История первой электрогитары

История первой электрогитары

В начале 20-го века музыканты, исполняющие блюз, соул или кантри, могли обойтись обычными акустическими гитарами. Но уже в 30-е годы джазовые гитаристы ощутили необходимость усилить звучание своих инструментов.

Electrical Stringed Musical Instrument

История электрогитары относит нас к 1930 году, когда будучи уволенным из национальной компании струнных инструментов (National String Instrument Company) Джордж Бишамп (George Beauchamp) начал работу по поиску новых методов увеличения громкости струнных инструментов. Популярным решением такой проблемы было следующее:

Проводник, колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами производит изменение в магнитном поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока, пропорциональна величине колебаний проводника в магнитном поле. Такой же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков.

Уже в 1925 году Бишамп экспериментировал с использованием иголок от фонографа на электрогитаре из одной струны и рассчитывал, что разработанное устройство может «снимать» вибрации с каждой отдельной струны, и преобразовывать эти вибрации в эквивалент электрических колебаний. Потом их можно было бы усилить одним из ламповых усилителей, которые широко применялись в радиотехнике того времени. После нескольких месяцев проб и ошибок Бишамп совместно с Полом Бартом (Paul Barth) разработали действующий звукосниматель (pickup) из двух подковообразных магнитов и шести магнитоводах. Каждая струна проходила над отдельным магнитоводом, колеблясь в индивидуальном магнитном поле. Для обмотки катушки была использован мотор от стиральной машины Бишампа. Убедившись в работе устройства, Бишамп связался с Гарри Уотсоном (Harry Watson), управляющим завода National String Instrument Company и высококвалифицированным мастером. Он, при помощи ручных инструментов, всего за несколько часов вырезал на кухонном столе Бишампа гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).

Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар. Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.

Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.

Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лес Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4″x4″ дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.

Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.

Fender Special Edition Lite Ash Telecaster (left) and Fender American Vintage ’52 Telecaster

Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster — имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов.

Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

1954 Gibson Les Paul Standard Goldtop

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу — резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry.

Gibson ES-335 (1964)

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Jimi Hendrix.

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul.

История гитарного звука. Часть первая. Овердрайв.

Дело было после войны. Европа приходила в себя от полного переворота в границах, идеологиях, приоритетах и умах. Советский Союз отстраивал разрушенное и без особой раскачки начинал готовиться к новым войнам. В США, на территории которых не взорвался ни один снаряд, тоже готовились, вкушая радость победы. На военных поставках и технологиях выросла экономика. У людей появились деньги — нужны были новые развлечения. В музыке лихорадочно искали новый звук.

Для нового звучания к 1947 году было готово почти все. Еще в 1931 году был запущен первый ламповый гитарный усилитель, объединенный в деревянной коробке с небольшим динамиком.

Эта модель мощностью 10 Вт продавалась в качестве аксессуара для Frying Pan («Сковородки») — первой серийной электрической гитары. Полное название инструмента — Electro A-22. Это было детище Адольфа Рикенбекера (Adolf Rickenbacker) — того самого, на чьих гитарах в 60-х будут играть Битлз.

Frying Pan

Одного взгляда на «Сковородку» достаточно, чтобы понять, что музицировать на ней, сидя на стуле в хрестоматийной позе гитариста, будет явно не с руки. С плечевым ремнем — тоже не слишком удобно. В действительности она задумывалась, как гавайская гитара.

Читайте также  Что такое компрессия и как ее применять

Напевные томные пассажи усиливались украшающим звук ламповым усилителем, мощность которого в следующие 15 лет так и не поднялась выше 10 Вт. Получалось тихо, красиво и мелодично. К 1947 году все уже поняли, что это — совсем не то, что нужно.

Гитарный комбо McKinney, 1940-е

Именно в этом месте и в это нужное время и появился Лео Фендер (Leo Fender) — да-да, тот самый! — со своими гитарными усилителями. Гитарный комбик вроде Fender Deluxe 1953 года выдавал 18 Вт и звучал гораздо громче. Но главное было в другом.

Когда вы врубали усилитель «на полную», ламповый каскад усиления начинал работать с перегрузкой, создавая тот самый грязный ревущий саунд, который впоследствии получил название овердрайв. Запомним это слово — оно того стоит!

Забегая вперед, скажу, что именно этот гитарный эффект стал предтечей всех остальных эффектов, реализованных в бесконечных педалях и примочках, объединяемых в пады, стеки и реки — но обо всем этом позже.

Усилители Fender появились вовремя еще и потому, что накануне, в 1945 году, звезда свинга с уже не такого уж и дикого Запада, Джуниор Барнард (Junior Barnard), создал настоящий гитарный хамбакер. Он объединил два звукоснимателя и скоммутировал их, чтобы убрать гудение «наводки».

Хамбакер как раз и смог создавать сигнал, достаточный для перевода лампового каскада в овердрайв. Барнард играл яростно, рвал струны. Его гитара звучала жирно, грязно, громко — по крайней мере, если сравнивать это звучание с производимым до тех пор сладким треньканьем.

Его агрессивный стиль в сочетании с возможностями нового хамбакера и свежеоткрытой особенностью усилителя Фендера стал для молодых музыкантов той поры истинным голосом с небес.

Fender Deluxe 1953. Сейчас цена действующей модели может доходить до 3 000 долларов США

Вскорости секрет получения этого замечательного саунда распространился почище коронавируса. К концу 1947 года уже даже самым ленивым стало известно, что получить звучание, как у Барнарда, можно просто проворачивая регулятор Fender Super до упора. Все, кто мог, купили гитарный комбик Фендера. А Фендер продолжал ковать свое железо — следующая версия его усилителя выдавала уже до 50 Вт.

Конкурирующие компании тут же поняли, насколько это круто — в смысле, для бизнеса. Этот новый формат, 50-Вт гитарный усилитель, менял всю молодежную музыку так же, как появление атомной бомбы — ход войны. Гитара из аккомпанирующего инструмента второго плана перешла на позиции непререкаемого солиста. Почва для появления рок-н-ролла была удобрена и вспахана.

В этот момент кто-то должен был выйти на сцену и сыграть — если не рок-н-ролл, то хотя бы буги! И этот человек нашелся. Многие мнения сходятся на том, что это был Гори Картер (Goree Carter), черный блюзмен из Хьюстона, начавший играть еще в 12 лет. С новым оборудованием он получил возможность громко заявить о себе (а тише было нельзя: вы же помните, что если ручка не до упора — овердрайва не будет).

Со своей группой The Hepcats, Картер быстро набрал популярность в Хьюстоне. В 1949 году Картер они записали «Rock Awhile» — композицию, которая считается первой известной записью гитары на овердрайве. И хотя кто-то из группы все еще пытался играть откровенный джаз, новый стиль произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Наверное, в качестве иллюстрации стоит пересмотреть соответствующий отрывок из «Назад в будущее». Послушайте эту запись внимательно. Гитара Картера, грязная и точная, «порвала» звук всех остальных инструментов — о них и вспомнить нечего.

Стоит ли говорить, что новый звук отлично подошел к тогдашней американской стилистике, во главе которой стояли огромные мощные автомобили, все больше напоминавшие футуристические звездолеты. Звук тоже обречен был стать нереально-футуристическим и агрессивным.

Впрочем, окончательное понимание того, что искажения звука гитары станут частью стиля и источником популярности, пришло через еще несколько лет. Группа Ike Turner Kings of Rhythm (ее лидер — Айк Тернер, вошедший затем в многие чарты, списки и залы) приезжает на некое выступление и обнаруживает, что гитарный усилитель не в порядке. Согласно одним источникам, он промок под дождем в открытом багажнике, а по другим — упал из кузова, слегка повредившись об асфальт. Но делать нечего — надо играть.

Гитарист Вилли Кизарт (Willie Kizart) ведет свою партию — и параллельно он входит в историю. Гитара зазвучала совсем по-новому, непостижимо и завораживающе. С тех пор множество гитаристов, как это ни парадоксально, подружились с паяльником. Экспериментируя с искажениями, которые можно получить методом проб и ошибок, просто замкнув что-то или, наоборот, оборвав в готовом и исправном усилителе, любители пытались получить собственный звук. Наступало время, когда тембр и подача гитары во многом определяли весь стиль музыки, а уж группы — и подавно.

Две довоенные электрогитары: алюминиевая Gibson и «испанский» Rickenbacker, середина 30-х годов

Параллельно менялись и подходы к конструкции самой электрогитары. Все началось с того, что наличие усилителя вызвало частое появление фидбека (feedback) — акустической обратной связи.

При большой громкости (а мы помним, что тише делать нежелательно) гитара «заводилась» — раздавался пренеприятнейший неуправляемый свист на резонансной частоте. Так называемые полуакустические гитары тех лет именно этому эффекту обязаны своими все более плоскими корпусами.

Еще один способ избежать возбуждения акустической обратной связи, изобретенный в те годы — пластиковый щиток, закрывающий нижние эфы.

Rickenbacker 365 Capri, 1960 год

Это потом акустическую обратную связь даже научились использовать на благо творческому замыслу, а почти полностью избавиться от нее удалось, применив конструкцию деки типа «доска».

Итак, к началу 50-х гитарный комплект для возникновения музыки, называемой общим термином рок-н-ролл, был, в общих чертах, создан.

Электрическая гитара

Электрогита́ра — разновидность гитары со сплошным корпусом и электронными звукоснимателями, преобразующими колебания стальных струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики.

Малоосведомленные люди считают что электрогитары сделаны из пластика и т. п. Однако они изготавливаются из дерева. Самые распространенные материалы — ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D)и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы метал и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B).

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Les Paul (1952) компании Rickenbacker, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Содержание

Появление

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar ), инженер-изобретатель, работавший в компании [1] . Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.

Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.

Читайте также  Muse анонсировали выход альбома ремиксов

О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham ), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена. Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.

29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.

Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.

Принято считать, что «испанскую» гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.

В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Применения

В джазе и блюзе

В джаз электрогитара пришла в 1937 году благодаря Эдди Дерхэму, который (через оркестр Джимми Лансфорда) попал к Каунту Бэйси. Последний, правда, предпочитал использовать его в качестве тромбониста. Единственное гитарное соло Дерэма — восьмитактовый фрагмент, сыгранный на электрическом National, — прослушивается лишь в «Time Out» (запись 9 августа 1937 года). Историческая справедливость была отчасти восстановлена 18 марта 1938 года, когда группа Eddie Durham And His Base Four появилась в нью-йоркской студии, чтобы записать две пластинки для лэйбла 1 марта 1938 года сыгравший в студии — сначала с Большим Биллом Брунзи, затем с Кертисом Джонсом. В 1939 году электрогитару взяли на вооружение гранды чикагского блюза Биг Билл и Тампа Ред. Затем Мемфис Минни записала «электрическую» версию песни «Me And My Cauffer», принесшую ей первый большой успех.

Третьей по значимости (после Дерэма и Маколиффа) звездой ранней электрогитары стал Чарли Кристиан, который приобрел широкую известность в 1939—1942 годах, но крупной славы достичь не успел (в 23 года умер от туберкулёза). Историки джаза утверждают, что именно он стал ключевой фигурой в истории современной электрогитары, оказав влияние на творчество таких мастеров, как Элдон Шэмблин, Мерл Трэвис, Хэнк Томпсон, Чет Эткинс, Билл Блэк, Джимми Брайант, Барни Кессел, Тэл Фарлоу, Уэс Монтгомери.

В роке

Одновременно с зарождением рок-музыки одним из основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала на записях многих ранних рок-музыкантов — Элвиса Пресли, Билла Хейли, однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли. Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.

В 1960-е годы появляется целый ряд новых открытий в области использования электрогитары. Прежде всего, появились первые педали эффектов дисторшн и фузз, использовавшиеся поначалу группами гаражного рока (Линк Рей, The Sonics, The Kinks), а чуть позже — и более популярными исполнителями (The Beatles, The Rolling Stones). К концу десятилетия начинаются эксперименты с использованием в песнях гитарного фидбэка (The Velvet Underground), а также с более агрессивным и грязным звуком. Последнее привело к появлению в 1970-х годах жанра хэви-метала, наиболее выдающимися гитаристами которого стали Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и Джими Хендрикс.

В 1980-х годах, с развитием панк-рока и появлением альтернативного рока, начинаются эксперименты с поиском новых звучаний электогитары. Важную роль сыграли в этом некоторые группы конца 70-х, например, Joy Division, чей гитарист Бернард Самнер создавал с помощью гитары не столько ритм- или соло-партии в традиционном понимании, сколько атмосферные звуковые ландшафты, воспринимавшиеся при прослушивании песен на подсознательном уровне. Революционную роль в развитии рок-гитары 1980-х годов сыграли Sonic Youth, чьи гитаристы Торстон Мур и Ли Ранальдо, пользуясь нетрадиционными настройками и техниками игры, фидбэками, всевозможными странными гитарными эффектами, смогли создать уникальное звучание, ставшее основой для всей последующей эволюции рока.

Такие группы, как The Jesus and Mary Chain, Big Black, The Jesus Lizard, Nirvana, пользовались наработками Sonic Youth, создавая жанр нойз-рока. Из него вышел и поджанр шугейзинга, в котором звучание электрогитары стало максимально отдалённым от привычных стандартов. В песнях шугейз-групп накладывалось огромное количество партий, которые иногда звучали как синтезаторы, традиционные гитарные риффы отходили на задний план, и всё вместе это создавало очень странный, революционный эффект. Брайан Ино назвал это звучание «поп-музыкой будущего». Ведущие группы жанра — My Bloody Valentine (гитаристы Кевин Шилдз и Дебби Гудж), Slowdive, Ride, Pale Saints.

Параллельно с этим в 80-е годы на базе фолк-рока 60-х создавалось более мягкое гитарное звучание, дававшее при наложении множества партий «симфонический» эффект. Огромную роль в развитии такого звука сыграл Джонни Марр из The Smiths.

В академической музыке

В 1950-х-1960-х годах многие композиторы академической музыки стали использовать в своих произведениях электрогитару. Среди таких произведений — Gruppen Карлхайнца Штокхаузена (1955-1957), String Trio Дональда Эрба (1966), The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана (1966). Среди более поздних произведений такого рода — MASS Леонарда Бернстайна (1971), Electric Counterpoint Стива Рейха (1987), Miserere Арво Пярта (1989-1992), Симфония № 4 Лепо Сумеры (1992) с соло электрогитары в третьей части.

В 1980—1990-х годах начали писать произведения для электрогитары и более молодые композиторы. Среди них — Стивен Мэки, Ник Дидковски, Скотт Джонсон, Тим Брэди. Экспериментальные композиторы Гленн Бранка и Рис Четхэм написали несколько «симфонических» произведений для электрогитар, которых иногда требовалось до 100 штук.

История электрогитары

Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар.
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.
Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.

Читайте также  Лучшие метал-фестивали 2017: куда стоит поехать в этом году?

Gibson ES-150

Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лэс_Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4″x4″ дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.
Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.
Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster — имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов. Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Fender Telecaster

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу-резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry.

Gibson ES 335

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

Gibson SG

Gibson Les Paul Standard

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul

Происхождение

П ервый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.
Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.
Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.
В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: