Honeysuckle Rose”. Также мы разберем соло на прогрессию припева, повторяющуюся дважды.

Читайте также  Магелланово Облако ближе, чем вы думаете

Сегодня мы поговорим о том, как аккорд Хендрикса применить в джазовом контексте. При этом будем менять его форму, чтобы сделать его звучание более джазовым.

Сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг.

Сегодня мы разберемся, как можно играть и добавлять аккорды, построенные на квартах, в блюзовую прогрессию. Это станет для вас источником новых идей. Кроме того, вы научитесь слышать и различать подобные ходы в музыке.

Аккорды ii-V встречаются в джазе довольно часто, поэтому они очень важны. Неудивительно, что умение играть соло на ее фоне – обязательный навык. В качестве бонуса я прилагаю к этой статье видеоролик, где вы можете посмотреть и послушать, как все эти гаммы звучат в контексте импровизации.

Урок джазовой гитары от Джона Хьюзенстамма. Он предлагает нам построение различных вариаций мелодий на основе С мажора.

Один из наиболее распространенных аккордов в джазе, который встречается новичкам – это аккорд 7#11. В этом уроке мы рассмотрим основные примеры его использования.

Несколько важных моментов для тех, кто хочет научиться импровизировать при исполнении соло-партий.

Тритоновая замена – одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента.

«You Bet» — это первая композиция с альбома «Grace Under Pressure», который Джон Скофилд записал вместе с гитаристом Биллом Фризеллом, басистом Чарли Хейденом и барабанщиком Джои Бэроном. В Ех.1 представлена тема композиции.

Хочу познакомить Вас со Скофилдом. Скофилд сочинил эту тему на гиперфанковый ритм композиции «What It Is». Она повторяется 6 раз, причем в большинстве случаев дублируется флейтой.

С Майком Стерном Вы наверняка могли познакомиться в одном из прошлых уроков, под названием «Блюз-роковый Бибоп». В сегодняшнем уроке мы с Вами разберем некоторые практические упражнения, которые предлагает Майк Стерн.

Участие Майкла Стерна в триумфальном возвращении на сцену состава Майлса Дэвиса в начале 80-х вызвало восторг музыкантов и полное непонимание джазовых критиков.

В сегодняшнем уроке хотелось бы поговорить о таком малоизвестном направлении как боп-энд-ролл. Основоположником этого стиля по праву можно считать Майка Стерна. Элементы фанка, рока и блюза свидетельствуют о том, что Хендрикс, Бек и Стиви Рэй Воэн оказали на Стерна не меньшее влияние, чем Колтрейн и Монтгомери.

Мы продолжаем изучение уроков Эла Ди Меолы. Чик Кориа дал старт карьере Ди Меолы, когда пригласил совсем молодого гитариста в свой состав «Return To Forever».

Гитарист-виртуоз Эл Ди Меола и один из пионеров стиля фьюжн сквозь десятилетия пронес любовь к испанской и латиноамериканской музыке.

Основные аспекты музыкальности. Развитие музыкального, а не сухого и пресного исполнения произведений. Советы и рекомендации.

Сегодня Вы познакомитесь с не менее легендарным джазовым гитаристом Пэтом Метини. Импровизационный стиль Пэта Метини отличается удивительным мелодическим и ритмическим совершенством.

В сегодняшнем уроке я предлагаю пройти небольшие практические задания от Джона Маклафлина. Его игра как всегда отличается точностью и совершенством.

Уроки и упражнения Джона Маклафлина. Он одинаково уверенно чувствует себя как в акустической, так и в электрической музыкальной обстановке.

Мы продолжаем знакомиться с джазом и вспомним еще несколько легенд Джаз-рока. А именно такого гитариста, как Джефф Бек.

Слияние джаза и рока произошло в конце 60-х в результате экспериментов ведущих популярных исполнителей. О появлении нового стиля в музыки мы и поговорим в данной статье.

Интересная статья на тему появления, становления и нынешнего состояния джаза.

Джаз — это уникальное музыкальное направление. Если Вы только знакомитесь с джазом, почитайте эту статью.

Вам интересно знать какое место электрогитара занимает в джазе? Тогда читаем специально подготовленную на статью.

Босанова – наиболее сложная и рафинированная интерпретация самбы, бальзам для ушей и ритм, который каждого заставить поднять свой зад с удобного кресла и выбежать на танцпол.

Впервые слышите про Acid Jazz? Тогда эта статья для Вас. Это особая разновидность джаза, более подробно читайте в этом уроке.

В этом разделе представлены уроки Джаза. Вступительный урок для тех, кто только начинает учиться играть на гитаре в стиле джаз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: