Искусство и наука

Искусство и наука: как они соотносятся?

Наука и искусство — эти слова знакомы человеку с раннего детства, но мало кто пытался вникнуть в их суть, понять подлинный смысл.

Особенности культуры

Она является сокровищницей достижений цивилизации и человека. Люди науки и искусства – уникальная ценность, без них невозможно существование социального общества.

Как связана почва и растение, так же культура нуждается в человеке. Данный термин подразумевает сумму плодов творческой деятельности отдельных людей. Настоящей «сокровищницей» является и искусство, и наука. Подразумевается накапливание результатов труда несколькими поколениями, создание культурных ценностей, их бережное сохранение.

Классификация культуры

Искусство и наука имеют определенную классификацию. Например, выделяют духовную и материальную культуру. Человек постоянно сталкивается с предметами, которые входят в материальную культуру. Благодаря электрическим и тепловым станциям в дома и квартиры подается свет. Элементами материальной культуры являются транспорт, одежда.

Ее духовный вид предполагает внутренний мир и богатство человека. Между двумя ветвями культуры существует тесная взаимная связь. Материальные предметы не появляются без сочетания интеллекта и исполнителя. Духовность всегда опирается на материальный компонент.

Например, чтобы осуществить цепочку «наука — искусство — литература», необходимо воспользоваться типографскими станками, краской, бумагой. Художнику для создания своих произведений нужны краски и холст.

Вопрос о соотношении духовной и материальной культуры вызывал интерес у многих ученых. Например, немецкий философ А. Швейцер считал, что материальная сторона негативно отражается на культуре.

Ветви культуры

Искусство и наука являются ветвями на духовном «стволе дерева» мировой культуры. Еще до начала обучения в школе ребенок наблюдает за различными природными явлениями, пытается делать выводы. Начиная обучение в образовательном учреждении, он использует научную литературу (учебники, словари, пособия), существенно увеличивая свой кругозор. Искусство и наука помогают юному дарованию осознать смысл происходящих в природе явлений, оценить их красоту.

Роль науки в развитии общества

Целью науки является создание целостного представления о материальном мире. Для получения знаний предполагается использование определенного алгоритма. Последовательность действий предполагает формулировку гипотезы, анализ и наблюдение, проведение серии экспериментов, внедрение полученных результатов в реальную жизнь.

Основным результатом любой научной деятельности является обеспечение основы для формирования и становления культуры человеческого общества.

Наука характеризуется достоверностью, обоснованностью, системным подходом. Она не допускает бессмысленных действий. Ученые применяют в своих исследованиях опыт предыдущих мыслителей, ищут пути совершенствования полученных результатов.

От чего зависят успехи познания

В зависимости от тех средств, которые применяются в процессе исследования, успех познания может существенно различаться. Например, Галилео Галилей, который создал первую подзорную трубу, был настоящим новатором своего времени. Но она была настолько несовершенна, что невозможно было с ее помощью делать великие открытия.

В настоящее время астрономы, вооружившись мощными телескопами, могут не только наблюдать различные процессы, происходящие в космическом пространстве, но и прогнозировать поведение небесных тел.

Последовательность «наука — культура — искусство» позволяет не только разрабатывать подводные лодки, сложные лабораторные установки, космические станции, но и воспевать результаты исследований в стихах, прозе.

Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, совершенствуется, оказывает существенное влияние на жизнь людей.

Для размаха исследований нужно четко продумать порядок действий, возможность применения полученных результатов. В наши дни функционируют разнообразные научные общества, центры, академии наук.

Наука, техника, искусство в совокупности являются мощным двигателем прогресса. Наукограды, созданные в Обнинске, Дубне, Пущино, объединяют творческих личностей и научные умы. В результате их тандема появляются уникальные разработки, способные повысить уровень жизни обычных людей.

Луи Пастер писал о важности заботы о науке со стороны государства. Только при наличии мощной материальной поддержки ученые могут проводить дорогостоящие фундаментальные исследования и эксперименты.

Художественное творчество

Полотна известных художников, работы архитекторов всегда являлись объектами повышенного внимания со стороны тех людей, которым не чужда наука образования, искусства. Люди, читая романы Пушкина, Толстого, восхищаются их произведениями.

Те впечатления, которые получает человек во время просмотра художественного фильма, прослушивания музыкального произведения, связаны с настоящим искусством.

Художественное слово является мощным оружием в умелых руках, что активно используется политиками во время проведения предвыборных кампаний. Каков основной смысл связи «наука — религия — искусство»?

Живопись, архитектура, музыка, театральные постановки, кинофильмы, скульптура связаны с особенностями религии.

В наше время в один термин стараются объединять несколько направлений. К примеру, «изобразительное искусство» включает в себя скульптуру, графику, живопись, декоративно-прикладное творчество.

На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков в ходе взаимодействия науки, художественного творчества, техники появились «технические искусства»: фотография, кино. Они сумели за короткий временной промежуток найти множество поклонников и истинных ценителей.

На протяжении многих тысячелетий человечество вторит, восхищается произведениями культуры и искусства.

Н. В. Гоголь говорил о трех чудных сестрах: живописи, скульптуре, музыке, которые услаждают и украшают человеческий мир, делают его ярким и интересным.

Искусство не просто является украшением жизни, оно составляет ее смысл.

Связь науки и искусства

Между художественным и научным творчеством существует тесная связь. Люди для достижения поставленной цели концентрируют волю. Процессы предполагают осмысление и серьезное преобразование жизни, поиск гармонии и совершенства. Для художественного творчества характерно преобладание образного мышления.

Образы помогают художникам, музыкантам, писателям выражать чувства и мысли, демонстрировать окружающим собственное восприятие реальности.

Художественный образ является убедительным только в том случае, если его создатель вложил в него частичку собственной души. При чтении интересного романа у читателей складывается ощущение присутствия.

Например, у Некрасова есть стихотворение «Крестьянские дети», в котором показан образ мальчика в больших сапогах, полушубке из овчины, с отцовскими рукавицами, помогающего отцу в заготовке дров. Минимальное количество признаков, выбранных автором, создает яркую картину событий, разворачивающихся в то зимнее утро.

Читатель видит в данном произведении и уважительное отношение к труду, и тягости деревенской жизни, и мужество и смирение русского народа.

Благодаря искусству раскрывают основные человеческие ценности, формируют в подрастающем поколении чувство добра, прекрасного. Если серьезно отнестись к изучению творчества русских писателей и поэтов, в них присутствует образ человека, беззаветно любящего свою Родину, имеющего чувство собственного достоинства. Оно является той таинственной силой, которая заставляет человека быть честным, порядочным.

Значение настоящего творчества для развития человечества

Язык искусства является убедительным, побуждающим к саморазвитию, самосовершенствованию.

Несмотря на тяжелые времена, в которые создавал свои художественные фильмы советский режиссер Э. Рязанов, его герои являются олицетворением доброты и порядочности. Отвечая на вопрос представителей средств массовой информации о том, как ему это удается, гений отечественного кинематографа ответил, что он просто любит свою страну и свой народ.

Заключение

Размышляя о прекрасном, люди обращаются к храмам, восхищаются проспектами Санкт-Петербурга, читают произведения Сергея Есенина и Михаила Лермонтова. Культура является способом передачи человеческой практики, символическим измерением социальных событий, позволяющим человеку жить в собственном мире, осознанно совершать определенные поступки.

Читайте также  Классическая гитара из волнистого клена

Среди последних тенденций, наблюдаемых в обществе, особую тревогу вызывает у представителей культуры и искусства массовое отсутствие у подрастающего поколения интереса к чтению, нежелание школьников знакомиться с мировым историческим и культурным наследием.

Для того чтобы решить подобную проблему, в современные школы возвращают итоговые сочинения для выпускников общеобразовательных школ.

Наука и искусство — границы взаимодействия

Казалось бы, чем наука может отличаться от искусства, если главный компонент и одной и другой сферы выражается в единственной посылке – в творчестве?

Парадокс состоит в том, что на протяжении многих лет в западной и отечественной историографии, интервью представителей науки и искусства, других смежных сфер, исследователи обсуждают то, что и так очевидно – что наука должна быть понятной, нужной, но и доступной. Все эти три элемента в совокупности зависят от умений самих авторов работать с информацией, но так же и давать продукт, который не «утонет» в череде других однотипных. Согласимся, что представители науки и искусства по-отдельности далеко не всегда являются понятными для публики. Отдельные проявления акмеизма, имажинизма и других направлений искусства Серебряного века могут быть просто непонятны тем, кто с ними сталкивается. Так же как простое произнесение слова «антропология» представителями науки может быть неверно и абсолютно неправильно истолковано теми, кто с этим не связан близко. Однако, очевидно, что и одни, и другие, в своей сфере понимают, что они говорят. А ведь творческих людей понять трудно, не так ли?

Так что же такое творчество? Это процесс создания нового продукта. Популярное в лексиконе современной интеллигенции слово «креативность» в английском языке и предполагается как создание чего-то нового. А создавать новое можно везде: дома, на работе, на улице, в детском саду, на собственном столе… и в собственной голове. Так вот процесс творчества – это фундамент и науки, и искусства. И в этом, и в другом случае – это создание чего-то нового. Продукты мыслительной деятельности человека будут даже схожи: в науке – монография, в искусстве – роман; в науке – схема адронного коллайдера; в искусстве – картина, на которой изображены ученые, которые создают адронный коллайдер; в искусстве – художественный фильм; в науке – фильм документальный.

Как видно, даже продукты, которые создают представители разных сфер жизни общества – почти идентичные. Хотя такой известный ученый и мыслитель как Жан Бодрийяр уже бы сказал, что люди не создают ничего нового, а лишь копируют оригинал, который уже не существует – т.е. создают симулякр. Хочется согласиться и поспорить с автором одновременно. Ведь симулякр создается тогда, когда человек не прикладывает усилий, а вот если человек творит, то он создает оригинал, из которого другие будут создавать симулякры.

Надо ли приводить в примеры, когда наука и искусство создают нечто даже по похожим сценариям? Назовем лишь два имени – Леонардо да Винчи и Стив Джобс. И мы назвали их не по тому, что автором двух наиболее удачных биографий этих известных личностей является Уолтер Айзексон , а потому они по праву считаются людьми, которые опередили этапы, которые жили на много лет (если не столетий) вперед, просто задавшись вопросом: «А что если подумать иначе?». Стоит даже согласиться с репортером The New Yorker, что книга о да Винчи «прежде всего книга о том, что такое творчество».

Не стоит, однако, говорить о том, что умением творить обладают не многие. При всей парадоксальности, к творческим людям нельзя отнести и половину населения Земли. Факторами формирования творческих умений и навыков являются как школа, так и внимание родителей; как личное желание человека что-то создавать, так и творческие задания, которые заставляют человека не только мыслить нестандартно, но и создавать что-то новое так, чтобы не получился давно изобретенный велосипед. Среда обитания человека, его социальное окружение или отсутствие этого окружения вырабатывают в человеке не только определенное отношение к действительности, но и помогают ему в нужные моменты включать именно те механизмы, которые заставляют человека как-то действовать в той или иной ситуации. В этом случае примеры «Робинзона Крузо», путешественников из романов Жюля Верна и других авторов, которые, зачастую рисуют идеальную, даже идеалистическую картину, все равно следует признать отвечающими самой логике использования человеком тех или иных умений и навыков, которые не просто заставляют повторять то, что было сделано другими, но и придумать что-то самостоятельно.

Это самый важный элемент творчества – самостоятельная деятельность. Поэтому когда молодой ученый, студент, только начинающий путь в науку, пишет свою первую работу (реферат, статью) можно понять насколько он подошел творчески к работе. Если он просто переписал известные сюжеты из книг, не дав при этом никакой аналитики, то его работа не имеет ни практической, ни интеллектуальной, ни творческой составляющей. К сожалению, многие диссертации даже пишутся на подобном уровне. А вот если человек, перед тем, как что-то написать поставил перед собой вопрос «а что я вообще хочу получить от своей работы?», то можно быть уверенным, что в такой работе мы увидим и цель, и задачи, и средства достижения результата и итоги проведенной работы.

Логичное из этого следствие рассуждений может отправить читателя к мысли, что если человек перед собой ставит вопрос «а что я хочу изобразить?» в искусстве тоже делает человека творческим. Так оно и есть. Соответственно умение самостоятельно ставить вопрос о том, какую цель нужно достигнуть, если пройти определенные этапы, одно из элементов творческой деятельности.
Однако, еще одна важная категория, которая относится и к науке, и к искусству. Человек, который что-то создает, творит, пишет, анализирует, сравнивает и т.д. должен понимать, что его продукт должен соответствовать одному – здравому смыслу. Иными словами: зачем к двухколесному горному велосипеду прибавлять еще одно колесо, если оно будет только мешать при движении по горам? Самый естественный ответ, который могут дать на такой вопрос: «Логично!» или не дать ответ вообще, ведь вопрос явно риторический.

При этом вполне очевидно, что наука и искусство это две стороны одной медали – сфер жизни общества. Понятно, что не каждый член социума может что-то создавать, творить, изобретать и изображать. Однако, те, кто это могут работать интеллектом так, чтобы что-то обществу дать, могут и не уметь выражаться научно или искусно создавать произведения для инструментального оркестра. Именно тут начинается вопрос о том, что все же и наука, и искусство имеют границы дозволенного.

Начнем с самого простого – с человеческого фактора. Мы уже сказали, что не каждый человек является креативным по своей природе. Не каждый умеет рисовать, писать, музицировать и т.д. И в тоже время не каждый человек способен одинаково хорошо писать научные статьи и литературные рассказы. Именно поэтому каждый человек должен понимать, что у него получается лучше. Именно в том направлении и работать, а не в другом.

Читайте также  Обзор гитары Gibson SG

Второй элемент разграничения – не каждый мыслит нестандартно. Для процесса творчества важно придумывать, находить, обобщать, создавать и т.д. Но мыслить нестандартно в науке – это придумать такой новый подход к исследованию чего-то, что раньше не просто не учитывалось, а что даже не подвергалось попыткам анализа. Причем это «новое» должно быть сродни последствиям системного кризиса 1970-х гг. — когда на смену одной социально-экономической логике пришла другая с абсолютно другими принципами функционирования реальности. В искусстве это действует в соответствии с теми же категориями. Придумать диаметрально новое направление в искусстве, как к этому подошел отец французской трагедии Пьер Карнель, который не только представил публике новый жанр, но и сам стал одним из основателей нового направления в культуре Европы – классицизма.

Границей искусства и науки является и важная проблема – вымысел. Наше отношение к историческим вымыслам, особенно на примере отечественных фильмов о русской истории конца XIX – начала ХХ века, формулирует и проблему допустимости вымысла в двух сферах знания. В этом случае мы должны допустить, что в искусстве вымысел не просто возможен, он там необходим. А вот с вымыслом в науке все гораздо сложнее. Наука в целом претендует на четкое доказанное знание. Именно поэтому для науки элемент вымысла практически исключен. Хотя ведь можно и с долью художественного вымысла говорить о прогнозе погоды… Но ведь общество ждет от науки объективности и подлинности, как и того, что надеть завтра на улицу – шубу или комбинезон. Именно поэтому люди, склонные к излишней фантазии не могут заниматься наукой, они могут участвовать в обсуждении, могут быть даже экспертами (если это понимать в широком смысле), но никак не создавать научные проекты.

Проблема объективности – одна из важнейших проблем науки и искусства. Когда от ученых просят объективности, то мало задумываются о том, что любая объективность субъективна. Согласитесь, что для ученого объективность является самым центральным моментом создания готового научного продукта. В этой объективности не должно быть автора. В объективности не должно быть личного мнения. Объективность доказывается. Но при этом мы не должны забывать, что объективность для ученого зависит от тех детерминантов, которые он считает главными. При этом эти детерминанты практически не видны, ведь они представлены в совокупности с другими элементами. Искусство в этом случае не просто субъективно, но и должно быть таким, ведь «я художник, я так вижу». Именно поэтому наука и искусство будут отличаться друг от друга, не смотря на то, что средства и цели у них могут быть похожими.

Как мы видим, наука и искусства, не смотря на то, что очень похожи, имеют и значительные отличия. Однако, факт остается фактом – единственный стимул работать и в одной области, и в другой, — это возможность реализовать творческий потенциал человека, который для одного будет выражен в романе «Война и мир», а для другого во фразе «Думай иначе» и презентации нового iPhone, а точнее чего-то нового…

ИСКУССТВО И НАУКА: ЧТО ОБЩЕГО?

Искусство и наука — то, без чего человек с давних времен не может представить свою жизнь. Однако связаны ли они между собой? Или все же это две параллельные? Разбираемся в новом материале.

Наука и искусство — два мощных двигателя прогресса. Они являются субстратом творчества людей, их общей идентичности. В наши дни искусство и наука значительно независимы друг от друга, и это достаточно любопытное культурное явление. Чарльз Сноу в середине прошлого века с тревогой размышлял над проблемой «двух культур», где искусство и гуманитарные науки вступают в противоречия и конфликты с естественными и точными науками. Сноу пишет: «Две культуры противоположны мудрости человека, они вызывают извращение и трагедию свободы и творчества». Писатель замечает, что если вовремя не окончить эту острую полемику — а это возможно только через сближение, примирение «двух полюсов» — то человеческая культура может оказаться на краю пропасти.

Однако всегда ли искусство и наука были автономны? В прежние века, как, например, в эпоху Возрождения, их связи были значительно крепче. Философ Томас Кун отмечает, что в течение столетий — и во времена античности, и в ранней истории Европы — живопись наравне с наукой являлась областью, где был виден кумулятивный рост. Художники и критики с трепетом фиксировали плоды открытий в живописи — от сокращения в ракурсе до контрастов, тем самым стремясь к идеальному изображению природы. Леонардо да Винчи был только одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству, и только значительно позднее эти категории стали сильно различаться.

Михаил Ломоносов интересовался не только естественными науками. Его открытия в области физики, химии, географии, геологии, металлургии, астрономии действительно впечатляют. Но нельзя обойти стороной и его литературные заслуги: учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», знаменитую реформу стихосложения и, конечно же, его выдающуюся поэтическую деятельность.

Позднее примером слияния естественно-научного мышления с художественным стало творчество Гёте. Ему было близко неделимое на эти две категории изучение мира. Он также считал, что и ученый, и художник воплощают одну цель в своих творческий усилиях – постижение тайн мироздания. И именно через такую оптику сам Гёте видел свою деятельность, не допуская относиться к себе исключительно как к поэту. Такой исследовательский метод привел Гёте к открытиям в остеологии, минералогии, метеорологии, ботанике, в учении о цвете.

Промышленная революция создала эпоху специализации, когда наука обособляется, а ее открытия позволяют освещать те области, которые еще недавно были таинственными и малоизученными. Искусство же двигалось своим путем, все больше игнорируя науку. Разумеется, эта взаимная удаленность давала каждой из этих сфер возможность предельно сконцентрироваться на собственных достижениях. Со временем быть образованным человеком уже не значило разбираться в этих сферах.

Сегодня наука и искусство все еще стоят вдалеке друг от друга, однако эти области сообщающиеся. Искусство традиционно использует научные знания: математические и оптические представления влияют на развитие архитектуры и живописи. Но бесспорен и тот факт, что искусство способно принести ученому плодотворные интуиции, одарить его тонкими смыслами, увеличить его чувствительность, способность анализировать, расширять горизонты умственного созерцания.

Наука и искусство

Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя -науку и искусство. Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании деятельности преследующего свои цели человека. Человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира.

Читайте также  Friendly Fires возвращают восьмидесятые в клипе Silhouettes

Наука и искусство не только влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое — в области тайн природы, второе — человеческой души. Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, Мало того — это его заглавная, извечная цель. Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогрессе, но нельзя сказать, что ее искусство богаче, глубже, ярче искусства Итальянского Возрождения, Французского искусства XVIII века или Русского искусства XIX столетия.

Искусство веками накапливает ценности, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты — это кусочек пройденного пути. Срок жизни научного произведения мал, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.

Но наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта — правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлось только искусство. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе. И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства.

В прошлом столетии, когда наука, а вслед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи. Теперь же фронт исследований в наиболее развитых науках углубился до такой степени, что делать это трудновато.

Воздействие научно-технической революции на все сферы нашей жизни никто не может отрицать — настолько это очевидно. Но как не парадоксально, а воздействие современной и не только современной науки и техники на художественное творчество многие годы дискутируется в специальной массовой печати. Научно-техническая революция является вторжением будущего в настоящее. Речь здесь идет о небывалом развитии науки и техники, средств коммуникаций, информации, росте населения земли.

В прошлом литература не очень-то отставала от явлений технического прогресса. В наше время наука и техника по воздействию на человека, его психологию и мироощущение превосходит его традиционные виды художественного творчества. Как мы видим, признается глобальное воздействие научно-технической революции на все человечество, кроме художественной литературы — человековедения, хотя, разумеется, верно говорится, что цель ее в образной форме как можно полнее осмысливать и отображать проблемы своего времени.

В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция — вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества, но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть. Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: